Я знаю точно, куда течет река,
Я знаю точно, зачем растут цветы,
Зачем прячет утро три тысячи звезд,
Не считая голубой луны...
Группа «Браво», «Это за окном рассвет»
Нет, удивителен все-таки мир киберспорта! Стоит только игрокам, претендующим на высшие рейтинги в мире, выработать набор «фирменных» стратегий и тактик, как очередной патч снова ставит баланс с ног на голову (или с головы на ноги), заставляя начинать тренировки едва ли не с нуля. Но бойцы мыши и клавиатуры не унывают, стремясь быстрее остальных приспособиться к новым условиям и придумать эффективные схемы развития — такие, каких мир еще не видел.
Итак, с нами — заплатка 1.50. Ее, а также полное описание изменений вы найдете на нашем диске, а сейчас давайте вкратце проанализируем, как она повлияла на каждую из рас. Кого усилила, кого, напротив, заставила скрежетать зубами. И, наконец, познакомимся со свежайшими развитиями, придуманными уже с учетом нового игрового баланса.
Игровой портрет патча
Самое главное и важное изменение — это улучшение отрядов первого уровня.
Уровень здоровья и урон всех подразделений первого уровня увеличился на 25%. На эту же величину усилились заклинания первого уровня. Подразделения второго уровня наносят меньший урон подразделениям первого уровня, за исключением рубак (Slugga Boy Squad) и пострелов (Shoota Boy Squad), которые, напротив, теперь стали сильнее после второго уровня. Все стационарные орудия стали на 25% дешевле. Урон, наносимый орудиями дозорных постов, увеличен на 25%.А теперь посмотрим подробнее, как это отразилось на каждой расе...
Эльдары
Заплатка сильно пошатнула могущество эльдаров в мире Warhammer. Теперь их любимая тактика — быстрое получение техники и использование пауков-варпа (Warp Spider Squad) в качестве прикрытия от пехоты — утратила свою эффективность, так как пауки-варпа относятся к отрядам второго уровня. Соответственно, небольшая группа пауков уже не справится с толпами бойцов первого уровня. Вдобавок ко всему заклинания видящей (Farseer) были ослаблены, что не добавило мощи этой некогда практически непобедимой расе. Особенно она уязвима в самом начале партии.
Орки
Благодаря улучшению «очищение слабых» ваши избранные сами по себе — целый отряд. |
Конечно, рубаки и пострелы получили дополнительный урон против бойцов второго уровня. Но вспомним основные рабочие тактики этой расы: большинство их привычных противников — воины первого уровня, так что это преимущество — чисто иллюзорное.
Огорчает другое. Орки всегда славились своей техникой, и более крепкое здоровье вражеской пехоты заметно ослабило их позиции. Наконец, снизилась эффективность массового производства любимых орочьих воинов — козырей, поскольку они тоже относятся ко второму уровню.
Пожалуй, единственное утешение для этой расы — в который раз усиленная Атеческая Пушка (Big Shooty Boss Weapons) Бальшого Железячника. В остальном, следует признать, орки тоже пострадали от новых правил игры.
Космодесант
В рядах космодесанта спокойно: заплатка мало затронула их интересы. Разве что несколько возросла эффективность блиц-атак, а бойцы третьего уровня немного ослабли, хотя и не утратили своего исконного лидерства по силе.
Хаос
Несколько новых улучшений и повышение здоровья слабейших отрядов не скрасило жизнь хаоситам. Их надежда и опора — берсерки (Khorne Berserkerz) — пострадали вместе со всем вторым уровнем, а лимит, необходимый для их содержания, еще и возрос. Наконец, рапторы (Raptor Squad) — традиционная основа диверсионных отрядов — стали наносить меньше повреждений зданиям противника. Да, хаосу не позавидуешь.
Имперская гвардия
Так кому же все-таки адресована эта убийственная для большинства рас заплатка? Имперцам! Как известно, имперская гвардия всегда делала ставку именно на бойцов первого уровня — гвардейцев (Guardian). Так что новый патч вызвал спонтанные народные гуляния в Империи — окрепшие бойцы ликуют, скандируют звонкие лозунги и заваливают благодарностями офис Relic Entertainment.
