Давайте отбросим нуднейшее выбивание вещей, в которых через пару уровней уже будет стыдно выйти на люди. Проигнорируем случайно взятые квесты. Оставим пацифистам полянки и подземелья, битком набитые не слишком сообразительными NPC. А вместо всего этого - соберем команду таких же отчаянных головорезов и устремимся в зловещее ущелье Warsong, самое динамичное и жесткое поле битвы в World of Warcraft.
Мы так долго воевали с себе подобными, что даже сейчас, когда сидишь за компьютером, гены дают о себе знать. Игроку быстро приедается уничтожение противников, ведомых сотнями или даже тысячами строчек программного кода. Человеку нужен... человек.
Сейчас мы с вами коснемся вопросов организации командной игры на Warsong Gulch, рассмотрим базовые стратегии, ответим на вопросы об экипировке, коммуникации и многом другом. Автор статьи основывается на своем личном опыте, проведя не один месяц в качестве флагоносца, а также руководителя PvP-рейда Орды на европейском сервере Quel’Talas.
Вопрос первый
Что такое WSG?
Warsong Gulch (WSG) - это отдельная локация, ристалище (battleground), где две команды игроков (10 человек максимум) - Орда и Альянс соответственно - сражаются друг с другом. Компьютерные персонажи отсутствуют - это PvP-игра в чистом виде. Или, если сказать точнее, игра в игре. Правила просты: требуется захватить флаг, находящийся на вражеской базе, и принести его «домой», на то место, где находится ваш собственный флаг. Та команда, которая первой принесет три флага, побеждает. Бои проводятся в определенных «весовых категориях» - 10-19 уровни, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59 и 60-е уровни играют между собой. Принимая участие в WSG (и других ристалищах), вы зарабатываете очки репутации с соответствующими фракциями (например, с Warsong Outriders), а также боевые ранги. При достижении определенного уровня репутации или ранга вы можете приобрести особую броню и оружие, недоступные для «простых смертных». Таким образом, PvP-battlegrounds - это также альтернативный способ экипировки своего персонажа.
При кажущейся простоте игра на WSG порождает массу стратегий, тактик и проблем в преодолении замыслов противника. Правильный подбор классов, координация защиты и нападения, экипировка и снаряжение - грамотное решение всех этих вопросов ведет к победе, неграмотное к поражению или очень неэффективной в плане затраченного времени победе. Но обо всем этом чуть позже.
Это кот, а это флаг. Угадайте, где из них я. |
Вопрос второй
Что такое PUG и Premade?
PUG (сокращенно от Pick Up Group) - команда, сложившаяся случайным образом из отдельных игроков, которые независимо друг от друга встали в очередь и попали на Warsong Gulch. Тот же термин используется в PvE для описания случайной группы из 5 (или 10) человек, собравшейся для прохождения какого-либо подземелья или сдачи сложных квестов. Впрочем, стоит отметить, что PvE-группы, собранные из незнакомых людей, тем не менее обычно сбалансированы по классам. Там есть «танк», «целитель» и прочие важные участники групповых развлечений. Что же касается случайных PvP-команд, то тут возможны любые стартовые комбинации игроков, потому как в группе изначально отсутствует лидер, способный влиять на отбор. Игра в случайных группах может быть веселой, но очень часто ведет к конфликтам, потому как превратить неорганизованную толпу из десятка человек в четко работающий боевой отряд не всегда возможно.
Premade (в переводе «сделанный заранее») - термин, который не так просто определить, как PUG, из-за разных представлений об этих самых «примэйдах» у разных игроков. Однако в общем и целом - это команда, заранее собравшаяся для совместных боев на ристалище. Отличительная черта такой команды - это наличие лидера, осуществляющего руководство командной игрой, набирающего игроков, заменяющего одних игроков на других и тому подобное. Если PUG - это хаос и неразбериха, то premade - это система и организация. Именно организованным группам и будет посвящен наш дальнейший рассказ.
Ironforge. Родина моих заклятых врагов. |
Вопрос третий
Каковы базовые принципы игры?
Перед тем как мы перейдем к практическим вопросам построения команды, стратегий и тактик, давайте ответим на вопрос о самых главных принципах, на которых будет построено все наше стратегическое здание. Хорошее понимание этих принципов особенно важно для будущих или настоящих рейд-лидеров, на которых ляжет вся полнота ответственности за победу или поражение их команд.
1. Защита своего флага
Цели игры у обеих команд симметричны, и в то время как вы будете стараться захватить вражеский флаг, ваши оппоненты займутся тем же. Вывод - нам нужно постараться не только взять флаг противника, но и не дать им взять свой. Защита может начаться задолго до того, как шаманы, друиды и маги противника ворвутся к вам на базу и начнут нагло сигать с балкона. Мы можем остановить вражеское наступление у выхода с их собственной базы, в середине поля, у входа на нашу базу, ну, и непосредственно в нашей комнате с флагом (FR - flag-room). В зависимости от того, какой вид защиты мы изберем, игра приобретет тот или иной характер.
2. Отбор флага
Если враги таки добрались до нашего сокровища и понесли его прочь, нужно отобрать его и вернуть на место, заодно по возможности отправив побольше народу на кладбище, дабы неповадно было. При этом перед нами встают следующие задачи...
2.1. Торможение вражеского флагоносца
Один из важнейших принципов WSG - контроль скорости перемещения. Задача вражеского флагоносца (EFR - Enemy Flag Carrier) - побыстрее убежать с нашим флагом на спине, наша задача - не дать ему это сделать. Тут пригодятся разнообразные классовые навыки, о которых мы поговорим в соответствующей главе. Мы можем затормозить похитителя как в нашей FR, так и на выходе из нее, в середине поля или даже на его собственной базе. Обратите внимание, что различные виды дезориентации противника (страх, ослепление и прочие умения) - это тоже разновидность его торможения.
2.2. Уничтожение вражеского флагоносца
Так как по-хорошему флаг вам, скорее всего, не отдадут, придется пойти на крайние меры, а именно - отправить его носителя на кладбище. Иногда это удается сделать даже пропустив пункт 2.1, но чаще всего без него не обойтись. Убийство флагоносца не всегда удается методом банального нанесения урона, а часто включает нейтрализацию его группы поддержки, особенно ее лечащей составляющей.
3. Захват вражеского флага
...также распадается на несколько составляющих.
3.1. Вход на базу противника
Флаг не стоит в чистом поле, и для того, чтобы подобраться к нему вплотную, нам придется прорваться на базу и попасть во вражескую flag-room. Это можно сделать массой способов, но основной - это атакующая группа, уничтожающая защитников и поддерживающая друг друга.
Друиды тоже умеют приручать зверей. |
3.2. Выход с базы противника
Следующая, более сложная задача - уйти живым, унося на спине драгоценный флаг. Опыт подсказывает, что при покидании вражеской базы наши шансы на выживание возрастают. Заметьте, что с момента захвата вражеского флага в игру вступает одна из двух самых приоритетных задач в WSG - лечение флагоносца. Вторая, как вы уже наверняка догадались, - это убийство вражеского флагоносца. Задачи персонального выживания членов группы поддержки и уничтожения противников находятся ниже по приоритету. Это всегда нужно иметь в виду. Если флагоносец ушел живым, а на вас напали четверо гномов и разорвали вас на части - радуйтесь, это ваша локальная победа и их поражение.
