Ни один свободный человек не будет арестован, заключен в тюрьму или лишен владения иначе, как по законному приговору равных (пэров) и по закону страны.
39 статья Великой Хартии вольностей
Хорошо быть Ричардом Львиное Сердце, Фридрихом Барбароссой или Филиппом Австрийским: воюешь, возглавляешь Крестовые походы или прожигаешь жизнь в удовольствиях. Легко творить судьбы мира, когда тебе принадлежат огромные страны, и народ оплатит все сполна.
Но что делать рожденному герцогом, тому, чья участь — служить сильным мира сего? А заурядному графу где-то в заштатной Тмутаракани? Разве игра за вассалов скучна и однообразна? Отнюдь. Приготовьтесь — мы начинаем штурм большой политики!
Перво-наперво надо решить, в какой исторической эпохе играть. Естественно, что лучше всего выбрать ранний период (с 1066 года), чтобы основательно построить королевство. Можно выбрать и более позднее время, но будьте готовы к тому, что перспективы развития станут намного скуднее. Достичь высот непросто из-за банального отсутствия времени.
Когда временные рамки определены, настает черед выбора феодала, за которого предстоит играть. Тут есть два варианта: или герцог с вассалами, или граф, зачастую с доменом в одну провинцию. На первых порах лучше играть герцогом — проще и безопаснее; в дальнейшем смело выбирайте любое графство и становитесь грозой Европы.
Это важно: звание графа в два раза уменьшает максимальное количество провинций домена (без штрафа к доходу).
И самое главное — выбор сюзерена. В зависимости от исторической эпохи их предлагается на выбор от 15 до 20. Естественно, что чем больше страна, тем легче выжить в нашем жестоком мире.
Это важно: не выбирайте вассалов Византийской империи. Она являет собой очень мощное образование и вскоре, когда из степей появятся монголы, станет барьером, защищающим как Европу в целом, так и наши провинции в частности. Преждевременное уничтожение империи может стать фатальным для всей Европы и для вас в первую очередь.
За Родину против государства!
С чего начать победоносное завоевание мира? С малого — расширить личный домен. Но тут не все так просто; воевать с христианскими правителями — очень неблагодарное занятие. Дело в том, что вначале нужно претендовать на чей-то титул, затем победить соперника и присоединить его земли. При условии, что никто не вмешался в войну, вы получите провинции, огромный штраф к репутации и уменьшение престижа.
Это интересно: выбрав для игры герцогство Богемию, в любой момент можно отделиться, объявив себя королем Богемии. Потребуется всего-то 250 золотых монет.
Существует прагматичный и относительно безопасный вариант — навязать войну сюзерену и умело воспользоваться ситуацией. Метод очень прост — выбираем языческое или мусульманское государство и объявляем ему войну. Важно выбирать противника, по силе примерно равного королевству. Наш покровитель обязательно выступит в защиту (а если вы граф, то обидчику объявят войну как герцог, так и король).
Это важно: в начале игры лучше всего выбирать провинции в центре страны, тогда вероятность их захвата намного меньше.
Империя уже трещит по швам. |
Теперь приходится осторожничать и как можно меньше воевать (только в случае защиты домена). Все тяготы войны переложим на плечи сюзерена. Когда противоборствующие стороны ослабят друг друга, можно и самим вступить в войну. Скорее всего, враги захватят пару провинций нашего королевства. Ваш долг верного вассала — вернуть их назад, но уже в границах вашего домена. То есть вы приобретаете земли, получая при этом еще и плюс к благочестию. Если противнику не повезло и христиане теснят врагов, нужно не упустить шанс и заполучить несколько заморских провинций.
Это важно: играя за графа, будьте осторожны в войнах, ведь домен ограничен, а создавать вассалов бессмысленно — они получают независимость. Так что, прежде чем создавать огромную империю, необходимо позаботиться о герцогском титуле.
После первой победоносной войны не спешите, окрыленные славой, начинать новые кампании. Вначале проверьте финансы и армию — ситуация станет намного яснее. Первые войны всегда влетают в копеечку. В ближайшие пять лет ни о какой войне не может быть и речи. Только по мере увеличения домена и числа вассалов можно будет чувствовать себя свободнее и активнее вести внешнюю политику.
Это важно: не забывайте, что осады крепостей должен возглавлять ваш подшефный граф или герцог (за исключением войн с христианами). В таком случае взятая общими усилиями провинция переходит в ваш домен. Конечно, удержать все самому не получится, но когда вы даруете титул — это положительно влияет на репутацию. А если вассалы захватывают провинции — ни слова благодарности от них не дождешься.
Подводные камни русских земель
Обратите внимание на земли восточнее Вислы, Карпат и полноводного Дуная. Там вы увидите некогда великую и могучую Киевскую Русь. Почему некогда? Да потому что со смертью Ярослава Мудрого в 1054 году начался ее постепенный упадок, выразившийся в децентрализации страны. Вместо единой державы образовалось несколько удельных княжеств. В случае русских земель употреблять термины «граф» — «князь», мягко говоря, неестественно, поэтому будут использоваться понятия «князь» — «великий князь» соответственно.
