В этой статье мы рассмотрим все имеющиеся в BioShock тоники, а также дадим практические рекомендации по их использованию; разберем типы врагов, преимущества, которые дает близкое знакомство с ними, и способы их уничтожения. И конечно же, обратите внимание на познавательные материалы. В них рассказано, что такое ар-деко — художественный стиль в котором выполнена игра, — откуда взята положенная в основу сюжета философия и в каких еще играх мы могли встречать подводные города.
Тоники
Физические
Blood Lust — с каждым ударом гаечного ключа по голове противника вы будете получать немного здоровья и евы. Весьма полезно в начале игры, но со временем количество вашего здоровья и евы заметно возрастет, и прибавка покажется незначительной. Пользуйтесь тоником, пока он актуален, потом его стоит заменить.
Booze Hound — благодаря этому тонику вы сможете пить спиртное в огромных количествах, одновременно восстанавливая здоровье и еву. Брать обязательно, а побочные эффекты можно и переждать. Головокружение безвредно, если только рядом нет противника.
Eve Link — аптечки теперь восстанавливают не только здоровье, но и еву. Тоник средней полезности. Восполнить еву можно и без подобных премудростей, благо в игре хватает нужных препаратов и денег на их покупку. Если ставить, то сразу второй уровень.
Extra Nutrition — после установки этого тоника еда и бинты будут восстанавливать намного больше здоровья. Ставьте обязательно, потому что многочисленные перекусы чипсами и шоколадками серьезно экономят аптечки, а значит, и деньги.
Hacker's Delight — каждый раз, удачно взламывая механизм, вы получаете немного здоровья и евы. Взламывать что-либо вам придется часто, так почему бы не воспользоваться этим, чтобы восстановить силы? Ставьте по остаточному принципу — если есть свободная ячейка и никаких сверхполезных тоников.
Medical Expert — при использовании аптечек вы восстанавливаете больше здоровья. В начале игры тоник бесполезен, потому что аптечка и так восстанавливает все здоровье, но когда полоска жизни возрастет, он станет жизненно необходим.
Natural Camouflage — когда вы стоите и не атакуете, вас никто не замечает. Очень полезно, если вы охотитесь на одиноких сплайсеров и подкрадываетесь к камерам. Главное, чтобы никто смотрел, когда герой исчезает, и вас не найдут. Ставьте при первой возможности.
Scrounger — вы будете получать больше добычи, обыскивая трупы и ящики. Отлично, но есть один недостаток: заниматься обыском придется значительно дольше, что существенно раздражает.
Security Evasion — камеры и пушки будут в два раза дольше не поднимать тревогу, заметив главного героя. Польза от этого тоника становится равной нулю, когда вы получите Natural Camouflage.
Sport Boost — вы передвигаетесь и деретесь в два раза быстрее. Одна польза и никакого вреда. Во-первых, быстрый бег полезен, если вы решите вернуться на предыдущие уровни, чтобы собрать забытые предметы. Во-вторых, драться гаечным ключом станет намного легче, особенно при правильно подобранных боевых тониках.
Раптур (Восторг) — город свободных предпринимателей, где каждый может достигнуть вершин и слабые не мешают сильным. Капиталистическая утопия на дне океана, где люди, умеющие и желающие творить, получают за свои труды по заслугам. Интересная идея? Да, несомненно. Но придумали ее отнюдь не сценаристы BioShock.
За основу взяты труды известного на западе философа — Айн Рэнд. Уроженка Санкт-Петербурга, дочь аптекаря Алиса Розенбаум в 20-х годах прошлого века эмигрировала в США. Прославилась она, прежде всего, как основательница философии объективизма, восхваляющего разумный эгоизм и индивидуализм. Самое известное ее произведение, породившее множество споров, — роман «Атлант расправил плечи».
«Человек, который рождает идею в любой сфере рационального знания, человек, который открывает новую истину, — это постоянный благодетель человечества. Каждый человек волен подняться настолько высоко, насколько ему позволяют его способности и желания; но только его представление об уровне своего развития определяет эти пределы. Изобретатель — человек, задающий вопрос «почему?» относительно чего угодно во Вселенной, но не позволяющий ничему становиться между ответом на этот вопрос и его сознанием. Клянусь моей жизнью и моей любовью, что я никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу никакого другого человека жить ради меня».
