Королевство маловато, разгуляться негде. Ничего, я поссорюсь с соседями, и все будет в порядке. |
Я нападаю не на те страны, которые мне угрожают,
а на те, которые могут мне угрожать.
(Отто фон Бисмарк)
Игра за Германию представляется одной из самых интересных в «Виктории». Долгое время эта страна оставалась сильно раздробленной и состояла примерно из 300 государств! Самыми важными из них были Пруссия, Бавария и Саксония. Но разработчики посчитали, что исторически объединить Германию сможет только Пруссия, и остальных претендентов на ключевую роль в мировой истории «забыли». Что ж, будем играть за Пруссию, ее судьба, а затем и Германии, очень интересна, ведь эта страна станет самым воинствующим государством в Европе. Вы можете повторить триумф Германии, и при этом попытаться избежать ошибок ее правителей. У вас есть возможность переписать историю!
Однако не думайте, что привести немецкую нацию к победе легко! Если другие страны получают все на тарелочке с голубой каемочкой, то вам придется тяжело трудиться, чтобы стать первой страной в мире. У Германии (которую, кстати, еще нужно создать) нет колоний, из которых можно тянуть ресурсы. Страна со всех сторон окружена врагами, и все они жаждут впиться клыками в нежную шею германской нации. Поэтому — мы всегда будем бить первыми. Впрочем, обо всем по порядку.
Союзники бывают разные...
В первом (1836 год) и во втором (1861 год) периодах мы состоим в оборонном союзе со всеми немецкими княжествами и Австрией. Впрочем, с ними каши не сваришь. Идеальный партнер для нас — Россия (причем во втором периоде мы и так с ней в союзе). Во-первых, она поможет подавить многочисленные восстания: два польских и Европейскую революцию. Во-вторых, она поможет расправиться с Австрией.
Перед объединением Германии нам предстоит пережить две войны с Данией. А Россия очень любит с ней дружить, поэтому лучше не портить отношения с восточным соседом и плюнуть на тот Шлезвиг-Гольштейн. Чтобы использовать потенциал России, ваше значение badboy должно быть как можно ниже, а значит — воевать пока нельзя (это мы еще успеем).
Вести колонизацию не позволит довольно скудный бюджет Пруссии, поэтому колонии нужно завоевать. Как? Очень просто: надо объявить и выиграть колониальную войну. Лучше подложить такой подарок стране, которая и так воюет (так как очень сложно воевать на два фронта). Вроде все хорошо, не так ли? Пока. Настоящие проблемы начнутся тогда, когда враг все-таки перебросит войска для войны с вами. Ну не наглость, а? А у нас в колонии всего 3 дивизии, больше наш флот перевезти не в силах, море заблокировано, и нашу группировку ожидает печальный конец.
Что делать? Есть простое решение: мы будем вести войну не за колонии, а за аванпосты (провинции, где возведены или только возводятся строения). Ведь по ним можно спокойно перемещаться, не объявляя войны. За пять перевозок мы сосредотачиваем в колониях мощную армия, она быстро передвигается по колонии — и все аванпосты становятся нашими. После чего мы заключаем мир — и через некоторое время объявляем их своими колониями. Получаем новых подданных и престиж.
Естественно, перед этим было бы недурно озаботиться вопросами развития, т.е. открыть 4-5 военных технологий, чтобы ваши потери личного состава были меньше. С первыми колониями вы получаете самое главное, что нужно начинающему агрессору, — людские ресурсы. С их помощью вы сможете увеличить свою армию и направить ее уже против «настоящих колоний». Вообще, колониальные войны очень выгодны: усталость от войны для них ниже, и вдобавок граждане вражеской страны не очень одобряют войны за заморские территории, так что через год-два страна сама отдаст вам практически все колонии.
Экономика должна быть экономной!
В начале игры Пруссия имеет целую кучу безработных специалистов и всего лишь 30 единиц механизмов — в 1836 году (и 40 соответственно в 1861). Чтобы создать развитую промышленную сеть, этого явно недостаточно. Поэтому предлагаю очень простое, но со всех сторон выгодное решение: постройте пять сталелитейных заводов и постепенно расширяйте их. Во-первых, они очень дешевые (я имею в виду механизмы), во-вторых, это очень нужный ресурс, и, наконец, в-третьих, он пользуется большим спросом и при экспорте приносит неплохую прибыль. Еще постройте пару деревоперерабатывающих и цементных заводов, они вам обязательно понадобятся для улучшения дорог.
