Кто к нам с мечом придет, тот по оралу и получит.
Народная мудрость
За долгое время, прожитое безо всяких изменений, в игре устоялись свои каноны, стандарты и предпочтения каждой расы. Поэтому в данной статье мы рассмотрим такой интересный аспект стратегий, как «антитактики», другими словами — нестандарт. Их сила — в предсказании действий противника. Обладая информацией о его планах, вы сможете наносить превентивные удары и легко одерживать победы. Так как совсем скоро выйдет новый аддон к этой игре, я не могу гарантировать, что все развития будут работать после его появления, однако обещаю в следующий раз указать все по-прежнему действенные развития. Все развития, представленные в этой статье, рассчитаны на версию 1.30.
Орки: решающий удар
Раса: орки (Orcs).
Карта: любая ladder, кроме «долины Кохала» («valley of Korhal») и «перекрестка мертвецов» («deadman's crossing»).
Наверное, уже все поклонники орков осознали очень простую вещь: у них почти нет шансов на победу, когда в бой вступают вражеские бойцы высокого уровня. Действительно, техника империи (space marines), чернокнижник (Chaos sorcerer) с осквернителями хаоса (Defilers) и широкие народные массы эльдаровских пауков варпа (Warp spider squad), не прилагая больших усилий, могут сильно испортить вам настроение и игровую статистику. Поэтому все чаще и чаще орочьи умельцы приходят к выводу, что их сила — в быстрой атаке неприятеля.
Теперь на полях battle.net'а безраздельно властвуют всевозможные варианты и модификации вариантов ранних атак. Как раз сейчас мы собрались ознакомить вас с одним из самых эффективных способов. В идеальном случае это значит: при предполагаемом появлении игроков в верхней части карты «кровавая река» («blood river») вы пойдете в наступление на противника с тремя отрядами козырных рубак (Slugga boy squad), дурдоком (Mad doc) под руку с бальшим железячником (Big Mek) и взводом пострелов (Shoota boy squad). Если вы противостоите любому виду десанта, то взвод будет все время пополняться.
Но самое главное — атака начнется уже на третьей минуте и 20-й секунде игры. Прибавьте к этому очень неплохо поставленную экономику — и вы поймете, что выстоять под таким натиском вряд ли кому-либо удастся. Подпортить эту блестящую схему может только появление собратьев-орков в роли неприятеля. О том, как поступить в этом и многих других случаях, читайте ниже.
Это важно: легко заметить — когда вы просто так отдаете приказ бойцу, уже занятому каким-то делом, он немедленно бросает его и кидается исполнять новое поручение. Для того, чтобы, получив новое распоряжение, он все-таки закончил старое, при отдаче приказа зажимайте клавишу shift.
Вы, конечно, помните, как проще и дешевле всего в самом начале игры пополнить на одну персону уже выделенный отряд гретчинов (Gretchin squad). Так вот, как только нажмете кнопочку с буквой R, направьте шоблу на строительство первого агитпункта граааа! (Waaagh! bunner). А взводу рубак, томящихся в ожидании работы, прикажите захватить точку влияния (strategic point) в ключевом месте карты. Затем, переместив указатель на главное здание, и разочек щелкнув левой кнопкой, закажите второй отряд гретчинов. А тот первый (за ним в дальнейшем так и сохранится этот номер) поставьте на автопополнение и «через shift» попросите их построить еще один агитпункт граааа!.
Вот так нужно оборонять позиции до появления слова императора. |
Затем опять вернитесь в лагерь и понажимайте клавишу S — тем самым вы при первой же возможности закажете отряд рубак. Допустим, у вас это получилось. Значит, через 1,5-2 секунды в ваших владениях обоснуется второй отряд гретчинов, в обязанности которого войдет возведение двух агитпунктов граааа!. Заметим, что и эту группу следует перевести в режим автопополнения.
Наконец на свет родится вторая шобла рубак. Разместите точку сбора (rally point) главного здания на месте точки влияния, которую вы как раз сейчас собираетесь захватить. Почетные обязанности первого отряда гретчинов вскоре несколько изменятся. Для этого вам необходимо, зажав клавишу shift, отправить этих славных трудяг к первой захватываемой точке. Нетрудно догадаться, что там они займутся строительством поста слухача (da listening post). В дальнейшем пусть занимаются тем же нелегким делом и на других точках. А вторую шоблу гретчинов опять же «через shift» снарядите на возведение дегенератора (generator).
