В Rise of Nations восемнадцать различных наций и все они очень разные. В предыдущих номерах мы описали стратегии для двенадцати - пришла пора добить тему и рассказать о стратегиях игры за последнюю шестерку наций. Мы поговорим про монгольские набеги, нубийские богатства, римские империи, русскую зиму, испанских мореплавателей и про турецкие пушки.
Монголы
Выстраивая характерные черты для каждой нации, разработчики в первую очередь использовали исторические стереотипы. В истории монголы прославились своими завоеваниями и степными набегами. Поэтому в игре альфа и омега монголов - кавалерия, особенно их традиционные конные лучники. Главная и единственная стратегия монголов - непрерывные и частые набеги. Они абсолютно необходимы для победы, ведь экономических плюшек у этой нации нет.
Играя за моголов, можно применить тактику быстрой атаки. Проберитесь в классическую эпоху, разработайте вторую военную науку, отстройте три конюшни и устройте набег, замедляя развитие экономики соперника - так вы сможете выгадать для себя время. Набегайте с умом, чтобы расходы на армию окупились экономическим отставанием врага.
Монголы в древности любили осаждать китайские крепости. |
Дело тут еще в том, что монголы после исследования второй военной науки при постройке конюшни получают бесплатного конного лучника. В Средние Века вы легко сможете устроить опустошительный рейд, пользуясь бесплатными лучниками и построенными на сэкономленные деньги рыцарями. Сочетание абсолютно убойное - рыцари ликвидируют легкую кавалерию, а лучники разберутся с местным населением.
Строить рыцарей монголам не так накладно, ведь все их всадники быстрее строятся и обходятся дешевле. Цифры тут не очень большие, но тенденция налицо - разработчики просто подталкивают вас на массовое использование конницы. При этом не надо забывать о том, что большие армии очень дорого обходятся. Если вы хотите сэкономить на конных лучниках, то отстраивайте несколько конюшен уже после того, как заполучили средних размеров конную армию.
Монголы получают дополнительную единицу еды за каждый контролируемы ими процент карты. Таким образом, расширяясь, вы одновременно решаете свои проблемы с питанием, не тратя дерево на постройку ферм. Надо лишь прихватывать чуть больше территории, чем это вам нужно. Правда, это не главная цель, а побочная, так как эффект не очень большой.
Наконец, у монголов очень хорошие отношения с партизанами. Во-первых, все их отряды получают лишь половинное повреждение от партизанского сопротивления, что позволяет глубже продвигаться во вражескую территории и дольше там находиться. А это означает облегчение условий набегов на города. Единственная нация, которая нивелирует этот монгольский плюс - это русские с их усиленной партизанщиной. В остальных случаях беспокоиться не надо, вы успеете сделать рейд и уйти, прежде, чем сопротивление серьезно повредит ваши войска.
Во-вторых, монголы получают бесплатно все улучшения, касающиеся ослабления партизан врага - это тоже очень сильная черта. А вывод из всего вышесказанного прост: монголы должны постоянно и грамотно устраивать набеги - только это поможет этой воинственной нации удержаться на плаву и победить врагов.
Нубийцы
Об африканской цивилизации нубийцев разработчикам, похоже, было известно мало и поэтому их решили, от греха подальше, сделать экономической нацией. Три кита, на которых основан успех нубийцев - это рынки, торговля и редкие стратегические ресурсы. Игра на рынке позволяет нубийцам вовремя ликвидировать перекосы в экономике, если таковые возникнут. А такие ситуации у неопытного игрока встречаются очень часто. Важно понимать, что при игре за нубийцев необходимо уделять большое внимание разработке ценных редких ресурсов. Если вы играете против этой нации, регулярно обследуйте карту и выносите нубийские торговые базы, это подорвет их экономику (разорятся на постройке новых торговых баз).
Нубийцы - нация экономического благоденствия. |
Играя за нубийцев, нужно учитывать, что одно из самых полезных для них чудес света - это Фарфоровая башня, которое, вместе с их природной сметкой, сделает эффект от редких ресурсов просто ошеломляющим. Не забудьте и то, что обнаружить для нубийца редкий ресурс - это очень легко, так как у них нюх на эти вещи, и на открытой территории ресурс будет виден им сразу. Это позволит сразу и быстро, как только появится такая возможность, послать к открытым ресурсам двух-трех торговцев. Торговцы будут собирать ресурс с высокой скоростью (выше на пятьдесят процентов), поэтому «закрывайте» все ресурсы, что найдете - это окупится сторицей.
