Юноша должен добыть львиную шкуру, пока в его хижине не плачут дети.
Опытному старцу более пристало охотиться на попугаев.
Н'Бодо
После выхода патча 1.2 рейнджеры стали заинтересованы в том, чтобы не просто разбить супостата, но сделать это максимально быстро (раньше скорость учитывалась минимально). Тому, как этого достичь, и посвящается статья.
Стадия первая, или «Где деньги, Зин?»
Многие старые вояки считают, что первые годы своей трудовой жизни «салага» рейнджер должен проводить тише воды, ниже травы, торговать, возить грузы для правительств, в крайнем случае - помаленьку пиратствовать, а клисанов - ни-ни, не трогать. В крайнем случае, чтобы избежать общественного порицания, заглянуть в систему, где коллеги уже ведут бой, пальнуть разок-другой да подобрать плохо лежащую протоплазму. Пока - учат нас великие - вы не обзавелись приличным снаряжением, лезть к клисанам незачем.
Возможно, в чем-то они правы... Но это - не наш путь.
Для того, чтобы начать успешную карьеру бойца, вам нужно ровно одно «элитное» оборудование: более быстрый движок. Никуда не денешься: на реакторном двигателе много не налетаешь.
На него, понятно, тоже нужно заработать. И те, кто не обременен избыточными моральными принципами, знает, как: пиратством или отсидкой. Бывалым ветеранам аркад можно посоветовать битвы в гиперпространстве... но я не буду спешить с такими советами: добыча там стоит копейки, а риск велик. Тогда как старые добрые лайнеры вас не обманут: поделятся денежкой. Разумеется, корабль нужен для этого не торговый, а военный.
Тем, кто предпочитает путь мудрости и страданий, и тем, у кого корабль слабоват, можно порекомендовать отсидеть. Сделать это несложно. Выберите планету, проще всего - малокскую, завезите им туда порцию алкоголя и продайте по одной тонне несколько раз, не выходя из режима магазина. После этого как ни в чем не бывало взлетайте - и садитесь обратно. Уютная зимняя квартира с видом на лесоповал вас уже ждет.
В дальнейшем тюрьма перестает быть выгодной (за несколько месяцев срока можно честно заработать намного больше), но в начале это - самый быстрый и легкий способ получить капитал, которого хватит на двигатель и пару пушек. Деньги в тюрьме приносит только карточная игра (при условии достаточного ума, который зарабатывается в библиотеке и игрой «по маленькой»); чем больше срок, тем больше вы заработаете в пересчете на «единицу времени», поскольку на первичную тренировку ума уходит немало дней. Не забудьте только, прежде чем садиться, обзавестись какой-никакой расходной суммой.
Откуда ее взять? Конечно, к вашим услугам торговля, но для начала искренне рекомендую вам продать сканер, если ваш корабль им укомплектован. Этот инструмент настоящему рейнджеру не нужен никогда: для оценки боевых возможностей соперника ему достаточно данных радара, а именно: массы вражеского корабля и скорости, которые сравниваются с собственными. Главное - скорость, от нее зависит возможность перейти к «плану Б». А потому смело продайте сканер и никогда больше не занимайте им место в трюме.
Между прочим, для «низкого старта» неплохо быть гаальцем. Их снаряжение можно дороже продать, да и квестов у гаальцев побольше, чем у остальных.
Это интересно: пока не подготовитесь воевать всерьез, не стоит сдавать плазму вообще. Дело в том, что, пока вы в первый раз не сдадите протоплазму, никто не устыдит вас за то, что вы отлыниваете от общего дела! Время, в течение которого вы не работаете, считается только после того, как вашу активность впервые зарегистрируют в рейнджерском центре. Так что, если не желаете сдавать протоплазму регулярно - просто не ходите туда...
Итак, деньги есть? Вам понадобится тысяч 15-20, для чего может хватить одного-двух сроков.
Теперь приобретаем двигатель, корпус чуть побольше, пушки, и - на охоту!
Курс молодого охотника
Только и слышишь: эгемон, эгемон! - фыркнул бывалый рейнджер Фейриаган. - Чтоб вы знали: эгемона всякий забьет, если при нем нет катаури. Вот катаури завалить - работенка посложнее. Он на месте не стоит, по полчаса не разворачивается!
Говорят, для охоты на крупные корабли врага надо тренироваться долго и упорно. Отчасти это так, но только отчасти: в начальные годы, пока клисаны еще тоже не успели «закрутеть», они могут быть для вас достаточно легкой добычей.
Только не вздумайте принять всерьез то, что вам говорят на военной базе: дескать, вы можете здорово помочь, если освободите одну из соседних систем. Конечно же, надо лететь туда, где уже кто-то воюет, и пользоваться чужими спинами активно. Не беспокойтесь - они не преминут воспользоваться вашими.
