Эти строки я пишу, стоя на берегу маленького островка у побережья Мидгарда. С тихим плеском колышется вода. Нависает над обрывом одинокая ель. Кричат чайки.
Я осматриваю свое одеяние и снаряжение (рыжий комбинезон, кроссовки, рюкзачок и пустые карманы) и вспоминаю те далекие времена, когда на этот же пустынный остров пришла любознательная послушница. С тех пор многое изменилось. Стал другим Мидгард. Пронтера заговорила на русском языке. В мир Ragnarok Online ворвались войны гильдий, и беспощадное развитие героя стало наконец осмысленным. Я и пришел сюда для того, чтобы попробовать на зуб арены PvP, посмотреть своими глазами на войны гильдий и увидеть обновленный Мидгард.
Меня ждал дивный новый мир, но что-то осталось прежним. Этот плеск воды. Мост. Эта музыка. Я стою на берегу, не осмеливаясь даже присесть на дорожку.
Впрочем, новички и не умеют садиться.
Рыжие брюки, серый рюкзак
— Нет, генацвале. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!
х/ф «Кин-дза-дза»
Если что-то в игре можно купить, то искать это надо здесь — на главной улице Пронтеры. Это настоящая Уолл-стрит Мидгарда. |
Ностальгия в чистом виде — все здесь как раньше. Все та же блондинка Сиона встречает новичков усталыми возгласами и гонит в тренировочный зал, обещая лаконично: «Денег дадут и вещей разных. Вот!»
Все так же передо мной один за другим появляются новые игроки и бегут по мосту навстречу курсу молодого бойца. Вокруг меня уже пять минут нарезает круги желтоволосый новичок Юзлесс. Он тоже предается воспоминаниям:
— Мой персонаж давно уже матерый убийца монстров. Но когда-то, очень давно, и он начинал свой путь отсюда. Пошли в тренинг-зал, тут нечего делать.
Юзлесс скучает и развлекается тем, что кидает в доски моста свой нож, первое оружие героя в этом мире. Новички пробегают мимо нас... Один из них тормозит, завидев нас, и спрашивает:
— Что качать для вора?
— Ловкость качай, — уверенно говорит Юзлесс, а потом поворачивается ко мне: — Скорее в замок, я очень хочу научиться сидеть. Ноги уже устали.
Над берегом за мостом возвышается крепость. Два охранника с ведрами на головах стерегут вход в зал для тренировки новичков. Регистратор выдает билет слушателя, и мы — внутри. Специалист по интерфейсу выдает доспех новичка.
Бормотание специалиста по заклинаниям усыпляет, но два рабочих уровня и обучение «Первой помощи» окупают скуку лекции. Специалист по предметам — девушка с озорными хвостиками. Она выдает шапочку в виде яичной скорлупы, сандалии и капюшон. Карманы наполняются полусотней зелий лечения.
Присяду на дорожку и попробую сдать экзамен на мечника. |
Юзлесс уже обошел консультантов и теперь бегает вокруг книжного шкафа.
— Вперед, на тренировочный полигон!
Перед тем как вытолкнуть новичков на специально оборудованное поле для сражений под открытым небом, кураторы выдали нам под две сотни красных лечебных зелий. И не зря. Хоть это место и называется учебным, но здесь очень легко умереть. Погибший возвращается в замок, где его журят, выдают утешительную партию зелий и вновь выталкивают на свежий воздух.
Чтобы пройти экзамен, надо преодолеть две площадки и мостик между ними. Обычно оно битком набито новичками — повсюду мелькают шапочки в форме скорлупы. Население площадок в основном безвредно — прыгающие капельки-поринги, зайцы-лунатики, мухи-чончон. Угрозу для новичка представляют лишь гусеницы-фабре — нападают кучей, не дают сдвинуться с места под градом ударов.
Юзлесс прошел весь курс и умчался в столицу, Пронтеру. Мне же осталось пройти последний тест на профориентацию. Уже давно я заметил, что, как ни отвечаю на вопросы, получается священник. Так получилось и на этот раз. Я согласился с тем, что хочу быть священником, чтобы от меня поскорее отстали — и был переправлен в церковь Пронтеры.
— Отвечай как священник, если хочешь попасть в Пронтеру, — крикнул мне Юзлесс на прощание.
— Я, собственно, уже, — ответил я, рассматривая изнутри храм.
Выйдя в коридор, я свернул не туда и внезапно оказался на свадьбе!
Обменяйтесь кольцами
Ребята, я, наверно, не туда попал!.. Мне, наверно, выше!..
х/ф «Брат»
«Обменяйтесь кольцами!» — говорит священница. Свадьба приближается к торжественному финалу. |
— Мы собрались сегодня, чтобы соединить два любящих сердца, — цедила священница в енотовой шапке сквозь цветок в зубах. — Все готовы? Давайте начинать.
Сложив руки, она стояла перед алтарем и пыталась начать церемонию. Жених с невестой терпеливо ждали. Я вломился немного некстати и был вежливо посажен на скамеечку. Три одинаковых на вид мечника (трое из ларца?) выстроились сбоку и сохраняли торжественное молчание.
Атмосфера обряда была неофициальной, и ассассин-жених подчеркивал это головным убором в виде праздничного тортика. Прелестная невеста-танцовщица надела фату и прикрылась масочкой.
Вокруг новобрачных прытко бегал пожилой монах в медицинской шапочке. Он обеспечивал спецэффекты — крутил вокруг себя синие огоньки, ставил зеленоватую дымовую завесу и чуть ли не отплясывал с цветком в зубах.
— Папа, встань рядом, — скомандовал ему жених и подергал священницу за рукав. — Опять повисла? Все присутствуют, можно начинать.
Священница убедилась, что все в порядке, и снова завела речь:
— Мы собрались сегодня, чтобы соединить два любящих сердца! Пусть их любовь длится вечно. Пусть они пронесут это чувство через всю игру и даже смерть не разлучит их. Пусть им всегда сопутствуют вера и терпение.
— Горррько!! Горько! — внезапно заорали мечники наперебой. Священница, не обращая на них внимания, продолжила:
— Итак, невеста, согласна ли ты взять в мужья этого человека?
— Я согласна, — просто ответила танцовщица.
— Жених! Согласен ли ты взять в жены эту девушку?
— Ну, надо подумать, — ответил ассассин в шапочке-торте.
— Эй! — возмутилась невеста.
