С тех пор как в Warcraft III установился именно такой баланс, который существует на данный момент, у каждой расы выработались собственные стандартные стратегии против различных врагов.
Но очевидно, что в конце концов все возможные стратегии перекрываются контрстратегиями, придумываются новые сценарии и контрсценарии. И такой круговорот происходит все время. Нужно всегда находиться в центре событий, чтобы пополнять игровой опыт новейшими развитиями, на которые еще просто не успели придумать противодействие.
Даже на самых высоких уровнях игры (WCG-чемпионаты, к примеру) зачастую выигрывали люди, от которых этого не то чтобы совсем не ожидали, а, скажем так, не их считали главными фаворитами. А в чем же секрет? Именно в том, что ими перед началом чемпионата разрабатывалась принципиально новая, неожиданная для большинства игроков стратегия, которая своей непредсказуемостью, отклонением от существующих на тот момент норм компенсировала недостаточный опыт и уровень микроконтроля. Конечно, какой-то базовый уровень мастерства это не отменяет, но все же для повышения эффективности игры и достижения лучших результатов необходимо уметь применить те стратегии, которые появились в последнее время и против которых еще нет встречных тактик.
Орки против нежити
Карта: любая для четырех игроков или больше.
Сейчас вы увидите демонстрацию одной эффективной стратегии, которая ощутимо отличается от общепринятых стандартов, но в то же время ее действенность уже проявлялась в поединках между лучшими профессионалами мира.
Обучение героев |
Говорящий с духамиПервый уровень — Дух волка (Feral Spirits). Второй уровень — Цепь молний (Chain Lighting). Третий уровень — Дух волка. Четвертый уровень — Цепь молний. Пятый уровень — Дух волка. Шестой уровень — по ситуации: Землетрясение (Earthquake) или Цепь молний. Вождь минотавровПервый уровень — Громовая поступь. Второй уровень — Аура выносливости (Endurance Aura). Третий уровень — Громовая поступь. Четвертый уровень — Аура выносливости. Пятый уровень — Громовая поступь. Шестой уровень — Перерождение (Reincarnation). Ловец духовПервый уровень — Волна исцеления (Healing Wave). Второй уровень — Сглаз (Hex). Третий уровень — Волна исцеления. Четвертый уровень — Сглаз. Пятый уровень — Волна исцеления. Шестой уровень — Заговор неуязвимости (Big Bad Voodoo). |
Начало, в общем-то, обычное. Как обычно, у вас в начале партии есть пять рабов и зал вождей. Как можно быстрее выделите зал вождей и закажите (лучше всего двойным нажатием горячей клавиши) двух рабов. Четверых из имеющихся отправьте на сбор золота, а еще одного на постройку алтаря бурь. В нем сразу же начните тренировать героя — говорящего с духами.
Вот уже есть один всадник, одна потеря со стороны врага. |
В готовых казармах начинайте заказ основной ударной силы на этом этапе, а именно — бугаев. Их должно быть четыре-пять штук. Естественно, что при потере одного из них необходимо будет немедленно построить замену. Появившегося героя сразу отправляйте уничтожать близлежащие группы существ. При этом старайтесь получить третий уровень как можно быстрее. Если вы встретите армию противника по дороге, постарайтесь покалечить героя. Полная победа тут не обязательна. На данном этапе главное — не стремится выиграть сразу, а просто терпеливо ждать своего часа, не забывая при этом ставить палки в колеса противнику.
На 23-м лимите закажите улучшение главного здания, на 26-м обзаведитесь лавкой знахаря, а на 29-м — начните строить еще одного логово орков. После того как улучшение главного здания будет окончено, начинайте тренировать второго героя — вождя минотавров, а затем следует подумать и об улучшении боеспособности армии. Тут потребуется зверинец.
Если противник решил вам мешать с самого начала, то прогнать его будет не большая проблема. |
Как только на свет появится вождь минотавров, немедля отправляйте его к армии, не забыв предварительно купить ему два лечебных эликсира, свиток ускорения и отвар просветления. Затем в зверинце сделайте улучшение сеть и закажите трех-четырех волчьих всадников. На 34-м лимите — еще одно логово. После заказа первого всадника можно начинать второе улучшение главного здания и возводить лесопилку. А как только в вашем распоряжении появится хотя бы один наездник на волке, вы можете спокойно ловить противника или по пути к нейтральным существам, или застав его врасплох во время их уничтожения. По идее, на данный момент соотношение сил таково, что вы можете не просто отогнать противника, но и уничтожить одного или нескольких могильщиков, используя способность сеть.
