Не откладывай на завтра то,
что можешь отложить на послезавтра.
Народная мудрость
Как обычно, прошло два месяца, и мы опять с вами. И мы опять приготовили для вас ряд хороших и действенных стратегий. Как вы понимаете, находить новые стратегии с каждым разом становится все сложнее, ведь последнее изменение баланса в Starcraft было около двух лет назад. Поэтому все последние стратегии — это своего рода антитактики под самые различные случаи жизни. Они позволят вам эффективно противостоять наработанным алгоритмам развития вашего противника. Возможно, они вам не понадобятся в пятидесяти играх, но, когда придет их черед, вы ощутите себя в партии хозяевами положения и уверенно сокрушите неприятеля. Удачи в бою.
Земляне против зергов: десантники
Раса: земляне (Terran).
Карта: любая, за исключением островной.
В таком бою микроуправление мало что решает. Главное здесь — масса. |
Описанная ниже стратегия придется по вкусу игрокам, которые, во-первых, предпочитают воевать за землян, а во-вторых, отлично ладят с десантниками (Marines). Данное развитие предполагает, что уже в начале партии вы накопите достаточно внушительную армию, которая будет не только успешно противостоять неприятелю, но и постарается захватить некоторый контроль над ним. Это развитие как нельзя лучше подходит для карт, где быстрая атака или блокада подвержены большой доле риска. А запись этой партии вы найдете на нашем компакт-диске под названием 32@rif_ex@stym1.rep
Отправляя четырех отважных SCV на разработку минеральных месторождений, не забудьте выделить каждому отдельный кристалл. Покончив с этим стандартным занятием, займитесь производством множества SCV, и первых трех тоже необходимо обучить ремеслу собирателя минералов. Теперь вплотную займемся распределением оставшихся рабочих: в почетные обязанности восьмого рабочего войдет возведение хранилища ресурсов (supply depot) на девятом лимите, девятый наилучшим образом проявит себя на поприще собирателя минералов, а десятый завоюет всемирную известность как великий разведчик. Когда время подойдет к 11-му лимиту, советуем уволить по собственному желанию одного из разработчиков минерального месторождения, чтобы он реализовал свои таланты в качестве строителя казарм (barracks). Так как мы заранее знаем, что он блестяще справится с этим поручением, рекомендуем заказать ему же и хранилище ресурсов. Наконец, 12-й SCV будет неотразим в роли архитектора на строительстве вторых по счету казарм. Конечно, после того, как голос за кадром возвестит о полной готовности первого здания подобного типа, вас охватит непреодолимое желание производить в нем десантников. Однако именно в этот момент мы не советуем вам поддаваться ему. Натренируйте сначала одного такого бойца. Надеемся, что вы не преуменьшаете достоинств своего противника, а реально оцениваете его умственные и игровые возможности, а значит, предполагаете, что он тоже может направить к вам своего разведчика. Так вот, десантник очень пригодится вам для того, чтобы уничтожить вражеского шпиона, который, скорее всего, попытается безнаказанно разгуливать по вашей территории.
Итак, подведем небольшие итоги, на 17-м лимите вы обладаете одним десантником, а второго еще даже не заказали. Поэтому наберите 100 минералов и приобретите газодобывающий завод (refinery). При этом ни в коем случае не забывайте о том, что необходимо все время строить новых SCV. Троих из которых ожидает участь добытчиков газа. Стоит заметить, что даже после того, как второе хранилище ресурсов будет полностью собрано, не торопитесь с массовым производством столь любимых вами десантников. Необходимо накопить еще некоторое количество ресурсов (для определенности добавим, что оно составляет 150 единиц) и построить академию (academy). А вот после этого с совершенно чистой совестью переходите к тренировке долгожданных бойцов — и собирайте их у входа в ваши владения.