— Я согласен, — ухмыльнулся жених.
— В знак верности обменяйтесь кольцами. Объявляю вас мужем и женой, — подытожила священница и благословила пару.
В Альдебаране можно встретить самого настоящего Деда Мороза. |
— Теперь-то уж точно горько! — загалдели мечники.
Жених с невестой поцеловались. «Папа»-монах вновь стал сыпать яркими заклинаниями, и не только ими — на пол полетели клубни батата. «Свадебный обычай, символ богатства и плодородия!» — догадался я.
Потом монах начал выкидывать флакончики с зельями. «Понимаю, их тут принято пить за новобрачных, заедая бататом». На пол полетел гербарий, веточки, крылья мух и сандалии. Затем монах вынул из кармана водоросли и лягушачьи лапки. Я задумался. Когда дело дошло до поленьев, фантазия у меня иссякла. В каждой игре свои обычаи.
Выскочив из храма, вся компания отправилась по главной улице Пронтеры к южным воротам. Сойдя с дороги в лесок, жених с невестой устроили легкий пикник. Мгновенно прибежал попрошайка и стал клянчить мелочь. Я спросил у монаха:
— Почему новобрачные зовут вас папой?
— Видите ли, — не смутился он, — у нас вся гильдия как большая семья.
Жених сломал сухую ветвь — из нее выскочила безобидная бабочка-крими и была тут же разделана. Невеста пару раз станцевала для публики, и после короткого прощания новобрачные отправились в свадебное путешествие.
Их ждал небесный город Кунлун. А я спешил в поля, чтобы добить десятый уровень. Новичком быть весело, но я хотел поскорее отправиться по дороге воинской славы. Я хотел стать мечником.
Мечом и добрым словом
Добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем нашу очередную передачу из жизни привидений.
м/ф «Карлсон, который живет на крыше»
Хрупкостью послушников я был сыт по горло и теперь планировал наводить порядок на этих землях силой меча. Узнав, что в Мидгард высаживается корреспондент «ЛКИ», мой коллега из игровой газеты RagnaNews встретил меня в игре и был сразу же озадачен вопросом: «Чем мечники отличаются от послушников?»
— Вообще-то послушник — принципиально другой класс, — почесал он затылок. — По большей части священники зависят от других персонажей. А мечник — он может играть как в одиночку, так и в команде со священником. Он всегда идет первым! У него много жизни (хотя у священника тоже много), и на высоких уровнях играть им отчасти легче, хотя хорошо играть одинаково тяжело всеми классами. А что тебя интересует, охота на монстров или войны гильдий?
— А в чем разница?
— Если брать войну гильдий, то на ней у священников больше возможностей и активных умений. Но все классы по-своему хороши, и если ты решил пойти в мечники — дерзай!
Обернувшись мечником, я первым делом отправился за грибами. |
Если главная улица Пронтеры — это деловой центр, то за южными воротами начинается что-то вроде летней таверны. Нет, здесь не подносят еду и выпивку. Герои сами приходят сюда на пикник.
Собираются соратники по гильдиям. Они садятся в кружок или в ряд, чтобы пообщаться, обсудить события или просто отдохнуть.
Несколько торговцев выкатили свои тележки за ворота, предлагая всем желающим товары народного потребления. Особенно часто рекламируются сухие ветви — их здесь ломают ради развлечения, призывая монстров, которые на этой полянке заменяют собой клоунов и выступления кабаре. Особо сильные чудовища могли даже убить парочку подвернувшихся под руку новичков или торговцев с тележками. Повеселившись, герои несколькими ударами добивают монстра и оживляют потерпевших.
Отдохнув, команды охотников отправляются через порталы к новым приключениям. Пока портал работает, в него может пройти любой. Несколько раз я пробовал заходить в них. Так я попал в Кунлун — единственный город Мидгарда, в котором можно увидеть небо. Я побывал в Альдебаране и даже зашел в подземелье под башней с часами. Очень скоро меня ликвидировал удивленный скелет-лучник, и я вновь оказался в Пронтере.
Деловитые новички выходят из ворот города и идут в южные леса и поля, чтобы поднять уровень. И, как обычно, полянка кишит жалостливыми попрошайками.
— Прокачайте!
— Дайте сто зени!
— Качните!
Игровая механика поощряет попрошайничество, потому что с помощью высокоуровневого персонажа новичок может ускорить свое развитие в десятки раз. Когда выбор стоит между многодневной монотонной охотой и несколькими часами несложного избиения монстров под присмотром высокоуровневого «танка»... трудно удержаться от соблазна попросить помощи.
— Им бы организоваться в гильдию попрошаек, — сказал я, посмотрев на жалобные чаты.
— Бесполезно, — ответил стоящий рядом новичок. — Ведь им тогда не будут подавать!
Так я встретил Джози, который тоже хотел стать мечником. До десятого рабочего уровня нам оставалось всего ничего, так что мы объединились в команду и побежали на поиски опыта.
Сначала мы отправились на юг, в пустыню, где среди пальм бегали пеко-пеко. Птицы были слишком сильны для нас, так что, поборовшись с мелкими цыплятами, мы отправились на восток, к острову зеленых попорингов. Набрав еще пару уровней, мы сорвались в сторону города Пайона и его знаменитых пещер.
— Среди твоих персонажей нет случаем послушника? — спросил я Джози на бегу. — Мне бы он сейчас сильно пригодился!
— Куда тебе нужен послушник? — спросил он.
— Во все места! Хотя бы в ту же пещеру Пайона.
Джози усмехнулся. Мы были у самой пещеры.
— Послушника у нас пока нет, так что сохранись и купи мясо. Ныряем!
Мы заскочили в пещеру и тут же выбежали обратно, потому что внутри бродил жуткий на вид монстр — столетний меч на ножках, именуемый Мистелтайн. Он бродил по первой же развилке в пещере и истреблял всех, кто приближался к нему.
Приключенцы сидели перед входом в пещеру и ругались на неизвестного хулигана, так «удачно» поломавшего ветвь. В пещере стало небезопасно охотиться. Время от времени храбрецы заходили в пещеру. Через несколько секунд они обычно выбегали своим ходом или их выносила на щите Кафра.
Вой изнывающих от скуки и бессилия приключенцев возносился к небесам. Наконец с горем пополам собралась компания высокоуровневых «охотников за ожившими мечами». Я заскочил за ними в пещеру и стал свидетелем эпической битвы. Очень скоро меч был повержен, успев перед смертью повергнуть еще пяток героев.
