Враги трепещут, услышав о том, что ваш полководец случайно упомянул о них за обедом. Шпионы предпочитают получать информацию о вашем королевстве из газет — ну и что, что до их изобретения осталось три-четыре века, тогда и разберемся. Торговцы наперебой предлагают специальные скидки, а дипломаты стремятся поскорее подписать капитуляцию. Не правда ли, заманчивая перспектива?
Medieval II выгодно выделяется на фоне многих игр того же жанра детально проработанной игровой системой. Взаимодействует множество компонентов: от самых общих, как финансовое состояние вашего государства, до таких мелочей, как наличие трактира в каком-то из городов. Отправить армию в бой, разграбить город, а на полученные деньги собрать новую армию — простых схем никто не отменяет. Но далеко так не уйти: время обратиться к помощи агентов. И тут нас ждет неприятный сюрприз: полководцы являются к войскам неумехами, священники едва одолели Библию, принцессы страшнее некоторых чудовищ, купцы считают на пальцах. Ну и что с ними делать? Учить, учить и еще раз учить. О том, как именно и для чего, мы и поговорим.
Королевство с высоты птичьего полета
Семь столпов нашего государства — военачальники, священники, купцы, шпионы, убийцы, дипломаты и принцессы. Каждый класс имеет основную характеристику, определяющую успех выполнения поручений. У них есть и другие свойства, которые могут касаться определенной области деятельности, но их значения от нас скрывают. (Не доверяют, значит. Шпион! Шпион, выясните немедленно, что от нас скрывают!) Для полководца важнейшей, конечно, является способность командовать войсками, но и некоторые другие характеристики достаточно важны, чтобы нам показывали их значения в окошке информации о герое. Попробуем разобраться с головоломкой, которую подсунули нам разработчики.
Как уже упоминалось, каждый класс имеет свой набор характеристик. А на конкретные их значения влияют навыки и черты характера. В игровой системе они не различаются, и в дальнейшем мы будем называть их навыками — хотя, конечно, применительно к храбрости или, скажем, атеизму это слово не очень подходит.
Каждый навык может иметь несколько уровней, переход между которыми происходит, когда персонаж наберет в нем определенное количество очков. Так, очко в навыке «Хороший командир» дает первый уровень, что прибавляет очко к генеральскому параметру Command. Два очка переведут его на второй уровень (и дадут +2 Command), четыре очка — на третий, восемь — на четвертый, шестнадцать — на пятый, сделав легендарным командиром.
У навыка может быть одна или несколько противоположностей. Для «Хорошего командира», к примеру, это — да, вы угадали — «Плохой командир». Персонаж может обладать только одним из этих навыков: из очков «Хорошего» будут вычитаться очки «Плохого», и разность определит профпригодность вашего военачальника.
Правда, некоторые навыки, развившись до какого-то уровня, становятся «неизлечимыми». Так, если персонаж пристрастился к спиртному и дошел до пятого уровня — «Алкоголик», — то ему уже не помочь. Но в некоторых случаях порогом может оказаться даже первый уровень.
Обратите внимание: многие навыки, однажды у персонажа появившись, далее развиваются самопроизвольно. Если герой имеет в нем хотя бы единичку, с некоторой вероятностью (в большинстве случаев — 4%) в конце хода она увеличится еще на 1. А поначалу положительный эффект какого-то навыка может на следующих уровнях разительно измениться.
Скольких я зарэзал...
— На Земле преступник играет чрезвычайно важную роль в жизни общества, — объяснил мэр. — На этом все книги сходятся. Преступник не менее важен, чем, к примеру, почтальон. Только разница в том, что действия преступника должны быть антисоциальны. Он должен действовать во вред обществу, понимаешь, Том? А если у нас никто не будет действовать во вред обществу, как мы можем заставить кого-нибудь действовать на его пользу?
Р. Шекли, «Ордер на убийство»
Начнем, пожалуй, с самого необходимого. Пополнить казну можно и без купцов, а пока война идет успешно, о дипломатии пускай думает противник. Применение убийц хотя и не прибавит популярности, но избавит от больших проблем, с которыми иначе не справиться. В конце концов, у нас средневековье, Интерпол еще не создан, и отправить на тот свет чересчур удачливого врага — общепринятая практика. Надо только суметь это сделать. По вашим землям рыщут вражеские шпионы? Или еретики совращают народ с пути истинного, а церковь бессильна? Ну или самое худшее — нравственностью ваших героев недоволен инквизитор (а он почти всегда будет ею недоволен)? Ничего другого не остается...
Основная характеристика убийцы — Subterfuge — изворотливость, ловкость. Беда только в том, что начинающий ассасин действует с грацией юного бегемота, и любое задание для него, скорее всего, закончится на копьях стражи. Вынужден вас огорчить — такова суровая правда жизни, и ничего с этим поделать не удастся. Постарайтесь найти самую легкую жертву — такого же новичка противника. Меньше всего о своей безопасности заботятся принцессы, сложнее всего справиться с другими убийцами. Притом если покушение на ассасина противника не удастся, почти наверняка вы потеряете своего героя. С персонажами других классов шансов спастись в случае неудачи больше. За каждую успешную миссию ваш наемник получит единичку в навыке «Хороший убийца», но при неудаче ее же потеряет с вероятностью 50% — конечно, если выживет. Облегчить прохождение первых испытаний вашим новобранцам поможет обучение в Гильдии убийц.
Это важно: эффекты гильдий для всех классов стандартны. Обычная гильдия дает +1 к основному умению персонажа. Мастер-гильдия добавляет +1 по всей стране, штаб-квартира — +2 по всей стране. Исключение — торговцы: из-за ошибки мастер-гильдия им ничего не дает. Чтобы получить предложение построить гильдию, нанимайте в одном и том же городе много агентов одного типа; учтите, что в каждом городе гильдия может быть только одна. Продолжайте в том же духе — и получите предложение повысить ее уровень.
