Гномье дело свято,
Эльфы нарвались сами!
Спрячь ожерелье в лесах Дориата —
Вынесем вместе с лесами!
(Д.Бадаев)
С кого начать, чтобы поскорее освоиться с игрой? Со стремительных преторианцев, напичканных магией темных эльфов, стильных орков? Все зависит от того, в чем вы больше поднаторели. Если в футбольных симуляторах — попробуйте преторианцев или лесных эльфов, если в стратегиях — гномов. Вот гномами и займемся.
Как гном забивает гол? Очень просто: убедившись, что футбольное поле вокруг усеяно мертвыми костями. Отправив на заслуженный отдых всех, кто хотел ему помешать, он вразвалочку заносит мяч в ворота.
До появления легендарного форварда Мамамия (об этой личности чуть позже) гномьи игроки делятся на два типа: очень медленные и очень-очень медленные. Поэтому идею кого-либо обогнать лучше сразу оставить, как вздорную и нелепую.
Стартовый состав и его развитие
Характеристики игроков | |||||
Игрок | Speed | Savagery | Dexterity | Protection | Cost |
Lineman | 40 | 40 | 10 | 40 | 65 тыс. |
Quarterback | 60 | 33 | 30 | 40 | 80 тыс. |
Runningback | 50 | 33 | 20 | 50 | 80 тыс. |
Linebacker | 50 | 39 | 10 | 45 | 110 тыс. |
Ogre | 50 | 50 | 23 | 45 | 285 тыс. |
Mamamia | 73 | 40 | 56 | 45 | 400 тыс. |
Left Hammer | 60 | 66 | 20 | 50 | 480 тыс. |
Для начала посмотрим, кто у нас есть в досягаемости.
Посмотрим на характеристики игроков (в таблице). Не забудем о цене — и о том, что, если брать много одинаковых игроков, стоимость их вырастет.
Двух последних пока оставим — это уникальные герои, их нам дадут еще очень нескоро.
Lineman
Что-то он подозрительно дешев? Это потому, что он — самый медленный игрок в команде гномов (а это чего-то стоит!). Ленивее ползают только энты. Кроме того — ловкость 10 — совершенно не знает, что делать с мячом. В общем, боец и ничего более.
Как его использовать? В основном — как бойца основной группы, который при первой возможности влазит в ближний бой и уже из него не вылезает. Часто также одного ставят позади всех, чтобы он своевременно (хе-хе) успел допрыгать до прорвавшегося противника. Но это становится менее выгодным по мере роста умений — см. ниже.
Изучение списка способностей Lineman’а показывает еще кое-что интересное. Этот товарищ может научиться читать заклинание Savagery Aura, усиливающее кого-нибудь из ваших бойцов, а также осваивает передовые техники, с помощью которых быстро (!) и очень эффективно оказывает поддержку занятому в схватке товарищу.
Думаю, вывод уже понятен: любите Lineman’а, лучшего из ваших бойцов поддержки, и всегда старайтесь держать на поле хотя бы одного. А лучше — двух. Впоследствии, когда на поле выходят монстры и герои, его важность даже растет.
У LM стоит начинать развитие со способностей Support (плюсы при поддержке чужой атаки); у одного из них продолжать аурами, у другого — Mighty Blow/Parry/Mockery (просто плюсы в бою).
Quarterback
Левая группа выполнила свою задачу, а правая споткнулась об огра. В таких случаях даже гномы используют пасы. |
Единственный из наших ребят, кто имеет хотя бы поверхностное представление о пасах, а также самый прыткий игрок. Существует популярное мнение, что QB гномам вообще не нужны: дескать, надо эксплуатировать свои сильные, а не слабые стороны, а передачи вообще ниже нашего достоинства.
Это не лишено смысла, но я придерживаюсь мнения, что, по меньшей мере, на начальных этапах вам не помешает два (именно 2) QB. Зачем? Для прорыва двумя группами, о котором речь пойдет чуть ниже, и для перехвата. Ведь силы 33 хватит, чтобы справиться со многими противниками, а со скоростью 60 догнать намного легче!
