— Штурман, есть земля?
— Нет земли.
— Штурман?
— Нет земли... нет... не... полный рот земли!
Посадка в тумане
Взлетающий самолет красив. Белой ласточкой он отрывается от жесткой земли, превращаясь из неуклюжей ползающей железки в элегантного жителя небес. Вперед и вверх! Крыло ложится на поток, воздух густеет, надежно хватает машину. С каждой набранной сотней метров приходит свобода. Чем выше, тем ее больше.
Но нельзя летать вечно. Нельзя застревать в воздухе, надо когда-то и приземляться.
Приземление — штука сложная, особенно с непривычки. Поднять в Microsoft Flight Simulator 2004 самолет в воздух легче легкого. Моторы уже работают — газ на максимум, порулить, подождать — и потянуть ручку на себя. Управлять самолетом в воздухе чуть сложнее, но ненамного — влево, вправо, вверх, вниз той же ручкой. Можно даже не трогать педали (поворот ручки джойстика), если включить автоматическую координацию.
Но посадка — дело совершенно другое. Как тут расслабишься, если нужно одновременно держать в уме скорость, вертикальную скорость, направление, механизацию, мудреные приборы и лампочки — и все ради того, чтобы в конце долгого и трудного пути оптимистично зашуршать колесами о бетонку.
Начнем с простого.
Каждая полянка — аэродром
Не нужно смотреть на четыре огонька, чтобы понять — самолет слишком высоко. Это пример того, как приземляться не надо. |
Перед тем как сажать самолет, лучше всего убедиться в том, что нужный аэропорт поблизости или, по крайней мере, вы знаете, в какую сторону лететь. Если нет — не беда. В Microsoft Flight Simulator небольшие машины можно посадить на любом ровном месте, а самолеты с поплавками — даже на воду. При соблюдении особой осторожности на землю сажается даже тяжелый «Боинг». В игре смоделирована посадка на брюхо (это небольшая уступка нам, учитывая никакую модель повреждений).
Сажать самолеты всегда и везде — весело. Особенно в тумане, при низкой облачности или в ураган. Или с неработающим двигателем. Или все вместе.
Ваши природные враги в этом случае — автогенерируемые дома, деревья и столбы. Если под крылом зеленое море тайги — спасут только дороги, ваши верные друзья. Главное — не напороться на столб электропередач. Движок автогенерации очень любит расставлять их вдоль дорог.
Выбирая место для экстренной посадки, учитывайте, что до самого касания земли вы можете хоть немного, но менять направление полета. После касания — уже нет. Только после нескольких секунд торможения вернется управляемость. До того самолет не захочет отворачивать от дерева, и, если столкновение неминуемо, — лучше «идти на второй круг», искать другое место для посадки. Разумеется, если по условиям задачи двигатель еще работает.
Всегда ли едут лыжи
Горит один белый огонек, а не два. Значит, самолет снижается слишком быстро. |
Когда самолет заходит на посадку, в его управлении появляются свои тонкости. Во-первых, очень опасно грохать хрупкую машину о землю на огромной скорости, поэтому перед посадкой самолет нужно притормозить. Но при этом — не переборщить, иначе самолет полетит вниз с грацией падающего камня. Как найти золотую середину? Сначала — немного теории.
Представьте себе, что самолет летит горизонтально. Летит, никого не трогает и даже не стремится вверх-вниз, потому что летчик нашел кнопки Home, End и отрегулировал аэродинамику небольшими плоскостями-триммерами. Горизонтальный полет — как на автомобиле, только повыше немного.
Теперь выключаем двигатель. Что происходит? Без тяги скорость быстро падает, и самолет начинает клевать носом — устремляется вниз. Он будет планировать. Скорость и то, как быстро при этом самолет будет снижаться, зависят от многих вещей, в первую очередь — от аэродинамики. Если летчик будет упорно пытаться удерживать самолет в горизонтальном полете, то рано или поздно начнется сваливание, крыло потеряет воздушный поток. На экране появится угрожающее слово «Stall».
