Ну, если уже коровы летают, то мне в космосе делать нечего...
м/ф «Тайна третьей планеты»
Азерот исхожен вдоль и поперек. Паладин грустно сидит в Кузне, приторговывая арканитом из-под полы. Эльфийка перебирает рюкзачок, в десятый раз сортируя инженерные железки. На пыльных дорожках Дуротара остались следы моей Мумуки — ее коровьи копытца исходили уже половину Калимдора.
Но все повторилось, как встарь. Из-под темных сводов подземелья Бритвенной Топи корова вышла в ночные Пустыни. Взглянула на заросли гигантских лиан, на горные кряжи вокруг. Посмотрела наверх. Там, на небе, первозданным светом сияли звезды.
И Мумука все вспомнила... Она вспомнила, как прыгала от звезды к звезде на «Торменторе» в обличье амаррской девушки. Как копала и возила на «Бестовере» руду для корпорации «Звездный полет». Как мужественно сражалась с пиратами в системе Айненен. Как потом спустилась на землю, еще не зная, что звезды не отпускают просто так.
Можно ли войти дважды в одну и ту же галактику?
Над всей Исландией безоблачное небо
Снизу звездочки кажутся маленькими-маленькими. Но стоит только взять телескоп и посмотреть вооруженным глазом, как мы уже видим две звездочки. Три звездочки. Четыре звездочки. Лучше, конечно, пять звездочек.
х/ф «Карнавальная ночь»
Человек зашел в виртуальный мир. Человек создал героя — выбрал класс, внешность и расу. Пошел бить несчастных кельтыров. Взял квест. Другой. Повысил уровень. И еще раз. И еще. Новые квесты, новые уровни, навыки, шмотки, оружие...
Так работает механика большинства виртуальных миров — просто, эффективно, доступно. Типовые задания, типовые классы. Человек приходит в любую игру и чувствует себя в ней как дома.
Но то, что хорошо ложится на приземленные MMORPG, не подходит для космоса. Там, где во вселенской пустоте сияют мириады звезд, где планеты и космические станции разделены сотнями миллионов километров, нужны совсем другие правила.
Представьте себе, как все начиналось...
Как в далекой Исландии, раздираемой вулканами и ледниками, собрались люди, для которых слова «Брэбен» и «Звезда Барнарда» — не пустой звук. Как они назвали себя CCP, надели маски, помыли руки, натянули перчатки... и стали богами. Конечно, по отношению к своим мирам «богами» стали и Blizzard, и NCSoft, и SOE. Но только в CCP все случилось так буквально, в ветхозаветном стиле:
1. Вначале собрали разработчики кластер серверов.
2. Сервера же были безвидны и пусты, и администраторы носились над ними.
3. И заложили разработчики во фрактальный звездный генератор число «42».
4. И сказали они: да будет вселенная!
5. И возникли звезды, и планеты, и астероидные поля — и увидели в CCP, что это хорошо.
6. И отделили они хорошие системы от плохих, и развесили они космические станции.
7. И сказали они: да будет в хороших системах полиция Конкорда, в обычных — пушки у ворот, а в плохих — никого, кроме мерзких стальных крыс.
8. И поставили они игровых мастеров стеречь Галактику, и раздали им плюсометы.
9. И впустили они в мир игроков, и сказали: наполняйте космос, и обладайте им, и владычествуйте над ним.
10. И был вечер, и было утро. Май 2003 года. Релиз Gemini 1.00.0000.
Жизнь, Вселенная и вообще...
— Я поговорил с компьютером.
— И что?
— Он меня ненавидит.
х/ф «Автостопом по Галактике»
Все на свете познается в сравнении. Философия EVE Online настолько далека от обычных онлайновых миров — фантастических или сказочных, что на фоне космической свободы, в которую попадает игрок, Аден и Азерот из эпических игр кажутся веселыми стартами. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас.
«Урри! Урри! Как слышно, прием?» |
Teamspeak (TS) — программа, которая облегчает командную работу в два раза... нет, в три раза! Нет, в десятки раз! Вы когда-нибудь видели у милиционеров или у таксистов забавные электронные штучки, которые шипят, пыхтят и говорят всяческие несуразности, вроде: «Тридцать четвертый, я сорок третий, прием!» «Тимспик» — это примерно то же самое, но для интернета. Когда идет космический бой, когда надо очень быстро отдавать ясные и четкие команды, получать ответы еще быстрее и при этом успевать драться — как-то не до чатов. Гарнитуру на ухо, микрофон у носа: «Скрэмблеры, скрэмблеры, вашу бабушку так и сяк!» Программа надежна, бесплатна и не требует многого — при хорошей связи пользоваться ей можно даже обладателю обычного модема. Подключившись к корпоративному серверу TS в первый раз, я невольно стал причиной паники в эфире. Ну, честно — не знал я, что по умолчанию играющая на компьютере музыка транслируется в Teamspeak! В чате корпорации поднялись крики, но я их не видел. А когда композиция закончилась, меня вслух назвали «кислотным диджеем». За что? |
А все потому, что в классических MMORPG игрок сразу берется в оборот и прогоняется через классический набор увеселений. В космосе же все серьезно. Раньше в галактике Ив как было — вошел новичок в игру, выпал в космос... и потерялся среди звезд. Есть от чего схватиться за голову. Нет, дело не в интерфейсе — он не столько сложный сам по себе, сколько огромный и необъятный, с сотней функций и менюшек.
