PLEASE DISTRIBUTE LIKE CRAZY
(Просьба разработчиков N)
Нечасто в наших краях появляются игры с такими короткими названиями — примерно так же редко, как сами flash-игры на страницах журнала. В чем изюминка этой игры, сделавшая ее исключением? Вы не найдете в N гениального сюжета и поразительной графики — разве что для flash, — зато игровой процесс будет держать вас до последнего уровня! И даже немного дольше: если вы не дождетесь выхода новой версии с парой сотен новых уровней (это уже стало традицией), то всегда можно зайти на сайт игры и скачать любительские карты — творения таких же игроков, как и вы.
Вы неспроста видите эту статью в «Советах мастеров». Я не поделюсь с вами секретами прохождения всех уровней, зато мы выясним, как можно прыгать выше, очков зарабатывать больше, а достойное место в мировом рейтинге удерживать дольше.
А еще на диске вас ждет видеотур по этой игре, чтобы сию минуту, не откладывая, почувствовать и примерить на себя атмосферу этого мира.
Завязка
Итак, что мы имеем? Маленький черный ниндзя N продвигается по уровням, собирает золото и убегает от многочисленных врагов. Ни оружия, ни защиты разработчики не предусмотрели, а при первой встрече с чем-то враждебным наш главгерой тут же отправляется в мир иной (прямо Operation Flashpoint какой-то). Ваше главное оружие — реакция. Зачастую уровень можно пройти, только идеально выверив каждое движение N. Не все уровни одинаковы по сложности, причем далеко не всегда легкие в начале, так что не удивляйтесь, если вдруг посреди игры попадется уровень, где выход расположился в двух шагах от точки старта (на таких уровнях автор обычно предлагает вам собрать как можно больше хитроумно спрятанного золота, но для лентяев имеется возможность сразу покинуть локацию).
Что есть N |
Metanet Software, фирма — разработчик N, была основана в 2001 году двумя людьми: Рейганом Бернсом и Марией Шеппард. Их первый успешный проект — на 100% бесплатная, постоянно обновляющаяся игрушка, в которую можно поиграть не только на PC, но и на Mac. Использование технологии ragdoll в 2D, отлично запрограммированный Flash-движок (кстати, сами разработчики написали несколько уроков для тех, кто хочет постигнуть тайны создания Flash-игр), интересная концепция, да и сама неординарность этого проекта принесли ему большую популярность. В 2005 году N получил «выбор аудитории» на вручении наград IGF (Independent Game Festival). Вообще, в списке призов уже давно значатся высшие оценки от нескольких сайтов — смотрите подробнее на странице в интернете http://www.harveycartel.org/metanet/n_awards.html. Новую версию всегда можно найти на странице DOWNLOADS: http://www.harveycartel.org/metanet/downloads.html, а версию, которая сейчас находится в процессе отладки, — на форуме Metanet: http://metanet.forumer.com/. |
Это важно: при первом запуске игры Flash спросит у вас разрешения разблокировать под нужды игры 200 KB на вашем винчестере. Обязательно согласитесь, иначе ни ваши рекорды, ни прогресс не будут сохраняться.
Кампания разбита на эпизоды (в версии 1.4 их 100), в каждом из которых вам нужно пройти пять уровней, уложившись в 90 секунд. Каждая подобранная золотая монетка (если можно так выразиться) немного увеличивает показания вашего таймера. По итогам эпизода (как и отдельных уровней) последние показания таймера записываются как ваш личный рекорд. Впоследствии вы можете зарегистрироваться на официальном сервере N — прямо из меню опций — и отправить ваш результат в мировую копилку рекордов.
Рассчитывать пьедестал почета не стоит, так как первые места уже давно взяли «отцы» N — на их рекорд не то что покушаться, даже смотреть страшновато, но потягаться за почетную позицию в двадцатке лучших — вполне достойная цель. Если вы хотите поучиться у профессионалов, то, когда будете online, зайдите в highscores, выберите какой-нибудь хитрый уровень из списка, щелкните по обладателю первого (поправка — нулевого) места, и вы сможете посмотреть повтор его действий прямо у себя на компьютере. Зрелище потрясающее — чтобы улучшить такой рекорд, нужны дни и ночи тщательного планирования.
На заметку: прежде чем начинать игру, обязательно отключите в «Панель управления/Специальные возможности» (иконка с инвалидом — ирония?) самую первую галочку — «Залипание». Прыжок в N по умолчанию назначен на кнопку Shift, поэтому операционная система будет вам периодически — и всегда не к месту — посылать привет. Если же менять установки ОС боязно, можете сменить кнопку прыжка в настройках N на любую другую (кроме Ctrl, Alt или Shift).