Анонимный хулиган вновь сломал ветвь и призвал мегалита, огромную каменную морду. И долго дружина топтала его...
Мост через мечность
— На его месте должен был быть я...
— Напьешься — будешь!
х/ф «Бриллиантовая рука»
Одинокому новичку было бы совсем грустно даже в самой первой пещере, где живут очень агрессивные зомби и мелкие кусачие летучие мыши. Но нас было двое, и с переменным успехом мы очищали коридоры от нечисти, ревниво посматривая на пробегающих мимо крестоносцев.
Оказавшись у входа на второй уровень, я не выдержал и отправился в гости к енотам. Но меня выгнал из пещеры огромный и страшный скелет. Иногда они сюда забредают...
— Вот вырасту большой и сильный — отмщу и скелетам, и бонганам, и мунакам, — пыхтел я. Когда скелета кто-то убил, я вновь зашел во вторую пещеру и увидел тело незнакомого послушника по имени Прислужник Судьбы.
Какой-то вор подошел к телу и провозгласил:
— Вот она, смерть!
— Но я-то не умер, — возразил валяющийся на полу Прислужник Судьбы.
— Все понятно, он просто пьян, — кивнул мне вор. — Нечего сказать, хороши же у судьбы Прислужники!
— Дайте листик Игдрассиля! — потребовал послушник.
— Напьются и по подземельем валяются. Нет чтобы дома.
— Судьба не выбирает, — подметил я.
— Я в милицию сейчас позвоню, тебя подберут, — пригрозил вор.
— Лучше в морг, — печально заметил Прислужник.
Издевательства над трупом прекратил волшебник Вурдалак. Он, оправдывая свое имя, оживил Прислужника, и вся компания разбежалась по своим делам.
Второй уровень пещер Пайона. Идет охота на енота и крота. |
Меня ждал город Излуд, где новички проходят квест на мечника. Он недаром считается одним из самых простых. Не нужно ничего собирать, ходить на край света. Экзамен проходится прямо в гильдии.
Новичку надо всего лишь осторожно и внимательно преодолеть длинные мосты над черной пропастью. Это всего лишь вопрос внимания. Не спешите, осторожно щелкайте по дорожке, и вы пройдете через все мосты.
Я спешил и ненароком уронил персонажа в пропасть. Оказался в темном подземелье и был тут же атакован мухами и фабре. Проблуждав минуту среди врагов, я нашел телепортатор наверх и отправился дальше.
После третьего уровня меня встретили стражники-«ведра», и сотрудница гильдии мечников поздравила меня с успешным завершением экзамена.
Поздравления и новый класс мечника — это приятно. А то, что с меня слетела вся броня и оружие, которое было рассчитано только на новичков, — уже не очень. Настолько не очень, что я приуныл и, набрав еще пять уровней в пещерах Пайона, пошел сдаваться в гильдию.
«Вот ваш меч!»
В теле такая приятная гибкость образовалась.
м/ф «Падал прошлогодний снег»
Vizjerei («Визерей») — гильдия, она одной из многих вызвалась показать корреспонденту ЛКИ знаменитую «войну за империум» и битвы за замки, в которых один в поле не воин.
На встречу со мной «Визереи» отрядили убийцу по имени Юсуке. Он перехватил меня в Пронтере и поприветствовал от лица всей гильдии.
— У тебя что-то к губе прилипло зеленое, — сказал я.
— А, это травинка, я ее жую! — ответил Юсуке и посмотрел на часы. — Через два часа начнется война за замки. Но сначала надо познакомиться с гильдией.
Мы побежали на юг Пронтеры, где на тихой аллее к востоку от главной улице проводили время члены гильдии.
— Видишь, у пятерых из-под ног исходит белое сияние. Это персонажи последнего, девяносто девятого уровня, мы их называем «лампочками», — пояснил убийца. — Чтобы попасть на войну, беги на сбор. Телепортируйся через службу Кафры в город Излуд, там я тебя встречу.
В Излуде мы сели на корабль и оказались в Альберте, где на главной площади уже собирался цвет гильдии. Убийца поначалу бросил меня в компании устрашающих высокоуровневых игроков, но вскоре вернулся и выдал защитные очки, броню, щит, ремень и клипсу. Сил у меня заметно прибавилось.
— Не то чтобы это тебе сильно помогло на войне на твоем пятнадцатом уровне, — пояснил он. — Но потом, в развитии, тебе это сильно пригодится. И еще — вот тебе меч с встроенными в него картами фабре. Он придаст тебе жизненных сил.
Затейливая песенка «Убийца в лучах заката» увеличивает скорость атаки. |
Постепенно гильдия заполняла площадь. Казначей раздавал лечебные зелья. Игроки выходили из гильдии и заходили назад, распределяясь по группам атаки, обороны и так называемой «тумбы», отряда быстрого реагирования.
Игроки сохраняли персонажей в местной службе Кафры и переоделись из «качательной» одежды в «боевую». До боя остаются минуты. Священники начинают сыпать на соратников усиливающие заклинания: ловкость, благословение, магнификат, прославление, ангелус, кирие элейсон — и другие страшные слова.
Особый «транспортный» священник готовит группы к телепортации. Он сегодня в течение всего боя будет открывать порталы и рассылать группы или, как тут говорят, «стоять на варпах». Другой заведует первой помощью — он будет приводить в чувство погибших героев.
Час пробил. Открылись порталы, толпа быстро начала рассасываться.
— Варп! — командует мне Юсуке, и я послушно запрыгиваю в портал.
Передо мной замок Гвендл. Лестница светится от игроков-«лампочек». Гордо реют вымпелы с золотистым символом гильдии «Визерей». Щелкнув по ним, я попадаю во внутренние помещения замка. Пройдя по двум лестницам через роскошную столовую, я попадаю к третьему блоку, где игроки разворачивают оборонительный заслон. Если замок будет атакован, то основные события произойдут здесь.
Пошли первые сообщения о захваченных замках. Снова и снова мелькает слово «Кримхилт».
— Почему замок Кримхилт так часто захватывают? — спрашиваю я убийцу. Он пожевал травинку и ответил:
— Его очень легко взять, и он никому особо не нужен. Мы называем его и Сбанхилт «замками легкого поведения».
Я разворачиваю блокнотик и пишу: «Замок на холме. Война за империум».