Дело в другом. Что здесь делать? Куда лететь, вперед? Назад? Новичок на даровом кораблике парит в пустоте, а вокруг кипит жизнь...
Летают туда-сюда десятки кораблей всех размеров и типов. На станции сидят неприветливые игроки, а дружелюбно распахнутые двери офисов корпораций просто сливаются в один большой коридор с дверями и табличками. В полусотне каналов ведутся малопонятные разговоры серьезных людей. Какое окно игрового меню ни откроешь — страшно. Гигантские масштабы галактики на карте. Сложные графики местного рынка. Огромные списки умений и вещей на продажу...Спасательным кругом для попавшего в такой переплет игрока становился специальный канал для новичков, где продвинутым игрокам и добровольным помощникам мастеров (ISD) не лень раз за разом объяснять основы игровой механики и отвечать на главный вопрос жизни, вселенной и вообще — чем заняться новичку.
Так было еще год назад.
Сейчас многое изменилось. На смену простенькому разъяснению «Как ориентироваться в космосе» и паре обучающих миссий пришел серьезный и масштабный учебный режим. Ответы на вопросы десятков тысяч новичков воплотились в бортовом компьютере «Аура», который с первых же секунд игры начинает объяснять, что здесь к чему.
Сначала игровой интерфейс удивляет «безвидностью и пустотой». Все кнопки игровых меню и меню станции появляются постепенно. Одна за другой. Объяснили, показали — положили на панель управления. Беремся за следующую кнопку.
Все пояснения идут на простом и понятном русском языке. Конечно, всю игру на русский переводить для нас никто не будет, но обучающий режим исландцы не поленились перевести на десять языков.
Цепка хватка «Ауры». Под ее мудрым руководством игрок осваивает все меню, страхует корабль, покупает себе клона и отправляется к первому агенту. Здесь он научится таскать товары от станции к станции, покупать и продавать вещи и — самое главное — стрелять в NPC. Даже корпоративные правила не станут для новичка сюрпризом — каждый, кто попадает в игру, теперь записывается в одну из NPC-корпораций по умолчанию. Каналы «новичковых» компаний не пустуют никогда.
В конце всего обучающего режима игрока ждет награда — случайный имплантант +1. Натянуть его на себя сразу игрок не сможет — нет нужных умений. Кто-то, пожав плечами, просто сбросит имплантант в общую кучу и забудет про него. А кто-то загонит на рынке и получит за него отличный стартовый капитал для новичка.
Мы идем как следопыты — все пути для нас открыты
Жизнь у пиратов трудная. Приходится скрываться, а им нужны сокровища и удовольствия.
х/ф «Гостья из будущего»
Монит (Moneet), молодой негр минматарской наружности, раскрашенный под енота, пересчитал вырученные деньги. Полтора миллиона кредитов — неплохо для начала.
Он подождал, пока разучится второй уровень умений «Минматарские фрегаты», и купил «Проб» («Зонд») — самый грузоподъемный фрегат империи, аналог амаррского «Торментора».
Перед тем, как покинуть военную школу Патора, Монит разобрал на минералы и продал свой старенький «Рипер» («Жнец»). Пора лететь на вольные хлеба...
Только куда? На взгляд непосвященного кажется, что корабли снуют в космосе туда-сюда без особого порядка и смысла. Но стоит нам приглядеться, и мы видим множество профессий.
Рудокопы боязливо копаются в астероидах и ледяных глыбах под прикрытием друг друга, друзей из корпорации или самих себя. Они внимательно следят за локальным каналом. При появлении новых персонажей они робко прячут жирные туши грузовиков в пространстве. Или на ближайшей станции. Торговцы таскают из системы в систему товар, стараясь купить подешевле и продать подороже. «Целый день им обманывать нужно, чтобы вечером сытно поесть». Пираты летают за рудокопами и торговцами или стерегут их на вратах в незащищенные системы. Одних они убеждают заплатить «за пролет», других разбирают на части, чтобы поживиться добычей. От третьих храбро убегают. Производственники добывают и выменивают чертежи и их копии, собирают сырье и арендуют фабрики, чтобы выставить на продажу новенький корабль или пушечку. Храбрые воины (по совместительству — почтальоны) бегают на задания агентов, проходя сотни сложных, опасных и плохо оплачиваемых заданий, чтобы добраться до действительно вкусных квестов. Хмурые наемники договариваются с корпорациями, получая деньги и почет за «щекотливые» задания. Особая каста наемников зарабатывает на жизнь тем, что выслеживает пиратов, нехороших людей и тех, за чью голову назначена награда: «Поздно метаться, Соло — Джабба назначил цену за твою голову». Тем и живут.Над всей этой суетой — корпорации. Большие и малые, многолюдные и карликовые, производственные и военные. Они соревнуются, заключают союзы и ведут войны, захватывают станции, сражаются за звездные системы, объединяются в альянсы, рождаются, приходят к вершине славы, слабеют и гибнут в безвестности, после чего о них напоминают только таблички на дверях контор.