Как правило, на этом этапе развития нежить вовсю готовится к массовому производству сфинксов. Поэтому после получения крепости вождей закажите третьего героя — ловца духов, наймите охотников за головами (не забыв сделать для них улучшение берсерк) и постройте одного кодоя с улучшением «барабаны войны».
Продайте все не особо нужные артефакты и идите на зачистку территории возле шахты с золотом, одновременно начав постройку там башен. Появившегося ловца духов снабдите маленьким залом вождей и отправьте ставить базу рядом с башнями. В дальнейшем — просто пополняйте армию троллями, при этом обязательно иметь двух-трех всадников на волках и одного кодоя. Старайтесь довести всех трех героев до третьего уровня и по возможности купите им отвар неуязвимости и свиток исцеления.
Альянс против нежити
Карта: любая для четырех игроков или больше
В моей игровой практике я часто встречал стратегии такого рода. Однако большинство из них попадало под одну из двух категорий: либо они существовали просто как элементы и не были «доведены до ума», либо же предназначались для «профессионалов» и требовали к себе слишком много внимания. Но практически любая рабочая тактика упрощается и оптимизируется по мере использования. И вот наступил черед и этого развития. В основе лежит постепенное подстрекание противника к определенным действиям, а именно — к строительству сфинксов. Если враг попадается на удочку и начинает играть подобным образом, то правильно подобранные бойцы позволяют ответить на это сильнейшей фокусировкой огня — так называемой focus fire.
Обучение героев |
Горный корольПервый уровень — Молот бурь (Storm Bolt). Второй уровень — Сильный удар (Bash). Третий уровень — Молот бурь. Четвертый уровень — Сильный удар. Пятый уровень — Молот бурь. Шестой уровень — Мощь гор (Avatar). ПаладинПервый уровень — Благодать (Holy Light). Второй уровень — Божественный щит (Divine Shield). Третий уровень — Благодать. Четвертый уровень — Доспехи веры (Devotion Aura). Пятый уровень — Благодать. Шестой уровень — Воскрешение (Resurrection). |
Еще одно преимущество данного сценария состоит в том, что он универсален. То есть даже если противник не поддастся на провокацию, вы не будете отброшены назад в развитии и не утратите возможность грамотно противостоять любым вражеским проискам.
Вертолеты хоть и маложизнеспособные, с небольшой атакой, но их много!!! |
Начало партии разворачивается традиционно: четверо рабочих становятся золотодобытчиками, пятый строит казармы, а затем становится ополченцем и отправляется на разведку. Шестой увеличивает доступный лимит путем возведения фермы, а затем заказывает алтарь королей. Седьмой следует за первой четверкой в золотой рудник, а восьмой строит еще одну ферму. Девятого и всех последующих (всего их должно быть 15) отправляйте добывать дерево.
Тем временем в казармах вы заказываете пехотинцев. Их понадобится довольно много, они предназначены сразу для двух ответственных заданий. Во-первых, они помогут отразить ранние атаки на вашу базу. А во-вторых, если враг решил с головой уйти в экономику и диверсионных рейдов не предпринимает, можно самому заняться диверсиями, заставляя врага строить войска, чтобы спутать ему карты и сбить с привычного пути развития.
Итак, на 16-м лимите постройте еще одну ферму, а в готовом алтаре — героя. Его выбор довольно непривычен для начала партии, ведь горный король, как правило, бывает по счету вторым или даже третьим. Продолжаем строить пехоту, на 24-м лимите заказываем башню и превращаем ее в магическую.
С появлением героя начинаем уничтожать нейтральных существ и постепенно продвигаемся в сторону противника, чтобы при возможности помешать ему набрать уровень. На 30-м лимите самое время заказать улучшение главного здания, магическую лавку и очередную ферму. А с наступлением ночи приобретите герою сапоги-скороходы. Наконец, на 32-м лимите закажите лесопилку, а на 34-м — еще одну ферму.
Даже один верховный маг с духами воды способен хорошо потрепать нервы эльфу. |
Как только первое улучшение главного здания будет готово, сразу закажите еще одно. Затем натренируйте второго героя — паладина, возведите башню грифонов и кузницу. Таким образом, весь сценарий развития провоцирует нежить на массовое производство сфинксов. Но для того, чтобы узнать это наверняка, нанесите врагу на базу визит вежливости, не забыв прихватить с собой всю армию. Таким вы получите ценную информацию, попутно измотав воинство врага и потрепав нервы ему самому. Если вы увидите, что он поддался на провокацию и заказал две бойни, то как можно быстрее возведите две мастерские и делайте в них вертолеты со всевозможными улучшениями, в том числе и атаки. Как только в вашем распоряжении появится второй герой, берите обоих и отправляйте их на охоту. Нужно за короткое время набрать как можно более высокий уровень героев. В башне произведите одного-двух грифонов с улучшением «громовой молот».
