Война — осуществление естественного права, которым сильнейший пользуется для господства над слабейшим.
Бенедикт Спиноза
Количество
Хаос против Тау
Общеизвестно, что одна из любимых тактик Тау — построить как можно больше огненных воинов (Fire Warriors), которые будут издалека расстреливать отряды врага. В противовес неприятель обычно использует всяческие ухищрения, при помощи которых его отряды подходят к пехоте Тау вплотную и быстро их уничтожают. Соответственно, Тау превентивно атакует раньше, не давая вам полноценно развить экономику и построить боевые машины. Однако у Хаоса есть бойцы, которые могут попросту «перестрелять» Тау с еще более дальнего расстояния. Это — космодесант Хаоса (Chaos Space Marines), вооруженный тяжелыми болтерами (Heavy Bolters). Однако для того, чтобы суметь их вовремя получить и правильно использовать, есть несколько хитростей, о которых и будет рассказано ниже.
Первый еретик (Heretic) возводит бараки (Barracks). В главном здании натренируйте еще двух рабочих и трех культистов (Cultist Squad). Бараки необходимо получить как можно быстрее, для чего следует использовать принудительный труд (Forced Labor). Как только здание будет готово, нужно немедля начать тренировку лорда Хаоса (Chaos Lord). Культисты отправляются на захват точек влияния. Затем возведите ракетную турель (Missile Turret Upgrade Add-on) так, чтобы она защищала как можно большее количество постов одновременно и бараки. Освободившиеся еретики начинают возводить посты. После того как первый пост будет готов, закажите отряд пехоты, потом второй пост. Скорее всего, вы потеряете одного рабочего, поэтому его также следует натренировать. После третьего поста самое время возвести плазменный генератор (Plasma Generator), а после четвертого — еще один отряд пехоты. На полученную энергию необходимо улучшить пост и возвести еще два генератора. Затем следует сделать улучшения еще двух постов, а также возвести оружейную (Chaos Armory) и еще один генератор. Как только оружейная будет готова, нужно раздать нашей пехоте тяжелые болтеры и улучшить оставшиеся посты. Потом сделайте усовершенствование плазменные пистолеты (WarGear: Plasma Pistols) и раздайте отрядам избранных (Add Leader: Aspiring Champion), затем натренируйте еще отряд пехоты и проделайте с ним вышеописанные действия. Следом нужно увеличить способность нашей пехоты носить тяжелое вооружение и на некоторое время занять оборонительную позицию. Сейчас самое время перейти на следующий уровень технологического развития. Не стоит пополнять отряды пехотинцами, которые не могут носить тяжелое вооружение, ведь расчет идет на то, что на данном этапе к вашей армии попросту нельзя будет подойти вплотную из-за дальности атаки. Затем нужно сделать очередное усовершенствование — улучшение осколочные гранаты (Wargear: Frag Grenades). Как только улучшение главного здания будет завершено, натренируйте чернокнижника (Chaos Sorcerer) и возведите врата машин (Machine Pit). В оружейной делаем приступ ярости (Furies Charge), во вратах собираем «носорог» (Chaos Rhino Transport), присоединяем к одному из отрядов чернокнижника и сажаем в транспорт. И начинаем терзать врага, используя маневренность своих войск и старый как мир принцип «бей-беги». В игре это будет выглядеть так: прилетает транспорт с армией, начинает уничтожать все вокруг. Как только неприятель приведет в это место подкрепление — садимся в транспорт и ищем следующую незащищенную точку. В это же время следует заказать очередное улучшение главного здания. Пока оно строится, возведите еще два генератора, а также жертвенный круг (Sacrificial Circle). Как только улучшение будет готово, делаем одержимых (Possessed Squad) и врата демонов (Daemon Pit). Как нетрудно догадаться, в этом здании следует натренировать апокалипсисов (Obliterator Squad). В оружейной следует сделать улучшение маскировка (Infiltration Skill) для пехотинцев. Набрав такой внушительный атакующий потенциал, можно смело атаковать противника с максимальными шансами на успех.
