Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему множество людей играют в Starcraft на протяжении стольких лет, несмотря на то, что за это время появилось множество других игр этого жанра? Наверное, дело в том, что Starcraft максимально приблизился к балансу рас. Несмотря на кардинальные различия между зергами, протосами и землянами, выиграть можно у любого противника на любой карте, при любом месторасположении! Благодаря этому Starcraft каждый год бывает представлен на World CyberGames и еще очень нескоро уйдет с профессиональной арены. Это случится не раньше, чем появится другая игра с таким же прекрасно рассчитанным балансом! Когда это будет и будет ли — неизвестно, поэтому — пока продолжаем играть в Starcraft. В этой статье мы рассмотрим новые карты WCG и разберем преимущества и недостатки новых полей сражения.
Карта Paranoid Android
Размер: 96Ч96
Время суток: сумерки (Twilight)
Максимальное количество игроков: 2
В вашем распоряжении имеется восемь месторождений минералов, а также газ. Единственный выход с вашей базы ведет к тому месту, где в будущем должна появиться ваша вторая база. Там вы найдете еще семь кусочков минералов и источник газа. Небольшой проход, ведущий вниз, приведет вас к минеральному ресурсу. Широкий проход, который находится сразу за выходом с вашей базы, ведет к маленькому мосту. Чуть ниже расположен большой мост, а в самом низу вы найдете последний проход на вашу территорию. Эти два моста и нижний проход делят карту пополам. Неподалеку от въезда на большой мост есть возвышенность, где можно построить еще одну дополнительную базу. Последнее месторождение находится в нижнем левом углу карты. Именно за это месторождение обычно разгораются самые жестокие битвы в затянувшихся партиях!
Базы противников разделены небольшим участком земли, преодолеть который можно только по воздуху. Так что будьте готовы к высадке десанта или воздушному налету.
Общие рекомендации
Как же играть на этой карте?
Она считается подходящей для rush’а, поскольку расстояние между противниками небольшое, а на разведку можно отправиться чуть позже, чем обычно, что позволит накопить больше минералов.
Не советую идти напролом через узкий мост. Если силы приблизительно равны, ничем хорошим это для вас не кончится. Зато вы даже с меньшими силами можете не позволить вражеским войскам перейти маленький мост — и правильно, пусть идет в обход через большой, что даст вам время на перегруппировку сил.
Это важно: не спешите захватывать третье месторождение минералов. Прямо над ним, на возвышенности, находится еще одно место для дополнительной базы. Поднявшись туда, ваш противник сможет с легкостью убивать ваших рабочих такими войсками, как стервятники (Vultures), танки (Siege Tanks), драгуны (Dragoons), люркеры (Lurkers).
Зерги против протосов: быстрые стражи
Итак, рассмотрим одну из тактик, которую может применить зерг в борьбе против протоса на этой необычной карте.
Малый мост. |
Используя эту тактику, вы сможете одержать победу над более сильным и опытным противником.
Первым делом заказывайте в инкубаторе трутня (Drone). Тех рабочих, которые уже имеются в вашем распоряжении, отправляйте на разные кусочки минералов. Это позволит вам собрать больше минералов. Ваш повелитель (Overlord) должен отправиться в гости к врагу. Вы найдете его сразу, так как на этой карте всего две стартовые локации.
Как только появится пятый трутень, отправляйте его добывать минералы и продолжайте производство рабочих до восьмого лимита. Когда у вас наберется сто минералов, заказывайте еще одного повелителя, а затем девятого трутня.
После появления нового повелителя продолжайте зазывать трутней до двенадцатого лимита. Первые же накопившиеся двести минералов потратьте на постройку плодилища (Spawning Pool), а затем заказывайте еще одного трутня и начинайте копить личинки (Larvae).
Въезд на большой мост. |
Теперь пришло время позаботиться о создании дополнительной базы. Посылайте одного из своих рабочих сооружать инкубатор (Hatchery) и экстрактор (Extractor) на ближайшем подходящем месте.
В это время вы уже должны видеть, чем занимается протос на своей территории. Именно от этого зависят ваши последующие действия. Если враг соорудил два портала призывания (Getways), начинайте массовое производство собак (Zerglings), а когда появится второй инкубатор, закажите впалую колонию (Sunken Colony). Если же вы видите, что протос заказал ассимилятор (Assimilator) раньше, чем обычно, производите в обоих инкубаторах как можно больше трутней.
Как только достроится экстрактор, отправляйте трех рабочих на добычу газа. Накопив первые сто единиц газа и 150 минералов, заказывайте в инкубаторе первое улучшение. Пока оно делается, нанимайте новых и новых рабочих и сооружайте одну-две впалые колонии, чтобы не умереть от атаки зелотов (Zealots).