Как только лимит поднимется до 22, обзаведитесь очередным хранилищем ресурсов. А когда академия приступит к выполнению своих прямых обязанностей, закажите в ней усовершенствование steam pack. В это же время в казармах следует произвести двух медиков (Medics), а следом за ними — двух огнеметчиков (Firebat). Еще было бы неплохо расширить командный центр (command center) пристройкой combat center. На 28-м лимите вы почувствуете, что нуждаетесь в еще одном хранилище ресурсов, поэтому постройте его, а на 34-м — возведите третьи по счету казармы. Дождитесь завершения улучшения steam pack и закажите там же дальность (U-238 Shells).
Этот землянин не послушал советов избегать центра, за что дорого поплатился. |
И вот наконец-то ваша армия состоит из восьми пехотинцев, двух огнеметчиков и лечащего персонала в виде двух медиков. Теперь вы не только можете, но и в некотором роде обязаны навестить противника (хотя бы для того, чтобы похвастаться своим войском), подойдя на довольно близкое расстояние к его побочной базе. Этот визит заставит неприятеля обратить пристальное внимание на состояние защиты его территории, что повлечет за собой трату некоторого количества ресурсов. Вы же при исполнении этих работ будете играть роль надсмотрщика. И вот в чем она заключается: если, на ваш взгляд, неприятель пожадничал и не проявил должного рвения, что пагубно отразилось на его защищенности, вы можете атаковать его. В противном случае тихо постойте рядом, негодуя в душе на его расчетливость и предусмотрительность.
Когда отметка лимита поднимется до 37, рекомендуем приобрести engineering bay, по завершении строительства которого начинайте поочередно делать улучшения на атаку и защиту, при этом помните, что первого усовершенствования защиты окажется достаточно для появления на свет трех улучшений на атаку. На 39-м лимите подойдет очередь для возведения хранилища ресурсов. Все это время, а также на протяжении оставшейся части партии продолжайте производство десантников и медиков в соотношении 1:4. А на 48-м лимите необходимо построить здание, по которому вы уже давно соскучились (конечно, речь идет о хранилище ресурсов). Ближе к 50-му — будет на подходе наилучший момент для возведения второго по счету командного центра. Но перед этим следует решить вопрос: где же выделить место для стройплощадки? Существует два варианта. Первый — сразу разверните производство возле ближайшего свободного месторождения минералов. Либо сдайте готовый объект у себя на базе — чтобы здание было в целости и сохранности завершено под вашим чутким руководством, — а затем перенесите его к минералам. Выбор остается за вами.
На 53-м лимите обзаведитесь еще одним хранилищем ресурсов, после чего следите за их количеством самостоятельно. Затем вам как воздух понадобится фабрика (factory), потому что именно она даст вам возможность построить два космопорта (starports), в которых вы захотите заказывать научно-исследовательские суда (science vessel), снабженные радиацией (restoration). Но все-таки учтите, что первым бойцом, вышедшим из гостеприимных ворот космопорта, расширенного пристройкой, должен стать десантный корабль (drop ship). С его помощью вы сможете взять в свои руки контроль над многочисленными побочными базами неприятеля. С появлением среди ваших владений полностью обустроенной побочной базы придет время заказать еще две казармы с тем, чтобы на широкую ногу начать производить всех бойцов, упомянутых выше, а также танки (siege tank) со способностью ввести осадный режим (siege tech). Но тем не менее исход партии зависит и от вашего уровня микроконтроля, так что не подведите сами себя.
Протоссы против протоссов: атака мародера
Раса: протоссы (Protoss).
Карта: любая не островная.
