Quod licet Iovi, non licet bovi
(Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку)
Теренций
— Так, Ксил, ну и что там кричат эти существа внизу? — спросил Цзин,
паукообразный робот, стоящий на вершине разрушенного звездолета-пирамиды.
— Они считают нас богами. Удачно мы приземлились... — ответил переливающийся золотистыми микросхемами Ксил
— Удачно, нет слов... Выжили четверо.
— Я знал, что мы созданы, чтобы быть богамииуууоо... — стоящий рядом с Цзином змееподобный механизм медленно повесил голову, и его глаза-камеры потухли.
— Все, батареи сели. Прощай, Попокатепетль, ты был славным роботом... Теперь нас только трое.
— А в чем проблема? — вмешалась в разговор Шок, птицеобразная машина с фиолетовой подсветкой корпуса — Ну, боги так боги. Давайте править, что ли...
Куотли — раса своеобразная. Казалось бы, до разнообразия возможностей винчи и алинов поклонникам космических богов далеко, но из имеющегося куотли могут создать очень интересные и эффективные схемы. И удивлять куотли умеют получше, чем кто бы то ни было. Бессмертная и невидимая армия, летающие здания, уникальный вид ресурсов — у кого вы такое видели? Так что давайте разбираться, как заставлять врагов изумленно разводить руками.
Божественное правосудие
Si vis pacem, para bellum
(Хочешь мира — готовься к войне)
Корнелий Непот
Армия куотлей, за исключением одного важного вида войск, создается в трех зданиях: алтаре (Fane), храме (Temple) и святилище (Sanctuary). Причем для эффективной игры желательно пользоваться всеми тремя. Вывод? Верно, куотли не любят бедности. На крупных картах их шанс на победу очень высок, но на небольших полях сражений роботы ощутимо сдают. Но и тут есть свои уловки, с них и начнем.
Защитники в атаке
В армии куотлей всего один тип войск состоит из живых людей — стартовая пехота, охранники (Sentinels). Зато уж по боевым качествам эти людишки значительно превосходят свои иноземные аналоги. Вложив же немного очков науки (Research Points) в правосудие (Judgment) и рвение (Zeal), вы получите возможность тратить свой уникальный ресурс, энергию (Energy), на поглощение части наносимого урона
Ксил — отличный герой для агрессивного старта. Армия еще размером с наперсток, а штурм городов в самом разгаре. |
Первое время нам придется заняться интенсивным развитием. Копить тимоний (Timonium) на обращение нейтральных городов в вашу веру просто не выгодно, ведь при слабо развитой научной ветке правосудия нейтральные войска будут поступать под ваше командование в весьма потрепанном виде, да и города будут порядком обшарпаны (гнев небесный в действии). Лучше развивайте столицу в такой пропорции: на три реакторных округа (Reactor District) приходится два священных (Holy District) и один военный (Military District). Появляющиеся очки науки вкладывайте преимущественно в рвение, благодаря чему получите усиление атаки для охранников, а вдобавок еще и несколько отрядов в качестве подкрепления. Хотя бы два очка вложите в поклонение (Worship), тогда святые ковчеги (Holy Ark), выдаваемые вам с постройкой священных округов, будут ощутимо лечить вашу армию (чем слабее войска, тем полезнее для них ковчеги), и изучите первый уровень правосудия, чтобы пользоваться поглощением урона в обмен на энергию.
Как видите, 5-10 отрядов охранников можно получить просто в награду за целенаправленное развитие столицы (это не считая честно натренированных). И не забывайте, что очень себя окупит улучшение охранников до стражей (Guardians) и защитников (Defenders).
Пока ваша армия набирает силу, призовите героя. На небольшой карте чаще себя оправдывает Ксил, бог солнца, который обладает не только неплохими ударными заклинаниями, но и возможностью поджигать врага (особенно это эффективно против пехоты). Пошлите его во главе войска на завоевание нейтральных поселений (выберите то, которое сложно захватить с помощью подчинения (Subjugation)).
Это важно: война на старте партии нам нужна для того, чтобы усилить героев. Каждая способность куотлийских богов требует энергии, зато каждое применение геройских сил прибавляет богам опыта. К моменту встречи с врагом второй уровень должен быть у героя в кармане.
