Война — всего лишь еще один вариант разрешения споров. Конечно, многие вопросы можно решить исключительно мирным путем, но играть в «Викторию» и ни разу не вступить в войну? Вот только для того, чтобы победить в ней, нужно не только ловко созывать дивизии и направлять их на фронт. Для этого нужно задействовать сферы игры. Даже те, что на первый взгляд никакого отношения к войне не имеют. Поэтому не обессудьте — непосредственно о мордобитии многого вы не узнаете. А вот о том, как правильно к нему подготовиться — очень даже.
Наука — двигатель завоеваний
А ведь без нее действительно никуда. Да, можно выводить в мировые лидеры мелкие страны, можно завоевывать колонии и мелкие беспризорные государства. Но воевать с лидерами в области обучения солдат — дело совершенно бестолковое.
Эта мексиканская армия явно терпит поражение. |
Побеждать можно по-разному — качеством и количеством. Последнее — заведомо проигрышный метод. Однажды противник таки накопит достаточно войск и снесет вашу бестолковую армию с полей сражений. Но качество тоже бывает разным — за счет нового оружия или организации и боевого духа. Как ни странно, но лучше ускоренно поменяться технологиями и сделать армию хоть и однобоко развитой, но зато уж если правильно применять, то удар по врагу будет сокрушительным. За новое оружие отвечают легкое вооружение и тяжелое вооружение. С ними вы, в основном, повлияете на мощь придаваемых вашим войскам бригад. Хотя и сами войска не обидят. На высокий боевой дух влияют военная наука и руководство армией. Войска не так сильно стреляют, но зато будут воевать до последнего. А уж военная доктрина с ее танками на последнем уровне нужна абсолютно всем.
Это важно: последняя технология военной доктрины — вещь чрезвычайно редкая. И получить ее в обмен почти нереально. Поэтому в одиночной игре лучше бы записаться за 3 военных технологии до окончания списка и попытаться получить именно ее.
Это интересно: в игре у многих стран совершенно различные права. Так, США имеет право строить танки, но вот танковых бригад для них вы не получите. Конечно, так оно в первую мировую и было, но откуда тогда танковые корпуса у России?
Словом, выигрывать войны без военной науки легко можно только у туземных царьков. А страны, хорошо развившие свою армию, нужно превосходить, как минимум, втрое-вчетверо.
О промышленности еще будет сказано свое отдельное чрезвычайно веское слово. Но для того, чтобы было чему крутиться, вертеться и производиться, очень желательно выбрать несколько веток науки о промышленности полностью. Так, химия даст нам возможность производить топливо и электроприборы, механизация — механизмы, энергия — разнообразные двигатели, без которых не буде флота и танков. Ну, а одно-два исследования в транспортной инфраструктуре не только повысят производительность ваших заводов, но и ускорят продвижение армий к линии фронта.
Это интересно: высокая грамотность — путь к успеху в науке. Ухнув кучу денег на образование, вы рискуете сделать свою страну светочем культуры и тем самым вызвать зависть у ученых из окружающих стран. Самые прогрессивные немедленно сбегут в страну, столь продвигающую образование. Причем бегут не просто так, а тащат с собой технологии. Если кто не понял — в этом случае вам светят несколько бесплатных технологий в подарок. Но фокус этот можно провернуть только с великими державами — уж больно все плохо с образованием у прочих несчастных.
Как видим, для правильной войны прямо-таки необходима правильная наука. Но и это еще не все...
Какой же ты солдат без танка?
Для того, чтобы создать дивизию, мало собрать 10000 человек и выдать им винтовки. И вообще, кто завел речь о винтовках? Их-то, родных, и нет. А ведь нужны не только они, но куча всякого прочего невероятно полезного барахла. Конечно, можно накопить 300-400 тысяч денежек, широким жестом скупить весь рынок и в момент создать армию небывалого размера, коей в момент задавить не ожидавшего такой пакости противника. А если противник сам давно скупил все, что смог, а остальное копит, надеясь оставить вас с кучей совершенно безопасного для себя невооруженного народа? Тогда придется строить все военное самому. Ну, все не все, а некоторые приоритеты в развитии я все же подскажу.
