В этой статье мы поговорим о тактических боях в Medieval II. Конечно, их можно поручить компьютеру — но если все время так поступать, то зачем вы эту игру установили? Ведь они — пожалуй, самая интересная ее часть. В Kingdoms она стала еще лучше: добавлены новые возможности, устранены досадные ошибки. А искусственный интеллект хотя и уступает человеку, но все же вполне оправдывает свое название: легкой жизни не ждите. К победе, как и везде в этой игре, ведет множество разных путей, и четких инструкций я вам не буду пытаться давать. Скорее, попытаюсь систематизировать знания. Что же, приступим: к оружию, господа!
Чем богаты, тем и пополним ряды
Для начала посмотрим, что за войска предоставлены в наше распоряжение и как их лучше использовать. Естественно, у нас есть пехота, которую мы сразу разделим на бойцов ближнего боя (их дальше и будем называть пехотой) и стрелков, кавалерия и артиллерия. О флоте мы в этой статье мы говорить не будем — тактический режим морских сражений обещают только в следующей игре серии.
Мастера клинка
Разные виды пехоты, конечно же, сильно отличаются друг от друга. Города поставляют простых ополченцев — бойцов не выдающихся, берущих разве что числом. В поле толку от них мало — тяжелая кавалерия может уничтожить такой отряд с одного удара. Но вот в тесноте улиц конникам не разогнаться, и 2-3 отряда копьеносцев могут нанести немалый ущерб врагу, перекрывая ворота или брешь в стене. Важно и то, что на благо родного города некоторое количество отрядов готово служить бесплатно, а сильный гарнизон повышает настроение обитателей — так что затраченные деньги быстро окупятся за счет более высоких налогов. В тылу вполне можно других войск и не нанимать, но на границе нужно держать и более профессиональных солдат. Позднее в число таковых можно добавить и горожан с огнестрельным оружием.
Вы наверняка обратили внимание, что защита отряда состоит из брони, щита и навыка фехтования. Это учитывается при расчете повреждения для разных видов оружия и направления атаки.
Атакованный спереди или слева получает полную защиту, при атаке справа щит пользы не приносит, а при атаке сзади игнорируются и щит, и навык.
Кроме того, некоторые виды оружия (например, алебарды) обладают свойством пробивать доспехи — тогда эффект брони уменьшается вдвое. Стрелы полностью игнорируют навык (не ведьмаки, чай, чтобы болты на лету отбивать), а у арбалетчиков и лучших лучников они еще и бронебойные. Ну, а огнестрельное оружие игнорирует все, кроме половинной защиты от брони.
Как вы видите, без разницы, с какой стороны стреляют мушкетеры — эффект будет одинаков.
Славных сынов отечества воспитывают в замках. Постройки, производящие лучшие отряды, недешевы, потому рекомендую выбрать для каждой из них специализацию — тяжелая пехота, конница и лучники — и целенаправленно отстраивать по максимуму соответствующую линейку. В результате массовых закупок одного вида войск к замку может проявить интерес соответствующая гильдия. Она передаст ценный опыт новобранцам и может воспитывать специальные элитные войска — например, шервудских стрелков в английской гильдии лесорубов.
Разные виды тяжелой пехоты существенно отличаются по своим параметрам: у воинов со щитами ниже атака, но куда выше защита. Кого выбирать, зависит от вашей стратегии: если вы вынуждены пехотой атаковать, то берите наносящие больший ущерб отряды. Да, они понесут больше потерь от вражеских лучников, но тут же не тир — времени пострелять вдоволь вы не дадите. Если же главные инструменты для вас — стрелки и кавалерия, выбирайте войска с максимальной живучестью. Их задача — малым числом связать боем как можно больше противников и удерживать их, не давая добраться до уязвимых лучников. Ну, и надеяться, что кавалерия вот-вот освободится от более насущных дел и ударит врагу в тыл. Сколько противников к этому моменту положат пехотинцы, принципиального значения не имеет: предполагается, что от такого удара конницы враг бросится врассыпную и завершить битву труда не составит.
На заметку: пехоте лучше воевать зимой — у многих отрядов в снегу появляется преимущество. Коннице ведь лыжи не положены, и шубы на коней не шьют. Иногда стоит ход подождать с атакой, чтобы воевать в нужное время года.
Обратите внимание и на такой параметр, как зарплата ваших отрядов. Часто при очень похожих боевых характеристиках новые типы войск отличаются от уже известных именно ею — так, например, обстоит дело с английскими спешенными феодальными рыцарями и тяжелыми меченосцами.
Домашнее задание: отряд из 60 рыцарей требует 250 флоринов в ход. Какую часть флорина составляет самая мелкая разменная монета, если рыцарь может существовать на 2 флорина в год?
Сохранилось описание сил самообороны Маастрихта, осажденного в 1407 году жителями Льежа.
Каждый дом выставлял одного бойца со своим оружием и простой броней — кольчужной рубашкой или курткой плотной кожи, в шлеме или кожаной шапке. Конечно, состоятельные граждане о своей жизни заботились лучше и покупали более серьезные доспехи. Число ополченцев оценивают в 2000.
Кроме того, в городе существовала гильдия св. Георгия, объединявшая арбалетчиков. Устав 1380 года требовал от них только кожаной куртки и металлического либо кожаного шлема.