Это не плантации колумбийской наркомафии, а куотлийские войска, засевшие в лесу. Выкурить их тяжелыми войсками будет нелегко. |
Дальнейшая стратегия проста. Расширяйте территорию и берегите энергию для встречи с врагом. А в первом встречном бою активизируйте на пехоте «ослепительную броню», заклинание бога солнца, а заодно давайте «зеленый свет» прочим геройским способностям. Конечно, аккумуляторы вашего государства прилично подсядут, зато эффект будет разрушительный. Обескровленные отряды накрывайте щитом и отсылайте подальше от линии фронта на лечение, а взамен подгоняйте новых бойцов. Для победы в первом бою этого должно хватить. Дальше остается только развивать преимущество, пополняя армию по вкусу.
Если же первый бой не позволяет выявить явного победителя, то не дожидайтесь конца столкновения и отводите войска к городам. Ведь куотлям значительно сложнее восполнять потери на небольших картах, чем их противникам. А если сберегли армию, то вы уже в выигрыше, потому что герой ваш в ходе боя должен был набраться опыта и обогнать вражеского по уровням.
Станьте нашими друзьями, а не то...
Как уже говорилось, война с нейтралами на старте куотлям скорее полезна, чем вредна. Но так бывает не всегда. Захват нейтральных городов мирным путем (если божественный кулак можно таковым назвать) оправдывает себя на густонаселенных картах, а также на картах с множеством лесов.
На заметку: не забывайте, что размер лесных массивов влияет на игровую стратегию ничуть не меньше, чем число городов. Потому что в лесу войска лишаются возможности атаковать с разгона. То есть такие войска, как скорпионы, заводные пауки, лишатся возможности разбрасывать пехоту. Отряд партизан-охранников, засевший в лесу, уничтожить едва ли не труднее, чем мощную боевую машину. А это значит, что пехота на таких картах правит бал, и нейтральные войска, почти целиком состоящие из пехоты, становятся желанным подарком.
Наша цель на такой карте — максимально повысить доход тимония, потому что именно за светящиеся кристаллы мы будем покупать веру дикарей-безбожников. Но и не стоит забывать, что подкуп городов у куотлей влечет разрушения и потери среди защитников. Поэтому наш выбор в этой партии — научная ветвь правосудия, которая и на казне положительно сказывается, и города бережет (видимо, боги учатся
Наш главный девиз на такой карте: «Кто владеет аборигенами, тот владеет всем!» |
Чтобы очков науки у вас было достаточно, активно займитесь расширением городов (ведь каждый построенный округ — это пункт науки) и шахтенного производства. Особенное внимание уделите реакторным округам, при множестве шахт высокая планка дохода вам пригодится.
Теперь перекупайте нейтральные войска, присоединяйте к армии несколько священных ковчегов и героя (бога смерти или солнца — по желанию). Но не забрасывайте насовсем тяжелые войска, потому что войско, состоящее только из пехоты, в долгих партиях ненадежно — враг может выжечь ваших воинов огнем или отравить нервно-паралитическим газом. Если ваш герой — Цзин, то снабжайте войска сферами смерти (Death Sphere) или змеями смерти (Death Snake), а Ксилу выгоднее иметь в армии солнечных ягуаров (Sun Jaguar) и солнечных идолов (Sun Idol). Ну, а пушки (Sun Cannon) пригодятся всем.
Дальше особых изысков не требуется. Если желаете изящной победы, можете доставить на вражескую базу десант с помощью алтарей (чу, казармы полетели...) или прокрасться осадными войсками с активизированной невидимостью, пока пехота союзников отвлекает внимание на себя.
На заметку: и Ксил, и Цзин обладают неплохими возможностями по уничтожению легких войск, то есть пехоты. Но если оппонент выбрал героя, способности которого опасны для ваших пехотинцев, — к примеру, Даманур, пустынное пламя (Damanhur, Desert Flame) или дожа, правителя Венуччи (the Doge, ruler of Venucci), — то ваш выбор — бог смерти. У Цзина есть две отличных способности, мешающих герою противника орудовать на поле брани.
Штурмуем небеса
Как бы ни были сильны куотли на больших картах, есть у таких полей сражений один серьезный недостаток. Пока пешая армия дотащится из одного угла карты к другому, пройдет целая вечность. Познакомимся же
Истребители в воздухе, богиня рядом. Тяжелые времена для противника скоро наступят. |
Итак, перед нами крупная карта, имеющая неудобный для наземных войск рельеф. Ваш старт будет стандартен — развитие шахт с наращиванием числа реакторных округов. Армии поначалу особого внимания уделять не надо — вам достаточно будет иметь, так сказать, «подушку безопасности», чтобы отразить набег противника (если таковой вообще будет предпринят на большой карте) или сдержать агрессию во время формирования «первого воздушного фронта».