Историю здесь пишут игроки. Легенды, предания и слухи рождаются сами собой. На долю демиургов остается лишь вести новостную ленту, наращивать потенциал игры, исправлять перекосы, добавлять новые корабли, чертежи, возможности, квесты — и следить за тем, чтобы все работало как надо.
Созидание или разрушение, богатство или слава, доля одинокого охотника, участника банды или директора могущественной корпорации. Надо лишь решить для себя, по какой дороге идти.
Решить, сделать шаг и начать играть.
Черепаха движется
Понурил голову старый Бульба и раздумчиво говорил: «Добрые были козаки!»
Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Конечно, как только я немного освоился с управлением и вспомнил былые навыки, я тут же побежал в меню адресной книги и начал вбивать в поле запроса имена.
«Teemona». Здесь. Куда же ты денешься — у CCP все ходы записаны. Только почему она в амаррской корпорации Viziam? А как же...
«The Starflight Corporation». Похоже, на этом месте придется снять головной убор и помолчать. Корпорации больше нет. От нее осталась лишь оболочка. Основатель Эйс Янг — он же единственный ее сотрудник. И лаконичная эпитафия: «Мы спим и видим сны о том, как мы бьем пиратов, освобождая звезды от тирании».
А что же Хебба Четвертый? Эзан Кель? Ньюромансер Прайм? Где вся та компания, что почти год назад встретила меня в космосе, приютила и обогрела? Хебба и Эзан покинули «Звездный полет» полгода назад — наверное, тогда корпорацию и настигло забвение. Нынче оба записаны в британскую «Лигу джентльменов» — на вид вполне живую.
Но на линии не было никого... кроме Ньюромансера Прайм.
— Ньюро, сколько лет, сколько зим!
— Не помню тебя.
— Ну давай же! Хебба. Эзан. Старфлайт. Руда. Мгновенная стыковка! Вспоминается?
— Кажется, да... Так Teemona — твой персонаж?
— Да-да! Что случилось с корпорацией? Где Эзан?
— Он взбесился и ушел из игры. Насовсем. Корпорация разделилась, и наши пути разошлись.
— ???
— Ну, началось все со странностей — мы летали в сектора 0.0, и многие бесились, потому что все время теряли свои корабли. Сначала все было нормально. Я был содиректором. Кстати, после той статьи к нам присоединилось несколько игроков из России. Правда, они не знали языка, расстраивались и почти все ушли. Проблемы начались, когда мы присоединились к альянсу Stain («Протрава»). Участники стали гибнуть. Они злились и покидали корпорацию — мы потеряли пять линкоров, кучу денег и чертежей.
— Почему? Кто убивал их?
— Альянсы постоянно воюют. Тебя убивают, когда ты копаешь руду. Тебя убивают, когда ты таскаешь грузы.
— Война, которая не меняется?
— Вот-вот. Поэтому я пошел в Intergalactic Combined Technologies. Тихо, мирно. Конечно, иногда мне не хватает «Старфлайта» и Эзана. Он был с норовом, но у него было доброе сердце.
— Чем ты занимаешься сейчас?
— А я теперь в производственной корпорации. Мы строгаем крупные корабли, продаем за миллиарды. Не воюем, если не считать некоторых нехороших людей, которые нас преследуют. А прямо сейчас я иду копать.
Минматарское счастье
Все расы в игре сбалансированы — отличия почти незаметны сначала и полностью сглаживаются через месяц, когда герой накупил книг и выучил базовые умения. Монит стал минматарцем потому, что из негритянских физиономий можно было изобразить забавную рожицу.
Потом оказалось, что нас любят не только за это. Правильно созданный герой-минматарец может сесть на легкий транспорт (industrial) практически сразу. Достаточно купить нужное умение — Minmatar Industrial — и выучить его за час до первого уровня.
Правда, умение и сам трехтысячный транспортник Wreathe («Вьюн») стоят недешево — в сумме порядка миллиона. Но если нужно что-то быстро перевезти из одной системы в другую, не трогая при этом главного персонажа, то лучше варианта не найти.
А вот и сам алгоритм создания героя.