Роман написан исключительно в черно-белых тонах. В мире, созданном Айн Рэнд, творцы, будь то банкир, плотник или инженер, прекрасны как боги. Это благодетели всего человечества, атланты, на плечах которых держится мир, — и они поставлены на грань уничтожения и вынуждены начать сражение с теми, кому покровительствовали на протяжении долгого времени. Их идейные противники — в основном государственные чиновники — показаны как уродливые, трусливые и грязные существа, по природе своей не способные сказать правду. Повествование изобилует пафосными поучениями и ведется категоричным тоном, не оставляющим ни малейшей возможности иной трактовки событий — все предельно четко и ясно.
В BioShock идеи Айн Рэнд были использованы для создания собственной антиутопии. Город свободного предпринимательства, где творцы не сдержаны ограничениями, сталкивается с жестокой реальностью. Природу человека не изменить возвышенными идеями. Постепенно свобода превращается в анархию и порождает тоталитаризм.
Хакерские
Alarm Expert — убирает с поля две или четыре клетки с сигнализацией. Тоник становится полезным, когда в игре появляются сложные взломы. До этого времени можно обойтись и без него. Но при случае приобретите, чтобы потом не искать.
Clever Inventor — благодаря этому тонику автомат при создании вещей потребляет на один компонент меньше. Опять-таки полезно во второй половине игры, когда производство боеприпасов станет достаточно распространено.
Focused Hacker — две или четыре «бесполезных» клетки исчезают с поля при взломе. Полезен сам по себе, но куда больше — в комбинации с Alarm Expert. Берите обязательно.
Hacking Expert — убирает с поля одну «бесполезную» и охранную клетку. На втором уровне — аж по две штуки. Собрав коллекцию из тоников Alarm Expert, Focused Hacker, Hacking Expert, можно играючи управиться практически с любой системой безопасности.
Prolific Inventor — при производстве предметов вы получаете в два раза больше продукта при одинаковых затратах. Если использовать в комбинации с Clever Inventor, можно получить много редких боеприпасов и серьезно сэкономить деньги на патронах.
Safecracker — облегчает взлом, одновременно замедляя течение жидкости и ненужные клетки. Ставить в обязательном порядке. Правда, тоник первого уровня можно пропустить, потому что польза от него не столь очевидна. Лучше сразу дождаться второго.
Security Expert — облегчает взлом камер, автоматических пушек и роботов-охранников. Полезен, но не более того. Если обвешаться другими хакерскими тониками, можно обойтись и без него.
Shorten Alarms — в два раза сокращает время тревоги. Полезен, только если вы постоянно попадаете в радиус обзора камер и не имеете Natural Camouflage. В противном случае про Shorten Alarms лучше забыть.
Speedy Hacker — жидкость при взломе течет намного медленней. Наверное, самый полезный тоник из всех хакерских. Берите обязательно и как можно быстрее ищите тоник второго уровня. Speedy Hacker всегда должен быть с вами.
Боевые
Armored Shell — уменьшает получаемый урон. Этот тоник нужно брать обязательно — чтобы... гм... с улыбкой выковыривать пули из тела и играючи отбивать головой гранаты.
Damage Research — постепенно, исследуя врагов с помощью фотоаппарата, вы начинаете наносить им дополнительный урон, а этот тоник увеличивает последний, поэтому его нужно брать обязательно. Вы же все время щелкаете фотоаппаратом?
Electric Flesh — вы получаете меньше урона от электрических атак, а атакуя электричеством, наносите больший урон. Как оборонительный тоник он посредственен, так как врагов, бьющих молнией, немного. В атаке от него намного больше пользы. Если вы часто используете оружие, наносящее урон электричеством, берите обязательно. В противном случае можно обойтись.
Frozen Field — уменьшает получаемый урон от холода и добавляет урон холодом при атаке гаечным ключом — при этом есть шанс заморозить противника. Если вы любите рукопашный бой, этот тоник создан для вас. На втором уровне враги начинают замерзать настолько часто, что иногда даже не успевают нанести ответный удар. Заморозка действует и на Больших Папочек, но выходить на него с гаечным ключом сродни самоубийству.