Расстояние между стартовыми локациями. |
Когда улучшение будет закончено, заказывайте в инкубаторе шпиль (Spire) и второй экстрактор на дополнительной базе. Как только шпиль достроится, заказывайте муталисков (Mutalisks) и гнездо королев (Queen Nest), чтобы перейти на более высокий технологический уровень. Когда королевское гнездо будет готово, заказывайте второе улучшение в инкубаторе.
Главная задача ваших муталисков — наведаться в гости к врагу и помешать ему занять дополнительную базу.
Кроме того, муталиски должны выяснить, какие войска у противника. Если вражеская армия внушает уважение, постройте еще несколько впалых колоний и отправьте по одному зерглингу или повелителю на каждую дополнительную базу. Это необходимо для того, чтобы помешать протосу поставить скрытую ресурсную базу.
Как только закончится усовершенствование инкубатора, необходимо начать мутирование шпиля. Тем временем заказываем еще один инкубатор и нанимаем побольше бичей (Scourges) и муталисков. После мутации шпиля превращаем 5-6 муталисков в стражей на полпути между вашей базой и базой противника. Также необходимо купить 1-2 пожирателей (devourers).
Как только стражи появятся в вашем распоряжении, начинайте атаковать противника. Главное — расставить их по периметру базы, чтобы один пси-шторм не уничтожил все ваши летающие войска одновременно. Как правило, протосы не ожидают такого и кидают в атаку все имеющиеся силы. Вы же можете отбиться при помощи впалых колоний и зерглингов. Если потребуется, можно вернуть нескольких стражей, чтобы отбить последнюю атаку умирающего протосa.
Протосы против землян
Итак, перед вами, как обычно, нексус (Nexus) и четыре исследователя (Probes), которых вы должны отправить на разработку минералов — каждого на отдельный. Заказывайте рабочих до восьмого лимита. Затем наберите сто минералов и постройте пилон (Pylon) неподалеку от выхода с базы.
Восьмой исследователь идет на разведку. Его главная задача — помешать землянину построить казармы. Постарайтесь не потерять своего разведчика. Наймите еще двух рабочих одного за другим. На десятом лимите возведите первый портал призывания.
Заказывайте исследователей до двенадцатого лимита, а затем постройте ассимилятор. Продолжайте строить рабочих. На четырнадцатом лимите сооружайте кибернетическое ядро (Cybernetics Core). К этому времени будет готов ассимилятор. Отправляйте троих исследователей добывать газ. На пятнадцатом лимите закажите второй пилон и еще одного исследователя.
Как только достроится кибернетическое ядро, закажите своего первого бойца — драгуна и возвращайтесь к массовому производству исследователей. Когда драгун будет готов на три четверти, у вас должно накопиться 150 минералов и 150 газа. Самое время заказать усовершенствование Singularity Charge. Первой задачей новорожденного драгуна будет уничтожение вражеского разведчика, который, вне сомнения, уже будет разгуливать по вашей базе, как у себя дома. Чтобы храбрый драгун не чувствовал себя одиноко, заказывайте в портале еще одного. На двадцать четвертом лимите заказывайте еще один пилон, рабочего и драгуна.
Расправившись с разведчиком, ваш первый драгун должен будет отправиться в гости к землянину. Будьте предельно внимательны и не спешите атаковать! Осторожно подойдите к подъему и оцените ситуацию: стоит ли нападать? Если вас начинают обстреливать три десантника (Mariners), не стоит рисковать, иначе вы потеряете своего бойца. Если же враг успел нанять только одного пехотинца, начинайте стрелять в его хранилище ресурсов (supply depot). Противнику придется снять с работы нескольких рабочих, чтобы его ремонтировать.
Теперь сфокусируйте огонь на рабочих, занимающихся починкой хранилища. Тем временем появится на свет ваш второй драгун. Он должен поспешить на подмогу товарищу. Итак, два драгуна уже готовы, и скоро ожидается появление третьего. Самое время построить еще один портал призывания и пилон. Не забывайте постоянно заказывать исследователей (по одному).
Как только у врага появится танк, вам придется отступить, чтобы не потерять бойцов. Но к этому времени будет готов третий драгун и закончится усовершенствование Singularity Charge. Третий боец спешит на помощь друзьям. Теперь ваша задача расстреливать постройки землянина и постараться уничтожить вражеский танк. Если вам это удастся, противнику придется несладко. Если же нет, землянин может сделать усовершенствование Siege tech, и вам придется как можно скорее ретироваться.