Качество
Космодесант против эльдаров
У космодесанта против эльдаров есть множество развитий, однако большая их часть основана на хорошем микроуправлении и предполагает худшее, чем у вас, владение им противника. Ведь не секрет, что управлять армией эльдаров гораздо сложней, чем многими другими расами. Если вы не искушенный игрок, а противник достаточно опытен, нужно прибегать к более простым развитиям, позволяющим при минимальных затратах получить нужный набор войск, который, в свою очередь, позволит перевесить чашу весов в вашу пользу. Конечно, полностью пренебрегать микроуправлением ни в коем случае нельзя, но согласитесь, что приказать атаковать фокусированным огнем и в случае необходимости использовать одно-два заклинания гораздо легче, чем постоянно сажать и высаживать ваши отряды, отъезжать на безопасное расстояние и проводить атаку оттуда, одновременно не забывая про развитие на базе. И сейчас я хочу предложить вашему вниманию один из способов игры, уменьшающий ваши временные затраты на управление непосредственно в бою.
Первый служитель (Servitor) строит бараки (Da Boyz Hut), затем в его обязанности будет входить возведение радарных постов (Listening post). В главном здании закажите один отряд разведчиков (Scout Marine Squad), второго служителя и еще один отряд разведчиков. Следите за тем, чтобы в ходе игры у вас было два отряда разведчиков, так как в их обязанности будет входить постоянный захват реликтов (Relic) и критических точек (Critical Points).
Появившийся отряд разведчиков начинает захватывать точки влияния, а в этом нелегком деле к нему присоединится и второй только что построившийся отряд. Второй рабочий должен будет возвести оружейную (Armory). Когда она будет готова, начинайте тренировать в казармах два отряда штурмовиков (Assault Marine Squad) и стройте посты. Держите количество штурмовиков в районе четырех-пяти бойцов в каждом отряде. В задачу наших летучих бестий будет входить снятие флагов с занятых противником точек влияния и нанесение максимального ущерба его отрядам.
Как только второй отряд штурмовиков покинет казармы, наймите в них командора (Force Commander) — он как никто другой поможет в борьбе с видящей (Farseer), а также со всеми теми войсками, которые может произвести ваш противник на данном этапе развития. Теперь самое время заказать генераторы, постепенно доведя их количество до трех.
Как только командор появится на свет, приступайте к тренировке одного отряда космодесанта — он поможет вам лучше уничтожать быстрые отряды стражей (Imperial Guardsman), пока штурмовики будут гоняться за жнецами (Dark Reaper Squad).
На выработанную энергию улучшаем два поста с фронтовой стороны, а затем и главное здание. Теперь можете постепенно увеличивать количество бойцов в отрядах до максимума. Если противник выбрал агрессивный стиль игры, лучше на время занять оборонительную позицию. В это время следует улучшить остальные посты и сделать улучшение плазменные пистолеты (Plasma Gun).
Сразу после улучшения главного здания нанимаем капеллана (Chaplain) и раздаем ракетные установки (Missile Launcher) вашему отряду пехоты, так как очень вероятно (и скорее всего так и будет) появление гравитанка «Сокол» (Falcon Grav Tank). В оружейной нужно сделать улучшения бионика первого уровня (WarGear: Bionics Level 1) и целеуказатель (WarGear: Target Finders). Самое время в казармах нанять ваш элитный отряд серых рыцарей и соединить его с капелланом. Такой набор войск позволит оттеснить противника и отбить у него часть территории, а в это время вы должны заказать на базе храм бога-машины (Machine Cult), в котором будете производить глайдеры (Land Speeder) — пока всего два. Они укрепят ваше превосходство, и инициатива окончательно перейдет в ваши руки. В главном здании увеличиваем максимальное количество техники и строим в храме дредноут (Dreadnought); вслед за ним должна увидеть свет еще пара-тройка глайдеров. Этого будет достаточно, чтобы на данном этапе развития растоптать противника. Если же вы видите, что враг все еще упорно сопротивляется и партия затягивается, сделайте еще одно улучшение главного здания. Это нужно, чтобы получить отряд терминаторов (Terminator Squad), вооруженных дополнительными пулеметами, что и обеспечит полное и безоговорочное поражение противника.
Время не ждет!
Некроны против орков
На просторах интернета стала крайне популярной тактика орков против некронов, которая подразумевает постоянные диверсии: с начального этапа игры досаждать противнику постоянными атаками стрелков (Shoota Boy Squad) и рубак (Slugga Boy), а затем сделать многочисленное войско стрелков, вооруженных болтерами, и просто не давать некронам-воинам приблизиться и уничтожать не слишком крепкие строения орков. Тем временем благополучно развиваемся до третьего уровня и строим древних орков (Flash Gitz), которые и довершат уничтожение врага, если он все еще жив. Это довольно эффективная стратегия, но прогресс не стоит на месте и «некроны-воины» уже придумали, как ей противодействовать.
