В любой успешной тактической стратегии наличествует много предметов, и рано или поздно они становятся основной темой для обсуждения. Поклонники игры делятся мнениями, чем та или иная «пушка» круче своего аналога, насколько такой-то вид оружия незаменим в бою. Создатели «7.62» расстарались, и выбор средств убеждения противника поистине грандиозен. Сегодня мы попытаемся в нем разобраться.
Самые нужные вещи
Однако начнем мы не с автоматов и пулеметов, а с таких простеньких предметов, как средства транспортировки. Как правило, герой начинает с пары карманов размером 2х2 клетки, собственных рук и трех мест для дополнительного оружия за спиной. Негусто... Позже ему становятся доступны несколько моделей поясов, подсумков, разгрузок и рюкзаков. Аж глаза разбегаются: что же взять с собой на битву? Выбор за вами, но обязательны только разгрузочный жилет и пояс, причем имеют значение не только размеры карманов, но и вес. Именно поэтому не стоит брать подсумки — они довольно много весят, а огромный арсенал носит с собой только глупец — всегда же можно вооружиться за счет трупов на месте битвы. То же можно сказать и про рюкзаки: патроны стоят недорого, а оружие можно унести с поля боя на плечах. Зато они мешают перекатываться. Хотя можно возить пару рюкзачков в багажнике машины для того, чтобы ускорить сбор трофеев.
На заметку: очень рекомендую самые необходимые вещи класть в пояс и в видимую часть разгрузки. Это позволяет ускорить игру (не надо заходить на экран инвентаря) и спасет ее от части вылетов. К таким предметам можно отнести: аптечку, набор для чистки оружия, пару гранат и магазинов. Самый быстрый доступ мы имеем к карманам, потом к поясу с подсумками, потом к разгрузке, дольше всего лезть в рюкзак.
Вопрос о средствах защиты решается еще быстрее. Честно говоря, каски не очень способствуют выживанию при попадании вражеской пули в голову. Поэтому рекомендую не мучиться и брать самую легкую — может, и спасет когда-нибудь. Тяжелые бронежилеты вовсе не стоит применять, если только ваши бойцы не чрезмерно «раскачанные» монстры. Некоторые экземпляры так и вовсе вызывают смех: отлично защищая грудь, они оставляют полностью беззащитной спину. Не самых тяжелых средних бронежилетов вполне хватит для решения любых задач. Можно еще кевларовые или титановые пластинки для надежности вставить. Но при попадании пули шок наступает в любом случае, а от осколков защитит даже М200. Большее значение играет низкий вес и мобильность.
Наконец, машины. Где их найти, вы уже знаете из предыдущих статей. Чем машина больше, тем больше вещей она сможет увезти с поля боя и тем скорее вы станете миллионером. Есть только один тонкий момент — машины крайне уязвимы, и нередко противник, неточно стреляя, уничтожает ваше сокровище вместе со всем его содержимым. Сколько-нибудь устойчивы к пулям только бронетранспортер и грузовик, который можно получить от повстанцев. Поэтому, попав в засаду в случайной локации, лучше всего убираться от машины подальше, а не искать укрытия за ней. Если повреждения все же были нанесены, ее можно починить. Достаточно сдать грузовик на содержание бармену, и тот за какие-то сто монет вернет ее в изначальное состояние.
Конечно же, можно подобрать оружие на поле боя, но обычно пользы от этого немного. Большая часть найденного идет на продажу и представляет собой лишь деньги в материальном виде. Поэтому наилучшие образцы вооружения мы все же покупаем. Итак, что и где в порядке рейтинга...
Самые убогие торговцы — те, что бессистемно торгуют в городах. Выбор у них, мягко говоря, очень невелик. Обычно их по два-три в городе, причем один из них всегда бармен. Самый симпатичный выбор, пожалуй, в Кампесино. Интересно, что цены на различные вещи часто сильно отличаются, и если гнаться за каждой монеткой, можно обогатиться на целевой продаже оружия.