Раса Minmatar, нация Brutor. Прибавки к характеристикам: +2 к восприятию и +3 к воле. Происхождение — из семьи рабов (Slave Child). Обучение в Republic Military School. Предметы — Operations, Command и Captain Training.В результате герой знает четвертый уровень минматарских фрегатов и третий уровень командования космическими кораблями. А это как раз то, что необходимо для того, чтобы начать учить Minmatar Industrial. Первый уровень займет час — герой сможет водить Wreathe объемом в три тысячи кубометров. Второй уровень — еще пять часов, и герой без проблем сядет на пятитысячный Hoarder («Скряга»).
Чертовски удобно. Мой второй персонаж (всего на одном логине можно держать трех) купил себе «Скрягу» и обнаружил, что внешне этот корабль похож на классический старинный паровоз. Не верите? Взгляните сами.
Как и раньше, я подобрал для героя характеристики по простому принципу: берем все, кроме обаяния. Учиться все равно придется всему подряд — и военным технологиям, и мирным. Напомню, что в этой игре характеристики — разум, память, воля и восприятие — определяют лишь скорость, с которой персонаж учится умениям по купленным книжкам. Умения здесь — все, поэтому очень важно прокачать характеристики и сделать это быстро.
«Великолепная пятерка» стоит сравнительно небольшие деньги — до пятидесяти тысяч кредитов книжка.
Мгновенное вспоминание (Instant Recall) дает плюсы к памяти. Изучать надо раньше всего, так как память отвечает за скорость изучения всего, что ниже. Проще говоря, все эти пять умений завязаны на характеристике «память». Аналитический ум (Analytical Mind). Каждый уровень (из пяти) дает +1 к разуму. Железная воля (Iron Will) прибавляет волю. Ориентирование в пространстве (Spatial Awareness) отвечает за прибавку к восприятию. Эмпатия (Empathy) добавляет обаяния. Обаяние само по себе не ускоряет скорость прокачки умений — оно лишь определяет успех взаимоотношений с NPC.Особняком стоит обучение (Learning). Это уникальное умение прибавляет скорость обучения для всех характеристик. Каждый уровень — два процента. Максимум, понятно — десять.
При этом желательно сначала чередовать прокачку так: память, разум, обучение, память, разум, обучение — так они взаимно усилят друг друга.
За несколько дней нетрудно прокачать все пять умений до четвертого уровня. Замахиваться ли на пятый? Это зависит от того, сколько вы готовы терпеть. Вообще говоря, считается, что идеальная раскачка — посидеть пару месяцев и прокачать все обучающие умения до максимума. Просто потому, что потом герой проявит чудеса обучения и быстро заткнет за пояс тех, кто учит предметы медленнее.
Но этот вариант подходит лишь сверхтерпеливым (не забудьте, что из трех героев на одном логине в каждый момент времени учить умение может только один) и тем, у кого под рукой есть деньги на продвинутые умения, такие, как Eidetic Memory или Clarity — их можно начать учить только после того, как основные доведены до пятого уровня. А стоит каждая книжка с продвинутым умением порядка пяти миллионов.
Рано или поздно придется доводить «учение учиться» до конца. Но лишь немногие могут позволить себе сделать это сразу. Большинство параллельно с раскачкой «учебных» умений будет продвигаться в направлении своей профессии, чтобы взяться за работу с первых же недель игры.
Да, минматарцы всем хороши. Одно плохо — большая часть их малых кораблей выглядит несуразно и просто жутко. Асимметрия. Неряшливый внешний вид. Во все стороны торчит арматура. Впрочем, что взять с расы, которая еще несколько лет назад была в рабстве у амаррцев (треть всех минматарцев — рабы и поныне).
Секреты торговца
Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю?!
х/ф «Кин-дза-дза»
Шахтерское дело я уже пробовал. До производственника, воина и пирата мне еще далеко. Что делать, если под рукой лишь верный «Проб», за душой лишь несколько разученных умений, а в кошельке — ни гроша...
...э-э, не совсем так. В один прекрасный день, устав от моих вопросов в русскоязычном канале игры, некий нетрезвый, но очень опытный игрок (этакий пьяный мастер) подбросил мне несколько миллионов.
«Вот тебе и раз, — пробормотал Монит, встряхивая нежданные деньги на ладони. — Что бы сделать с этим капиталом?.. А не пойти ли мне в торговцы?»
Что делать и как?
— Торгуй цидрином и мегацитом, — сказали мне в канале.
Я перевез «Пробом» партию мегацита за десять звездных систем. Заработал честные четыре тысячи ISK чистой прибыли и понял, что делаю что-то неправильно.
Побродив немного по форумам, я наткнулся на канал русских торговцев, где и зазимовал. Здесь царил калдарец Nitros — производственник, воин и прежде всего — ушлый делец. О его сделках, склонности монополизировать рынок, деловом нюхе и нахальной марже ходили легенды.
Вместе с тем он не замыкался в себе, а готов был поделиться со всеми желающими основными правилами, которые привели его к успеху. Стартовый капитал, которым он поделился со всей честной компанией, — несколько миллионов галактических кредитов. Его конкретные советы «что и как» — бесценны.