4. Транспортировка вражеского флага на свою базу
Тут мы решаем несколько задач. Это и максимально быстрое перемещение флагоносца по полю, и его эскорт, и защита с лечением. Одна из ключевых задач защиты - торможение и нейтрализация преследователей нашего флагоносца. Эскорт необходим вплоть до точки сброса флага в вашей flag-room. Флагоносец не должен оставаться в одиночестве.
И сколько мне тут сидеть? |
Таким образом, если вы успешно решили задачи защиты и нападения, наш флагоносец возвращается домой, и при этом наш флаг тоже остается дома. Счет 1-0. Дальше - больше. Не забывайте главного: игра в WSG - это игра вокруг флага и флагоносца. Убийство игроков противоположной фракции - всего лишь вспомогательный механизм для главной цели: скорейшего возврата трех флагов и перехода к следующему WSG с новыми противниками.
Вопрос четвертый
Какова роль каждого класса на поле битвы?
Даже если за вы всю жизнь не брали в руки ничего тяжелее посоха, вам тем не менее придется хорошо представлять, на что способны самые разные классы. Конечно, если вы хотите руководить организованной WSG-группой. Набрать сбалансированную команду, грамотно руководить ею в сражении - все это требует осведомленности. Итак, как извлечь максимальную пользу от тех или иных классов в решении наших задач?
Друид
Один из важнейших классов в WSG. Если у вас есть друид, а во вражеской команде его нет, это уже некоторое преимущество. Причина этому - специфические таланты и классовые умения, которые мы сейчас рассмотрим.
Форма гепарда (Travel Form). Друид приобретает этот навык начиная с 30-го уровня. В этой звериной форме он бежит на 40% быстрее по сравнению с обычным бегом. При экипировке в PvP-броню к скорости прибавляется еще 15%. В итоге мы получаем 55% - почти что скорость обычного (не эпического) ездового животного! Естественно, остановить флагоносца, бегущего с такой скоростью, гораздо сложнее, чем просто бредущего воина или священника. |
Смена формы (Shape-Shifting). Если друида с флагом затормозили, ему достаточно сменить форму - и все тормозящие эффекты исчезнут. При этом неважно, что это было - корни, замораживание, проклятие колдуна или тому подобное. После чего мы возвращаемся в Travel Form и бежим дальше. Постоянная смена формы - классический способ перемещения друида по полю боя, позволяющий сохранять скорость в любых условиях. Таковым умением не обладает ни один другой класс. Обратите внимание, что это работает именно против эффектов, замедляющих скорость на какой-то процент. Оглушение, ослепление, страх, ловушки или усыпление таким образом не снимаются. |
Спринт (Dash). Увеличивает скорость перемещения на 50% в течение 15 секунд, позволяя быстро покинуть вражескую базу или оторваться от противников в тоннеле собственной базы при возврате флага. |
Форма медведя (Dire Bear Form). Увеличивает броню от вещей на 360%. В итоге показатели брони в 11-12 тысяч - вполне типичные цифры для друида в форме мишки. Кроме брони возрастает и запас здоровья (при наличии таланта Heart of the Wild). Форма эффективна для выживания в тяжелых условиях (выход из вражеской flag-room со множеством защитников, выживание на собственной базе при возврате флага или в ожидании, когда ваши бойцы убьют вражеского флагоносца). |
Звериная атака (Feral Charge) + Furor. Это известное сочетание талантов позволяет перейти в форму медведя, после чего очень быстро преодолеть расстояние до противника (радиус действия от 8 до 25 ярдов). При этом враг лишается возможности двигаться и пользоваться магией на 4 секунды. На WSG это умение может использоваться двояко. Во-первых, для иммобилизации вражеского флагоносца, во-вторых, как альтернативный способ ускорения, когда мы сами несем флаг. |
Путы природы (Nature’s Grasp). Отличный талант для флагоносца. Пока мы находимся под действием этого заклинания, противник автоматически запутывается в корни (Entangling Roots), нанося нам удар. В итоге он остается позади, а мы бежим дальше. |
Различные виды лечения - Rejuvenation, Regrowth, Healing Touch. Эти умения идут на пользу как самому друиду, так и тем, кого он эскортирует. У друида есть и еще одно целительное умение - яростная регенерация (Frenzied Regeneration), позволяющая подлечиться в форме медведя, перегоняя ярость (Rage) в здоровье. |
Скорость природы (Nature’s swiftness) и быстрая починка (Swiftmend). 21-й и 31-й таланты в ветке Restoration. Оба таланта - разновидности мгновенного лечения (Instant Heal). Таким образом мы можем моментально вылечить себя на две или даже три тысячи единиц здоровья при помощи Nature Swiftness или моментально получить весь эффект заклинания Rejuvenation или Regrowth. |
Нервная энергия (Innervate) Бывший талант, а теперь просто заклинание, доступное любому друиду. Под его воздействием ваша цель начнет восстанавливать ману в пять раз быстрее (на 400%). Чрезвычайно полезно. Нюансы применения - чуть позже в советах по тактике. |
Стелс-форма (Prowl). Этот кошачий навык позволит прокрасться к вражескому флагу незамеченным или даже спрятаться во вражеской комнате и дождаться, когда флаг появится на своем месте. А затем - сразу схватить его и бежать. Умение также очень ценно для ситуаций, когда команда противника блокирует вашу группу атаки уже в центре поля. |
Это важно: если вы уйдете в невидимость с флагом за спиной, он автоматически упадет на землю. По задумке Blizzard, флаг и его владелец всегда должны быть видимы.
Кожа-кора (Bark Skin). Шикарное заклинание, уменьшающее физический урон на 20% в течение 15 секунд. Оно имеет некоторые побочные эффекты при ведении боя, но так как нам нужно уносить ноги с флагом на спине, а не драться, мы остаемся со сплошными достоинствами. |
Снять проклятие (Remove Curse). Важное умение для противодействия вражеским колдунам. |
Вылечить яд (Cure Poison), устранить яд (Abolish Poison). Опасность яда обычно не в нанесении прямого урона, а в дополнительных эффектах - замедлении, потере маны и т.п. Важно вовремя избавить от яда флагоносца, а также по возможности других ключевых игроков. |
Расовое умение тауренов - боевой топот (Warstomp). Друиды Орды могут порадоваться возможности оглушить всех врагов вокруг на 2 секунды. Это полезно и для торможения группы защиты во вражеской flag-room, и в чистом поле. Ведь зачастую любая выигранная секунда может отделять жизнь от смерти. |
Другие навыки и таланты. Из прочего стоит отметить: корни (Entangling Roots) - для торможения вражеского флагоносца или группы, которая преследует нашего; лунный огонь (Moonfire) - для быстрого добивания израненного вражеского флагоносца; различные виды оглушения - Bash в форме медведя и Pounce в форме кошки - для оглушения и задержки флагоносца противника; сказочный огонь (Faerie Fire) - как профилактика ухода потенциального флагоносца в невидимость и/или ослабление его брони, а также таланты Natural Shapeshifter (уменьшает стоимость перехода из формы в форму до 30%) и Thick Hide (увеличивает броню до 10%). |
Это интересно: друид противника в форме гепарда, кошки или медведя, а также шаман в форме волка считаются зверьми (Beasts). Будучи друидом, вы можете задержать их заклинанием Hibernate, пока не подоспеет основная группа преследования.
Какие выводы можно сделать из всего вышеперечисленного? Хотя друид вполне годится для торможения и перехвата вражеского флагоносца, а также (особенно restoration-druid) может успешно работать целителем в группе атаки, его основная задача - ношение флага. Иными словами, если у вас в команде есть один друид, именно ему следует быть главным флагоносцем (Main Flag Carrier), если их двое - они могут меняться. При этом один из них будет нести флаг, а другой - лечить.