Еще бы! Гвардейцы теперь куда менее уязвимы для техники противника и бойцов второго уровня, а значит, имперская гвардия получает возможность быстро развиться до третьего уровня, не уменьшая натиск на противника. А затем — продолжить наступление уже бойцами третьего уровня, когда врагу еще нечего им противопоставить.
Суровая военная практика
Что ж, мы вкратце познакомились с новыми законами войны. Пора на поле боя!
Отвлекающий маневр
Хаос против орков
Карта: «Река крови»
Как я уже упоминал, все бойцы первого уровня усилились на 25 процентов. Конечно же, это коснулось всех рас, но ведь именно орки наиболее массово используют бойцов первого уровня. Они просто обожают быстрые атаки толпами мелкой пехоты, а значит, опасаться нужно именно этого. Карта «Река крови» невелика, так что развиться до высокоуровневых бойцов будет непросто.
Предлагаемое развитие — это один из примеров того, как можно отвести, казалось бы, неизбежную блиц-атаку на вашу базу, а в это время приготовиться к достойной встрече с противником.
Первый имеющийся у вас еретик (Heretic) пусть строит храм хаоса (Chaos Temple). Это строение необходимо возвести как можно быстрее, так что простимулируйте подопечного принудительным трудом (Forced Labor). Когда храм достроится, можно приниматься за плазменный генератор (Plasma Generator).
Первый из вражеских соколов может на время обезвредить электрошоком железячника. |
В главном здании закажите еще одного еретика — он должен помочь первому в его нелегком труде — а также четыре отряда культистов (Cultist Squad). В их задачу будет входить захват точек влияния по всей карте. Первый из появившихся на свет отрядов должен пересечь реку и начать захватывать реликт, второй же пусть захватывает точку влияния на реке.
В готовом храме наймите Лорда хаоса (Chaos Lord). К моменту его появления отряд культистов на реке закончит захват стратегической точки и сможет присоединиться к Лорду, чтобы отправиться вместе с ним на базу противника. Главная их задача — не дать ему атаковать самому. Вы сейчас крайне уязвимы для набега противника, так что нужно выиграть немного времени, пока достроятся и улучшатся радарные посты (Listening Post). Не жалейте культистов, не щадите и здоровья вашего Лорда.
Это важно: вы можете пожертвовать здоровьем героя, но все же нельзя допускать, чтобы его убили. Его атакующий потенциал еще понадобится.
Стройте радарные посты. При доходе в 62 единицы нанимайте еще одного еретика. Далее улучшайте ключевые посты и, если нужно (а скорее всего — нужно), постройте стационарный тяжелый болтер (Yeavy Bolter Turret). В это же время тренируйте два отряда космодесанта (Chaos Space Marines). В рядах одного из этих подразделений спрячьте Лорда хаоса. К этому времени он, скорее всего, будет уже изрядно покалечен. И не забудьте пополнить отряд до предела.
Последняя атака — самая ожесточенная и напряженная. |
При уровне дохода в 104-110 единиц влияния возведите еще один плазменный генератор, а затем оружейную (Chaos Armory). Сразу после оружейной производите улучшение главного здания, а в самой оружейной сделайте усовершенствование плазменные пистолеты (WarGear: Plasma Pistols) и маскировка (Infiltration Skill). Наконец, назначьте в каждый отряд избранных и отправляйтесь отбивать у противника захваченный реликт, одновременно улучшая радарные посты (Fortified Position Add-on).
Пока идет работа над главным зданием, один из еретиков пусть построит один за другим три плазменных генератора. А когда улучшение будет завершено, возводите жертвенный круг (Sacrificial Circle) и тренируйте чернокнижника (Chaos Sorcerer).
Цепочку постройки замыкают врата машин (Machine Pit). Осталось сделать в жертвенном круге улучшение оковы боли (Chains of Torment), а в оружейной — очищение слабых. Далее —производите хищников хаоса (Chaos Predator), берсерков и кошмаров (Horror Squad).
Второй уровень развития
Эльдары против Хаоса
Карта: любая, на двух игроков
Как и в предыдущей версии игры, у эльдаров есть возможность достаточно быстро обзавестись техникой, но, к сожалению, сделать это на картах без источника энергии крайне затруднительно. Ведь, пока вы будете развиваться, придется на протяжении длительного времени защищаться от нападений.
