Warhammer 40000: Dawn of War — одна из самых удивительных игр в современном киберспорте. В ней мы встречаем небывалое разнообразие рас, что многократно усложняет выбор тактики, типов бойцов и степени агрессивности игры. Особенно с учетом того, что на момент начала игры неизвестно, какую расу выбрал противник. В результате получается сложная и непредсказуемая стратегическая игра с невероятным многообразием вариантов, с частью из которых мы и попробуем сейчас разобраться.
Эльдары против орков
Всему свое время
Карта: «Река крови».
Как известно, орки практически непобедимы на картах, изобилующих точками влияния. Они довольно быстро захватывают эти точки, возводят там посты и в кратчайшие сроки получают таких супербойцов, как козыри (Nobs) и до зубов вооруженные козыри (Mega Armored Nobs). Эти громилы с легкостью уничтожают все ключевые строения, а также прекрасно справляются с толпами врагов. Иначе говоря, с вашими отрядами.
Выстрелы красных драконов всегда эффектны, но не всегда эффективны. К примеру — против пехоты. |
Однако не на всех картах есть столько точек влияния, чтобы орки могли удовлетворить свои аппетиты. Бывают также карты, где их вроде бы и хватает, но при грамотной игре удается помешать орку их захватить. Об одной из таких карт мы сейчас и поговорим. Это «Река крови». Итак, как же помешать стремительно развивающемуся орку одержать легкую победу? Давайте рассмотрим развитие.
Пусть первый скульптор (Bonesigner) строит портал призвания (Aspect Portal). Тем временем выделите ассамблею (Webway Assembly) и закажите второго рабочего. Его обязанностью будет соорудить плазменный генератор (Plasma Generator).
Кроме того, понадобятся два взвода дозорных (Guardian Squad), чтобы захватить ближайшие точки влияния, а также усовершенствование легкая поступь (Fleet of Foot), повышающее маневренность армии.
В портале призвания закажите видящую (Farseer), и пока идет процесс тренировки, можно с пользой потратить время, захватывая точки влияния и возводя на них слышащие алтари (Listening Shrines). Как только видящая появится на свет, немедленно отправьте ее к реликту, расположенному на вашем берегу реки.
Главное в игре против орка — воспрепятствовать его быстрому экономическому развитию. Если ему удастся быстро собрать сумму, достаточную для получения козырей, вы никак не успеете подготовиться к их визиту. Поэтому первостепенная задача — как можно активнее мешать противнику захватывать дополнительные источники ресурсов: реликты и критические точки. Как несложно догадаться, одна видящая с таким ответственным заданием не справится. Отправьте ей на помощь взвод темных жнецов (Dark Reaper Squad), пополнив его до пяти бойцов, включая экзарха (Exarch).
Нас много, и мы в тельняшках! |
Достигнув уровня доходов 68, мы можем позволить себе немного пошиковать и заказать второй плазменный генератор, а сразу после него — еще и храм духа (Soul Shrine). Чтобы строительство шло быстрее, используйте совместный труд двух рабочих. А если вдруг удалось отхватить еще и реликт, нельзя дожидаться, пока один из ваших служащих освободится. В этом случае вам придется нанять еще одного скульптора (он не пропадет — позже отправите его сооружать плазменный генератор).
Когда храм духа будет готов, начинайте возводить технопортал (Support Portal), а по завершении строительства тотчас же делайте в нем усовершенствование меткость (Fortune). Все время следите за тем, чтобы противнику не досталось лишних источников ресурсов.
Несмотря на все ваши старания, отряды козырей все равно рано или поздно появятся — мы лишь оттягивали время их появления, стараясь получше подготовиться к визиту. Что же с ними делать?
Соорудив технопортал, исследуйте улучшение камень аспекта пауков-варпа (Warp Spider Aspect Add-on), а затем закажите взвод самих пауков-варпа (Warp Spider Squad). Не увеличивайте число бойцов в отряде, просто добавьте экзарха и натренируйте новый отряд. Много войск не понадобится — ваших взводов пауков должно быть всего на один-два больше, чем вражеских шобл козырей. Почему именно так? Вражеские шоблы постараются перейти в ближний бой, а пауки будут от них убегать, не вступая в драку. Тем временем один свободный отряд займется собственно уничтожением козырей.