Когда изготовление второго по счету поста слухача будет находиться в завершающей стадии, вы сможете заметить, что уровень пунктиков граааа! поднялся до 40. Это значит, что сейчас самое время «отдать в хорошие руки» все агитпункты (и тут-то нам на помощь приходит «banner bug»). На вырученные деньги постройте бараки (da boyz hut), закажите шоблу рубак и очередной пост. После чего придет время для заказа четвертого (и последнего) поста. Как только бараки начнут свою работу, возведите свалку пушек (pile o gunz!).
Когда последний запланированный вами пост слухача достроится, выждите еще пару секунд, и вы заметите, что ваших средств вполне хватает на приобретение вашего излюбленного героя — бальшого железячника. Советуем им и заняться. Отдав еще 50 стратегических пунктиков, вы пополните ряды своей армии дурдоком. Кроме того, рекомендуем выдать по козырю (add leader: nob leader) двум отрядам рубак. Дурдоку, наверное, уже надоело проводить свое время в гордом одиночестве, поэтому сделайте его членом одного из взводов, а к отряду, по понятным причинам оставшемуся без лидера, присоедините бальшого железячника. Скопившиеся к этому времени 40 пунктиков потратьте на тренировку первого в этой партии отряда пострелов. Точку сбора бараков установите на отряде, временно находящемся под предводительством железячника, а в самой шобле закажите лидера.
Скорее всего, наступит момент, когда вы решите, что пополнение армии на некоторое время вполне можно остановить. Воспользуйтесь этой передышкой, чтобы произвести улучшение крутые паццаны (more dakka research). Не дожидаясь, пока отряд пострелов появится на свет, начинайте наступление на неприятеля. Вашу главную задачу можно сформулировать так: уничтожьте радарные посты (listening posts), плазменные генераторы (plasma generators) или вражеское войско. Стоит учесть, что при противостоянии каждой конкретной расе будут различаться и комплектация вашего войска, и тактика ведения боя. Поэтому давайте рассмотрим все возможные варианты.
В роли вашего противника выступают разного рода десантники: от хаоса (Chaos) до империи. Скорее всего, неприятельская армия будет сформирована следующим образом: два отряда космических десантников (Space marine squad) по шесть-семь человек в каждом, два-три взвода культистов (Cultists squad) и командир, которым может быть командор (Force commander) или лорд хаоса (Chaos lord).
Продажа агитпунктов очень эффектна. |
Тактика боя не таит в себе никаких сложностей: две шоблы рубак с козырями берут на себя нейтрализацию всех имеющихся космических десантников, а оставшиеся рубаки во главе с железячником атакуют командира, причем первыми под удар попадают рядовые бойцы. Этот совет, конечно, может вызвать сомнения у многих игроков, потому что все знают, что бойцы умирают буквально с первого удара. Однако все объясняется просто: как только вы перейдете с вражеским командиром в ближний бой, дурдок из соседнего отряда с вашей помощью сделает всю шоблу бессмертной. Пока неприятель поймет, что с вашим упрямым отрядом бороться бесполезно, его драгоценный командир будет сильно покалечен.
Конечно, удача может повернуться к вам не тем местом, каким хотелось бы, — и сразу после получения вашими бойцами вечной жизни командир начнет атаковать железячника. В этом случае отделите от него многострадальный взвод, заставьте неприятельского военачальника атаковать бессмертную часть бывшего отряда, а затем опять соедините всех воедино. В любом случае, к этому времени вам на выручку явится шобла пострелов. Сразу после того, как отряд покинет гостеприимные ворота здания, где был заказан, немедленно установите для него автопополнение, дождитесь, пока накопится 7-11 бойцов, и выключите его. В остальном следите, чтобы численность воинов в отрядах была не ниже пяти человек, а лучше всего — если их будет шесть. И победа не заставит себя долго ждать.
Если противник усиленно улучшает радарные посты и готовится бегать вокруг них, действуйте так же, как против орков.
Теперь расскажем вам, что делать, если с вами решили побороться эльдары (Eldars). Если вы узнали о принадлежности противника именно к этой расе до начала атаки, то вместо пострелов произведите четвертый отряд рубак. В противном случае учтите, что вражеская армия при наихудшем раскладе состоит из двух отрядов пауков варпа, стольких же взводов дозорных (Guardin squad) и видящей (Far seer). В этом случае два отряда рубак целеустремленно уничтожают пауков, а пострелы забывают о способностях к стрельбе и переходят в рукопашный бой. Вместо автопополнения закажите им лидера. С видящей пусть померится силами отряд, к которому прикомандирован железячник (очень «бальших» размеров), а дурдока используйте по ситуации.
На этот раз вместо постоянного пополнения своих взводов оставьте количество бойцов в пределах трех-пяти человек, а вместо этого тренируйте новые шоблы, перед боем снабжая их лидерами. Если вы видите, что вполне успешно захватили доминирующую роль (то есть у противника не наблюдается никаких особо серьезных сооружений), закажите дикое рубилово (more choppy research), чтобы увеличить эффективность своей деструктивной деятельности.