Но уже основанная в 1408 году гильдия лучников предъявляла более высокие требования: металлическая кираса, холодное оружие (например, короткий меч) и две дюжины стрел. Всего в городе было около 400 обученных бойцов.
Количество пушек неизвестно, но сохранилось распоряжение установить по одной на каждой башне и воротах, снабдив должным количеством пороха. Помогать бойцам должны были монахи и женщины — подавать стрелы, камни и набивать мешки соломой: их закрепляли с внешней стороны городских стен, чтобы уменьшить повреждения от снарядов осаждающих. Кроме того, использовали услуги наемников.
Лук и стрелы
В лобовом столкновении двух армий тяжелой пехоты потери с обеих сторон наверняка будут огромны. Лучший способ уменьшить свои — активно использовать стрелков. В соответствии с исторической правдой, качество стрелковых отрядов у разных наций достаточно существенно отличается. Лучшие — англичане: их элитные лучники значительно превосходят почти всех коллег и дальнобойностью, и меткостью. Хотя до исторических прототипов все же не дотягивают: крупнейшие сражения Столетней войны — битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре — были выиграны английскими лучниками у многократно превосходившей числом рыцарской армии французов.
Это интересно: эти же сражения, впрочем, напоминают, что самое важное — правильное управление войсками. Французские отряды во всех трех битвах не взаимодействовали и наносили друг другу едва ли не больше вреда, чем противник. Так, в битве при Азенкуре французы под стрелами сбились в кучу, и многие в тесноте даже не могли достать оружие. Падавшие под тяжестью доспехов спешенные рыцари оказывались вдавлены в мягкий грунт шедшими следом, и один из англичан писал, что «больше людей погибло, будучи раздавленными, нежели наши воины могли бы убить». Реконструкцию Азенкура в разделе «Исторические битвы» выиграть далеко не так просто.
Как вы наверняка заметили, лучники могут стрелять настильно или навесными. Навесными стреляют в том случае, когда враг прикрыт стенами или атакован вашими войсками (свои стрелы убивают не хуже чужих — а иногда и лучше, летят-то в спину), а также задние ряды многорядного построения. При настильном огне меткость выше, так что ставьте отряд в две шеренги. Кстати, учтите, что если стрелять во вражеский отряд второй линии, то лучники будут наносить вред и тому, что стоит в первой.
На заметку: если приходится устраивать дуэль лучников, ставьте своих за спины тяжелой пехоты: их щиты прикроют стоящие позади войска.
Еще одна способность — использовать зажженные стрелы: это повышает наносимый вред и сильно вредит боевому духу жертв, но снижает темп стрельбы и меткость. Рекомендую к применению против больших масс пехоты (все равно в кого-нибудь попадет) или тяжелой кавалерии, которой обычными стрелами могут повредить только профессионалы. Особенно в начале игры, когда в вашем распоряжении только легкие лучники — с меткостью у них в любом случае беда, а так результативность повышается.
На заметку: у лучников и арбалетчиков по 30 стрел, у конных лучников — 25, к ружьям выдают по 20 зарядов, дротиков не унести больше 8. Луки и арбалеты стреляют на расстояние в 120-160 метров, для конников 120 — предел. Пистолеты бьют на 55, на такое же расстояние можно метнуть дротик. Аркебузы сравнимы с простыми луками — 120, мушкеты бьют на 180. Но вот меткость у всех арбалетчиков низкая, а чемпионы стрелковых состязаний — элитные лучники.
Еще одна способность профессиональных войск — врыть в землю заостренные колышки против кавалерии. Разумеется, сделать это надо перед началом боя. Очень рекомендую. Только следите, чтобы в них ваша кавалерия не влетела на всем скаку.
И последний тактический вопрос — режим уклонения от рукопашного боя, в начале сражения у всех стрелков включенный. Вообще-то он помогает далеко не всегда — убежать от кавалерии, к примеру, пехота все равно не может. Нередко мешает — можно дать еще пару залпов, но лучники дают деру минут на пять, хотя в двух шагах стоит отряд тяжелой пехоты прикрытия. В общем, если вы активно используете режим паузы и готовы заниматься таким «микроменеджментом», как своевременный отвод войск на новую позицию, то рекомендую этот режим отключать.
Домашнее задание: каждый из 60 английских лучников за бой выпускает по 30 стрел, и отряд убивает в среднем 38 воинов противника. Сколько гектаров лиственного леса нужно посадить в окрестностях Каира в 1350 году, чтобы в 1390-м уничтожить армию тимуридов в 6500 человек? Слонами и червями-древоточцами пренебречь.
Рыцари без страха и упрека
Пехота — царица полей? Нет более глупого утверждения, когда речь идет о Medieval II. Только «в современной войне исход боя решает артподготовка». В полях правят те, кто там находит себе корм и место для прогулок, — кони, зачем-то нагруженные консервами, именуемыми рыцарями. У кавалерии один недостаток — меньшая по сравнению с пехотными отрядами численность. Но он вполне окупается большей скоростью и маневренностью, позволяющими не только уйти от невыгодного боя, но и уменьшить потери от лучников, и возможностью атаки с разгона (Charge). Поэтому армия из одной кавалерии хоть и не идеальна, но имеет шансы, а вот одна пехота в схватке с кавалерией противника обречена на поражение, если только тот сможет своим преимуществом грамотно распорядиться. У пехоты в таком сражении одна тактика — встаньте, дети, встаньте в круг, кто выживет после удара конного тарана, пытайтесь нанести ответный, пока всадник обратно не уехал. А способности кавалерии нанести чувствительный удар не стоит подвергать сомнению — одинокий конник при атаке на строй легкой пехоты каким-то образом может сразу раскидать по сторонам шестерых-семерых. Наверное, все же дело, как я и подозревал, в лошадях — одного поражает копьем всадник, остальных сбивает скакун. По массе-то рыцарский конь в доспехах и с этим чудом в перьях на хребте уступает не всякому автомобилю.