Итак, новоиспеченный убийца при рождении получает одну единицу Subterfuge. С вероятностью 33% он более талантлив, чем большинство, и получит Subterfuge 2, а в 11% случаев — сразу 3. Если в городе есть гильдия, в 20% случаев агент обзаведется пособником, повышающим его умение еще на 1. Если построена Gunsmith, ваш агент прикупит пистолет (вероятность 33%) и получит Assassination +1. Ну а в трактире уровня Coaching House или выше, чтобы не так скучно в дороге было, прихватит куртизанку (20%). После успешного убийства с той или иной вероятностью появляется целый ворох спутников и предметов, повышающих его характеристики, — нет смысла перечислять их все, все равно на это вы никак не можете повлиять. Отмечу важный момент — если навык может в результате последующих неудач уменьшиться, то друзья его никогда не бросят в беде.
Изображая жертву
А что же с жертвами покушений? С трупами все понятно, их уберут, но и для выживших они не пройдут бесследно. В 75% случаев повысится безопасность персонажа и в дальнейшем покушения на него станут сложнее. Один из трех станет очень подозрительным — +1 в черте «Паранойя». Сначала она выглядит полезной — увеличивается все та же безопасность. Но с третьего уровня уменьшаются авторитет и Command. Кроме того, от очередного покушения законченный параноик может сойти с ума (30% — +1 в черту Insane и 10% — +1 в еще худшей, Deranged), что быстро сделает его бесполезным на поле боя. Ну или он начнет подрывать боевой дух своих войск — в 25% случаев разовьется черта Introvert. В самом деле, кто же будет сражаться за генерала, который шарахается от каждой тени, да еще и разговаривает только с собственным сторожевым псом? Так что, положив десяток-другой убийц, можно вывести из игры полководца противника, даже если все покушения провалились.
Кстати, это вполне реальный сценарий. Не знаю, сколько мои противники потратили агентов, — старались одновременно Испания и Милан. Показатель безопасности у принца, одного из лучших моих полководцев, был уже запредельно высок, и покушений на него я не опасался. Но неожиданно наследник сошел с ума, а безумного короля мне получить не хотелось: пришлось отправить его в одиночку воевать с Испанией. Не думаю, что кастильцы этого добивались, — он сражался, разумеется, как безумный и со своим отрядом телохранителей уничтожил несколько сотен пехотинцев врага. Но полномасштабное вторжение пришлось отложить до прибытия нового командующего.
Влияют покушения и на других персонажей. Если убийце удается скрыться, характеристики жертв падают. Уставший от тревожной жизни купец будет хуже управляться с деньгами (Finance -1), у священника упадет Violence и увеличится Unorthodoxy, а дипломат может стать трусом — упадет влияние. Еретиков и инквизиторов просвистевшая мимо сталь заставит больше думать об окружающем мире — уменьшится благочестие. Однако «что меня не убивает, делает меня сильнее» — если убийцу схватят, то все те же характеристики растут. У генералов, кроме того, может появиться навык Assassin Catcher, повышающий Chivalry, область обзора и, конечно, безопасность.
Это баг: для всех классов обозначены навыки, изменяющие безопасность в зависимости от их отношения к возможным угрозам. Но они требуют наличия черт, которыми может обладать только генерал, и у остальных не работают.
А кроме убийств?
Не стоит забывать и о том, что ваши убийцы могут взрывать постройки во вражеских городах. Эти миссии легче и вполне подойдут для начальной тренировки. Вперед пошлите шпиона: к сожалению, ваш террорист не видит, что построено в городе. После миссии он обязательно получит или потеряет очко в навыке Good Conspirator, влияющем на успех этих операций.
Когда в одном из ваших городов появляется убийца, губернатор получит +1 в навык Strategy Dread, отвечающий за повышение характеристики Dread. Так что рыцарственных градоначальников (а такие куда эффективнее, о чем мы поговорим ниже) стоит перед этим радостным событием из города удалять. Кроме того, убийцы влияют на репутацию правителя. Диверсии, независимо от результата, повышают его навык Despoiler — увеличивается добыча при разграблении городов. Если покушение удается, монарх получает +1 в навыке Assassin Master, с вероятностью 50% — очко в Strategy Dread и 10% — очко в Deceiver Virtue. Последнее очень кстати — повышается авторитет. Особняком стоят успешные покушения на кардиналов: они приводят к появлению черты Popes Enforcer — падает Chivalry, но появляется преимущество в боях с исламскими войсками. Радеет ведь за дело церкви! Пусть и несколько странным образом. В общем, как вы уже поняли, оставаться благородным рыцарем вашему монарху будет нелегко. Так что смело проводите в жизнь план, повышающий у короля Dread, — и пускай враги его боятся.
Это интересно: давая этот совет, я совсем не оригинален. Николо Макиавелли пишет: «Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх».
На секретной службе Вашего Величества
— Хотя порой мы делаем недостойные дела, мы всего лишь обороняемся. Это, я полагаю, тоже справедливо. Мы делаем недостойные дела, чтобы простые люди здесь и где угодно могли спать спокойно. Или это звучит слишком романтично?
Дж. Ле Карре, «Шпион, вернувшийся с холода»
Они повсюду. Как муравьи. Или, скорее, термиты — если они завелись в городе, ждите беды. Основное их назначение — разумеется, разведка. Изначально шпион появляется с теми же параметрами, что и убийца, но даже новичок может выполнить достаточно много миссий. С каждым успехом он получает очко в навыке Good Spy, который приводит к повышению ловкости. Неудача теоретически приводит к ее уменьшению только в 35% случаев, но шпион при провале практически всегда погибает. Впрочем, шансы на успех обычно велики, и уже через несколько лет вы можете иметь пятизведного разведчика.
