Читая трилогию «Властелин колец», вы, полагаю, уже знали наперед — добро обязательно победит, и всех ждет счастливый конец. Но разработчики The Battle for Middle Earth решили изменить оптимистический сценарий, предоставив игрокам возможность самим решить судьбу Средиземья. Что ж, неважно, воюете вы за орков или за людей, цель у всех одна — победа. Именно поэтому я хотел бы рассмотреть интересные тактики развития и ведения боя для каждой из рас.
Рохан
Герои — залог победы
Закройте глаза и представьте: против толп озлобленных орков выходит кучка героев, отбивая все их атаки и переходя в наступление... Шутка? Фантазия? Ничего подобного... Ведь именно роханскую армию разработчики наделили наибольшим числом героев в игре. С помощью этих бравых ребят мы и одержим ошеломляющую победу над врагом! Что ж, дабы рассеять все сомнения, перейдем к самой битве.
Делать все нужно очень быстро и не зевать — противник этого не прощает. Итак, в начале баталии под наше распоряжение поступает два отряда крестьян (Peasants) и одна цитадель (Rohan Citadel). Цель такова: как можно быстрее застроить всю базу фермами (Farms) для скорейшего притока денег.
Танцы перед боем. |
Если противник предпримет быструю атаку, он не пройдет мимо застроенных нами поселений и наверняка попытается их уничтожить. Но на это можно не обращать внимания, главное — вовремя продавать почти разрушенные строения.
При продвижении крестьян будьте предельно осторожны — можете наткнуться на логово пещерных троллей (Cave Troll Lair) или на логово гоблинов (Goblin Lair) ...исход будет летальным. Как только в нашей казне накопятся 3000 ресурсов, сразу же нанимаем Леголаса (Legolas) и направляем его на защиту ферм. Его меткий лук заставит врага действовать аккуратнее, а мы тем временем продолжаем нанимать героев в такой последовательности: Арагорн (Aragorn), Гимли (Gimli), Эомер (Eomer), Эовин (Eovin) и Теоден (Teoden). Хоббита Мерри (Merry) можете не брать: толку в бою от него мало, а умирает он быстро (а чего еще ожидать от полурослика?).
На заметку: если где-то в середине карты есть аванпост (Outpost), постарайтесь занять его. Постройте два колодца (Rohan Well) и ферму. Теперь ваши бойцы смогут спокойно защищаться и при этом быстро восстанавливать здоровье. И не забывайте ставить короля Теодена в задний ряд — во всех боях первым склонен погибать именно он.
Пока противник тщетно пытается уничтожить нашу живую преграду, мы тренируем героев. Не забывайте также портить настроение врагу эльфийским подкреплением (Summon Elven Allies). Особенно это помогает, когда вместе с вражескими войсками подкатывает артиллерия. Пара залпов запросто может уничтожить всех наших воинов — вот тут-то и приходят на помощь призванные отряды. Просто запускаем их в тыл врага и уничтожаем катапульты с баллистами. При прокачке открываются новые способности героев, которые существенно помогают в битве. Особенно важно тренировать Арагорна на случай, если бойцы получат сильные ранения.
При большом скоплении врагов используйте следующие способности.
Способность Гимли к прыжкам очень выручает. |
Леголас — Ветер стрел (Arrow Wind)
Арагорн — Элендил, мастер клинка (Elendil, Blade Master)
Гимли — Убийца, атака в прыжке (Slayer, Leap Attack)
Если атакуют крупные твари — назгулы (Nazguls), тролли (Trolls) или элефанты (Mumakils), комбинируйте способности примерно так.
Леголас — Удар ястреба (Hawk Strike)
Эовин — Сокрушительный удар (Smite)
Гимли — Бросок топора (Axe Throw)
Эомер — Бросок копья (Throw Spear)
Пока идут баталии, нанимаем отряд крестьян и следуем к нейтральному поселению. Там мы строим довольно дорогое, но нужное онтомолвище (Entmoot). Пришло время для создания армии, хотя и весьма необычной. Ее основу составит Древень (Treebread) и энты (Ents) до максимально возможного лимита (всего 20 деревьев). До этого времени в меню силы уже должна появиться возможность их призыва.
А теперь мы доводим нашего оппонента до шокового состояния! Выбираем всех бойцов и призываем им на помощь лучников с деревьями. Начинается прорыв по центру. Противник, само собою, бросит все силы, чтобы вас остановить. Но тут... во фланг ему врывается целая армия энтов и разносит его войско в пух и прах. Разобравшись с вражескими отрядами, заходим на базу и сносим ее под корень. Если вы уже получили призыв армии мертвых (Summon Army of the Dead) в меню силы, можно для разнообразия вызвать и ее. Через минуту вражеское поселение будет полностью уничтожено.