Замок на холме
А через час те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым!
м/ф «Остров сокровищ»
Никто не бьет империум. Иногда замки атакуют не для того, чтобы захватывать их. |
Война за империум (Guild War, ГВ) — это массовое PvP-мероприятие в игре, которое собирает тысячи игроков два раза в неделю. Двадцать замков, два часа сражения и десятки гильдий, которые хотят заполучить эти замки в свое владение.
На эти короткие войны тратятся огромные средства. Игроки создают персонажей специально для атаки и обороны замков, потому что именно эти два часа показывают, чего стоит каждая гильдия. Даже арены для сражений PvP — это лишь тренировочные полигоны перед боем за замок.
Основные принципы сражений очень просты. Рядом с каждым из городов — Пронтера, Альдебаран, Геффен и Пайон — есть область, где стоят рядышком по пять замков (отдельной статьей идет Излуд, где находится вход в «ГВ для новичков»). Каждую среду и воскресенье ровно на два часа в дальней комнате замка появляется желтый кристалл — империум. Тот, кто разобьет его, — завладеет замком. Если какая-то гильдия не желает потерять замок — она должна защитить свой кристалл от посягательств.
И тут в дело вступает концепция «Ворот» как рубежей обороны.
Первые ворота отделяют замок как область PvP от остального мира. Притом правила PvP действуют только в «военное время», в мирное по любому замку может свободно разгуливать любой игрок. Оказавшись внутри, персонаж может убивать и быть убитым. Пройдя через лабиринт между крепостными стенами, игрок подходит к дверям. Это... Вторые ворота. Обычно они отделяют крепостной двор от внутренних помещений. Иногда обороняющаяся гильдия устанавливает заслон здесь. Но куда больше приспособлены для обороны... Третьи ворота! Чаще всего здесь стоит основной заслон, блок, составленный из прочных персонажей, болезненных заклинаний, энергичных танцев, огня и десятков капканов. Грамотный блок очень сложно преодолеть и ликвидировать, но если враг слишком силен, то защитники отходят на предпоследнюю линию обороны, а именно на... Четвертые ворота. За ними — комната с кристаллом. Даже если враг дошел до них, это уже ЧП, а если он прорвался, то защитникам остается лишь уповать на то, что они остановят штурмующих на последнем рубеже. Это... Комната с кристаллом. Велик империум, а отступать некуда. Если враг ухитрится раздолбать камень, то замок будет потерян (и найден другой гильдией). Хорошо еще, что кристалл между делом можно лечить заклинанием «Святилище». Если по империуму били игроки сразу нескольких гильдий, то замок отойдет той, чей игрок нанес последний удар.Крестоносцы гильдии Imbalanced стараются отбить атаку Vizjerei, обрушивая на головы нападающих заклинание «Великий крест». |
— Хмм, прошло уже больше часа, — говорит Юсуке. — Становится скучновато.
Защитники бдительны. Область, где могут появиться атакующие, постоянно обстреливается массовыми заклинаниями и тщательно обрабатывается музыкой. От спецэффектов рябит в глазах.
— Набери /effect, если не нравится буйство красок, — советует убийца.
Основные события происходят где-то там, далеко, где атакующая группа штурмует другие замки (и небезуспешно). А здесь миловидная охотница с яблоком на голове терпеливо раз за разом выкладывает на пол десятки капканов и смущенно улыбается в кадр. Барды наяривают на лютнях.
На блоке внезапно проявляется одинокий разведчик враждебной гильдии и мгновенно гибнет под градом ударов и болезненных заклинаний.
— Видел? — спрашивает Юсуке. — Рыцарь помер меньше чем за секунду.
— Нет, — признаюсь я, отрываясь от блокнотика. — Даже не заметил. А был ли мальчик? Может, и не было никакого рыцаря?
В Гвендле все спокойно, я выхожу за блок наружу. Там тоже стоят капканы и дежурят игроки раннего оповещения. Возвращаюсь назад, где играют барды и бушуют ледяные заклинания.
— Юсуке, я давно хотел тебя спросить — почему у половины защитников на голове шапочки в форме... как бы это сказать...
— Это так называемая «шапка-кака», — невозмутимо отвечал убийца.
— Меткое народное прозвище?
— Нет, эта милая шапочка на самом деле имеет форму помета. Она дает десятипроцентную защиту за счет неприятного запаха.
— !!!
Переживая культурный шок, я снова открываю блокнотик. И снова пишу про замки. Какой-то бард начинает бормотать вслух странные вещи о любви и одиночестве. Может, я сплю?
Изводим единого боя ради...
— Иди отсюда, мальчик, не мешай!
х/ф «Бриллиантовая рука»
Более подробно правила и идеи войн за империум мне описал коллега из RagnaNews. Он вышел в игру под именем «Имба» и долго терпеливо отвечал на мои вопросы.
Участвовать в бою может любой игрок и любая гильдия, но отнюдь не каждая может владеть замком. Чтобы получить возможность атаковать кристалл империум, гильдия должна потратить два миллиона единиц опыта на навык «Официальное одобрение».
— А откуда берется этот опыт?
— Он взимается с участников в форме налога. Игрок охотится, часть опыта идет гильдии, — поясняет Имба. — Но даже если одобрения нет, гильдия все равно может сражаться. Например, помогать в бою союзникам. В бою обычно выясняется, что участников часто убивают, морозят, проклинают, глушат. Игроки создают новых персонажей, специально для войны, и начинают тщательно, планомерно готовиться к будущим сражениям.
— Например?
— Например, затевают совместную охоту — «зонинг», когда гильдия собирается в одном месте, чтобы выбить из монстров редкие вещи и добычу. Иногда игроки вместе охотятся с максимальным налогом на опыт — 50%. Собирают для гильдии зени, зелья, эликсиры, лечебную мастелу и королевское желе. Помогают соратникам со сложными вариантами развития персонажа. И потом, сильные, богатые и красивые, идут на ГВ.
Гонг! Два часа истекли. Взят замок Неленберг. Гильдия Tabula Rasa выражает протест, заявляя о том, что нарушен пакт о ненападении. Ры!
— Политика, — говорит мне гильдмастер Кер’Лаэда. — Это самое интересное, что есть в Ragnarok Online. Она придает колорит всему этому сонному царству.
А рыцарь Raincore преподнес мне кошачий ободок в знак уважения к коллеге по цеху.