На заметку: все нации могут приобретать шпионов в строении линейки «Таверна». А Шотландия, Дания, Польша и Венгрия могут делать то же самое еще и в библиотеке, строящейся в замках, — вот такие там книжки дают. Правда, гильдию воров там открыть нельзя.
С ростом навыка он станет дальше видеть — поможет контролировать территорию. Кроме того, проникнув во вражеский город, агент начнет сеять панику, распространять слухи, возбуждать недовольство и прочими способами поднимать народ на борьбу с законным правительством. В среднем можно считать, что возмущение горожан повышается примерно на 5% за каждую единицу ловкости вора. Аборигены могут взбунтоваться, перебить часть гарнизона или вовсе выгнать армию из города (тогда ваш агент в 20% случаев получит Good Conspirator +1). Но даже если этого не случится, противнику придется потратить деньги на ликвидацию безобразий, которые вам ничего не стоили.
Это баг: навыки Good Conspirator и его противоположность — Bad Conspirator — формально присутствуют и у шпиона, и у убийцы. Но у шпиона уменьшаться навык не может: в конфигурации для этого класса забыли прописать соответствующие условия.
В замках обитает народ дисциплинированный, а вот горожане отличаются вздорным характером. Но коли уж они приносят вам большую часть денег, приходится терпеть. В крупных городах близ границы обязательно надо держать шпиона-резидента, который будет работать на контрразведку. Если население вдруг начинает возмущаться — пришлите подмогу, два-три агента найдут врага быстрее. Вероятность обнаружения тем выше, чем больше разница в уровнях «охранки» и «засланных казачков». А тем временем пополните гарнизон и уменьшите свои аппетиты по части налогов — это улучшит настроение жителей. Компьютер часто засылает шпионов пачками, и вычислив одного-двух, не успокаивайтесь — в некоторых особо беспокойных городах мне доводилось вылавливать до десятка вражеских агентов подряд.
Есть у шпионов и еще одно важное применение: при штурме города они могут открыть ворота вашим войскам (естественно, чем их больше и чем выше их уровень, тем больше вероятность такого события). Для этого вы должны подвести свой отряд непосредственно к воротам. При этом обороняющиеся войска не будут сосредоточены у стен, а окажутся разбросаны по городу: быстрый рывок кавалерии — обычно не самого полезного при штурме вида войск — застанет врага врасплох.
Что мы знаем о шпионаже?
В принципе, шпионаж — почти такое же грязное дело, как убийства, и влияние его на имидж государя почти такое же. Однако успешные миссии шпионов с меньшей вероятностью повышают Deceiver Virtue и Strategy Dread, а вместо аналогичного навыка Повелителя убийц повышается Spy Master. Проявляется он далеко не сразу — каждый из трех уровней стоит по 8 единиц, — но дает возможность дешевле покупать агентов и повышает вероятность обнаружения чужих шпионов самим монархом. Губернатор, вырастивший шпиона, также увеличивает свой Strategy Dread в одном случае из трех.
На заметку: заодно с гильдией организуйте типографию — и каждый третий выпускник будет начинать карьеру с фальшивыми документами, что даст ему изворотливость +1.
Если в городе, в котором шпион провел день, есть хотя бы Brothel, то в 5% случаев он возьмет в спутники барда или танцовщицу. Конечно, для шпионов это не столь важно (как я уже писал, учатся они быстро), но, в конце концов, позаботьтесь и о комфорте своих сотрудников. Если в городе построен рынок, то с вероятностью 12% за шпионом увяжется карманник (увеличивает ловкость и радиус обзора на 1), а для неевропейцев есть дополнительная возможность — прикупить ручную обезьянку. Наверное, после этого шпион маскируется под бродячий цирк и стража вражьих городов просто умирает от смеха.
Не силой, так хитростью
— Сразу же поясню тебе, Дийкстра, почему я решил поговорить с тобою лично, а не доверять это министрам. Я знаю, что ты не прочь подкупать людей. В принципе, я уверен в своих чиновниках, но к чему подвергать их тяжким испытаниям, вводить в искушение?
А. Сапковский, «Башня Ласточки»
Ну а теперь пришло время, уважаемые мессиры, со всей пристальностью и вниманием, не обходя ни одну мелочь стороной, рассмотреть тех, кто, преданно служа вашему величеству и оставаясь его верноподданным слугой, несет на себе нелегкую ношу общения с дикими и недостойными вашего внимания народами. Речь, конечно, о дипломатах. Они принесут немало пользы, хотя дипломатия все же не столь значима, как была на самом деле. Практически все серьезные предложения оцениваются компьютером как нахальные требования, которые неплохо бы сопроводить какими-то уступками, — даже если вы предлагаете мир многократно слабейшему противнику. Влияние союзов на игру также невелико — скоординировать действия нельзя, и совершенно нормально, когда два моих союзника воют между собой.
Это интересно: дипломаты почти всегда могут пополнить вашу казну. Лучший способ — продажа карт. Отправьте своих шпионов в путешествие по дальним странам и начинайте торговлю. Цена зависит от того, сколько новой для партнера информации вы можете предложить, но около тысячи можно выбить почти всегда. Самое выгодное положение — у англичан: кроме них, информацией о Британских островах никто не владеет, так что как минимум за счет нее удастся подзаработать.
Еще дипломат может попытаться переманить вражеского героя на вашу службу. Предложите генералу с низкой Loyalty и разорительными пороками крупную сумму — и вполне можете получить нового подчиненного. Правда, лояльность у него упадет (за счет появления черт ExRebel — 100% и Disloyal — 50%), а никто не гарантирует, что противник не предпримет того же. Так что начинать переговоры ради увеличения ваших войск не стоит. Исключение — вам нужен полководец здесь и сейчас, а перебросить его неоткуда. Такая ситуация может возникнуть, например, когда ваше войско захватило плацдарм далеко от метрополии и вам нужны боеспособные гарнизоны в каждом городе. Но основной причиной подкупа генерала будет подготовка к штурму занимаемого им города. Полезнее скупать чужих развитых агентов; что это будет легко, я вам не обещаю.