Если вашу торговую базу ликвидировали, немедленно стройте нового торговца. Сделать это будет нетрудно, так как с самого начала игры у вас будет рынок. Даже если не хватает какого-нибудь ресурса, не беда - нубийцы и торговать (продавать и покупать на рынке ресурсы) могут тоже с самого начала. На ранних стадиях игры это помогает создавать много торговцев и караванов - и их, разумеется, надо строить.
Вот он какой - нубийский воин. |
К слову, караванов у вас тоже будет больше, чем у остальных. Предел максимального количества «верблюдов» у нубийцев выше на единицу. Эта единица может дать вам очень много денег, особенно со временем, когда ценность караванов возрастет. Наконец, строительство этих самых караванов, рынков и торговцев обходится нубийцам в два раза дешевле, что просто навязывает вам стратегию усиленного экономического развития. Стройте рынок в каждом городе и так рано, как только можете (естественно, после ферм или других критичных добывающих построек), запускайте караваны и не забывайте про редкие ресурсы. И вас никогда никто не победит!
Римляне
Римляне более склонны к обороне, чем к нападению. У них есть огромные возможности по захвату территорий, а из их уникальных отрядов можно особо отметить «противопехотные» легионы.
Бравые легионеры - костяк ранней римской армии. |
Играя за эту нацию, можно использовать любопытную стратегию, называемую «заталкивание врага границами». Постройте второй город, и на его краю организуйте форт. К окончанию его постройки у вас уже должен быть третий город и вторая гражданская технология. Третий город необходимо строить далеко - так далеко, как только возможно. Не забывайте про караваны. Следующий форт стройте как можно ближе к главным городам соперника - он станет для вас базой для организации нападений. Наскрести на него средства может быть тяжело и, если у вас не хватает денег, можете снести ваш первый форт.
Теперь стройте казармы и конюшни, формируйте армию и следите за врагом. Выясните, откуда он соберется напасть. Не забывайте про нападения сами, это позволит вам привлечь к себе его внимание. Благодаря форту у самых его границ, у вас будет серьезное преимущество. Дело в том, что все римские форты расширяют ваши границы намного эффективнее остальных. Одним-двумя отстроенными фортами вы очень далеко раздвинете свои границы и можете даже загнать противника в угол. Если форт построен у вашего города, то подход войск врага не останется незамеченным. Чтобы использовать это преимущество наилучшим образом, не забывайте про улучшения фортов. Строить эти сооружения вам будет удобнее и выгоднее, так как они вам обойдутся на четверть дешевле и могут строиться римлянами с самого начала игры. Это еще одна причина строить их рано и помногу.
Для военных целей у римлян есть еще одно преимущество: с постройкой казарм они получают бесплатных тяжелых пехотинцев, притом, сначала одного, с пороховой эпохи (третья военная наука) - трех, а с индустриальной эпохи (пятая наука) - пятерых. (К сожалению, при восстановлении разрушенных казарм это свойство не действует.) Таким образом, вы сможете разбавлять свои войска бесплатными легионерами и устраивать ранние атаки - например, классическую раннюю атаку пятью отрядами тяжелой пехоты и парой отрядов легкой пехоты в древнюю эпоху. И, конечно, не давайте врагу разрушать ваши казармы - это очень опасно для вашего военного потенциала.
Легионы у римлян победоносны, но, если вам мало той пехоты, что пришла к вам с казармами, то можете строить новую, такую же тяжелую. Она немного дешевле у римлян и двигается чуть быстрее (почти как легкая пехота).
Русские
Русских разработчики сделали оборонительной нацией. У русских не только огромные прибавки к партизанщине, но и бесплатные улучшения партизанских эффектов. Легкая конница русских обладает неплохими боевыми качествами, и особенно эффективна против вражеского снабжения. Снабженческие фургоны русские выносят очень легко - давайте вспомним Бородино и лихие казачьи рейды по тылам Наполеона.
Если вы будете расширять свою легко обороняемую территорию и использовать легкую конницу для патрулирования границ, то все остальные силы сможете бросить на отстройку экономики. Если вражеский игрок или компьютер нападет на наш порог, шашки наголо - выбив снабженцев в армии вторжения, вы обречете врага либо на быстрое отступление, либо на смерть от партизанского сопротивления.
Казачий набег. |
Особенно полезно для русских бывает отстроить Колизей или Кремль - при этом русская «дубина народной войны» начинает буквально жечь захватчикам пятки. Могу еще посоветовать нападать на врага, чтобы затем заманивать его войска на свою территорию. Но если вы, играя за русских, вовремя не уделите внимание экономике (экономически направленных свойств у русских, к сожалению, нет), то более сильный в экономике враг сможет вас задавить.