Описать этот процесс проще всего аналогией с водными лыжами. Чтобы не провалиться под воду, мчащийся за катером спортсмен держит лыжи не прямо, а немного под углом. Чем быстрее движется катер, тем меньший нужен угол, чтобы удерживаться на воде. Если катер будет медленно притормаживать, спортсмену придется отклонять лыжи назад все больше и больше — но до вертикальных лыж дело не дойдет: на определенном этапе вода просто откажется поддерживать вес человека, и дощечки станут бесполезны. Важна при этом не только скорость, но и стабильность набегающего потока воды. При резком маневре (например, если «лыжник» вдруг вздумает повернуться на девяносто градусов) поддерживающая сила пропадет, и опять начнется купание.
Когда самолет теряет скорость, он теряет и свободу маневра по той же причине: летчик должен «беречь» обтекающий крыло воздушный поток. Это на высокой скорости можно относительно безболезненно дергать крыло вверх-вниз, потому что критический угол атаки (термин можно не запоминать) большой и его непросто «достать». На низких скоростях критический угол очень маленький. Помните — самолет падает не потому, что летит медленно, а потому, что с крыла срывается поток.
Отсюда сразу несколько правил. Первое вы наверняка уже вывели сами: при посадке маневрируем плавно, без рывков, нежно — и при этом следим за скоростью, которая имеет свойство пропадать в самый нужный момент. Второе — при посадке, когда скорость маленькая, нужно применять простой способ увеличить угол атаки.
Закрылки.
Медленно, но весело
А так выглядит взлетно-посадочная полоса при реальной посадке. |
Закрылки, они же Flaps — гениальное изобретение человечества. Они облегчают посадку во много раз (кнопки F6 и F7 по умолчанию).
Стоит нажать заветную кнопку, как на крыльях сзади опускаются маленькие щитки. Крыло словно «закругляется» сзади, надежно «хватая» поток воздуха. С такого крыла потоку не так легко сорваться. Критический угол атаки растет, и минимально допустимая скорость полета снижается.
Это первая функция закрылков. Кто-то может спросить: «Если с закрылками так хорошо летать — почему их не держат выпущенными всегда, лучше всего — намертво спаянными с крылом?» Вопрос хороший, и ответ на него будет таким: у выпущенных закрылков есть один побочный эффект — они сильно ухудшают аэродинамические качества самолета, проще говоря — они самолет хорошо тормозят. Чем больше угол, на который их выпустили, тем надежнее самолет держится в воздухе, но и... медленнее летит. Закрылки — не единственный способ притормозить самолет, на больших и «серьезных» самолетах есть другие способы придержать машину в воздухе. Но для маленькой «Цессны», например — это единственный и наилучший способ вовремя одернуть самолет. Убирающиеся шасси, кстати, тоже дают эффект торможения, и, выпуская их, нужно обязательно его учитывать.
Если самолет планирует, то тормозящий момент закрылков стоит уравновесить, прибавив газ. Так можно затолкать машину в «золотую середину» скорости, когда разогнаться мешают закрылки, а опасно затормозить — тяга двигателя.
Какая же скорость идеальна? Она очень разная. В самолетах, которые прилагаются к игре по умолчанию, ее можно посмотреть в меню Aircraft/Kneeboard/Reference. Ищите скорость сваливания в посадочной конфигурации, то есть с выпущенными закрылками и шасси (Vso), и следите за тем, чтобы она была выше указанной. Для больших самолетов приводится скорость захода на посадку (Vref) — тоже с выпущенными закрылками и шасси.
Приведя самолет к нужной скорости, выпустив закрылки, убедившись, что он сядет на шасси, а не на брюхо, вы уже сделаете полдела.
Змейка, ящерка, удавчик?
Готовиться к торжественному касанию колесами земли лучше загодя. Когда аэропорт будет в десятке миль, а высотомер покажет милю — можно начинать выходить на ось взлетно-посадочной полосы, одновременно снижаясь со скоростью пять футов в секунду (использовать лучше имперскую систему измерений, потому что электронные диспетчеры начинают путаться в показаниях, стоит лишь переключить игру на метрическую).
На самом деле самолет летит прямо на полосу — просто пришлось делать поправку на боковой ветер. |
Я описываю визуальную посадку. В игре самолеты и крупные аэродромы оснащены мощными навигационными приборами. Продвинутый автопилот может самостоятельно вывести самолет в створ полосы с нужной скоростью, направлением, правильной скоростью снижения — достаточно лишь ввести несколько частот и нажать несколько кнопок. Вам останется лишь плавно подхватить самолет у самой полосы и посадить. Но посадку по приборам я опишу в другой раз.