На заметку: у подкупленного генерала, если он был благородным воином, Chivalry упадет разом на 4 пункта.
Это важно: если вражеский дипломат во время своего хода отвешивает перед вашим войском церемонные поклоны, а вам никакие переговоры не предлагают — вероятно, он пытается подкупить вашего военачальника.
Не забывайте: если от вас просят чего-то, что вас не вполне устраивает, можно не сразу отказать, а попробовать сделать контрпредложение. И как минимум выторговать себе условия получше (исходное предложение компьютер часто рассматривает как невыгодное для вас), а иногда и полностью поменять тему переговоров. Так, однажды представители слабого соседа принялись меня запугивать, требуя дань и угрожая напасть. После долгих переговоров мы сошлись на том, что они купили у меня карты за неплохую сумму и отправились восвояси, а войну мы отложили ходов на 30.
Рассмотрим еще один частный случай: продажу своих территорий. Обычно это невыгодно: выторговать себе сумму, превышающую доходы от города, нелегко. Но иногда имеет смысл. Например, если вы захватили город с другой главенствующей религией и теперь вынуждены держать там огромную армию для поддержания порядка: иноверцы бунтуют. Расходы на гарнизон часто будут существенно превышать доходы, и, услышав романсы, операцию логичнее свернуть, продав добычу соседям. Или когда вам угрожает контрудар, а войск для его отражения не хватает. К примеру, однажды я захватил Антверпен, но неподалеку бродил инквизитор и мне не хотелось отдавать ему на растерзание лучшего полководца. Агрессивные соседи потребовали уступить город им, но, конечно, бесплатно его не получили — согласились выплачивать по 2000 в течение десяти ходов. Их войска заняли город, но тут подошли датчане и отбили свою бывшую собственность. Вскоре инквизитор ушел, и выгнать из города потрепанных при штурме датчан не составило труда. А покупатели еще несколько лет исправно платили дань...
И еще немного об игровой механике
Основная характеристика дипломата — Influence, влияние, в начале его карьеры может быть от 1 до 3. С вероятностью 20% он может оказаться либо болтуном, либо молчуном. Первое влияние уменьшит, второе — увеличит на 1. Хорошо, если он появился на свет вдали от столицы, — тогда он может овладеть несколькими языками (33% — Multilingual +1, 11% — +2, 4% — +3). Каждая единица в этом навыке повышает влияние на 1. Также неплохо, если в этом регионе вашей религии будет придерживаться менее 80% населения, иначе в половине случаев он будет отличаться религиозной нетерпимостью — чертой вредной и быстро развивающейся (каждый ход вероятность ее увеличения — 25%). Если же вашу религию исповедуют меньше 70%, то он может получить противоположную, полезную характеристику.
Если дипломат появился на свет в замке, то в 2/3 случаев он будет путешествовать с эскортом, увеличивающим область обзора и безопасность. Наличие рынка даст ему возможность на всю жизнь закупить экзотических подарков — влияние +1. Если рядом окажутся конюшни — там можно приобрести быстрого скакуна (33%), который не только увеличит скорость передвижения на 3, но и улучшит здоровье (конные прогулки на свежем воздухе по утрам — лучшая профилактика вирусных инфекций, занесенных кинжалом). Во время путешествий по вражеской территории вдали от столицы ваш посланник каждый ход может принять в свою компанию иностранного сановника, повышающего его влияние еще на 1. А на рынке города, в который он попал к концу хода, посол может нанять переводчика (15%), увеличивающего влияние сразу на 2, так что на своей территории держите его в городах.
Успех обычной дипломатической миссии даст вашему герою +1 в Good Diplomat, неудача приведет к -1 в этой характеристике в 50% случаев. Так что не давайте ему тяжелых заданий — вот станет поопытнее, тогда они будут ему по плечу. Миссия подкупа дает Good Diplomat +1 и Smooth Talker +1; второй навык помогает как раз давать взятки. Неудача же уменьшает только Good Diplomat -1 — как видите, если хотя бы в половине случаев на приманку клюнут, мастерство его будет расти. Ваш лидер, независимо от исхода, в половине случаев может на 5% увеличить свой навык Politics Skill, в 10% случаев повышается Deceiver Virtue и в 25 — Strategy Dread. Таким образом, для его превращения во всемирное пугало взятки менее эффективны, чем убийства, но не заканчиваются потерей агента и к тому же помогут вам приобрести нового слугу.
Если персонаж отвергает предложенную взятку, это героическое деяние укрепляет его верность королю. Он становится более лояльным (Loyalty +1), а в 50% случаев получает Upright +1. Это очень полезная черта: во-первых, еще повышает Loyalty (+1 на уровень), во-вторых — увеличивает сопротивляемость взяткам (+10% на уровень) и, наконец, дает +2 Law (на 2 и 3 уровнях — +4 и +6), что помогает поддерживать хорошее настроение у жителей управляемого героем города. А начиная со второго уровня (требуется 2 единицы) эта черта не может смениться весьма неприятными противоположностями — Liar, Corrupt, Girls и Embezzler. Не буду останавливаться на каждой подробно, просто порадуйтесь.
Самые обаятельные и привлекательные
И вот она нарядная на праздник к нам пришла.