Первое время вашими основными боевыми машинами будут кецали (Quetzal Fighter), достаточно дешевые и универсальные истребители. Чтобы ускорить их постройку, призовите очень сильную «штурмовую» героиню, Шок, богиню бури.
Первое время надо будет заниматься чистой и неприкрытой вредительской деятельностью на территории противника. Собирайте кецалей в эскадрильи по три-четыре машины и посылайте в разные уголки карты грабить шахты оппонента (игроков такие налеты ну очень сильно раздражают). Особого вреда не нанесете, но в развитии несколько замедлите. На невидимость пока не тратьтесь, энергия нам еще пригодится.
На заметку: внимательно осмотритесь по сторонам и обратите внимание на то, кто охраняет нейтральные поселения. Если стрелков среди нейтралов нет, в вашем штабе будет праздник. Можно смело объявлять аборигенам войну и гонять пехоту истребителями до достижения нужного результата — взятия поселения.
Далее возможны несколько вариантов развития событий. Вариант первый: противник ушел в строительство полевых войск ПВО (сердцеискатели, паровые пауки, ягуары). Тогда смело переходите на тренировку орлиных бомбардировщиков (Eagle Bomber). Нет, бомбить бойцов ПВО мы не будем, расчет сделан на то, что в
А вот и налет. Не обращайте внимания, это так, хулиганство. Неприятности будут, когда присоединятся к делу орлиные бомбардировщики. |
Второй вариант — враг начал массовое строительство стрелковой пехоты. На самом деле очень неприятный ход, потому что уничтожать авиацией массы пехоты бывает очень затратно. Чтобы избежать проблем, постарайтесь уделить побольше внимания бойцам-рукопашникам (солнечным ягуарам и змеям смерти) или, что еще лучше, сферам смерти (Death Sphere), пускай разбрасывают пехоту в разные стороны. А уже упомянутые орлиные бомбардировщики без труда нанесут визит в любой город противника.
Первыми целями ваших налетов (кроме городов, разумеется) должны стать не аэропорты, а здания по производству осадных и базовых полевых войск. Истребительную авиацию противника ваши воздушные войска (кецали и штормовые диски (Storm Disk)) должны эффективно перехватывать, а вот с пехотой и тяжелой артиллерией бомбардировщики могут не справиться. Для бескровных налетов на слишком уж хорошо защищенные здания (паровые крепости, бункеры, стеклянные цитадели) пользуйтесь щитами.
Ну вот, так это и делается. С «азбукой» стратегической игры мы познакомились. Теперь пора пройтись по нюансам.
Просвещенная теократия
Male parta male dilabuntur
(Плохо приобретенное плохо и пропадает)
Гней Невий
Принимать решение, какую научную ветвь выбрать, зачастую очень нелегко. Все четыре исследовательские школы куотлей по-своему привлекательны. Если не иметь заранее заготовленного плана на игру, то можно долго (порой непозволительно долго) выбирать, куда же вложить драгоценные очки науки. Хорошо еще, если карта большая, где развиться можно по всем направлениям. А если небольшая?
Так что давайте рассмотрим варианты.
Поклонение (Worship). Алтари улучшают свои десантные качества, а священные ковчеги эффективнее лечат войска и подзаряжают здания. Обязательно уделяйте внимание этой ветви исследований, если
Один в поле — не воин? Да, если этот один — не летающий город-крепость. К сожалению, чаще всего до битвы титанов в дуэлях не доходит. Строят их только в преддверии триумфального шествия. |
Рвение (Zeal). Безусловный лидер среди всех исследований на небольших и средних картах! Усиление атаки всех войск, ускорение тренировки охранников, а на сдачу — несколько бесплатных отрядов пехоты в столице.
Правосудие (Judgment). Усиление щитов зданий и более эффективное подчинение городов, а заодно и небольшое увеличение прибыли тимония. Пожалуй, не самое полезное исследование, но первый уровень брать надо всегда хотя бы ради щитов для армии. А если нейтралов на карте достаточно, то высокий уровень правосудия (хотя бы третий) может стать залогом победы. Иначе переманивание аборигенов на свою сторону себя не оправдает.
