Сегодня объектом нашего игрового исследования станут всевозможные маги — то есть персонажи с основным параметром «интеллект». Почти все герои этого типа сильны за счет заклинаний, но на определенном этапе игры магические таланты становятся практически бесполезными. Как эффективно действовать «эрудированным» персонажем, вы узнаете из этой статьи.
Пока шла работа над статьей, вышла версия 6.49 и вместе с ней — целый ворох обновлений. Некоторые изменения мы рассмотрим, а часть оставим на следующий раз.
Старые друзья
Я продолжаю заново знакомить вас со «старичками» DotA. На сей раз их семеро: Дархроу (Enigma), Фьюрион (Prophet), Аггрон (Ogre Magi), Нортром (Silencer), Атропос (Bane Elemental), Пугна (Oblivion), Предвестник (Obsidian Destroyer).
Дархроу (Enigma)
Дархроу, пожалуй, самый странный персонаж DotA. Он маг, но в то же время у него нет сильных атакующих заклинаний. Здоровьем он не блещет, дальность выстрела всего 500, а о низкой скорости атаки давно ходят легенды. Его заклинания направлены на продолжительное нанесение урона. Играть за Дархроу совсем не просто, но интересно. Давайте разберемся в его талантах.
Злые чары (Malefice) — Дархроу обращает свою ненависть на указанную цель, нанося ей урон и оглушая каждые две секунды. Краеугольное заклинание в арсенале «Загадки». Развивать его нужно в первую очередь. Идеально подходит для отступления.
Первый уровень — 30 единиц урона, действует 2 секунды;
Второй — 40 единиц урона, действует 4 секунды;
Третий — 65 единиц урона, действует 4 секунды;
Четвертый — 80 единиц урона, действует 6 секунд;
Стоимость — 110\130\150\160 единиц маны;
Перезарядка — 15 секунд.
Преобразование (Conversion) — Дархроу ценой жизни союзного существа призывает на поле боя три уменьшенных копии себя самого. Призванные существа живут 30 секунд. Полезность сомнительна. Эйдолоны слабы и дают врагу дополнительный заработок, хотя на поздних этапах игры могут помочь, к примеру, при уничтожении башен.
Первый уровень — призывает трех низших эйдолонов;
Второй — три обычных эйдолона;
Третий — три сильных эйдолона;
Четвертый — три сильнейших эйдолона;
Стоимость — 125 единиц маны;
Перезарядка — 15 секунд.
Полуночное свечение (Midnight Pulse) — Дархроу призывает темную энергию луны и накрывает ею указанную область. Каждый враг в области будет получать урон в зависимости от уровня заклинания. Продолжительность — 8 секунд. Третье по важности умение, развивать обязательно, но не раньше 12-13 уровня.
Первый уровень — 3% от максимального запаса здоровья снимается в секунду;
Второй — 4%;
Третий — 5%;
Четвертый — 6%;
Стоимость — 135\150\165\180 единиц маны;
Перезарядка — 25 секунд.
Финальное заклинание: Черная дыра (Black Hole ) — Дархроу призывает силы бездны и создает воронку, которая затягивает всех врагов. Чем ближе к центру оказался противник, тем больше урона ему наносится. Действует заклинание 4 секунды на всех уровнях.
Первый уровень — 30 единиц урона в секунду по краям, 60 в секунду у центра воронки;
Второй — 50 по краям, 100 у центра;
Третий — 70 по краям, 140 у центра;
Стоимость — 200\300\400 единиц маны;
Перезарядка — 200\190\180 секунд.
Самая распространенная ошибка при игре за Дархроу — развитие в эйдолонов. При таком варианте «Злые чары» идут побочным заклинанием, а все деньги тратятся на артефакты с регенерацией маны и увеличением здоровья и маны. В итоге к 16-му уровню Дархроу из грозного противника превращается в кормильца врагов. Сам он не может нанести сколько-нибудь ощутимых повреждений, а эйдолоны — главное средство атаки при таком развитии — имеют всего 275 единиц жизни. Иными словами, одним заклинанием враг полностью обезвреживает Дархроу (многие массовые заклинания наносят больше 275 единиц урона — обычно 300).
Мы же пойдем по пути магии и огромных повреждений. Начнем с закупки. Тут все просто — купите Волшебную бутылку и восстанавливайте ее рунами. Копите деньги на Священный реликт, а потом преобразовывайте его в Сияние. После этого купите Сапоги скорости, а затем копите на Сферу Обновления. Можно купить пару браслетов либо Сапоги тяжелой поступи с прибавкой к силе.
Это интересно: Дархроу чуть ли не самый не зависящий от артефактов герой. В одной из партий я дожил до 15 уровня с одной лишь Волшебной бутылкой в рюкзаке.
Раскладка умений выглядит так. Основное и единственное заклинание — «Злые чары». Вплоть до шестого уровня чередуйте «чары» с «плюсиками». На шестом берем «Черную дыру», а до одиннадцатого опять «плюсики». Теперь можно развивать «Полуночное свечение», эйдолонов оставьте на самый конец.