Место боя тоже нужно подобрать с умом. У козырей с улучшенным здоровьем очень большой запас жизненной силы. Поэтому нашу «игру в догонялки» лучше устроить на реке, где выше повреждения дальнего боя. А еще для надежности постройте один «Сокол» (Falcon Grav Tank) — лишним не будет.
Если вы заметили в рядах противника боевую технику, следует срочно заказать в портале призвания улучшение камень аспекта красных драконов (Fire Dragon Aspect Stone) и, конечно же, натренировать отряд самих красных драконов (Fire Dragons). Когда с вражескими машинами будет покончено, можно напасть на базу противника с тыла и одним-единственным отрядом разрушить все, что плохо построено.
Запись партии с таким развитием вы можете найти на нашем диске.
Космодесант против орков
На войне все средства хороши
Карта: небольшая (например, «Внешние пределы»).
Орки — сильная раса. В игре против них никогда не известно, что нас ожидает. Будет ли это блиц-атака бойцами первого уровня или же быстрый и точный удар шоблы громил (Stormboyz Squad)? А может, первыми серьезными врагами будут козыри, оснащенные тяжелой броней? Соответственно, против орков приходится придумывать очень гибкую и одновременно устойчивую систему действий, эффективную при самых разных обстоятельствах. Представленное ниже развитие как раз такое — легкое, удобное и не привязанное к определенным действиям противника. Перенесемся в игру...
Для этих бойцов разобрать даже ассамблею не составит особого труда. |
Итак, первый служитель (Servitor) строит кельи-казармы (Chapel-Barracks) и оружейную (Armory).
Затем выделите главное здание и закажите взвод разведчиков (Scout Marine Squad) — этот отряд будет захватывать точки влияния. Затем — второго служителя; поначалу он пойдет на подмогу первому, пока дело не дойдет до постов. Наконец, стройте еще два взвода разведчиков, которые вслед за предшественниками отправятся на захват стратегически важных точек на карте.
Когда оружейная будет готова, отправляйте двух припасенных рабочих на постройку радарных постов (Listening Post). Один — рядом с главным зданием, второй — у входа на базу.
В кельях-казармах закажите взвод штурмовиков (Assault Marine Squad), в обязанности которого будут входить диверсии и шпионаж. Старайтесь держать этот отряд подальше от бальшого железячника (Bigmek).
Напоследок натренируйте отряд космодесанта. Пришла пора заказывать героя — командора (Force Commander). Он потребуется, чтобы справиться с командиром орков. Бальшой желязячник — великолепный боец ближнего боя, да еще и щеголяет в командирской броне: справиться с ним могут только очень большие формирования войск, которых на данном этапе игры еще нет. Или же — другой командир.
Также вам понадобится еще один отряд штурмовиков. Ведь если противник начнет массовое производство шобл пострелов (Gretchin Squad) и рубак (Slugga Boyz), у вас должно быть нечто, что можно ему противопоставить.
Получив все вышеперечисленное и повысив свой доход до 62, можете начать строительство двух плазменных генераторов. Как только появятся первые единицы энергии, сделайте улучшения плазмометы (Plasma gun) и энергомечи (Power sword).
Отсиживайтесь на своей базе. Не позволяйте врагу проводить слишком бурную экспансию, но и не навязывайте ему сражения. Ваши разведчики тем временем должны захватывать ключевые точки на карте.
Закажите еще один отряд пехоты, при первой же возможности усовершенствуйте главное здание. Когда оно будет улучшено, наймите сержантов во все отряды, а космодесантников снабдите ракетными установками (Missile Launcher).
В оружейной стоит заказать следующие улучшения: бионика первого уровня (Bionics Level 1), тяжелое вооружение (Heavy Weapon Increase) и целеуказатель (Target Finders).
Последним штрихом станет строительство еще нескольких генераторов, тренировка священника (Chaplain), улучшение постов и возведение храма Бога-машины (Machine Cult). В этом храме, как только он построится, стоит приступить к производству дредноутов (Dreadnought).