Это интересно: во время Столетней войны 30 английских рыцарей встретились с таким же количеством французов. Англичане как наездники французам уступали и предложили биться пешими. Те согласились, обе группы построились фалангами и сражались кавалерийскими копьями. Более опытные англичане убили четверых французов, потеряв лишь двоих, после чего был объявлен перерыв. И тут французы пошли на хитрость: на поле вернулись только 25 пеших, а когда англичане построились для боя, 26-й врезался в них верхом на лошади. Семеро англичан так и не встали, остальные обратились в бегство, преследуемые кавалеристом, и были убиты либо взяты в плен без потерь у французов. Таким образом, 26 рыцарей и одна лошадь имели решительное преимущество над 28 рыцарями.
Основная сложность для игрока — добиться от конницы эффективной атаки с разгона. В Интернете гуляет энное количество советов по этому поводу, и не все они верны.
Так, например, дважды вы щелкнули мышкой на отряде противника или один раз — к делу не относится. Основное условие — нужная дистанция до цели: иначе конница или не успевает разогнаться, или, наверное, забывает, зачем туда едет. Она составляет около полусотни метров. Чтобы получить максимальную выгоду, выстройте отряд широким фронтом (два ряда в глубину) и, как только кавалерия нанесла удар, немедленно командуйте отступление. Иначе она ввяжется в рубку на мечах, в которой ее могут окружить и превзойти числом. Если у вас несколько отрядов на небольшом участке, лучше посылайте их волнами, чтобы они не сбивались в кучу, в которой задние ряды о противнике будут только слышать. Не забывайте — хотя в рукопашном бою кавалерия превосходит пехоту, но именно в нем несет основные потери.
На заметку: атака с разгона дает некоторое преимущество и пехоте, и коннице. Но для пехоты оно обычно составляет 20-40% от основного навыка атаки, а для кавалерии с копьями может превышать 50%. С мечами оно уменьшается до тех же 25%.
Обратите внимание: правило «чем выше уровень, тем лучше войска» для кавалерии не вполне верно. Безусловно, феодальные рыцари в лобовом столкновении с тяжелой пехотой полезнее обычных, но зато уступают им в скорости и маневренности. Это важно, когда вам надо не просто отогнать ужасным видом конницы выбежавших вперед вражеских стрелков, но и уничтожить их, при этом избежав столкновения с основными силами противника. В начале игры используется и легкая кавалерия, но позднее в схватке со спешенными рыцарями толку от нее будет немного.
На заметку: лошади боятся не только слонов, но и верблюдов — из-за непривычного запаха. Так что в столкновении с наездниками на верблюдах конники действуют со штрафом, а те получают преимущество. Наверное, это скрытая реклама дезодорантов. Верблюды боятся слонов (хотя меньше, чем лошади), чем те и пользуются. Кстати, у слонов по 6 HP, как у неплохого генерала.
Противостоять коннице лучше всего при помощи сочетания всех видов войск. Легкая артиллерия и лучники обстреливают ее издали, пехота принимает на себя удар и связывает боем, а ваши всадники в это время наносят удар с тыла и флангов. Конечно, можно устроить просто столкновение кавалерийских отрядов на встречных курсах, но результат при равных по силе противниках предсказать сложно — во многом он будет зависеть от «морально-волевых качеств».
Домашнее задание: новый вид брони с улучшенными аэродинамическими характеристиками позволяет тяжелой кавалерии разгоняться на 5% быстрее. Как изменится максимальная скорость кавалерии при форсировании Гибралтарского пролива своим ходом?
Парфянская стрела
Конные стрелки есть не у всех наций, но обойти их вниманием никак нельзя. Против легкой пехоты они великолепны, против тяжелой — достаточно эффективны, хорошим лучникам-пехотинцам дуэль проигрывают за счет меньшего числа стрелков в отряде. А против коллег-кавалеристов они — одно из лучших средств: скорость у них куда выше, и при внимательном управлении в рукопашную они не вступят.
Как с ними бороться? Если они составляют незначительную часть войск противника, то для начала сосредоточьтесь на основной армии — возможно, противник просто сбежит с поля боя и избавит вас от проблем. Этому могут поспособствовать ваша артиллерия и кавалерия. Жертв в ее рядах не избежать, но при удачном раскладе у края карты состоится схватка, из которой остатки вашего отряда выйдут победителями.
Если же армия врага почти полностью из конных стрелков и состоит, необходимо задействовать все виды войск. Всем назначьте рассеянный строй и наступайте как можно более широкой цепью, стараясь зажать противника в углу карты.
Дуэль лучников вам часто выгодна — у вас стрелков в отряде больше. Ну, а потерявших осторожность и подобравшихся слишком близко окружайте конницей и уничтожайте в рукопашной. Только не пытайтесь гнаться за всеми зайцами сразу — чтобы отряд врага не ускользнул, нередко понадобится 3-4 ваших.