Дархроу абсолютно безразлично, с кем стоять, но, конечно, предпочтительнее ловкачи ближнего боя. У них меньше всего здоровья, они будут подходить к вам достаточно близко и, что самое главное, не смогут вам навредить. Способ убийства одного противника выглядит так: стреляйте по нему обычной атакой, пока не снимете примерно половину жизни. Теперь надо подойти как можно ближе, но и не спугнуть врага. Накладывайте «Злые чары» и атакуйте. Само по себе это заклинание не слишком мощное, зато пока враг оглушен, вы стреляете по нему. Итог — враг либо мертв, либо настолько изранен, что не подойдет к вам на пушечный выстрел, либо уже бежит на базу. После покупки Сияния все становится еще интереснее. Дархроу может уничтожать целые сборища вражеских героев одним лишь финальным заклинанием, главное, чтобы союзники не спали. Идеальный вариант для применения финального заклинания — когда вся вражеская команда идет в атаку по одной из линий. Нужно спрятаться где-нибудь в лесу и дать союзникам вступить в бой. Противники отвлекутся на них. Теперь можно безнаказанно подойти поближе и создать воронку. В сочетании с Сиянием воронка наносит очень много урона, а если вам удалось наложить «Полуночное свечение» в той же области... Попробуйте и посмотрите, как здоровье противника тает на глазах.
После покупки Сферы обновления Дархроу может спокойно расправиться со всей командой врага в одиночку. Призываем «Полуночное свечение», потом «Черную дыру», активируем Сферу, повторяем процедуру. Я очень сомневаюсь, что после такого выживет даже самый «толстый» враг.
Фьюрион (Prophet)
Фьюрион — на мой взгляд, самый нелюбимый многими игроками герой. Его таланты неочевидны, к тому же их нужно правильно применять, иначе вместо грозного бойца мы получим корм для врага. Фьюрион катастрофически обделен здоровьем, финальное заклинание не наносит много урона, простая атака тоже не блещет... Это и многое другое отпугивает игроков от, без сомнения, очень сильного героя. Давайте рассмотрим его получше и узнаем как компенсировать врожденные недостатки.
Ростки (Sprout) — вокруг указанной цели мгновенно вырастают деревья, не давая ей двигаться. Основное заклинание — развивать в первую очередь.
Это важно: если при оглушении противник не может делать абсолютно ничего, то в кольце деревьев он может атаковать, накладывать заклинания, телепортироваться. К тому же он может с помощью «деревяшки» выгрызть себе путь на свободу. Правда, на высоких уровнях игры «танги» при себе никто не носит.
Первый уровень — 3 секунды действия;
Второй — 3,75 секунды;
Третий — 4,5 секунды;
Четвертый — 5,25 секунды;
Стоимость — 115\145\165\205 единиц маны;
Перезарядка — 11 секунд.
Телепортация (Teleportation) — Фьюрион может телепортироваться в любую открытую часть карты. «Открытая» — значит, что вы, или ваш союзник там были. Туман войны не в счет. Стоит взять один раз.
Первый уровень — стоит 50 маны;
Второй — 45 маны;
Третий — 40 маны;
Четвертый — 35 маны;
Перезарядка — 60\50\40\30 секунд.
Сила природы (Force of Nature) — заклинание оживляет часть леса, и деревья сражаются на стороне Фьюриона. Каждое дерево имеет 550 единиц жизни и урон 21-23. С уровнем увеличивается количество призванных существ. Полезно вызывать при штурме вражеской базы или башни. В остальном — хороший способ заработать, но в нашем способе развития не пригодится.
Первый уровень — оживляет 2 дерева на 60 секунд;
Второй — 3 дерева;
Третий — 4 дерева;
Четвертый — 5 деревьев;
Стоимость — 160\ единиц маны;
Перезарядка — 37 секунд.
Финальное заклинание: Гнев природы (Wrath of Nature) — Фьюрион высвобождает силы природы в виде молнии, которая бьет по случайным целям на карте. Работает заклинание так: вы накладываете заклинание на цель, она получает базовый урон, а молния улетает дальше. Каждая атакованная цель прибавляет 7% к результирующему урону. Количество скачков увеличивается с уровнем. Весьма полезно. Позволяет добить убегающего врага, да и случайно кого-нибудь может пришибить.
Первый уровень — 140 единиц базового урона;
Второй — 180 единиц базового урона;
Третий — 225 единиц базового урона;
Стоимость — 200\380\610 единиц маны;
Перезарядка — 90\60\60 секунд.
Итак, давайте рассмотрим стратегию, при которой Фьюрион из чего-то непонятного превращается в очень сильного бойца.
Это интересно: с помощью этой стратегии мне удавалось собрать себе три (!) Божественных рапиры. Противники просто не могли меня поймать или же просто умирали раньше, чем могли меня убить.