Human Inferno — вы получаете меньше урона и больнее кусаетесь при атаке огнем. Учитывая, что жарить вас будут часто, да и оружия с огненной атакой хватает, смысл взять этот тоник есть. Даже если вы не будете использовать огнемет, Human Inferno отлично сработает как пассивная защита.
Photographer's Eye — ваши исследования монстров проходят намного быстрее. Ставить обязательно, как только появится такая возможность, уж больно приятные плюсы дает фотосъемка. Главное, не забудьте снять тоник, когда полностью изучите всех монстров.
Static Discharge — персонаж начинает бить током, если кто-то из врагов оказывается рядом, некоторых даже парализует. Не такой уж полезный тоник. С противником, который лезет в рукопашную схватку, можно справиться и без него, а против стрелков он бесполезен. Использовать Static Discharge есть смысл, если вы часто деретесь гаечным ключом.
Wrench Jockey — усиливает урон от удара гаечным ключом. Советую взять тоник, даже если вы не приверженец рукопашной схватки. Патронов не хватает, и иногда волей-неволей приходится бить врага гаечным ключом по голове...
Wrench Lurker — противник не слышит, как вы ходите; к тому же, внезапно атакуя противника гаечным ключом, вы наносите ему огромный урон. Иногда хватает одного удара, чтобы прикончить сплайсера. Однако BioShock как-то не располагает к внезапным атакам и подкрадыванию со спины. Обычно это получается случайно, поэтому нужды в тонике нет.
Ар-деко, столь восхваляемый рецензентами BioShock, обязан названием прошедшей в 1925 году в Париже Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Dйcoratifs et Industriels Modernes), на которой показывали последние достижения в архитектуре и оформлении интерьера. Этот художественный стиль представляет собой смесь модерна и неоклассицизма. Его отличительными чертами считаются строгие закономерности и вертикальные линии, закругленные углы, «отступающие» формы и обилие декоративных элементов в виде зигзагов, треугольников, окружностей, солнечных лучей. Ар-деко удивительным образом совмещает рационализм и роскошь, обилие ярких цветов и использование различных материалов — алюминия, слоновой кости, серебра и редких пород дерева.
Самыми известными произведениями в стиле ар-деко считаются Chrysler Building и Radio City Music Hall в Нью-Йорке. Помимо архитектуры, этот стиль получил широкое распространение в оформлении интерьеров и живописи. Его отголоски также можно найти во многих нуар-фильмах 1980-х годов.
Заметим в скобках, что намного раньше, чем в BioShock, элементы ар-деко были использованы в играх Fallout, Grim Fandango и даже в SimCity 4.
Противники
Thuggish Splicer
Вооружены исключительно холодным оружием и беспомощны, если у вас есть огнестрельное. Но тратить патроны на этих сплайсеров неразумно; смело бейте их гаечным ключом, предварительно оглушив молнией. Достаточно легкий противник. Исключение составляет только электрический сплайсер, на которого молния, по понятным причинам, не действует. В этом случае используйте дробовик или автомат.
Первый уровень исследований увеличивает наносимый урон и делает сплайсеров уязвимыми к противопехотным пулям; второй — дает тоник Scrounger; третий — увеличивает урон. Четвертый уровень награждает тоником Static Discharge второго уровня, а пятый опять-таки увеличивает наносимый урон.
Leadhead Splicer
Вооружены пистолетами и автоматами, что делает их существенно опаснее. Впрочем, в первой половине игры, пока у врагов не увеличилось здоровье, с ними также можно справиться с помощью гаечного ключа. Главное, вовремя прятаться и бить молнией. Если врагов слишком много, скорее всего, придется взяться за пистолет или автомат. Впрочем, можно попытаться сбежать с поля боя, чтобы противники разбрелись по уровню, и убивать сплайсеров по одному.
Первый, третий и пятый уровни исследований увеличивают наносимый урон и делают противника уязвимым к противопехотным пулям. Второй и четвертый дают тоник Sport Boost соответственно первого и второго уровня.
Spider Splicer
Сплайсеры-пауки ползают по потолкам и стенкам, больно дерутся в рукопашной схватке и кидаются крюками. Пытаться забить их гаечным ключом слишком рискованно, особенно если пауков несколько. Поэтому глушите этих господ молнией и стреляйте из дробовика. Попасть по двигающемуся пауку достаточно трудно; если нет молнии, используйте вместо дробовика автомат.