Нитрос говорил:
— Где торговать, чтобы покупали? Записывайте за мной: Agil, Konora, Hophib.
Главное в этих системах — то, что они стоят на границе между цивилизованной Империей и дикими беззаконными мирами. В тех мирах — войны. В войнах — неизбежные потери. Где в первую очередь пилоты начинают восполнять потерянное оборудование и корабли? Там, где ближе.
— Разделите рынок и не конкурируйте друг с другом. Так вы только усложните себе жизнь. Монит, вот ты, например, возьми себе Бобруйск — тихое, культурное место.
Увы, кучке новеньких торговцев не хватало организации, чтобы грамотно поделить области влияния.
— Всегда будьте в курсе того, что сейчас пользуется большим спросом. Тритесь около воинов и старайтесь узнать, что в этом сезоне покупают чаще. Ситуация меняется постоянно. Ищите на форумах модные конфигурации.
Просто так брать с бухты-барахты дорогую пушку и пытаться ее продать дороже — путь на шаткую почву предположений и гипотез. Информация — вот что правит миром.
— Старайтесь торговать только редкими вещами. Они стоят дороже, на них спрос выше. Редкая пушка обгоняет по характеристикам обычную с тем же названием.
Узнать, редкая вещь или нет, можно по ее названию. Дополнительная характеристика или аббревиатура в названии пушки — верный признак редкости.
Легенда о самозванце |
В последнее время тревожные вести доносятся из самых разных виртуальных миров. То там, то здесь появляются игроки, по странному совпадению называющие своих персонажей Teemon. Все бы ничего, но по другому странному совпадению они называют себя «Тимур Хорев» и утверждают, что они из «Лучших компьютерных игр». После этого заявления обычно следует просьба подбросить игровых денег. Конечно, для читателя «ЛКИ» раскусить такого мошенника несложно. Но многие верят им на слово, и потом мне приходят письма: «Тимур, мы с тобой вчера договорились встретиться в пять у Бангвиля — почему ты не пришел?» Будьте бдительны! Не дайте себя обмануть. В World of Warcraft я живу исключительно на американских (US) серверах Burning Blade (гном-паладин Teemon, эльфийка-священница Teemona) и на Emerald Dream (корова-друид Mumuka). Если вы увидите меня на другом сервере или в европейских мирах — это определенно другой Teemon, не мой. В единой вселенной EVE Online все проще — я записался в космонавты под именами Moneet и Teemon. Встретив героя с именем Teemon в любом другом мире, будь то «Сфера», Lineage 2 или Guild Wars, вы можете быть уверены — это не я, а моя «искусная имитация». |
— Летать в системах без полиции (0.4 и ниже) в принципе можно, но делать это надо по уму!
Риск — неизбежная вещь в торговом деле. Чем ниже уровень системы, тем меньше там конкурентов и тем больше выгодных предложений. Впрочем, пиратов там тоже больше.
— Лучший корабль для начинающего торговца — объемный фрегат с MWD. Торговать лучше всего корабельным оборудованием.
MWD — это Microwarpdrive, устройство, которое позволяет на несколько секунд развить огромную скорость — порядка трех тысяч метров в секунду. Для сравнения, скорость обычного фрегата — триста-четыреста метров в секунду. Используется MWD, чтобы быстро долететь до прыжковых ворот. После прыжка нужно преодолеть последние пятнадцать километров — тут-то и пригодится микродвижок.
— Доставать товар можно тремя способами: покупать на рынке (маржа маленькая), скупка заказами (order) на станциях, где игроки выполняют миссии (маржа побольше), скупаем лично у тех, кто выполняет миссии (маржа — как повезет).
Второй способ подходит лишь тем торговцам, которые изрядно прокачали торговые умения. Для начинающего и без связей — только первый вариант.
— Магнитные пушки (Railgun) выгоднее брать в регионе Lonetrek. Лазеры — в Domain, Kor-Azor, Khanid, Aridia. Пушки под снаряды (Projectile) — в Metropolis, Heimatar. Бластеры в Aridia в регионах ближе к 0.0.
Рыба ищет, где глубже — торговец, где дешевле.
— Конкуренты — тема большая и сложная. Их товар, если он дешевле вашего, можно перекупать и ставить по своей цене. Можно снижать цену на свой товар — но это плохой способ. Можно завести свой «список Шиндлера» и снижать цену на свой товар, как только конкретный торговец выходит из игры.
Наконец, конкурентов можно просто отстреливать — но этот способ подходит не всем.
— Не стесняйтесь искать новые пути. Я недавно купил один товар по двадцать тысяч кредитов за штуку и продал уже тридцать штук за миллион кредитов каждый. Объединившись в картель, несколько торговцев могут взломать рынок так, что он не очухается и за несколько месяцев.
