Выбор виртуального мира для заселения — это вопрос всех времен, и ответ на него особенно интересует создателей электронных вселенных.
Когда-то давно выбор был невелик, и игроки толпами валили туда, где условия жизни были сколько-нибудь сносными. Но за десять лет все изменилось. И дело не только в том, что игр очень много и каждая зазывает в себя яркими скриншотами и заманчивыми обещаниями. Этого мало. Сейчас игра должна постоянно обновляться, расширяться, предлагать своим жителям что-то новое. Мало завлечь игрока — его еще нужно удержать!
Это правило наверняка висит над рабочим столом каждого сотрудника CCP. Стратегия «завлечь и удержать» применяется в EVE Online давно и очень успешно. В мае 2003 года, когда вышел самый первый вариант игры под кодовым названием Gemini (1.00.0000), наполнение игры — по нынешним меркам — было совершенно мизерным. Лишь первопроходцы помнят, как пусто и плохо было в той галактике.
Но отпускать пресытившихся звездной пустотой пилотов разработчики не собирались. Они развивали игру, потчевали игроков заплатками и дополнениями (прошу заметить, бесплатными!), и каждые несколько месяцев игроки видели новые списки кораблей, оружия, функций, умений и способностей.
Но последнее обновление — «Восход красной луны» (Red Moon Rising) вышло за рамки обычного планового латания-расширения. Ахнул весь космос. Насторожились разбойники. Нахмурились воины. Улыбнулись торговцы.
Потому что в мир маленьких кораблей пришли титаны.
Звезды смерти
Если в мире EVE поставить рядом мелкий фрегат и средних размеров крейсер, фрегат покажется мошкой. Крейсер рядом с дредноутом тоже выглядит не очень солидно. Но и тот, и другой превращаются в едва различимые точки, если наглядно сравнить их с обычной космической станцией километровых размеров.
Однако с появлением кораблей класса «Титан» величие станций побледнеет, потому что эти гигантские корабли сами будут похожи на огромные неповоротливые станции. Похожий на летающий гриб амаррский «Аватар», калдарский «Левиафан», «Эребус» галлентов и невзрачный минматарский «Рагнарек» — с полусотней тысяч HP и турелями сверхбольших размеров — станут серьезными аргументами в клановых войнах. Титаны — настоящие «Звезды смерти» в мире EVE — благодаря оружию судного дня (оно так и называется), смогут уничтожать... ну, не планеты, но целые флоты. Один выстрел из Aurora Omniae подобен космическому ядерному взрыву: в очень большом радиусе уничтожает все корабли, и свои, и чужие. Вынести повреждения от выстрела оружия судного дня смогут только самые прочные дредноуты, упакованные по «танковому» принципу. Выстрелить из такой пушечки можно на очень далекое расстояние, но перезарядка будет длиться ровно час.
Многие прочат титанам судьбу космических линкоров, сносящих вражеские станции, но некоторые указывают на не самый выгодный параметр «повреждений в секунду» и утверждают, что титаны будут, прежде всего, мобильными станциями снабжения. Что немудрено, ведь груз титанов смогут использовать другие корабли, чтобы перевооружиться, сменить оборудование, пополнить боеприпасы. На этих же кораблях погибшие в бою игроки смогут возрождаться в виде клонов.
Окончательно записывает титаны в корабли поддержки уникальная возможность открывать для своих порталы в другие звездные миры без всякой помощи врат. Корабли, слишком крупные для использования ворот, и раньше могли самостоятельно прыгать между звездами на собственном топливе — для этого требовался другой корабль, который заранее добирался до места и раскладывал там маяк. Но только флот, возглавляемый титаном, сможет обходить засады на воротах и выпрыгивать на врага неожиданно, как черт из табакерки.
Но почему же я пишу о титанах в будущем времени? Дело в том, что их пока нет. На одну только постройку такого монстра уходит два месяца, а ведь надо еще соорудить станцию и верфь, которая вместила бы монструозный корабль. Так что, по слухам, первые титаны появятся в мире Ив только в середине февраля. Стоимость их оценивается в 40-50 миллиардов кредитов. И это только постройка, а сколько еще затрат — одна только книжка, позволяющая выучиться на вождение этим гигантом, стоит пять миллиардов!