Р. Кудашева, «Елочка»
Вы думаете, что жизнь принцессы — балы да болтовня о нарядах и украшениях? Как бы не так. Этим могут тешить себя их подруги, которым повезло родиться не дочерью короля или наследного принца: их портреты вы увидите в составе монаршьего семейства, но не более того. А вот принцессам придется потрудиться на благо родины — они выполняют те же функции, что и дипломаты. При этом, казалось бы, должны быть куда эффективнее, ведь их способности растут гораздо быстрее. У дипломата для очередных уровней в Good Diplomat надо набрать 1, 2, 4, 8 и 16 единиц навыка. У принцессы возможных уровней Good Princess только четыре, зато требования — 1, 2, 3, 4. Но, естественно, так же быстро при проваленных миссиях ее уровень понижается.
Самая большая проблема с принцессами — как приобрести такого агента. Любого другого можно заказать и получить на следующий ход в полное распоряжение, а принцессу можно только вырастить в своем коллективе, то есть королевской семье. И постарайтесь о новом члене семьи не забыть — иначе как бы не пропустить появления нового агента, когда она «войдет в возраст». Другая беда — их слабая защищенность; каждый убийца так и норовит на принцессах потренироваться. И хотя иногда им удается отправить бандита на тот свет, все же по количеству трупов до среднестатистической воительницы из фэнтези им ой как далеко. В общем, встретить принцессу после вымирания первого поколения персонажей удается нечасто.
Главная характеристика принцессы — ее привлекательность. Зависит она только от удачи и наследственности, никакой «гильдии принцесс», конечно, нет. Обычная карьера — постараться выполнить несколько несложных миссий и отправиться искать жениха. Если она выйдет замуж за генерала-иностранца, тот может перейти на вашу сторону. Брачный союз с монархом другой державы улучшит ваши отношения, хотя добиться его будет нелегко. Ну а после свадьбы в дело вступает нетривиальная система определения характеристик наследников.
Дела семейные
Отношения в королевском семействе могли бы стать темой для немаленькой мыльной оперы. Разумеется, жена влияет на мужа. Если она страшная, он, само собой, расстраивается и норовит запить, отправиться «налево» или удариться в еще какие грехи. Ну и детей не стремится заводить. Если же досталась красавица, то все наоборот: любовницы в сторону, настроение отличное, полет нормальный. Рождение ребенка тоже может изменить отношение персонажа к жизни. Больше шанс отказаться от пагубных пристрастий, но ведь не все осознают свою ответственность. Еще один фактор — усыновление; новоявленных братьев появление очередного родственника не радует, и с вероятностью 5-10% у них проявляются различные пороки.
Оба родителя влияют на детей. Так, по наследству могут передаваться привычки — например, сынок вполне может пойти в папашу-бабника. Бывает и наоборот — насмотревшись на родителя-пьяницу, сын может закодироваться от алкоголя, и чем сильнее пил отец, тем более это вероятно и сильнее будет эффект. Наконец, в некоторых случаях к появлению черты может привести любое ее проявление у родителя — как положительное, так и отрицательное: и у энергичного, и у ленивого отца может вырасти энергичный сын, просто вероятность в первом случае 20%, а во втором — 10. Если же отец никак не выделялся, то вероятность всего 4%. Черт, которые могут передаваться по наследству, очень много, управлять процессом никак нельзя — старайтесь только не допускать браков сошедших с ума генералов. Они — лучшие претенденты на Дарвиновскую премию по любой номинации.
Святее папы римского
— Я благодарен вам, Аббон, — сказал Вильгельм, — великая радость войти в обитель, осененную вашей властию и прославленную по обе стороны гор. Пилигримом я прихожу, во имя нашего Господа, и как таковой сподобился от вас немалых почестей.
У. Эко, «Имя розы»
В средневековье церковь играла огромную роль. В Medieval II — возможно, не столь большую, но все же важную. Священники нужны вам, чтобы поддерживать религиозное единство в государстве. Если оставить дело без присмотра, паства начинает изобретать всяческие ереси. Ну а священник поможет заблудшим овечкам и тем, кто никогда не знал истинной религии (какой бы она ни была), прийти к правильной вере. Я сказал, к правильной! Бегом марш! Ну а совсем заблудших — еретиков и ведьм — направляет в меру своих скромных сил на костер. Кроме того, у католиков из числа особо продвинутых священников, получивших кардинальские мантии, избирается папа римский.
Папские требования прекратить войну с другим католическим государством направляются только одной из сторон, чем компьютер нахально пользуется. Осадить мой гарнизон двумя отрядами копейщиков — верх наглости: торговли нет, а я сделать ничего не могу, если не хочу попасть под отлучение. |
Кто во что верит, можно узнать на вкладке детальной информации о городе. Чем меньше жителей придерживается вашей религии, тем выше недовольство кровавым режимом. Это приводит к проблемам при захвате далеких земель: 30-40% недовольства из-за религии — нормальная картина. Частично проблема решается постройкой церквей, но для ускорения процесса очень рекомендую вызвать на место 3-5 монахов. Будьте уверены — соседи не оставят дела просто так, и к вам потянутся десанты вражеских имамов, которые постараются нейтрализовать ваши усилия. Вам же надо как можно скорее поднять число единоверцев выше 70% — тогда, по крайней мере, нельзя будет объявить джихад против вашей новой провинции. Естественно, еще лучше засылать десант монахов за 5-6 ходов до прибытия войска — и к началу боевых действий уже противнику надо будет думать, что делать с непокорным населением. Такой вид диверсий достаточно эффективен еще и потому, что миссионерская деятельность довольно быстро увеличивает способности священников, что позволяет им еще быстрее приводить народ к своей вере.