Следующие — интенданты сторон (для Тани — база и Олвидад, для диктатора — Саграда и Кампесино), а также Хос. У интендантов отличные цены, но ограниченный выбор — как по стороне (сторонники диктатуры пользуются российским оружием и другим не торгуют), так и по уровню. Как правило, в других источниках к тому времени уже лучший выбор. У Хоса цены тоже симпатичные, зато выбор не слишком большой и слабо предсказуемый.
Позицией выше находятся торговец на вашей базе и хозяин оружейного магазина в Кали-Кантинос. На стороне первого отличные цены и прекрасный выбор оружия. На стороне второго чуть лучший ассортимент оружия и полный набор «аксессуаров» к вашим пушкам. Часто какой-нибудь редкий глушитель можно найти только у него.
Наконец, лидер нашего хит-парада — Рико Риез. К нему лучше не приходить без денег, зато ширпотреб он и не продает, только настоящие редкости. Заглядывайте к нему — и не пожалеете!
Радикальные решения всех проблем
С транспортировкой мы разобрались, настало время решить вопросы с выбором средств уничтожения противника. Но, разумеется, универсальных рецептов не существует. Это просто наблюдения о том, чем и почему одно оружие лучше другого, сопровождающиеся статистикой из игры.
Сразу следует оговориться, что характеристики оружия приводятся согласно тому, в каком виде оно обычно продается в магазинах. То есть без патронов, с магазином по умолчанию, с определенной комплектацией. Характеристики оружия будут весьма резко меняться в зависимости от того, какие манипуляции вы с ним провернете. К примеру, не стоит радоваться тому, что АКМ при лучших характеристиках легче, чем АК-74, все изменится после того, как вы снарядите магазины патронами: чем мощнее калибр, тем тяжелее патроны. Повесите подствольный гранатомет — сразу изменится баланс. А при сравнении двух «пустых» и полностью снаряженных стволов может оказаться, что первоначальные предпочтения были ошибочными. Но сравнивать по какой-то другой системе не совсем верно, так как тот же «Маузер» может быть снаряжен аж тремя видами магазинов, а новые мощные патроны иногда очень сильно меняют впечатление от оружия.
Последняя заплатка изрядно поменяла характеристики вооружения. Большинство их вполне доступно пониманию поклонников игры, стоит только обратить внимание на совместимость различных устройств с оружием. Различные устройства бывают интегрированы (то есть намертво приделаны) к оружию (И) или прилагаться к нему, как тезисы очередного съезда партии к томику детективов лет двадцать тому назад (ПИ). В последнем случае можно отвинтить ненужный предмет вовсе или приделать вместо него экземпляр получше. Например, в случае с G11 смена прицела обязательна. Если же улучшение доступно для оружия, ему полагается «+» в этой графе.
Характеристики вооружения | ||||||||||||||||
Название | Калибр | Стан- дартная обойма |
Вес | Точ- ность |
Убой- ность |
Ресурс | Темп огня | |||||||||