Священник
Еще одна из ключевых фигур хорошей группы. Объяснение лежит на поверхности - священник лучше всего лечит, защищает и снимает негативные эффекты. К тому же, в отличие от друида, впервые попавший на WSG новичок-священник будет заниматься привычным делом - лечить и защищать. По большому счету, вся разница в том, что если в PvE его главным подопечным был «танк», то здесь - флагоносец.
Обновление (Renew) - одно из базовых целительских умений в данном контексте. Его ценность в том, что оно заранее создает некоторый запас здоровья у вашего подопечного, и этот запас будет частично компенсировать тот урон, который он сейчас начнет получать. Священнику следует применять Renew заранее, например, перед тем, как флагоносец прыгает с балкона, чтобы схватить флаг. |
Щит (Power Word: Shield). Окружает цель силовым щитом, поглощающим определенное количество урона. По сути, это примерно то же самое, что и Renew, - щит позволяет игнорировать часть наносимого урона. Эта магия должна также использоваться заранее, предваряя ожидаемый урон. |
Быстрое лечение (Flash Heal). Излюбленный метод лечения, и не зря, так как скорость заклинания - всего полторы секунды. |
Снятие магии (Dispel Magic). Снимает сон, ледяную ловушку и прочие эффекты, накладываемые на нашего подопечного. Священнику нужно следить не только за здоровьем флагоносца, но и за тем, что применяют против него противники, чтобы вовремя это удалять. |
Психический вопль (Psychic Scream). Заклинание, причисляемое теоретиками WoW к так называемому контролю толпы (Crowd Control - СС). Это название очень точно передает суть его применения на WSG. Под воздействием вопля толпа защитников флага начинает беспорядочно бегать вокруг, полностью игнорируя нашего флагоносца, свой флаг и все прочее. |
Это важно: при описании классовых умений и талантов я опускаю некоторые очевидные из них, как то: налагаемые чары, повышающие здоровье, броню, интеллект, сопротивляемость магии и т.п. Необходимость применения такого рода магии на всех членов группы не вызывает сомнений и не нуждается в отдельных комментариях.
Защита от страха (Fear Ward). Крайне полезный навык при захвате вражеского флага, но, увы, доступный лишь расе гномов. Если вы гном-священник, помните, что страх - один из способов задержать флагоносца во flag-room, и, соответственно, защита от него неплохо увеличивает шансы на выживание. |
Дальнее зрение (Mind Vision). Вам когда-нибудь хотелось бы посмотреть на мир чужими глазами? Играйте за священника, и вы получите такую возможность. Ценность заклинания - помощь в обнаружении вражеского флагоносца. Если мы смотрим его глазами, мы можем понять, где он находится. |
Мозгодробилка (Mind Flay). Вредоносная магия, наносящая урон и замедляющая противника. Как известно, священник может не только лечить, но и убивать. В частности, теневой священник считается самым сильным противником в поединке один на один. |
Что можно сказать о главной роли священника, посмотрев на эти умения? Вывод напрашивается сам собой - это лечение и защита флагоносца. Если в вашей команде их несколько, то вполне возможно отвести одному из них атакующую, а не защитную роль. Но если священник один, то, куда бы он ни вложил таланты до попадания в вашу группу, он должен находиться рядом с флагоносцем и поддерживать его жизнь всеми доступными средствами.
Святость против тени | |
Казалось бы, логично предположить, что если основная роль священника на WSG - лечение, то лучший build - это Holy. Однако специфика игры на WSG ставит такое утверждение под вопрос. Да, несомненно, если вы специализируетесь в ветке святости (Holy), ваши щиты будут поглощать больше урона, ваши заклинания лечения станут забирать меньше маны и приносить больше здоровья. Однако не вызывают сомнений также и преимущества Shadow Priest‘a. Он может помочь нам прорваться на базу противника, уничтожая защиту своей сильной магией. Он способен позаботиться о себе и по сравнению с Holy Priest не нуждается в чьей-либо опеке. При всем этом в нужное время он выходит из теневой формы и лечит флагоносца. В частности, моим постоянным «ангелом-хранителем» за долгие месяцы рейдовых сражений был именно Shadow Priest. В итоге вот что мы имеем: Holy Priest - специализированный целитель, Shadow Priest - более универсальный класс. Помня о главной задаче - поддержании флагоносца в добром здравии, я при этом не вижу смысла в переходе теневого священника в ветку Holy. Как, впрочем, нет смысла и в обратном переходе, если человек привык быть «чистым» целителем и комфортно чувствует себя в этой роли. Ваша задача как лидера рейда - максимально использовать те роли и build’ы, к которым привыкли бойцы команды. Если они будут делать то, что у них лучше всего получается, в результате выиграют все. |
Шаман
Шаман - универсальный класс. Именно универсальность делает его очень гибким в применении, когда мы говорим о WSG. Рассмотрим некоторые полезные умения и таланты.
Призрачный волк (Ghost Wolf). В этой магической форме скорость шамана возрастает на 40% - аналог Travel Form у друида. Недостаток - эту форму можно снять, как и любую другую магию, тогда как друид в форме гепарда - это, таки-да, гепард, и вывести его из нее можно только путем убийства. |
Лечебная волна и малая лечебная волна. (Healing Wave и Lesser Healing Wave соответственно). Чаще применима меньшая волна, поскольку она занимает полторы секунды, а не три. Хотя, если у вас хорошо развито чувство времени, вполне можно применить и длительные лечащие заклинания. Кстати, это касается практически всех классов. Навыки «быстрого» и «медленного» лечения, полученные в PvE, работают и здесь. |
Примораживание (Frost Shock). Как вы помните, замедлить убегающего флагоносца - это завсегда хорошо. Это заклинание сочетает урон холодом с замедлением на 50%. |
Замораживающее оружие (Frostbrand weapon). Накладывается на оружие и с некоторой вероятностью замедляет противника на 25%. Дополнительный «контроль скорости». |
Снятие яда (Cure Poison). Убирает вредный замедляющий эффект с флагоносца. Контроль скорости. |
Очистка (Purge). Снимаем один (или два на более высоких уровнях) магический эффект с вражеской цели. В данном случае речь, естественно, идет о «полезной» магии. Таким образом мы можем лишить вражеского флагоносца важного для него усиления и, соответственно, уменьшить его шансы на выживание. |
Важные для WSG таланты: улучшенный призрачный волк (Improved Ghost Wolf) - снижает время перехода в форму волка на две секунды - и скорость природы (Nature’s Swiftness) - аналог друидского таланта, делающий следующее лечебное заклинание моментальным (Instant Cast). Улучшенный волк полезен, если вам часто приходится исполнять роль флагоносца, ну, а быстрое лечение полезно в любых ситуациях. |
Замедляющий тотем (Earthbind Totem). Замедляет движение всех противников в радиусе 10 ярдов. Еще один способ не дать флагоносцу далеко уйти или же замедлить преследователей. |
Заземляющий тотем (Grounding Totem). Переводит на себя любое вредоносное заклинание (кроме заклинаний по площади, AOE Spells), направленное на кого-то из вашей группы. |
Дрожащий тотем (Tremor Totem). Снимает эффекты страха, зачарования и сна с членов группы в радиусе 30 ярдов. Полезен для подстраховки флагоносца. |
Прочие тотемы могут быть полезны в статических ситуациях, когда нужно повысить броню, урон и различные показатели нашей группы перед предстоящим боем. В частности, это актуально при защите флагоносца на собственной базе. |
Шаманья светомузыка. |
Для полноты картины следует добавить, что шаман традиционно считается очень сильным PvP-классом. Его умения позволяют ему бороться с любыми противниками и часто побеждать их. Благодаря этому популярность класса высока, и обилие шаманов в WSG-группах - вполне обычное явление. Как мы уже отмечали, шаман универсален и благодаря форме призрачного волка может быть вполне приличной заменой друиду в качестве флагоносца, а благодаря высокому урону и всяческим замедляющим способностям будет хорош в защите. Чтобы грамотно распорядиться своими шаманами, нужно представлять, какими другими классами вы обладаете, какая специализация у того или иного шамана, но, в общем, они хороши везде и благодаря универсальности отлично вписываются в любую команду.