Для начала купите несколько деревьев. Сразу копим на Мифрильный молот с прицелом на Стигийский разоритель. После Разорителя собираем Сапоги тяжелой поступи с плюсами к силе, чтобы не тратиться на браслеты. Можно собрать Осадную кирасу, она даст плюсы к скорости атаки и к урону (за счет понижения вражеской брони). А дальше смотрите по ситуации: либо Кристалис, либо Топор короля обезьян. Если дела идут совсем хорошо, копите на Божественную рапиру.
Раскладка по умениям выгляди так. На первом уровне вкладывайтесь в «Ростки», потом «плюсики», на четвертом уровне возьмите «Телепортацию». Доведите «Ростки» до четвертого уровня, не забудьте про «Гнев природы». Все остальные уровни надо вложить все в те же «плюсики», чередуя с «Телепортацией».
Фьюрион хорош тем, что может стоять на линии практически с любым противником, но желательно, чтобы с ним вместе был дистанционный союзник. Тут все просто, закрываем деревьями и бьем. А если с вами стоит контактный герой, надо изловчиться и закрыть и врага и союзника одновременно. Исключением будут лишь Магина, Нессай, Мортред и Рикимару — они могут телепортироваться к врагу за секунды.
Попробуйте отгонять врага от существа, стреляя по нему. Так вы сделаете сразу два дела: во-первых, не дадите противнику заработать; во-вторых, раните его, чтобы потом закрыть в деревья и добить.
Не забывайте пользоваться «Телепортацией». Если кто-то из союзников освободил линию, без стеснения телепортируйтесь туда. Уничтожив отряд существ, возвращайтесь обратно. При таком стиле игры Фьюрион может заработать очень много денег, причем быстро. А с помощью дорогих и сильных артефактов вы сможете быстро разгромить противника.
Вариант с «Силой природы» тоже заслуживает внимания, но лично мне он не очень нравится из-за того, что вместо прибавок к характеристикам вы получаете очень дорогое заклинание, которое полезно только против существ врага. Чтобы заблокировать героя живыми деревьями, нужны большой опыт и не меньшее везение. Если опыт приходит со временем, то везение — совсем уж непредсказуемая штука. Зачем полагаться на случай? Но, естественно, решать вам.
Аггрон (Ogre Magi)
Аггрон — исключительный герой. В его арсенале есть магия на все случаи жизни: оглушить, замедлить, ускорить себя и союзников. Он также очень крепок, даже без покупки специальных артефактов. Но, что самое интересное, в отличие от многих магов Аггрон не теряет актуальности на поздних этапах игры. Он способен наносить ощутимый урон на всем протяжении партии. К тому же его заклинание «Жажда крови» позволит союзникам не покупать дорогие артефакты, повышающие скорость атаки, а сосредоточиться на уроне.
Взрыв (Fireblast) — волна огня обрушивается на цель, нанося ей урон и оглушая на полторы секунды. Развивать обязательно — главное заклинание Аггрона.
Первый уровень — наносит 75 единиц урона;
Второй — 125 единиц урона;
Третий — 175 единиц урона;
Четвертый — 275 единиц урона;
Стоимость — 75\85\95\105 единиц маны;
Перезарядка — 15 секунд.
Поджигание (Ignite) — Аггрон бросает в цель бутылку с легковоспламеняющимися веществами и поджигает ее. Горящие существа страдают от боли и двигаются гораздо медленнее. Продолжительность на всех уровнях — 7,5 секунд.
Первый уровень — 10 единиц урона в секунду, 10% замедления;
Второй — 20 единиц урона в секунду, 15% замедления;
Третий — 30 единиц урона в секунду, 20% замедления;
Четвертый — 40 единиц урона в секунду, 25% замедления;
Стоимость — 95\105\115\125 единиц маны;
Перезарядка — 15 секунд.
Жажда крови (Bloodlust) — заклинание вызывает безумие у дружественной цели (включая себя) и увеличивает скорость атаки и передвижения. Продолжительность 30 секунд на всех уровнях.
Первый уровень — увеличивает скорость атаки на 20%, а скорость передвижения на 6%;
Второй — 30% к атаке, 9% к передвижению;
Третий — 40% к атаке, 12% к передвижению;
Четвертый — 50% к атаке, 15% к передвижению;
Стоимость — 75 единиц маны;
Перезарядка — 20 секунд.
Финальное умение: Мультизаклинание (Multi Cast) — позволяет Аггрону накладывать заклинания настолько быстро, что за одно наложение они успевают срабатывать несколько раз. Умение дает 30% шанс, что «Взрыв» и «Жажда крови» сработают несколько раз. К тому же «Поджигание» срабатывает на всех врагов в области, а не только на одного. Крайне рекомендуется усилить финальное умение Скипетром Аганима. Каждый уровень умения еще и снижает время перезарядки «Взрыва» на три секунды, а «Жажды крови» — на пять. Радиус «Поджигания» увеличивается на 150 за каждый уровень умения. «Взрыв» становится дороже на 30 маны на каждом уровне умения.
Первый уровень — 20%, что заклинание сработает дважды, 30%, что трижды, но только со Скипетром Аганима;
Второй — без скипетра — 20%,тройное срабатывание, со скипетром — 30%, четверное срабатывание;
Третий — без скипетра — 20%, четверное срабатывание, со скипетром — 30%, пятерное срабатывание.