Первый скарабей-строитель (Builder Scarab) идет захватывать точку влияния, которая при улучшении обелиска сможет охватить как можно больше нужного вам пространства, ну а затем строит генератор. В главном здании заказываем двух трудяг, затем отряд некронов-воинов (Necron Warrior), лорда некронов (Lord Necron) и еще два отряда воинов некрона.
Второй и третий рабочий, появившись на свет, возводят по два генератора. После заказа пятого генератора при накоплении 75 энергии улучшаем имеющийся у нас обелиск — он очень сильно поможет при защите от атак стрелков (если таковые есть, ну а если их нет и не предвидится, то и улучшать пока не надо). После этого заказа в случае необходимости можем пополнить отряд наших воинов до пяти солдат.
По мере окончания возведения генераторов рабочие начинают захватывать точки влияния и строить на них обелиски. Как только первый будет готов, рабочие с него идут строить запретный архив (Forbidden Archive). В нем первым делом нужно заказать грозовой фронт (Lightning Field) для вашего лорда. Теперь он сможет справиться со старшим сварщиком (Bigmek) и после набора энергии уничтожить гадких стрелков. Это позволит вам отбросить неприятеля и попробовать занять реликт, ну или хотя бы убрать вражеский флажок.
Сейчас самое время заказать ядро призыва (Summoning Core) и в запретном архиве сделать фазовый сдвиг (Phase Shifter). Это усовершенствование даст вам возможность выиграть еще немного времени. К этому времени будет готов третий отряд некронов-воинов, поэтому самое время дозаказать еще двух рабочих. Не переусердствуйте с количеством бойцов в отряде некронов-воинов (если не атакуют большие группы). Есть возможность сэкономить — лучше закажите еще один генератор и усовершенствуйте обелиск в ключевом месте.
Настал тот момент, когда нужно сделать улучшение поле разрушения (Disruption Field), заказать духов (Phantom) в количестве двух штук и еще один генератор. Количество некронов-воинов в отрядах должно быть не меньше пяти. Теперь эта армия может даже вытеснить противника с какой-нибудь укрепленной позиции. Воспользуйтесь имеющимся на данный момент временным преимуществом и постарайтесь выжать из него максимум.
Пока ваша армия не дает житья противнику, сделайте улучшение главного здания. А как только оно будет готово, первым делом закажите улучшение на добычу энергии — она будет вам очень нужна. Затем следует заказать улучшенную систему пробуждения (Great Summoning Core), улучшение на духов и еще парочку этих бойцов. Как только система пробуждения будет готова, делаем второе поле разрушения — теперь вложение в персонал будет оправдано — и доводим количество бойцов в отрядах до максимума. Нам понадобится пещерный паук (Tomb Spider). С этого момента можно переходить в решающее наступление. Противник не выдержит такого давления. Если его здания забаррикадировались, выучите солнечный импульс (Solar Pulse), и на этом игра закончится.
Идеальный враг
Эльдары против некронов
Я думаю, ни для кого уже давно не секрет, что у эльдаров врожденная нелюбовь к некронам. Настоящий кошмар для эльдаров — духи, способные свести на нет эффективность практически всех стреляющих отрядов, а даже если вы смогли построить баньши (Howling Banshee Squad), появившиеся некроны-воины с улучшениями расправятся с вашим войском буквально в считанные минуты. Что же делать бедным эльдарам, если войска противника априори гораздо сильней? Ответ гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Нужно всего-навсего воевать не против войска противника, а против его зданий. Генераторы не настолько крепкие и не могут выдержать фокусировку огня таких отрядов, как огненные драконы (Fire Dragons). С другой стороны, любой дух, проходящий мимо, может отвлечь этот отряд на себя и свести его эффективность к нулю. Но необязательно уничтожать здания самым эффективным отрядом, можно использовать для этого менее приспособленных бойцов — например, баньши с улучшением зов войны (Call of War Research). Они достаточно сильны, чтобы выжить под обстрелом и успеть уничтожить пару тройку генераторов, а, как известно, без экономики никто воевать не может (во всяком случае, долго).