Лягушка Тара, картежница
Вы хочете песен? Их есть у меня!
х/ф «Интервенция»
Еще один зомби, еще один уровень. |
— Пятнадцатый уровень — это несерьезно, — говорит мне убийца. — Сдавай свои трофеи в магазин, мы идем охотиться, растить тебе уровни на лягушках-тарах!
Зловещий остров в форме черепа, Байлан, покрыт зелеными лесами. Корабли ходят сюда с острова Излуд.
По узкой тропинке Юсуке ведет меня к «носу».
— Корреспондента идете качать? Меня подождите! — нас догоняет бард Джиббер, размахивая лютней. Он присоединяется к команде.
В пещере темно, сыро и мрачно. Но живут здесь не зомби и не летучие мыши, а водные существа. Юсуке пинает ходячую медузу-марину, и она пытается достать его импровизированной пращой из щупалец. Бесполезно.
— Тут меня не смогут убить, даже если очень захотят, — комментирует он.
Джиббер перехватывает поудобнее лютню и начинает наяривать «Убийцу в лучах заката». Я изо всех сил луплю мечом по медузе. Она рассыпается в водяную пыль. Надо мной распускает крылья ангел, знаменующий новый уровень.
— Хорошо тебе, — говорит убийца. — А для меня пять процентов уровня в час — сверхскоростная прокачка. Лягушки-тары ждут нас на втором уровне подземелья!
Мы спускаемся ниже. Убийца убегает вперед и возвращается с длинным «хвостом» из разъяренных лягушек, крабов, медуз. Бард тоже приводит мне добычу.
Говорят, в игре есть меч «сашими». Если убить им водное существо, получится суши. |
Через десять минут я прибавил три уровня. Убийца посмотрел, как я ликвидирую лягушек одну за другой, пожевал задумчиво травинку и выдал мне кинжал, Дамаскус Ветра.
Глупые лягушки не умеют переключать внимание. Кто ударил их раз, тот останется их главным врагом навсегда. |
— Попробуй , — сказал он. — Водяные существа страсть как не любят стихию ветра.
Проба была удачной. Лягушки стали ложиться от двух-трех мощных ударов.
— Что это было? — спросил я в шоке.
— Кинжал против рыб. Его кузнецы делали, и он наделен энергией ветра. Пользуйся!
Мимо нашей команды резво пробежал рыцарь на пеко-пеко. Убийца и бард переглянулись.
— Похоже, бот.
— Пойду, проверю, — и Юсуке попробовал несколько раз «отбить» добычу у рыцаря. — Точно бот. Не отвечает, не реагирует.
— А на вид совсем как настоящий. До чего техника дошла! — подивился я чуду техники.
— Чистая работа! Роботы тут часто бегают. Популярное это место. Из лягушек-тар выпадает замечательнейшая карта, в сражениях незаменимая.
Фабрика заводных игрушек
Ну, вы пока покачайтесь.
м/ф «Чебурашка и крокодил Гена
Около Люси живут нахальные белые медведи. Дерутся они больно, но от них сможет убежать даже новичок. |
За плечами еще десяток уровней. Лягушки уже не так охотно делятся опытом. Бард выдает рационализаторское предложение — переместиться на фабрику игрушек, чтобы продолжить охоту.
— А не маловат ли еще корреспондент для коробок с фабрики? — сомневается Юсуке.
— Двадцать семь, в самый раз, — говорит Джиббер. — Кстати, о коробках. Давненько я не охотился на Гарма. Этот ледяной волк, босс, порой встречается на снежной равнине по дороге на фабрику игрушек. После гибели он выбрасывает иногда старую фиолетовую коробку...
— А в ней может оказаться что угодно! — говорит убийца. — От мелкого желлопи до солнечных очков с местом под карту, ценой в сотни миллионов! Гарма все очень нежно любят и убивают при первой же возможности.
— Птичку жалко! — возмущаюсь я.
Идти на высших орков лучше всего с ледяным копьем. Не помешает и пара священников. |
Из Альдебарана дружелюбный Дед Мороз отправляет нас на снежные просторы рядом с северной деревней Люти. Здесь повсюду бегают хмурые белые медведи. Юсуке отстал. Джиббер ищет Гарма, он нарезает круги по всей области и кричит:
— Гарм, выходи, я тебя видел!
Я бегаю за ним, стараясь не попадаться на зуб медведям. В окрестностях Люти и в самой деревне я уже был несколько дней назад, когда два веселых послушника — Тимирус и Селерон — сводили меня сюда на экскурсию. Люти стоит путешествия — это милая праздничная деревушка, где живет сам Дед Мороз. Под елкой здесь жонглирует одинокий клоун, а на главной площади выложен плиткой огромный портрет поринга в красной новогодней шапочке.
Деревня Люти встречает путешественников огромным портретом поринга. |
Гарма все нет. Джиббер от огорчения стреляет в белых медведей и начинает нести околесицу:
— Ледяная вспышка! Звуковой удар! Почему я говорю это?
Я понимаю, что Джиббер потихоньку свихнулся, как и все барды в этой игре.
— Ты не думай, что я сошел с ума, — объясняет мой напарник. — Это банальные шуточки, умение бардов. На поле сражения эти шутки очень полезны — услышав такую, враг может остолбенеть от возмущения и машинально начать искать стул.
Ледяного волка мы так и не нашли. Еще две группы охотников за загадочными синими коробочками выслеживали Гарма, а мы отправились в Люти, на фабрику игрушек. На месте моим развитием занялись священник Лайф и вор Керсам. Коробки-сюрпризы тщетно пытались пробить их защиту. У меня росли года.
Близился очередной эпизод войны за замки.
Щит против меча
— А сколько у нас мушкетов?
— Четыре!..
— А сколько шпаг?
— Четыре!!.
— А сколько нас? Атос! Портос! Арамис! И д'Артаньян! Один за всех!
— И все за одного!!!
х/ф «Д'Артаньян и три мушкетера»
Заклинание «Лекс Этерна» усиливает мой следующий удар по орку в два раза. |
За час до начала сражения гильдия Визерей собирается в Альберте — на главной площади города игроки уточняют команды, распределяются по группам атаки, обороны и «тумбы».
Командиры атаки и обороны дают последние наставления. Назначаются священники для телепортации и лечения погибших. Казначеи выдают всем желающим казенные зелья, мастелы для быстрого полевого лечения. Священники получают синие драгоценные камни — это расходные материалы как для порталов, так и для заклинаний массового лечения.