Наши жены — пушки заряжены
Рассматриваемый в игре период был для артиллерии не лучшим временем. Времена сложных метательных машин, использовавшихся греками и римлянами, прошли, такие конструкции в средневековье делать разучились. Несколько превосходила прочих Византия, лучше сохранившая античное наследие. В XIV веке при осаде начинают применять пушки, но поначалу они весьма громоздки и не отличаются меткостью.
В игре полевая артиллерия могла бы быть совсем бесполезна, если бы не совершенно неправильная тактика компьютера: иногда он ждет вашей атаки и ничего не предпринимает. Его войска смиренно ждут вашего удара, а пока стоят под стрелами и ядрами, и даже самая «косая» артиллерия может процентов на 10 сократить вражеское войско. Постарайтесь сосредоточить огонь на бронированных врагах — отряде полководца, конных и пеших рыцарях. Используйте бомбы и зажигательные снаряды — более низкий темп стрельбы в этой ситуации совершенно не важен. Если сами окажетесь в такой ситуации — кавалерия должна выручить.
На заметку: иногда ваша артиллерия начинает постоянно всаживать снаряды в какой-нибудь холмик перед вражеским отрядом. Попробуйте выбрать целью того, кто стоит во втором ряду, — прицел поменяют.
Когда же дело доходит до штурма, важное значение приобретает траектория стрельбы орудий. Бомбарды лучше всего разрушают ворота и стены, требюше могут перебрасывать снаряды и за стены, а мортиры только на это и способны, причем с не особо высокой меткостью.
Это важно: даже небольшой уклон, который пехота и конница преодолеют без проблем, может помешать артиллерии — не втащить пушки на гору, хоть Жучку зови, хоть кошку с мышкой.
Подбираем бойцов
Думаю, нет нужды останавливаться на том, что одного идеального состава армии не бывает и при грамотном управлении почти всегда можно добиться успеха. Поэтому наметим некоторые общие моменты.
Во-первых, в армии должен быть полководец: лучше второсортный, чем никакого. Конечно, иногда вы можете получить после битвы «народного генерала», но даже героическая победа этого не гарантирует. Кстати, учтите, что появление нового кандидата в наследники понизит лояльность сыновей монарха.
Если армия отправляется в поход на врага, а не предназначена для решения частной задачи вроде «разобраться с этим мародером», то она должна быть готова штурмовать поселения. Роскошь держать врага двадцать-тридцать лет в осаде мы чаще всего не можем себе позволить.
Во-первых, кормить армию — удовольствие недешевое. Во-вторых, ситуация может поменяться, и войска понадобятся вам в совсем другом месте — время будет потеряно напрасно. В-третьих, у католических держав папа может потребовать прекратить войну, а он шуток не любит. Так что хотя бы города мы должны брать сходу. Значит, нужна артиллерия — 1-2 лучших доступных на данный момент орудия. Да, они замедлят передвижение армии — но обычно мы направляем войска не через полмира, а к соседям. Ход-два лучше потерять в пути, чем на осаду — в случае чего, не поздно будет передумать до того, как отношения испорчены.
Независимо от цели армии рекомендую иметь в ее составе хотя бы 4 отряда кавалерии, оптимально — 7-9. В городе они небесполезны, а в поле незаменимы. Ну, а соотношение стрелков и пехоты зависит от нации и ваших предпочтений. На простых арбалетчиков ставку делать едва ли стоит — 3-4 отрядов вполне хватит. Против вражеских рыцарей они не особо помогут, положитесь на сталь. А вот играя, например, за Англию, лучше набрать много лучников с прикрытием тяжелой пехоты: она должна будет только задержать тех, кто все же добежит до ваших рядов. У меня нередки были армии с 8-10 отрядами лучников и 2-3 — пехоты.
К бою!
Наверное, стоит начать со «спасибо» создателям игры. Электронный стратег Kingdoms на максимальном уровне сложности пусть и не идеален, но вполне неплох. Он понимает такие концепции, как фланговый удар и обход с тыла, — может применить их сам и распознает в ваших действиях. Главное, чего ему не хватает, — готовность действовать по единожды принятому плану. Конечно, учитывать меняющуюся обстановку на поле боя надо, но метания только ухудшают ситуацию.
Реальный пример: мои войска состояли из пяти отрядов ополченцев-лучников, трех с половиной отрядов таких же копейщиков и двух десятков легких кавалеристов, у противника — примерно столько же сержантов и спешенных рыцарей. Я поставил свои войска подковой, на краях — по отряду пехоты, кавалерия симулировала подготовку атаки с тыла. В результате раз за разом железный мозг направлял своих пехотинцев в атаку, в какой-то момент понимал, что позади — мои конники, впереди и с флангов — пехота, и отводил свои войска назад, не дойдя метров 10-15 до неминуемой победы. Все это время лучники, естественно, не стояли без дела, и через полчасика остатки врага сбежали с поля боя. В общем, любое распределение ваших войск усложняет компьютеру оценку ситуации.