Первый, третий и пятый уровни, как обычно, дают дополнительный урон и уязвимость к противопехотным пулям. Второй уровень дает пассивную способность, благодаря которой органы сплайсеров-пауков можно использовать как аптечки. Четвертый уровень подарит тоник Extra Nutrition третьего уровня.
Nitro Splicer
Трусливый сплайсер, обожающий швыряться гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Когда вы пытаетесь его прикончить, бросает дымовую шашку и убегает с дикими криками. Самый эффективный способ борьбы — бросать гранаты назад с помощью телекинеза. Если этого плазмида под рукой нет, пользуйтесь молнией, чтобы оглушить, и автоматом, чтобы убить. Правда, это долго, муторно и требует уйму патронов. Лучше бить гранатометчика его же оружием.
Первый уровень увеличивает наносимый урон и дает уязвимость к противопехотным пулям. Второй уровень дает 15% шанс, что гранаты противника не взорвутся. Третий уровень наградит дополнительным уроном. Четвертый уровень увеличивает до 35% вероятность, что гранаты противника не взорвутся. Пятый уровень снова одарит увеличением урона.
Houdini Splicer
Еще один вид сплайсеров, вызывающих головную боль. Они имеют привычку телепортироваться за спину, чтобы зарядить в главного героя огненным шаром. Этому подлому трюку вы можете противопоставить только свою наблюдательность. Постоянно смотрите по сторонам, а заметив противника, сразу бейте молнией, чтобы не успел сбежать. Убивать нужно из дробовика или автомата, причем желательно противопехотными пулями.
Первый, третий и пятый уровни, как обычно, дают дополнительный урон и уязвимость к противопехотным патронам. Второй уровень подарит тоник Natural Camouflage, а четвертый — способность видеть, куда собирается переместиться противник. В этом месте появится красное облако.
Rosie
Хмурый Рози не любит марать руки и предпочитает обстреливать игрока из гранатомета. Заряды можно ловить телекинезом и посылать обратно; правда, это не так просто, как хотелось бы. Хорошо действует электрический гель, который парализует Большого Папочку, что дает вам возможность убить его быстро и безболезненно. Но гель встречается редко, поэтому стоит задуматься о гранатомете. Огонь наносит неплохой урон, но действует долго, поэтому сгодится лишь в качестве дополнительной атаки. Зато выстрел электрической пулей из дробовика не только парализует противника, но и отнимает много здоровья.
Первый, третий и пятый уровни увеличивают наносимый урон и делают противника уязвимым к бронебойным пулям. Второй уровень исследований дает тоник Photographer's Eye, который, как мы помним, мечта фотографа. Достигнув четвертого уровня, вы будете находить на теле Рози запчасти, необходимые для изобретения предметов.
Bouncer
Водолаз, наоборот, регулярно пытается собственноручно просверлить вас огромной дрелью, предварительно вызвав галлюцинации. Его страсть к лобовым атакам можно использовать против него. Пять-десять электрических ловушек из арбалета гарантированно отправят Большого Папочку на небеса. Их у вас нет? Тогда дела плохи.
Используйте гранатомет или автомат с бронебойными патронами (их, кстати, стоит беречь именно для таких случаев). Дробовик наносит большой урон, но долго перезаряжается, поэтому использовать его как основное оружие не стоит — разве что разрядить обойму и переключиться на другой ствол.
Первый, третий и пятый уровни увеличивают наносимый урон и делают противника уязвимым к бронебойным пулям. Второй уровень дает тоник Wrench Jockey. Четвертый — весьма интересную способность: в рукопашном бою вы наносите противнику на 50% больше урона.
Turrets, Bots, Security Cameras
Автоматические пушки бывают трех видов: пулеметные, огнеметные и гранатометные. Все они обезвреживаются по одной схеме: оглушаете молнией, благо автоматика срабатывает не сразу и у вас есть время, чтобы запустить разряд; затем подбегаете вплотную, взламываете систему безопасности или бьете гаечным ключом, чтобы уничтожить. Главное, обнаружить пушку до того, как она откроет огонь. Поэтому будьте внимательны — если услышите характерный звук, стоит убежать и вернуться позже.