На заметку: если противник выбрал защитную тактику, поражение ему обеспечено еще быстрее. Главное — быстро захватывать нейтральные поселения и строить фермы, а героев тренировать на нейтральных монстрах.
Распределение силы для Рохана
Одно очко — Лечение (Heal)
Три очка — Эльфийские союзники (Summon Elven Allies)
Одно очко — Призыв (Draft)
Два очка — Андрил (Anduril)
Восемь очков — Подкрепление энтов (Summon Ent Allies)
Десять очков — Армия мертвых (Summon Army of the Dead)
Три очка — Эльфийский лес (Elven Wood)
Шесть очков — Просвет в облаках (Cloud Break)
Мордор
Тролли атакуют
Вот он — могущественный Мордор! Земля, где обитают ужасные орки и огромные тролли, земля, где солнечный свет закрывает пепел Роковой горы, а назгулы парят в небесах в поисках новой жертвы. Впечатляет, не правда ли?! Но не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Мордор — это самая несбалансированная и тяжелая в освоении раса, которая просто не в состоянии нанести быстрый удар по врагу. Связано это со многими факторами. Перечислю несколько основных: пехота очень слаба в атаке и защите, для создания сильной армии нужно много ресурсов и времени, героев мало, и стоят они дорого. Но, если вы выдержите все атаки противника и соберете войско, можно считать, что победа уже в кармане.
Итак, перед нами карта, где мы лицезреем нашу базу с двумя отрядами орков (Orc Warrior).
На заметку: орки слабо дерутся и быстро умирают, зато они нанимаются совершенно бесплатно. На первых порах они помогают сдерживать врага, а потом лучше будет скормить их троллям для восстановления жизни у последних.
Первым, что мы построим, будут две бойни (Slaughter House). Пока идет постройка, мы направляем орков на захват нейтральных точек для возведения все тех же боен.
Тролли на привале. Тот, что справа, — тоже тролль, только голодный. |
Пока в нашей казне достаточно денег, быстро начинаем нанимать троллей и орков-лучников (Orc Archers). Как только орочья яма получит новый уровень (после шести произведенных отрядов лучников), не забудьте изучить «огненные стрелы» (Fire Arrows) и усилить пехоту (Banner Carrier Upgrade).
До этого времени, по идее, враг уже должен бы уничтожить добрую половину ваших боен, но его армия, скорее всего, ослаблена боями с нейтральными монстрами. Пришла пора выгуливать троллей. Направляем их на вражеское войско вместе с несколькими отрядами орков. Пока битва в разгаре, мы, подкопив ресурсов, нанимаем Ангмарца (Witch King) и начинаем донимать противника воздушными атаками. Основная цель теперь — созвать войско и набрать 20 единиц силы на вызов балрога (Summon Balrog).
На заметку: от себя добавлю, что разработчики, похоже, сильно недолюбливают орков. Найм последнего монстра стоит вдвое больше, чем призыв армии мертвых у Гондора или Рохана. Ну не дискриминация ли?
Как только появятся деньги, сразу же нанимаем в компанию к ангмарскому королю пару рядовых назгулов (Nazguls). Эта бравая тройка принесет немало хлопот вашему противнику, заставляя его собирать «противовоздушную» армию лучников. Вот и прекрасно! Мы же тем временем отведем наземные войска, чтобы захватить аванпост Outpost и возвести три строения: загон элефантов (Mumakil Pen), харадский дворец (Haradrim Palace) и все тот же лагерь троллей (Troll Cage).
Атаки с воздуха, конечно, следует продолжать, хотя и не рисковать назгулами сверх необходимого: когда у них останется мало здоровья, подлечивайте их, делая крюк в сторону аванпоста. Достроив здания, запускайте в производство еще троллей, а также тройку элефантов и три отряда харадских наездников.
Сейчас, если враг нападет, пусть даже вполне значительными силами, нам это только на руку, — мы наберем недостающие очки силы для вызова балрога. Тролли с элефантами пусть раскидывают пехоту, а лучников предоставьте назгулам. Когда огненный монстр готов для призвания, пускайте его на вражескую территорию, где он опустошит практически все!
Это важно: не призывайте балрога в ходе боя, когда враждующие войска смешались в кучу: погибнут как ваши, так и вражеские отряды. Можете лишь нанести удар с тыла, но и здесь будьте осторожны, так как радиус поражения этого исчадия Мории очень велик.