L22A1 | 5,56x45 | 30 | 4,11 | 34 | 17-36 | 24/200 | 0,75/0,09 | |||||||||
SIG SG-550 | 5,56x45 | 20 | 4,1 | 56/64 | 17-38 | 38/300 | 0,65/0,09 | |||||||||
SIG SG-551 | 5,56x45 | 20 | 3,4 | 44/52 | 16-35 | 38/300 | 0,68/0,09 | |||||||||
SIG SG-552 | 5,56x45 | 30 | 3,29 | 31/35 | 12-28 | 38/250 | 0,60/0,09 | |||||||||
L85 Carbine Prototype | 5,56x45 | 20 | 3,95 | 54 | 17-37 | 7/160 | 0,74/0,09 | |||||||||
L85A2 | 5,56x45 | 30 | 4,09 | 63 | 17-38 | 24/250 | 0,73/0,09 | |||||||||
HK G3A3 | 7,62x51 | 20 | 3,95 | 74 | 27-104 | 30/250 | 0,84/0,09 | |||||||||
HK G11 K2 | 4,7x33 | 45 | 4,90 | 63 | 21-41 | 8/100 | 0,68/0,05 | |||||||||
HK G3A4 | 7,62x51 | 20 | 4,22 | 65/74 | 27-104 | 30/250 | 0,84/0,09 | |||||||||
HK G3KA4 | 7,62x51 | 20 | 3,82 | 52/60 | 24-92 | 30/250 | 0,85/0,09 | |||||||||
HK G36 | 5,56x45 | 30 | 3,73 | 55/63 | 17-37 | 37/300 | 0,74/0,08 | |||||||||
HK G36C | 5,56x45 | 30 | 2,80 | 31/35 | 12-27 | 37/300 | 0,75/0,08 | |||||||||
HK G36E | 5,56x45 | 30 | 3,63 | 55/63 | 17-37 | 37/300 | 0,74/0,08 | |||||||||
HK G36KE | 5,56x45 | 30 | 3,30 | 44/51 | 15-33 | 37/300 | 0,75/0,08 | |||||||||
M16A1 | 5,56x45 | 20 | 3,06 | 59 | 17-38 | 24/120 | 0,74/0,08 | |||||||||
M16A1 поздний вариант | 5,56x45 | 30 | 3,65 | 63 | 17-38 | 24/170 | 0,74/0,08 | |||||||||
M16A1+M203 | 5,56x45 | 20 | 4,42 | 59 | 17-38 | 24/170 | 0,74/0,08 | |||||||||
M16A4 | 5,56x45 | 30 | 3,95 | 63 | 17-38 | 25/170 | 0,74/0,08 | |||||||||
M4A1 | 5,56x45 | 30 | 3,09 | 44/51 | 18-39 | 30/160 | 0,75/0,08 | |||||||||
Colt AR-15A2 Government Model | 5,56x45 | 30 | 2,74 | 44/51 | 18-39 | 30/160 | 0,75/- | |||||||||
DSA SA58-OSW | 7,62x51 | 30 | 4,27 | 45/53 | 28-106 | 29/180 | 0,86/0,09 | |||||||||
FN F2000 | 5,56x45 | 30 | 4,35 | 61 | 17-37 | 35/300 | 0,70/0,07 | |||||||||
FN FAL 50.00 | 7,62x51 | 20 | 4,41 | 74 | 31-117 | 29/190 | 0,85/0,09 | |||||||||
FN FAL 50.63 | 7,62x51 | 20 | 4,70 | 65/74 | 30-115 | 29/190 | 0,85/0,09 | |||||||||
Steyr AUG A1 | 5,56x45 | 30 | 3,73 | 63 | 17-38 | 38/250 | 0,72/0,09 | |||||||||
Steyr AUG M203 | 5,56x45 | 30 | 6,19 | 63 | 17-38 | 38/250 | 0,72/0,09 | |||||||||
Steyr AUG P | 5,56x45 | 30 | 3,63 | 51 | 17-38 | 38/250 | 0,72/0,09 | |||||||||
Steyr AUG A2 SR | 5,56x45 | 30 | 3,68 | 63 | 17-38 | 38/250 | 0,72/0,09 | |||||||||
Steyr AUG M203 SR | 5,56x45 | 30 | 6,14 | 63 | 17-38 | 38/250 | 0,72/0,09 | |||||||||
Steyr AUG P SR | 5,56x45 | 30 | 3,41 | 51 | 17-38 | 38/250 | 0,72/0,09 | |||||||||
Mauser M712 Karabiner | 7,62x25 | 10 | 2,41 | 32 | 10-30 | 24/160 | 0,81/0,07 | |||||||||
Colt CAR-15 | 5,56x45 | 20 | 2,65 | 34 | 12-27 | 38/120 | 0,76/0,08 |
Название | Время на первый выстрел | Ба- ланс |
Глу- ши- тель |
Подств. гран. | При- цел |
ЛЦУ | Нож | Со- шки |
Фо- нарь |
L22A1 | 0,3 | 63 | + | - | ПИ | - | - | - | - |
SIG SG-550 | 0,31/0,36 | 53 | + | - | + | + | - | + | + |
SIG SG-551 | 0,28/0,33 | 56 | + | - | + | + | - | - | + |
SIG SG-552 | 0,25/0,30 | 68 | + | - | + | + | - | - | + |