Другие гильдии занимаются тем же самым в Пронтере, в Пайоне, Альдебаране — места встречи могут быть везде, где есть Кафра. Остальной Мидгард на время ГВ превращается для постороннего игрока в балаган — сотни игроков два часа носятся туда-сюда.
Группы уходят через порталы в атаку и к замку, который надо оборонять. Священник обновляет порталы для героев. Группы атаки здесь перебрасываются на новые направления. Здесь «тумба» идет на помощь атакующим или в замок, если требуется помощь в обороне.
На эту площадь игроки обязаны мгновенно вернуться, если вдруг командиры объявят: «Сбор!» Это экстренная команда, все, кто ее слышит, обязаны вернуться на площадь. Это можно сделать тремя способами: умереть, телепортироваться с помощью магических крыльев бабочки или просто выйти из игры и вернуться в нее.
Гильдия поставила прочный блок за третьими воротами. Это основной рубеж обороны, линия Маннергейма. |
Оборона — дело очень тонкое. Грамотный блок обычно состоит из нескольких важных элементов.
Танец «Плач Локи», который исполняют дуэтом бард и танцовщица. «Локи» запрещает любые заклинания и использование умений в той области, где оказываются нападающие. Окружают дуэт танки и бойцы (убийцы, рыцари ловкости), которые атакуют врага и останавливают его непрерывными ударами. «Плач Локи» им не помеха — они руками работают, заклинания не используют. Поблизости стоит другая танцовщица, она исполняет «Не забывай меня», замедляя врагов. Замедлившихся врагов стерегут монахи и крестоносцы, которые по понятным причинам не могут стоять в области действия запрещающего колдовство танца. Монахи бьют врага сверхмощным «Ударом Азуры». Волшебники поодаль непрерывно бросают на опасную область замораживающие заклинания и метеоритные дожди. Их подбадривает бард, наяривающий «Брагу», ускоряющую время колдовства. Несколько священников непрерывно накладывают и обновляют усиливающие благословения. Охотники непрерывно раскладывают рядами капканы. Желательно — повсюду, даже в области танца «Локи». Ловушек много не бывает!Среди этого хаоса барды еще ухитряются шутить, пытаясь остановить нападающих. |
Атакующие обычно следует такому сценарию: одинокий рыцарь-разведчик проходит ворота и сообщает обстановку на той стороне в системе голосовой связи. Если угрозы нет, группа переходит к следующим воротам. Если за воротами блок — команда идет на прорыв.
Первыми заходят живучие «танки», крестоносцы и рыцари. Они собирают на себя неприятности и пытаются внести в оборонительные ряды некоторый хаос. За ними идут воины со скоростной атакой, их задача — ликвидировать барда и танцовщицу, исполняющих «Локи». Через ворота проходят собственные барды и танцовщицы, чтобы преодолеть зону танца (если он еще исполняется) и начать глушить врагов. Танцовщица добивает танцем, бард выкрикивает банальности, морозящие врагов на месте.
Как только «Плач Локи» нейтрализован (дуэт распался), заходит тяжелая волшебная артиллерия и начинает бить по площади.
Разбойники энергичными движениями выбивают из рук оружие, снимают с врагов броню — ее нельзя одеть снова в течение двух минут. Алхимики организуют костры, которые буквально сжигают одежду и оружие врага, приводя их в негодность. Мудрецы защищают своих от урона по площади при помощи заклинания «Защитник земель». Они же снимают с врагов усиливающие благословения. Торговцы, кузнецы буквально «бьют врага рублем». Собственным. Заклинание «мамонит» стоит денег, но наносит огромные повреждения врагу. Охотники на защите расставляют ловушки и пытаются остаться в живых, ибо со смертью охотника все его капканы пропадают. Жертвенные крестоносцы принимают на себя чужой урон и подкрепляются. Священники лечат и обновляют благословения.Если нападающие прорывают блок на третьих воротах, ситуация накаляется. Защита отходит назад, отступая под натиском, и пытается организовать новый блок перед входом в комнату с кристаллом. При этом обороняющиеся должны помешать нападающим блокировать третьи ворота, чтобы не дать запереть себя.
Последний рубеж — империум. Атакующие пытаются его разбить. Танцовщица исполняет «Поцелуй фортуны», увеличивающий шанс критического урона. Бард играет «Убийцу», помогая своим ломать камень. Вход в комнату блокируется, чтобы защитники и союзники не могли войти и помешать нападающим.
Обороняющиеся лечат империум «Святилищем», бьют по врагам заклинаниями. Монахи пытаются убить вражеских мудрецов, бардов, танцовщиц. Игроки ближнего боя бьют врагов, и исход во многом зависит от того, кто кого передавит.
Не всегда атака преследует цель взять замок. Иногда она проводится для того, чтобы прощупать оборону или просто отвлечь врага от истинного направления атаки. Например, идет штурм замка. К защитникам подтягиваются союзники из другого замка. Когда они втянуты в бой, звучит команда: «Атака, сбор!» — и вся атакующая команда телепортируется к месту сбора (как здесь говорят, «едят уши»), и священники отправляют через порталы всю группу к опустевшему замку вражеских союзников.
Группа обороняющихся должна суметь сдержать штурм, пока не вернутся основные силы. Если враги подтянулись быстро и поставили непроходимый заслон — атакующие снова «едят уши» и переходят на старую цель. В таких «догонялках» очень важна организация и сплоченность.
Так говорил Имба.
Союз нерушимый
— Орлы летят!
Дж. Р. Р. Толкин, «Хоббит»
Площадь Альберты. До начала сражения остались считанные минуты. |
Я сижу на третьих воротах. Гвендл штурмуют гильдии — Imbalanced и еще одна, пожелавшая остаться неизвестной. Натиск силен, и, хотя первая волна атаки отбита, обольщаться не стоит. Второй натиск намного сильнее. Защитники стоят насмерть, но несколько вражеских рыцарей все же прорывают блок. Блок под напором атаки двух гильдий обваливается на глазах. Еще несколько минут, и весь бывший блок пестрит вражескими воинами. Одни защитники замка организованно отступают по лестнице, пока другие пытаются задержать врагов, чтобы те не ворвались в комнату с кристаллом на плечах отступающих.
