Будь спокоен, подобным бродяге не будь!
В свою душу всмотрись, прозорливый мужчина,
Ты — не зритель! В пути без отваги не будь!
Омар Хайям
Халиф сидел по-турецки в своем походном шатре, неспешно попивая чай из блюдца. Вдруг, растолкав прислугу, в шатер вбежал невысокий паша и ошалело стукнулся лбом об землю перед правителем.
— О, Луноликий и Солнценосный, Повелитель Закрайнего Востока и Черезкрайнего За...
— Ладно, говори, что стряслось.
— Наш авангард наткнулся на засаду. Нужны подкрепления.
— Может, оказать огневую поддержку, о Луноликий? — К уху халифа вежливо нагнулся придворный визирь.
— Огневую? Нет, пожалуй, лучше... Стеклянную, да, да, стеклянную.
— Слушаюсь, о Луноликий, — словно по команде сорвался с места паша.
— И про песок не забудь, слышишь?! Он на передовой понадобится!
Каждый идет к победе по-своему. Кто-то полагается на воинственный стрекот выстрелов, кто-то делает ставку на энергичное пыхтение паровых двигателей, некоторые предпочитают соблазнительный звон монет. Героями нашей сегодняшней статьи станет народ, который больше всего любит путь мистики и магии. Добро пожаловать в Алинский Халифат — землю стеклянных ущелий, песчаных дюн и огнедышащих гор.
Притча первая, или Откровения воина
То обдерет, как дольку чеснока,
Но об ее капризах долго думать —
Так превратишься скоро в старика.
Омар Хайям
Все алинские войска можно разделить на три вида: песочные, огненные и стеклянные. Песок выбирают те, кто желает открытых битв в чистом поле, огонь — путь налетчиков и диверсантов, а стекло — для любителей крушить города. Смешивать их бывает полезно, но не стоит слишком увлекаться — развивать все три технологические ветки очень нелегко, да и ресурсов такая разношерстная армия потребляет очень немало.
Численность имеет значение
Эта стратегия основана на активнейшем применении, пожалуй, самых многочисленных войск в игре — пустынных странников (Desert Walkers). Агрессивная экспансия, массированные штурмы и, главное, быстрый захват городов помогут вам поставить на амбициях противника жирный крест. Ведь именно покорение городов в игре доставляет больше всего забот, а многочисленная легкая пехота прекрасно умеет штурмовать крепости, которые не обязательно полностью разрушать.
На старте все усилия направьте на добычу тимония (Timonium), а вот богатство (Wealth) потребуется нам в относительно небольших количествах. Нашей ударной силой будут легкие пехотинцы, поэтому засиживаться на старте нельзя — у вас будет немного шансов справиться с врагом, развившимся до войск «массового поражения». Поэтому просто обучите еще пару отрядов пустынников, прибавьте к ним героя — рука так и тянется к Дахле Смотрителю Песка (Dakhla, the Sand Warden) — и направляйтесь штурмовать нейтральные города.
Как только пустынники научатся стрелять, захват зданий будет происходить на удивление быстро. |
В захваченных поселениях отстраивайте магические округа (Magus District), а в столице — военные (Military District). Дело в том, что чем выше уровень города, тем больше очков науки (Research Points) вы получите от магической пристройки и тем больше отрядов странников вам выдадут в военном квартале (а столица, как правило, обладает наивысшим уровнем). Для нас первостепенная цель — войска, а вторая по важности — развитие ветки исследований Бодрость (Vigor). Как вы помните, Бодрость позволяет войскам быстрее лечиться на вашей территории и увеличивает их здоровье. Для уязвимых, но многочисленных пустынников — самое то. А если будет избыток очков исследований — уделите внимание Знанию Земли (Land Lore) — это не только разведка, но и расширение границ ваших земель, в пределах которых будут лечиться войска.
На заметку: вообще-то торговые округа (Merchant District) строить все равно придется, ибо только так вы сможете поднять предел скорости добычи ресурсов (Resource Cap). Ведь тимония нам надо много — и чем быстрее, тем лучше. Для постройки рыночных кварталов используйте захваченные города, тогда самих округов потребуется возвести чуть больше, но ведь каждый торговый район — это лишний доступный караван.
