Если и были те, кто сомневался в эффективности кланов в Lineage II, предпочитая им гордое одиночество, то выход Третьих Хроник окончательно расставил точки над всеми буквами, содержащими их в начертании. Кланам — быть. И не только потому, что некоторым приятнее быть частицей чего-то большого и сильного. И даже не потому, что персональный титул и клановая эмблема за версту говорит, что за их обладателем стоит нечто большее, чем он сам. А потому, что грамотно построенный клан развивается быстрее и продуктивнее, чем те же игроки по отдельности, а его члены получают от игры гораздо больше удовольствия, чем бегая «вольными стрелками».
В этой небольшой статье я попытаюсь поделиться с вами опытом управления кланом, посоветовать несколько проверенных приемов и предостеречь от типичных ошибок.
Какие бывают кланы
Классифицировать кланы можно долго и с упоением, но вот достаточно конструктивное разделение, которое мне кажется нужным провести. А именно — цель. Цель, которую преследует клан, и, соответственно, преследуют его игроки. Или, другими словами — зачем эти люди играют в Lineage 2?
Вопрос, между прочим, отнюдь не бессмысленный. Одни играют для удовольствия, другие — на результат. И упаси бог свести в одном клане тех, кто относится к этому вопросу кардинально по-разному — не миновать внутренних конфликтов и скорого раскола. Но, в то же самое время, однородный клан, играющий, допустим, для развлечения, обычно вполне стабилен, равно как и клан, играющий по принципу «эффективность превыше всего».
Структура клана
Не стоит полагать, что клан — это простое множество персонажей, объединенных одним названием. Рано или поздно возникнут острые вопросы, на которые придется ответить. А именно:
Деньги. Разумный ответ на финансовый вопрос — как минимум один гном-кузнец, а еще лучше — необходимое число кузнецов и торговцы во всех городах. Другой разумный ответ — так называемые «adena farmers»: персонажи с намеренно сниженным уровнем, но уже полученными боевыми навыками, занятые целенаправленной добычей денег.
Вещи и патроны. Вот тут уж без кузнеца никак — в клане обязательно должен быть хоть один Warsmith, умеющий делать вещи. И если потребность в новых вещах, особенно — на высоких уровнях, возникает нечасто, то патроны (Soulshots и Spiritshots) лучше закупать у своих и по себестоимости, чем у чужих и с доплатой.
Атака. Кто будет наносить урон противнику, будь то монстр или другой игрок? В англоязычной терминологии такие персонажи называются «damage dealers». Обычно это боевые маги (преимущественно — светлые и темные эльфы), а также лучники.
Защита. Бойцы с хорошим здоровьем и крепкой броней ценятся не меньше магов, потому как именно им предстоит принимать на себя главный удар, чтобы не подставлять под него атакующих, но непрочных персонажей. Лучшие «танки» — Orc Destroyer, Warsmith, и, в некоторых случаях, Shillien Knight. Последний особенно ценен против монстров, благодаря способности Hate Aura (провокация монстров на атаку), а в крайних случаях — Hate Aura + Ultimate Defence.
Магическая поддержка. Маги поддержки — непременная составляющая любой эффективной команды. Желательно, чтобы в клане были представлены: Orc Warcryer (или Overlord), Shillien Elder, Human Prophet и Elven Elder. Ну, или, по крайней мере — первые три. Особенно в качестве мага поддержки ценен орк-шаман: его заклинания действуют на всю группу. А для магов очень полезен Shillien Elder, который еще будучи Shillien Oracle (уровни 20-40) уже умеет повышать силу заклинаний.
Ресурсы. В отличие от всех предыдущих пунктов, вопрос с ресурсами можно решать деньгами — попросту скупая нужные материалы у населения. Тем не менее, серьезному клану нужно несколько гномов-собирателей, чтобы полностью не зависеть от других игроков.
Воровство. Наконец, хоть и необязательно, но весьма желательно держать в клане вора — Elf Plain Walker. Для него не существует закрытых клановых сундуков, поэтому, регулярно прочесывая клан-холлы других гильдий, он иногда приносит неожиданную прибыль. Да и кто, кроме вора, откроет дверь на третьем этаже Крумы, чтобы клан смог геройски погибнуть в схватке с кристаллом?
Глава клана
Клан-мастер — это и человек, и персонаж. С человеком все относительно понятно: трезво мыслящий, уравновешенный человек, пользующийся уважением соклановцев и проводящий достаточно времени в игре.
С персонажем чуть сложнее, но, на мой взгляд, лучший персонаж для роли главы клана — гном-кузнец. Как известно, только клан-мастер имеет доступ к клановому банку, где лежат самые ценные ресурсы и рецепты. В то же время, кузнецу они регулярно требуются для работы, поэтому, даже если владелец персонажа заслуживает абсолютного доверия, постоянно передавать материалы из рук в руки попросту неудобно. А уж если кузнец посторонний, то и того хуже. Где гарантия, что он не сбежит, забрав с собой только что полученные богатства?
Есть еще и вторая, менее очевидная причина. Для развития клана нужны Skill Points (SP) — «очки умений», получаемые параллельно с опытом и расходуемые на приобретение навыков. У гнома специальных умений меньше всего, поэтому повышение уровня клана не заставит его отказаться от полноценного развития персонажа. А представьте себе на его месте, допустим, Shillien Knight'а. Тут уж придется выбирать — или клан, или второй тип вампиризма.