Бой постепенно перемещается на лестницу, а потом — в столовую. Неизвестный разбойник под шумок прокрался в комнату с империумом и начал втихомолку бить его. Атмосфера в голосовом чате накаляется. Командиры раздают команды, пытаясь стабилизировать положение.
Толпа защитников пытается закрепиться перед четвертыми воротами. Охотница быстро раскладывает ловушки. Отступать дальше запрещается.
— Без команды на имп никто не идет!
— Я его держу bash-ами, но у меня нет пушки! Я его вряд ли убью...
— Имп чист. Все спокойно. Возвращаемся. Подлечите имп.
— Поставь там священника какого-нибудь...
— ...
— Монахи, у кого проблемы с расходниками — в приват.
Идет штурм комнаты с флагом. Желтый кристалл империум — в самом центре. |
Блок перед четвертыми воротами гнется и трещит, но пока держится. Волны атакующих разбиваются одна за другой, но силы защитников на исходе.
— Отходим, отходим, трапы ставьте!
— Азуры, азуры! Всем — азуры!
— Занимаем, занимаем, занимаем кишку, внимательнее!
— Задержите их на лестнице!
— Отходим к флагу!
— Снимите охотника наверху!
Ситуация из плохой перерастает в катастрофическую. Блок перед воротами прорван, Imbalanced рвутся в последнюю комнату, где на возвышении вращается желтый камень. Vizjerei бьются уже в комнате с флагом, и натиск не ослабевает. Вся надежда на союзные гильдии.
— Держимся на флаге!
— Что на импе? Аерис, Шао — на имп!
— Убийцы проходят!
— Я задержу их, ничего!
— «Брагу», «Брагу» под меня.
— Святилища на имп, больше, больше!
— Я всем союзникам написал, — подбадривает своих командир.
— Они придут? — спрашивает кто-то.
— Ну, я надеюсь!
В голосовом чате вновь гнетущее молчание. И наконец новость, которая возвращает надежду.
— Союзники есть на первых воротах!
У каждой гильдии есть дипломат, с которым связываются такие же представители других гильдий. Обычно они все друг с другом знакомы и уже знают, к кому обращаться за помощью. В случае опасности для замка главнокомандующий отдает указание дипломату — позвать союзников на помощь.
Тот быстро обходит гильдии с призывом. Если у союзников есть время и силы, они приходят, блокируют замок, атакуют нападающих в спину или просто теснят их от входа вглубь замка (телепортироваться через флаг они, естественно, не могут).
На третьих воротах все спокойно. А замок Кримихилт тем временем снова кто-то захватил. |
Бой идет на подступах к кристаллу империума. Защитники ликвидируют тех, кто прорывается к камню, и держатся из последних сил. Они должны не просто остановить штурмующих на подходе к камню, но и не дать им блокировать ворота, чтобы союзники могли прийти на помощь. Надо продержаться еще несколько минут. То один, то другой вражеский воин пробивается к кристаллу.
— «Аквы» заливаются в тамбур. Отлично!
— Тумба, сбор перед имрумом! Священники — сюда!
Нападающие еще пытаются переломить ход сражения, но все уже кончено. Исход боя предопределен. На помощь Визереям пришли все союзники. Одни начали ставить блоки на воротах (WildFire), другие ударили нападающим в тыл (Aqua Elementals).
— Все нормально, они вообще мало пропускают врагов. Все, здесь «Аквы» одни.
— Выходим из комнаты, тесним, тесним! Восстанавливаем блок.
— Они отступают!
Сами Vizjerei отбивались в комнате с камнем и в прилегающем зале. При участии друзей они быстро восстановили контроль над ситуацией и вновь поставили блок на третьих воротах.
Замок был спасен.
Несет меня лиса
— А потом добавилась лисичка, и мы закачались.
м/ф «Ушастик и его друзья»
— Ой, что-то я наелся ринг! — сказала зеленая глазастая капля, когда я скормил ей очередную порцию травы. Существо прыгало у моих ног, надев новенький рюкзачок.
Попоринга и комплект корма для него мне подарил Юсуке. Когда я скормил попорингу сразу три порции подряд, убийца заметил:
— Но-но! Не переусердствуй. Если ты не будешь кормить зверька, он сбежит, но если ты попоринга перекормишь, он сдохнет. Целлюлит у этих зверей — смертельная болезнь. Еще зверь может сбежать от того, кто часто умирает...
После небольшого сеанса охоты на орков и высших орков я почувствовал прилив сил и решил попробовать силы на прыгающих мертвецах пещер Пайона — бонганах и мунаках. Месть была сладка — нежить складывалась под ударами кинжала. Население третьей пещеры могло одолеть меня, лишь навалившись толпой.
— Интересно, а кто обитает на самых глубоких уровнях пещеры?
— Пошли, взглянем, — предложил убийца.
Мы телепортировались в Пайон и вошли в пещеру. На первом уровне бродили зомби, изрыгающие слизь. На втором делали зарядку еноты, ползали кроты и живые яичницы. Перед входом в третью я обнаружил странного кузнеца — он молча бегал от одного зверя к другому, оставляя выпавшую добычу на земле. Некоторое время я ходил за ним и подбирал бесхозные вещи, а потом смекнул: «Эге!» — и попробовал пару раз присоединиться к сражению.
Ноль реакции. «Эге!» — и я написал кузнецу в приват: «Скажи что-нибудь!»
— Отстань! Не видишь, манчит человек! — раздраженно сказал он.
— Ой, а я думал, ты... этот, из железных.
— Я и сам уже сомневаюсь, кто я.
Мы с убийцей быстро прошли третий уровень, избегая встреч с бонганами и мунаками — и оказались на четвертом. Вокруг нас летали демоны очень характерного вида — девушки с красными глазами и длинными черными волосами. Время от времени они тихонько плакали.
— Это сохи! Только сегодня пробовал одну приручить. Когда-нибудь я себе заведу такую, — гордо сказал Юсуке.
— Да они ведь не нападают первыми. Тут безопаснее бегать, чем среди бонганов! — удивился я.
— Не только безопасно, но и очень полезно. У них можно украть замечательное кашне.
— Бедняжки... Этот уровень — последний?
— Ниже есть еще один. Там обитает босс, MVP по прозвищу Лунный Свет. Это многохвостый лис, и с ним тебе лучше не встречаться, убьет с одного удара.
— Я не боюсь!
Печальные демоны-сохи роняют призрачные слезы. |
Мы вошли в распахнутую пасть каменного демона и оказались на нижнем уровне. Убийца прорубился через орды скелетов-лучников и снял с себя несколько болотных огней.