L85 Carbine Prototype | 0,32 | 54 | + | - | ПИ | + | - | - | + |
L85A2 | 0,32 | 56 | + | - | ПИ | + | - | - | + |
HK G3A3 | 0,41 | 66 | - | + | + | + | + | + | + |
HK G11 K2 | 0,31 | 59 | - | - | ПИ | - | + | - | - |
HK G3A4 | 0,37/0,42 | 63 | - | + | + | + | + | + | + |
HK G3KA4 | 0,32/0,37 | 61 | - | + | + | - | - | - | - |
HK G36 | 0,29/0,34 | 65 | + | + | И | + | + | + | + |
HK G36C | 0,25/0,30 | 67 | + | - | + | + | - | - | + |
HK G36E | 0,29/0,34 | 57 | + | + | И | + | + | + | + |
HK G36KE | 0,26/0,31 | 71 | + | + | И | - | - | + | - |
M16A1 | 0,36 | 63 | + | - | + | + | + | + | + |
M16A1 поздний вариант | 0,36 | 59 | + | + | + | + | + | + | + |
M16A1+M203 | 0,45 | 16 | + | И | И | + | - | - | + |
M16A4 | 0,37 | 63 | + | + | ПИ | + | + | + | + |
M4A1 | 0,28/0,33 | 60 | + | + | ПИ | + | + | + | + |
Colt AR-15A2 Government Model | 0,28/0,33 | 61 | + | + | + | + | + | + | + |
DSA SA58-OSW | 0,34/0,39 | 64 | - | - | + | + | - | - | + |
FN F2000 | 0,31 | 61 | + | + | ПИ | + | - | - | ПИ |
FN FAL 50.00 | 0,45 | 62 | - | - | - | + | + | + | + |
FN FAL 50.63 | 0,40/0,45 | 58 | - | - | - | + | + | + | + |
Steyr AUG A1 | 0,33 | 86 | + | - | И | + | - | - | + |
Steyr AUG M203 | 0,42 | 75 | + | И | И | - | - | - | - |
Steyr AUG P | 0,33 | 73 | + | - | И | + | - | - | + |
Steyr AUG A2 SR | 0,33 | 83 | + | - | + | + | - | - | + |
Steyr AUG M203 SR | 0,42 | 75 | + | И | + | - | - | - | - |
Steyr AUG P SR | 0,33 | 73 | + | - | + | + | - | - | + |
Mauser M712 Karabiner | 0,29 | 66 | - | - | - | - | - | - | - |
Colt CAR-15 | 0,30 | 54 | - | - | + | - | - | - | - |
На заметку: не стоит нагружать на оружие все улучшения одновременно. Тот же ЛЦУ повышает точность и снижает время подготовки при выстреле «от бедра», а иногда на автомате одновременно может находиться либо фонарик, либо гранатомет.
Пистолеты и револьверы
Слава пистолетов в «7.62» оказалась излишне преувеличенной. Разработчики, выдав игроку новые, подчас очень интересные образцы, сами же приложили все силы, чтобы дискредитировать это оружие. Первым шагом к этому стало безумное количество всевозможных тайников. Настоящий проныра вооружится куда лучше уже в первом городе. Стоит же дойти до следующего — и в его руках окажутся уже несколько не самых плохих автоматических стволов. А еще одна ходка принесет игроку вооружение, до неприличия мощное для начала игры. Какие уж тут пистолеты... Вторым шагом к «пистолетной смерти» стало отсутствие боеприпасов к некоторым образцам. Что делать с ТТ (таким отличным для начала пистолетом), если патроны к нему не продаются приблизительно до тех пор, пока полностью не исчезнет смысл в его использовании? Опять же кому нужен револьвер «Гном», если на первые две трети игры для него есть шесть патронов? К тому же все уже знают про привыкание к оружию, и никто не желает пользоваться пистолетом, научиться стрелять из которого нереально из-за отсутствия боеприпасов. Но все же некоторый смысл в пистолетах есть.