Так говорил Нитрос.
Не стреляйте в пианиста
— Астронавты! Которая тут цаппа?
— А там... ржавая гайка, родной.
— У вас все тут ржавое...
— А эта самая ржавая.
х/ф «Кин-дза-дза»
Я закупил несколько солидного вида пушек и выставил их на продажу. Чем заняться, пока умения медленно разучиваются, а товар ждет своего покупателя? Можно навестить русскоязычный канал, где игроки блистают гранями:
«Вчера купил себе Апок. Не знал, как сесть на новый корабль. Знакомый сказал, что по инглишу это будет Trash it. Пацаны... Как вернуть корабль?»
«Так и хочется пожать руку разработчикам за названия систем. Одно только KHERAM чего стоит.»
Новички — классические персонажи местного фольклора.
«Народ, в Oursulaert за последние сутки сбито 424 корабля, а за час 368, обалдеть! Это у нубов крыши посрывало!»
«Не думаю, что у нубов.»
«Думаю, не у нубов.»
«Урсулаерт вообще дурдом. Возможно, война корпораций.»
Пауза. Легкий треп. Приходит очередной новичок и задает вопросы по делу. Некоторое время население канала терпеливо отвечает. Потом снова начинается страшное:
«Люди! Подскажите нубу, где посмотреть, сколько у меня денег?»
В ответ несется неразборчивое:
«Аааа!!! Ыыы!!!!»
«Даешь на всех нубов одну большую смартбомбу!»
Иногда легкая агрессия и дедовщина по отношению к новичкам становится понятна, ибо время от времени на линии показывается очередное чудное дите:
«Блин, народ, че тут надо делать? Кто-нить понял? Я создал черта. И че терь?»
Реакция не заставляет себя ждать.
«Ой, меганубы полезли. Бежим отсюда!»
«Убей себя об планету.»
«Ты вообще зачем сюда пришел?»
«Понятно зачем. Чертей делать.»
Один раз при мне в русском канале кто-то задал вопрос: как, мол, вообще новички могут пригодиться корпорации? Не в роли «таскальщиков» руды, не в роли разведчиков-смертников («Возвращаться не обязательно — главное, разузнай там, что к чему») — а именно в военной области?
— Ну как же, — был ответ. — Таклеры. Любой корпорации нужны таклеры!
Кто такой таклер? Подсознание услужливо подсовывает образ биржевого маклера, напялившего костюм нищего рыцаря и играющего на пианино в борделе. Новичок-воин? Неужели это в принципе возможно?
— Легко! — отвечали мне в канале. — Таклер («tackler», он же такелажник, он же блокировщик) — это специалист по радиоэлектронной борьбе. Его оружие — скремблер, забивающий у вражеского корабля гиперпространственный двигатель, чтобы корабль не мог совершить прыжок. Тактика использования таких воинов простая: они выскакивают на врага первыми и мешают кораблям уйти в гиперпространство. Вслед за таклерами прыгают папы и ликвидируют прижатого врага.
— Но ведь враг может разозлиться и убить таклера, — возразил я.
— Безусловно, может. И очень часто это делает. Смертность среди таклеров очень высокая. Стоимость корабля и клона им возмещает корпорация. Но если таклер выживет — он первым получает доступ к выпавшей из разобранного врага добыче.
— А какие умения нужны, чтобы пойти в таклеры?
— Да, собственно, почти никаких. Микродвигатель для того, чтобы быстро подходить к врагу. Прыжковые скремблеры. И фрегат Vigil («Бдящий»).
— Именно Vigil?
— Да. Это лучший в игре корабль, заточенный под радиоэлектронную борьбу. Очень быстрый. Очень много разъемов под электронику — атакующую и защитную. Можно кроме MWD поставить два скремблера или скремблер плюс паутину (устройство, сковывающее корабль статическим полем).
Я быстро проверил умения Монита. Vigil — фрегат минматарцев (я знал, знал, что мы лучшие!), для меня он был доступен сразу. MWD я к тому времени уже разучил — для него требовалось умение High Speed Maneuvering («Скоростное маневрирование») первого уровня, которое, в свою очередь, могло быть разучено только после достижения четвертого уровня навигации и четвертого уровня форсажа (Afterburner).
До скремблеров добраться было проще. Они просили лишь первый уровень Propulsion Jamming («Помехи движению»), для которой нужно было выучить вторую навигацию и третью электронику. Уже на следующий день я был готов начать «такелажную» карьеру.
— Я умею все, что нужно. Кому тут нужны таклеры? — бросил я в канал.
— Обратись к Далиле, — посоветовали мне.
Благородный дон РЭБа
— Вместо того, чтоб все время думать, что ты первый грузинский космонавт...
(х-ф «Кин-дза-дза»)
Мной занялась Далила, бывший директор и неофициальный босс корпорации Xenobytes. Она сразу же приступила к делу и приняла меня в корпорацию. Открылись новые чаты, и я с разбега окунулся в мир большой политики. Ксенобайты состояли в альянсе Stain, который в последнее время переживал не лучшие времена.