Это важно: если вы хотите, чтобы войска держали строй и двигались вместе, объедините их в группу (Ctrl+цифра)
Осмотрим поле битвы
Если не половина, то уж треть битв выигрывается до того, как солдаты достанут мечи из ножен, — при выборе изначального расположения войск. Найдите господствующую высоту и подведите войска как можно ближе к ней. Особенно это важно для стрелков и артиллерии, да и атаки кавалерии, бегущей в горку, отбивать куда проще. Ваши войска превосходят противника числом, и никто вас атаковать не будет? Что же, вам, по крайней мере, не придется отбивать горку у противника.
Помимо рельефа обратите внимание на леса. Вообще-то понять, что является лесом, а что нет, мне не всегда удается — то за двумя деревцами скрывается развернутый в шеренгу отряд кавалерии, то десяток пехотинцев не может спрятаться в том, что я бы назвал рощицей. Чаще всего выбежавшие из засады войска оказываются для компьютера не такой уж неожиданностью, но вот для вас сюрприз может быть некстати. Подозрения поможет рассеять легкая кавалерия. А вот тяжелым всадникам соваться под деревья не стоит: по шлему и ветки бьют, и пехота настучать может — в зарослях даже ополченцы для феодальных рыцарей становятся угрозой.
Однако на выбор места битвы влияет не только рельеф. Нередко одна из сторон ожидает прибытия подкреплений. Обычно их выгодно собрать в кулак до начала самой битвы. Воевать на два фронта, конечно, неудобно, но можно успеть разбить врага по частям — это легче, чем иметь дело с объединенной армией. Соответственно, поставьте свои войска подальше от врага, если ждете подкреплений сзади, или сместите на фланг, если они должны появиться в тылу противника. Конечно, бывают случаи, когда на вас идут две армии врага, и быстро уничтожить любую из них невозможно. Тогда приходится переходить к плану Б — выбрать такую позицию, чтобы противник, наоборот, подходил с одного направления.
Это важно: если по ходу битвы должно подойти подкрепление к вам, проверьте, что не стоит галочка, отдающая его под управление компьютеру. Вы справитесь лучше.
Если вы атакуете, начальная расстановка войск не сыграет большой роли, а вот в защите секунды, потраченные на перестроение, могут быть роковыми. Почти всегда стоит сразу задать разреженный строй стрелкам. Поставьте артиллерию на фланге или на возвышенности (а лучше — и то, и другое), чтобы не опасаться огня в спину своих войск, и разрешите вести огонь по своему усмотрению. Отключите режим уклонения от боя стрелкам и выдвиньте вперед (не забудьте про частокол, если ваши стрелки умеют его ставить). Пехота — второй линией за лучниками, чтобы тем было куда отступить. Кавалерия — на фланги, полководец — в тыл, чтобы поддержать дрогнувшие войска. Теперь можно начинать.
Маневр — залог победы
Итак, войска построены и готовы ринуться в бой. Но начнется он почти наверняка на большой дистанции. Типичный дебют для компьютера — стрелки выбегают вперед редким строем и издалека обстреливают ваши войска. Вы можете поступить так же или отправить свою кавалерию разогнать стрелков. Второй вариант почти всегда лучше, совмещать их не стоит — потери от своих стрел в спину нам не нужны. Главное — не увлекаться и вовремя отступить. Вражеские стрелки, конечно же, побегут за спины пехоты, столкновение с которой на данной стадии в наши планы не входит: один-два отряда кавалерии против целого войска долго не продержатся. Вполне вероятно, что этот маневр вы повторите еще несколько раз. Почему-то для противодействия таким безобразиям свою кавалерию компьютер привлекает крайне редко.
Если враг идет в атаку всеми своими силами, оставшиеся стрелки окажутся позади основной части армии и будут хорошей целью для вашей кавалерии. Впрочем, будьте внимательны, наибольшую угрозу представляют уже не они. Если же атакуете вы, не спешите и дайте потратить боезапас своим стрелкам. Посмотрите, возможно, есть способ атаковать врага с возвышенности, а для конников есть ровный участок местности.
Ваша задача в следующей фазе боя — не столько уничтожить как можно больше врагов, сколько так сконцентрировать свои силы, чтобы враг дрогнул и побежал, и победа будет стоить вам куда меньших жертв. Как этого добиться, легко установить, хотя бы послушав крики игроков в Counter-Strike. «А тут их на меня выбежало трое!», «Он что — неубиваемый, что ли?!», «Как ты у меня за спиной оказался?!» — почти готовые рецепты. Глубокий охват фланга врага кавалерией, концентрированный огонь стрелков, одновременный удар нескольких ваших отрядов по одному вражескому — вам надо так расположить войска, чтобы можно было легко применить эти приемы. Ну, и прибавьте прорыв фронта, позволяющий окружать вражеские отряды.
Для решения второй и третьей задач подходит широкая «подкова» стрелков, которые отбегают за центральный строй тяжелой пехоты. Это позволяет им сначала не перекрывать друг другу линию огня, а затем вынуждает врага растянуться — одни отряды уже вступили в схватку с вашими основными силами, а другие еще только добираются от того места, откуда недавно в них летели стрелы. Сначала атакуйте самые морально неустойчивые отряды — например, ополченцев. Их дезертирство уменьшит энтузиазм более крепких войск и высвободит ваши силы. Главное — не забывайте оставить врагам путь к бегству; окруженные гораздо опаснее бегущих.
На заметку: огнестрельное оружие вызывает у дремучих деревенщин панику. Залп нескольких ваших отрядов по одному вражескому зачастую заставляет его сбежать.