Исходя из финального заклинания Аггрона, легко определить главный артефакт. Это — Скипетр Аганима, он даст и здоровье с маной и усиление финального умения. Но перед этим стоит собрать Тайное кольцо. Пока вы дорастете до высоких уровней, это колечко позволит колдовать, когда нужно, а не ждать, пока мана накопится. После кольца и скипетра соберите Сапоги путешествия; скорость атаки нам ни к чему, а вот телепортация и ускоренное передвижение по карте — в самый раз. На заключительных этапах можно собрать Сферу Линкена. Прибавка ко всем параметрам, регенерация маны, способность отклонить одно заклинание — отличный способ укрепить достижения.
Это интересно: в версии 6.49 время перезарядки Сферы Линкена снизили с 60 секунд до 40. Очень полезно и приятно.
Теперь поговорим о распределении умений. Я предлагаю выделить «Взрыв», «Поджигание» отойдет на второй план, а о «Жажде крови», в принципе, можно забыть уровня эдак до 15-16-го. Но, предупреждаю, смотрите по ситуации. Если у вас в команде есть Мортред или Нессай — персонажи с сильным, но редким критическим ударом, — имеет смысл развить «Жажду крови» как можно быстрее.
Итак, на первом уровне берем «Взрыв», на втором «Поджигание». На шестом уровне «Взрыв» должен быть третьего уровня, «Поджигание» второго, берем «Мультизаклинание», доводим «Взрыв» до четвертого уровня, а дальше смотрите по ситуации. Если вы не можете уничтожить врага либо на линии с вами больше никого нет — разумно пару-тройку раз вложиться в «плюсики». А если ваш союзник — сильный контактный боец, стоит развивать все умения, а «плюсики» оставить про запас.
В боях с другими героями старайтесь выбирать ловкачей и магов. Для них срабатывание «Мультизаклинания» зачастую смертельно. Не забывайте «надувать» союзников «Жаждой крови», но и себя не оставляйте без этого заклинания. Сколько раз в моей практике почти мертвый Аггрон убегал в туман войны, освещая округу красными шарами «Жажды»...
Лакомая добыча Аггрона — Рикимару, Гондар, Мипо. В общем, все, кто не блещет здоровьем. Сложнее всего воевать со Спектром. Ее умение отражать повреждения сводит на нет эффекты «Поджигания» и «Взрыва». Старайтесь избегать этой прозрачной бестии.
Нортром (Silencer)
Нортром — главный враг воинов, а не магов, как его принято считать. Дело в том, что «Молчание» не наносит урона, а «Проклятье молчания» сбрасывается при применении заклинания. Воины с низким интеллектом — главные цели Нортрома. Буквально с одного «Проклятья» запас маны исчезает, и можно безнаказанно отнимать здоровье и дальше. Скинуть-то заклинание будет нечем. К тому же умение «Копье Мудрости» прибавляет часть интеллекта героя к урону, который наносится, минуя броню. При всей своей хилости Нортром способен практически в секунды расправиться с целой группой врагов.
Проклятье молчания (Curse of Silent) — на цель накладывается проклятье, которое отнимает ману и здоровье, пока не будет наложено какое-либо заклинание. Заклинания, заменяющие обычную атаку, не считаются. Продолжительность — 10 секунд на всех уровнях. Развивать обязательно, до середины игры — главное оружия Нортрома.
Первый уровень — 10 единиц здоровья и 5 единиц маны в секунду;
Второй — 20 единиц здоровья и 10 единиц маны в секунду;
Третий — 30 единиц здоровья и 15 единиц маны в секунду;
Четвертый — 40 единиц здоровья и 20 единиц маны в секунду;
Стоимость — 105\115\125\135 единиц маны;
Перезарядка — 25 секунд.
Копье мудрости (Glaive of Wisdom) — Нортром заряжает копье магической энергией и трансформирует свое владение чарами в повреждения. Если он убивает вражеского героя, то отбирает одну единичку интеллекта навсегда. Развивать обязательно — это основное оружие Нортрома на среднем и позднем этапах игры.
Первый уровень — 15% от интеллекта переходят в урон;
Второй — 30%;
Третий — 45%;
Четвертый — 60%;
Стоимость — 15 единиц маны;
Перезарядка — 3\2\1\0 секунд.
Последнее слово (Last Word) — аура вокруг Нортрома накладывает эффект молчания на врага после того, как он наложил заклинание. Радиус действия — 700.
Первый уровень — 1 секунда молчания;
Второй — 2 секунды;
Третий — 3 секунды;
Четвертый — 4 секунды.
Финальное заклинание: Глобальное молчание (Global Silence ) — не позволяет накладывать заклинания всем врагам на карте. Иногда бывает полезно, один раз точно стоит взять.
Первый уровень — действие 3 секунды;
Второй — 4 секунды;
Третий — 5 секунд.