Во-первых, это самое раннее оружие с глушителем. Конечно, шанс втихомолку убить противника невелик, но он есть, и с этой точки зрения лучший вариант — «Five-seveN Tactical», который при неплохих характеристиках может еще и бесшумно стрелять. Если хочется ковбойских перестрелок «кто быстрее», кроме вышеназванного экземпляра будут неплохо выглядеть пистолеты от Glock, но у них похуже убойная сила. В любом случае, однако, они самые быстрые. Пистолеты — вообще наилучшее оружие ближнего боя при зачистке помещений. При стрельбе «от бедра» большинство пистолетов превосходит в скорости все остальное оружие (за исключением «Colt Pithon», «Girojet», «Гнома» и ПСС).
Есть выбор и для тех, кто любит уничтожать противника одним выстрелом. Для этих целей подходят «Desert Eagle», «Colt Python», «Гном» и СПС. Правда, у всех есть свои недостатки. Первый слишком ненадежный, второй слишком долго перезаряжается, для третьего нет боеприпасов, а «Гюрза» слишком поздно появляется в продаже. Впрочем, она так рвет бронежилеты, что иногда можно и передумать, взяв этот пистолет оружием быстрого боя...
Пистолеты-пулеметы
В руководстве, прилагающемся к игре, некие оптимисты написали, что пистолеты оптимально использовать на дистанции до пятидесяти метров, а пистолеты-пулеметы — аж до ста. Вероятно, такие расстояния оптимальны для настоящих снайперов, но у нас их в начале игры нет, поэтому большинство пистолетов дальше двадцати метров не стреляют, и только самые точные экземпляры бьют на тридцать. То же и с пистолетами-пулеметами — лучше за сорок метров ими и не целиться, доверив стрельбу на пятьдесят метров лишь профессионалам с меткостью не ниже 60.
Для чего нужны пистолеты-пулеметы? Легко косить врагов очередями на полмагазина, разумеется, не получится. Не просто же так умные люди придумали отсечку очереди после двух-трех выстрелов. При длинной очереди ствол уводит в сторону, и остальные пули гарантированно летят в «молоко». В очереди уже вторая пуля идет в сторону, отсечка — «улучшенная очередь», в которой разброс уменьшен, а в оружии со «сбалансированной автоматикой» (G11, АЕК, АН) все пули в очереди с отсечкой летят в одну точку. Большая длина ствола и возможность жестко зафиксировать оружие во время выстрела позволяют воевать на значительной дальности от противника: в начале игры бандитам с обрезами надо будет сначала подобраться к нашим метким стрелкам, а за это время можно нашпиговать их хрупкие тела пулями.
Оружие можно условно поделить на две категории. Первая — замена пистолета. Главное требование к этой категории — высокая точность, на втором месте — скорострельность. Нужно отодвинуть противника как можно дальше от себя и расстреливать его с почти безопасной дистанции. Другая категория — второе оружие какого-нибудь снайпера. Конечно, дальнобойная винтовка — это здорово, но иногда бывают ситуации, когда надо сцепиться с врагом вплотную, и тогда неспешные выстрелы из PSG-1 приведут нашего стрелка к преждевременному окончанию боевой карьеры. Тут главное — компактность и вес.
В классе замен есть свое деление. Первая группа представлена любым автоматическим оружием, которое вам удастся встретить. Тут уж не до жиру, нашли «Thompson» — будем стрелять из него. Дальнейшее деление проходит по характеристикам патрона. Кольтовский экземпляр .45ACP имеет высокое останавливающее действие, но оно сильно снижается с дальностью полета. У патрона 9х19 прямо противоположное соотношение, и часто оружие, использующее его, предпочтительнее. В выборе же между Uzi и HK я чаще склоняюсь на сторону последнего производителя в силу меньшей массы оружия. «Бизоны» же к применению не рекомендую. Это полицейское оружие, которое критически запаздывает с появлением. Ему нет места на поле боя, когда бойцы уже вовсю шастают в бронежилетах второго-третьего класса и наибольший урон, который им можно нанести, — это критический синяк.