Халява и борьба с ней |
Пробные бесплатные дни игры — стандартная мера привлечения игроков в онлайновых мирах. Уже очень давно разработчики EVE Online предоставляют всем желающим не просто несколько часов или дней, а две недели полноценной (до недавнего времени) игры. Но в последние месяцы хитрецы стали использовать эти две недели не по назначению. Самый простой способ нечестно воспользоваться пробным логином — создать героя, быстро дать ему нужные умения, две недели копать руду и после этого передать все деньги и активы... следующему свежесозданному персонажу. Многие знают, что некоторые игроки, стремясь к преимуществу, запускают одновременно две и даже три копии игры, имея для себя (и оплачивая) сразу несколько логинов. Разработчики ничего не имеют против того, чтобы один человек играл сразу за двоих или троих, но дело в том, что кое-кто стал использовать для этого «бесплатников». Одни таскают руду на грузовиках, пока основной (оплачиваемый) герой ее копает, другие охраняют его... Так дальше продолжаться не могло! Поэтому в новом дополнении разработчики сильно «порезали» бесплатные логины, запретив им тренировать всю линейку умений, от которых зависит способность водить любые корабли, кроме чисто боевых той же расы, что и игрок. Кроме того, игроки с пробных логинов теперь уже не могут просто так брать и пересылать деньги другим героям (получать могут). Это ограничение, правда, легко обойти простой торговой аферой — «платный» персонаж выставляет на рынке дешевую руду по непомерной цене, а «пробник» ее выкупает. |
Скорей бы Перл-Харбор
Для тех, кто не хочет долго ждать и много платить, придуманы простые и недорогие корабли — космические «авианосцы». Их давно следовало придумать, и в Red Moon Rising они почти под копирку срисованы с земных аналогов. Никакого оружия — только вспомогательные устройства для поддержки флота. Огромные размеры, но невысокая защита. В случае неприятностей одинокий авианосец может выпустить стаю истребителей. По сути, это почти те же трутни (drone), но скоростные, лучше вооруженные и защищенные. Посадить в истребитель человека нельзя никак, но врагу и так не поздоровится, если на него насядут пять таких крошек.
Однако авианосцы не были бы таковыми, если бы на них нельзя было бы приземляться дружественным кораблям. Правда, «приземляться» — немного неправильное слово. Корабли остаются снаружи, но могут пользоваться услугами ангара точно так же, как это делается на станциях.
Авианосцы разделяются на два вида — Сarrier и Mothership (каждого — по четыре типа по числу рас). Первые стоят на рынке недорого — порядка миллиарда, вторые — миллиардов пятнадцать. Такая разница объясняется просто — mothership раза в два больше, объемы его ангара больше в пять раз, и защищен он лучше. Еще одно важное отличие — «корабль-матка» имеет на борту лабораторию для клонирования, чего обычные carrier лишены. Так что carrier можно назвать ударным авианосцем, а mothership — эскадренным. Оба корабля из-за своих размеров не могут заходить на станции и пользоваться прыжковыми вратами. Но спрос на них (особенно на бюджетные варианты) огромен, чем и пользуются производственники.
Прочный новый мир
Производственники вообще очень радуются, когда в игру вводятся новые корабли, оружие и технологии. В Red Moon Rising, даже если не считать титаны и авианосцы, было добавлено двадцать три типа высокотехнологичных и дорогих космических кораблей. Проще стало и со звездными станциями, принадлежащими игрокам, — их теперь можно «подвешивать» не только в самых диких системах, но и там, куда протянулась костлявая рука цивилизации (вплоть до 0.7). Легкая лихорадка прошлась по всему рынку, и первое время знатоки военного дела спешно испытывали и проверяли новые технологии, правила взаимодействия однотипных устройств, эффект от броневых листов (теперь меняется масса корабля), вырабатывали новые тактики. Процесс это небыстрый, так что еще долго на игровых форумах будут анализировать наборы оружия и корабельного оборудования в поисках того самого, идеального. Особенно теперь, когда на рынке объявилась абсолютная новинка — tractor beam, притягивающий луч, хорошо знакомый многим по «Звездным войнам».