На тот момент они официально воевали с несколькими корпорациями.
Я вдруг понял, отчетливо и горько, что война корпораций — это действительно война. И Конкорд не будет вмешиваться в бой официальных врагов — даже в цивилизованных системах. В этот момент я пролетал Агил, и на индикаторе загорелся красный огонек.
— Далила, — шепнул я слабым голосом. — А что означает красный минусик около имени персонажа?
— Ничего страшного. Это всего лишь признак того, что он не в ладах с законом. Бойся тех, у кого рядом с именем красная звездочка, — обнадежила меня она.
— Тебе нужно как-то добраться до нашей штаб-квартиры в системе 4GQ-XQ.
По названию я сразу понял, что речь идет о «диком Западе». Судя по карте, до этой системы было двадцать шесть прыжков — и все по системам 0.0. По спине пробежал холодок.
— Может, нам твоего клона туда переправить? — задумчиво предложила Далила. — Совершить clonejump.
— Это... это что-то вроде ритуального самоубийства?
— Вроде того.
Вновь молчание. Наконец Далила решила отправить меня своим ходом.
— Бери Vigil. Оборудуй его по-дорожному.
— Это как?
— Поставь двухсотмиллиметровые бронеплиты и стабилизаторы прыжковых двигателей на всякий случай. Может быть, они по пути спасут тебе жизнь.
— Голм-голм.
(в кошелек мне пересыпалась пара миллионов «на булавки»)
— В трюм обязательно погрузи побольше всего. Плит штук десять. Стабилизаторов три комплекта. Обязательно несколько штук скремблеров. Можешь взять пару микродвигателей — есть тут любители. Корабли-то мы собираем на месте, а с некоторыми комплектующими могут быть накладки.
Она достала из закромов комплект закладок.
— А теперь новый урок. Его тема — закладки. Советую тебе очистить свой разум, потому что с первого раза понять концепцию нелегко.
В ушах прогремело оглушительное дежавю.
Что вообще значит «прыгать по закладкам»? Объяснить это просто, если вспомнить уроки мгновенной стыковки — «инстадок». Закладки для мгновенной стыковки позволяют кораблю быстро прыгать от станции к астероидному полю и назад, не теряя времени на то, чтобы преодолеть последние пятнадцать километров. Смысл в том, что корабль летит на двенадцать километров дальше нужного места по прямой и ставит закладку там. Теперь, прыгнув на нее, он окажется в аккурат там, где нужно.
Путешествия «по закладкам» работают по похожему принципу, но здесь игрок прыгает от врат к вратам. Работает каждая цепочка закладок только в одном направлении, так как приходится учитывать, с какой стороны прыгать на точку за вратами, чтобы оказаться рядом с ними (врата автоматически перебрасывают корабль, как только он оказывается в пятнадцати километрах от них). Путь назад — другой комплект закладок. Делать закладки на дальние путешествия очень муторно и долго. К счастью, их можно спокойно передавать от игрока к игроку с помощью простого торгового меню.
Когда игрок прыгает от закладки к закладке, он не просто раза в три ускоряет свое движение, не тратя время на то, чтобы долететь до ворот. Закладки — это еще и дополнительная защита от пиратов. Подловить человека, который входит в обычное пространство лишь для того, чтобы развернуться и прыгнуть в гиперпространство или уйти через врата в другую систему, на порядок труднее. Впрочем, способы есть.
А теперь — технология.
Игрок сортирует закладки (они должны быть пронумерованы), выделяет их всей кучей и кидает в меню закладок. Лучше всего — в отдельную папку, названную, например, по крайним системам в списке «KorAzor-37S». Теперь ему нужно выйти в одну из систем, чтобы оказаться на дороге из желтого кирпича. Теперь осталось только поставить автопилоту цель — систему, куда нужно добраться (в моем случае 4GQ-XQ).
Теперь мы щелкаем по той закладке, что находится в нашей системе, и командуем «прыжок». Корабль прыгает в гиперпространство и летит к точке за вратами. В этот момент мы нажимаем кнопку «автопилот», и корабль, едва долетев до врат, мгновенно прыгает в них. Пока он это делает, мы кнопку «автопилот» нажимаем еще раз — автопилот выключается. Зачем выключать? Чтобы умная машинка, оказавшись в новой системе, не прыгнула к каким-то другим, левым вратам и не увела корабль с дороги из желтого кирпича.
В следующей системе — следующая закладка. Телепортируемся в точку, указанную в ней. И снова автопилот — включили, подождали прыжка через врата — выключили.
Прыжок на новую закладку. Автопилот включили. Автопилот выключили.
И так — двадцать шесть раз.
И снова здравствуйте
Велик от Земли до Сатурна предел,
Невежество в нем я осилить хотел.