Кроме того, миссионерство улучшает отношение к вам папы. Другие способы добиться его расположения: строить церкви и особенно соборы (Cathedral), приобрести гильдию теологов (как обычно, нанимать много священников в одном городе), ну и дипломатия — подарить провинцию или денежек подбросить. Потерять расположение еще проще: разрушать церкви, не бороться с ересями, воевать с другими католическими державами, провалить папскую миссию или — жуткое святотатство — напасть на крестоносцев или начать с папой войну. Кстати, неудачная попытка убийства вождя крестоносцев тоже расценивается как нападение.
Основная характеристика священников — Piety, благочестие. Orthodoxy определяет, насколько монах правоверен. Для неортодоксальных миссии по искоренению ереси рискованны — такой может сам стать еретиком. Не касается это только кардиналов — у них к ереси выработался иммунитет. Высокая Eligibility повысит шансы кардинала стать папой, а дальше хорошо бы, проявилась высокая Violence — тогда он будет охотно созывать крестовые походы. Purity тоже влияет на положение в коллегии кардиналов и склонность к ереси.
В этой буре погиб мой кардинал — главный претендент на папский престол. В качестве причины смерти указали «Деяние Господа». Н-да, что-то с ним все же не так было... |
Новый священник точно получит Piety 1, а 2 или 3 — в 50% и 10% случаев. При наличии собора в городе он сразу станет еще более благочестивым аббатом. Militia Drill Square поможет найти в спутники паладина (20%): Purity +1, Violence +1, ну и безопасность +1. Аббатство может пожертвовать мальчика из хора (20%) — Piety +1, Purity -1, Unorthodoxy +1. Ну а из мэрии или замка может прийти королевский семинарист (20%), Piety +1, Unorthodoxy +1. Если значимого увеличения числа верующих не происходит, а ваш святой отец все сидит в одной области, то он получит в спутники монаха — Piety +1, Purity -1. При этом со священником может быть только один из троих последних спутников.
В дальнейшем на характеристики влияет окружающая среда: среди еретиков, на которых уговоры не действуют (за ход обратились менее 8%), может потерять веру, если же те массово обращаются — наоборот, обрести. Это еще один аргумент в пользу групп монахов — так легче добиться массового обращения. Важная веха на пути — возведение в сан кардинала. При этом характер может измениться как в сторону миролюбия, так и наоборот — вероятность по 50%.
Во-первых, его надо сделать кардиналом; миссионерство у варваров — лучший способ.
Далее необходимо повысить его Eligibility, чтобы ввести в число Preferati — тех, чьи кандидатуры выставят на голосование. Для этого надо бороться с еретиками — получаемая при этом черта Purifier крайне полезна. Правда, для этого еретиков еще надо найти. Иногда они скапливаются на островах, где до них никому нет дела.
Миссионерство тоже поможет: если священник находится в регионе более четырех ходов, а за последний ход число сторонников вашей веры увеличилось на 10% и превысило 95% при том, что до того более десяти ходов этой величины не достигало, — священник получит +1 Missionary, что тоже улучшит его положение в коллегии.
Ну а дальше все зависит от числа ваших сторонников в конклаве. Подключите дипломатов, ну и я уже писал про то, как королю стать Popes Enforcer'ом...
А я денежки люблю!
Money it's a crime,
Share it fairly, but don't take a slice of my pie,
Money so they say
Is the root of all evil today.
Pink Floyd, Money
Дзынь. Дзынь. Дзынь-дзынь-дзынь. Извините, увлекся. Пересчитываю монетки, которые приносят мне торговцы. Можно сказать, самый бесполезный класс — не делает ничего, что нельзя сделать без него. Но хорошая армия крайне прожорлива, куча агентов тоже легко проедает доход двух-трех крупных городов, и деньги вам скоро станут ой как нужны. Что ж, посмотрим, как их получить от купцов.
Во-первых, собственно торговля. Поставьте купца на изображение ресурса на карте, и он начнет зарабатывать. Учтите — бесполезно торговать тем, что производится в вашей столице; не забудьте всех проверить после ее переноса. А сумма, которую вы будете получать, пропорциональна расстоянию до нее. В результате торговец окупается через 5-10 ходов, а позднее приносит более 500 флоринов в ход. Обратите внимание: если в одной провинции две точки с одинаковым ресурсом и торгуют на них только ваши купцы — неважно, один или два, — вы получаете монополию, что приносит дополнительные доходы, а купец улучшает полезный навык Monopolist.
Это баг: после загрузки сохраненной игры программа не пересчитывает расстояние от купца до столицы и считает доходы по номиналу ресурса. Чтобы получить правильный доход, перенесите столицу (и, если угодно, верните назад). Для отдаленных торговцев сумма увеличится раз в десять-пятнадцать.
Ресурсы | ||
Ресурс | Цена | Регион |
Золото | 20 | Мексика, Бразилия, Загреб, Тимбукту |
Табак | 15 | Мексика |
Шоколад | 15 | Мексика, Бразилия |
Серебро | 12 | Сицилия, Трапезунд, Вена, Мексика, Краков, Гамбург, Ирландия, Швеция |
Слоновая кость | 12 | Тимбукту, Донгола |
Янтарь | 12 | Все побережье Балтики, Палермо |
Шелк | 12 | Константинополь, Никея, Багдад |
Специи | 12 | Алеппо |
Мрамор | 10 | Болонья, Памплона, Генуя, Кипр, Флоренция, Лиссабон, Фессалоники |
Сахар | 10 | Кордова, Антиохия, Дамаск, Александрия, Каир, Палермо |
Второй способ — борьба с конкурентами. Купец может попытаться захватить чужую торговлю, ликвидировав соперника. При этом он выручит сумму, зависящую от уровня соперника, — обычно 500-1000 флоринов. Кроме того, при успешном захвате растет навык Good Merchant, повышающий главную характеристику торговца — Finance. Ну а проваленная миссия приведет к понижению этого навыка в 33% случаев — если ваш купец выживет. Правда, еще успех в 25% случаев приведет к появлению у купца врагов, и он станет уязвим для убийц. Ну а если вашему торговцу удастся отбить такую атаку, его Finance вырастет за счет осторожности: извлечет урок.