Ваше основное оружие - скорость. Пушки ваши должны быть дальнобойными: а потому забудьте о разрывных орудиях и фазерах Келлера. Вы должны действовать на пределе дальности, и будет очень грустно, если у катаури этот предел окажется длиннее.
Когда клисанская эскадра видит вас, она направляется в вашу сторону. Вы, разумеется, поворачиваетесь и двигаетесь прочь. Приближаться есть смысл лишь тогда, когда клисаны нацелились на одного из ваших коллег (и, судя по показателям радара, этому коллеге еще не грозит срочное переселение в мир иной).
Через некоторое время гонки клисаны распределяются на несколько групп - по скорости. Впереди - мутята, дальше - рогиты, потом катаури... В одном классе тоже может начаться деление - те, что потяжелее, останутся сзади.
Но обычно полного вытягивания в цепь не получается: враги летят группками, эскадрами. А для начала вам и одного мутенка более чем достаточно. Поэтому надо еще растянуть группу.
Кроме того, совсем не замечательно, если враги летят прямой цепочкой вслед за вами: это гарантирует отсутствие трофеев, ведь остановиться, чтобы их подобрать - на ранней стадии самоубийственно, а, пролетая через «поля протоплазмы», клисаны их расстреляют. Поэтому надо постараться выстроить их «лесенкой».
Это идеальное для наших целей построение клисанов - «лесенкой» - достигается многократными поворотами на границе карты. Прелесть его еще и в том, что клисаны не могут расстрелять трофеи. |
Делается это при помощи крутых поворотов; если вы оторвались от врага на расстояние, большее, чем он пролетает за ход, то поворот примерно на 30 градусов в сторону сделает из колонны противника «косую шеренгу», которая потом постепенно выстроится в новую колонну. Правда, праздник может изгадить медлительный эгемон, который отстанет настолько, что предвосхитит ваш следующий поворот...
Рейнджер Фейриаган совершенно прав: когда вы прикидываете, «по зубам» ли вам очистка системы, считайте не нондусов, а катаури. Нондус и эгемон слишком ленивы и медлительны; ничего они вам не сделают, если у вас дальнобойные пушки и хороший двигатель (а если нет, то какого пеленга вы делаете в клисанской системе?!). А вот катаури - те растут так же, как и вы, корпус у них обычно не хуже вашего, и вообще... С одним справиться - дело нехитрое, но два-три могут вас задержать очень надолго. За это время родятся новые катаури...
Шкура вашего первого нондуса должна быть добыта и повешена над камином не позднее 3002 года. Потом это будет гораздо труднее! Кроме того, призы за военные звания, похоже, рассчитаны именно на такой прогресс: если в 3015 году награда за капитанский чин вызывает кривую усмешку и реакцию «немедленно продать!», то при скоростной карьере вы имеете шанс получить действительно ценные призы, даже и такие, которых в продаже еще в принципе нет. Хотя, конечно, никто не гарантирует, что вам не преподнесут новейший сверхмощный уникальный... сканер.
Учтите, что с момента, когда вы начали успешно бить клисанов, торговля становится лишь редким эпизодом в вашей жизни. Вы зарабатываете трофеями и миссиями. Причем миссии, которые требуют чего-либо, кроме доставки контейнера из пункта А в пункт Б, часто стоит не брать, чтобы сэкономить их на будущее (когда оплата значительно возрастет).
Разумеется, клисанскую обшивку вы предпочитаете сдавать на научные базы, правда?
На что надо отвлекаться всегда - это на черные дыры: покуда вы не обзаведетесь «джентльменским набором» из нанитоидов, локализатора взрывной волны, пси-ускорителя, отморозков и черной жижи, новообразованные черные дыры следует изучать со всем мыслимым прилежанием. Можно - на автопилоте.
Впрочем, беря квест в варианте «потруднее» (что вполне доступно с приличным движком), вы существенно увеличиваете вероятность того, что артефакт преподнесут вам в дар. Так что аркадоненавистники смело могут обойтись и без черных дыр.
Это интересно: на самом деле можно (хотя и очень непросто) пройти игру вообще без единого выстрела! Надо всего лишь зарабатывать торговлей и квестами, а также злобно красть трофеи у «коллег»-рейнджеров. Правда, кое-какое боевое оборудование все же понадобится: по меньшей мере, дроид. Иначе на ремонте разоришься... Разумеется, концовка - разговор с Махпеллой при помощи коммуникатора. Таким путем едва ли войдешь в список рекордов, но будет чем похвастаться...