Данное развитие с чистой совестью можно отнести к категории антитактик из-за того, что оно направлено против планов неприятеля, предполагающих обустройство побочной базы (или нескольких). Особая его прелесть состоит в том, что вначале вы развиваетесь вполне стандартно, но, как только узнаете о замыслах противника, можете с легкостью переключиться на так называемое контрразвитие. Нелишне предупредить вас, что без достойного микроуправления вы не сможете эффективно контролировать мародеров (Reavers). Удачи! Как всегда, запись этой партии вы найдете на компакт-диске — под названием 32@ToT)Strafe(@ZelotITO2.rep
В узких коридорах этой карты как нельзя удобнее поливать противника штормом. |
Многие люди боятся одиночества. Мы, конечно, надеемся, что вы не входите в их число, но оно вам и не грозит, так как уже в самом начале партии вы обладаете четырьмя исследователями (Probes). Правда, ваших первых друзей придется сразу отправить на разработку минерального месторождения. Но ничего — чтобы поднять им настроение и эффективность труда, снабдите каждого отдельным кристаллом. Натренируйте в nexus’е, притаившемся где-то рядом, еще одного рабочего, а потом еще одного и т.д. Делая это непрерывно, вы получите возможность наполнить веселыми голосами всю свою территорию. Заметим, что основная часть голосов будет раздаваться возле месторождений минералов, потому что именно туда необходимо отправить пятого, шестого и седьмого исследователей, а также всех, кто не будет упомянут в разнарядке.
Когда вы увидите, что занятый лимит уже составляет восемь единиц, как гром среди ясного неба придет осознание того, что вам надо построить pylon. Вот этим и советуем заняться, после чего отошлите хорошо проявившего себя строителя на разведку. А на 10-м лимите озаботьтесь возведением портала (gateway). Когда он гостеприимно распахнет свои двери навстречу неизвестно кому, натренируйте в нем пятерых зилотов (Zealots). Минимум три из них войдут в торжественную делегацию к противнику. Не забывайте, что производство исследователей нельзя сворачивать без крайней необходимости, иначе это вам дорого обойдется. Как только отметка лимита поднимется до 12, постройте второй по счету портал, а на 16-м — очередной pylon. Заметим, что pylon’ы, расставленные по-разному, служат вам с разной эффективностью. Например, наивысшей отдачи от них можно достигнуть, если разбрасывать эти здания по всей вашей территории — это обеспечит постоянное наблюдение за ней, а то “ходят тут всякие, а потом деньги пропадают”.
На 20-м лимите пополните список ваших зданий ассимилятором (assimilator). Когда последний достигнет готовности, рекомендуем направить трех выбранных по какому-то вашему критерию исследователей на добычу газа. В это же время у вас появится первый зилот, который, как вы помните, должен пойти на свидание с неприятелем. Как только показатель занятого лимита поднимется до 23, обзаведитесь очередным pylon’ом, а на 24-м — постройте кибернетическое ядро (cybernetics core). После того как оно будет завершено, вы получите возможность заказать набор робототехнического оборудования (robotics facility), а в порталах произвести на свет множество драгунов (Dragoons). Вы, наверное, уже задаетесь вопросом, ну почему же мы так долго не строим pylon’ы. А потому что время для них придет только на 33-м и 38-м лимитах. Одновременно с этим проэксплуатируйте набор робототехнического оборудования, результатом его действия будет шатл (shuttle). Когда изготовление данного космического судна завершится наполовину, вам следует заказать robotic support. Это проделывается для того, чтобы после появления боевого шатла в ваших рядах вы смогли бы обзавестись мародером.
Для предотвращения побочных баз можно сделать и такие застройки. |
После того, как все намеченные действия найдут свою реализацию, подсчитав свои запасы, вы сможете обнаружить, что располагаете некоторым количеством ценного газа. Накопив его еще немножко, вы будете в силах порадовать драгунов усовершенствованием дальность (singularity charge). Кстати, затем нужно начать производство именно этих бойцов. Как только первый мародер поступит в ваше полное распоряжение, рекомендуем посадить его в шатл и с легким ветерком отправить к противнику. Благодаря задержке в развитии, которую вы любезно обеспечили ему на старте, а также выбранной линии поведения неприятельская армия не будет представлять собой чего-то, внушающего благоговейный страх. Максимум два-три драгуна и отряд зилотов — вот и все, что он сможет вам противопоставить. Нужно заметить, что зилоты мрут, как мухи, от взрывов скарабеев, так что победа достанется вам без труда. Но никогда не стоит сбрасывать со счетов непредвиденные обстоятельства самого разного характера. В некоторых случаях они могут привести к затягиванию партии, но даже и тогда не стоит унывать, так как у вас появится шанс обустроить побочную базу, не переставая при этом изводить противника. Играйте и наслаждайтесь!