Итак, начало фактически стандартное: первый скульптор (Bonesigner) строит портал призыва (Aspect Portal), а в главном здании нужно заказать еще одного рабочего, два отряда стражей и легкую поступь (Fleet of Foot Research). Скульпторы работают сообща, пока не возведут (после портала) первый слышащий алтарь (Listening Shrine), потом их пути разойдутся, и они будут возводить алтари по отдельности. Отряды стражей должны захватывать точки влияния поблизости, затем они должны перейти к точкам рядом с противником, ну а следом к реликтам и критическим точкам.
В готовом портале призвания следует сделать улучшение камень аспекта жнецов (Reaper Aspect Stone Add-on) и построить два отряда этих бравых парней. Как только первый отряд покинет просторы портала, дайте ему экзарха (Add Leader: Dark Reaper Exarch) и отправьте к противнику. Вы не поверите, но первоочередной его целью будет уничтожение рабочих противника, а никак не некронов-воинов. Дай бог, чтобы именно их вы встретили на своем пути, так как если первым бойцом будет дух, наша задача усложнится многократно.
Второй отряд жнецов увеличьте на одного бойца и также отправьте к противнику с теми же подлыми целями, что и первый. Стройте посты и постепенно увеличивайте количество бойцов в отряде жнецов в сумме на четыре. С двумя отрядами жнецов вам будет не сложно «развести» отряды вражеских некронов-воинов и уничтожить их, если они стали слишком мешать в нашей благой цели — уничтожении рабочих.
При уровне дохода 74 возведите два генератора, а затем храм Духа (Soul Shrine). Одновременно с заказом храма сделайте улучшение камень аспекта баньши (Banshee Aspect Stone Add-on) и натренируйте три отряда этих существ. А вот тут начнется самое интересное. При появлении каждого отряда баньши должны снаряжаться экзархами и ставиться на автопополнение. Это можно не делать только в том случае, если готов храм Духа, а средств на нужное нам улучшение зов войны нет.
Все отряды баньши должны быть отправлены к противнику и методично уничтожать генераторы (хотя сперва можно уничтожить пушку Гаусса (Gauss Cannon), если таковая имеется). Для получения третьего отряда баньши вам понадобятся звездные врата (Webway Gate). Как только генераторы будут уничтожены, переходите к разрушению обелисков и захвату стратегических точек. Чтобы компенсировать отсутствие генераторов на карте, следует возвести еще три источника энергии и технопортал (Support Portal), в котором мы производим лордов призраков (Wraithlord). Без ресурсов противник не сможет перестроиться против появившейся техники, и ему ничего не останется, кроме как сдаться.
Живи сам и не давай жить другим
Эльдары против космодесанта
Раз уж мы выяснили, что выиграть можно, не только уничтожая орды бойцов противника, но и просто лишив его возможности строить эти самые орды, рассмотрим тот же прием и на примере другой расы, например, космодесанта. Конечно, эльдары вполне способны успешно воевать и с войсками космодесанта, но только до тех пор, пока не появятся серые рыцари во главе с капелланом. Практика показывает, что появляются они быстро и вскоре эльдарам приходится, мягко говоря, несладко. Конечно, остановить этих воинов можно, но не тогда, когда их поддерживает еще пехота, вооруженная тяжелыми болтерами, или штурмовики. А значит, этот бравый тандем нужно поделить; проще говоря, у врага не должно хватить ресурсов либо на серых рыцарей (что вряд ли, так как на них идет основная ставка), либо на пехоту. И вот этот вариант при ближайшем рассмотрении оказывается куда более реальным и вполне способен принести успех.
Первого скульптора отправляем на возведение портала призвания, в главном здании заказываем второго строителя, два отряда стражей и легкую поступь. Освободившиеся скульпторы возводят генератор, а затем вместе идут строить посты на захваченных точках влияния. Кстати, наши доблестные стражи должны не бездельничать, а заниматься именно захватом точек.
В готовом портале призвания нанимаем отряд рейнджеров (Ranger Squad) и делаем улучшение маскировка. Готовый отряд рейнджеров отправляем к противнику, постепенно пополняя его до максимума; там их главная задача — навести как можно больше шороху и убить как можно больше рабочих и разведчиков врага, по возможности снять флаги с занятых точек влияния.