И, наконец, самый сложный случай — выступаем против орков. Если вы получили достоверные сведения о том, что это именно они, до начала атаки, рекомендуем быстренько подыскать какую-нибудь другую стратегию. Кто не успел, снесите все оборонительные сооружения, расположенные поблизости, раздайте отряду пострелов бальшие ружжа (big shoota) и пополните свое войско еще одним дурдоком. С помощью первого обессмертите тот отряд, который подвергается нападению вражеского железячника, и захватите контроль над картой.
При этом не стоит ожесточенно прорываться на базу неприятеля — там вас встретят здания, ощетинившиеся бальшими ружжами. Лучше захватите несколько точек влияния и вновь отстройте агитпункты граааа!. В дальнейшем подстраивайте армию, снабжая ее ружжами, а одному-двум отрядам раздайте ракетницы.
Какой бы из вышеперечисленных вариантов ни реализовался в вашей партии — не исключено, что после того, как вы прорвали вражескую оборону и воинственно крушите все попавшиеся под руку здания, неприятель может тихонько где-нибудь укрыться и построить новую линию обороны. Если так и произошло, возведите четыре агитпункта граааа!, закажите цех железячника (da mek shop) и ответьте нахальному противнику мощным производством техники.
Эльдары против космического десанта: еще одна модификация блица
Раса: эльдары.
Карта: «кровавая река», но, внеся небольшие изменения, вы сможете применять стратегию на любой маленькой карте.
Множество партий, проведенных за последнее время, заставили и космических десантников, и хаос привыкнуть к тому, что эльдары постоянно стремятся провести раннюю и стремительную атаку. Такая политика основана на том, что эльдаровские бойцы первого уровня могут настолько затормозить развитие неприятеля, что успеют намного раньше обзавестись более мощными воинами. Плюс к тому в основу данной стратегии положена очень интересная привычка представителей космодесанта, приобретенная ими совсем недавно: в кельях-казармах (chapel-barracks) они первым делом заказывают не командора, а отряды десантников. Заметим, что до сих пор главным оружием империи против быстрых атак эльдаров считается экономическое превосходство. Общеизвестен тот факт, что при блицах приходится жертвовать экономикой, вследствие чего противник получает прибыль значительно выше вашей и может ненароком выиграть партию. Будьте внимательны и осторожны!
Полет вулканов во время шторма? Они не выживут, погода нелетная, да и армия космодесантников выступает против полетов. |
Как вы думаете, какое здание первым украсит вашу почти пустую территорию? Правы те, кто назвал плазменный генератор (plasma generator). А сваяет его для вас имеющийся в наличии скульптор (Bone singer). И закажите еще одного рабочего. Сразу после его появления телепортируйте младенца к одной из точек влияния противника — пусть построит там минное поле (mine field). Обратите внимание: поле следует расположить так, чтобы вражеские отряды, которым придет в голову захватить эту точку, не смогли его обойти. Третьего рабочего — его необходимо предварительно заказать в ассамблее (webway assembly) — телепортируйте на то же место и обяжите помогать собрату. Когда с этим будет покончено, пусть оба труженика переберутся к следующей точке — и тоже обезопасят ее минным полем.
Как раз в этом предприятии и учитывается новообретенная привычка космических десантников. Поскольку они первым делом заказывают отряды бойцов, а не командира, то не смогут увидеть изобилие ваших минных полей, так как только у высших офицерских чинов наметан глаз в этом отношении. Вследствие этого вражеского промаха бойцы, покусившиеся на точку, а также рабочие, собравшиеся прикрыть ее радарным постом, взорвутся по причине некомпетентности. Именно так мы задержим экономическое развитие неприятеля. При этом оба скульптора пусть не гнушаются лично помочь возведенным ими полям в благородном деле уничтожения вражеских войск.
Империя нанесла-таки свой ответный удар! |
После того как незаслуженно забытый первый рабочий достроит генератор, пусть он закажет для вас портал призвания (aspect portal). Затем натренируйте три отряда дозорных, приказав им передавать в ваше распоряжение точки влияния. Когда дозорные пополнят собой ряды вашей армии, исследуйте в ассамблее улучшение легкая поступь (fleet of foot research), а в изготовившемся портале призвания наймите видящую. Скульптора, который сопровождал вас с самого начала игры, направьте на строительство слышащего алтаря (listening shrine), после чего пусть снабдит вас очередным генератором.