Впрочем, и в этой, казалось бы, безрадостной ситуации можно найти свои плюсы. Если сколотить приличное войско, то мы можем постараться убедить противника, будто собираемся атаковать именно пехотой. В противовес вашей армии врагу придется клепать своих бойцов первого уровня, которые в итоге ничего не смогут сделать с неожиданно появившейся техникой. В конечном итоге он окажется с кучей бесполезной пехоты, слаборазвитой экономикой и без единого шанса на победу. Итак, приступим...
Имеющегося в вашем распоряжении скульптора (Bonesigner) отправьте на строительство портала призвания (Aspect Portal), плазменного генератора (Plasma Generator), а также слышащих алтарей (Listening Shrine). Разумеется, один-единственный работник не справится с таким множеством задач, так что в ассамблее (Webway Assembly) заказывайте второго труженика, который будет во всем помогать первому. Кроме того, наймите два отряда дозорных (Guardian Squad) — они будут захватывать близлежащие точки влияния — и сделайте улучшение легкая поступь (Fleet of Foot Research).
Командирского отряда и полевого командования будет достаточно, чтобы отбить первые атаки противника. |
Вскоре у вас появится портал, и вы сможете изучить усовершенствование камень аспекта жнецов (Reaper Aspect Stone Add-on) и, конечно же, натренировать темных жнецов (Dark Reaper Squad). Для начала — один отряд. Сразу вслед за ним нанимайте отряд снайперов и еще одну группу жнецов. Не забываем снабдить их экзархами! Эта армия под хорошим командованием может доставить множество проблем противнику, а если он еще и не будет хорошо подготовлен к нападению, то, возможно, такой атакой даже удастся отбить у него несколько точек влияния.
Когда у вас накопится достаточно лишних средств, берите видящую и пополняйте отряды до максимума.
Вскоре вам понадобится еще один плазменный генератор.
Также не забывайте строить новые и новые слышащие алтари.
Когда наберется достаточно ресурсов, заказывайте храм духа (Soul Shrine) и по мере возможности возводите еще два генератора. Для этого нам понадобится еще один скульптор.
Когда храм духа будет готов, постройте технопортал (Support Portal) и два варп-маяка (Webway Gate). Наконец — вот он, момент истины — нанимайте соколов (Falcon Grav Tank) и быстренько перемещайте их в гущу сражения. Не ждали?
Противодействие быстрой технике
Орки против эльдаров
Карта: «Встреча разумов»
Скорость появления высокотехнологичных бойцов у эльдаров на картах с источником энергии не может не поражать. Причем поражает она чаще всего в буквальном смысле — выстрелами боевой техники, появляющейся, как всегда, не вовремя. И все это безобразие — благодаря быстрой постройке термоплазменного генератора (Thermo Plasma Generanor). Но, даже зная, что это строение будет возведено очень быстро, ломиться туда сломя голову, бросая в атаку все доступные войска, нет особого смысла. Дело в том, что ваши шоблы не пригодны для уничтожения зданий. Опрометчивая атака не помешает противнику своевременно получить нужную ему технику, а вы безнадежно отстанете в развитии.
И еще. Вы ведь еще не знаете точно, какой именно у вас противник, а на проверку строительства термоплазменного генератора можно запросто потратить время одного из ваших отрядов. Причем впустую. Лучше всего развиваться как обычно, но в тот момент, когда станет окончательно ясно, что за развитие выбрал противник, принять контрмеры.
Первый имеющийся отряд гретчинов (Gretchin Squad) ставьте на автопополнение и отправляйте строить бараки (Da Boyz Hut) и агитпункт Граааа! (Waaahg! Banner). В лагере заказывайте еще один отряд гретчинов, который будет некоторое время помогать во всем первому, два отряда рубак и маскировку (Gretchin Infiltrator Research).
Появившиеся на свет отряды рубак пусть сразу же отправляются на захват всех близлежащих точек влияния, а также реликтов и критических точек. Все точки, кроме критических, должны быть оснащены постами слухача (Da Listening Post).
Адские псы сжигают пехоту в самые короткие сроки. |
Бараки скоро будут готовы, а значит, вы сможете натренировать отряд пострелов, которые должны будут захватить одну точку влияния, и бальшого железячника (Big Mek). К моменту появления вашего героя возле базы должен появиться отряд жнецов. Ими-то и займется командир. На помощь ему отправьте отряд пострелов. Медленно, но уверенно оттесните противника к ближайшему слышащему алтарю и разгромите его.