По части умений QB отличился дымовыми бомбами, но гномам они не особенно нужны — тайные маневры не по их части. Стоит научить его чуть точнее делать пас, а дальше заняться благословениями — этой магией владеет у нас только он. При желании можно научить кидать метеоры… но наш ли это путь?
Развитие QB зависит от того, хотим ли мы использовать его в атаке или только в защите. В первом случае стоит начать со Strong Arm (дальний и точный пас), во втором — с Pickpocket и Sweep (атаки против несущего мяч). После того, как все три этих умения изучены, пора задуматься над заклинаниями.
Runningback
Середнячок: боевые таланты не сильно лучше, чем у бегуна-QB, скорость не превосходит Linebacker’а. Есть полезные заклинания, но это не повод использовать его «в количестве». Правда, поскольку он получает дополнительный опыт за голы, первоначально может расти быстрее в уровнях.
На мой взгляд, вам нужен обычно один RB, хотя поначалу из-за проблем с ценой можно взять и больше. Тренировка его начинается с боевых навыков, а продолжается Slauther House/Butchery.
Linebacker
Не лезьте в дым. Лучше подождите, они сами к вам выйдут… |
Обычно это амплуа предполагает лучшего бойца в команде, кроме, быть может, Big Foot’а; к тому же с особыми плюсами против BF. Второе верно и здесь, а вот его военное превосходство становится ясным только после прокачки — поначалу он не сильно лучше LM.
С самого начала он обладает свойством Vampire, то есть бодро регенерирует, топча противников. Этим надо пользоваться! Подключайте раненого LB к идущему избиению, дабы он малость освежился. Развивайте в нем атакующие способности, и из него выйдет настоящий боевой монстр. Мяч ему вообще не давайте — упустит на ровном месте.
Хорошая идея — развить у LB Critical Hit (увеличенные повреждения при укладывании противника). У одного из них затем добавить Powerful (усиленная Master Power), и заставлять его в самом начале виснуть на Big Foot’е врага: тот обычно не успевает от него ускакать, и минут через несколько LB его забьет совсем. После чего достижение преимущества на поле боя проблемой не будет. У того же бойца добавить еще Aggressor (плюс против более сильных противников) — в общем, это будет машина по устранению крупных монстров. Другому же начать с Parry/Veteran, потом Critical Hit: этот будет заниматься более слабыми противниками.
Ogre
Командный Big Foot, как обычно — самый могучий боец, и даже, разнообразия ради, не очень тормозной. Увы, поначалу у вас его не будет — стоит очень уж дорого, но при первой возможности надлежит купить, и, видимо, не одного. Он очень хорош в качестве ядра прорыва в атаке, а если собираетесь защищаться — ставьте его позади для перехвата.
Critical Hit, Final Blow (то же, но сильнее) — обязательная программа. После знакомства с огром у вражеского игрока не должно возникать желания подняться. Можно сразу после этого присовокупить Pickpocket, чтобы первым же ударом он выбивал у врага мяч, а можно сперва заняться усилением ударов (Mighty Blow/Destroying Hit).
Уникальные
Эти будут у вас только в первом дивизионе, но посмотрим сразу, что они собою представляют.
Мамамия — форвард, продвинутый вариант Quarterback’а, и к тому же немножко маг. Она будет у вас основным «забивальщиком», но не удивляйтесь, что противники постараются навалиться на нее тяжелой тушей. Быть может, это случай изучить улучшенную дымовую бомбу, но я обходился обычной (причем пускал ее не «Мамочкой»); а сама эта колоритная дама учится быстро бегать (Sprinter/Rocket) и отбиваться при помощи Parry/Mockery. После того, как ее физическая форма перестает отставать от прочей команды, можно при желании заняться вызовом существа (хотя вообще-то колдующий гном — зрелище странное).