В разделе второго оружия сборная солянка. Классика здесь — компактные модели от HK и Uzi. Туда же можно отнести и «Скорпион». Симпатично выглядит аппарат от Calico, но у него крайне низкая точность, дальше, чем на 30 метрах, им не повоюешь. Можно сказать слово и о «Каштане», который запомнился жуткой убойностью, но, к сожалению, это оружие ближнего боя, дальше, чем на 15 метров, его лучше и не использовать. Поэтому идеал для снайпера — P90, который неплох по всем вариантам, от точности до массы.
На заметку: снайперские прицелы на пистолеты-пулеметы ставить вредно, а вот коллиматоры — в самый раз, на ближних дистанциях точность — не последнее дело. В поздней игре смысл от этого вида оружия есть только тогда, когда на него можно поставить глушитель.
Гладкоствольное оружие
К дробовикам некоторые относятся пренебрежительно — низкая скорострельность, маленький магазин, малая дальность. Однако никто не учитывает, что враги в начале игры тоже вооружены отнюдь не лучшими изделиями ВПК, а обрезами, пистолетами и короткоствольными ПП. Наши бойцы тоже пока не ветераны, и адреналин у них подскакивает от любого чиха за спиной. В этих условиях дробовик — универсальное и уникальное по своей убойности, большой площади поражения и дальнобойности оружие. К тому же часто дробовики можно найти, просто пошарив по полицейским машинам.
На заметку: без дробовиков крайне сложно будет пройти одну из самых напряженных миссий игры — «Конвой».
Любители дробовиков могут их использовать (подствольный и короткоствольный варианты) до конца игры вместо пистолетов при штурме помещений.
К применению можно рекомендовать: М870 «Magnum Police», М870 «Magnum» и «Сайга»-12-30. Откровенной шуткой выглядят «Jackhammer Mk3A2» из-за своей низкой точности (попробуйте) и высокого веса, а также КС-23М «Дрозд» — его невероятная убойная сила нивелируется непозволительно высоким временем на подготовку, малым магазином, высокой тяжестью и малой точностью.
На заметку: в версии 1.11 параметры дробовиков снизили и уравняли. Однако до появления первых ШВ они все равно остаются лучшим выбором против большой толпы — дальность до тридцать метров и большая площадь поражения.
Винтовки и карабины
Голубая мечта любого стрелка — взять в руки снайперскую винтовку и с пары сотен метров понаделать дырок во вражеских лбах. К сожалению, в начале игры такой фокус невозможен. Но есть шанс решить свои проблемы без увеличения количества свинца в почве, если обнаглевший вражина добыл себе где-то дробовик с оптическим прицелом и засел в шестидесяти метрах от нас, считая себя безнаказанным. Ранее выбор в этой категории был невелик, но теперь он вполне достойный.
Правда, выбора как такового практически нет. Русские винтовки отпадают сразу, трехлинейка — из-за удручающе низкой скорострельности, а СКС — из-за невысокой точности. Да и в магазинах они не сразу попадаются. Наилучший вариант — M14 или Springfield M1A, которые сравнимы по характеристикам и подходят для решения любых вопросов, связанных с дальностью. Обе предполагают установку прицела, так что можно и снайперов начинать тренировать с их помощью. Только больше пары не покупайте, кому-то и штурмовиком придется поработать.
Автоматы и штурмовые винтовки
Самый многочисленный класс вооружения, чего тут только нет... Оружие этого класса идеально для выполнения задач по уничтожению живой силы противника на расстоянии от 50 до 100 метров. Разумеется, можно и ближе, но зачем подпускать вражеских стрелков к себе, когда можно расправиться с ними издали? Это оружие считается универсальным и потому, что на него можно навешать максимальное количество улучшений, начиная от прицелов и коллиматоров и заканчивая подствольными гранатометами.