Когда строительство почти всех постов будет завершено, закажите еще один агитпункт Граааа! После того, как и эта работа будет сделана, проверьте, есть ли у врага термоплазменный генератор. Если ваши подозрения оправдались и это опасное здание все же построено, произведите два отряда громил (Stormboyz Squad) и снесите сооружение. Все это время не покидайте базу врага, чтобы он не смог помешать уничтожению источника энергии.
Когда уровень доходов поднимется до 98, заказывайте дегенератор (Generator). Он необходим именно сейчас, поскольку вскоре вы потеряете своего железячника, а на его восстановление непременно понадобится энергия. Затем бегите к своему источнику и возводите там полный дегенератор (Bigga Generator), свалку пушек (Pile o Gunz!) и агитпункт Граааа! В ближайшем будущем понадобятся еще два агитпункта.
Теперь о тактике. В каждом отряде пехоты держите от шести до восьми орков. Когда бальшой железячник будет восстановлен, соберите все войско и опять наведайтесь к противнику. Пока идет атака, в свалке пушек самое время сделать улучшение мощная браня (Eavy Boy Armor Research), а на базе — построить цех железячника (Da Mek Shop). Наконец, натренируйте две шоблы раздолбаев (Tank Bustaz Squad) и отряд козырей (Nob Squad), наймите в главном здании до зубов вооруженных козырей (Mega Armored Nobs), а в готовом цехе соберите два рыдвана (Wartrak). В дальнейшем останется только непрерывно клепать виздеходы (Wartrukk).
Скопив немного войска, переходите к третьей, завершающей волне атаки на противника. Сделав усовершенствования дикая польба (Blastier Research), дикое рубилово (More Choppy Research) и крутые атцы (Tougher Bosses Research), уверенно ведите наступление, по мере возможности улучшая посты слухача.
Ну, а если средства просто некуда будет девать — сделайте улучшение главного здания.
Третий уровень развития
Имперская гвардия против космодесанта
Карта: любая, но не менее четырех предполагаемых мест появления противника
После выхода заплатки 1.50 имперская гвардия, несомненно, стала сильнейшей расой Warhammer. Стоит ей достичь третьего уровня развития, и ни одна другая раса уже не сможет остановить натиск. И все потому, что сила имперской гвардии — не только в самих бойцах. Третий уровень войск может появиться у имперцев намного раньше, чем у противника. Даже если враг успеет тоже получить третий уровень, вряд ли он в полной мере успеет им воспользоваться.
Конечно, развиваться до третьего уровня опасно: враг может «раскусить» план и попытаться уничтожить вашу империю в зародыше. Также очень важно не позволить врагу захватить все точки влияния на карте, так как экономическое превосходство чаще всего оказывается решающим. О том, как защищаться и не дать противнику захватить карту, мы сейчас и поговорим.
Первый техноцелительный инжепровидец (Techpriest Engenseer) начинает возводить полевое командование (Field Command), а затем плазменный генератор (Plasma Generator). В главном здании строятся два отряда гвардейцев (Guardsmen) и еще один отряд с труднопроизносимым названием, который мы для краткости будем называть провидцем.
Первый отряд захватывает точку влияния, расположенную сразу за главным штабом, а второй отправляется на псевдоразведку, то есть в сторону одной из предполагаемых точек появления противника. Если мы не найдем его там, придется срочно разворачиваться и направляться в другую сторону — захватывать точки влияния.
Видишь, там, на горе... |
Тем временем в полевом командовании мы нанимаем отряд командиров (Command Squad) и пополняем его целителем (Add Leader: Priest). Строим посты и улучшаем два из них. При уровне доходов в 86 единиц возводим тактический контроль (Tactica Control) и поочередно три пламенных генератора, а при первой же возможности — улучшаем главное здание. В тактическом контроле делаем улучшение смерть перед бесчестием (Death Before Dishonor) и боевая броня (Battle Armor).
На данный момент мы не располагаем достаточно большим войском, чтобы всерьез сражаться с противником, но у нас достаточно сил, чтобы доставить врагу множество мелких проблем. Делим армию на две части (в первой — отряд командиров, во второй — гвардейцы, закончившие захват точек влияния) и атакуем базу противника с двух сторон. Этот нехитрый маневр помешает оппоненту самому пойти в атаку, пока вы занимаетесь там чем-нибудь полезным, скажем, улучшением главного здания. Когда строительные работы завершатся, начинайте возводить механизированное командование (Mechanized Command). В нем нужно сделать улучшение станция василисков (Basilisks Depot) и построить одного василиска (Basilisks). В главном здании разработайте улучшение для производства целителей (Priest) и начинайте их тренировку. А в тактическом контроле нужно сделать еще одно улучшение — воля императора (Will of the Emperor).