Как только четвертый пост будет готов, возводим еще один генератор, а затем храм Духа. Нанимаем еще одного скульптора, которому нужно строить постепенно два генератора. Как только храм Духа будет готов, возведите технопортал, сделайте улучшение камень аспекта огненных драконов и наймите в портале призвания отряд этих самых драконов. В портале поддержки делаем камень аспекта аспидов (Vyper Aspect Stone Add-on) и строим троих таких бойцов. Имея отряд драконов и аспидов, атакуйте противника с тыла (там где нет войск). Местонахождение тыла нам любезно подскажут рейнджеры, доблестно воюющие рядом с базой. Начиная атаку оттуда, следует уничтожать все посты и снимать флаги.
Для второго и третьего аспида нужны звездные врата, не забудьте их построить. На данном этапе игры этого будет достаточно, чтобы снести экономику врага почти под ноль. А пока он думает, как ему отбиться от напасти, дома мы делаем два улучшения на добычу ресурсов. После этого нужно сделать усовершенствование на добычу энергии, возвести еще один генератор и улучшить посты. Если атака удалась, не теряя времени, переходите на третий уровень развития, если нет — просто делайте улучшение камень аспекта пауков Варпа и стройте самих пауков, не забыв сделать им улучшение на атаку и защиту.
Предположим, атака удалась. Когда переход будет завершен, нанимаем всевидящий трибунал (Seer Council) и делаем еще одно улучшение на атаку и защиту паукам Варпа. Прибавьте для завершения картины лордов призраков, чтобы окончательно закопать надежды противника на спасение.
БТР
Космодесант против некронов
Одно из самых эффективных развитий космодесанта против некронов — быстрое развитие во второй уровень. Как только космодесант его получает, появляются серые рыцари, капеллан и два отряда космодесанта, вся эта бригада сажается в «носорог» и уничтожает врага. Однако не на всех картах эта стратегия может сработать: например, карта «Река крови» не приспособлена для таких маневров — построив две пушки Гаусса, некрон будет способен при их помощи в считанные секунды уничтожать «носороги», пролетающие в опасной близости от его базы. А без мобильности транспортов ваша армия не может эффективно противостоять некрону.
Поэтому основным нашим принципом будет использование мобильности для отвлечения противника по всей карте, чтобы не дать ему атаковать себя. А в это время полным ходом должно идти достижение четвертого уровня.
Начинаем немного необычно: первый рабочий строит два генератора. В главном здании заказываем еще одного рабочего, четыре отряда разведчиков и еще одного труженика. Второй рабочий должен помогать первому в строительстве генераторов, а затем они разойдутся для возведения радарных постов. Отряды разведчиков разбегаются по карте для захвата стратегических точек, реликтов и критических точек. Третий рабочий строит оружейную. Сразу же после оружейной в процессе строительства постов ждем накопления 250 стратегических пунктов и заказываем усовершенствование главного здания, затем начинаем улучшать посты и пополняем отряды разведчиков. Также можно поставить минное поле в ключевом месте карты (если таковое имеется).
Сразу же после улучшения главного здания заказываем усовершенствование маскировка для разведчиков. В оружейной увеличиваем максимальное количество тяжелого вооружения для нашей армии и раздаем всех отрядам разведчиков плазмы. К этому времени противник, скорее всего, поймет, что вы ушли в технологическое развитие, и попытается вас атаковать, поэтому разведчики с невидимостью и плазмами будут весьма кстати. Следом возведите еще три генератора. Сделайте улучшение на добычу энергии, после чего возведите храм бога-машины и казармы.
С помощью плазменной пехоты отбиваем ближайшие точки влияния, которые сумел захватить противник. Улучшаем добычу ресурсов. В казармах нанимаем отряд серых рыцарей, а в храме — «носорог». Если атаки противника вызывают у вас опасения, закажите еще и глайдер (Land Speeder). В оружейной исследуйте бионику первого уровня, а затем и целеуказатель. Вслед за серыми рыцарями стройте отряды пехоты. Одному раздаем тяжелые болтеры, второму — ракетные установки. Затем снова улучшите главное здание. Вся ваша армия на данном этапе должна только защищать вашу территорию и посты. После улучшения главного здания заказываем капеллана, присоединяем к войску, сажаем в «носорог» и отправляем уничтожать врага. Делаем еще одно улучшение на добычу ресурсов и переходим на четвертый уровень развития. Строим центр орбитальной связи (Orbital Relay), а как только улучшение четвертого уровня будет готово, и штурмовой БТР (Land Raider) в казармах терминаторов и добиваем поверженного противника.