Когда последняя точка влияния перейдет в ваше распоряжение, пополните первый освободившийся отряд до шести-семи дозорных и отправьте на территорию неприятеля — пусть мешает ему занимать там точки. В пути пусть к нему присоединится еще один взвод под предводительством видящей. А оставшейся не у дел группе дозорных порекомендуйте захватить реликт (relict) или, на худой конец, критическую точку (critical point). Не забудьте, что влиятельные точки, находящиеся под вашим контролем, требуется укрепить слышащими алтарями.
Когда видящая в сопровождении дозорных уничтожит вражеских рабочих, а также основательно потреплет нервы вашему противнику, возвращайте всех их домой, чтобы вся эта компания передала под вашу ответственность еще один реликт. Настало самое время произвести камень аспекта жнецов (reaper aspect stone add-on). Соберите в одном месте видящую и три отряда дозорных, и можно приступать к тренировке жнецов (Dark reaper squad). При этом не забывайте возводить алтари. Еще вам необходима постройка, носящая название храм духа (soul shrine). Чтобы ее возведение прошло в максимально сжатые сроки, закажите на подмогу двух скульпторов.
Когда величественная громада храма обрадует ваш взор, закажите плазменные гранаты (Plasma Grenade), раздайте всем отрядам экзархов (add leader: dark reaper exarch) и усердно совершенствуйте свою атаку. Изящным штрихом к портрету вашей стратегии будет возведение двух варп-маяков (webway gate) и заказ в одном из них гравитолета со световым копьем (Grav platform with brightlance), а в другом — гравитолета с сюрикенной пушкой (Grav platform — shuriken cannon). И, наконец, в качестве последнего приобретения выступит отряд жнецов. Теперь осталось только успешно атаковать противника.
Космодесант: самый быстрый блиц
Раса: космические десантники.
Карта: любая, за исключением «перекрестка мертвецов» и «встречи разумов» («mind meeting»).
Прочитав название, вы уже, видимо, пришли к выводу, что на сей раз мы сделаем ставку на самых первых бойцов космодесанта — разведчиков (Scout marine squad). Как вы помните, патч 1.3, не так давно появившийся на свет, внес посильный вклад в дело ослабления данных бойцов. Но, несмотря ни на что, они по-прежнему представляют собой грозную силу — если, конечно, ими правильно управлять, а также тщательно выбирать противников. Вынесенную на ваш суд стратегию мы советуем использовать в боях против эльдаров и хаоса.
Первым делом отправьте имеющегося в наличии служителя на строительство плазменного генератора. После чего немедленно посетите оплот веры (stronghold) и оставьте там заказ на изготовление семи отрядов разведчиков. Первые шесть из них пусть сразу же выступают в недолгий поход на вражескую базу, на бегу пополняясь до максимума. Их задача состоит в том, чтобы уничтожать бойцов неприятеля, пытающихся захватить точки влияния, а также расправляться с рабочими, которые эти точки хотят прикрыть радарными постами или слышащими алтарями. А седьмой отряд, обделенный участием в боевых действиях на вражеской территории, должен перевести под ваше руководство несколько точек влияния.
Буря ударила в самое сердце! Результат ужасен! |
Для большей определенности предположим, что ваш противник — приверженец эльдаров. В этом случае, обезвредив на его базе два взвода дозорных, лишив его точки влияния и поубивав скульпторов, распустите ваши отряды по всем направлениям — пусть захватят как можно больше вышеупомянутых точек. Естественно, ваши служители тоже не должны сидеть без дела. Как вы догадались, выгоднее всего отправить их на строительство радарных постов. Ключевое из этих зданий должно быть улучшено до охранного поста (fortified position add-on) — так оно будет самостоятельно обеспечивать собственную оборону. При этом не забывайте о том, что ваши отважные отряды изредка нуждаются в пополнении.
Когда точки влияния окажутся в вашем распоряжении, соберите все отряды разведчиков перед вражеской базой и атакуйте ее еще раз. Как и в прошлом бою, вам стоит сосредоточиться на уничтожении дозорных и рабочих, а в нагрузку попытайтесь еще и снять флаг. Если в поле вашего зрения заползли пауки варпа, немедленно выделите два отряда разведчиков, чтобы последние отвлекли членистоногих в рукопашной схватке. Вы, конечно, можете задаться вопросом: а зачем же снаряжать для этого два отряда? Если пауков много, они вполне могут расстрелять ваш взвод до того, как он подойдет к ним вплотную. Но в вашем случае даже при таком раскладе оставшийся отряд, пройдя по трупам товарищей, осуществит требуемый маневр.