Безусловно, вам надо опасаться того, что эти же приемы к вам применит противник. Если он превосходит вас в кавалерии, придется оставить как минимум по одному отряду пехоты на каждом фланге развернутым в сторону конников противника. Отслеживайте боевой дух ваших войск — направьте подкрепления тем, у кого он низок, и держите поблизости полководца. Если ваши воины все же побегут, его рожок поможет призвать их к порядку.
Самый сложный тип битв в поле — захват мостов. Скученные на узком пространстве атакующие — отличная мишень для стрелков, а на другом берегу у противника куда больше сил.
Главная задача — обеспечить беспрепятственный проход ваших воинов по мосту, а для этого надо отогнать от противоположного его конца противника. Поможет артиллерия, которой понадобится больше, чем для штурма города. Из стрелков с этой задачей могут справиться только лучшие, да и то если река неширока.
Мелочь, которая может помочь, — щит солдаты носят на левой руке. Поставьте лучников слева от моста, и они будут стрелять в незащищенную сторону солдат противника, нанося больший вред. Ну, а дальше вперед пойдет пехота — необходимо захватить плацдарм.
Кавалерия, хотя и понесет на мосту меньшие потери, на том берегу столкнется с большими проблемами — воинов в отряде меньше. Не забудем и о том, что берег может быть довольно крутым, что для кавалерии, опять же, важнее, чем для пехоты.
На штурм!
Скажу сразу: штурмовать города компьютер умеет плохо, но думает, будто умеет. В первом легко убедиться, держа оборону. Во втором — дав на откуп искусственному интеллекту расчет штурма. В Kingdoms результаты стали реалистичнее, а до выхода дополнения оценка результатов была крайне оптимистична для нападающих (на то, что битва не моделировалась, указывают хотя бы равные потери у всех однотипных отрядов) — добиться таких же, штурмуя город самому, было очень сложно.
Разумеется, лучше всего штурма избежать. Нередко рядом с городом стоит еще какое-нибудь войско. Нападайте на него, городской гарнизон подойдет на выручку собратьям — и вы получите отличную возможность разбить врага в чистом поле, а не выковыривать его из-за стен. Конечно, какая-то часть сбежит с поля боя в тот же город, но ваша задача облегчится в разы. Чтобы меньше врагов вернулись за стены, казните пленных, как бы варварски это ни звучало.
Когда штурма не избежать, вам предстоит проникнуть за стены. Вы можете пробить в них совершенно неэстетичные бреши, воспользоваться осадной техникой или заслать шпионов, чтобы они открыли городские ворота. В первом случае вы повредите ценное имущество, которое вам же потом ремонтировать, во втором — потеряете солдат под огнем защитников, пока деревянные монстры подбираются к городу.
Если технику удастся поджечь, ваши планы пойдут насмарку, но она может вам помочь реализовать преимущество в пехоте, заставив врага растянуть свои силы. Третий способ для гарантированного эффекта требует нескольких агентов за стенами, а развивать их в Kingdoms стало куда сложнее. Зато можно ввести войска в город с разных сторон — важно только использовать это к своей выгоде, а не облегчить задачу врага.
Как обычно, одного правильного варианта нет — у каждого вида есть свои преимущества и недостатки.
Таран может сокрушить ворота или частокол и открыть доступ в город кавалерии — лошадей-скалолазов воспитывать еще не научились, так что другие способы этого не позволят. Его можно провести за первый ряд стен замка и штурмовать вторые и третьи ворота. Но он передвигается медленно и представляет крупную мишень для стрелков, которые могут довольно легко его поджечь. В Kingdoms к списку угроз добавилось кипящее масло, выливаемое на головы штурмующих с ворот, если город окружен каменными стенами. Таким образом, потери в рядах перемещающей его команды будут велики — давайте его в руки тому отряду, о котором вы не будете сильно жалеть, а остальные войска подводите, когда ворота сломаны.
Лестницы можно доставить к стенам бегом и быстро начать атаку, недолго пробыв под огнем защитников. Сами лестницы малы, и поджечь их практически невозможно, но и воинов они от стрел не прикрывают. Наконец, их также можно пронести внутрь замка и использовать дальше. Но наверх ваши люди попадают по одному, а там их ждет целый отряд — могут и перетрусить. Применяйте лестницы там, где на стене нет защитников. Кстати, у больших городов стены для лестниц слишком высоки.
Осадные башни прикрывают ваших воинов на пути к стенам и высаживают на стены в большом количестве, так что вероятность захвата стены выше. Но они медленны, представляют отличную мишень для стрелков и башен, а если их удастся поджечь, то оказавшиеся внутри воины погибнут. Кроме того, даже если вы проведете башню за первый ряд стен, ко второму ее нельзя будет приставить — очевидно, это баг. Иногда я использую башни как приманки для вражеских стрелков.
Если шпионов у вас нет, в первую очередь пробейте брешь или снесите ворота, чтобы точно иметь возможность развить наступление. Далее разрушьте башни — пускай меткость их огня оставляет желать лучшего, потерь все же не избежать. Ущерб, нанесенный городскому имуществу, будет возместить легче, чем воскресить бойцов. Ну, а потом переносите огонь на войска противника.
На заметку: если стены не починены после предыдущего штурма, то вы можете сходу атаковать город даже без осадных орудий.