Маг
Несмотря на то, что маги у нас традиционно ассоциируются с огнем и молниями, оставляющими от врагов тлеющие угольки, они могут не только уничтожать, но и работать отличным эскортом. И даже флагоносцами. Что же им в этом помогает?
Полиморф (Polymorph). Еще раз вспомним, что игра на Warsong Gulch - это захват флага. Поэтому очень часто нам вовсе не нужно уничтожать надоедливого вора или воина. Достаточно превратить его в овечку или свинку и продолжить путь рядом с нашим флагоносцем. Таким же образом можно задержать неприятеля, работая в защитной команде. |
Заряд холода (Frost Bolt). Наносим урон, одновременно замедляя противника. Обратите внимание, что, если наша главная цель - замедление, мы можем пользоваться заклинанием первого уровня, экономя ману. |
Ледяная звезда (Frost Nova). Наносит урон и одновременно примораживает всех ближайших противников к земле. Обратите внимание, что и тут мы можем пользоваться заклинанием первого уровня, так как эффект «приморозки» для нас важнее, чем наносимый урон. |
Конус холода (Cone of Cold). Наносим урон и одновременно замедляем движение противника на 50% в течение 8 секунд. |
Телепортация (Blink). Мгновенно переносимся на 20 ярдов, одновременно освобождаясь от оглушающих и замедляющих эффектов. Это можно делать и с флагом на спине. |
Ослабление магии (Dampen Magic). Наложив на цель это заклинание, мы повышаем ее сопротивляемость ко всем школам магии до 90 единиц (5 ранг). Проблема в том, что при этом мы понижаем также и лечебные эффекты до 180 единиц. Может быть полезно в ситуациях, когда лечение по какой-то причине недоступно. |
Разнообразные щиты и барьеры особенно актуальны, когда маг выступает в роли флагоносца, как, впрочем, и в общем при ведении боя. |
Различная боевая магия, особенно школы огня, очень эффективна для непосредственного уничтожения флагоносца или защитников вражеского флага. |
Место мага на поле боя во многом зависит от складывающейся ситуации. Как мы видим из его умений, этот класс может быть очень хорош как в обороне (замедление и уничтожение флагоносца), так и в нападении (замедление и полиморф группы преследования нашего флагоносца). Таким образом, мы можем переставлять мага из группы в группу, смещая акцент от надежной защиты к более сильной атакующей тактике или наоборот. Маг также очень ценен благодаря умению изготавливать еду и питье.
Охотник
Warsong Gulch подходит для охоты ничуть не хуже других мест. И в самом деле - здесь есть на кого натравить своего прирученного зверя, есть на кого ставить ловушки, есть кого замедлять и расстреливать.
Замораживающая ловушка (Freezing Trap). При попадании в ловушку противник превращается в глыбу льда и стоит в таком беспомощном виде до 20 секунд. Любой нанесенный урон размораживает жертву. |
Снежная ловушка (Frost trap). Когда кто-то из неприятелей попадает в зону действия ловушки, вся земля в радиусе 10 ярдов покрывается легким пушистым снежком, снижающим скорость неприятелей на 60%. Очень эффективно в защите. |
Оглушающий выстрел (Concussive Shot). Замедляет движение на 50% на 4 секунды. |
Подрезка крыльев (Wing Clip). Замедляет движение на 60% на 10 секунд (ранг 4). |
Жало гадюки (Viper Sting). Когда в противника попадает такое жало, он начинает терять ману. Учитывая, что флагоносцу противника постоянно требуется мана на смену формы (если речь идет о друиде), эффект «утечки» может быть очень неприятен. |
Напугать зверя (Scare Beast). Учтите, что друид в звериной форме считается зверем, и все, что действует на зверей, действует и на него. |
Жало виверны (Wyvern Sting). Талант, который в дальнейшем можно развить. Усыпляет цель и наносит дополнительный урон в момент пробуждения. |
Аспект гепарда (Aspect of the Cheetah). Увеличивает скорость перемещения на 30%. Если вам случайно выдалось побыть флагоносцем, этот аспект может принести пользу. Но может и навредить - ведь при получении урона вы будете замедлены (эффект Daze) на 4 секунды. |
Дезориентирующий выстрел (Scatter Shot). Очень важный талант, позволяющий затормозить флагоносца сразу после захвата им флага, даже если тот находится под действием Free Action Potion и иммунен к оглушению и замедлению. |
Разнообразные способы выслеживания противника (Track Humanoids, Track Beasts, Track Hidden) помогут заранее увидеть врагов на карте. Они также весьма полезны для поиска вражеского флагоносца. |
Лучшее место для охотника - группа защиты. Ловушки (особенно Frost Trap) делают его незаменимым в нашей flag-room, а различные навыки замедления противника отлично помогают при преследовании в поле. Прирученные животные также доставляют вражеским флагоносцам массу неприятных ощущений.
Воин
Специфические навыки воина для WSG.
Подрезка сухожилий (Hamstring). Урон плюс замедление на 50%. |
Запугивающий крик (Intimidating Shout). До 5 врагов разбегаются в страхе. |
Перехват (Intercept). Бросаемся на врага и оглушаем его на 3 секунды. |
Нападение (Charge). Кидаемся на врага и оглушаем его на 1 секунду. |
Оглушающий удар (Concussion Blow). Талант, оглушающий противника на 5 секунд. |
Роль воина в схватке определяется не только его умениями, но и, конечно, тем, куда вложены его таланты. Зачастую воин с защитной специализацией (Protection) выносит флаг из вражеской базы, а уже после отдает его друиду. С другой стороны, как мы видим из списка умений, воины очень ценны в защите благодаря навыкам торможения противника. Ношение щита или двуручного оружия также зависит от выполняемой роли. Все эти нюансы стоит учесть, если вы хотите создать действительно эффективную команду.
Колдун
Проклятье усталости (Curse of Exhaustion). Талант из ветки Affliction. Замедляет цель. |
Петля смерти (Death Coil). Наносит урон и обращает цель в бегство. Нанесенный урон возвращается колдуну в качестве здоровья. |
Страх (Fear). Цель убегает в страхе. Длительность - до 20 секунд. |
Ужасный рев (Howl of Terror). 5 врагов в радиусе 10 ярдов бегают в страхе до 15 секунд. |
Разнообразные умения вызываемых демонов: соблазнение (Succubus), снятие усиливающих заклинаний (Felhunter) или просто дополнительный урон (Imp). |
Различные проклятья, наносящие урон. Повесив их на убегающего флагоносца, мы уменьшаем его шансы добежать домой. |
Различные виды «пугающих» заклинаний, а также умения демонов, которых может вызывать колдун, делают его высокоэффективным против атакующих групп противника как в вашей flag-room, так и при игре в середине поля. Кроме того, колдун - один из самых сильных классов в ПВП, поэтому его присутствие в команде повышает ее общую боевую мощь.