Божественная сила (Divine Power). Доход энергии плюс «звездная стрела» (Star Bolt). Очень полезно на старте, чтобы накопить запас энергии перед встречей с противником. Да и «звездная стрела» в разгоне вражеской пехоты очень помогает. Если не первоочередное исследование, то уж точно одно из самых полезных на старте. Когда ожидаете в гости много легких войск или планируете активно пользоваться щитом и невидимостью, развивайте божественную силу очень активно.
Небожители
Deus ex machina
(Бог из машины)
Латинское выражение
Сначала краткое введение в теологию. Герои куотлей получают свои уровни не за изучение усиленных вариантов заклинаний, как у других рас, а просто за использование своих способностей. Поэтому с самого начала заклинания куотлийских богов очень сильны, но за это приходится расплачиваться энергией. Хотите превосходства на старте — будьте любезны потратиться.
Ксил, бог солнца (Xil, the Sun God). Отличный атакующий герой, хорошо подходящий для блица и небольших карт. Да и универсален Ксил настолько, что в ситуациях, когда не знаешь, из чего выбрать, призываешь именно его. Способности просты в применении. «Ослепляющая броня» (Blinding Armor) позволит за небольшой расход энергии защитить свои войска и ослепить вражеские. «Зеркальный образ» увеличивает вашу армию... на двух богов солнца. Две иллюзии хоть и уступают настоящему Ксилу по возможностям, но вреда наносят немало. А вот третья сила — «пылающие лучи» (Burning Beams) — себя окупает редко, слишком уж непредсказуемо рисуют лазеры узор — могут нанести огромный урон, а могут никакого ущерба не причинить. Ну, а «солнечный взрыв» (Sun Blast) применяйте в ситуациях, когда надо срочно с кем-то или чем-то расправиться — атака возрастает в разы, так что единичной цели не поздоровится. И помните, что с каждым новым уровнем наш
«Цветовая дифференциация штанов» в действии. Бойцы в черной униформе убиты «громом небесным», а красная форма досталась счастливчикам, которые будут работать на нас. |
Цзин, бог смерти (Czin, God of Death). Очень необычный герой, пользоваться которым надо научиться. Что же в Цзине хорошего? Ну, во-первых, это первый враг пехоты, выкашивающий бедных солдат (да и машины, в общем-то, тоже) всевозможными бациллами (заклинание «чума» (Plague)), а вдобавок восполняющий при этом свои силы («хватка смерти» (Death Grip)). Но главная прелесть верховного куотлийского бога не в этом. Цзин — это лучший устранитель героев и прочих вредностей на пути вашей армии. «Горящая душа» (Soul Burn) оглушает бойца, а финальное заклинание «врата смерти» (Death Gate) и вовсе засасывает в себя всех вблизи стоящих бойцов, включая вражеских героев. Нейтрализовав опасных противников таким способом, мы получаем возможность расправиться с его солдатами или просто-напросто сбежать, натворив бед на его базе. Набираясь сил, Цзин усиливает тяжелые машины ближнего боя — сферы и змей смерти. Словом, берегись, пехота.
Шок, богиня бури (Shok, God of Storm). Ярко выраженный истребитель-бомбардировщик со встроенным телепортатором. «Раскат грома» (Thundering Clap) позволит лишить врагов полезных эффектов чар, попутно обездвижив, «удар молнии» (Lightning Strike) оставит на месте вражеского героя или бойца-толстопуза электризованную воронку, а «ураган» (Hurricane) надолго отобьет у вражеских авиаторов охоту подниматься в воздух (шутка ли, накрывает всю карту!). А на десерт — телепортация («молниеносный прыжок» (Lightning Jump)) в любой уголок карты при условии, что некоторое время после перемещения войска будут неподвижны. Словом, если и есть у Шок недостатки, то они состоят в большой расточительности. Однозначно берите эту богиню в армию, когда рассчитываете повоевать в воздухе, — ускорение строительства авиации будет как раз к месту. Да и как второй герой она может быть очень полезна, ведь в поздней игре ресурсов предостаточно, а способности у богини бури действительно ураганные.
Что может быть лучше, чем быть богом? Конечно, командовать богами. Так что пользуйтесь сегодняшними советами и приводите куотлей к победе над вашими оппонентами. Поверьте, боги-машины сделают вашу игру интересной.
На этом советы по игре Rise of Legends подходят к концу. Значит ли это, что про игру больше сказать нечего? Разумеется, нет. Игра открывает секреты победы лишь тому, кто готов к импровизации и планированию. Вы-то ведь готовы?