После того, как путь в город открыт, посмотрите на оставшиеся у врага войска. Если стрелков в его рядах мало, постарайтесь извлечь максимальную пользу из своих. Однако стены все же будут вам мешать, и, если лучники врага наносят ощутимые потери, остается только бросить в бой основные силы.
На заметку: если ваши войска захватили стену с помощью осадной техники, пошлите туда стрелков. Вид открывается отличный, пускай любуются.
Вообще-то город — совершенно неподходящее место для кавалерии: даже газонов нет, где лошади могли бы пастись в свое удовольствие. Однако если бреши достаточно широки, стоит попробовать несколько быстрых ударов кавалерией, не ввязывающейся в плотное сражение. Основная часть работы достанется пехотинцам — конники на узких улочках теряют преимущество в маневренности. Неплохих результатов можно добиться, втащив в город пушки — промахнуться тут сложнее, но и от контратаки защитников не убежать.
Все на стены!
Что же, с тем, как штурмовать, мы немного разобрались. Оборона нередко оказывается более хитрым делом. В гарнизоне далеко не всегда окажутся ваши лучшие войска, возводить постройки в осажденном городе нельзя, силы со временем тают, торговцы не могут попасть в город — уменьшаются доходы. Ну, и время всегда ограничено — даже если враг не пойдет на штурм, в конце концов город сдастся. Кстати, компьютер нередко практикует именно такой способ осады — его войска и не планируют атаковать и ждут ваших активных действий. В самом деле, как пойдут на штурм два десятка отрядов конных лучников?
Если враг соберется пойти на штурм, важнее всего для вас будут стрелки, на втором месте пехота, а кавалерия и артиллерия разве что мешать не будут. Предварительная расстановка и здесь очень важна: стрелки на стенах цепочками, пехота — в основном позади ворот (туда направится таран), и по отряду на стенах напротив осадных башен. Постарайтесь активировать как можно больше башен (на активных развеваются флаги). Стоящие на стене заселят артиллеристами обе ближайшие башни, а отряд, стоящий вплотную за башней — только ее. Вполне подходящее занятие для кавалерии в начале боя.
Если враг начал свой монолог с пушек, быстро уводите свои войска с обстреливаемой части стены. В раннем средневековье артиллерия с трудом наносит вред и постройкам, и воинам, а вот позднее большая бомбарда турок вполне может снести стену с пары выстрелов и лишить вас половины стоящего на ней отряда.
На заметку: иногда не стоит дожидаться, пока вражеская артиллерия расстреляет весь боезапас: вытащите за ворота свои пушки и постарайтесь уничтожить вражеские. Тем самым вы можете спровоцировать противника на атаку до того, как он закончит артподготовку. Можно попробовать расстрелять и осадную технику, но в этом случае шансы ваших артиллеристов вернуться домой крайне низки.
Стрелки могут попытаться поджечь двигающиеся к стенам осадные орудия. Однако чаще всего без поддержки баллист или пушек с крепостных башен эти попытки будут пустой тратой времени и стрел.
Отбить атаки с лестниц и осадных башен чаще всего не составит труда. Если ваши войска не сильно уступают атакующим в классе, то большая численность одновременно сражающихся должна выручить. Почти наверняка враг ворвется в вашу крепость через проломы или сломанные тараном ворота. Путь ему должна преградить пехота — лучше выстроить отряды в 4-5 шеренг. В первые ряды ставьте ополченцев — за счет большой численности они создают плотную преграду. А чтобы они не дезертировали, подпирайте их с тыла более серьезными войсками. Если натиск врага прорвет эту живую стену, придет время кавалерии — у нее будет некоторое пространство для разгона, да и ударит она связанного боем противника. Если же все обернется совсем плохо, попробуйте дать последний бой на городской площади: кавалерии будет где разогнаться для атаки на только что вышедшего с узких улиц врага.
Может возникнуть ситуация, когда кроме основной нападающей на город армии рядом оказывается еще одна. В этом случае компьютер, судя по всему, вторую армию штурмующей не считает, и она просто пытается расстреливать ваши войска. Если при этом случайно разрушаются стены, то железного полководца это ничуть не беспокоит.
На вылазку!
Как я уже писал, компьютер зачастую и не планирует штурма, а ждет ваших действий. Даже если это не так, но у вас есть изрядное число стрелков, не ждите атаки — отправляйтесь на вылазку. Она может окончиться вничью — ваши войска вернутся в город, вы нажмете Escape и увидите подтверждение: вылазка успешна, можете выйти из боя. Тактика «каждый ход совершать вылазку: лучники обстреливают отходящие из-под стен войска» здорово помогала мне, когда я играл за Англию. Каждая атака сокращала численность противника на 15-30% и помогла уничтожить три армии Тимуридов гораздо меньшими силами.
Однако ничья устроит вас не всегда, поэтому в гарнизоне нужны кавалерия и артиллерия. Если силы врага существенны, он попытается атаковать выкаченные за ворота пушки — а у вас на стенах стрелки только этого и ждут. Если же на такое храбрости противнику не хватает, то ничто не мешает выпустить по нему полный боекомплект. Кавалерия же в первую очередь нужна для того, чтобы уничтожить стрелков врага перед тем, как за стенами покажутся ваши лучники. Кстати, помните, что в городе не одни ворота, и выйти в чисто поле вполне можно через боковой вход, не подставляясь под стрелы? Ну, а после того, как первичная очистка местности закончена, стройте основные силы — начнется привычное сражение.