Вор
Люди, играющие этим классом, часто вызывают к себе массу недобрых чувств. Что ж - если вы поиграете против хороших представителей этого класса на Warsong Gulch, вы поймете, почему это так.
Удар по почкам (Kidney Shot). Оглушает цель на срок от 2 до 6 секунд в зависимости от накопленных комбо-очков (combo points). |
Коварная атака (Sap). Приводит противника в недееспособное состояние - он просто стоит и грустно покачивается. Эффект длится до 45 секунд. Действует на цели, которые не находятся в бою. |
Gouge. «Вырубает» противника на 4 секунды. |
Замедляющий яд (Crippling Poison). Покрываем оружие этим ядом, после чего получаем 30-процентный шанс замедлить противника на 70% при ударе. |
Ослепление (Blind). Дезориентирует цель. Эффект длится до 10 секунд. Действует несмотря на FAP (Free Action Potion). |
Спринт (Sprint). Увеличивает скорость на 70%. |
Умение уходить в невидимость, разнообразные оглушения и замедления делают вора отличным защитником флага. При этом противник не может точно оценить число защитников, что добавляет эффект внезапности. В группе атаки вор может быть тоже полезен благодаря навыку «спринт». Обратите внимание, что многие умения требуют реагентов, о которых стоит позаботиться заранее.
Паладин
Бытует мнение, что паладин - это «класс поддержки». А что насчет WSG?
Святой свет (Holy Light), вспышка света (Flash of Light), наложение рук (Lay on Hands) - разнообразные способы подлечить партнера по команде. Различные затраты маны и достигаемые эффекты, но вывод очевиден - лечить мы умеем. |
Очистка (Cleanse). Снимает один яд, одну болезнь и один магический эффект с дружественной цели. |
Благословление свободы (Blessing of Freedom). Делает цель невосприимчивой к любым эффектам, замедляющим движение на 10 секунд. Аналогично действию Free Action Potion. |
Благословление жертвы (Blessing of Sacrifice) Перенаправляет паладину 55 единиц урона, причиняемого члену вашей группы. |
Молот правосудия (Hammer of Justice). Оглушает цель на 6 секунд (ранг 4). А зачем бежать за нашим флагоносцем? |
Разнообразные ауры и благословления, действующие на группу. Одни из них повышают наносимый урон, другие увеличивают броню. Использование тех или иных заклинаний зависит от решаемых на данный момент задач. |
Посмотрев на навыки паладина, можно придти к однозначному выводу: это отличный класс для поддержания нашего флагоносца в добром здравии. Остается лишь недоумевать, почему, обладая таким классом, Альянс считается более слабой стороной на WSG.
Вопрос пятый
Как набрать команду?
Создавая организованную WSG-группу, вы собираете не просто десяток человек для совместной игры, но и систему правил для их отбора и замены. Эти правила очень важны для успешного функционирования всей группы. Начнем с людей. Ваша команда будет состоять из основных членов и тех, кто их заменяет в случае необходимости.
Требования к основным игрокам:
Дисциплина и желание учиться. Как видно из практики, дисциплина - более важное качество для совместной игры, чем многие другие, такие как экипировка и даже само умение играть. Если вы говорите священнику, что ему следует выйти из теневой формы и лечить, а он утверждает, что он DPS-Priest, и отказывается, этот человек не подходит для игры в команде, каким бы высококлассным игроком он ни был. Если вы ставите вора в защиту, но он лезет атаковать, объясняя, что защищать флаг ему скучно, - то же самое. С другой стороны, игрок, обладающий даже средними навыками и экипировкой, принесет большую пользу, четко исполняя свою функцию. Поэтому пусть вас не смущает отсутствие «эпиков» или даже «зелень» в обмундировании - это гораздо легче исправить, чем перекроить неуживчивый и эгоистичный характер человека. Возможность долго играть в течение дня и намерение достичь высокого ранга. Это правило достаточно очевидно, поскольку, чтобы создать хорошую боевую группу, нужно много практиковаться, как и в любой игре. Если человек может играть несколько часов в неделю, он не сможет стать игроком основного состава. Кроме того, игрок, планирующий получить высокий ранг, останется с вами надолго, и это тоже плюс.Мы не ждали такого радушного приема. |
Наличие быстрого ездового животного (Epic Mount), хорошая броня и оружие, хорошие навыки в PvP, наличие голосовой коммуникации - все это, конечно, тоже очень важные плюсы, и они должны вами учитываться. Факт того, что при прочих равных условиях вы предпочтете опытного бойца новичку, достаточно очевиден, но при этом помните о трех важнейших требованиях, описанных выше.
Игроки замены
Зайдя в игру, вы далеко не всегда увидите всех членов своей команды в онлайне. Часть будет готова играть, но их будет меньше десяти. Что делать? Очевидно - брать дополнительных людей, скажем так, из второго состава. Когда вы будете брать человека со стороны, всегда предупреждайте, что можете заменить его в любой момент. Предупредите его об этом до того, как пошлете ему приглашение. Это избавит от массы конфликтных ситуаций и ненужных вопросов. При этом вы можете заменить его не только в случае появления кого-то из «старичков», но и если вам понадобится другой класс или вы будете неудовлетворены его игрой.
Помните - вы лидер организованной группы, и правила устанавливаете вы. Главное, чтобы эти правила были и о них знали окружающие. В спорных вопросах также не бойтесь проявить свою волю и жесткость. Если же кого-то не устраивают принимаемые вами решения, то он имеет полное право создать свою группу и вести там любую политику.
В течение дня у вас может образоваться очередь из игроков, желающих поиграть в сработанной группе. Это нормально, и вам даже иногда придется записывать имена игроков, чтобы соблюдалась очередность. Однако помните, что прерогатива должна оставаться за вашим основным составом и теми классами, которых не хватает в данный момент. Если кто-то останется обиженным, потому что его не взяли поиграть, всегда вспоминайте старую английскую поговорку - «It’s impossible to please everyone».
Ассистенты
Назначьте одного или двух ассистентов, которые смогут начать набирать команду, если вы задержались в real life. Это должны быть люди, обладающие навыками руководства рейдом, которых уважают и любят все прочие игроки. В общем - ваши заместители.
Баланс классов
Приглашая того или иного тролля или орка в рейд, вы должны заранее представлять, чем он там будет заниматься. Хаотичное накидывание классов и дальнейшие попытки организовать из этого команду - не лучший способ организации группы, даже если все эти игроки очень дружелюбны, дисциплинированны как не знаю кто и одеты в «эпики» с головы до пят.
"Ты понесешь флаг в следующий раз! Нет, ты! Нет, ты!" |
Исходя из моего опыта, важнейшие классы в рейде - священник, друид, маг и шаман. Все остальные, хотя и хороши в своей работе, могут быть заменены этими четырьмя. Кстати, я не зря поставил священника на первое место. Справедлива поговорка, бытующая в World of Warcraft, - «If you have a priest, you have a party». Это особенно справедливо для WSG. Если вы набрали двух или даже трех священников - замечательно. Их много не бывает. Если у вас есть костяк атакующей группы - друид плюс священник, подумайте о защите. Классические персонажи защиты, как мы уже знаем, - вор и охотник. Имейте в виду, что, если вы в данный момент не можете найти нужные вам классы, начинайте без них - неразумно заставлять свою команду долго ждать. Иногда даже лучше попасть на Battle Ground, когда вас еще только девять или восемь, чем дать своим людям заскучать.