Благодаря новым артефактам Нортром стал еще сильнее. Раньше не было смысла покупать Мистический посох, так как собрать из него можно было только Скипетр Аганима. Сейчас же есть Посох злоумышленника, как будто созданный специально для него. Начальная закупка та же, что и раньше. Покупаем три Мантии интеллекта и несколько «деревяшек» на сдачу. Позже мантии преобразуем в Талисманы, а недостаток здоровья компенсируют Сапоги тяжелой поступи со встроенным Поясом силы великана. Дальше копите на Посох злоумышленника, а потом на Косу Гуинсо. Вот, собственно, и все. Обычно все заканчивается после сбора этих артефактов.
Раскладка по уровням выглядит так. На начальном этапе игры «Проклятье молчания» будет основным заклинанием, его и развиваем. Параллельно вкладываемся в «Копье мудрости». На шестом уровне берите «Глобальное молчание», далее стоит разок взять «Последнее слово», так, на всякий случай. Доводите «Копье мудрости» до четвертого уровня, а дальше берите «плюсики».
Как я уже говорил, основная цель Нортрома все же не маги, а воины. Поэтому старайтесь встать на линию с этими толстокожими, но практически безмозглыми героями. Старайтесь подпустить их поближе, а затем накладывайте «Проклятье молчания» и сразу атакуйте «Копьями мудрости». При удачном раскладе вы сможете нанести достаточно урона, чтобы враг попросту «сгорел» от проклятья.
Когда вы накопите на Посох злоумышленника, все станет намного проще. Он даст необходимую скорость атаки и добавит очень много урона: базовый, добавка от интеллекта и увеличение урона от «Копья мудрости». К тому же не забывайте пользоваться спецфункцией. Увеличение повреждений на 15% тоже не будет лишним.
Старайтесь держаться на отшибе. Укрывайтесь за более крепкими союзниками и атакуйте из укрытия. Лес подойдет лучше всего. К концу партии вы сможете наносить до 500 единиц урона одним выстрелом, а значит, будете расправляться даже с самыми «толстыми» противниками буквально за несколько секунд.
Атропос (Bane Elemental)
Кошмар для противника, ужас в игре один на один. Набор умений Атропоса таков, что он просто выводит врага из строя, а затем убивает. «Поглощение разума» позволяет не носить с собой лечащих средств, а урон от финального заклинания превышает 1000. К тому же, в отличие от «Лезвия лагуны» у Лины, «Прикосновение демона» еще и обездвиживает противника на целых пять секунд. То есть даже если вражеский герой не погибнет, его запросто добьют союзники. По сути, с помощью своих умений Атропос может быстро вывести из боя двоих, а с Косой Гуинсо даже троих противников.
Ослабление (Enfeeble ) — Атропос значительно снижает боевые способности врага, понижая урон и скорость регенерации здоровья. Полезность сомнительна, накладывается только на одну цель.
Первый уровень — снижение урона на 20%, снижение регенерации на 1 единицу здоровья в секунду;
Второй — 40%, 2 единицы здоровья в секунду;
Третий — 60%, 3 единицы здоровья в секунду;
Четвертый — 80%, 4 единицы здоровья в секунду;
Стоимость — 125 единиц маны;
Перезарядка — 15 секунды.
Поглощение разума (Brain Sap ) — заклинание поглощает жизненную энергию цели и передает ее Атропосу. Полезность бесспорна, развивать в первую очередь.
Первый уровень — наносит 75 единиц урона;
Второй — 150 единиц урона;
Третий — 225 единиц урона;
Четвертый — 300 единиц урона;
Стоимость — 125\150\175\200 единиц маны;
Перезарядка — 20 секунд.
Кошмар (Nightmare) — Атропос погружает указанную цель в кошмарный сон. Существо получает 20 единиц урона в секунду, а если его атакуют во время сна, эффект кошмара перейдет на атаковавшего. Полезность умеренная, не критичное заклинание, но и не бесполезное.
Первый уровень — действует 4 секунды;
Второй — 5 секунд;
Третий — 6 секунд;
Четвертый — 7 секунд;
Стоимость — 165 единиц маны;
Перезарядка — 15 секунд.
Финальное заклинание: Прикосновение демона (Fiend's Gap) — Атропос призывает темные силы и захватывает разум цели. Она получает огромный урон и не может двигаться или атаковать.
Первый уровень — 100 единиц урона в секунду, высасывает 40 единиц здоровья и маны у Атропоса;
Второй — 155 единиц урона, 60 единиц здоровья и маны;
Третий — 215 единиц урона, 80 единиц здоровья и маны;
Стоимость — 100\175\250 единиц маны;
Перезарядка — 120 секунд.
Сила Атропоса в его финальном заклинании, но он потребляет очень много маны, да и вообще всего его заклинания не отличаются дешевизной. Поэтому нужно обеспечить приличный запас маны и высокий уровень ее регенерации. Скипетр Аганима не улучшает финальное заклинание Атропоса, поэтому сосредоточимся на Кровавом камне (Bloodstone). Можно собрать Тайное кольцо, чтобы облегчить себе жизнь на начальных этапах игры. После Камня приобретайте Косу Гуинсо, а затем еще один Камень.