Я от бабушки ушел...
Всячески мешать вам на пути к финишу будут различные представители местной фауны: дроиды, мины, ловушки... Против каждого из них есть проверенные временем способы борьбы.
Дроид
Самый простой противник. Выглядит как синий шарик. Движется по строго заданной траектории, поворачивая на 90 градусов у стен. Не представляет почти никакой опасности, разве что на первых уровнях. Просто старайтесь с ним не пересекаться.
Радиодроид
Улучшенная модификация первого индивида (добавили антенну). При виде главного героя тут же меняет направление и с неприятным звуком направляется вам навстречу. В остальном — точная копия обычного дроида. Опасен несильно, но, действуя в компании, может сильно подпортить ситуацию.
Лазерный дроид
Белый шарик, медленно движущийся по уровню. При появлении N в зоне видимости наводит на него лазерный луч и через некоторое время активируется. Лазер действует несколько секунд, после чего отключается — и проход снова свободен. Довольно опасный противник, но при должной сноровке убежать от него не составит большого труда. Попробуйте подразнить его: встаньте где-нибудь — лазер начнет активироваться, после чего пробегайте туда, куда вам нужно, пока дроид режет лазером вашу подставу.
Пулеметный дроид
Бестолковый противник — точная копия предыдущего, но с пулеметом вместо лазера. Пулемет довольно неточный, поэтому при доле везения вы можете выжить, даже не двигаясь с места после его наведения. Один на один этот враг не опасен, но если их несколько — ситуация сильно усложняется.
Лазерная ловушка
При обнаружении N в зоне обзора на экране появляется маленький крестик, двигающийся в вашем направлении. Если быстро не спрятаться от него, то точный выстрел в голову временно приостановит ваше путешествие. Одно из самых серьезных препятствий на вашем пути — двигайтесь быстрее, не давайте навестись прицелу, тогда ваши шансы увеличатся. Если вы хоть на секунду скроетесь от ловушки за препятствием, то прицел начнет наводиться снова. Используйте это!
Ракетная ловушка
При появлении главного героя выпускает навстречу ракету. На некоторых уровнях этот противник не представляет почти никакой опасности, а на других, наоборот, не дает почти никаких шансов на победу. Все зависит только от ситуации. Интересный факт: ракета двигается немного быстрее вас, так что не мешкайте. Старайтесь как можно быстрее где-нибудь спрятаться, так как ракеты имеют тенденцию взрываться не только возле N, но и при встрече с различными препятствиями.
Наземный страж
Опять же, опасность противника зависит от ситуации. Если территория патрулируемой поверхности обширная, то вы без проблем перепрыгните его. А если страж охраняет маленький кусочек земли, то, чтобы пройти мимо него, придется попотеть.
Прыжки
Наш главный герой, как любой уважающий себя ниндзя, умеет хвататься за стены в прыжке. Когда перед вами отвесная стенка и нужно быстро спуститься (время заканчивается), просто прыгните вниз и, когда до поверхности будет оставаться где-то 2-3 (зависит от вашего профессионализма) роста N, сделайте движение в сторону стены. Вы схватитесь за нее, не разобьетесь и погасите скорость, набранную в полете. Неплохо еще после соприкосновения прыгнуть в противоположную сторону — тогда вся ваша набранная в падении скорость перейдет в довольно длинный прыжок.
Главное — нажать кнопку прыжка именно в тот момент, когда прогиб блока будет наибольшим. |
Это интересно: в версии 1.3 был такой режим, как Time Trial — вы могли попробовать пройти любой игровой уровень без ограничения по времени. Это было весьма полезно для практики и помогало найти какие-то новые пути. Рекорды в этом режиме, естественно, не сохранялись. В 1.4 его убрали, заменив пункт в меню на User Levels. На самом деле Time Trial никуда не пропал — просто теперь его можно включать в опциях.
Когда уровень пройден, даже умереть не жалко! |
Если вам нужно подняться наверх, есть два пути. Сначала прыгаем на стену, потом делаем небольшой прыжок в сторону и возвращаемся к стенке. Так — до самого верха. Это достаточно медленный подъем, используйте по ситуации. Есть более быстрый вариант: прыгайте на стенку, от нее — высоким прыжком на противоположную. С каждым перепрыгиванием ваша скорость будет увеличиваться, что весьма полезно. Если же второй стенки рядом нет, то, естественно, этот вариант отпадает.