После того как у вас достроится второй портал, вы сможете продолжать призывать драгунов в обоих. Не забывайте следить за лимитом! Первая группа драгунов, та самая, которая воевала на вражеской базе, должна занять позицию на вашей территории, за маленьким мостом. Двое драгунов охраняют нексус на случай высадки десанта. Еще двое стерегут проход. Отправьте на разведку двух исследователей: одного поставьте неподалеку от выхода с базы противника, второго — на большом мосту.
Продолжайте нанимать новых и новых рабочих и драгунов. Следите, чтобы вам всегда хватало пилонов для непрерывного производства войск. Как только у вас накопится 400 минералов (лимит к этому времени достигнет приблизительно 48), создавайте дополнительную базу, стройте завод и еще два портала призывания. Не прекращайте все время нанимать драгунов.
Если землянин пойдет в лобовую атаку, встречайте его всеми своими силами на мосту — и атака захлебнется. Если же он решил основать вторую базу, (ваш разведчик это заметит), добавляйте себе еще один минеральный ресурс, которой находится неподалеку. Как только достроится ваш второй нексус, отправьте туда 10-12 рабочих с главной базы, закажите обсерваторию (Observatory). Во всех постройках призывайте драгунов и зелотов.
Как только достроится обсерватория, заказывайте шатл (Shuttle) и цитадель Адуна (Citadel of Adun). Следите за тем, что делает ваш противник. Если землянин производит танки, вам стоит заказывать зелотов. Если же он решил нанимать только стервятников, продолжайте призывать драгунов. Как только в вашем распоряжении появится шатл, сажайте в него четверых зелотов и берите все войска под Ctrl.
Необходимо увеличить скорость ваших зелотов. Для этого заказывайте в цитадели Адуна усовершенствование Leg Enhancements. Продолжайте постоянно производить войска в каждом строении и следите за пилонами. Когда наберете достаточное количество минералов, стройте дополнительные порталы призывания и еще один нексус.
Пришло время нападать на врага. Вначале ваши наблюдатели должны выяснить, где расположены минные поля. Теперь направляйтесь в гости к землянину через большой мост. Вам понадобятся по крайней мере два наблюдателя. Впереди пойдут драгуны и будут уничтожать мины. Затем при помощи команды move кидайте в атаку зелотов. Они должны попасть в центр вражеской армии. Ваш шатл сбрасывает зелотов на вражеские танки. Подтягивайте подкрепление с базы. Если вы все сделали правильно, то у землянина не останется никаких шансов отбиться от вашей смертоносной атаки!
Земляне против зергов: атака с быстрым танком
Эта тактика рассчитана на тo, чтобы обмануть соперника и создать эффект неожиданности, а это уже хорошая заявка на победу. Первым делом отправьте рабочих добывать минералы, каждого на отдельный кусочек, и закажите в командном центре пятого SCV. Продолжаем нанимать рабочих до 9-го лимита, а затем заказываем хранилище ресурсов. Строим еще одно SCV, а затем сооружаем казармы. Заказываем рабочих до двенадцатого лимита, а потом строим ассимилятор.
Продолжаем нанимать рабочих и десантников. Отправьте одного SCV на разведку. Учтите, что вам ни в коем случае нельзя его потерять! Закажите второе хранилище ресурсов и завод (Factory). Не прекращайте все время нанимать десантников и рабочих. Разведчик должен узнать, как развивается зерг, строит он рабочих или зерглингов. Если вы увидите, что враг мутирует логово, это хороший знак! Незадолго до того, как достроится завод, закажите академию (Academy). Внимательно следите за своим лимитом: морская пехота должна строиться непрерывно.
Теперь прекращаем создание новых рабочих, так как деньги нам необходимы на машинную мастерскую (Machine shop), подсветку (Comsat Centre) и медиков (Medics). Как только машинная мастерская будет закончена, закажите улучшение Siege Tech и первый танк. После того как два первых медика появятся на свет, закажите огнеметчиков (Firebats) и улучшение Stim Pack. Не забывайте о строительстве хранилищ ресурсов.
Как только появится первый танк, захватите двух-трех рабочих и идите в атаку. Заказывайте на заводе второй танк, а в казармах — огнеметчика. На проходе стоит поставить огнеметчика и медика на удержание позиции. Если зерг вздумает проникнуть на вашу базу, этот нехитрый прием поможет вам справиться с довольно большим отрядом зерглингов. Когда вы приблизитесь к базе зерга, используйте Comsat Centre и посмотрите, какой вариант развития он выбрал: муталисков или люркеров.
Если вы увидите шпиль, закажите на своей базе инженерный отсек (Engineering Bay) и еще несколько казарм. Если же вы обнаружили логово гидралисков (Hydralisk Dena), продолжайте производство танков. Также постройте инженерный отсек и космопорт (Starport), чтобы в дальнейшем произвести научно-исследовательское судно (Scientific Vessel). Когда ваши войска приблизятся к базе зерга, переводите танки в осадное положение. Десантники должны держать позицию возле танка, прикрывая его. Рабочие начинают строить бункер (Bunker) и ПВО (Turret).