Я тайн разгадал в этом мире немало,
А смерти загадку, увы, — не сумел.
Ибн-Сина
Не буду обманывать вас: прыгать по закладкам — дело нудное и муторное. Но безопасность требует жертв.
Прыг-скок. Я прыгал со звезды на звезду длинными блошиными прыжками. Мелькали врата одни за другими. Прыг. Висящие у врат контейнеры рекламировали своими названиями гильдии, наемников и торговцев. Скок. Пройдя Agil, Bukah, Lanzes и Keberz, я, судя по карте, совершил сверхдалекий прыжкок через половину галактики и впервые оказался в системе с уровнем безопасности 0.0. Это была легендарная HED-GP, по которой, наверное, бродят немало призраков простых торговцев, неудачливых пиратов и просто убитых новичков.
Ощущения странные. С одной стороны — все как и везде. Звезда, планета, красочные туманности вокруг. Но где привычные силуэты кораблей Конкорда? Где привычные баржи, которые снуют в Империи от ворот к воротам десятками? Почему так тихо и страшно кругом? И кто эти люди с уровнем безопасности от минус пяти и ниже?
К счастью, похоже, никому не интересен одинокий Vigil с испуганным пилотом внутри. Прыг-скок. Очередной контейнер с недвусмысленной надписью: «Владения альянса Stain. Посторонним в».
Прыг-скок. Вдали мелькают силуэты «крыс» — NPC-пиратов Санши. Прыг-скок. На одном из ворот меня настиг скремблер. К счастью, я в этот момент как раз влетал во врата, а не вылетал из них. Прыг-скок.
Несчастье случилось за десять систем до 4GQ. Подлетая к вратам, я заметил два странных образования, похожих на космические мыльные пузыри. В один из них я влетел, хотя должен был оказаться около ворот. В пузыре шел бой — кто-то сражался с кем-то. Не заметят?
На меня тут же навели пушки. Скорее к воротам, к спасительному прыжку и другой системе. Врубить микродвигатель. Почему мой корабль двигается так медленно? Пушки заработали, снося энергетический щит. Затем пришла очередь брони. Через несколько секунд мой корабль разлетелся в пыль, а вместе с ним — весь груз, который я вез в штаб-квартиру Ксенобайтов.
Еще через две секунды в пыль разлетелась моя спасательная капсула.
— ДОБРЫЙ ВЕЧЕР.
— Знаю, знаю. Меня убили. Покажите, как тут пройти в душ.
— НАЛЕВО ПО КОРИДОРУ.
«Глупый, глупый!» — выскочила компьютерная «Аура». — «Залез, куда не следует, где тебя и того. Не забудь снова купить клона!»
На чат меня вызвал незнакомый амаррец Ламарр Буржес:
— Извини, приятель, я тебя не заметил. Я бы уговорил их тебя пропустить.
— Что это было?
— Пузырь. Фиксы устроили засаду, а тебя, похоже, залаговало.
«Какой еще пузырь? Какие еще Фиксы? Кто все эти люди?..»
Из Конкорда пришли официальные протоколы:
«Уничтожен корабль и капсула. Жертва — Moneet. Альянс — Stain. Корпорация — Xenobytes. Тип корабля — Vigil. Участники: такой-то, такой-то и Drantis (нанес смертельный удар)».
Я вызвал на диалог Дрантиса, убийцу:
— Привет, чего тебе? — добродушно осведомился он.
— Какого?!! — взвопил я.
— В смысле?
— Ты убил меня.
— А... Ну да... извиняй — ты был нейтральным по отношению к нам, а у нас в этом месте правило NBBSI. Приношу извинения.
— Чего-чего?
— Не синий — стреляем.
«Ишь, вежливые пошли. К чертям послать некого», — подумал я, выходя из чата.
В корпоративном чате, куда я пришел с повинной (как-никак, потерял корабль и оборудования на полтора миллиона), мне объяснили:
— Это была мобила.
— А?
— Mobile Warp Disruptor, передвижная помеха гиперпрыжкам. Оттаскивает прилетающие корабли от ворот — потому ты и не смог вовремя прыгнуть. Вообще в одиночку эту цепочку систем лучше проходить утром. Утром — это значит до одиннадцати по Гринвичу, когда вселенная гибнет в галактическом катаклизме Downtime, чтобы через час вернуться к жизни.
Через несколько часов я купил новый корабль, оборудование — и снова рванул к системе. И долетел до места. Но, когда я оказался на станции, вдруг оказалось, что все войны закончились. Пришло время перемирия.
Корпорация сложила оружие на полку и взялось за орала. Война — дело затратное. Корабли, клоны и оборудование стоят больших денег! В передышке между активными боевыми действиями нужно заработать много денег. Корпоративные каналы поскучнели.
Что делать таклеру, внезапно ставшему безработным? Бежать назад, к цивилизации и торговым путям.
И я побежал. Но это уже совсем другая история.