Когда вы уже нажали на кнопку, открывающую двери выхода, и нужно как можно скорее покинуть локацию, прыгните вниз прямо на дверь (если вы, конечно, наверху). Вы завершите уровень, рекорд засчитают, и только после этого вы разобьетесь. Действительно, до выхода вы добрались, а значит, уровень пройден!
При помощи светлых неустойчивых блоков (они прогибаются под вашим весом) можно довольно высоко подпрыгивать. Главное — нажать кнопку прыжка именно в тот момент, когда прогиб блока будет наибольшим. Тогда блок, стремящийся вернуться в исходную точку, усилит ваш прыжок и вы сможете попасть гораздо выше, чем при помощи обычного прыжка.
Когда все надоело
Если вы застряли (попали в ловушку, к примеру) и шансов выиграть в этот раз уже нет, то можете не ждать, пока вас поджарит какой-нибудь дроид, просто нажмите на клавиатуре K, и ваш подопечный незамедлительно совершит суицид. Можете использовать эту возможность, чтобы просто повеселиться — ragdoll в N реализован великолепно: ваше бездыханное тело порой может вытворять в воздухе такие кульбиты, что живому N стало бы завидно.
В меню User Levels возле каждого уровня указан его тип. Обязательно ознакомьтесь с уровнями DDA и N-ART. DDA примечательны тем, что игроку ничего не нужно делать, только наблюдать и удивляться, как все устроено автором. Вначале за нашим главгероем отправляется пачка ракет, но он виртуозно уходит от них при помощи хитро рассчитанной траектории движения. Выглядит это потрясающе! Есть еще разновидности DDA, к примеру DDA-Right. Вам нужно с самого начала уровня все время держать нажатой кнопку «направо», тогда ваш персонаж благополучно доберется до выхода живым.
В N-ART вам также ничего не нужно делать, только наблюдать, как автор уровня, к примеру, нарисовал знаменитый пиратский череп с костями при помощи золотых монеток. Настоящее искусство!
При прохождении десяти эпизодов (одной вертикальной полоски) в опциях будет разблокирован новый цвет одежды для N. Попахивает приставочным коллекционированием, но за труды игрока награда достойная. Пусть ваше новое розовое одеяние напугает дроидов до сгорания микросхем!
Если вам не терпится ознакомиться с более новой версией, можете скачать ее с форума разработчиков — там есть специальная ветка для тестеров. Рекорды, полученные во время тестирования, нигде не учитываются, и за стабильную работу никто не ручается (какие были баги в пре-версии 1.4 — кошмар). Зато вы сможете с гордостью сказать: «Я увидел ее первым!»
Послесловие
Пока рейтинг N ограничивается всего лишь медалью, но если учесть скорость, с которой обновляется проект, занимающий 1 MB, и те нововведения, которые обещают сделать к 1.5 (читайте на официальном сайте), то в следующий раз игра может заслужить уже орден. Это вам не обычная игра, которая вышла, отгремела и навсегда забылась, об N мы еще услышим... Удачи в игре! Пусть вам покорятся все 500 уровней, а у ненавистных лазерных дроидов сядут батарейки!
На компакте: последняя существующая на сегодняшний день версия N — N v1.4.
Редактор уровней | ||
В главном меню нажмите на тильду (~), вы попадете в консоль (она же — EDIT MODE). Теперь выберите J — загрузить пустую карту — и E, чтобы начать редактирование уровня. По кнопке Insert вызывается меню объектов (ваши противники, мины, двери, золото...), по Delete — меню блоков. Интерфейс довольно наглядный, поэтому отмечу только возможность при нажатии на кнопки V, B, N, M, F, G, H, J, K, L менять режим отображения координатной сетки. После того как разработка уровня будет закончена, нажмите Home (выход из режима редактирования) и Page Down (сохранение результата). Из появившегося окна скопируйте весь текст нажатием на Ctrl+A (это и есть ваш уровень). Теперь зайдите в папку с игрой, откройте файл userlevels.txt и после слов ALL LEVEL DATA MUST BE ENTERED BELOW THIS LINE добавляйте: $(тут имя уровня)#(тут имя автора, вероятно — ваше)#(тут тип уровня — DDA/N-ART/...)#(тут сам уровень)# Если вы все сделали правильно, то в меню User Levels теперь появится и ваш уровень. После непродолжительного бета-тестирования можете посылать свое творение на сайт http://numa.notdot.net/, где с ним смогут ознакомиться другие игроки. Если ваше творение окажется выдающимся, его вполне могут включить в поставку следующей версии N. |