Из «Звездных войн» взят и новый класс кораблей-перехватчиков — Interdictor («Заградитель»), который обладает уникальнейшей способностью полностью перекрывать прыжковые врата, подлавливая на них корабли.
Однако и старые корабли не остались без внимания разработчиков. Игровая система была переработана очень глубоко и серьезно. Досталось всем! Абсолютно все корабли вплоть до маленьких нуболетов стали прочнее на четверть. Были внесены десятки исправлений и добавлений в описания, в тонкости работы оружия, корабельного оборудования — все во благо игрового баланса. Ошибки, позволяющие игрокам экономить батареи при гиперпрыжках и эффективнее обычного добывать руду, теперь исправлены.
Легкая лихорадка прошла по всему рынку.
...Называется «нашел»
С рудой связано и еще одно новое правило: «Держи вора!» Уже давно игроки, выбравшие своей специальностью копку руды, жалуются разработчикам на воров, которые подкрадываются к ним в астероидных полях и хватают честно добытую руду из контейнеров (а без контейнеров руду не перегрузить на баржу). Проблема в том, что воровство это в игровой системе не фиксировалось, и если рудокоп атаковал ловкача, то рисковал навлечь на себя гнев «Конкорда» и неприятные кармические последствия.
Теперь все иначе — стоит кому-то взять чужое, как хозяин украденного может без зазрения совести атаковать воришку. И никто не выскочит из-за угла, чтобы провести политику большой дубинки. Но с введением этого правила воровство ценных минералов совсем не прекратилось и даже не уменьшилось — а все потому, что ничто не помешает вору ответить на агрессию. А рудные лазеры — плохая альтернатива космическим пулеметам. Так что прибыльная профессия вора в игре никуда не пропала — просто они стали лучше вооружаться.
Четыре маленькие разницы
Поменялись правила охоты на NPC — теперь в хорошо знакомые места охоты на крыс надо заходить с опаской. Там, где игрок натыкался на четыре маленьких корабля, его могут ждать два больших — и с улучшенным оборудованием (тем не менее пока что все отмечают лишь снижение общего уровня интеллекта цифровых противников). Огорченных охотников порадуют новые автономные корабли-трутни, поумневшие, натасканные в меткой стрельбе и оттого ставшие намного опаснее.
Правила охоты пересматриваются — у пиратов появилось 34 новых вида кораблей: фрегатов, крейсеров, эсминцев и линкоров. Опаснее стали системы 0.3, где завелись «крысы», способные нарушать работу прыжкового двигателя. Пираты-рудокопы отныне не терпят конкурентов, атакуя всех, кто покушается на их руду.
Большие изменения произошли в комплекте квестов и наград. Старые ошибки исправлены, самые гадкие и неприятные задания поправлены или вовсе отменены (Damsel In Distress) — это тоже очень хорошая новость для воинов, так же как и возможность отмстить за нападение после смерти («Конкорд» стал смотреть сквозь пальцы на кровную месть).
На оптимизированном сервере стало проще летать большими стаями — он теперь выдерживает многотысячные толпы игроков одновременно. Это только начало перехода на новое 64-битное железо и операционные системы. Но уже сейчас лаги сведены к минимуму, и космос открыт для всех желающих попробовать свои силы в борьбе с титанами.
Некоторые заявленные новинки пришлось временно отбросить: по неназванной причине отложено введение новых родословных (bloodline) с азиатской внешностью. На самом деле, происхождение героя не влияет почти ни на что, кроме начального комплекта умений и характеристик. Пока что родословных по две у каждой расы, и все ждали третью... но разработчики официально отложили нововведение, и пока о нем ничего не слышно.
Но и то, что пришло в галактику EVE со взошедшей красной луной, поразило всех настолько, что зазвучали недоуменные вопросы: «Если сейчас введено так много всего, что тогда останется для неизвестного, но уже ставшего полулегендарным дополнения Kali?»
Действительно, что?