А это уже похоже на штурм Минас-Тирита в постановке арабского режиссера. |
Наша задача — построить три-четыре круга песка (Circle of Sand) и приступить к непрерывной тренировке пустынных странников, а также в кратчайшие сроки изучить в песочном шпиле (Sand Spire) стеклянные стрелы (Glass Bolt). Эта технология — ключевой инструмент вашей победы, потому что стреляющие пустынники при своей численности смогут справиться с кем угодно в считанные секунды — надо просто сосредоточить огонь. На начальной стадии игры могут понадобиться сердцеискатели (Heartseeker), чтобы бороться с авиацией, но после изучения стеклянных стрел необходимость в песчаных наездниках отпадет сама собой.
Остается только продолжать тренировать новых бойцов, совершенствовать их в песочном шпиле и радовать врага своим постоянным продвижением к столице. Благо города будут сдаваться быстро — достаточно сократить полоску здоровья поселения до нужного состояния и пустить несколько отрядов на захват крепости.
Это важно: с осторожностью применяйте «стратегию песочных странников» против куотлей, у которых есть очень неприятная способность выжигать землю лучом, а также против винчи, сделавших своим героем дожа. Как луч, так и ядовитое облако для наших пустынников очень неприятны (хотя и терпимы).
Пламя с небес
Гигантский паук еще только наполовину вылез из земли, а уже стены трясутся. |
Описанная выше стратегия имеет один серьезный недостаток — она не применима на крупных картах, потому что пустынные странники просто не поспевают везде. Даже при максимальных улучшениях они бегают далеко не так быстро, как вам того бы хотелось. А ведь еще существуют проблемы ландшафта...
Паниковать рано. Алины обладают, возможно, лучшей в игре «огненной» авиацией, так что приготовьтесь — сейчас мы будем зажигать. Основой воздушной армии станут ифриты (Afreet), а компанию им составят птицы Рух (Rukh). Первые — недорогие универсальные бойцы, а вторые — тяжелые бомбардировщики.
Итак, допустим, вы играете на большой или изрезанной горами карте. Значит, вероятность ранних атак противника невелика. На старте озаботьтесь, прежде всего, повышением притока богатства (Wealth) в вашу казну. Стройте торговые округа и караваны, перекупая нейтральные поселения. Но союзные войска отнюдь не будут основной силой вашей армии — скорее это приятное дополнение к присоединенным городам. Можно даже провести несколько показательных атак союзниками, чтобы враг нацелился на борьбу с пешей армией.
Согласно данным со спутника, на город совершен налет алинской авиации. Фотография прилагается. |
А вы тем временем начинайте непрерывное производство ифритов — благо богатства у вас должно быть к этому времени не просто много, а очень много. Не брезгуйте улучшениям атаки и защиты для огненных войск в эфирном огне (Ethereal Fire), да и героиню по имени Даманур (Damanhur, the Desert Flame) обязательно призовите. Не спешите атаковать, лучше поддерживайте у врага уверенность, что собираетесь воевать наземной армией, а для пущей конспирации держите свою авиацию в самом укромном месте карты.
Когда число ифритов достигнет пяти-десяти (зависит от карты и хода партии), начинайте налеты. Просто совершайте нападения там, где враг вас не ждет, а параллельно наращивайте численность воздушных армий. Со временем перейдите с ифритов на огненных элементалей (Fire Elemental), да и число птиц Рух повышайте при любой возможности. Реагировать на выпады противника будет легко, особенно если вы озаботитесь разрушением его «авиационных» построек. Вот, собственно, и вся стратегия, особых изысков и не требуется. Вы ведь любите запах напалма по утрам? Это запах победы, не так ли?
Напоследок скажу, что вам будет полезна научная ветка Бодрость — так вы сможете быстро лечить войска после рейдов, а вот Знание Земли для вас бесполезно, потому что для авиации не проблематично пролететь большое расстояние, чтобы исцелиться.
На заметку: не забывайте, что повышение уровня героя приносит алинам дополнительного бойца, так что при высоком уровне технологий развитие геройских способностей вдвойне полезно.