Операция «клещи» — в самом разгаре. |
Первым делом надо производить отнюдь не самолеты, а куда более важное и стратегическое сырье. Например, такое, как сталь, консервы, спирт и удобрения. Ибо без первых двух армии вообще не будет, а на производстве стали можно неплохо и стабильно зарабатывать (еще бы — она нужна в любом металлическом агрегате). Кроме того, как только появится возможность, нужно производить боеприпасы, коих тоже понадобится неисчислимое количество. Более того, боеприпасы и сталь следует производить сразу на нескольких заводах, дабы не остаться без них, если они в один прекрасный момент надумают разрушиться. Позже те же боеприпасы очень пригодятся в производстве стрелкового оружия.
Чего-то эти испанцы все-таки боятся. |
Из прочего стоит обратить внимание на вино (все кавалеристы и некоторые бригады очень его любят), топливо (а какой танк поедет без топлива?), взрывчатку (вот для чего нужны с виду мирные удобрения), артиллерию (без них не создать артиллерийских бригад) и пароходы (вот она, основа современного флота). Это основа для создания более сильных подразделений. Особо хитрые могут обратить внимание на роскошную одежду и мебель, но не факт, что вы будете создавать бригады с их применением.
А вот дальнейшие продукты вообще не стоит продавать, если вы их начали производить — нечего усиливать потенциальных противников. Сюда входят электроприборы, автомобили, танки и механизмы. Не стоит думать, что, раз уж у меня сейчас накопилось 100 механизмов, то я прекрасно проживу, продавая лишние на рынке. Когда они срочно понадобятся для производства автомобилей, будет поздно.
Это интересно: это, конечно, не промышленность, но о некоторых чрезвычайно полезных природных ресурсах лучше не забывать. Это угля и железа можно накопать чуть ли не везде. А вот сера, резина и нефть так просто везде не валяются. Но если месторождения нефти хорошо известны, а сера весьма разбросана по земному шару, то про резину скажу просто — готовьтесь захватывать центральную Африку. И ваши автомобили получат отличные шины.
Один на один? Нет уж — у нас друзей полно!
Допустим, нам понравилась некоторая страна. А почему бы и нет? В ней вон дефицитной резины полно. Или кофе сразу в банках произрастает. Причем и того, и другого наши граждане жаждут со страшной силой. Вроде бы — самое время ее завоевать. Ан нет — сначала надо разобраться в ее дипломатических отношениях с другими странами. Может получиться так, что после выяснения обстоятельств воевать уже и не захочется. По крайней мере, именно с этим кандидатом на присоединение к вашей империи.
Итак, страну могут связывать с кем-то союзы. Не факт, что это страшно. Возможно, что один карлик договорился о взаимопомощи с другим. Эта форма дипломатических отношений самая простая и несет мало угрозы. Страна может оказаться чьим-то сателлитом — тогда разбираться придется уже со страной-покровителем. А у него могут быть свои союзники, и так далее. Но самый страшный вид союза — «гарантия независимости». При этом великая держава, гарантировавшая независимость, всегда вступит в войну, если на подопечную ей страну нападут. Причем такое покровительство возможно к любой стране, не относящейся к великим державам. Вывод здесь один — если у страны есть хоть один дипломатический контакт, то может закрутиться такая карусель, что не успеете опомниться, как будете воевать со всей Европой.
Это интересно: впрочем, вражеские союзы можно поставить и на пользу себе. Объявив войну крупной стране, вы нередко получаете в довесок войну от кучи ее вассалов. А это уже плюс — никакой серьезной угрозы эта мелочь не представляет, а вот потери престижа в связи с необходимостью объявлять войну им вас уже обойдут.
Вывод — союзы нужно подписывать и вам самим. Если собираетесь наступать — обычные, если нападают на нас — то оборонительные. И союзы лучше подписывать самим, тщательно выбирая союзников. Когда союз предлагают нам — хотят втянуть в какую-нибудь войну. Не верите — вступите в союз с Китаем. Очень скоро вас пригласят повоевать с Великобританией...
В атаку!
Ну вот, казалось бы, и все — воевать обучились, армию снабдили, все связи врага разведали, пора и повоевать немножко. Нет, теперь как раз наступило время непосредственной подготовки к войне. Итак, без чего же и война не война?
Перебежчик? Вовремя. |
Как бы вы ни были сильно развиты, но потери все равно нести будете. Отсюда вывод — на оборону для ускорения прироста потенциальных рекрутов потратиться придется. Хотя, если уж дела совсем плохи — переводите своих работников в рекрутов вручную. У некоторых стран успешно проходит мобилизация (при условии, что она подготовлена). Но в силу ошибок игры, например, у России мобилизация имеет обратный эффект. Поэтому перед ее использованием стоит записаться, чтобы не потерять все вместо приобретения нового воинства.