Дальше мы победным маршем направляем все войска к врагу в гости и добиваем что осталось.b
Распределение силы для Мордора
Одно очко — Всевидящее око (Eye of Sauron)
Одно очко — Порченая земля (Tainted Land)
Четыре очка — Стервятник (Scavenger)
Шесть очков — Призыв орды (Call the Horde)
Двадцать очков — Вызов балрога (Summon Balrog)
Шесть очков — Тьма (Darkness)
Четыре очка — Разорение (Devastation)
Два очка — Производство (Industry)
Гондор
Блицкриг
Сила Гондора — в стремительности, пехоте и коннице. Кроме того, у него есть дополнительные источники прироста денег, что помогает заполнить казну раньше остальных. Кратчайший путь к победе — быстрая атака, пока враг как следует не развился.
Смертельный номер — глотание копья. |
Ну, а теперь давайте перенесемся на поле боя. Перед глазами — все то же поселение с двумя отрядами пехотинцев (Soldiers). Действуем по старому плану — направляем эту группу на захват нейтральных точек и возводим там фермы (Farms). Пехота довольно сильна, так что встреченные убежища гоблинов можно смело истреблять, а вот других монстров все равно лучше пока не трогать. А на базе мы тем временем строим ферму и кузницу (Blacksmith). В последней при повышении ее уровня мы сможем улучшить броню (Heavy Armor) и оружие (Forged Blade) наших войск, а также усовершенствовать пехоту (Banner Carrier).
По мере поступления денег возводим здания в такой последовательности: еще одна ферма, рынок (Market Place), стрельбище (Archery Range) и конюшня (Stable). Не жалейте 1500 единиц ресурсов за рынок, а лучше прибавьте еще столько же на обновление «знатный урожай» (Grand Harvest). Это увеличит на 50% дальнейшее производство ресурсов фермами, а финансовую сторону развития с этого момента можно считать налаженной. Пришло время подумать и про армию. Первыми делом начинаем нанимать лучников (Archers). Для обновления «огненные стрелы» (Fire Arrows) понадобится натренировать шесть отрядов стрелков, что мы и сделаем. Пока пусть они стоят в защите, а мы тем временем проведем очередные обновления в кузнице, которая к этому времени уже должна была получить новый уровень.
На заметку: приобретая обновления, не забудьте, что они вступят в силу только после обновления каждого отряда. Денег потребуется немало, так что будьте готовы остаться с пустой казной.
Пусть лучники получают новую броню и стрелы, а мы начинаем производить главную ударную силу — конницу. Надо построить четыре отряда для возможности обновления «рыцарский щит» (Knight Shield) в конюшне. Это даст им повышение брони на 80%, зачастую спасая наездников при встречах с тяжелыми войсками.
Когда на пути конницы становятся отряды копейщиков, стоит использовать Гэндальфа. |
Если противник уже прорвался к нашей базе, его залпами встречают лучники, а во фланг врезается кавалерия. Разбив первую волну наступления или не дождавшись такового, делаем вылазки конницей, уничтожая строения и небольшие отряды врага. Если становится слишком жарко, отходим под прикрытие стрелков, а затем — снова в бой. И продолжаем «карусель» до тех пор, пока не наймем трех героев: Гэндальфа (Gandalf), Фарамира (Faramir) и Боромира (Boromir). Первого мы сразу усаживаем на коня и присоединяем к кавалерии, а доблестных братцев — к лучникам: Боромир будет выступать в роли «танка», выигрывая время для стрелков.
Выбираем наших наездников, возглавляемых волшебником, и продолжаем партизанские вылазки на врага. Но теперь они имеют уже более серьезный характер. Тем временем мы сносим одну из ферм на базе, чтобы возвести там бараки (Barracks). Строим пять отрядов пехотинцев и усиливаем ими лучников. Ну, а теперь — в атаку! Ведь кавалерия уже наверняка успела заработать несколько очков силы для вызова эльфийских и роханских союзников (Summon Elven и Rohan Allies), но их мы призовем непосредственно перед базой противника. Продвигайте войска синхронно: наездники наносят первый удар, а лучники добивают уцелевших.
Это важно: если на конницу наступают вражеские копейщики, лучше отступить за стрелков, так как вы рискуете понести значительные потери. В крайнем случае применяйте магию Гэндальфа, он с легкостью раскидает врагов в разные стороны.