Интересное соседство — княжество Владимир и Византийская империя. |
Со временем раздробленность Руси приобретает все больший характер. Так, в 1066 году русские княжества представляют собой семь независимых образований, в 1187 — семнадцать, а в 1337 — одиннадцать, учитывая, что большая часть земель под властью Золотой Орды. Играя за русских князей, приходится решать совсем другие задачи — необходимо объединять русские земли в единую державу. Сделать это непросто, учитывая, что война с соседями — потеря репутации, о которой сказано уже достаточно.
Есть два пути достижения цели. Первый — напроситься к кому-то в вассалы под крыло крупной державы (например, Венгрии, Польши или Византийской империи). В сценарии 1066 года еще есть возможность объединить Русь и накопить силы, чтобы дать отпор Батыю. В 1187 году есть немного больше полстолетия до вторжения монголов, и, объединив все земли, противопоставить кочевникам практически нечего — ведь силы потрачены в войнах с князьями. В третьем сценарии Золотая Орда уже занимает Русь и представляет собой внушительную силу.
Тут просто необходимо искать покровителей, которые дадут эффективную защиту против монголов. О том, как противостоять нашествию Батыя, подробно написано в статье Константина Чудинова «Тень Темучина» (ЛКИ ь 9, 2004), поэтому борьба с кочевниками здесь не рассматривается.
Это интересно: изначально в Византийской империи выборный закон, т.е. наследником империи становится наиболее влиятельный вассал. Это означает, что, присягнув на верность Империи ромеев, в будущем можно самому стать императором.
Император умер! Да здравствует император. |
Если повезет, то князю светит и императорская корона! |
Второй путь — «собирание» русских земель своими силами, гордо не склоняя головы ни перед кем. Похвально, гордо, небезопасно и потому интереснее. Важно уже в самом начале игры изменить закон наследования, дабы не дробить страну. В войнах между князьями намного выгоднее воевать не просто за земли, а за титул великого князя: тогда вассалы последнего мирно перейдут к вам. Поэтому очень бережно относитесь к престижу. Он еще понадобится для заявления претензий на великокняжеские титулы (а это значения в несколько тысяч!).
Это важно: помните, что на Руси в 1066 году продолжают править сыновья и внуки Ярослава Мудрого. Значит, всегда есть возможность «наследственного» объединения. Так, например, князь Новгорода — сын великого князя Киевского, а тот в свою очередь брат князя Чернигова и дядя Владимиру Мономаху. При отсутствии у того или иного князя потомков вы абсолютно безвозмездно получаете новые земли. Кстати во втором сценарии князья также родственники друг другу.
Прежде чем распространять власть на русские земли, необходимо укрепить собственную державу, в первую очередь за счет язычников. Причем быстро, иначе скоро окажетесь аутсайдером. Первой целью пусть станет
Святослав Изяславович, к вашим услугам. |
Положение княжества играет огромную роль в его дальнейшей судьбе. Есть несколько основных претендентов на объединение Руси. Кратко рассмотрим стратегию игры за них.
Киев. Первый центр государственности, «мать городов русских». По территории княжество не очень обширно, но занимает выгодное геополитическое положение. Простор для расширения земель — атака на племена печенегов на юго-западе и Переславль на востоке, а оттуда и на Кавказ и Урал. Кроме того, близкое соседство с Византийской империей обеспечивает эффективную защиту (в случае, если вы согласитесь поклясться императору в верности).
Это важно: в самом начале игры меняйте закон престолонаследия. Дело в том, что изначально в любом княжестве установлено салическое первородство. И по смерти князя земли делятся между всеми сыновьями, а это ни к чему. Действительно, какой смысл объединять страну, если каждый раз ее приходится дробить?
Новгород. Довольно обширен по территории. Сильная армия позволяет подчинить как племена на севере и Финляндию, так и Прибалтику и Урал. Возможно также продвижение на юг. Кроме того, со временем будет наследование Киевского княжества.
Галич. Самое западное русское княжество. Имеет неплохие стартовые позиции, но неудачное соседство с Польшей вынуждает искать ее покровительства (до какого-то момента).
Первые попытки объединения Киевской Руси. |
Владимир. Княжество имеет сильные стартовые позиции, мощную армию. Есть возможность расширить владения за счет племен Волги, а затем и земель Причерноморья и Кавказа. Затем, если Прибалтика еще не занята, необходимо расчистить себе дорогу к Балтике, захватив, например, Киев или Галич. Потом война с Новгородом, и все — практически все земли уже в составе вашего княжества. Можете объявлять себя единым полноправным правителем Руси.
Это важно: играя за владимирского князя, помните, что среди вассалов есть князь Москвы. При наличии у него 100 монет он обретает независимость от вас. Поэтому его нужно опередить. Впрочем, можно начать игру именно за Москву и объединить Россию исторически. Это намного сложнее, но гораздо интереснее.
В 1187 году стратегия не меняется, разве что уменьшаются собственно княжества и уже намного сложнее достичь желаемого результата. На политической арене появляется Москва. Княжество обладает удобным положением в центре Руси.