Зерг наверняка обкопался большим количеством впалых колоний. Тут будет нелишним и второй танк. Ваша цель — уничтожить инкубатор, ведь после того, как у него появятся муталиски или люркеры, вам не удастся так просто подняться на его базу. Не жалейте денег на ПВО и закажите второй бункер. Также необходимо позаботиться о защите своей базы. Для этого постройте бункер возле командного центра и несколько ПВО. Новых десантников, которые будут появляться из ваших казарм, отправляйте в бункер.
После того как вы уничтожите инкубатор, победа почти у вас в кармане. После этого постройте еще две казармы и научное судно и просто добейте противника. Главное — не торопиться, так как преимущество на вашей стороне. Ели вы его утратите, например, пойдете в необдуманную атаку и потеряете все войска, зерги вам этого не простят.
Протосы против зергов: правильный rush
Эта тактика предназначена для борьбы против наглых зергов.
Перед нами, как всегда, родной нексус и четыре исследователя, которые ждут вашей команды. Отправьте их разрабатывать минеральное месторождения, как обычно, каждого на свой кусочек, и закажите в нексусе еще одного рабочего. Нанимайте исследователей до восьмого лимита и отправляйте их добывать минералы. Восьмой же рабочий должен направиться в сторону выхода с вашей базы и заказать пилон. Выполнив свое первое задание, он отправится на разведку.
На девятом лимите закажите первый портал призывания. Когда он будет завершен, его строитель вернется к добыче минералов. Продолжаем заказывать рабочих до одиннадцатого лимита, а затем возводим второй портал призывания. Первый портал уже готов, так что настало время отвлечься от производства рабочих и нанять первого бойца, а именно зелота.
На этом же лимите, тринадцатом, заказывайте второй пилон. К этому времени ваш разведчик должен уже найти противника.
Вариант 1
Если вы увидите, что зерг выбрал развитие через два инкубатора, сделайте точку сбора ваших бараков возле строящегося инкубатора. К тому времени, как ваш зелот появится на свет, в вашем распоряжении будет уже два портала. Заказываем в каждом еще по одному зелоту, а в нексусе — очередного исследователя. После этого ваш лимит будет равен восемнадцати.
Ваш первый зелот уже должен приблизиться к достраивающемуся инкубатору. Зергу не останется ничего другого, кроме как заказать впалые колонии. Очень важно помешать ему в этом и не позволить трутням начать строительство. Если зерг возьмет с собой нескольких трутней, вам придется на одного из них отправить зелота через команду «attack», а на другого — своего исследователя.
Не оставляйте без внимания собственную базу! Продолжайте заказывать зелотов и стройте третий пилон.
К тому времени, как у противника появятся зерглинги, еще два зелота будут на подходе. Очень важно не потерять своего первого бойца и рабочего и соединить их с теми войсками, которые пришли на подкрепление. Этой небольшой армии вам хватит, чтобы уничтожить десяток вражеских собак, но для этого необходимо держать зелотов вместе.
Продолжайте заказывать войска в бараке и следите за своим лимитом!
Вариант 2
Если вы увидите, что зерг выбрал развитие через плодилище и инкубатор, то набирайте войска в том же порядке, что и в первом варианте, но не спешите отправлять первого зелота на базу противника, а дождитесь еще двоих и захватите с собой еще троих исследователей. Точку сбора вашего портала сделайте поближе к строящемуся второму инкубатору.
Здесь также очень важно не потерять ни одного бойца и держать их поближе друг к другу. Иначе, как только один из зелотов отделится от основной группы, злые зерговские собаки сожрут его, и он сможет отбиться от вашей атаки. В этом случае шансы врага на победу значительно увеличатся. Но если вы все сделали правильно и навязали противнику свой вариант игры, то, потеряв всю армию или инкубатор, зерг неизбежно проиграет.
Карта Gaia
Размер: 128Ч128
Местность: джунгли (Jungle)
Максимальное количество игроков: 4
Gaia — еще одна интересная карта, которая подходит как для дуэли, так и для командной игры. Выход с вашей базы ведет к дополнительному месторождению, которое можно условно считать вашим. Чуть дальше расположен широкий мост и возвышенность, на которой можно совершать обходные маневры. Она соединяет верхнее место для дополнительной базы с нижним, а оттуда рукой подать до входа на территорию вашей стартовой локации.
Есть дополнительные выходы в центре, а посередине этого интересного, так сказать, коридора есть удобное место для еще одной дополнительной базы. За мостом, ведущим с вашей дополнительной базы, на небольшом расстоянии расположен дополнительный минеральный ресурс. Чуть дальше вы встретите местность, на которой нельзя нечего строить. Иногда этим можно воспользоваться, особенно в войне против землян.