На 41-м лимите вам неминуемо понадобится еще одна ферма. После второго улучшения главного здания купите вашим героям сферу огня и посох спасения, причем посох и портал города отдайте паладину, а сферу — горному королю. Далее не забывайте все время узнавать количественный и качественный состав воинства противника, чтобы подстраиваться под врага и компоновать армию нужными аккурат в тот или иной момент «контрбойцами».
И ни в коем случае не пренебрегайте возможностью нарастить стратегическое превосходство за счет экономики, для чего расчистите территорию вблизи золотого рудника и закажите на этом месте побочную базу. Все.
Альянс против эльфов
Карта: любая для четырех игроков или больше
Как известно, высокие технологии чаще всего используют эльфы против альянса. Однако выясняется, что иногда альянс не брезгует бить эльфов их же оружием, причем эти попытки часто оказываются успешными. Представленное ниже развитие учит противостоять эльфам с третьим уровнем развития. Притом эта стратегия составлена таким образом, что при правильном исполнении необходимые войска будут появляться как нельзя более вовремя, давая в руки столь нужную инициативу и тактическое преимущество.
А здесь главную роль играет артиллерия! |
Обучение героев |
Верховный магПервый уровень — Дух воды. Второй уровень — Чародейская аура (Brilliance Aura). Третий уровень — Дух воды. Четвертый уровень — Чародейская аура. Пятый уровень — Дух воды. Шестой уровень — Массовая телепортация (Mass Teleport). Горный корольПервый уровень — Молот бурь (Storm Bolt). Второй уровень — Удар грома (Thunder Clap). Третий уровень — Молот бурь. Четвертый уровень — Удар грома. Пятый уровень — Молот бурь. Шестой уровень — Мощь гор (Avatar). |
Итак, сначала все развитие идет по накатанной — первую четверку рабочих отправляем в золотой рудник, пятого трудоустраиваем на строительстве алтаря королей, а шестой выполнит сразу две ответственные миссии. Сначала он построит казармы, а затем мобилизуется и отправится на разведку. Седьмому труженику мы поручим возведение фермы, восьмого отправим на пополнение золотого запаса, девятый закажет еще одну ферму. Затем в построившемся алтаре королей мы тренируем первого героя — им станет верховный маг.
Всех последующих рабочих одного за другим отправляем на рубку деревьев, до тех пор пока их не станет 15. В это время следует натренировать пять-шесть пехотинцев, которые и станут основой вашей армии на начальной фазе развития. На 21-м лимите начинаем строить еще одну ферму. Как только появится герой, его, вместе с пятью ополченцами и пехотой, отправляем уничтожать нейтральных существ. Правда, есть одна оговорка: все это делается только в том случае, если противник появился в противоположном от нашей базы конце карты. В противном же случае следует идти в атаку без ополченцев на более слабых монстров.
Чинить это логово бесполезно, оно обречено. |
Если вам удастся спокойно уничтожить нейтральных существ, а охотник на демонов так и не покажется на горизонте, отправляйте израненных ополченцев на базу, демобилизуйте и переквалифицируйте на добычу дерева. А пятерых здоровеньких — мобилизуйте и присоедините к верховному магу с пехотинцами.
На 26-м лимите пора обзавестись очередной фермой, а на 30-м — усовершенствуйте ратушу до крепости. На этом же этапе закажите улучшение «укрытие за щитом». Как только маг получит третий уровень, покупайте в лавке гоблинов сапоги-скороходы и идите на базу к противнику. Старайтесь не давать ему заработать опыта за ваш счет, одного за другим отводя раненных бойцов на базу. Не бойтесь остаться без войска. Помните — даже если у вас остался только один верховный маг, он способен попортить противнику немало крови при помощи призванных духов воды. Пока идут баталии, возведите на базе магическую лавку и не забудьте построить еще одну ферму. А после улучшения главного здания сразу начинайте еще одно.