Это важно: чужие купцы будут нападать на вашего, только если он стоит на ресурсе. Так что избегнуть неприятной встречи с показавшимся рядом сильным соперником просто — прервите торговлю, пока тот не уйдет.
На заметку: у купца больше шансов устранить конкурента, чем у убийцы того же уровня. Купец с Finance 9 «вытеснит из бизнеса» купца с Finance 8 c вероятностью 43%; у убийцы с Subterfuge 9 шансов убить того же купца лишь 33%.
Каждый купец вступает в жизнь с Finance 1, 2 (в 50% случаев) или 3 (16,7%). Если в городе есть хотя бы Town Hall, он в 50% случаев приобретет навык Legal Dealer 1, а в 16,7% — 2, что даст +1 Finance на уровень. Если же ратуши не найдется, то с той же вероятностью появится противоположный навык. Зато в 5% случаев торговец обзаведется жульническим абаком, с помощью которого будет обсчитывать обывателей, — Finance +1. Если контрабандиста из него не вышло, но в городе есть собор — результат будет не лучше: религиозному торговцу принципы будут мешать делать деньги.
Если в городе есть лаборатория алхимика, оттуда купец может прихватить фальсификатора (15%). Наверное, это такой гомункулус, дающий Finance +1. В школе алхимиков можно обзавестись другим гомункулусом, клерком (50%) — с тем же результатом. Восточные торговцы первым делом побегут в караван-сарай, чтобы в половине случаев выйти оттуда с проводником караванов: скорость вырастет на 5, обзор на 1. Впрочем, потом шанс им представится в любом городе с такой постройкой, но удача улыбнется в 10% случаев.
Путешествия в дальние страны — это хорошо. Но у всего есть обратная сторона: чуть дальше, и могут появиться неприятные последствия. Итак, если купец торгует на расстоянии больше 40 от столицы, то с вероятностью 20% он станет лучше понимать тонкости работы таможен. Так что лучший способ начальной тренировки — послать его куда подальше и там найти монополию, а позднее — пытаться вытеснять из бизнеса конкурентов. Но на расстоянии более 60 торговец может решить, что начальство далеко и часть денежек лучше оставлять себе. Ну а что — мы жадные разве? Тем более что вероятность этого 3%, а измерить то самое расстояние до столицы все равно не можем.
Управление — мать учения
— И будете вы платить мне дани многие, — продолжал князь, — у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть отдай мне, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну — и вы идите!
М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города».
Ну вот мы и добрались до самого интересного. Скажу честно: генералов мы рассмотрим только как губернаторов, про полководческие таланты поговорим в следующей статье. Хороший губернатор очень полезен, надо только уделять ему должное внимание.
На заметку: если в городе нет губернатора, все равно управлять лучше вручную. Для этого снимите галочки в полях Auto-Manage Recruitment и Construction. Если второе еще можно попробовать возложить на автоматику, то первое оставлять на самотек никак нельзя: компьютер норовит приобретать какие-нибудь бесполезные войска типа Heavy Billmen. Да и форсировать строительство гильдий массовыми закупками одних и тех же отрядов или агентов тоже надо самому.
Важнейшая характеристика генерала — Command — определяет то, насколько войска слушаются его в бою: если дважды думают, отправляться ли туда, куда вы их уже пять раз послали, — командир из начальника плохой. Следующий параметр — Dread/Chivalry — определяет отношение к рыцарским нормам ведения войны; на поле боя уменьшает боевой дух вражеского войска или поднимает у вашего. С Loyalty тоже все понятно: она показывает, насколько генерал склонен, чуть что, дезертировать или принять взятку. У монарха ее заменяет Authority — чем выше авторитет, тем менее лояльные генералы остаются в подчинении. Piety показывает религиозность полководца, важнее всего при встрече с инквизитором.
Это интересно: каким будет генерал, зависит и от его родины. Так, англичанин может впитать с молоком матери ненависть к шотландцам и французам, а датчанин — склонность к выпивке и математике.
Автоматические схемы налогообложения дают либо режим роста с низкими налогами, либо режимы развития с высокими. Губернатор позволяет управлять более гибко и влияет на настроение горожан. За каждую единицу Dread надсмотрщика у них падает здоровье на 0,5% и повышается недовольство — на 5%. Chivalry благородного господина производит обратный эффект. Поэтому полководец, достигший цели крестового похода, вполне может удержать в повиновении город иноверцев — черта Crusader растет от присоединения к походу, достижения заданного региона, попытку штурма и, наконец, взятие города; всех этих действий вполне достаточно для получения прозвища «Великий крестоносец», дающего +3 Chivalry. Еще +2 добавит свита — для большинства наций тамплиер и госпитальер.
Это интересно: когда ваш полководец захватывает цель крестового похода, по всей стране народ радуется: настроение повышается за счет полученной славы и триумфа нашего оружия. Но недолго. И все равно есть повод поднять налоги!
Помимо обычных предметов, которыми может владеть персонаж, в игре есть и реликвии, существующие только в единственном экземпляре. Обрести их может генерал с Piety>3, взявший соответствующий город. Обычно вероятность этого события 10%, но она повышается до тридцати, если этим достигнута цель крестового похода или джихада. Некоторые из них можно найти в разных городах — это уж как повезет. Кстати, персонажи могут передавать реликвии друг другу.