Медленно, но неотвратимо
Веровать во всесильность авиации рановато. Вышеописанная стратегия легка в воплощении, но и противодействие ей не отличается особой сложностью. Если враг вовремя поймет, что вы сделали ставку на авиацию, — победа ускользнет из ваших рук. Противовоздушных средств в игре много, и стоят они дешевле, чем ваши летуны. Поэтому ниже мы рассмотрим стратегию, которая будет как бы запасным вариантом.
Допустим, ваш оппонент все-таки предугадал ваши планы, и «огненно-воздушная» стратегия провалилась. Конечно, пытаться долбить все тем же оружием не надо, лучше сменить подход к делу.
Если вы активно производили огненных бойцов, то, скорее всего, приток богатства и тимония у вас поставлен. Поэтому самое время обратить внимание на дорогую, но очень сильную «осадную» ветку технологий — темное стекло.
Стекло на снегу смотрится очень утонченно. Особенно если вы выигрываете. |
На самом жарком направлении возведите стеклянную цитадель (Glass Citadel), а вблизи нее — не менее трех кругов стекла (Circle of Glass), тогда вы не будете страдать от слишком медлительного производства стеклянных бойцов. Наймите героя — Саву Темного Алина (Sawu, the Dark Alin), немедленно изучите его способность заключать врагов в стеклянную тюрьму и начинайте производить пушки, пауков и големов — все, разумеется, стеклянное (Glass Cannon, Glass Spider, Glass Golem). Очень не помешает разбавлять «тяжеловесов» массовкой в виде дешевых пустынных странников. Тогда потери среди дорогих стеклянных солдат упадут до минимума, а все шишки будут доставаться нашему «пушечному мясу».
Среди технологий уделите особенное внимание темному стеклу (Dark Glass) и латному стеклу (Armored Glass). В первом случае у всех вражеских бойцов, хоть раз ударенных вашим «хрусталем», уменьшится максимальный запас здоровья (это очень полезно на уровне hi-tech, когда в битвах участвуют толстокожие бойцы), а во втором — ваши «стекляшки» станут еще более живучими. Улучшения стекла до игольчатого и зубчатого (Needle-Sharp Glass, Jagged Glass) не первостепенны, потому что ваши пушки и так будут обладать весьма неслабой атакой, зато исключительная живучесть им очень понадобится в борьбе с авиацией.
Определенно, кто-то слишком увлекся присоединением союзных войск. |
На заметку: изучив темное стекло, старайтесь не сосредотачивать огонь на одном из противников в самом начале боя. Лучше позвольте бойцам заразить побольше врагов, чтобы поубавить тем полоску здоровья, а потом уже можете приступать к их поочередному уничтожению.
Рецепт борьбы с противником довольно прост: заключайте часть вражеских бойцов в стеклянную тюрьму с помощью способности Саву, а затем поочередно сосредотачивайте огонь стеклянных пушек на остальных воинах врага. Просто и эффективно. А штурмовать города будет и вовсе легко. Так что победа вскоре будет у вас в руках.
Преимущество такой стратегии в том, что ее можно рассматривать не только как запасной вариант на случай провала «огненной» атаки, но и как своеобразную ловушку для врага. Никто не мешает вам несколькими налетами уверить оппонента, что угрозы ему следует ждать с неба, а тем временем резко перейти на совсем другую ветвь развития, которая требует такого же соотношения ресурсов и тех же направлений науки.
Что ж, мы только что рассмотрели самые базовые стратегии, но, разумеется, игра улыбается тем, кто не боится импровизировать и использовать весь набор возможностей. А чтобы знать об этом наборе как можно больше, рассмотрим все, что заготовили для нас алинские маги.
Притча вторая, или Откровения мага
Или завистью злато расплавить на медь?
Глупый — словно собака, мудрец — словно море.
Осквернить это море и псу не суметь!
Омар Хайям
«Мне и того, и другого, и если можно — побольше», — так, по легенде, ответил один алинский чародей, когда халиф предложил ему выбрать между рукой принцессы и половиной халифата. И в результате вполне закономерно лишился головы. К чему это я? К тому, что всегда так и хочется изучить все исследования, доступные нам в песочном шпиле, эфирном огне и стеклянной цитадели, но при излишней жадности можно распрощаться с надеждой на победу. Итак, давайте разберемся, что нужно изучать в первую очередь, что — во вторую, а до чего вообще дотрагиваться не надо — во избежание.