Это развитие позволит приготовиться почти к любым сюрпризам, которые может преподнести вам противник-орк.
Империя
Блиц — наше все!
Карта: небольшая.
Как и все блицы, это развитие узконаправленно и весьма уязвимо. Если противник окажется эльдаром, орком или таким же, как вы, имперцем — пиши пропало. Кроме того, оно требует крепких нервов и неплохого уровня микроконтроля. Хотите попробовать? Ну, так чего ж мы ждем?
Плазмометы становятся многократно сильнее, если их огонь фокусировать на одной цели. |
Первый техноцелительный инжепровидец (для друзей — просто «провидец») строит полевое командование (Field Command). В главном здании строятся четыре отряда гвардейцев (Guardsmen). Первые два из них отправятся занимать точки влияния, на одной из которых необходимо возвести пост.
Когда полевое командование будет готово, не теряя времени, заказывайте шоблу командиров (Command Squad). Закончив четвертый отряд гвардейцев, продавайте главное здание! На вырученные средства наймите побольше бойцов в отряды гвардейцев, а к шобле командиров добавьте целителя (Priest) и комиссара (Commissar).
Если вы все сделали правильно, то уже к концу второй минуты вы возглавите солидную армию. Даже зданиям не устоять перед отрядом командиров.
Орки против эльдаров
А нам все равно!
Карта: «Triboxx».
Развитие, с которым вам сейчас предстоит познакомиться, относится к разряду очень эффективных, действенных, а главное — не зависит от того, какими войсками собирается обзаводиться противник. Но, как всегда, один-единственный недостаток может свести на нет все ваши усилия: данная стратегия имеет четкую привязанность к вышеуказанной карте. Даже не пытайтесь применить ее там, где нет хотя бы четырех мест предполагаемого появления противника.
Если у вас хотя бы на один отряд пауков-варпа больше, чем козырей у противника, то разнести соперника не составляет труда. |
Главный принцип развития: заработать достаточно денег за вполне определенное время, достичь нужного уровня технологии и тогда уже наплевать на все, что готовит вам неприятель. С небольшими модификациями эта тактика окажется достаточно эффективной в борьбе не только против эльдаров.
Начнем с того, что бесплатно пополненный отряд гретчинов должен построить бараки, а вслед за ними — дегенератор. Наперед уточним, что первый пост слухача, который возведет эта шобла, будет расположен вдалеке от вашей базы. Вернемся к действительности: передвинув указатель мыши на главное здание, выделите его и натренируйте три взвода рубак. Первый из них пусть захватит точку влияния на том месте предполагаемого появления неприятеля, на котором его не оказалось. Вторая группа рубак займется влиятельными точками, разбросанными в пределах ваших владений, а третья — отправится нанести дружеский визит противнику.
Как только возведение бараков завершится, наймите в них бальшого железячника. Его стоит отправить к третьей respawn-точке — пусть гоняет вражеские войска, пытающиеся присвоить точки влияния, или просто ударит с фланга.
После того, как лагерь произведет необходимое вам число рубак, займите его тренировкой очередной шоблы гретчинов. Они понадобятся, чтобы прикрывать постами слухача все занятые точки влияния в дальних краях карты на передовых позициях. Кстати, крайне осмысленно улучшить эти укрепительные сооружения до постов с волыной.
Когда уровень прибыли подскочит до 80 единиц, возведите агитпункт граааа! и дегенератор, а затем набросайте свалку пушек вдалеке от базы. Такое расположение позволит использовать ее как оборонительное сооружение. Теперь последовательность действий приобретает некоторое однообразие: захватывайте точки влияния, укрепляйте их постами слухача, улучшайте строения... и так до тех пор, пока уровень дохода не составит 122 единицы. Развитие выходит на новый уровень. Стройте аж четыре агитпункта граааа! и, как всегда, дегенератор.