Наши поезда — самые поезда в мире. |
Наука в Пруссии развита неплохо, и при полном финансировании остается еще возможность выменивать технологии. Предлагаю сконцентрироваться на развитии промышленных и коммерческих технологий, а военно-морские получать от союзников. Заниматься культурными открытиями имеет смысл, только если вы решили покорить мир не оружием, а своим престижем (за каждое открытие начисляют от 1 до 150 очков престижа в зависимости от того, кто первым это открыл). В принципе, для Пруссии неплохой вариант, но если вы хотите земли соседа и заграничные заводы не дают вам спокойно спать — занимайтесь культурой на заре своей славы, когда решите отойти от дел. Или не занимайтесь ею вообще.
Это важно: помните, если у вас слишком большой badboy, другие страны не будут делиться с вами технологиями.
В начале игры самое важное направление в науке — фабрика механизмов. Для нее необходимо открыть экспериментальную железную дорогу, двигатели переменного давления, механизированное производство и взаимозаменяемые детали. Затем первостепенными становятся коммерческие технологии, которые дают бонус к налогам. А когда по военно-морским знаниям вы станете первой страной в мире — займитесь улучшением армии и флота.
Это важно: хотя два последних открытия дают несколько механизмов, они не позволяют построить завод. Разрешит его постройку только событие прецизионная обработка.
Европейская революция во всей красе! |
Процентные ставки для среднего класса — до 20%, богатых — до 33%, бедных — в зависимости от того, сколько вам нужно денег. Полученные деньги нужно тратить на улучшение фабрик, железных дорог и создание мощной армии и флота (держим равнение на Великобританию). На железные дороги денег не жалеть и улучшить до максимального уровня, какой позволит ваша наука. Выгоды очевидны: и штраф для промышленности уменьшается, и войска смогут двигаться быстрее и своевременно подавлять восстания.
Это важно: не бойтесь, что из-за высоких налогов народ сразу возьмется за оружие. Сделает он это только во время Европейской революции 1848 года — причем вне зависимости от ваших налогов.
Кстати, о восстаниях. При такой внешней политике ведение войны может стать непрерывным, а значит — усталость от нее будет неуклонно расти. Кроме того, наши граждане так и не могут понять, что повышение налогов необходимо для их собственного блага, и вновь поднимают восстания. Убедить их в том, что они неправы и войны с повышенными налогами все же нужны, могут лишь верные правительству войска.
Когда страна объединится, нужно строить новые заводы: электроприборы, телефоны, машины, самолеты и танки. Все это будет давать приличный капитал и улучшит качество войск.
Мы наш, мы новый Рейх построим
Задачей первых двух сценариев на долгих 35 лет (с 1836 по 1871) станет собирательство немецких земель вокруг Пруссии для объединения Германии. За это время будет несколько способов его осуществить.
Пруссия против Австрии — моська на слона! |
А вот австрияки уже хотят мира. |
Первая возможность представится в 1848-49 годах, когда вся Европа будет охвачена восстаниями. Во многих княжествах из-за мятежей происходит революция, и они выходят из союза с нами, а значит — их можно присоединить. Но, во-первых, каждое объявление войны будет стоить 100 единиц престижа, а во-вторых, это ухудшит отношения с мировыми державами, и вас станут открыто называть агрессором. Так что это не выход — показывать миру свое истинное лицо пока не стоит.
Следующий шанс образования Германии будет чуть позже, когда Франкфуртская конференция предложит нам объединить Германию. Следствием станет образование двух государств — Северогерманского и Южногерманского союзов из мелких немецких стран. Первый становится нашим сателлитом, второй — спутником Австрии. А Пруссия становится Германией с конституционной монархией и новой партией — либерально-демократической. В общем, ничего хорошего — новых земель мы не получаем, от нового союзника толку мало, да и престиж теряем.
И третий вариант. В 1866 году произойдет война с Австрией за гегемонию в немецком мире, ее нужно выиграть, после чего вам опять предложат объединить немецкие земли в союзы — надо отказаться. В заключение эпопеи объединения Германии предстоит выиграть франко-прусскую войну. Это очень просто. К 1 июня 1870 года на границе с Францией собираем все войска, которые есть, и захватываем Париж. После чего, наконец, происходит долгожданное объединение Германии: к Пруссии добровольно присоединяются все германские княжества (правда, badboy все равно увеличивается) и французские Эльзас и Лотарингия.