%Это важно: зачастую вы сможете найти хороших членов команды прямо во время боя, например, в AB или даже WSG, если вы попали туда не в полном составе. Приглядывайтесь к незнакомым игрокам и, если их игра вам понравится, предложите им присоединиться к группе. Возможно, в будущем они станут постоянными членами вашей команды. Также не стесняйтесь предлагать незнакомым игрокам присоединиться к вам. Это особенно касается лечащих классов. Помните, что лучше начать бой с незнакомым вам священником, чем вообще без какого-либо священника.
Вопрос шестой
Что брать с собой и где это купить?
Начиная сражение, воин вряд ли оставит в банке свою алебарду, а друид, скорее всего, прихватит PvP-набор, дающий ему прибавку к скорости. А что насчет других вещей?
Аукцион полон разнообразных бутылок, прекрасно восстанавливающих здоровье и ману. Однако цены на них приводят нас к мысли, что стоит поискать что-то подешевле. И это что-то мы найдем в нескольких местах. Во-первых: к северу от Tarren Mill вы найдете вход в PvP-локацию долина Альтерак (Alterac Valley), где у Frostwolf Supply Officer сможете приобрести:
Major Healing Draught - до 10 бутылок - лечит от 980 до 1260 единиц здоровья;Major Mana Draught - до 10 бутылок - восстанавливает от 980 до 1260 единиц маны;
Superior Healing Draught - до 10 бутылок - лечит от 560 до 720 единиц здоровья;
Superior Mana Draught - до 10 бутылок - восстанавливает от 560 до 720 единиц маны.
Там также можно купить еду и питье. А как же маг, который делает это бесплатно, спросите вы? Да, основным источником должен быть именно маг, но при этом каждому игроку следует иметь собственный небольшой запас еды и воды для ситуации, когда маг будет недоступен. Своего рода НЗ.
Во-вторых, прямо в середине Оргриммара в офицерских бараках вы можете купить:
Combat Mana Potion - до 5 бутылок - восстанавливает от 900 до 1500 единиц маны;Combat Healing Potion - до 5 бутылок - восстанавливает от 700 до 900 единиц здоровья;
различные реагенты для заклинаний: Wild Thornroot, Sacred Candle и так далее.
Это важно: зелья лечения особенно важны для флагоносца. Потерять флаг из-за того, что у вас в нужный момент не оказалось под рукой бутылки, - большая оплошность.
В-третьих, вам понадобятся бинты (Bandage), которые можно сделать самому, развив навык First Aid (и я очень советую сделать это - причем всем классам, в том числе и лечащим), а также можно купить специальные бинты для WSG, которые продаются к северу от Crossroads на границе Barrens и Ashenvale в WSG-лагере.
И, наконец, на аукционе можно приобрести некоторые зелья, особенно ценные для флагоносцев. Это прежде всего Free Action Potion. Зелье делает выпившего иммунным к оглушениям и замедлениям, что крайне полезно при выносе флага из вражеской flag-room. Кроме самого зелья стоит покупать его компоненты - Oily Blackmouth или Blackmouth Oil, а также Stranglekelp. После чего знакомый алхимик сможет сварить вам это снадобье.
Вам также может пригодиться Swiftness Potion, увеличивающее скорость бега. Вообще вопрос покупки дополнительных бутылок на аукционе зависит от вашего финансового состояния. Если вы богаты и хотите быть максимально эффективным в WSG, то можете приобретать и много других снадобий. Кроме того, вам очень пригодится, если вы по профессии травник и алхимик. Это сэкономит немало денег.
Из забавных и одновременно полезных напитков стоит еще отметить Noggenfogger Elixir, который можно купить в городе Gadgetzan (локация Tanaris), пройдя предварительно серию квестов. Этот эликсир с некоторой вероятностью уменьшит ваш размер, превратив из большого гепарда в маленькую кошечку. На маленькую цель труднее навестись и ее сложнее заметить, поэтому ваша выживаемость в такой миниатюрной форме возрастет.
Вопрос седьмой
Как с пользой потратить первую минуту на WSG?
Итак, команда набрана, бутылки куплены, и вот вы внутри. В течение того небольшого времени, которое у вас будет до начала боя, вам как рейд-лидеру предстоит решить несколько важных задач.
Определить, кто ваш противник, в каком он составе, PUG это или Premade. От этих вопросов будет зависеть вся стратегия. Проверить, у всех ли есть еда и питье. Поручить магу выдать страждущим бутылки и булочки с корицей. Проследить, чтобы вся команда была усилена заклинаниями, повышающими здоровье, интеллект и броню. Речь прежде всего идет о Prayer of Fortitude (Priest), Arcane Brilliance (Mage) и Gift of the Wild (Druid). Затраты маны на «предварительную обработку» должны быть сразу восстановлены, времени на все это хватает. Не забывайте заранее напоминать вашим бойцам о покупке реагентов. Вор также должен запастись реагентами для приготовления ядов.Если вы пользуетесь голосовой коммуникацией, проверить, все ли подключены к серверу. И, наконец, самое главное - определиться с планом игры.
Коммуникация |
Идеальный вариант общения во время боя - использование голосовой связи при помощи серверов TeamSpeak или Ventrilo. Преимущества очевидны - вам не нужно печатать, руки свободны, и вы можете полностью сконцентрироваться на игре. Кроме того, такой способ коммуникации быстрее. Однако идеальный вариант достигается далеко не всегда. Во-первых, вы будете часто набирать людей для замены, и у вас не будет времени объяснять, где можно скачать тот или иной клиент, а потом ждать, пока человек скачает его, установит и зайдет на сервер. Во-вторых, не у всех игроков будет подключенный микрофон. В-третьих, не исключено, что вы не будете обладать достаточными разговорными навыками для нормального ведения беседы на английском языке. Такая банальная причина вполне может встать на пути использования голосовой связи. Учтите, что, если у половины команды будет голосовая связь, а у половины нет, это приведет к тому, что вам придется и говорить, и писать в чат, то есть дублировать информацию. А это вам не понравится. Что же делать в ситуациях, когда полноценное общение голосом будет недоступно или затруднено? Ответ прост - разработать систему макросов. При этом одним нажатием на кнопку вы сможете сообщать о стратегии, перемещениях противника, просить о помощи и так далее. Простые примеры полезных макросов: JOIN WSG BUFFS, PLEASE GROUP 1 - ATTACK, GROUP 2 - DEFENCE GROUP 1 - ATTACK, GROUP 2 - MIDFIELD ALL ATTACK GOING TUNNEL GOING RAMP GOING GRAVEYARD HELP FLAG-CARRIERИ так далее, в зависимости от используемых вами стратегий, тактик и личных вкусов. Обратите внимание, что кроме рейд-лидера макросы также очень пригодятся флагоносцу. Он сможет быстро сообщить о своем маршруте, чтобы другие игроки могли его встретить и помочь. |
Вопрос восьмой
Какие стратегии мы можем применить?
Базовых стратегий на WSG не так уж много, и все они проистекают из главных принципов игры, описанных нами выше. Учтите, что чем более продвинутой и сыгранной станет ваша команда, тем более изощренные и порой рискованные тактики вы сможете применять. Однако начнем с простого.