Песочный шпиль
Каменный укус (Stone Dite), скальный укус (Rock Bite). Увеличение атаки песочных войск всегда очень полезно, потому что «песка» у нас всегда много (а если мало — то это плохой, неправильный песок). Гибнут пустынные странники и скорпионы все равно быстро, так что для них очень важно нанести побольше урона перед смертью. А сердцеискатели с этим усовершенствованием и вовсе становятся настоящими передвижными зенитками ПВО.Саламандры — не только симпатичнейшие домашние животные, но и прекрасные полевые огнеметы. Икнула саламандра — и нет города. |
Эфирный огонь
Пламенное оружие (Flaming Weapon), полыхающее оружие (Blazing Weapon). Необходимо в первую очередь, если вы собираетесь активно использовать огненные войска. Очень солидная прибавка к и без того немалой атаке сделает из ваших «огневушек-поскакушек» настоящих разрушителей. Пламенная броня (Armor of Flame), инфернальная броня (Armor of Inferno). Ускорение и увеличение здоровья для огненных войск — вторая по полезности вещь, доступная в эфирном огне. Изучайте сразу после предыдущей технологии.Огненный элементаль и гигантский паук рушат вражеский город. Не правда ли, напоминает кадры из японских кинофильмов про Годзиллу? |
Это интересно: в древних легендах саламандры считались животными, воплощающими в себе саму суть огня. Но вместе с тем они могли холодом своего тела потушить любое пламя. И наконец, средневековые алхимики связывали саламандр с красным воплощением философского камня. А в Rise of Legends эти чудо-звери нарисованы художниками в виде симпатичных ящерок с напалмом в желудке (присмотритесь — желудок-то у них действительно светится, словно раскаленный).
Призыв огня (Call the Fire), призыв пламени (Call the Flame), призыв Инферно (Call the Inferno). Ускорение производства всех алинских войск — великолепный подарок за такую скромную цену. Особенно полезным это заклинание будет для любителей огня и стекла. Удар свыше (Blow from Above), разряд свыше (Bolt from Above), взрыв свыше (Blast from Above). Усиление атаки всех стрелков — прелестная вещь. Рекомендуется к изучению практически в любой партии.Стеклянная цитадель
Игольчатое стекло (Needle-Sharp Glass), зубчатое стекло (Jagged Glass). Усиления атаки стекловойск, конечно, очень полезны, но в первую очередь надо заняться максимальным увеличением запаса здоровья. А потом и за атаку взяться можно.При игре пустынниками не пытайтесь сокрушить врага одним победным наступлением. После захвата куска территории позвольте странникам отдохнуть и подлечиться. |
Притча третья, или О героях и исследованиях
Герои
Дахла Смотритель Песка (Dakhla, the Sand Warden). Неплохой герой при активном использовании пустынников. Особенное внимание уделите способности Крепость Ветра (Wind Fortress), она дешева и очень заметно усиливает пустынных странников в бою с другими начальными бойцами. Если враг увлекся перекупкой нейтральных городов, то изучайте Песчаный Водоворот (Sand Maelstrom), который будет оглушать вражескую пехоту, а если в боях участвуют более сильные монстры, переходите к Призыву Песчаных Ужасов (Summon Sand Horrors). Хотя в поздней игре Дахла все же слабоват, да и против авиации почти беззащитен. Типичный выбор для блица.Порой бывает полезно уверить оппонента в том, что против него воюют песком, а потом перейти на огонь. |
Исследования
Разведка карты огненным разведчиком — непременный ритуал в начале каждого сражения. Нет, раскрыть карту вы сможете после изучения первого уровня Знания Земли, а огненные разведчики нужны для сбора реликтов. |
Ну вот и все на сегодня. Наше знакомство с народом кочевников, джиннов и колдунов подошло к концу. И помните, что в битве побеждает сильнейший, а на войне — мудрейший. Победоносных вам войн!