Зерги против протоссов: зерглинги
Раса: зерги (Zergs).
Карта: любая, кроме островной.
Стратегия, с которой мы сейчас вас познакомим, рассчитана на то, что вы будете постоянно доминировать над противником. В самом начале партии вы заставите его выбрать оборонительную тактику. Все его мысли займет ожидание того момента, когда вы наконец дадите ему возможность развиваться самостоятельно. Но, если вы все сделаете правильно, такой момент наступить не должен (неприятель все еще будет ждать этого, когда до него дойдет осознание поражения). Однако для того, чтобы все ваши замыслы не потерпели крах в самом начале, рекомендуем потренировать ваш контроль над большими и малыми группами зубастеньких зерглингов (Zerglings). А исполнение этого развития вы можете посмотреть на записи 32@Yiosen[Rush]@legionnai3.rep.
Итак, оглядевшись по сторонам, сразу заметите четырех трутней (Drones), повелителя (Overlord), инкубатор (hutchery) и трех личинок. Возникает вполне резонный вопрос: что же со всем этим хозяйством делать? Всех рабочих займите собирательством минералов, снабдив при этом каждого из них отдельным кристаллом (вот так на ваших глазах и зарождается стремление к обладанию частной собственностью). Подвергнув повелителя всестороннему изучению, вы сможете прийти к выводу, что он лучше всего подойдет для исполнения обязанностей разведчика, вот пусть и займется делом. Теперь пришла очередь заняться инкубатором: производите в нем трутней, одного за другим, пока их общее количество не достигнет девяти особей (в дальнейшем оно еще больше увеличится). Напомним, что все новорожденные труженики также призваны пополнять ваши запасы минералами.
Как следовало ожидать — это ответный ход. |
После того, как вы вполне ясно сообщили о том, что хотите произвести девятого по счету рабочего, закажите второго повелителя. А как только он попадет в ваше распоряжение, натренируйте еще троих трутней, второй из которых как нельзя лучше подойдет для строительства плодилища (spawning pool); решить, какой из двух появившихся одновременно рабочих будет вторым, сложно, но мы верим, что вы справитесь с этой задачей. После чего произведите на свет следующего трутня и немедленно пожертвуйте им ради возведения инкубатора. Затем вновь увеличьте на единицу количество рабочих. Как раз в это время среди ваших строений появится долгожданное плодилище. Этот факт означает, что вы наконец-то получите возможность тренировать маленьких, но очень злобных зерглингов, чем мы и рекомендуем вам заняться, заказав две пары этих существ.
На 14-м лимите насобирайте 300 единиц минералов и потратьте их на строительство третьего по счету инкубатора. Также вам понадобится и третье здание такого типа, но место его расположения нужно выбрать не произвольно. Если вы не сделали этого в момент первого заказа, то данный инкубатор следует разместить возле ближайшего месторождения минералов. Теперь расширьте отряд зерглингов еще четырьмя представителями этой особи, а также обзаведитесь экстрактором (extractor). Естественно, когда он будет готов, необходимо отослать троих трутней на добычу газа.
После того, как вы завершили все эти нехитрые действия, рекомендуем начать массовое производство рабочих (конечно, если противник не начал вас прессинговать), а на 18-м лимите было бы неплохо заказать очередного повелителя. Как только вы заметите, что запасы газа составляют 100 единиц, усовершенствуйте инкубатор до логова (lair) и одновременно с этим обзаведитесь эволюционной камерой (evolution chamber). Когда она обозначится на карте ваших владений, сразу же приступайте к улучшению защиты и атаки воинственных зерглингов. На вторые 100 газа не забудьте увеличить скорость передвижения собачек с помощью усовершенствования metabolic boost. После появления побочной базы рекомендуем перевести на нее четыре-пять трутней. А после того, как количество занятого лимита повысится до 27, советуем построить одного повелителя, а еще лучше — двух.