Давненько что-то мы не занимались поднятием боевого духа солдат. Чтобы исправить эту оплошность, постепенно улучшите здоровье ваших бойцов и атаку в ближнем бою. Как только финансовое положение позволит отказаться от строгой экономии, натренируйте отряд козырей, и при первой же возможности обзаведитесь шоблой вооруженных до зубов козырей. Раздайте всем взводам незаменимых лидеров и отправьте козырей к неприятельской базе. Даже если по прибытии туда обнаружится, что противник оснащен «соколами», уничтожайте ключевые здания: плазменные генераторы, порталы призвания и, конечно, технопортал.
Также имеет смысл сколотить небольшую вспомогательную группу в лице громил с лидером и, управляя ею отдельно, разрушить все слышащие алтари и генераторы вдалеке от вражеских владений. Не забудьте подключить к сражению козырей, постепенно пополняя их численность, и, конечно, вооруженных до зубов козырей. Если противник прислал по вашу душу баньши, временно прервите разрушение зданий, чтобы достойно отразить нападение. А отразив — продолжайте.
Настоятельно рекомендуем произвести усовершенствование крутые атцы. Разгромив все ключевые строения неприятеля (включая ассамблею, хотя с ней придется повозиться), принимайтесь за уничтожение войск. Если в нем есть техника, натренируйте отряд раздолбаев. Для окончательного закрепления своего превосходства приобретите цех железячника, чтобы наладить непрерывное производство виздеходов. Убойная смесь из вооруженных до зубов козырей, обычных козырей и виздеходов никого не оставит равнодушной.
Империя против эльдаров
Фокусировка огня
Карта: «Падший город».
Мы уже не раз рассказывали о возможных вариантах войны имперской гвардии против эльдаров. Но научная мысль не стоит на месте, и к этому номеру подоспело очередное оригинальное развитие, в котором используется почти моментальный переход на второй уровень усовершенствования главного здания. Оно пригодится, если противник — не любитель блицкрига и не планирует навещать вас раньше четвертой минуты игры.
Итак, первый провидец строит полевое командование. Расположите его как можно дальше от главного здания и поближе к выходу с базы. Затем сооружайте генератор.
В главном здании закажите два отряда гвардейцев. Первый отправляется на захват точек влияния в дальнем углу карты, а второй занимается тем же самым, но поближе к строителю.
Сочетание сильных орудий дальнего боя и мощных контактных бойцов делает армию почти неуязвимой. |
В полевом командовании тренируйте шоблу командиров. Как только она появится, пополните ее целителем и комиссаром, и — вперед, в гости к врагу. Однако, как только на горизонте появится видящая, нужно как можно скорее брать ноги в руки и бежать. Шобла командиров, конечно, очень мощная боевая единица, но она сильна благодаря своей командирской броне, а запас здоровья у нее не слишком велик. Иначе говоря, заклинания видящей весьма эффективны в борьбе с командирами, точно так же, как и против других бронированных, но не пышущих здоровьем отрядов.
Итак, противник занят борьбой с командирским отрядом. Вы тем временем можете захватывать точки влияния и строить там посты (не забывая еще и улучшать их). Когда уровень дохода поднимется до 80 единиц, соорудите еще один генератор.
На уровне 92 постройте тактический контроль (Tactical control). В этом здании вам предстоит сделать целый ряд улучшений: сперва смерть перед бесчестьем (Death Before Dishonor), затем боевая броня (Battle Armor) и, наконец, спутниковое наведение (Satellite Target Resolution).
Как только появится тактический контроль, нужно не только заказать там усовершенствование, но и улучшить главное здание. Пока идет модернизация, добавьте ко всем отрядам сержантов и сформируйте еще один отряд гвардейцев.
По завершении усовершенствования главного здания раздайте всем бойцам плазменные пистолеты и начните обучать целителей. Они станут чем-то вроде дополнительных командиров в ваших отрядах.
Вооружившись первыми плазмометами, начинайте пробивать путь на базу противника, разрушая его инфраструктуру и уничтожая попавшиеся на глаза отряды. Если не хватает энергии, соорудите еще несколько генераторов. Когда войско будет полностью укомплектовано, закажите механизированное командование (Mechanized Command).