Большое значение имеет центральная часть карты. Обычно тот, кто контролирует центр, диктует и ход игры. Кроме того, на этой карте надо быть всегда начеку и не пропустить вражескую высадку, так как расстояние между двумя верхними или нижними стартовыми локациями очень незначительное.
Стоит обратить отдельное внимание на коридор, который ведет к вашей дополнительной базе, — противник может воспользоваться им и застать вас врасплох! Более подробно об этой карте, а также о других новых картах на Word CyberGames мы поговорим в следующий раз.
«Бамбуковый землянин»
В этом разделе мы рассмотрим тактику одного из лучших землян Кореи V-Gundama. Когда мы говорим «одного из лучших игроков Кореи», это означает «игрок мирового уровня». Этот игрок — представитель старой школы. Он не раз играл на всевозможных лигах с SlayerS_’BoxeR’, Garimto, [NC].Yellow, PlayGrrr..., H.O.T.-Forever и другими.
Более известен под прозвищем «Бамбуковый землянин». Он очень упорный игрок, отказывается покидать игру даже в самых безнадежных ситуациях. Часто кажется, что он вот-вот сломается, но этого не происходит.
Отдельного внимания заслуживает его стиль игры, благодаря которому он и стал знаменит. Конечно же, речь идет о сражении землянина с протосом и о его неповторимой тактике раннего rush’a.
Стиль игры «Бамбукового террана»
Его совершенно невероятный стиль в игре против протосов известен по всему миру. Конечно, сейчас уже нельзя сказать наверняка, кто был его изобретателем, так как многие сильные игроки в свое время его активно использовали. Но именно V-Gundam отточил до совершенства и, самое главное, популяризировал эту стратегию. И недаром все протосы Кореи с уважением отзываются об этом игроке. На нем ломали зубы и такие гранды старой школы, как Garimto и IntoTheRainbow, и молодые таланты: Nal_Ra, Reach и Kingdom.
У V-Gundam очень агрессивный дебют. Почти все его игры против протоса начинаются с давления войсками первых уровней. Не всегда понятно, чего он хочет добиться. Даже если опыт, накопленный этим игроком, дает ему правильное понимание всех тонкостей данного противостояния рас и данной стратегии.
Заставляя оппонента менять свои планы с самого начала, он диктует свои правила по крайней мере на первые 5-7 минут игры. Протосу приходится оставить мысли о раннем создании дополнительной базы, а зачастую и о темных храмовниках (Dark Templars). Ему приходится увеличивать производство войск, чтобы сдержать напор террана. Никакой речи об экономическом превосходстве, естественно, не идет. А это ли не успех? Заставляя протоса обороняться, V-Gundam блокирует его атаки своей линией обороны, постоянно присылая своей армии подкрепления с базы.
Конечно, то, что делает V-Gundam, — это большой риск. Чтобы вовремя собрать первую ударную группировку из четырех-пяти десантников, танка, двух стервятников и подкрепить их рабочими, надо идти на жертвы. Для обеспечения постоянного пополнения войск и своевременного исследования необходимых усовершенствований приходится жертвовать своей собственной экономикой. Очень часто можно увидеть, что у V-Gundam не появляются новые рабочие scv, а на добыче газа трудится всего один scv. Нет, он не забывает про них, просто это необходимая жертва «голодной» боевой машине, запущенной по его собственному требованию. Не стоит и говорить о том, что будет, если он пропустит высадку мародеров. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Опытный глаз сразу заметит, что необходимо для осуществления такого rush’a. Конечно же, хорошее микроуправление и чувство времени (впрочем, и с противоположной стороны тоже, чтобы не проиграть в первые же 5 минут). С этим у нашего героя проблем нет. Его обычный показатель — 300 действий в минуту, баланс ресурсов всегда на нуле, все строится и разрабатывается.
Низкоуровневый rush
Несколько слов о классификации rush’a. Можно начать rush после улучшения Spider Mines для стервятников. Но для этого необходимо подняться по древу развития, поскольку для этого требуются построенные казармы и запас газа. Костяком же первой ударной группы служат scv и десантники — вот и все, что необходимо для низкоуровневого rush’a.
Цель любого низкоуровневого rush’a — максимально ранняя атака превосходящим числом войск, направленная на полное уничтожение противника. В случае, если rush не удается, вероятность проигрыша очень велика. Но для данной стратегии это определение не совсем верно.
В данном случае основная цель — нивелирование экономического превосходства противника путем блокирования его войск на главной базе и последующего контроля над остальной территорией. Основание противником дополнительной базы должно произойти как можно позже. Но даже если линия обороны землянина будет прорвана, шансы на победу остаются 50 на 50.