— Когда Лунный Свет увидит нас, я «съем ухо», чтобы оказаться подальше отсюда. Умирать мне сейчас не с руки, а тебе, похоже, все равно.
Но в центре пещеры никто на нас не кинулся. Рядом с одинокой статуей будды летали, размахивая черными волосами, безобидные демоны-сохи. Сидят несколько скучающих героев.
— Убили? — спрашивает их Юсуке.
— Угу.
— Лисичку жалко! — невольно вырывается у меня.
— Скоро возрождение? — интересуется убийца у охотников.
— Скоро.
Пять минут... Десять... Пятнадцать... Время от времени охотник встает и двумя выстрелами ликвидирует маячащих поблизости сохи. Я подбираю волосы.
— А в Пронтере сейчас макароны дают.
Двадцать минут... Полчаса... Через сорок минут охотник расставляет ловушки.
— Я линяю, а ты готовься к смерти, — говорит убийца.
Так для меня закончилась охота за Лунным Светом. |
Внезапно скучное ожидание без предупреждения превращается в хаос и паноптикум. К небу взлетают ряды трехзначных цифр, за которыми не видно щуплую фигуру MVP. Лунный Свет и его ручные девятихвостые лисицы убивают нескольких героев и меня раньше, чем я успеваю что-то сообразить.
Выжившие герои начинают лупцевать босса. Лунный Свет отвечает ударами огромного колокола на палке. Теперь я могу разглядеть босса — это щуплая девушка в шкуре лисицы.
Через минуту беготня прекращается. Лунный Свет с колоколом на плече гордо осматривает поле сражения. У подножья статуи Будды валяются семь трупов. Они переговариваются:
— Сейчас волшебник придет и грохнет.
— Это не MVP, а просто какой-то LOL.
— Все мы молодцы!
Порка в Морроке
— Тебя как, сразу прикончить, или желаешь помучаться?
— Лучше, конечно, помучаться.
х/ф «Белое солнце пустыни»
— PvP в Ragnarok Online — не только сражения за замки, но и арена. Ты уже был на арене? — спросил меня Имба.
— Как-то не довелось, — смутился я.
— Тогда встречаемся в Пронтере! — скомандовал Имба.
Его игровой персонаж оказался танцовщицей.
— Во я какой! — сказала прелестница и затеяла танец.
— Не ожидал, Брут, — честно сказал я.
— Сюрприз!
Попасть на арену можно из четырех городов — Пронтера, Моррок, Геффен, Альберта. Ближе всего был столичный отель, где собирались желающие показать свою силу богатырскую, да и на других посмотреть.
— Вариантов много, — сказал Имба. — Есть безобидный режим «йойо», есть «ночной кошмар», в котором после смерти из игрока могут выпасть вещи. Можно отправиться на арену с ограничением по уровню или туда, где могут биться игроки любого роста. Нам с тобой — в «йойо».
Мы объединились в команду, заплатили по сто зени за вход и выбрали арену без ограничения по уровню.
И оказались в городе. Это был Моррок. Совсем как настоящий, только подозрительно пустой.
— Это что же получается, арены — копии реальных городов?
— Ага, — ответил Имба. — Меня выкинуло в другое место города. Бегу к тебе и советую спрятаться где-нибудь за домом, чтобы ненароком не убили. Прикинься ветошью и не отсвечивай.
Я спрятался за дом. Вскоре прибежала танцовщица.
— И вот теперь, когда мы здесь, что мы будем делать? — спросил Имба. — Может, подеремся?
— Нет, мы пойдем и найдем кого-нибудь!
— Хорошо, — ответила танцовщица с сомнением. — Только я боюсь, этот кто-то быстро нас... ликвидирует.
Мы побежали по пустынной дороге к центру Моррока, города-морока. Не найдя никого, мы уселись на каменной мостовой у бассейна. Через считанные секунды над нами выросла угрожающая фигура крестоносца на пеко-пеко.
«Сейчас убьет», — подумал я. «Конечно, убью!», — подумал, должно быть, рыцарь, но вслух спросил:
— Что вы тут делаете?
— Мы гуляем, — ответил Имба.
— А где все?
— Мы их убили, — гордо сказала танцовщица.
— Убейте меня тоже, — попросил крестоносец.
Нас долго просить не надо. Танцовщица вынула хлыстик, и уже через несколько секунд на каменной мостовой творилось форменное безобразие. Полуобнаженная девица стегала красным хлыстом рыцаря, а он только довольно крякал при каждом ударе. Мой попоринг был в шоке. Увлекшись наказанием рыцаря, Имба пару раз стеганул и моего мечника.
Танцовщица старательно бичует крестоносца. Формально — дуэль, а на самом деле... |
— Очень, знаете ли, освежает, — сказал довольный рыцарь. — А теперь я попробую свой великий крест. Мечник, отойди.
Один удар креста убил несчастную танцовщицу. Крестоносец извинился и листиком Игдрассиля оживил Имбу.
— Вот, что крест животворящий делает, — похвалился рыцарь.
«Плач Локи», прощальный дуэт танцовщицы и барда. |
Через пару минут на площади собралась дюжина дуэлянтов — священники, маги, рыцари, охотники и монахи. Они устроили веселую возню, пробуя друг на друге разнообразные удары и заклинания. Погибшие мгновенно оживлялись.
— Ну вот, — сказал я Имбе, усевшись на краю бассейна. — А ты говорил, убьют. Они же развлекаются просто.
— Здесь по большей части люди тренируются перед войнами гильдий и отрабатывают приемы, — пояснила танцовщица. — Сюда приходят не для того, чтобы убивать. Серьезный бой будет потом.
— Ринг, ринг! — вопит зеленая капелька, объевшись травы. — Помогите, сейчас лопнуринг!
Я сижу на арене у бассейна. Передо мной танцовщица и бард играют грустный «Плач Локи». Рядом присаживаются дуэлянты и слушают музыку, любуясь танцем.
Это прощальный танец. Я говорю «до свидания» миру Ragnarok Online.
Еще много раз я посещал мир Ragnarok Online. Я участвовал в атаках на замки под личиной крестоносца на пеко-пеко. Я завел ручного поросенка, выбил карту пенька, попробовал себя в музыкальном искусстве и прокачал молодого нахального мага на попорингах.
Но это уже совсем другая история.