Накопив достаточно средств, натренируйте еще одного рабочего — пусть возведет кельи-казармы. А сразу после этого озаботьтесь заказом командора (наконец-то дождались!) и оружейной (armory). Затем усовершенствуйте оплот веры до монастыря (monastery (HQ add-on)). В готовой оружейной сделайте улучшение бионика первого уровня (wargear:bionics level 1). Когда главное здание будет полностью переоборудовано, снабдите всех разведчиков плазменным оружием (plasma gun). Для этого в процессе перестройки оплота веры в монастырь постройте еще два генератора. Затем возведите храм бога машин и методично производите глайдеры (Land Speeder).
Орки: неожиданность на «перекрестке мертвецов»
Раса: орки.
Карта: «перекресток мертвецов».
Все, кто когда-либо сталкивался с орками, знают, что приверженцы этой расы при любых обстоятельствах стараются напасть побыстрее. Конечно, делают это они не просто так, а для того, чтобы не дать противнику дождаться появления высокотехнологичных бойцов, потому что в этом случае шансов на победу у них практически не останется. Поэтому, как только до неприятеля дойдут сведения о вашей принадлежности к роду орков, он начнет подготовку к массированному наступлению ваших войск, вследствие чего потратит кучу денег на строительство оборонительных сооружений, напрочь забросив развитие своей экономики.
Но иногда и оркам улыбается удача: в светлые головы игроков приходят поистине потрясающие обходные маневры. Итак, учтем, что на «перекрестке мертвецов» только один проход, а неприятель вплотную занялся своей обороной в ущерб экономике. Зная это, можно сделать вывод, что в ближайшее время противник нападать не будет, поэтому с минимальной вероятностью провала вы сможете вкладывать деньги в собственное развитие, в итоге получив прибыль в полтора, а то и в два раза выше, чем накопится за это же время у врага. А это приведет к тому, что ваша армия во столько же будет превышать войско неприятеля. С таким численным преимуществом никакие высокие технологии не спасут противника от неминуемого поражения. Напоследок заметим, что идея описанной ниже стратегии получила название «экономическая доминация».
Итак, в самом начале игры вы располагаете заранее выделенным отрядом гретчинов. Вспомним и то, что результат нажатия на клавишу с буквой R еще никто не отменял. Поэтому разок нажмите эту кнопочку — и в вашем отряде станет одним тружеником больше. Прикажите всей компании строить первый агитпункт граааа!. Шобла рубак тоже не бездельничает, а успешно занимается любимым делом — захватывает точки влияния. Когда всем имеющимся в наличии отрядам отданы приказы, обратитесь к лагерю (settlement) с просьбой натренировать еще одну шоблу гретчинов, а тот взвод, который уже получил распоряжение (присвоим ему первый номер), поставьте на автопополнение. Затем опять выделите главное здание и постоянно нажимайте клавишу S — тем самым вы закажете отряд рубак сразу, как только появится такая возможность. Момент, когда лагерь примет ваш заказ, означает, что через 1,5-2 секунды появится вторая шобла гретчинов. Сначала выдайте ей проверочное задание — помочь первой группе собратьев — а уже потом отправьте на захват точек влияния. В то же время первый отряд должен направиться в центр «ваших» владений и возвести там полный дегенератор (bigga generator).
Мины не позволят просто так захватить точку. |
Смотрите не попадитесь на такую застройку. |
Только что натренированный отряд рубак пусть займется захватом точек влияния, расположенных у входа на вашу территорию. Пусть он справится с этим заданием быстро, потому что вам крайне необходимы хорошие укрепления, а на это, как известно, уходит много ресурсов. Заметим, что второй отряд гретчинов постоянно возводит посты слухача на всех перешедших к вам точках, после чего эти строения сразу же улучшаются до постов с волыной (bigga listenin' post add-on).
Как только усовершенствование третьего поста будет заказано, вы заметите, что располагаете набором ресурсов, которого хватит на строительство бараков. Рекомендуем расположить их на выходе с вашей базы. Когда все контролируемые вами точки украсятся постами, возведите еще три агитпункта граааа! и наймите в бараках своего первого и, возможно, не последнего командира — бесценного бальшого железячника. Все подвластные вам шоблы рубак соберите возле бараков. Затем вознаградите себя за старания улучшением нехилая дабыча ресурсов (escalate engagement research) и набросайте где-нибудь свалку пушек.
Теперь настало самое «жаркое» время — комплектация армии и подготовка к наступлению. Советуем добавить к вашему маленькому войску две шоблы пострелов и четырех дурдоков. Подарите всем пострелам и одному взводу рубак бальшие ружжа, а оставшимся рубакам выдайте ракетницы. В свалке пушек отыщите и закажите крутых паццанов, а к каждому из взводов рубак присоедините козыря. Накопив такую ударную мощь, вы вполне сможете отбить центр карты, чем и стоит заняться. Кроме того, необходимо натренировать еще группу пострелов и прибавить ко всем имеющимся на данный момент зданиям очередной дегенератор. Когда вы полностью захватите контроль над центром карты, отбейте у неприятеля оба реликта (или хотя бы поснимайте с них вражеские флаги).