Если доблестная разведка доложила, что противник задумал производство корсаров (Corsairs), то в качестве самого достойного ответа на эти действия проделайте следующее: возведите логово гидралисков (Hydralisks den) и натренируйте парочку его обитателей. Их численность зависит от количества корсаров, совершающих полеты вокруг вашей базы. Когда инкубатор эволюционирует в логово, рекомендуем заказать шпиль (spire) и, если на горизонте появились корсары, — улучшение скорость pneumatized carapace для повелителей. Надеемся, все это время вы ни на секунду не забывали о том, что необходимо производить рабочих. Так вот, после того, как вы натренируете их столько, что каждой побочной базе достанется хотя бы по 12 трутней для разработки минерального месторождения и по трое для сбора газа (там, где можно построить экстрактор), — можете остановить конвейер и запускать его только по мере необходимости. А с этого момента начинайте массовое производство милых песиков зерглингов (надо же куда-то тратить нажитые непосильным трудом ресурсы).
На этом WCG также не брезговали эффектными победами. |
Ближе к 40-му лимиту возведите очередной инкубатор, а разместить его лучше всего возле третьего минерального месторождения. Сейчас наиболее благоприятный момент, чтобы заказать логово королевы (Queen nest). И безостановочно тренируйте собачек — они будут держать неприятеля под контролем, не давая ему покидать свою территорию. Когда королевское лежбище будет готово принять в свои объятия высокородное тело, мутируйте ваше логово в его высшую эволюционную форму, то есть в улей (hive). Когда усовершенствование завершится, осчастливьте своих верных зерглингов улучшением адреналиновые железы (adrenal glands), заказанным в плодилище. Благодаря этому новшеству они смогут еще более ожесточенно противостоять вражеской армии. Кстати, не переставайте давить неприятеля собаками, время от времени разбавляя их гидралисками (Hydralisks). Развлекайте себя и неприятеля,, пока не наберется большое количество газа.
В процессе всего этого безобразия прорубите пещеру ультралисков (Ultralisk cavern) и последовательно сделайте для них улучшения chitinous plating и anabolic synthesis. Не забывайте о том, что зерглинги очень дешевые, поэтому три побочные базы вполне способны поддерживать тренировку этих существ с шести инкубаторов, и еще останется. Вы можете посчитать инкубаторы и с гордостью объявить, что их всего лишь четыре, но это означает всего-навсего, что еще два надо будет достроить. Главной вашей задачей будет не упустить момент, когда противник раскусил вашу тактику, предполагающую массовый налет зерглингами, но еще не закончил приготовления к контратаке. Это очень важно для того, чтобы заказать ультралисков (Ultralisks). И вот в то самое время, когда во вражеской армии будут числиться высокие храмовники (High templars), парочка archons и множество зилотов, вы получите на руки долгожданных ультралисков. Тогда вы сможете поймать неприятеля где-то по пути на вашу базу и, опираясь на неоценимую поддержку этих созданий, раздавить противника. Еще было бы очень неплохо во время боя занять несколько побочных баз. В результате — враг останется без войска и без гроша в кармане.
Протоссы против землян: носители
Раса: протоссы.
Карта: любая, за исключением островной.