Границы России расширяются на единицу с каждой дополнительно разработанной гражданской технологией. Это позволит вам незаметно окружать своими границами врага и собирать большие налоги. Также у них неплохо обстоят дела со шпионами - бойцы невидимого фронта обходятся дешевле и после использования своих умений не «засвечиваются» - проживут в бою дольше. Натравливайте шпионов на армии врагов, особенно на их осадные орудия и снабжение.
Нефть у русских добывается с прибавкой в одну пятую, и это помогает в позднем развитии, особенно с ядерным оружием и с уникальными танками.
Испанцы
Испанцы издавна слыли моряками и исследователями. Колумб - один из них. |
Испанцы - нация исследователей, нацеленных на раннее исследование руин. Они начинают с двумя продвинутыми разведчиками (ходят быстрее, видят дальше) и с полностью открытой картой (естественно, туман войны остается). При этом лучше брать управление разведкой в свои руки, чтобы проверить углы карт на предмет руин. Сразу разработайте план добычи ископаемых - вы знаете, где они находятся.
Руины приносят испанцам намного больше ресурсов, чем остальным, это поможет вам в условиях раннего старта. Иногда руины можно не открывать сразу, а оставить на потом, ведь с каждой научной технологией количество ресурсов увеличивается на тридцать пять единиц. Стройте храм, исследуйте эпоху и науку - после второй науки вы будете получать по сто единиц с руины. Неплохо? В зависимости от того, как пойдет игра, можно попробовать разработать третью научную технологию, чтобы получать сто сорок единиц с руины. Жаль, что руины рано или поздно кончаются. К этому времени вы уже должны полностью использовать своих суперскаутов и информацию о ресурсах на карте, чтобы получить экономическое преимущество перед соперником.
Из не столь важных испанских плюсов можно отметить бесплатный корабль при постройке дока (до индустриальной эпохи). Этого, конечно, мало, чтобы безраздельно контролировать моря, но поддержка лишней не бывает.
Турки
У турков вся сила заключается в их осадных орудиях. Уникальные дальнобойные и мощные пушки встречаются у них только в пороховую эпоху и эпоху просвещения, но это, разумеется, не все. Все остальные преимущества турков тоже заточены на эффективные осады, и о них я расскажу чуть ниже.
Предлагается следующая стратегия: исследование первой военной науки, переход в классическую эпоху, исследование второй науки. Если вы сможете себе позволить по две фабрики и конюшни, то мобилизуйте нескольких легких кавалеристов и совместите их с парой-тройкой катапульт. При этом не забывайте восполнять потери в коннице. По затратам еды это будет недорого, а вражеские города сильно пострадают от катапульт. Если у соперника не окажется под рукой сильной армии, то город он потеряет очень быстро, а вы еще быстрее его ассимилируете.
Все осадные турецкие орудия стреляют и видят дальше. Это позволяет не просто обстреливать город издали, под защитой армии, но и избегать ответного огня со стороны оборонительных зданий. При этом желательно не просто держать армию рядом с пушками, но защищать их со всех сторон, так как ваши осадные орудия легко могут стать первоочередной целью соперника. Если вы не хотите захватывать город, то дальнобойность все равно пригодится - вы сможете устраивать артиллерийский набег буквально с вашей границы.
Осада турками Константинополя. |
С каждой построенной фабрикой вы получаете две бесплатных пушки, или катапульты, или требюше - в зависимости от эпохи. С этой силой можно попробовать следующую стратегию. Добравшись до пороховой эпохи, создайте армию из янычар, пикинеров, чуть-чуть разбавьте ее конницей. Желательно иметь некоторое преимущество в военной науке. Это будет нетрудно осуществить, если вспомнить, что у турков есть способность тратить на треть меньше денег на военные исследования.
В час «ч» быстро постройте три-четыре фабрики, получив шесть-восемь пушек. Отправляйтесь на войну. При этом важно не допускать прихода к врагу подкреплений (стреляйте по военным объектам) и грамотно распоряжаться войсками. Стратегия немного рискована - если у врага сильная оборонительная армия, то пушки быстро будут уничтожены.
Горожане-турки на треть дешевле - это позволяет экономить еду и использовать многочисленных горожан для обороны города. Оборонять уже захваченные города позволяет уникальная способность турок ассимилировать города в два раза быстрее. Чтобы использовать это умение наилучшим образом, надо уметь защищать свежезахваченные города, подходить к этому вопросу, не наобум, а со всей серьезностью.
Заключительный штришок к описанию турецкого оружия - это бесплатные улучшения осадных орудий. Мелочь, а приятно и, самое главное, понятно, как использовать улучшенные орудия. Вражеским зданиям несдобровать!