Накопившиеся в ваших хранилищах 320 стратегических пунктиков без сожаления отдайте в уплату за строительство цеха железячника, а отряду гретчинов, которому мы условно присвоили второй номер, прикажите заказать еще два агитпункта граааа!. Уровень ваших доходов настолько высок, что вы постепенно сможете расширить свою армию до 50 единиц лимита. Получилось? Отлично. Обратите внимание, что она состоит из двух отрядов, оснащенных ракетницами, а остальные в совершенстве владеют бальшими ружжами или рукопашным боем.
Вот оно! Строительство поражения орков. |
Дурдок блиц в действии! |
Теперь от вас требуется снабжать войско всем необходимым, а также развернуть массовое производство рыдванов (Wartrak) — но это только после того, как будет готов цех железячника! Вспомним, что когда-то давно вы еще зачем-то построили свалку пушек. Теперь не торопясь и постепенно радуйте ваших бойцов усовершенствованиями: безбашковая пальба (more blastier research), разбабах (da big boom research) и мощная браня ('eavy boy armor research).
Заполучив в свои ряды два рыдвана, идите в атаку. При этом на скопившиеся и никуда не потраченные средства переоборудуйте лагерь в оркскую зону (orky fort). В качестве тактики ведения боя на вражеской территории рекомендуем следующее: постарайтесь проникнуть внутрь базы противника или просто разрушить все защитные сооружения, а также те здания, до которых дотянутся ваши выстрелы. Во время осады и боя ни в коем случае не забывайте пополнять все отряды воинов и не прекращайте выпуск рыдванов. Если неприятель оказался на редкость стойким и героически сносит все удары, не теряя самообладания, — после того, как улучшение главного здания будет завершено, возведите еще два дегенератора и наймите заправилу (Warboss). Займите цех железячника производством убойных ходоков (Killa kan), а в бараках штампуйте отряды козырей (Nob squads). Весь этот коктейль приправьте усовершенствованием крутые атцы (tougher bosses research). Такого обилия войск противник не перенесет.
Это важно: есть одна тонкость, присущая описанному выше развитию. Если против вас выступает хаос, сумевший обзавестись чернокнижником, вас ждут большие проблемы. Но, несмотря на это, на некоторое время, достаточное для того, чтобы уничтожить жертвенный круг (sacrificial circle), вас хватит. Как говорится, «нам бы день простоять да ночь продержаться». Чтобы с честью выйти из создавшейся ситуации, поступите так: как только увидите, что первое заклинание упало на ваших бойцов, с помощью дурдоков сделайте бессмертными все отряды, подвергшиеся атаке. Тогда они выживут даже после второго магического удара. Именно это выигранное потом и кровью время предназначено для того, чтобы разрушить жертвенный круг. Его вполне достаточно. Хотя вынуждены с прискорбием сообщить, что, если сделать этого все-таки не получится, второго появления чернокнижника вы уже не перенесете. Если же ненавистное строение разрушено, ваши отряды останутся живы и через непродолжительное время восстановятся.
Эльдары против космодесанта: «нет» слову императора!
Раса: эльдары.
Карта: «кровавая река».
Многие уже ощутили на собственном опыте, что слово императора (word of emperor) обладает внушительной силой, а на подавляющем большинстве карт просто некуда деваться от неумолимо надвигающейся империи, наделенной бессмертием. Конечно, вы можете возразить: ведь уже много раз говорилось, что эльдары очень сильны, неужели с этим ничего нельзя поделать? Естественно, выход есть, причем при ближайшем рассмотрении он оказывается очень простым. Нужно всего лишь не дать космическим десантникам развиться до нужного уровня. О том, как правильно избежать всемогущего слова императора, читайте дальше.
Первым делом поручите скульптору снабдить вас порталом призвания и плазменным генератором. Сразу после этого в ассамблее натренируйте еще одного рабочего. Новообретенный труженик сначала тоже будет состоять при строительстве вышеуказанных зданий, но несколько позже получит и индивидуальное задание. Там же произведите на свет два отряда дозорных (как ни странно, они на протяжении всей партии будут заниматься исключительно мирным делом: захватывать точки влияния). Еще необходимо разработать для ваших бойцов легкую поступь и заказать третьего по счету скульптора, который призван стать разведчиком.
