Россия — это не страна, это Вселенная.
(Екатерина II)
«Виктория» — первая и, пожалуй, единственная на сегодняшний день игра, которая максимально дает почувствовать себя в роли царя, короля или президента. Она охватывает практический каждый аспект управление страной: от строительства дорог и шахт до «большой» политики. В игре нам позволяют играть за любую страну, которая существовала в период 1836 — 1920 гг. Впрочем, играя за Черногорию, вряд ли можно стать Мировой державой. Для того чтобы развернуться в мире, нужно государство посолиднее.
Новичкам начинать играть в «Викторию» лучше всего за Российскую империю (РИ). Во-первых, РИ имеет запас практически всех полезных ископаемых, и поэтому нет нужды импортировать сырье. Во-вторых, у РИ практически не ограниченные людские запасы, а это уже сырье для армии и промышленности. Самые лучшие перспективы для развития представляет собой «Основная кампания», поэтому она будет рассмотрена подробно. В остальных сценариях будут выделены ключевые моменты.
Основная кампания (1836-1920)
Итак, на дворе 1836 год. Декабристы уже 11 лет обживают Сибирь, подавлено Польское восстание, через год на дуэли погибнет Пушкин, Николай I создает неповоротливую бюрократическую машину. Россия все так же велика и могуча, как после разгрома Наполеона. Страна живет своей жизнью и еще не подозревает, что правление Николая I заложило мину замедленного действия, которая взорвется в 1853 году... Наша задача не допустить этого. Заточите карандаши и возьмите резинку, будем переписывать историю!
В 1836 г. РИ прочно занимает почетное второе место в мире по престижу, армии и населению. Но, глядя на промышленность, хочется плакать: всего 11 заводов, некоторые даже убыточны, сырья не хватает. Запомните: люди — это самый главный ресурс в игре, и за него придется тяжело бороться. Населения в стране около 60 млн., но в основном это малообразованные рабочие и крестьяне. Вследствие ужасно низкой образованности (всего 15%) Академия Наук представляет собой жалкое зрелище.
В этой кампании можно создать любую страну вашей мечты. Можно стать промышленным гигантом и спекулировать ценами на мировом рынке. Можно стать спасителем обездоленных народов и освобождать их из-под ига других держав. А можно закрасить карту в один цвет и создать огромную страну от Ла-Манша и Порт-Артура до Австралии, а можно играть в духе истории. Можно многое. Что ж, за работу!
Боже, царя храни...
Изначально в России установлены монархия и прямое правление. Это означает, что царь-батюшка сам назначает министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику, т. е. всячески печется о благе поданных. Национальная ценность страны — порядок, — более эффективна борьба с преступностью и военные исследования. В политической жизни многопартийность, то есть в выборах могут участвовать все не запрещенные игроком партии. Другой вопрос, что у населения нет права голоса, и выборы не проводятся.
В начале игры можно выбирать из двух партий: Славянофилы (консерваторы) и Западники (либералы). Консерваторы позволяют собирать любые налоги (вплоть до 100%), на максимум вводить пошлины и проводить любые реформы. Либералы же ограничивают пошлины, процентные ставки устанавливают 50% и вдобавок ко всему не позволяют вмешиваться в экономику. В общем, ничего хорошего от них не жди.
Впрочем, лет через 40, когда в стране будут доминировать либеральные настроения, нужно даровать народу либеральную конституцию: свобода слова, политических партий, митингов и избирательные права. Стоить они будут изрядно, и откладывать деньги нужно заранее. Реформы нужно проводить на максимум, опираясь на рабочих и крестьян. Через некоторое время страна станет демократией, и самодержавие будет отменено сверху.
Правда, в случае революции, строй может измениться — и на престоле опять может оказаться царь-батюшка. Произойдет это, если ваше неумелое управление страной так разозлит население, что повсеместно народ будут браться за оружие. Когда восставшие захватят Санкт-Петербург, поменяются строй, партия и национальная символика. Однако при наличии реформ строй опять изменится на демократию. Поэтому если, например, вы хотите в стране диктатуру пролетариата, то сразу же после революции нужно свернуть все политические реформы.
И будет много чугуна и стали...
Индустриализация дает возможность не зависеть от цен и предложений мирового рынка. Кроме того, заводы обеспечивают работой тысячи безработных и увеличивают ВВП. В начале игры около 100 групп населения сидят по домам, жалуются на свою жизнь и вспоминают правительство. Первоочередная задача — обеспечить их работой, чтобы ограничить эмиграцию. В тех провинциях, где без работы крестьяне/рабочие, расширяем фермы/шахты. Всего 100 английских тугриков — и 5 групп за работой. В тех провинциях, где живут клерки и ремесленники, нужно строить фабрики и заводы.