Как только землянин наберет заветное число бойцов для первой атаки, он должен начинать давить драгунов протоса обратно на базу. В качестве точки сбора новых войск можно выбрать подступы к базе противника. Казармы необходимо направить туда же. На заводах постоянно производятся танки и стервятники. После усовершенствования Spider Mines нужно сразу же исследовать Siege Tech.
У входа на базу противника следует построить бункер и заминировать подходы. Если протос будет препятствовать постройке бункера, сфокусируйте огонь десантников и танков на драгунах, а стервятники должны отгонять их, раскладывая перед ними мины. Осадный режим станет доступен вам очень скоро. Также ваши казармы смогут передвигаться по воздуху, который можно использовать для обзора возвышенности.
Иногда бывает, что V-Gundam проигрывает вследствие удачной высадки мародеров на его базы. Поэтому, как только на базе или на месте осады достроится инженерный отсек, следует немедленно обзавестись парочкой комплексов на этот случай.
Не стоит спешить с созданием второй базы. Лучше постоянно производить войска и заказать третий завод для увеличения производства танков и стервятников. Новые войска должны немедленно отправляться на линию фронта, чтобы не допустить прорыва.
Заблокировав противника на его базе, нужно разрабатывать месторождения ресурсов локации и следить, чтобы протос не десантировал свои войска в стороне и не начал контратаку.
На схеме показан идеальный вариант блокирования протоса, карта Gaema Gowon.
Казалось бы, что может быть проще, чем разогнать кучку десантников и scv с танком при помощи драгунов, имеющих улучшение Singularity Charge? Все, что необходимо, — фокусированный отстрел оторвавшегося от группы подразделения или двух.
Но есть несколько нюансов, которые дают землянину шанс осуществить свой план. Во-первых, на момент атаки у протоса в нужном месте находятся от силы три-четыре драгуна (это зависит от выбранного им развития), а им противостоит армия из 10-12 отрядов. Главная опасность заключается в том, что вся эта группа будет бить сфокусированным огнем. Во-вторых, стервятники обладают большей маневренностью и скоростью, чем драгуны, что может быть использовано для того, чтобы зажать драгунов в мешок. В-третьих, огромное значение имеет размер войск, тип и скорость атаки.
Так как десантник, стервятник и SCV — это компактные отряды, это положительно сказывается на плотности группы, а большая скорость атаки дает высокую плотность огня. И, наконец, у драгуна «взрывной» тип атаки. Это значит, что он наносит лишь 50% повреждений отрядам малой величины (десантник и SCV), 75% повреждений подразделениям средней величины (стервятник), и лишь танк обречен в полной мере ощутить мощь драгуна. С другой стороны, танк (тип атаки «взрывной»), пехотинец и SCV (тип атаки «обычный») наносят 100% от своих базовых показателей. Лишь стервятник не способен сражаться с драгунами, но у него есть грозное оружие — мины. Таким образом, становится очевидным, что в первые несколько минут игры перевес в маневренности и огневой мощи на стороне землянина. Именно это преимущество мастерски использует V-Gundam.
Карты, где можно применять эту тактику
Большую роль в использовании данной стратегии играет карта. Очевидно, что максимального успеха можно достигнуть на карте The Hunters, но на Gorky Park, Martian Cross или Blood Bath описанный вариант невозможен либо обречен на провал в 99% случаев. Проведем небольшой обзор карт.
Для начала нужно определить сильные стороны стратегии и такие особенности ландшафта, которые будут играть на руку землянину. Следует выделить расстояние до базы противника, наличие узких мест и перепадов высот, количество обходных путей и наличие недоступных наземным войскам мест, подходящих для создания дополнительной базы.
Такие карты, как Requiem, Enter the Dragon, Bifrost, JR Memory, Gaema Gowon, Gaia и Lost Temple, прекрасно подходят для применения данной стратегии.
А вот Namja Iyagi, Nostalgia, Plains to Hill могут стать доставить проблемы даже эксперту V-Gundam. Дело в том, что расстояние между диагональными локациями очень велико, имеется несколько выходов с главной базы, и, наконец, на этих картах возможно построить дополнительную базу в тайной островной или наземной локации, что играет на руку протосу.
Описание развития и комментарии
Последовательность постройки должна быть следующей:
— десантник после постройки казарм;
— хранилище ресурсов;
— завод;
— второй десантник;
— второй завод, когда первый готов на 50-70%;
— пристройка к первому заводу;
— третий и четвертый десантники.
Теперь поднимаем казармы и летим в сторону противника. Что это дает? Во-первых, хороший обзор поможет вашим танкам. Во-вторых, в дальнейшем вы сможете создавать новые отряды прямо на месте.