5 в атаке - 5 в защите
Пять человек идут в атаку, пять остаются дома. Классика. |
Пожалуй, самая простая из всех базовых стратегий в игре. Мы делаем две группы. Первая группа отправляется на захват флага. Вторая остается в нашей flag-room и защищает наш флаг. Пример расстановки классов:
1 группа: 2 друида, священник, маг, шаман.
2 группа: вор, охотник, 2 воина, колдун.
Как и любая стратегия, она имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим преимущества.
Простота. Если ваша команда еще не особо сыграна, применение сложных тактик грозит провалом. Тут же все просто. Пять человек сидят рядом с флагом и уничтожают все, что приходит к вам в гости, пять человек захватывают флаг противника. Надежность. При таком подходе ваши группы атаки и защиты получают максимальное количество игроков не в ущерб друг другу. То есть, если противник сидит в глухой обороне и ваша группа атаки уничтожается, это значит, что и к вам на базу придет немного бойцов и будут все шансы удержать свой флаг. Если же противник атакует большой группой, то вы сможете захватить его флаг, потому как его защита будет слабой. Специализация. Когда вы концентрируете атаку и защиту в двух «кулаках», это дает возможность вашим бойцам максимально отточить свои роли и взаимодействие в группах. Священник научится поддерживать друида, маг научится тормозить группу преследования, вор и охотник научатся задерживать вражеского флагоносца или выводить из строя его целителя, и так далее. Таким образом, через некоторое время ваши группы атаки и защиты станут отлично сыгранными, а это сложно переоценить. Гибкость. При необходимости вы можете легко увеличить группы атаки или защиты. Пример: противник защищается ввосьмером. Как известно, клин клином вышибают. Вы перебрасываете нескольких человек из защиты в атакующую группу. И наоборот, если защита практически отсутствует, вы можете уменьшить вашу группу атаки. Изначальная расстановка 5/5 - это своего рода равновесная боевая стойка, которую мы смещаем в зависимости от действий противника.%Это важно: учтите, что одна из функций группы защиты - помощь нашему флагоносцу. Это особенно важно при движении в туннеле. Поэтому, даже если в нашей flag-room ничего не происходит, ее защитники должны внимательно следить за общим состоянием дел на поле боя и в случае надобности помочь донести флаг. Позиция «наше дело защищать флаг, и больше мы ни о чем не думаем» недопустима.
Недостатки этой стратегии сводятся к тому, что группа защита контролирует хоть и очень важное, но при этом крайне маленькое по площади пространство. Часто это приводит к тому, что группа атаки оказывается беспомощной в середине поля (так называемый Mid-Field Ganking) а также, если вражескому флагоносцу удается вырваться на волю с нашим флагом, многие бойцы, оставшиеся позади, оказываются не у дел. Иными словами - защита носит чересчур пассивный характер. Как улучшить ситуацию? Рассмотрим следующую стратегию.
5 в атаке - 5 в середине поля
Таким образом мы блокируем противника еще до подхода к нашей базе. |
Перейти к такой стратегии очень просто. Мы всего лишь переносим наших пятерых защитников из пыльной и душной комнаты с флагом в середину поля, как говорится - на кислород. Что при этом достигается?
Блокировка вражеской группы атаки еще до попадания на нашу базу. Мы не даем противнику не то чтобы схватить наш флаг, а даже приблизиться к нашей базе. Сбиваем с лошадей воинов, оглушаем, тормозим, уничтожаем потенциального флагоносца. То есть - играем на опережение. Иногда нам удастся вообще запереть противников на их базе - все, что попадает в поле, будет сразу уничтожаться. Двойная защита. Суть этой концепции в том, что, если какой-то хитрый друид пробился сквозь нашу защитную группу, ему придется сделать это еще раз, по пути домой. То есть просто оторваться от защитников, как в первой стратегии, будет недостаточно. Нужно будет пройти сквозь них два раза. Помощь в атаке. Если наша группа таки будет встречена в середине поля, группа защиты сможет быстро придти на помощь - ведь она будет совсем недалеко. По сути, мы выводим в поле все 10 человек, с той разницей, что группа защиты будет уходить на северо-запад, а группа атаки направляться на северо-восток к склону (Ramp), ведущему на вражескую базу (если говорить об Орде). Встреча флагоносца. Когда наш флагоносец оторвется от преследователей и выскочит в чисто поле, мы сможем его сразу встретить и эскортировать к нам на базу.Естественно, что, как и в любой тактике, мы можем варьировать цифры полевых игроков и игроков атаки в зависимости от ситуации. Помните, что 5/5 - это лишь базовая концепция, которую можно и нужно поменять, если что-то пойдет не так.
Недостаток этой схемы игры в том, что наш флаг остается без ближней защиты, и прокравшийся друид или вор легко его захватывают. Это также можно скорректировать следующей схемой.
4 в атаке - 4 в поле - 2 в защите
Таким образом мы пытаемся убить даже не двух, а всех трех зайцев - захватывать флаг, контролировать поле, контролировать flag-room. Однако за все нужно платить, и, как видите, - мы уменьшаем количество атакующих и «полевых» игроков. Эта схема более гибкая, но и более требовательная к игровым навыкам и координации.
%Это важно: перехватывая вражескую команду в поле, старайтесь прежде всего уничтожить потенциального флагоносца (друид, шаман) и его «семейного доктора» (священника). При этом, даже если оставшиеся бойцы доберутся до вашего флага, их шансы донести его назад резко уменьшатся.
0 в защите - 10 в атаке: «операция Zerg»
Когда ваша команда возвращается домой, флагоносец (FC) должен вовремя отделиться от основной группы, которая пойдет на перехват вражеского флагоносца (EFC) |
Если вы хотите немного поразвлечься, я предлагаю вам попробовать эту известную схему, когда вы поначалу полностью игнорируете защиту вашей базы и флага. Принцип игры прост - двигаясь единой группой из 10 человек, вы перемалываете все, что становится у вас на пути, после чего убиваете защиту и с очень высокой вероятностью выносите флаг из вражеской базы. Если вы действуете успешно, вы несете очень малые потери благодаря постоянному численному преимуществу. При кажущейся простоте игра 0/10 потребует от вашей команды очень хорошей координации и сыгранности. Наиболее важны принципы такой стратегии:
оставаться вместе и избегать рассеивания по полю. Вся сила тактики - в мощном кулаке из 10 человек. Если вы растянулись и размазались - ждите беды; если вы столкнулись с группой перехвата на подступах к вражеской базе, сначала уничтожьте всех и только потом двигайтесь дальше. Поддерживайте друга друга, лечите и защищайте. Вы можете применить воскрешение прямо на месте, чтобы не ждать, пока человек доберется к вам с кладбища; после захвата флага старайтесь все как можно скорее покинуть базу противника и ринуться на перехват атакующей группы противника, которая в это время возвращается с нашим флагом к себе на базу. Определите ее маршрут и двигайтесь на встречу. В то же время ваш флагоносец отделяется от основных сил, сопровождаемый священником, и бежит ставить флаг. Остальные 7-8 человек в это время расправляются с вражеским флагоносцем; если вражеский флагоносец не обнаружен, разместите основные силы в середине поля и одновременно обыщите свою базу. Ваша задача - не дать ему просочиться сквозь ваши силы и избежать ситуации обмена флагами.А не ждут ли нас под балконом "друзья"? |
Такова теория, и я могу подтвердить из своего личного опыта, что при хорошей командной игре у вас есть все шансы претворить теорию в жизнь. После того как флаг будет захвачен, вам нужно перегруппироваться, вновь сформировать атакующий кулак и повторить процедуру. Схемы игры хороша против изначально защитных формаций противника. Ведь известно, что, увидев premade-группу, многие сразу уходят в глухую оборону. Тут-то и пригождается атака вдесятером. Помните, что самый важный этап операции «Zerg» наступает после захвата вражеского флага - с самим захватом обычно проблем не намечается. Проблемное место - перехват вражеского флагоносца и одновременный эскорт своего на базу.