Left Hammer — мало того что один из сильнейших бойцов в игре, так еще и быстро регенерирует (именно в эту сторону его стоит развивать). Ауры оставим Lineman’у (вы ведь не убрали его, правда?), cперва сделаем все основные боевые усовершенствования, потом продолжим ядком.
Итак, нам нужно набрать 10 стартовых игроков; при этом хотелось бы уложиться в отведенную сумму, не забывая, что слишком много игроков одной специальности — это повышенная цена. Кстати, набирайте одинаковых игроков не подряд.
Наш состав:
Linebackers — 3
Quarterbacks — 2
Linemen — 3
Runningbacks — 2
Как вариант — 1 Runningback и 4 Linemen, или, если вы все же предпочитаете жить без «быстрых» игроков, 3 LB, 4 LM, 3 RB. Этот вариант поначалу будет хорошо смотреться против «боевых» команд (нежити, орков), но систематически проигрывать эльфам и преторианцам.
Как только нам хватает средств на огра — заменяем на него одного RB, затем — второго RB или LM. Либо обоих QB, если решили переключиться на чисто силовую тактику.
Неплохой вариант в этом случае — чередовать игроков, чтобы развить хотя бы одного QB: он будет у вас последней линией обороны, натренированный останавливать прорывы и быстро перебрасывать мяч вперед (а там уж будь что будет). Такой Quarterback не раз спасет вас от верного гола. В схватках с медлительными и бойцовыми командами вместо него ставить лишнего LM.
Тактика
Нападение
Пересчитаем… все тушки на месте? Тогда вперед! |
Гномы большую часть игры проводят в атаке. Еще точнее, большую часть игры они проводят в середине поля, стараясь ликвидировать всякую угрозу с вражеской стороны.
В нападении гномы обычно строятся в круглые строи — один или два. Если их два, то в центре бегут Quarterback’и, по необходимости перекидывая мяч друг другу. Если один — то мяч несет, как правило, Runningback, c тем чтобы, как только оборона противника ляжет, устремиться к воротам, при необходимости включая спринт.
Одного Lineman’a (если противник не очень быстр) или QB можно ставить назад — для удержания прорыва.
LB, как уже говорилось, старается сразу же завалить вражеского монстра, а огр обеспечивает прорыв. RB разбираются с хлипкими и быстрыми. Роль LM — в том, чтобы помогать старшим товарищам и брать на себя тех, кто послабее. Когда начинается прорыв, несет мяч по возможности QB или RB, а RB и LB бегут позади, готовясь запинать любую защиту.
Когда у врагов появятся уникальные игроки бойцового типа, их надо ликвидировать LB или огром при обязательной поддержке LM. Запомните: LM — именно тот боец, который обеспечивает решающее преимущество в критических участках сражения.
Защита
Гномам стоит строить эшелонированную оборону. Сзади — QB и, быть может, один LM, остальные LM и один LB — cпереди, остальные держат оборону на средней линии. Если есть Мамамия, она держится поблизости от огра, чтобы, если тот выбьет мяч, быть готовой идти в прорыв.
Как только мяч будет выбит, его подбирает QB/RB/Mamamia, остальные (кроме тыловой защиты) сплачиваются вокруг него и начинают контратаку.
Грязные приемы
Подкуп судьи нужен народу: с его помощью мы позволим себе в самом начале затоптать окончательно Big Foot’а (если имеем дело с силовой командой) или самых наглых скоростных игроков (в обратном случае). Впрочем, скоростных бить смысла меньше. С уникальными игроками тоже можно опробовать такой трюк.
Допинг осмыслен, но не стоит им слишком увлекаться — вычислят. Однако 1-2 игрока под допингом — это неплохая идея. При этом компьютерные игроки чаще всего проверяют LB, а LM/RB интересуют их намного реже.
Для первого совета мы выбрали гномов именно потому, что тактика у них достаточно проста и прямолинейна. У других рас дела обстоят сложнее, в чем мы и убедимся в одном из ближайших номеров.