Туман — одно из страшнейших оружий зергов против землян. Ведь из всего многообразия земной армии только два бойца там не промахиваются — это огнеметчик и научно-исследовательское судно. |
Ни для кого давно не секрет, что самым сильным оружием протоссов против землян вполне обоснованно можно назвать носителей (Carriers). Здесь мы предлагаем вам быстрый и довольно легкий способ достижения данной цели, правда, сопряженный с некоторой долей риска. Поэтому, чтобы запланированный вами триумф неожиданно не обернулся поражением, рекомендуем использовать данную тактику как контрмеры против побочной базы землян. Потому что именно в этом случае противник не сможет навязывать чуждый вам темп игры, а также будет ограничен в возможностях чинить вам всякие пакости. А запись этой партии вы найдете на нашем диске под названием @goodfriend(T)vsForu(P).rep
Действия, которые мы сейчас опишем, вы, наверное, неоднократно проделывали, но придется повторить это еще очень много раз. Отправьте четверых исследователей к ближайшему минеральному месторождению, чтобы они пополняли запасы ваших ресурсов. При этом постарайтесь выделить каждому отдельный кристалл. Затем начните последовательную тренировку рабочих, направляя их всех туда же, куда и предшественников. На восьмом лимите вам понадобится pylon — постройте его, а по окончании отправьте на разведку, на 10-м — возведите портал, на 12-м — приобретите ассимилятор, после чего троих рабочих необходимо переквалифицировать в собирателей газа). На 14-м лимите обзаведитесь кибернетическим ядром, а на 16-м — закажите очередной pylon. Как только кибернетическое ядро осчастливит вас своим присутствием, порадуйте еще не появившихся на арене драгунов усовершенствованием singularity charge. А в портале рекомендуем начать производство именно этих улучшенных существ.
Когда отметка лимита поднимется до 24, постройте еще один pylon, а на 29-м обустройте побочную базу. При этом старайтесь не забывать о верных исследователях, жаждущих размножаться всеми доступными им способами, а также и о драгунах, имеющих сходные желания. Однако, если вам будет не хватать ресурсов на важные постройки, естественно, придется прекратить производство рабочих и бойцов. Как только занятый лимит достигнет 31-го уровня, обзаведитесь вторым порталом и очередным pylon’ом, после чего все заботы об этом аспекте партии мы отдаем в ваши руки. После того как инопланетяне будут занимать 33 единицы, вы получите моральное и материальное согласие построить звездные врата (star gates), чем вам и следует заняться. Разместите их так, чтобы противнику пришлось потратить много сил на поиски.
Если присмотреться, можно заметить, что эти мины принадлежат разным хозяевам. В общем, “мир, дружба, жвачка”. |
Помните, что необходимо все время строить драгунов, потому что они — единственное, чем вы сейчас можете эффективно обороняться. Представителей этого класса бойцов должно быть достаточно, а лучше — много. Ближе к 40-му лимиту отдайте некоторое количество ресурсов на возведение третьего по счету портала. Настало время объяснить, в чем заключается хитрость этой стратегии: в ваши обязанности входят постоянные визиты к неприятелю, цель которых — внушить ему неоспоримое убеждение в том, что вы развиваетесь по одному из стандартов и располагаете большой армией с обозревателями (Observers) или предполагаете высадку мародеров. В общем, являясь к врагу в сопровождении драгунов, можете даже позволить себе получить один-два залпа из его танков.
Теперь вернемся к обустройству ваших владений: когда звездные врата откроются, закажите fleet beacon — он позволит вам производить носителей, обладающих увеличенным количеством истребителей (carrier capacity). Вот пусть сразу и приcтупает. Как известно, многие люди не любят, когда вмешиваются в их личную жизнь. Было бы неплохо, если б и вы относились к их числу. А для того, чтобы избежать посторонних носов в ваших делах, прячьте тяжелые космические корабли подальше от неугодных глаз. Не забывайте и о том, что носители — это секретное оружие, и оно способно нанести ущерб, только если представлено в изрядных количествах (то есть один носитель не представляет собой большой опасности). Помните, что драгуны и зилоты все еще способны оказать вам помощь. После появления в ваших рядах хотя бы троих представителей отряда носителей вам понадобятся очередные звездные врата и цитадель адуна (citadel of adun), для поддержки оных. Последняя необходима для того, чтобы сделать усовершенствование leg enhancements для зилотов (они будут составлять пару носителям).
Когда вы станете обладателем внушительной армии, состоящей из носителей, зилотов и пары-тройки драгунов, вы вполне сможете идти в атаку, но без обозревателей все ваши усилия с большой вероятностью отправятся коту под хвост. Чтобы избежать такой незавидной участи, советуем перед битвой или немного раньше приобрести набор робототехнического оборудования, который справится с производством обозревателей.