На вражескую базу запускаем сначала призванные войска, чтобы они приняли удар на себя, и только вслед за ними — конницу под прикрытием лучников. Первым делом уничтожайте цитадель и защитные структуры, потом остальные строения. Если уже доступен вызов орлов Манвэ (Summon Eagle Allies) и армия мертвых (Army of the Dead) — бросаем и их для полного и бесповоротного превосходства над противником.
Распределение силы для Гондора
Неспешный марш к победе. |
Одно очко — Лечение (Heal).
Три очка — Эльфийское подкрепление (Summon Elven Allies)
Одно очко — Эльфийский лес (Elven Wood)
Три очка — Гэндальф Белый (White Gandalf)
Шесть очков — Орлы Манвэ (Summon Eagle Allies)
Десять очков — Армия мертвых (Summon Army of the Dead)
Шесть очков — Просвет в облаках (Cloud Break)
Изенгард
Удар с трех сторон
Кто бы что ни говорил, но такой дисциплинированной армии, как у Изенгарда, больше нет ни у кого. Сверкающие пики и мечи урук-хаев, пылающие стрелы арбалетчиков, леденящий душу вой варгов действительно дают представление о том, что такое настоящая ударная сила.
Что ж, вот мы снова на поле боя — одинокая цитадель нашей базы сопровождается всего одним отрядом урук-хаев (Uruk-hai). Не теряя времени, направляем их на захват нейтральных точек. Что строить — бойни (Slaughter House) или лесопилки (Lumber Mill) — не особо принципиально. Лично я строил их по очереди, чтобы было равное количество и тех, и других.
На заметку: перед тем как бросить урук-хаев в бой, не забудьте наложить на них «песнь войны» (War Chant).
На базе тем временем приступаем к строительству двух доменных печей (Furnace), а потом возводим еще одну. Эти строения существенно снизят цену на улучшение брони (Heavy Armor), оружия (Forged Blade) и пехоты (Banner Carrier Upgrade). Когда в казну поступит немного денег, строим волчью яму (Warg Pit). По идее, у вас на этой стадии должно быть достаточно ресурсов для постройки арсенала, так что возводим и его.
Теперь наймите три отряда наездников на волках (Warg Riders) и начинайте партизанскую войну. Уничтожайте все живое: нейтральных гоблинов, одинокие отряды противника, его строения на нейтральных точках. Тем временем сделайте обновления в арсенале и улучшайте вашу кавалерию — эффект не заставит себя ждать. На базе мы возводим последнее здание — Uruk Pit.
Для создания сильной армии нам потребуется четыре отряда арбалетчиков (Crossbowmen), два отряда урук-хаев и столько же копейщиков (Pikemen). Построив стрелков, не забудьте купить в казарме улучшение «огненные стрелы» (Fire Arrows). Как только ваши орки показываются из здания, сразу же кидайте на них улучшения, но поначалу — только на лучников.
Это важно: присоединяя солдат к лучникам, которые уже получили обновление ранга и брони, помните, что они получают эти же обновления автоматически. То есть с финансовой стороны мы выигрываем.
Пока усиленными темпами идет производство армии, мы нашими наездниками попытаемся найти нейтральное поселение и выбить оттуда противника, если, конечно, он там есть. Если же нет, то спокойно возводим цитадель и окружаем ее крепостями (Keeps). Желательно, чтобы к этому моменту вы наняли Lurts и отправили его к этой базе для тренировки: под защитой стрел он быстро повысит уровень.
Если на карте есть еще поселения, проделываем те же действия и с ними. Вот и готова армия, осталось присоединить к ней Сарумана (Saruman). Так как лимит населения не до конца заполнен, нанимаем берсеркеров (Bersekers), сколько получится. Из них получится неплохая армия для второстепенного героя: именно она сможет ударить с другого фланга. Врагу не позавидуешь: по центру наступает Саруман с главной армией, с флангов — волки и берсеркеры.
Первой на базу врага желательно пустить кавалерию для зачистки пехоты. Под конец вызовите балрога, если хватит очков силы.
Распределение силы для Изенгарда
Пиротехника по-средиземски: вызов балрога. |
Одно очко — Песнь войны (War Chant)
Одно очко — Взгляд в Палантир (Vision of the Palantir)
Три очка — Порченая земля (Tainted Land)
Два очка — Производство (Industry)
Шесть очков — Подлить масла в огонь (Fuel the Fires)
Двадцать очков — Вызов балрога (Summon Balrog)
Четыре очка — Разорение (Devastation)
Шесть очков — Ледяной дождь (Freezing Rain)