После того, как портал призвания украсит собой вашу территорию, произведите в нем камень аспекта пауков варпа (warp spider aspect add-on). Когда же заработает новый генератор, пусть скульпторы приступают к возведению слышащего алтаря на захваченной точке влияния. Как только его строительство завершится, пути неразлучно связанных рабочих разойдутся, но род их занятий останется одинаковым: укреплять алтарями все точки влияния. Наконец, в ваших хранилищах появится заветный камень аспекта, что послужит сигналом к началу тренировки самих пауков варпа. Их производство завершится уже после появления на сцене третьего рабочего, то есть вы уже будете наверняка знать, куда надо телепортировать отряды, чтобы уничтожить как можно больше вражеских рабочих и шпионов. Ну, а разведчик, находящийся на вашей стороне, поможет им в этом нелегком деле.
Это важно: управление пауками не так бесхитростно, как могло бы показаться. Вот одна из тонкостей этого ремесла: если неприятель уже подобрался к вам на расстояние, достаточное для перехода в ближний бой, но еще этого не сделал (например, от отчаяния из-за того, что у него все бойцы относятся к легкой пехоте), вы можете, немного отступив, опять приказать паукам двигаться «через атаку». В этом случае при развороте они сумеют один раз выстрелить. Применив эту хитрость на практике несколько раз, вы сможете без усилий избавиться даже от двух отрядов разведчиков, после чего вновь приступите к уничтожению служителей.
Преимущество орков очевидно — и даже такой сильный боец, как осквернитель, не сможет их остановить. |
После того, как второй слышащий алтарь увенчает точку влияния, приобретите видящую, а следом за ней постройте еще два алтаря. Когда видящая поступит в ваше распоряжение, немедленно прикажите ей возглавить вашу армию. Накопив необходимое количество ресурсов, пополните войско еще одним взводом пауков. Не забудьте увеличить количество бойцов в каждом из отрядов хотя бы до пяти. Как только пауки объявят о завершении своей тренировки, раздайте бойцам плазменные гранаты (plasma grenade).
Дождитесь, пока уровень вашего дохода поднимется до 80 стратегических пунктиков, и возведите еще два генератора, затем наступит очередь храма духа и варп-маяка. Когда ваше войско обзаведется гранатами, проверьте их взрывную силу на ближайшем радарном посте. В портале призвания закажите камень аспекта жнецов, а затем натренируйте и тех, для кого предназначен этот камень. После того, как храм духа прочно обоснуется на отведенном для него месте, раздайте всем взводам соответствующих их типу экзархов (add leader: warp spider exarch, add leader: dark reaper exarch) и закажите улучшение пси-броня (wargear: psychic armour).
После появления первого отряда жнецов приготовления к атаке можете считать законченными — переходите в наступление! Главная задача на данный момент: прорваться на вражескую базу и уничтожить оружейную до того, как завершится усовершенствование оплота веры до монастыря, или до того, как отряды получат в свое распоряжение плазменное оружие. В этом вам помогут уже известные гранаты. В дальнейшем потребуется улучшить все слышащие алтари до боевых алтарей (war shrine add-on), натренировать множество темных жнецов и возвести парочку варп-маяков, чтобы начать производство различных платформ.
Орки против эльдаров: и снова техника
Раса: орки.
Карта: «кровавая река».
Уже не раз мы пытались всех убедить, что орки в борьбе против эльдаров страются как можно быстрее получить возможность раздавать отрядам козырей и сразу же выиграть. Приводили множество стратегий, основанных именно на этой идее. Наверное, мы добились своей цели, потому что некоторые эльдары уже даже не подозревают, что приверженцы орков могут развиваться как-то по-другому, и наивно бросают все силы на строительство оборонительных сооружений. Так вот — чтобы не только проучить, но и удивить недальновидных эльдаров, и была придумана данная стратегия. Для ее реализации подходит именно «кровавая река», потому что на этой карте все точки влияния расположены близко друг к другу, и противник, просто бегая вокруг них, может уничтожить всю вашу армию.
Первый отряд гретчинов, не раздумывая, отправится на строительство агитпункта граааа!, а вы тем временем закажете второй их отряд, который должен будет обеспечить вас бараками. Отметим, что первая группа рабочих им в этом поможет — после того, как освободится. Имеющемуся в наличии отряду рубак уготована солидная должность захватчиков точек влияния. Этим же будет заниматься и вторая их шобла, которую вы натренируете, как только позволят пунктики граааа!. Когда бараки будут готовы выполнять ваши распоряжения, отправьте первый взвод гретчинов на строительство дегенератора, второй — на возведение поста слухача (как вы догадались, его надо разместить на занятой точке влияния), а непосредственно в бараках наймите бальшого железячника. Как только дегенератор изготовится, накройте еще одну точку постом, а после появления железячника снабдите его тилипартатором (kustom tellyaporta research).