Золотой век рейнджера
На легких уровнях у рейнджеров наступает золотой век. Это - период, когда в продаже есть ретракторы, а клисаны в массе своей ими еще не обзавелись.
Ретрактор используют немногие: в самом деле, 6-10% скорости - это немного. Однако ретрактор - это то самое средство, которое поможет вам строить «лесенки». Вы никогда не стреляете из ретрактора по ближайшему врагу, если у вас их несколько; вы замедляете следующего за ним. Пока у вас есть ретрактор, а у супостатов - нет, вы сможете простейшим оружием расправляться с целыми эскадрами клисанов. Вам по зубам и нондус, и даже эгемон: приличных ремонтных дроидов (тьфу, черт, биорегенераторов) у них еще нет.
Жаль, что эта радость слишком скоро кончается. Впрочем, артефакт, именуемый «отморозками», поможет вам в будущем.
Не тратьте время и силы на пиратов в эту счастливую пору! Рейнджеров-пиратов без нужды вообще не стоит трогать: какой ни есть, а все же поможет отбить клисанскую атаку. Не можете же вы быть везде одновременно...
Пору, когда ретрактор пора снимать с вооружения, нетрудно вычислить. Если вы убиваете мутенка одним, от силы двумя залпами - то без ретрактора уже можно обходиться.
Но не раньше.
Если закончился бензин...
Бывают порой такие прискорбные случаи: прилетел рейнджер в какую-то звездную систему, а там - клисаны; то ли не посмотрел он как следует на карту, то ли просто другой точки перехода поблизости не нашлось, а убегать надо было...
И рад бы рейнджер убежать, да вот незадача: бак у него пуст, никуда не упрыгаешь, и подзарядиться негде - системой правят клисаны. Что делать? Взывать к великому и могучему save/load?
Можно, конечно, но этот путь - не для настоящих мужчин. Если вы наделены толикой находчивости, вы не пропадете и в такой ситуации. Ибо из нее есть как минимум два выхода (не считая полного истребления супостатов и освобождения системы).
Захватим в баки солнечный ветер! |
Путь первый выглядит экстравагантно: вы твердой рукой сжимаете руль и правите... точно на середину звезды. Конечно, вам жарко, больно, и хиты слетают; однако это не так страшно, как может показаться. А в это время в силу загадочных физико-химических процессов в баках образуется топливо. Видимо, солнечные батареи работают?
Рейнджер возомнил себя клисаном и нацепил протопузырь с плазмощитом... |
Есть и еще один вариант - правда, он предполагает, что вы в силах завалить мутенка-другого.
Как ни странно, далеко не все рейнджеры задумывались над простым вопросом: как и на чем летают клисаны? Нет, я знаю, что на мутятах и прочих эгемонах, но зачем служат все эти вылетающие из них зелененькие штучки?
Имейте в виду: примерно половину из них можно ставить на свой корабль. Например, самая частая деталь - протопузырь - есть не что иное, как топливный контейнер, и, если он не пуст, вы отлично долетите до дома на протопузыре вместо бензобака! Можно, кстати, вооружиться и плазмощитом, и жабродюзами (двигатель!), и многим другим. Хотя обычно такое дело себя не оправдывает.
По тылам
Охотнику на пиратов стоит подумать трижды, прежде чем посетить пеленгскую систему. У них пираты охраняются государством... |
Прошло некоторое время, и вам уже хочется приложить руку к «большой войне», то есть начать освобождать системы. И - как и многие до вас - с отвращением убеждаетесь, что на коллег положиться трудно. Отражать клисанские атаки - на это они еще как-то способны, а вот с освобождением систем - дело швах. Скоординировать усилия им удается с трудом, вам об их планах не сообщают... Увидев же плывущую стаю нондусов, доблестные вояки храбро бросаются наутек.
Можно обзавестись ручным рейнджером, натренировав лидерство; это помогает, и даже неплохо, хотя ваш подопечный почти наверняка окажется последним трусом и уж точно не освоит передовую тактику «перемещения на пределе дальности пушек». Зато он выполнит свою основную задачу: отманит на себя часть клисанов, пока будет удирать. И потом вернется, чтобы еще раз отманить стайку катаури от вас. А большего, на самом-то деле, и не надо.
Это интересно: не берите напарников из пеленгов и фэян. Из-за первых вы запросто можете оказаться в бою с военными, и в бою пеленги будут заниматься в основном расхищением протоплазмы. А фэянин сбежит при первом удобном случае, стоит мутенку громко крякнуть. Лучшие напарники - малоки: не бегут до последнего.
А можно бить врага там, где он вас не ждет...
Для этого придется прибарахлиться картами, а также - в дополнение к движку - приличным баком, и лучше бы еще и черной жижей.