Раскладка умений по уровням выглядит так. На первом берем «Поглощение разума», затем одни раз «Кошмар». На третьем уровне опять берем «Поглощение разума» и чередуем его с «плюсиками». На шестом, одиннадцатом и шестнадцатом уровне не забудьте взять финальное заклинание. На седьмом доведите «Поглощение разума» до четвертого уровня и вкладывайтесь в «плюсики». Такая стратегия в сочетании с Кровавым камнем обеспечит приличный запас здоровья и маны.
Постарайтесь встать на линию с ловкачом или магом. Такие герои обычно не отличаются живучестью, и для восстановления здоровья им покупают «деревяшки», а не кольца. Этим и стоит пользоваться. Вряд ли до шестого уровня вы сможете кого-нибудь убить, поэтому не тратьте ману зря. Лучше оставьте ее для «Прикосновения демона».
Это совет: дождитесь седьмого уровня, прежде чем атаковать. «Поглощение разума» будет наносить 300 единиц урона, а значит, шансов убить вражеского героя будет значительно больше.
По достижении седьмого уровня действуйте так. Снимите примерно одну пятую здоровья противника, затем накладывайте «Поглощение разума» и сразу «Прикосновение демона». Когда действие финального заклинания закончится, «Поглощение» уже почти восстановится, и если вы не смогли убить врага «Прикосновением», то спокойно добьете его «Поглощением».
Атакуя группой, старайтесь быстро вывести из боя самых сильных вражеских героев. Например, стоит сразу наложить финальное заклинание на Лесаля Несущего Смерть, иначе вся ваша команда будет отравлена.
Пугна (Oblivion)
Пугна — один из самых интересных магов в игре. Быстрый, мобильный, но при этом очень сильный. Его умения направлены на массовые повреждения, ослабление, блокирование. Играть им удобно, так как его разносторонние таланты пригодятся и в сольной игре, и в команде. А его финальное заклинание достойно отдельного упоминания. Пугна высасывает здоровье врага с такой скоростью, что тот не может его убить! И что самое главное, финальное заклинание улучшается Скипетром Аганима.
Взрыв пустоты (Nether Blast ) — Пугна создает портал, через который в мир проникает энергия пустоты и взрывается, нанося урон как существам, так и зданиям. Очень полезное заклинание — позволяет уничтожать целые группы врагов и добивать горящие башни.
Первый уровень — снижение наносит 100 единиц урона существам, 40 зданиям;
Второй — 175 существам, 60 зданиям;
Третий — 250 существам, 80 зданиям;
Четвертый — 325 существам, 100 зданиям;
Стоимость — 85\105\125\145 единиц маны;
Перезарядка — 5,5 секунд.
Изгнание (Decrepify ) — Пугна изгоняет цель в параллельное измерение, снижая скорость ее передвижения на 50%. Изгнанный не может атаковать и получает на 44% больше повреждений от заклинаний. Колдовать в таком состоянии можно. На мой взгляд, о полезности говорить нет смысла. Брать обязательно.
Первый уровень — действие 2 секунды;
Второй — 2.5 секунды;
Третий — 3 секунды;
Четвертый — 3,5 секунды;
Стоимость — 100 единиц маны;
Перезарядка — 13\11\9\7 секунд.
Знак пустоты (Nether Ward) — Пугна призывает могущественный знак, который не дает врагам регенерировать ману и наносит урон осмелившемуся произнести заклинание. С каждым уровнем знак становится мощнее и действует дальше. Длительность заклинания на всех уровнях — 25 секунд. Стоит изучать, только если против вас много магов с дорогими заклинаниями, в остальных случаях полезность средняя.
Первый уровень — здоровье знака 75, снижение регенерации маны на 150%, «Ожог маны» наносит 0,75 единицы урона за каждую потраченную при наложении заклинания единицу маны, радиус действия знака — 700;
Второй — 150 здоровья, 300% снижения регенерации, 1 единица урона за каждую единицу маны, радиус — 1000;
Третий — 225 здоровья, 450% снижения регенерации, 1,25 единицы урона за каждую единицу маны, радиус — 1300;
Четвертый — 300 здоровья, 600% снижения регенерации, 1,5 единицы урона за каждую единицу маны, радиус — 1600;
Стоимость — 80 единиц маны;
Перезарядка — 35 секунд.
Финальное заклинание: Поглощение жизни (Life Drain) — Пугна призывает мощную темную магию, которая высасывает здоровье врага. Заклинание работает девять секунд на всех уровнях. Полезность бесспорна, развивать обязательно.
Первый уровень — 95 единиц здоровья в секунду, 170 со скипетром;
Второй — 140 единиц здоровья в секунду, 200 со скипетром;
Третий — 185 единиц здоровья в секунду, 300 со скипетром;
Стоимость — 175\225\275 единиц маны;
Перезарядка — 22 секунды.