Все вокруг ничейное, все вокруг мое
После объединения страны можно начинать более активную внешнюю политику. Европейские страны, в первую очередь — Англия, Франция и Россия, не особенно счастливы иметь под боком такую мощную единую страну вместо сотен разрозненных государств. Поэтому рано или поздно случится европейская война, причем именно тогда, когда ее меньше всего ждешь. Поэтому мы обязаны нарушить их подлые планы порабощения мирного и свободолюбивого немецкого народа — и ударить по врагам первыми.
Наш главный конкурент — Франция, там зреют реваншистские настроения за возвращение Эльзаса и Лотарингии. Нападет она на нас не раньше чем через 5 лет. Но кто мешает нам напасть первыми? Да, мы теряем 100 очков престижа, но это мелочи. Набираем около 100 дивизий — этого достаточно для «нормальной» оккупации Франции, чтобы за год-два закончить войну. В качестве дани нужно требовать контрибуцию, разоружение, ну, и, для порядка, пару провинций, чтобы ослабить страну. А можно, чтобы Франция впредь не мешала нашим планам и не вмешивалась в европейскую политику, сделать ее сателлитом (при полной оккупации материковой части Франции это вполне реализуемо).
После Франции можно передохнуть и аннексировать Данию и Бенилюкс. Правда, для успешной войны с Голландией нужен неплохой флот (у них есть владения в Юго-Восточной Азии), но для нашей великой страны это ведь не проблема? Итак, буквально две-три войны — и они аннексированы. В центре Европы находится также Швейцария — неплохо промышленно развитая страна. Но гористая местность дает швейцарцам массу преимуществ, при покорении горцев можно загубить не одну сотню тысяч бравых солдат. В общем, игра не стоит свеч. Поэтому смело можете даровать Швейцарии право быть нейтральной страной. Хотя, надо заметить, с ней будет намного легче защищать южные границы страны, поэтому, если вы так уж хотите ее получить, — дерзайте!
Вести ли еще войны с Австрией — зависит от того, насколько хорошо вы выиграли войну 1866 года. Австрию можно сделать сателлитом (чтобы не путалась под ногами), провести аншлюс уже в XIX веке или расчленить страну: отторгнуть Чехию и Словакию — это главные промышленные районы страны. Заодно можно решить итальянский вопрос — подарить Милан и Венецию Сардинии или Сицилии (в зависимости от того, кто больше нравится), чтобы помочь объединить Италию. Югославские земли можно подарить Турции, а Галицию — России. Вдруг эти страны, несмотря на наш badboy, станут союзниками?
Ну что ж, миссия выполнена: Германия объединена, пол-Франции работает на наши интересы, Австрия и Россия — сателлиты. Чего еще можно хотеть от жизни? |
Впрочем, Россия вряд ли закроет глаза на нашу деятельность в Европе, и столкновение с ней, скорее всего, неизбежно. Для успешных боевых действий войны нужно как минимум 200 дивизий (лучше больше). Концентрируем войска возле границы — и в случае войны быстро занимаем Польшу, Украину, Белоруссию, Прибалтику и Санкт-Петербург. После чего Россия наверняка пойдет на мирные переговоры. Можно потребовать Прибалтику, но помните — область нужно получать полностью, иначе все заводы останутся у противника. Можете потребовать разоружение, но это маловероятно. Самое главное — заставить ее платить контрибуцию (это огромные деньги). Если ваши ратные успехи действительно впечатляют, попробуйте предложить России вассалитет, чтобы решить с ней проблемы раз и навсегда (а то в будущем она доставит нам немало хлопот). А вдруг согласится?..
Итак, Россия устранена с политической арены, теперь самое время разобраться с заокеанскими конкурентами. Для этого нужно не забывать во время всех предыдущих войн строить флот, ведь без него вы не сможете не только доплыть до Нью-Йорка, но даже пересечь Ла-Манш для высадки на туманный Альбион. Впрочем, чтобы покорить Великобританию, необходимо сначала лишить ее всех колоний в Африке, Китае, а также прибрать к рукам всю Индию. После этого можно думать о полном присоединении Британских островов к нашей империи. Хотя можно ограничиться только установлением вассальных отношений. Никаких тонкостей у этой войны нет. Правда, можно сначала отвоевать у Канады пару провинций — тогда можно избежать морских битв с американским флотом.