1 в защите - 9 в атаке
Разновидность предыдущей стратегии. Задача бойца, оставленного на защите (идеально - невидимый вор), - не вступать в сражение с 4-5 атакующими противниками, а отследить, в какую сторону побежал флагоносец, и передать информацию, чтобы вы могли как можно быстрее его перехватить.
Вопрос девятый
Что важно для флагоносца?
Последние метры. |
Вся игра в WSG строится вокруг флага и, соответственно, вокруг флагоносца. Я бы хотел дать некоторые советы исходя из личного опыта.
Если ваша главная задача - нести флаг, пересмотрите свою экипировку. Вам не понадобятся сережки, увеличивающие критический урон. Вам не понадобится более мощная сила атаки. Ваша цель - выживание, а драться будут другие. Соответственно, обратите внимание на Insignia of the Horde/Insignia of the Alliance (снимает эффекты страха, очарования и оглушения для друида), Defiler’s Talisman (поглощает до 605 физического урона). Время перезарядки последнего - всего три минуты! Если вы друид, подумайте о колечках и серьгах, дающих броню, об оружии с дополнительной броней и прочих вещах такого рода. Учтите, что в форме медведя вся эта броня возрастет на 360%. Зачаровывайте вещи не на силу, а на дополнительные единицы здоровья. Броня, ловкость (она дает уклонение) и здоровье - ваши основные показатели. Планируя постоянную игру на WSG, стоит подумать и о специфическом вложении талантов. Лечение, броня - наши прерогативы. Не забудьте и о вещах, дающих прибавку к скорости. Не геройствуйте и не полагайтесь на авось при захвате флага. Помните, что WSG - командная игра. Гораздо лучше подождать десять секунд, пока подъедет священник, чем потом бежать назад с кладбища. Всегда минимизируйте урон. Заранее кидайте на себя защитные и лечащие заклинания (HOT - Heal Over Time), применяйте зелья, «тринкеты», в общем - готовьтесь к худшему. Классическая схема захвата флага - на вас висит Power Word: Shield, Renew, Bark Skin, Insignia of the Horde/Alliance готова к применению, вы пьете Free Action Potion и прыгаете вниз с балкона, хватаете флаг - переходите в кошку. Включаете Dash и быстренько удираете из комнаты. Как вариант - прыгайте в кошке, находясь в невидимости. Если оборона крепка, вы можете использовать «подставных» флагоносцев. Когда он уводит в тоннель или на улицу всю защитную бригаду и умирает там, вы быстренько хватаете флаг и бежите в другую сторону. Будьте непредсказуемым. Уходите с флагом через туннель, через склон, мимо кладбища. Покидайте вражескую flag-room в форме медведя с помощью Feral Charge, в кошке при помощи Dash. Прыгайте с балкона, с крыши, заходите через туннель, схватив для ускорения ботинки или выпив зелье невидимости. Чем больше способов вы освоите, тем сложнее будет вашим противникам. Если же будете пользоваться одним и тем же, не удивляйтесь, если вас начнут подстерегать на маршруте следования. Держитесь вместе со своими и избегайте врагов. Если вы оторвались от вашей группы поддержки, она не сможет вам помочь. Остановитесь и подождите. Это банальный совет, но очень часто друид несется сломя голову, не думая ни о чем. Если вы зашли в туннель, а вам навстречу бегут противники, - выбегайте и заходите на базу по склону. Иными словами - дорожите своей жизнью и двигайтесь не туда, где враги, а туда, где их нет.К десантированию на вражеский флаг готов! |
Вопрос десятый
Что можно посоветовать напоследок?
Здесь я хочу коснуться вопросов, не вошедших в предыдущие главы.
Этика
Играйте корректно. Ваши бойцы не должны:
использовать оскорбительные эмоции типа /spit, /rude; заниматься Grave Yard Camping’ом (подстерегать противников сразу после их воскрешения на кладбище и убивать); убивать игроков вражеской команды, если они садятся или ложатся, явно демонстрируя неучастие в бою. Аналогично, если противники приходят к вам на базу потанцевать и подурачиться, а не захватывать флаг, будьте гостеприимны. Однако и не расслабляйтесь; использовать «баги», уже не говоря о запрещенных внешних программах. Последние следует отличать от вполне легальных модификаций интерфейса.Помните, что небольшое тактическое преимущество не стоит потери уважения и репутации. Недаром в боях мы зарабатываем не что иное, как Honor - честь.
Отдых и смена деятельности
Заслуженный отдых в перерыве между тяжкими боями на WSG. |
Если игра идет очень долго, ваши бойцы начнут уставать. Не забывайте вовремя устраивать перерывы, от коротких (2-3 минуты) до перерывов на обед в 15-20 минут. Это особенно актуально, если вы играете целый день.
Чтобы члены вашей команды не заскучали, играйте не только в WSG, но и в AB. Разнообразие - это тоже разновидность отдыха.
Программные дополнения
Существует множество дополнительных модулей, которые вы можете установить в папку с игрой. На WSG вам особенно пригодятся:
CT_Raid_Assist - требуется для просмотра здоровья всех участников рейда, посылки рейдовых сообщений и многого другого. Пригодится и рейд-лидеру, и всем остальным;Carnival - PvP/PvE Enemy Cast Bar - показывает действие и время заклинаний, висящих на вашей цели. Таким образом вы можете увидеть, когда кончилось действие лечебной магии на вашем флагоносце, и применять ее вновь;
Carnival Hunter Trap Warning - предупреждает о постановке ловушки;
Spell Alert - предупреждает игрока о начале применения противником того или иного заклинания. У вас появляется возможность принять меры противодействия;
SimpleSelfCast - автоматически выбирает вас как цель для заклинания, которое вы хотите применить. Экономит время флагоносцу для самолечения;
Druid Bar - показывает друиду его ману, когда тот находится в звериной форме;
Watch Your Back - по нажатию на клавишу мы можем увидеть, что происходит за нашей спиной. Очень полезно для флагоносца;
BGTextAlerts - показывает в центре экрана крупные сообщения о важнейших событиях (счет, захват флага).
На диске: вы найдете все перечисленные здесь программные модули. Но учтите, что выходящие патчи к игре могут влиять на работу дополнений, и в какой-то момент вам могут потребоваться более свежие их версии.
Умеем драться, умеем и отдыхать! |
Моральный дух
Поддерживайте высокую командную мораль. Помните, что непобедимых команд нет и любую команду можно обыграть. Никогда не сдавайтесь. Если не можете победить, сделайте вражескую победу максимально тяжелой. Конечно, мы хотим поскорее заработать honor points и репутацию, но длительные бои на WSG тоже очень важны, потому как прибавляют вашей команде уверенности в себе, в то время как постоянное избегание сильных команд противника эту уверенность уменьшает. Кроме всего прочего, игра с более сильной командой - это отличная тренировка.
Возможно, мы еще вернемся к теме WSG на страницах журнала, чтобы более детально обсудить те или иные аспекты игры. А пока что я желаю вам и вашей команде хороших флагоносцев, преданно лечащих их священников и безжалостную группу защиты. Ну, а победа... Не заставит себя ждать.