Пугна — самый прыткий и мобильный маг среди всех. Темного Провидца в расчет брать не будем, ибо его прыткость ограничивается лишь короткими промежутками времени. Базовая скорость передвижения Пугны — 315, что позволяет спокойно убегать почти от всех героев, не экипированных Сапогами скорости. Большая скорость бега нужна еще и для того, чтобы успешно накладывать «Взрыв пустоты», но об этом позже. Давайте для начала рассмотрим набор артефактов.
На старте покупаем пару «деревяшек». Остальные деньги стоит оставить на Полый камень. А если у вас на линии будет союзник с Кольцом Базилиуса, замечательно — маны будет хватать всегда. Копите на Расширение души, а потом на Мистический посох. Воистину самый важный артефакт для Пугны — Скипетр Аганима.
Это интересно: если финансы позволяют и деньги идут стабильно, лучше купите Мистический посох сразу. Остальные компоненты скипетра не такие дорогие, и накопить на них значительно проще. Однако этот способ подходит, если вы безоговорочно доминируете на линии.
Следующим артефактом в списке будут Сапоги путешествия. С ними скорость передвижения Пугны достигнет 400, то есть вы сможете и догонять, и убегать, и быстро присоединяться к атаке из любой точки карты. А дальше можно собрать Косу Гуинсо или Дагон, чтобы добавить огневой мощи и лучше выводить врагов из строя.
Раскладка по уровням выглядит так. Сначала берем «Взрыв пустоты» — это главное атакующее заклинание, его развиваем в первую очередь. Второстепенным заклинанием будет «Изгнание». Если сильных магов у врага нет, «Знак пустоты» будем развивать только после основных заклинаний, если есть, берите его вместо «Изгнания», толку будет больше.
Как и Атропосу, Пугне все равно, с кем стоять на линии. Он опасен абсолютно для всех героев, главное — правильно применять его умения. Если против вас действуют контактные бойцы, старайтесь отгонять их простой атакой либо ждите, когда они подойдут поближе, чтобы накрыть «Взрывом пустоты» вместе с обычными существами.
Это важно: не забывайте накладывать изгнание. Урон от заклинаний увеличится почти в полтора раза. Главное — подойти к врагу поближе, чтобы он не успел выйти из зоны действия «Взрыва пустоты».
После шестого уровня старайтесь спровоцировать противника. Чем ближе он подойдет к вам, тем лучше. Огрейте его «Взрывом пустоты», затем сразу накладывайте «Изгнание» и высасывайте здоровье. Убить Пугну во время высасывания жизни практически невозможно, а значит, враг начнет отступать. К этому времени «Взрыв пустоты» как раз восстановится, останется только добить.
Не забывайте ставить «Знаки пустоты», особенно во время штурма вражеской или защиты своей базы. Это заклинание великолепно. Дело в том, что знак весьма дорог, то есть за него выдают хорошее вознаграждение. К тому же он отнимает вражескую ману и наносит урон за заклинания, а значит — становится чуть ли не главной целью для всех героев врага. Следовательно, нужно поставить его в глубине базы, если речь идет о защите, и расправиться с атакующими на своей территории. Во время атаки старайтесь ставить «Знак» в лес. Можно воткнуть его так, что достать его будет невозможно даже самым дальнобойным противникам. Сам знак совершенно невосприимчив к магии.
Предвестник (Obsidian Destroyer)
Предвестник очень спорный, но между тем очень сильный герой. Его постоянно ослабляют, но даже после всех «урезаний» Предвестник остается грозным противником. Давайте поближе познакомимся с этим причудливым, но опасным героем.
Сфера тайн (Arcane Orb ) — Предвестник усиливает обычную атаку потоком чистой магической энергии. Повреждения тем сильнее, чем больше маны в копилке героя. Отлично подходит для уничтожения големов Демнока, так как наносит огромные повреждения призванным существам и иллюзиям. Развивать обязательно.
Первый уровень — наносит 6% от количества маны в виде урона, иллюзии и призванные существа получают дополнительно 100 единиц урона;
Второй — 7%, 300 единиц дополнительного урона;
Третий — 8%, 300 единиц дополнительного урона;
Четвертый — 9%, 300 единиц дополнительного урона;
Стоимость — 100 единиц маны;
Перезарядка — 6\4\2\0 секунд.
Астральное заключение (Brain Sap ) — телепортирует цель в астральную тюрьму. Заключенное существо становится абсолютно неуязвимым. Если наложить на врага, часть его интеллекта перейдет к Предвестнику ровно на 60 секунд. Полезность — ниже среднего. Ниже объясню, почему.
Первый уровень — изгнание на 1 секунду, 2 единицы интеллекта в секунду высасывается у врага;
Второй — 2 секунды изгнания, 4 единицы интеллекта в секунду;
Третий — 3 секунды изгнания, 6 единиц интеллекта в секунду;
Четвертый — 4 секунды изгнания, 8 единиц интеллекта в секунду;
Стоимость — 120\140\160\180 единиц маны;
Перезарядка — 20 секунд.
Аура эссенции (Essence Aura) — аура дает ближайшим союзникам шанс восстановить часть маны при каждом произношении заклинания, к тому же пассивно увеличивает запас маны самого Предвестника. Развивать в первую очередь. Уникальное умение, полезность неоспорима.