В алтаре заказывается второй герой — горный король. Затем одно за другим возведите сразу три строения: лесопилку, храм истины и мастерскую. При появлении горного короля все основное внимание уделяем ему. Собирайте все войско воедино и идите уничтожать сильных нейтральных монстров для быстрейшего получения надлежащего уровня. В то же время возведите ферму, а в готовом храме закажите первое посвящение целителей и натренируйте троих таких воинов. После второго улучшения главного здания сделайте улучшения картечь и дрессировка животных. После этого можно обзаводится рыцарями и орудийными расчетами (три-четыре штуки).
Последнее, что вам предстоит сделать, — второе посвящение целителей, после чего вы сможете смело идти в атаку. Ведь если все было сделано правильно, доминация вашего атакующего потенциала над вражеским должна быть значительной, а значит, вам будет несложно довести партию до победы.
Нежить против орды
Карта: любая для четырех игроков или больше
После прочтения нижеследующего у вас наверняка возникнет вопрос: а что делает эта стратегия в списке hi-tech? Ведь второе улучшение главного здания имеет в ней далеко не первостепенное значение. Но тут сразу же хочется поподробнее разобрать понятие hi-tech. Все дело в том, что этот термин включает в себя не только до конца улучшенное здание, но и прокачивание героя до максимальных уровней в кратчайшие промежутки времени, использование всяческих улучшений для различных типов бойцов и многое, многое другое. Эта стратегия — как раз из этой серии. К тому же она безумно красива, оригинальна и оставляет противника не просто у разбитого корыта, но еще и полностью одураченного — ведь он так и не поймет, как ловко его обвели вокруг пальца. Эффект неожиданности играет в ней первостепенное значение.
Обучение героев |
Повелитель зверейПервый уровень — Вызов кабана. Второй уровень — Вызов коршуна. Третий уровень — Вызов кабана. Четвертый уровень — Вызов коршуна. Пятый уровень — Вызов кабана. Шестой уровень — Массовое бегство. Повелитель огняПервый уровень — Тварь из недр (Summon Lava Spawn). Второй уровень — Оживший огонь (Incinerate). Третий уровень — Тварь из недр. Четвертый уровень — Оживший огонь. Пятый уровень — Тварь из недр. Шестой уровень — Вулкан (Volcano). |
Итак, отправляем троих послушников на добычу золота, а вурдалака — на деревообработку (а куда ж еще?). Затем снимите одного рабочего с золота и поручите ему заказать склеп и кладбище, а затем отправьте на место. Натренируйте еще двух послушников и отошлите обоих в рудник, не забыв перед этим возвести зиккурат. Как только у вас окажется достаточно денег, закажите алтарь тьмы, а затем натренируйте еще одного вурдалака для сбора древесины.
По мере поступления средств — заказываем могильщиков, доводя их количество до пяти. Как только алтарь будет готов на 80 процентов, отвлеките одного вурдалака от работы и отправьте его к таверне, где он должен будет купить повелителя зверей. Затем вурдалак должен вернуться на базу, где уже должен быть заказан второй зиккурат.
Вы будете удивлены, узнав, что нежить покупает героя в таверне. Ведь я уже не раз писал, что сила мертвецов — в их собственных героях, а тут налицо такое явное противоречие. Но ведь именно этих героев и ожидает противник и, соответственно, готовится к их появлению и придерживается соответствующей стратегии. Мы же готовим ему совсем другое блюдо.
Ярость проклятых придает вашим войскам невероятную скорость атаки, а обсидиановые статуи лечат раны. |
Итак, возвращаем героя на базу, покупаем жезл некромантии и с временными бойцами идем уничтожать нейтральных монстров. Так как призывных воинов много, вы можете убивать достаточно сильных существ с минимальными потерями или вообще без них, что позволит очень быстро получить третий уровень. После этого вызывайте коршуна второго уровня и бегите на базу к противнику уничтожать логова. Если вражеское воинство оказалось рядом, то постарайтесь убить как можно больше бугаев с помощью фокусировки огня.
На 29-м лимите сделайте улучшение главного здания и постройте зиккурат, а поскольку для этого понадобится достаточно много древесины, натренируйте двух вурдалаков для ее добычи. Как только улучшение будет готово, стройте бойню и храм проклятых, а в таверне наймите второго героя — повелителя огня. В бойне сделайте две обсидиановые статуи, а в храме проклятых — улучшение «посвящение некромантов» и наймите троих-четверых некромантов. При встрече с противником незамедлительно кидайте «ярость проклятых» на героев и могильщиков. С помощью фокусировки огня вы быстро лишите противника бугаев, а когда у шаманов или служителей предков закончится мана, можете вызывать скелетов и кидать ярость на всех подряд. Красивее всего оно смотрится на кабане под «кровожадностью»!