Отрядам гвардейцев следует раздать плазмометы (Plasma Gun). Все это нужно, чтобы защищаться. Но если враг пока не атакует, а просто решил захватить все точки влияния на карте, василиск не позволит ему сделать это так просто. Когда же противник поймет, что василиска нужно остановить, и начнет атаку, вы сможете использовать жрецов для отвлечения отрядов космодесанта (Space Marine Squad) с ракетными установками (Missile Launcher). Тут лучше всего будет ближний бой.
При первой же возможности улучшайте оставшиеся посты и — уже во второй раз — главное здание.
Если вы заметили, что противник собирается строить дредноуты (Dreadnought), обязательно улучшайте станции стражей и создайте несколько отрядов этих бойцов.
Как только повторное улучшение главного здания будет окончено, в полевом командовании сделайте улучшение казармы касркинов (Kasrkin Quarter) и выпускайте в бой касркинов (Kasrkin).
Возведите второе полевое командование, где можно потратиться еще на одно улучшение, чтобы начать пополнять армию огринами (Ogryn).
В тактическом контроле делайте улучшение генетическое оздоровление (Genetic Enhancement), и... в атаку! Но, конечно, не сломя голову: перед штурмом позаботьтесь о том, чтобы всем подразделениям хватило целителей, снабженных бессмертием.
Ранняя техника
Имперская гвардия против Хаоса
Карта: «Встреча разумов»
Наличие на карте источника энергии заставляет игроков задуматься, как бы использовать его в своих целях. Первыми в этом списке были эльдары, теперь пришел черед и имперской гвардии.
В отличие от эльдаров, у гвардии нет возможности шустро бегать по базе противника, отвлекая внимание от только что построенного термогенератора. Им приходится самим защищать свое строение от посягательств. Скорее всего, генератор испугает противника, так что он решит уничтожить его, бросив в бой многочисленные отряды космодесанта. Но если вам удастся правильно выстроить оборону, эта попытка обречена. О том, как правильно нападать и защищаться, читайте ниже.
Пока техноцелительный инжепровидец строит пехотное командование и возводит большой генератор, отправившись к источнику энергии, заказывайте два отряда гвардейцев и второго провидца.
Закончив первое здание, наймите командирский отряд и взвод гвардейцев. Усилив отряд целителем, отправляйтесь в гости к противнику, дабы узнать, как он поживает.
Это не оккультное сборище по вызову духов, а обыкновенная работа василиска. |
Но вернемся на нашу базу. Второй рабочий с самого момента появления на свет начинает без устали устанавливать посты на захваченных точках влияния, а первый тем временем возводит еще одно пехотное командование возле генератора. Это здание будет использоваться исключительно как оборонительное сооружение.
Пополняйте два отряда гвардейцев до семи-восьми бойцов, присоединяйте их к командирскому отряду, где уже должно быть два целителя, и смело отправляйтесь на базу к противнику.
При уровне дохода в 74 единицы влияния начинайте возводить тактический контроль, а когда он будет готов, проведите ряд улучшений. Начните с главного здания, а затем исследуйте улучшения боевая броня и смерть перед бесчестием. Также назначьте в каждый отряд гвардейцев по сержанту (Add Leader: Sergeant), а лишние ресурсы потратьте на улучшение постов.
После улучшения главного здания первым делом закажите техническое командование и раздайте плазменное оружие всем отрядам гвардейцев. Сделав улучшение станция адских псов (Hellhound Depot), произведите несколько самих псов (Hellhound). Их задача — найти и уничтожить как можно больше пехотинцев противника.
В тактическом контроле изучайте усовершенствования разрешение сопровождения мишени (Satellite Targeting Resolution) и специализация оружия (Weapon Specialization). На все лишние средства, опять же, улучшайте посты, а затем еще раз усовершенствуйте главное здание.
Наконец, в обоих зданиях полевого командования стройте войска: в одном — касркинов, во втором — огринов.