То, чего мы так давно боялись, — нашествие монголов. |
Впрочем, беда не приходит одна. |
В 1337 году сложно выделить княжество, которое станет лидером. Почти все князья находятся в одинаковых условиях. Играть здесь намного сложнее в первую очередь из-за соседей: на западе — Литва и Тевтонский орден, на востоке и юге — Золотая Орда. Главное — умело использовать противоречия между королевствами и зорко следить за всеми происходящими конфликтами, всякий раз пытаясь расширить собственное княжество.
Когда молчат пушки
С таким императором страна долго не проживет — вассалы запросто вонзят кинжалы в спину. |
Все время следите за тем, что происходит в Европе — во многих странах может нежданно-негаданно вспыхнуть гражданская война, и многие вассалы просто отделятся или королевство вообще перестанет существовать. В перерывах между войнами можно заняться дипломатическими играми — убеждать независимых графов стать вашими вассалами. Иногда такие действия приводят к положительным результатам. Но помните, что чрезмерное принятие вассалов приводит к понижению репутации со всеми вытекающими из этого последствиями.
Впрочем, иногда можно не погнушаться провести пару войн и в Европе. В самом начале игры политическая карта не слишком разнообразна: почти все графы и герцоги имеют сюзеренов, страны вроде бы стабильны. Никто не мешает вам, например, столкнуть два соседних христианских королевства. Во-первых, это изматывает обоих правителей, а во-вторых, некоторые вассалы, армии которых используют сюзерен, могут отделиться и таким образом стать легкой добычей.
Это интересно: если, воюя с христианским королевством, захватить все доменные провинции короля и присоединить их, то страна просто перестанет существовать. Ну, а вы получите штраф к репутации в зависимости от того, сколько провинций было аннексировано.
Чем бы вы ни занимались — будь то война с соседом, крестовый поход или просто мирное развитие страны — не забывайте про свой двор. Ваши придворные не вечны. Чтобы получить хороших советников и преданных вассалов, необходимо постоянно заботиться о браках между придворными. Тут работает правило: чем выше характеристики родителей, тем умнее будет ребенок. Спустя несколько поколений значения интриги или дипломатии могут достигнуть 12 и выше.
Устраивая браки придворным, особенно тщательно договаривайтесь о свадьбах детей. Во-первых, не забывайте, что в случае смерти прямой линии правителей на страну могут претендовать родственники по женской линии. Во-вторых, дети невестки также могут претендовать на иноземные владения — очень хороший способ мирно расширить свои владения. Правда, нужно следить, чтобы характеристики невесты были не очень низкими, иначе ее дети будут, мягко говоря, не очень выдающимися личностями. Поэтому сыновей всегда жените на принцессах соседей (конечно, следите, чтобы они были), а дочерей отдавайте замуж за придворных.
Это интересно: формальным поводом к Столетней войне (1337 — 1453) стал именно династический брак. Дело в том, что в 1328 году линия Филиппа Красивого прекратила существование. В тоже время английский король Эдуард III был внуком Филиппа и претендовал на престол Франции. Но французские вассалы выбрали королем Валуа. Спор за престол пришлось решать в кровавой войне.
Кто главный крестоносец? Правильно, баварец с арабскими корнями. |
Еще одно. Советую избегать создания в католической державе отдельных епископств. Это связано с тем, что последним наряду с престижем сеньора важно и благочестие. А если еще вспомнить, что крестовый поход папа отменяет неохотно, то это самое благочестие будет только убывать. Конечно, за победы над мусульманами, а особенно за освобождение Гроба Господня религиозный престиж будет увеличиваться, но арабов становится все меньше и меньше, а благочестие нужно ежедневно. Намного хуже, если вас по какой-то причине отлучили от церкви. Приготовьтесь: ваша жизнь превратится в сказку — верность отцов церкви будет уменьшаться не по дням, а по часам. Как следствие — восстание епископов, подавляя которое, вы теряете репутацию. Верность вассалов падает, то есть стабильность державы никак не увеличивается.
Мораль — нельзя допускать служителей церкви в политику, пусть лучше усерднее замаливают грехи светских правителей.
Итак, наконец-то ваша подрывная деятельность принесла плоды — сюзерен пал под напором вражеских войск, его домен разграблен и поделен. Что делать теперь? Можно поискать нового покровителя, предложить служить верой и правдой. Вряд ли компьютер откажется от бесплатных земель и, не чувствуя подвоха, с радостью согласится. После посвящения в вассалы повторяем обязательную программу, описанную выше — разжигание религиозного конфликта и планомерный распад новой родины.
Возможен и другой вариант — если земли и финансы позволяют, объявить себя королем и на равных с другими монархами войти в европейскую политику. Тут, конечно, начнутся совсем другие проблемы уже внутри вашего государства. Например, всем известный принцип «Вассал моего вассала — не мой вассал». Но это уже совсем другая история.
Вариантов игры — огромное множество. Мне же хочется верить, что я убедил вас играть не только за крупные страны, но за скромные графства с одной провинцией. Удачи в игре!