Это важно: скорее всего, на этом этапе вам придется прекратить производство новых рабочих.
Второй завод и пристройка к первому должны быть построены примерно одновременно, хотя пристройка может быть завершена немного раньше. На первом заводе заказываем танк, исследуем Spider Mines в пристройке, на втором заводе начинаем производство стервятников. Собираем 4 десантников, 3-4 рабочих, 1 танк и 1-2 стервятников и начинаем атаку. SCV нужны для починки танка и стервятников, возведения бункера, инженерного отсека и ПВО на месте осады.
А вот описание развития, взятого из игры V-Gundam. Именно таким пользуется он сам. Развитие совершенно негибкое, и изменения внести сложно, не нарушив последовательности постройки и времени готовности. Стройте рабочих до девятого лимита. Закажите хранилище ресурсов. Продолжаем строить рабочих до одиннадцатого лимита. На этом же лимите закажите барак. На двенадцатом лимите закажите ассимилятор.
Продолжайте создавать рабочих до тех пор, пока лимит не достигнет пятнадцати. Затем стройте второе хранилище ресурсов. В казармах заказывайте десантника. На восемнадцатом лимите заказывайте завод и еще двух десантников. На двадцать втором лимите начинайте сооружение второго завода и нанимайте четвертого пехотинца. Когда ваш лимит будет равен двадцати трем, постройте машинную мастерскую, хранилище ресурсов и закажите еще одного десантника.
После этого создайте на одном заводе танк, а на втором — стервятника. Исследуйте усовершенствование Spider Mines. Поднимайте свои казармы в воздух и отправляйте в сторону противника. Продолжайте производить войска и следить за лимитом. Когда усовершенствование Spider Mines будет готово, исследуйте Siege Tech. В данном развитии чем позже мы находим противника, тем больше десантников удастся построить до появления первых серьезных войск — танка и стервятника. Иногда Gundam доводил численность космодесанта до шести.
Микротактики, уловки и приемы
Тактические задачи полностью зависят от стратегических целей. Для обеих сторон крайне важно не потерять войска в самом начале, так как это, очевидно, приведет к летальному исходу. Да простят меня славные протосы, но ниже речь пойдет о методах их уничтожения. Итак, микротактики, oбман и хитрость. Разберем некоторые из приемов, которые использует в своей игре V-Gundam.
Минирование путей отступления
Первый и, наверное, самый известный его прием — скрытое минирование путей отступления драгунов. В данном случае стоит рассмотреть такой психологический момент. Когда землянин выходит с базы и бросается на драгунов превосходящим отрядом, особенно если rush оказался для протоса полной неожиданностью, у последнего должны быть стальные нервы, чтобы не поддаться панике. Протосу необходимо грамотно отступить, в одно мгновение пересмотреть свою стратегию и принять правильное решение — заказать новые войска и дополнительные строения. Очень часто происходит временная потеря концентрации, рассеяние внимания, уменьшение контроля над своими войсками и так далее. Именно это и использует Gundam. Дело в том, что атаку проводят, используя команду «Attack», а двигают войска с помощью «Move».
Также Gundam часто использует этот прием в открытую. В момент сближения войск стервятники огибают драгунов и ставят мины за их спинами. Осуществить это довольно сложно, так как требуется хорошее микроуправление и чувство дистанции. Нужно быть уверенным, что в этот момент протос не начнет отступление, а будет стрелять в танк или в десантников.
Спрятанный завод
Второй прием — это спрятанный завод. Gundam редко использует этот прием из-за того, что от него не ждут ничего другого, кроме rush’a, и поэтому не проверяют его базу наблюдателем. Но все же иногда можно увидеть такой вариант действий и у него. Само развитие остается тем же, только второй завод строится вне базы. Вся соль в том, что протос вообще не будет видеть стервятников, которые появятся в другом месте.
Также есть шанс обмануть противника. Посудите сами: первый наблюдатель видит на базе десантников (желательно припрятать их всех либо хотя бы часть), один завод, танк и делающееся усовершенствование в пристройке. Вывод очевиден: осадный танк, быстрое развитие второй базы, пехота для защиты в бункере. В назначенное время танк, четыре-пять пехотинцев и SCV покидают базу, но стервятника с ними нет. А стервятник уже заминировал отступы. Давление идет по описанной ранее схеме и оказывается для протоса полным шоком. Отступая, он теряет своих драгунов на минах. Кроме того, он наверняка выбрал развитие через побочную базу, а это для него сейчас равносильно смерти.