В целом, если вам удалось выполнить эту программу, вы подчинили всю ойкумену (весь известный мир), те страны, что формально независимы, давно склонили головы перед вашим могуществом. Можете гордиться, вы — победитель,
Новая германская политика
В планы нового германского императора Вильгельма II входило объединить все остальные европейские государства вокруг «страны обетованной» — великой Германии. Конечно, «варварские народы» не понимают всей прелести правления кайзера и не хотят гордиться тем, что будут частью Великого Рейха. Поэтому, чтобы показать им все преимущества новой жизни, их нужно сначала присоединить — а потом посмотрим. Такая политика не напоминает вам никого из современных великих держав? А в то время самым главным государством была Германия, которой нам придется руководить и мудро править ее народом.
Теперь почти вся Африка в наших руках! |
В третьем сценарии (1881 год) Германия едина и могуча. Заводов много, но вначале многие не работают: не хватает сырья. Как только вы его предоставите, экспорт Германии будет наибольшим в мире. Кроме того, в стране много безработных. К счастью, сейчас нет проблем с механизмами и можно спокойно проводить индустриализацию. В науке остается открыть только 35 технологий за 39 лет, т.е. науку достаточно финансировать по 0,75 в месяц, чтобы все открыть самому.
Правда, армия и флот не очень большие — 26 дивизий и 16 кораблей, Англия, Австрия, Франция и Россия нас превосходят. Поэтому нужно увеличить наши вооруженные силы хотя бы до 100 дивизий и 100 кораблей. Естественно, нужны людские ресурсы — и в этом нам помогут колонии.
Изначально у нас три несчастных острова под Австралией. В этом районе колонизируем еще три острова и Южную Гвинею, потом занимаемся Африкой. Она по-прежнему занята только на побережье — так и просит, чтобы мы ее заняли. Очень неплохо провести пару войн против Китая и других азиатских стран — люди, люди...
Теперь можно заняться Европой. Завоевание Европы мало отличается от описанного выше, разве что у вас очень мало времени — всего 39 лет. Сначала Бенилюкс, потом Австрия, Франция, Россия, Англия, США... Полностью завоевать мир вы сможете, да и не надо. Сокрушив все великие державы, вы можете изредка проводить войну против стран, которые сильно вырываются вперед.
Мировая война
На западном фронте деле идут отлично |
Первым делом надо разобраться с бюджетом. Предлагаю такую схему: армия и оборона финансируются на максимум, все остальное на минимум, налоги поставить так, чтобы минус в бюджете был не очень большим. Следите за производством и торговлей, чтобы не набирать слишком много займов.
Завоеванные народы еще не понимают прелести нашего правления и потому восстают. Дикари-с. |
Нашим 175 дивизиям противостоят 300 дивизий франко-российской армии. В основном армия сосредоточена на западном фронте, ее вполне достаточно, чтобы как следует оккупировать Францию (необходимо контролировать 25% национальных провинций и Париж). Другая проблема — Россия, ведь никто не должен контролировать наши провинции. Поэтому необходимо рекрутировать всех жителей колонии и создать около 50-75 дивизий для восточного фронта. На бои в колониях не обращайте внимания, они все равно не играют никакой роли.
Еще один важный момент мировой истории — Ленин. В случае его поддержки в России может произойти революция, что, естественно, облегчит ситуацию на восточном фронте (а там и до Брестского мира недалеко). Но деятельность большевиков в России неизбежно приведет к революции в нашей стране. Правда ли вы хотите во время войны еще подавлять восстания коммунистов? А вот если арестовать Ленина, есть шанс, что Россия пойдет по пути демократии и «красная чума» не просочится в Европу.
После заключения Парижского мира к нам отходят Украина, Белоруссия и Прибалтика в Европе и большинство колоний в Африке. В принципе, выиграв Первую мировую войну, вы автоматически выигрываете игру, потому что уже никто не сможет превысить вас по очкам победы. Вести войну я бы не советовал: народ не поймет, да и смысла нет — до конца игры осталось слишком мало времени. Лучше расширяйте заводы и передислоцируйте пару дивизий в колонии для подавления восстания. А в целом — наслаждайтесь победой! Вы это заслужили!