Дальше требуется возвести еще два поста слухача, усовершенствовав один из них до поста с волыной, и агитпункт граааа!. После того, как четвертый по счету пост будет достроен, закажите третий дегенератор и свалку пушек. Не забудьте отвести бальшого железячника на встречу с неприятелем, чтобы он там вдоволь порезвился. Теперь настал самый подходящий момент, чтобы усовершенствовать еще один пост и построить агитпункт граааа!. Затем пополните свое войско очередным отрядом рубак, а когда свалка пушек примет окончательную форму, раздайте всем шоблам козырей и натренируйте очередной взвод рубак.
Еще одним гвоздем, забитым в гроб противника, станет улучшение лимонки (stikk bombs research). Далее осчастливьте себя дегенератором и двумя усовершенствованиями: безбашковая пальба и крутые атцы. Теперь необходимо раздать всем отрядам — за исключением одного — бальшие ружжа и, по традиции, обзавестись очередным дегенератором. Накопив такую ударную силу, проверьте ее, отбив реликт на другом берегу реки. При этом все отряды, позорно лишившиеся ружжей, обязаны перейти в рукопашный бой.
Разместите в подходящем месте ваших владений агитпункт граааа!, улучшите два оставшихся поста слухача, произведите четырех дурдоков и присоедините их к вашей армии (еще раз напомним, что в ней должно быть много рубак и ружжей). Когда наступит долгожданный момент встречи с противником, забросайте его всеми лимонками, а после того, как он немного отойдет, подарите всем своим отрядам бессмертие. Дополнительно рекомендуем натренировать взвод пострелов, снабдив его ракетницами. Пока вражеская армия будет противостоять вашему натиску, эти славные воины подойдут с другой стороны и займутся уничтожением неугодных слышащих алтарей и зданий. На вашей базе постройте цех железячника и еще два агитпункта, а затем приступайте к массовому производству рыдванов. В нелегком деле уничтожения платформ им помогут рубаки с ружжами. Удачи!
%Это интересно: данный совет окажет незаменимую услугу приверженцам эльдаров. Если вы играете именно за них, а также предчувствуете, что вскорости в рядах неприятеля появится злобный чернокнижник или, того хуже, ненавистные осквернители, — недолго думая, постройте одного-двух рабочих, наградите их соответствующим улучшением и телепортируйте на вражескую базу. Эти славные труженики обладают очень полезным умением — выключать вражеские здания. Вот и займите их этим, на время выведя из строя ключевое строение противника. После этого, если милосердная судьба все же сохранит жизнь вашему рабочему, добейте его сами с помощью клавиши «delete», чтобы освободить лимит для более нужных в данный момент бойцов. Для пущей эффективности занимайтесь этим каждые 20 секунд — так как именно на такой промежуток времени отключается здание.
О работе над ошибками |
Несмотря на выход нескольких патчей, в Warhammer'е все еще присутствует огромное количество всяческих ошибок и недоработок. До исправления некоторых из них просто еще не дошли руки, но встречаются и настолько серьезные промахи разработчиков, что ими даже запрещают пользоваться на разного рода чемпионатах. Можно привести следующий пример такого табу: запрещено заказывать, а затем отменять радарные посты в то время, как вражеский отряд в поте лица снимает ваш флаг — так как этими действиями вы сбиваете для него перехват точки влияния. Однако многие ошибки до сих пор широко используются (например, очень популярный в народе «banner bug»), а некоторые из них просто невозможно запретить. Об одной из таких недоработок и пойдет речь. Обратим внимание на то, что в самом начале игры все ваше время занято продумыванием и последующим четким выполнением разнообразных строительных нарядов. Но все-таки вы сможете на пару секунд от этого отвлечься, когда пройдет определенный промежуток времени (его можно рассчитать, просмотрев несколько записей партий), и переключиться на место появления противника. Для этого требуется погромче включить динамики и прислушаться. Если вы противостоите приверженцу эльдаров, то можете быть уверены в том, что он обязательно изучит легкую поступь. Данное улучшение при активации издает характерный звук. Недоработка же игры заключается в том, что как только вы видите отряд, шагающий по родным просторам, вы все равно услышите этот звук (как будто поступь активировалась непосредственно в момент обострения вашего слуха). Но, самое главное, даже если туман войны скрывает этот отряд от ваших глаз, но ваш монитор отображает сейчас то место, где он находится, вы все равно услышите знакомую комбинацию звуков. Чем же это хорошо для вас? Тем, что в начале игры вы сможете наверняка узнать, принадлежит ваш неприятель к расе эльдаров или нет, — и, конечно, достойно подготовиться ко встрече с ним. |