Прорыв стервятниками
Вот еще один элемент фирменного стиля V-Gundam — прорыв стервятниками на основную базу протоса. Вы спросите, что же в этом нового и фирменного? В этот момент все войска протоса находятся там же, на собственной базе. Неожиданно? Да, действительно так.
Наблюдать такую картину можно в том случае, если V-Gundam зажимает противника на базе, раскладывает танки, при помощи танков и летающих казарм отгоняет драгунов и зелотов от входа на базу. Далее он ждет окончания исследования Ion thrusters — улучшения скорости для стервятников. Проверив все локации и оставив там мины, он выжидает удобного момента.
Дислокацию войск и расположение построек на базе протоса он видит с помощью казарм (иногда — инженерного отсека) и прорывается к рабочим, успев заложить по дороге мины. Очень часто этот наглый и неожиданный ход оставлял протосов без половины рабочих.
Как убить первых двух драгунов без потерь
Необходимо сделать стенку/застройку на выходе с базы, десантников (кроме первого) и танк протосу не показывать, а подождать, пока придет первый драгун или два и начнет рушить хранилище ресурсов. Отогнать их можно без проблем, но надо не дать им уйти. Для этого потребуется один-два SCV или один-два десантника, заранее спрятанные вне базы неподалеку от входа (оптимальный вариант — карта Gaema Gowon, там есть возвышенность рядом с выходом, на LT подойдут позиции 12 и 3). Как только драгун(ы) поднялись и начали атаковать хранилище, закрывайте выход за ними и расстреливайте их при помощи космодесанта, танка и стервятника. Лучше использовать двух рабочих, так как это самый надежный вариант. При использовании rush’a потеря первых отрядов очень болезненна, и шансы протоса на победу резко падают.
Elky’s Gundam — имитация rush’а
Об этом развитии мало что известно, и реакция игроков в Starcraft на него весьма неоднозначна. Кое-кто говорит, что против сильного протоса это не пройдет, другие утверждают, что это одно из самых сильных и гибких развитий в мире.
Факты таковы: на определенных картах эта рискованная стратегия обеспечивает землянину стопроцентный выигрыш.
Изобретение этого развития приписывают небезызвестному Elky, успешно осевшему в Корее прогеймеру. Судьба не раз сводила его с V-Gundam’ом как на аренах киберпоединков, так и за многочасовыми тренировками — ведь они были партнерами по команде!
В основе лежит развитие V-Gundam’а, но идея изменена. Намерения проводить rush нет, но есть намерение заставить противника думать, что rush будет, и готовиться к нему.
Землянин выходит с двумя десантниками, танком, стервятником и парой рабочих и заставляет драгунов вернуться на базу. Если навыки высоки, можно попробовать обогнуть отряд драгунов стервятниками и заминировать пути отступления им, как это умудряется делать V-Gundam.
Другими словами, у врага создается впечатление о раннем напоре с явно недружелюбными намерениями. И протосу придется отложить постройку нексуса в пользу третьего портала призывания и готовиться к обороне. Также он будет держать наблюдателя над своими войсками из-за опасности налета стервятников. А землянин тем временем закладывает на выходе дополнительную базу и сам готовится к обороне, не отводя свои войска далеко, так как ему нельзя их терять. Довольно опасная стратегия: в наличии всего два десантника, танк и стервятник. Конечно, гибкость этой тактики позволяет нанять еще двух пехотинцев перед выходом, но мысль построить базу немного раньше очень соблазнительна.
Основная идея: к тому моменту, когда протос поймет, что rush’a не будет, его контратака провалится, а у землянина уже будет защищенная вторая база. В ближайшее время экономическое преимущество двух баз над одной сделает свое дело, и протос будет обречен на смерть.
Это развитие очень рискованно, и надо быть Elky, чтобы успешно воплощать его в жизнь раз за разом.
SlayerS_'BoxeR' rush
Boxer не был бы Boxer'ом, если бы не привнес в этот rush свою изюминку. Представьте себе группу десантников, рабочих, танк и стервятника. А следом за ними выходит медик! Да, очень рано появившийся медик усиливает ударную группу. Зная уровень микроуправления Императора землян, остается добавить лишь одно — это неожиданно, это красиво, это без шансов!
В конце этой темы надо сказать несколько слов в защиту протосов. Надо знать, как и куда необходимо ударить, чтобы усложнить землянам жизнь. Это, конечно же, экономика! Не теряйте зря войска, старайтесь превзойти противника в контроле.
Nal_Ra и его игры против V-Gundam’a
Несколько раз этот одаренный протос побеждал нашего героя его же оружием — хитростью. Завидев атаку, его рабочий успевал уйти на другую локацию и там втайне построить два портала призывания. Через некоторое время V-Gundam был контратакован, а его блокада, оставленная без подкрепления с базы, была уничтожена ударом во фронт и с тыла.