Дополнительный эффект, вытекающий из предыдущего — не обязательно кормить всю свою армию. При правильно поставленной мобилизации можно в мирное время свернуть дивизии на минимум, при этом с началом войны тут же развернуть войска на 100 процентов. Так и армии сыты, и деньги целы.
В игре существует понятие регулярных и колониальных или туземных дивизий. Неродные для вас войска проигрывают в организации и вообще слабее тех, что с вами одной плоти и крови. Но! Тут маленький сюрприз — содержание этих вояк обходится в 10 раз дешевле. А разница в качестве войск намного меньше! А уж 10 дивизий всегда разгромят 1 дивизию противника. Просто тупой силой задавят. Создавать же таких туземцев более чем просто — в любом государстве найдутся некоренные расы, которым прямая дорога в туземные солдаты. А, как уже мы знаем, китаец за чашку риса наворотит чуть меньше, чем ирландец, вволю наевшийся хаггиса.
Не обязательно тут же вводить в строй произведенные дивизии. Это может стать для противника большим сюрпризом. Но если основа вашей армии — киргизы, их дадут ввести в строй только в областях, где достаточно киргизов. Сомнительно, чтобы такие области располагались поблизости от прусской границы. Поэтому стоит заранее озаботиться проведением сети железных дорог, по которым ваши храбрые воины достигнут пункта назначения.
Кавалерийский корпус быстро доберется до восставших. |
В самих же сражениях нужно запомнить несколько важных вещей: окапывание, опыт, генералы и бригады. Окапывание — настоящее проклятье наступающих. Тех, кто научился полноценно окапываться, с позиций можно выбить только с жуткими потерями. Или, в качестве варианта — при большом численном превосходстве. Для возведения временных укреплений достаточно дать противнику несколько дней постоять на одном месте. Особенно вредны инженерно-саперные бригады, которые не только проделывают это быстрее, чем другие, так еще и с большим, чем обычно, эффектом. Хотя с окопавшимися неплохо справляются артиллерийские или (что будет гораздо позже) танковые бригады. Опыт больше помогает наступающим. Но какой-то эффект от опыта начинает ощущаться только тогда, когда он достигнет отметки 10. Если опыта меньше, то лучше на него и не рассчитывать. Генералы после патча 1,03 стали более ценными, и теперь практически невозможно, потратив лидерство, получить бездельника, которому ничего доверить нельзя. Поэтому при начале боевых действий сразу же закупайте генералов своим крупнейшим ударным группировкам. Бригады — они и есть бригады. Дивизия без усиления — это почти ничто, пушечное мясо. Поэтому, создав достаточное количество общевойсковых дивизий, формируйте специализированные, на которые и ляжет вся тяжесть побед.
Отчетливо видны китайские войска, уже влезшие на нашу территорию и попавшие в ловушку. |
Тактика боевых действий в игре, как ни странно, только одна — взятие в окружение и последующий разгром. Ее смысл опирается на 2 важных момента — возможность отступления только на свою территорию и сильный прирост дипломатии от уничтожения войск противника. Выглядит это следующим образом — ваши армии после объявления войны вторгаются на территорию противника, но не сплошным фронтом, а оставляя коридоры. Обрадованный этим враг влетает по этим коридорам на нашу территорию, торопясь захватить побольше провинций. Тут-то за спиной особо многочисленных армий и смыкаются наши армии. Все, отступать некуда, остается только добить самых проворных. Разумеется, начинать лучше с самых мощных вражеских группировок. И очень скоро противнику будет нечем воевать. А лобовые столкновения — дело совершенно бессмысленное. Сразу после отступления войска пополняются, хоть и теряют в боевом духе.
Вариантом этой тактики может послужить тот, когда коридоры заранее предусмотрены при помощи закрепившихся на позициях инженерных дивизий. Ни один здравомыслящий противник не полезет бить окопавшихся инженеров. Хотя есть данные о том, что, играя при включенном тумане войны, можно оставлять резервы на некотором удалении от линии фронта, а на передовых позициях окапывая цепочку одиночных дивизий. Противник не видит резервы и смело атакует, получая в ответ подход мощных ударных кулаков. Но в эту цепочку все равно лучше не ставить инженеров.