Если увидите, что противник обзавелся боевой техникой, тренируйте гвардейцев, а если вражеское войско, напротив, состоит в основном из пехоты, пригодятся василиски (Basilisks).
Орки против эльдаров
Крупнокалиберный блиц
Карта: «Внешние пределы».
Еще свежи в памяти те времена, когда эльдары, стоящие на низшей ступени развития (то есть на первой), были просто непобедимы, а оркам с первых же минут игры приходилось вести непрерывную борьбу за выживание на любой карте. Приходилось строить и практически мгновенно улучшать посты слухача до постов с волыной, возводить агитпункты граааа!, выжидать и обороняться под их прикрытием. К счастью, справедливость в некотором роде была восстановлена: расстановка сил подверглась значительному пересмотру, и теперь преимущество закрепилось за орками. Учитывая то, какому унижению подвергалась орочья раса, не воспользоваться нынешним положением дел было бы непростительно. Представленная ниже стратегия продемонстрирует, как отомстить за все былые проигрыши в самом начале партии. Примером практической реализации этого развития может послужить запись кровопролитного сражения между игроками, занявшими первое и второе место в интернет-баталиях.
Как вы помните, в самом начале игры мы уже располагаем шоблой гретчинов. Более того, совершенно бесплатно и безнаказанно вы можете поднять число рабочих в ней до максимума. Для этого просто несколько раз нажмите клавишу [R]. Как только данное действие утратит эффективность, приступайте к возведению бараков. Одновременно с открытием «стройки века» переключите внимание на лагерь и постепенно натренируйте в нем два отряда рубак. Первой группе этих доблестных бойцов поручите захватывать расположенную неподалеку точку влияния, а вторая пусть проделает то же самое с точкой, находящейся на входе в вашу базу.
Тем временем взвод гретчинов справится с первым заданием. Советуем тут же поручить им строительство агитпункта грааа! (при его заказе следует нажать клавишу [Shift]). В открывшихся бараках первым делом наймите шоблу пострелов. Заметим, что к моменту ее появления отряд рубак, если все пошло правильно, уже займет свою первую точку влияния. Так что откладывать больше некуда: объедините обе боевые группы и отправьте войско к центру карты. Если обнаружить там противника не получилось (например, потому, что ему в голову не пришло туда соваться), оставьте рубак захватывать расположенную там точку влияния. Пострелов же направьте на север карты, чтобы они мешали неприятелю развиваться, а заодно — отбивали нажитые непосильным трудом точки влияния.
Вполне мирных и очень трудолюбивых гретчинов займите возведением постов слухача. Также не забудьте обзавестись третьим отрядом рубак, в обязанности которого войдет захват точки в вашем углу карты. И, наконец, наймите в бараках бальшого железячника. После того, как центральная точка перейдет в ваши руки, соедините пострелов и рубак возле влиятельного места на входе во вражеские владения и как можно быстрее доставьте туда железячника. Задача состоит в том, чтобы посильнее покалечить видящую. Если на горизонте появились неприятельские темные жнецы, выделите из войска отряд, который пойдет в ближний бой.
Конечно, не стоит самозабвенно заниматься только сражением. Помните и о финансах. Лучше всего два взвода увлечь боевыми действиями, а другие два отрядить на захват оставшихся точек влияния. Лишние средства лучше всего потратить на пополнение шобл. Отряды, закончившие возиться с точками, сразу же присоединяйте к действующей армии.
Когда доход составит 80 единиц, постройте еще один агитпункт граааа!, затем расположите на вашей территории дегенератор и свалку пушек. Рекомендуем натренировать второй взвод гретчинов, который займется возведением постов слухача там, где их еще нет. Для поддержания боевого духа порадуйте воинов улучшением на броню, а также закажите третий и четвертый по счету агитпункты граааа!. Затем добавьте к этому небольшому списку очередной дегенератор. Если получится, полезно было бы еще поднять уровень живучести ваших взводов, раздав им всем козырей. Сразу после того, как броня будет усовершенствована, закажите улучшение ближнего боя и при первой же возможности натренируйте отряд козырей. Их появление окончательно лишит противника шансов на победу.