Самые сложные испытания, которые вам предстоят — это борьба с монголами и Тимуридами. Первое нашествие может вас в концентрированной форме не коснуться, если вы играете за западноевропейскую страну. Но к моменту второго у вас наверняка будут завоеванные в крестовых походах территории на Ближнем Востоке. И отдавать их просто так будет жалко.
Но учтите — провести кампанию без потерь, в том числе и территориальных, вам будет нелегко. 9 армий Тимуридов добираются до этих мест почти невредимыми, и если начинают штурмовать какой-то город, то не сдаются до тех пор, пока не добьются своего или не будут уничтожены.
Подготовьтесь заблаговременно — вышлите на восток шпионов и подготовьте лучших убийц: с генералами врага лучше разобраться в нечестном бою. Замените городскую милицию тяжелой пехотой и лучшими лучниками: кавалерия вам почти не понадобится, предстоит защищаться. Артиллерия тоже едва ли понадобится (если только бомбарды), а вот башни отстройте.
Самая большая проблема — серая в красных попонах и с пушками сверху. Называется «боевые слоны». Теоретически слоны боятся зажженных стрел. На практике — не особо. Боятся горящих снарядов катапульт, но с испуга добегают до ваших батарей очень быстро; и все же артиллерия — в поле лучший способ борьбы.
Кавалерия от слонов шарахается, пехоту они быстро топчут — в общем, хорошего средства нет. Стрелкам могут помочь вбитые в землю колышки: против слонов они очень эффективны, но те не всегда вообще трогаются с места, а от пушечных ядер колышки почему-то не спасают.
Помогают городские башни, но при их меткости требуется немало времени. Зато если раненый слон впадет в ярость, то он вполне может потоптать немало своих войск.
Воевать с Тимуридами в поле очень тяжело еще и из-за того, что поначалу их армии держатся вместе и к врагу сразу подходит пара тысяч солдат подкреплений. Если вам все же придется это сделать, постарайтесь вынудить противника нападать и займите господствующую высоту — у ваших стрелков будет важное преимущество. Своих лучников прикройте тяжелой пехотой с максимальной защитой и запретите им убегать от врага: вражеские конные лучники обожают подъехать к вашим стрелкам поближе, а когда те побегут, стрелять в спину. И обязательно выбирайте разреженный строй.
Пока завоеватели занимаются обычным грабежом, постарайтесь истощить их силы, обороняя города. 2-3 армии может уничтожить даже не самый сильный городской гарнизон, а замок с несколькими рядами стен выдержит и больше.
Рано или поздно кочевой образ жизни Тимуридам надоест, и они обоснуются в одном из захваченных райцентров. После этого их войска отправятся в разные стороны расширять территорию. И такие разбежавшиеся в стороны армии уже можно бить по одной. Учтите: если вы захватите все города Тимуридов, но войска в их распоряжении еще останутся, то они просто вернутся к кочевому образу жизни, а не исчезнут, как обычные народы. Так что воевать придется до полной победы.
Кто с мечом к нам придет?
Полководец на поле боя работает и на армию, и на себя. Войска лучше сражаются в присутствии хорошего командира, а тот приобретает новые черты характера и спутников в результате проведенных битв. На навык командования полководца в каждой битве влияет ряд факторов. Модификаторы зависят от типа сражения — так, специальные навыки отвечают за битвы, в которых ваша армия нападает, защищается, штурмует города, отбивает штурмы, атакует из засады. Тут правила просты — чем более значимую победу одержал ваш полководец (например, разбил врага с минимальными потерями, хотя изначально компьютер оценил шансы как плохие), тем больше вырастет соответствующий навык. Соответственно, за поражение он будет наказан его ухудшением. Но вы ведь битв не проигрываете, правда? Если вы не принимаете бой, навыки командира также ухудшатся, хотя с меньшей вероятностью.
Кроме того, отдельные навыки зависят от состава ваших войск. Если больше 80% армии — пехота или 50% — конница, то улучшатся при победе или с вероятностью 50% ухудшатся при поражении навыки командования соответствующими видами войск.
Еще один важный фактор — влияние на боевой дух войск. Храбрый командир его повышает — отправьте его в бой, ведь у него не один хит, как у большинства солдат, а его телохранители — поначалу так просто лучший доступный вам отряд. Если же битва проиграна, а генерал даже не вступил в бой — будет признан трусом, под командованием которого служить не каждый захочет. На боевой дух влияет и целый ряд других характеристик, многие из которых появляются случайным образом. Описать их все не выйдет — многие из них еще и со временем «меняют полярность» влияния. Не будем тратить страницу и на список всех возможных спутников полководца — большая часть из них приобретается в бытность его губернатором или за заслуги в крестовых походах, и лишь несколько можно добыть в бою.
На этом я завершаю свой обзор. Конечно, он не может стать настольным руководством по штамповке побед. Но это и к лучшему — ведь это значит, что игра не надоест вам однообразием и будет раз за разом бросать вызов вашим способностям. А на досуге будет о чем вспомнить — о неожиданных решениях, принесших победу, и о войсках, прошедших путь от Новгорода до Тимбукту и от Лондона до Каира. Ну, а это означает, что создатели игры поработали на славу и результат их труда заслуживает всяческих похвал.