Основа армии всегда состоит из усиленных дивизий (хотя не обязательно усиливать вообще все), как правило — пехотных. Конницу для непосредственных ударов лучше не применять, все же ее сила не столь велика. Ее назначение — прорыв по свободным вражеским территориям и захват их за счет скорости, или несение полицейских функций в тылу или на только что захваченных территориях — никто лучше кавалерии не может успеть к местам восстаний. Также можно перехватывать противника при попытке уйти в тыл или при отступлении с поля боя. Но царица полей — все же пехота.
Немного о водоплавающих...
Честно говоря, владеть в игре флотом — дело не только дорогое, но и довольно бестолковое. А что вы хотите, если этот самый флот последовательно проходит несколько стадий в развитии, при которых полностью меняется оснащение этого самого флота кораблями. От парусных линейных кораблей — к дредноутам!
Поэтому лучше на флот все же не разоряться, а использовать его только в качестве транспортного средства для доставки сухопутных войск к месту назначения. Причем лучше сначала создавать плацдарм, захватив пару небольших стран на континенте, а лишь потом переходить к уничтожению самых сильных противников.
Для тех же, кто все же желает попробовать флот в деле — совершенно не нужны подводные лодки, ибо в любом количестве они только активно употребляют деньги, без какой-либо реальной пользы. Также не очень много пользы от минных заградителей и тральщиков.
А здесь поставьте вашу роспись!
И вот война закончена. Либо по предложению противника, озабоченного слишком серьезными потерями своих территорий и войск, либо с вашей стороны, если вы решили, что надо бы окончательно перевести под свое управление захваченное, подведя промежуточный итог. Что в таком случае влияет на согласие или несогласие противника с предложенными условиями?
12 провинций — неплохой вариант мира. |
Во-первых — военное истощение. Потери противника от постоянных войн могут быть настолько велики, что они будут готовы уступить вам все захваченные провинции, даже если вы захватили всего ничего. Во-вторых — количество захваченных вами территорий. Если вы захватили всего одну и надеетесь тут же перевести ее под свое управление, мирно добывая кофе, то расслабьтесь — никто вам ее не отдаст. Скорее, будут вести войну еще непримиримей. А вот захват 10-15 территорий действует на противника охлаждающе, и часто он готов поделиться частью того, что уже и так потерял, и не воевать дальше. В-третьих — потери войск. Имеются в виду не сильно измотанные тяжелыми боями дивизии, а уменьшение этих самых дивизий в количестве. То есть важно не довести численный состав 5 дивизий противника до 500 бойцов в каждой, а уничтожить хотя бы 3 из них, пусть даже остальные не потеряют ни одного бойца.
Это интересно: захватить, а не делить по кускам, можно любую страну. Достаточно полностью оккупировать все ее территории. Только вот, если с Пруссией это проделать несложно, то с Великобританией будут проблемы — уж больно много у нее колониальных территорий по всему миру.
Не стоит ставить свою подпись под первым же предложением мира. Если предложили — предложат и еще раз. Но не надо и тянуть лишнего — можно же тут же начать новую войну с другим противником (с этим уже мирный договор, который вряд ли нарушат).
Конечно же, бывалые стратеги смогут найти и другие варианты ведения войны. Но я надеюсь, что те, кто еще не оценил всех прелестей «Виктории», наконец поймут, насколько красиво и достоверно сделана эта игра, и включатся в гонку за мировое господство. Тем более что теперь им доступны и секреты побед на поле боя.
Империя под солнцем? |
Никого не удивлял такой странный подзаголовок игры? Увы, это заслуга переводчика. Как нетрудно догадаться, игра названа в честь королевы Виктории. Для игрока Британская империя — образец и идеал, к которому стоит стремиться (во всяком случае, большую часть игры). А поскольку Виктории были подвластны земли во всех обитаемых частях света, ее державу называли «Империей, где никогда не заходит Солнце». Вот так и должно на самом деле звучать русское название игры. Хотя, конечно, на обложке диска такому тексту будет тесновато... Любители истории, кстати, знают, что теми же словами можно было бы назвать, скажем, Pax Romana (c поправкой на республику). Впервые «страной, где не заходит Солнце» назвали еще державу Александра Македонского, затем так именовали Рим, потом вольготно раскинувшуюся в Новом Свете Испанию... В общем, ничто не ново под Луной. То бишь под Солнцем. |