Попасть в створ полосы новичку непросто — чем раньше он возьмется за это сложное дело, тем больше шансов на успех. Траектория самолета у неопытного пилота при этом напоминает змейку, которая извивается вокруг воображаемой оси полосы. Вам помогут две вещи: возможность увеличить изображение во много раз и компас.
Если с увеличением все просто (приблизить, посмотреть, как лежит взлетная полоса, повернуть самолет), то для того, чтобы использовать компас, нужно знать номер взлетной полосы. Их нумеруют, исходя из того, как они расположены по отношению к частям света. Стоит мысленно прибавить нолик к номеру полосы — и вы получите примерное направление на компасе. Ноль — север, сто восемьдесят — юг. Достаточно посматривать на компас, чтобы точно знать, летите вы параллельно полосе или в сторону. Если есть боковой ветер, то контролировать направление становится немного сложнее — нужно учитывать снос и лететь немного «скулой».
По форме взлетной полосы, какой вы ее увидите, легко определить, правильно ли вы летите. Когда трапеция станет «равнобедренной», без скосов — вы на верном пути.
Красный на белом
По взлетной полосе вы можете определить не только направление. Почти всегда слева от полосы вы увидите несколько огоньков в ряд или друг над другом. Это навигационные огни, по ним вы всегда поймете, находитесь ли вы на правильной высоте, выше или ниже ее.
Если огни расположены друг над другом, то тут все просто: горят красные — вы слишком низко, нужно приостановить снижение. Если горят белые — вы слишком высоко, есть риск перелететь полосу. Форсируйте снижение (только приберите газ, чтобы не разогнаться ненароком). Если горят одновременно красные и белые огни — вы точно на глиссаде, снижайтесь с прежней скоростью.
Четыре огня в ряд позволяют оценить высоту намного точнее. Белые огни по-прежнему означают «слишком высоко», красные — «слишком низко». Но есть и градации. Один красный огонек и три белых — «высоковато», три красных, одни белый — «низковато». Только если горят в ряд два красных и два белых — вы все делаете правильно, и вам остается лишь последний этап.
Отдай мою посадочную ногу
Газ убрали, ручку джойстика на себя — «подвешиваем» самолет над полосой. А теперь ме-е-едленно, ме-е-едленно... |
Посадку совершить легко, если вовремя выйти в створ взлетной полосы, снижаться с правильной скоростью и при этом успевать «собрать приборы в кучку». Самолет окажется над началом взлетной полосы на высоте нескольких десятков футов.
Скорость снижения — пять футов в секунду. Кажется — совсем немного, но с такой скоростью грохать тонкую технику о бетон нельзя. Маленькая «Цессна» еще может стерпеть такое обращение, но у тяжелого «Боинга» не выдержит шасси — игра в шоке остановится.
Плавно прибираем газ и одновременно плавно берем ручку джойстика на себя. Самолет должен перестать снижаться, «зависнуть» над полосой и очень медленно преодолеть последние метры, чтобы плавно коснуться полосы задними шасси.
При этом есть две опасности. Если самолет слишком резко пойдет вверх, он перелетит полосу или просто свалится, потеряв скорость. Если же скорость снижения будет высокой, могут начаться «прыжки» по взлетной полосе, так называемый «козел». Одно другого не исключает: вот самолет слишком резко повело вверх, летчик «придавил» его ручкой джойстика, самолет упал на полосу и ушел в козление. Ничего хорошего.
Плавное, нежное и точно рассчитанное движение ручки джойстика — вот ключ к мягкой посадке. Когда задние шасси покатятся по земле и примут на себя тяжесть самолета, можно начать тормозить, включить реверс, но при этом очень мягко опустить на бетон переднее колесо. Это важно для больших самолетов — там оно очень хрупкое и легко подламывается (игра при этом тоже с оскорбленным видом остановится). У «хвостокатов» вроде «Дугласа» или «Пайпера Каб» своя специфика и свои способы посадки — о них я расскажу в следующий раз.
Даже если вы совершенно незнакомы с авиасимуляторами и в первый раз запустили MSFS 2004 — теперь вы легко посадите с первого раза маленький самолетик. А раза с десятого — и большой авиалайнер. Дерзайте!