Как и в прочих классах, оружие делится на русское и иностранное, а также по тому, под автоматный или винтовочный патрон оно предназначено. Практика использования штурмовых винтовок показала, что патроны с их помощью испаряются куда быстрее, чем это было с обычными винтовками, а весят столько же. Поэтому для облегчения жизни пехотинца (во всех смыслах), были утверждены патроны меньшего калибра. Как показала практика, их пули часто летели дальше и точнее (отдача меньше, стало быть, больше кучность и точнее очереди). Да, убойная сила поменьше, но результат часто будет совершенно одинаков, две жизни из цели все равно не выбьешь. К началу последней трети игры, когда на большинстве противников надеты тяжелые бронежилеты, все же стоит перейти на калибр 7.62.
Семейство SIG представляет собой типичный набор штурмовых винтовок на все случаи жизни, ничего необычного, разве что чуть тяжеловаты, зато предполагают установку глушителя. Почти то же самое можно сказать про одну из групп Steyr (с интегрированным прицелом — «Steyr AUG A1» и его модификации). Вторая группа куда как более прилична, хотя наибольший интерес к этим винтовкам вызван тем, что, если у вас есть специальный чемоданчик, можно переделать единственную винтовку в любой вид оружия, от пулемета до карабина. Британские «Энфилды» по характеристикам прекрасны, но, наверное, они у меня попадали не в те руки. В результате пули из них летели куда угодно, только не в цель.
Особое внимание стоит уделить винтовкам от известного немецкого производителя Heckler&Koch. Серия G3 обладает прекрасными показателями точности, хотя и принципиально не обеспечивается прицелами. Впрочем, есть подствольный гранатомет, так что это отличный вариант для сильного, но не слишком точного штурмовика, который будет действовать на небольших расстояниях. G36 повеселее. Калибр поменьше, зато оснащение побогаче, есть интегрированный прицел и глушитель. Прекрасный вариант для начинающего партизана: появляется она рано, и стоимость очень демократичная. Наконец, есть еще и G11, единственная безгильзовая винтовка. Это оружие для городских боев, ее точность резко падает после 50 метров, зато на этом расстоянии ее превосходят только снайперские винтовки. Главное — сменить прицел на лучший; тот, что прилагается, откровенно плох. У нее есть и еще пара отличных качеств. Эта винтовка обладает высочайшей скорострельностью и невероятной бронепробиваемостью. Можно сказать, что средние и легкие бронежилеты она не замечает. При прочих равных условиях, имея ее в руке, на средних дистанциях можно выходить на бой сразу с парой врагов, и ваши шансы победить будут выше.
На заметку: G36 не только дальнобойные, скорострельные и с высокой убойной силой, их еще можно снарядить стопатронным магазином от пулемета.
Серия M16, знакомая по многим играм, на сей раз не производит хорошего впечатления. У нее то прицела не хватает, то вес велик, то еще какая-то проблема... Нет, это в целом неплохое оружие, но когда оно появится в продаже (в трофеях), у вас будет выбор среди несколько лучших образцов вооружения.
Из иностранных примеров стоит отметить еще и продукцию бельгийских производителей FN. К сожалению, их штурмовые винтовки под калибр 7.62 выделяются только большой массой. Куда интереснее штурмовой комплекс F2000. Очень симпатичное во всех отношениях оружие, меняющее свои характеристики в зависимости от набора модулей.
Наконец, самый замечательный образец здесь — винтовка от Mauser. Фактически она станет вашей первой штурмовой винтовкой. В свое время это был прямо-таки подарок в игре. Позже было жалко с ним расставаться.
Переходим к российским сериям. Во-первых, это АКМ и АК-74. Обе серии проигрывают заграничным аналогам по ряду характеристик, побеждая только в надежности. Правда, лучшие образцы можно оснастить практически любыми улучшениями, но это малое утешение.