Первый уровень — 10% шанс восстановить 25% от максимального запаса маны, увеличивает запас на 75 и дает шанс 5%, что автоналожение «Сферы тайн» выключится;
Второй — 20% шанс восстановить 25%, увеличивает запас на 150, шанс выключить автоналожение — 10%;
Третий — 6 секунд;
Четвертый — 7 секунд;
Стоимость — 165 единиц маны;
Перезарядка — 15 секунд.
Финальное заклинание: Затмение разума (Sanity's Eclipse) — Предвестник высвобождает весь потенциал разума, подавляя и уничтожая слабые умы. Разум посильнее сможет отклонить урон, но потеряет 75% маны. Если у цели больше интеллекта, чем у Предвестника, она не получит никакого урона.
Первый уровень — наносит восьмикратную разницу между показателями интеллекта цели и Предвестника. Радиус действия — 400;
Второй — девятикратная разница, 500 радиус;
Третий — десятикратная разница, 600 радиус;
Стоимость — 175\250\325 единиц маны;
Перезарядка — 160 секунд.
Сила Предвестника — в способности нанести огромный урон. Его «Сфера тайн» сродни «Копью мудрости» Нортрома, только урон добавляется не от интеллекта, а от запаса маны. Значит, нужно обеспечить Предвестнику как можно больший запас маны и скорость атаки. К слову, с недавних пор финальное заклинание Предвестника стало гораздо слабее, поэтому нет смысла покупать Мистические посохи для увеличения интеллекта. Сосредоточимся только на мане и здоровье.
Давайте рассмотрим закупку. Поскольку интеллект теперь не нужен, покупаем пару связок «деревяшек» и копим на Расширение души. Следующим артефактом станет Посох злоумышленника — это идеальный артефакт для Предвестника. Он добавляет 70 единиц урона сам по себе, дает прибавку к урону от маны, регенерацию маны, скорость атаки... В общем, вместе с Сапогами тяжелой поступи будет очень неплохо. После Посоха злоумышленника покупаем еще одно Расширение души. Позже, впрочем, можно преобразовать их в Скипетры Аганима.
Теперь давайте рассмотрим раскладку по умениям. На первом уровне берем «Сферу тайн», затем «Ауру эссенции», на третьем опять ауру, а на четвертом «Сферу». К восьмому уровню доведите «Ауру» и «Сферу» до максимального уровня и вкладывайтесь в «плюсики». «Астральное заключение» и «Затмение разума» развивать не стоит. На магов оно теперь почти не действует, а воинам наносит несущественный урон. Поэтому совершенно нет смысла тратить шесть уровней на бесполезные заклинания, лучше добавить двенадцать очков ко всем характеристикам.
По сути, Предвестнику все равно, против кого стоять на линии. Однако если против вас два героя с оглушением, стоит задуматься о смене линии. К восьмому уровню вы даже без артефактов сможете наносить около двух сотен единиц урона с одного выстрела. А уж когда накопите на первое Расширение души и на Посох злоумышленника... Враги обычно недооценивают Предвестника и не обращают на него внимания в пылу боя. Совершенно зря. Буквально за пару выстрелов Предвестник может отправить на небеса хиленьких ловкачей и не озаботившихся здоровьем магов. Предвестник раскрывается только на последних этапах игры, когда вы будете наносить около семисот единиц урона с одного выстрела. Одна проблема — нужно дожить до этого момента.
Не знаю, что нашло на создателей DotA, но в новой версии они перелопатили весь баланс. Под раздачу попали многие: кому-то урезали параметры, кому-то скорость бега... Личу, к примеру, добавили 50 к дальности стрельбы. А вот вместо Н'айкса у нас теперь что-то непонятное... Забудьте блуждания по лесу, накопление денег и почти полное бессмертие на заключительных этапах игры. Теперь Н'айкс по большей части маг, хоть его заклинания и направлены на кражу жизненной силы и усиление боевых качеств. Кстати о магии. Аура Рилай теперь восстанавливает ману на всей карте.
Пожалуй, самый приятный сюрприз преподнесли Сапоги тяжелой поступи. Артефакт теперь стоит на 450 дороже, зато добавляет 10 к силе, ловкости или интеллекту. А это значит, что в 90% случаев, когда вы покупали браслеты для укрепления здоровья, можно просто собрать Сапоги и сэкономить деньги на что-то полезное. Больше всего от новых Сапог выиграл Мипо. Его клоны теперь отстают от него не больше, чем на 100-200 единиц жизни, а не на 500-600, как раньше.
Небольшой модернизации подвергли Предложение Владимира. Теперь оно восстанавливает меньше маны, а в рецепт добавили Кольцо регенерации. Отныне артефакт стоит 2750, а не 2375, как раньше.
Уважаемые читатели, цикл советов по DotA закончен. Следующие советы по этой игре поднимутся на новый уровень, а пока DotA уходит на заслуженный отдых. Но будьте уверены, когда она вернется, не разочаруются ни новички, ни умудренные опытом бесчисленных сражений профессионалы.