Дело в том, что господа нондусы имеют честь пастись в основном на фронте. А тыловые системы клисан - там живет порой всего один катаури, пара-тройка рогитов да выводок мутят. Мне доводилось очищать такие системы в одиночку за несколько ходов...
Где, черт подери, сидит эта Махпелла?
Среди вопросов, волнующих мировую общественность, этот - далеко не последний. В самом деле: работал, как проклятый, снабжал ученых кусками клисанского филе, получил коммуникатор - и где теперь искать Махпеллу?
Судя по манере вести диалог, Махпеллу программировали на языке Форт... |
Иногда вы напарываетесь на нее внезапно. Но чаще приходится целенаправленно ее искать, и, если дела рейнджеров не совсем блестящи, это может занять немало времени.
Надо иметь в виду в первую очередь вот что: если клисаны прибывают из системы А в систему Б, то с вероятностью процентов 70 в системе А находится Махпелла.
А значит, посмотрим, где недавно объявлялись клисаны...
Порой вам «везет», и вы видите, как в систему прибывают свежие клисанские силы; после этого по местонахождению «порталов» проще простого вычислить Махпеллу. Расстояние не важно, только направление. Есть системы, которые Махпелла почему-то просто жаждет «продезинфицировать», и посылает туда корабли с регулярностью часового механизма.
Но часто приходится искать ее без посторонних подсказок. Да и деятельная натура рейнджера не позволяет неделями ждать очередной волны клисанской атаки.
Только что атаковали Ицар и Алиот: не надо быть семи пядей во лбу, чтобы заподозрить Вакхар. Впрочем, и Наккар тоже вероятен. |
Сразу отбросьте тыловые системы, где нет свободных соседей. Отбросьте и те, где вот уже несколько ходов идет бой: увидя Махпеллу, даже самые храбрые рейнджеры обычно переходят к плану «Б». Просмотрите в первую очередь те системы, которые лежат между двумя недавно атакованными (клисанские, разумеется) - и, вероятно, успех будет за вами.
Дальность прыжка клисан не соответствует их двигателям: видимо, Махпелла отправляет их пинком... Но в любом случае эта дальность ограничена - приблизительно 45 единицами.
Это интересно: ментальный коммуникатор не работает, если вы не нашли систему с Махпеллой, а дождались ее прибытия к вам в гости. Чтобы поговорить с Махпеллой, надо, чтобы она оказалась в этой системе раньше вас.
Советы дядюшки Гарпагона
Лишних денег не бывает. Рейнджеру деньги даются непросто, особенно в начале его карьеры, и стоит позаботиться о них, чтобы они позаботились о вас!
Основные статьи расходов - это покупка нового снаряжения и ремонт старого. Вот на ремонте неэкономная молодежь тратит куда больше, чем следовало бы!
Чинить аппаратуру следует на военной базе - и ни на какой иной, исключая только ремонт артефактов. Особо рьяным пиратам можно использовать «профессиональную» базу, остальные - милости просим к воякам.
Собираетесь чиниться на научной базе, чтобы исправить артефакты? Отлично, но сперва почините стандартное снаряжение при помощи военных. В сумме два ремонта встанут вам дешевле, чем один полный.
Если до домашней планеты недалеко - для ремонта не поленитесь слетать туда. Будет намного дешевле. Или там, или на базах из той же системы.
Перед тем, как намеренно лезть в бой, не забудьте купить хоть какого-нибудь (а лучше бы - приличного) дроида. И после этого за деньги чинитесь только в том случае, если скрылись от врага на планету и собираетесь взлетать прямо в его нежные объятия. Казалось бы, это очевидно - но вы диву дадитесь, когда узнаете, сколько рейнджеров платят за то, что может бесплатно сделать их дроид.
Из всех артефактов для нас важнейшими являются нанитоиды. Пока вы не добыли их, каждая черная дыра и каждый солидный планетарный квест должны вызывать у вас самый живой и горячий интерес.
Обзавелись нанитоидами? Отлично, вы сэкономили кучу денег. Теперь только пусть клисанские запчасти не залеживаются у вас в трюме: глупым роботам совершенно все равно, что чинить - насущно необходимый движок или клисанские уши. Все пушки вот-вот выйдут из строя, бак пробит - а эти мелкие балбесы самозабвенно латают потертый протопузырь. Продавайте все лишнее барахло - облегчите нанитоидам выбор. Кстати, порой не грех то, что подешевле, подремонтировать за деньги на военной базе поштучно - пущай нанитоиды чинят только дорогие устройства.
Вторым по ценности для любого завзятого жадины артефактом является вовсе не черная жижа, как думают некоторые, а локализатор взрывной волны. С ним воин может переключиться на заработки только торговлей клисанскими запчастями.