Эффективное развитие
Быстрый старт
Как следует поступить клану, который только начинает играть? Уровни у всех еще низкие, люди одеты в дешевенький no-grade. На ранних стадиях развития основную роль играют деньги. Позднее они уступают место редким ресурсам, но в первые недели игры от них зависит абсолютно все.
Итак, начать надо с... гнома. Любыми совместными усилиями довести его до двадцатого уровня, чтобы он уже смог распаивать на кристаллы вещи D-класса, снабдить рецептами на Soulshot и Blessed Spiritshot и усадить на площади, к примеру, Диона.
Для этого, вместо истребления Silenos'ов или робкого освоения окрестностей Cruma Tower, стоит наметить себе две важные точки:
Abandoned Mithril Mines в гномьих землях. В самом низу, сразу за обиталищем крысиных лидеров, живут Nightmare Weaver, с наилучшей вероятностью отдающие рецепт Soulshot D.
Cave of Trials в орочьих землях. Если спуститься в воду, не доходя до саламандр, и пойти направо, рано или поздно дорога выведет к озерцу с Ghost Guardian. У них легче всего отобрать рецепт Blessed Spiritshot D.
Уровни и «прокачка»
Возможно, я кого-то удивлю, но высокий уровень персонажей — это далеко не всегда плюс. Вернее, это не самоцель. Что лучше — маг сорокового уровня в полном Karmian-наборе и с лучшим С-посохом, или пятидесятого, с позорным Crystal Staff'ом в руках? Конечно же, первое. А для того, чтобы сделать хорошие вещи, нужны ресурсы и рецепты, выпадающие из монстров вполне определенных уровней. Если бездумно подняться на десять-пятнадцать уровней выше, выбивать все это будет гораздо сложнее — из «синих» монстров уже почти ничего не падает.
Итак, почти для каждой группы можно найти такое место «прокачки», где они, помимо приобретения опыта, будут добывать нужные рецепты, ресурсы или вещи. В идеале, поднятие уровня основной массы персонажей — не цель, а полезный побочный эффект. Кстати, основные «ресурсные» рецепты добываются преимущественно в начальных локациях.
На компакте: удобная программа L2Informer — незаменимый помощник главы клана. Там можно быстро выяснить, из каких монстров что «падает», какие преимущества дает тот или иной набор одежды, какие умения присущи какой расе и классу.
Охота в группах
Непременное правило: «прокачка» должна проходить в группе. В Третьих Хрониках все коэффициенты опыта, денег и выпадения предметов пропорциональны численности группы: она получит от монстра больше, чем получил бы от него же одинокий игрок. Кроме того, во время охоты члены клана учатся работать в команде и согласовывать свои действия. Это обязательно пригодится в «боевых» условиях.
Условие успешной охоты — наличие в группе лидера. Идеально, когда им выступает клан-мастер. Он выбирает стратегии, распределяет роли и дает команды. Кто идет первым, кто вторым, кто что делает... Вы видели ролик «Лирой Дженкинс»? Вот где-то так, только без «лироев».
На заметку: успешно отработанным тактикам можно присваивать номера или какие-то другие короткие обозначения. Допустим, цифра «2», отправленная в чат группы, может означать, что Артем включает Hate Aura, после чего Коля и Таня бьют монстра магией. Подобная «военная» четкость идет только на пользу.
Одежда и оружие
Одна из основных особенностей приобретения вещей в клане: это делается централизованно, на общие средства и с определенной целью. Объединив усилия, клан одевает тех, кто раньше всего принесет прибыль и позволит одеть следующих.
Одежду, разумеется, стоит подбирать даже не столько исходя из класса, сколько из функции игрока. Понятно, что «танку» нужна тяжелая броня, а магу — роба (и то, кстати, последнее верно далеко не всегда). А вот что надеть лучнику, стоит решать взвешенно и по ситуации, не забивая голову штампами вроде «лучникам и ворам — легкая броня».
Если приоритетная роль игрока — нападение, стоит начать с оружия, а «танки» в первую очередь должны быть хорошо бронированы.
Маленькие хитрости
Есть еще несколько достаточно неочевидных приемов, упрощающих жизнь клана на достаточно поздних стадиях развития:
Вспомогательные персонажи. Лучше всего сделать их на учетной записи главы клана. Одному из них выдать все неиспользуемые, но ценные рецепты. Другому — книги, третьему — запасные вещи. В клановом банке пусть останутся только ресурсы, иначе через какое-то время там уже ничего нельзя будет найти.
Дочерний клан. Если сильный клан вовлечен в глобальную войну, новичкам тяжело развиваться: их все время убивают за одну только эмблему над головой. Негласно созданный вспомогательный клан решит как эту проблему, так и проблему «отсева» недобросовестных игроков перед принятием в основной клан.
Ну и напоследок. Что бы вы ни делали, конечно, надо делать хорошо. В том числе — развивать клан, если вы все же решитесь сесть в эту галеру. Но упаси вас бог воспринимать игру слишком серьезно и придавать игровым задачам хоть десятую долю ценности задач пожизненных. Это укрепит дружбу, сбережет нервы и поможет каждому получить от игры максимум удовольствия.
Спасибо всем, кто так или иначе помог мне видеть вещи такими, каковы они есть. И отдельно — Николаю Николаевичу aka ARGO, знатоку Lineage II, умеющему находить тонкости в простых вещах.