Реликвии | ||
Город | Название | Эффект |
Христианские реликвии | ||
Алеппо | Святой Грааль | Piety +2, HP+5, ПХ +10 |
Антиохия | Святое копье | Piety +1, Command +2 |
Бордо, Гамбург | Крайняя плоть Христа | Piety +1, Fertility +1 |
Иерусалим | Святая чаша | Piety +1 |
Иерусалим | Вуаль Вероники | Piety +1 |
Иерусалим | Терновый венец | Command +1, Piety +2 |
Каир | Ковчег Завета | Chivalry -2, Command +1 |
Константинополь | Святое копье | Piety +1, Command +2 |
Константинополь | Уздечка Константина | Piety +1, HP+1, БЕЗ +1 |
Константинополь | Саван Христа | Piety +1, SD +1, БЕЗ +1 |
Милан | Железная корона Ломбардии | Piety +1, HP+1, БЕЗ +1 |
Триполи | Кусочек истинного креста | Command +1, Piety +2 |
Эдесса | Нерукотворная икона | Piety +1, Health +1 |
Мусульманские реликвии | ||
Адана | Замок Каабы | Piety +1 |
Акра | Волос из бороды Муххамеда | Piety +1 |
Алеппо | Зуб Мухаммеда | Piety +1 |
Антиохия | Плащ Мухаммеда | Piety +2 |
Багдад | Меч Мухаммеда | Piety +1, Command +2 |
Газа | Земля с могилы Мухаммеда | Piety +1 |
Дамаск | Отпечаток ноги Мухаммеда | Piety +1 |
Иерусалим | Печать Соломона | Chivalry -1, Piety -1, КК+2 |
Икониум | Кусочек черного камня | Piety +3 |
Мосул | Святой Коран | Piety +2 |
Никея | Знамя Мухаммеда | Piety +1, Command +1 |
Эдесса | Ключ от Каабы | Piety +1 |
ПХ — Полевая хирургия; БЕЗ — Безопасность; КК — командование кавалерией. |
О разлагающем действии будней
Вообще-то, конечно, генеральское дело — воевать. Все беды происходят, когда он остается на протяжении всего хода в городе. Бездельничает, короче говоря. Тогда если в поселении есть трактир, у него в 5% случаев появится тяга к выпивке и азартным играм. Чем выше уровень построек, отвечающих за народные увеселения, тем больше шансов, что генерал будет проводить там дни и ночи, особенно если казна полна: пороговые цифры — 50, 100 и 150 тысяч флоринов. Есть на что погулять, в самом деле. Кстати, такие суммы сами по себе способствуют уменьшению Chivalry благородных губернаторов. Должно быть, понимают, что честно столько не заработать... Впрочем, от безделья дурные черты могут развиться и при полном отсутствии благ цивилизации в городе, хотя и с вероятностью меньше 1%. А вот суровая жизнь в лагере во вражеских землях может как упростить его вкусы, так и убавить ума — не переусердствуйте. В общем, решить проблему просто — шажок в сторону и обратно каждый ход.
Но у бездельника могут появиться и полезные навыки. Так, если в городе есть поле для рыцарских турниров, у него 10% вероятности стать их участником. Повысится Chivalry, на 2 и 3 уровнях — навык командования кавалерией, а на 4 и 5 — еще и авторитет. Алхимическая лаборатория может прибавить ума, трасса для гонок — сделать выдающимся наездником, увеличив командование кавалерией и скорость перемещения. Наконец, некоторые постройки обладают смешанным эффектом: Merchant's Quarter может привить тягу к роскоши, а может сделать хорошим торговцем. Кроме того, здания могут давать безвылазно сидящему губернатору сотоварищей. Например, театр — актера, повышающего популярность, а трактир — любовницу, уменьшающую Chivalry, Piety и боевой дух войск. Иногда спутник появляется из-за отсутствия определенных сооружений — например, если нет церкви, можно приобрести астролога: Command увеличится, зато Piety упадет.
Когда губернатор перерезает ленточку на открытии новой постройки, в 20% случаев он получит скидку при дальнейшем строительстве (Good Builder), а в 3% — спутника-архитектора, уменьшающего нищету. Строит фермы — может стать хорошим фермером, шахты — шахтером. Полезно строить церкви — повышается Piety. Новые университет и театр могут прибавить ума и сделать культурным человеком, что повысит популярность в городе, а военные постройки в замках — дать военного советника, например начальника лучников.
Если уровень налогов низок и население довольно, ваш представитель может получить +1 в Strategy Chivalry, а если при этом денег в казне совсем нет — точнее, одни долги, — то это еще вероятнее. Заботится о населении, выходит, в первую очередь. И наоборот — высокие налоги при недовольстве населения развивают Strategy Dread. С показателем Unrest вообще надо осторожно — бунты приведут к появлению всяких неприятных черт, в том числе Bad Administrator, если налоги не были минимальны. Сам ведь виноват. Но и распускать народ не стоит — если налоги низкие и жители чересчур довольны, значит, плохо собирает — Bad Taxman +1. И наоборот — налоги очень высокие, а народ относится нормально — молодец. К сожалению, эти черты приобретаются и в замках, где управлять ставками нельзя — явная ошибка.
Характеристики города влияют на лояльность губернатора. Если хорошему командиру (Command>4) досталась развалюха — ни стен, ни замка, да еще и вдали от столицы, — то радоваться нечему. Если же, наоборот, хороший город дали среднему военачальнику — повод порадоваться.
Конечно, это не полное описание — навыков и спутников у генерала предусмотрено много. Но, полагаю, оно дает представление — взаимоотношения губернатора и управляемого им города вполне разумны и предсказуемы: просто попробуйте представить, что было бы на самом деле. Эта сложность и правдоподобность — на мой взгляд, одна из самых сильных сторон игры. Жаль, что вся механика спрятана в глубинах конфигурации — непрозрачность создает впечатление хаотичности происходящего. Остается надеяться, что в следующих играх серии можно будет узнать, отчего произошло то или иное событие. Ну а пока — удачи в мире и войне средневековья!