Камеры безопасности не наносят непосредственного урона, зато могут поднять тревогу, что вызовет роботов- охранников. Камеры отключаются молнией, а потом уничтожаются или взламываются. Роботы-охранники также оглушаются молнией. В общем, здесь все стандартно. Заметим только, что некоторые сплайсеры также умеют приручать роботов-охранников. Впрочем, пусть это не мешает вам переманивать роботов на свою сторону.
Первый, третий и пятый уровни одинаковы для камер слежения, автоматических пушек и роботов-охранников: вы наносите больше урона, а техника становится уязвимой к бронебойным пулям. Второй уровень позволяет получить в два раза больше патронов из разрушенной пушки, вдвое больше пленки из разрушенных камер и тоник Security Expert второго уровня из роботов.
Четвертый уровень для автоматических пушек дает автоматический взлом пушек, для камер слежения — снижение скорости воды при взломе, для роботов-охранников — автоматический взлом. Как видите, весьма полезно, особенно если вспомнить, сколько приходится взламывать...
Little Sister
Это, в общем-то, не противник, но Сестричек также можно исследовать, что на каждом уровне дает прибавку к максимальному здоровью и еве. Словом, долго и упорно щелкайте фотоаппаратом — и будет вам счастье.
BioShock — далеко не единственная игра, в которой фигурирует подводный город. Первым делом вспоминаются, конечно, Deep Sea Tycoon и Deep Sea Tycoon 2, где нам предстояло такой город построить — впрочем, ценность сего градостроительства весьма сомнительна по причине неудачной реализации. «Морские титаны», стратегия в реальном времени от австралийской Ellipse Studios, повествовала про очередной катаклизм, из-за которого людям пришлось переехать на дно. Города там приходилось не только строить, но и разрушать.
Куда интереснее выглядят немецкие проекты Aquanox и Aquanox 2, где в океанские глубины также переселилось все человечество, а вы в роли наемника выполняете разные задания, чтобы продвигаться по сюжету и получать новые судна и оборудование. Кстати, благодаря второй части этой игры весь мир узнал, что субмаринам не чуждо понятие «стрейфа». Первый, менее известный, проект Massive Development — Archimedian Dynasty — также можно отнести к «игре с подводными городами».
Чисто теоретически сюда же можно включить Aquarium — правда, там нам приходилось строить весьма необычный дельфинарий, чтобы впоследствии зарабатывать деньги на наивных туристах. Не забудем и о любимце детей и взрослых Губке Бобе, который, как известно, живет в подводном городе Бикини-Боттом. Только на персональном компьютере вышло аж пять игр: SpongeBob SquarePants: Movie, SpongeBob SquarePants: Nighty Nightmare, SpongeBob SquarePants: Basketball, SpongeBob SquarePants: Battle for Bikini Bottom, SpongeBob SquarePants: Lights, Camera, Pants!
Обычно же город на дне морском использовался в играх в качестве одного из уровней. Возьмем, к примеру, классику ролевых игр Baldur's Gate 2, где главный герой и его спутники во время странствий попадают в плен к сахуагинам, которые отвозят честную братию в свое подводное обиталище. Российские разработчики также не обошли эту тему вниманием — благодаря Burut CT акваград появился в ролевой игре «Златогорье 2: Холодные небеса».
Но и это далеко не все! В Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth нам предстояло спуститься в город людей-рыб, чтобы сразиться с древним чудовищем. В великолепном приключении The Longest Journey требовалось не только посетить подводный город, но и подружить его обитателей с сухопутными братьями. В боевике Heretic мы уже не занимались дипломатией, а весело проламывали черепа всем несогласным в морском царстве, накрытом огромными хрустальными куполами.
Конечно, список далеко не полон. Подводные города любимы разработчиками и игроками и, я уверен, в будущем не раз появятся в играх. К тому же было объявлено, что продолжению BioShock быть. Мы еще вернемся в хранящий немало тайн Раптур...
Напоследок интересная новость. В сети уже должны появиться новая заплатка, увеличивающая производительность, и первый загружаемый контент для BioShock. Какие именно нововведения нас ждут, пока неизвестно, поэтому следите за новостями на официальной страничке игры.