Куда лучше новая серия от АК. Особенного внимания заслуживает АК-101, который не уступает зарубежным аналогам. Его единственным недостатком можно считать разве что отсутствие глушителя. То же самое можно сказать и о серии АЕК. Хотя, если честно, каких-то особых сверхъестественных свойств я не заметил. Просто неплохое вооружение.
А вот АН-94, даже несмотря на отсутствие глушителя, прекрасен. Его настоящая точность несколько выше заявленной, а если стрелять очередями с отсечкой по два патрона, у среднего стрелка одна пуля почти всегда попадает в цель. По скорострельности его превосходит только G11, что опять же поднимает рейтинг этой отличной штурмовой винтовки. Даром, что ли, «Абакан» появляется в продаже в числе последних...
Из оригинального вооружения у российской армии есть бесшумный комплекс, на основе которого созданы автоматы «Вихрь» и «Вал». Их характеристики очень неплохи, но все портит низкая точность. Впрочем, в разделе снайперских винтовок есть еще и «Винторез», чья точность при схожих параметрах будет получше. Главный недостаток этого оружия, впрочем, не в этом. В силу своих особенностей оно не обеспечивает достаточной скорости пуле, и та очень неэффективна против целей в бронежилетах.
Наш ответ «Штайру» — комплекс «Гроза». Здесь мы тоже, имея специальный ящик, можем из одного «ствола» собрать несколько разных модификаций. К сожалению, лично меня «Гроза» не вдохновила. Это именно тот вариант, когда «для кота широко, для собаки узко». В качестве замены пистолету-пулемету удручают вес, размеры и скорострельность. А в качестве штурмовой винтовки отпугивает ее безобразно низкая точность. К тому же «Гроза» появляется тогда, когда выбор оружия уже сделан и менять что-то не слишком хочется.
На заметку: для последней трети игры рекомендуются вторым оружием для снайпера брать F2000, а также ШВ российского производства — АК-103, АЕК-973, АН-94 «Абакан».
Снайперские винтовки
Это то оружие, которым мы будем доставать противника на расстоянии от ста метров и дальше. Правда, карты не радуют нас плоским ландшафтом, и лично мне целиться на более, чем сто двадцать метров, не приходилось. Чаще перестрелка, наоборот, проходит на расстоянии броска гранаты. И все же иногда кроме как с помощью снайпера с противником, который со своих ста двадцати метров предельно метко лупит из какого-нибудь Р90, не справиться.
На заметку: в силу вышеприведенных причин не стоит очень уж усердно выбирать между прицелами на 600 и 800 метров — столько вы на любой карте от края до края не отыщете. А сколько еще препятствий для стрельбы между этими самыми краями...
В выборе снайперской винтовки стоит принять во внимание следующие соображения. Во-первых, винтовки под автоматный патрон нам не нужны. Задача снайпера — уничтожить врага одним выстрелом, а они часто не обеспечивают нам достаточной убойной силы. Можно, конечно, метко стрелять во врага, пока тот не помрет, но время-то идет!
Во-вторых, скорострельность. Точность искупает медленное прицеливание, но даже самый шустрый снайпер с быстрой винтовкой сделает первый выстрел только через 4,5-5 секунд, а за это время могут появиться первые трупы.
Последнее, но отнюдь не маловажное — вес. Снайпера по грузоподъемности можно сравнить с пулеметчиком, только парень с тяжелым вооружением, как правило, атлет, а вот глазастые стрелки почему-то отличаются ярко выраженной худосочностью. Заставьте такого нести десятикилограммовую штуковину — он же будет раз в десять секунд стрелять...
Первый выбор вам даже делать не придется. Вам в руки совершенно бесплатно попадет SR-25 в полном оснащении (то есть с прицелом, глушителем и набором магазинов). Честно говоря, это та вещь, с которой можно пройти всю игру. Скорострельность ее высока, точность и вес нареканий не вызывают. Даже странно, что нам так быстро сделают подобный подарок. Другие иностранные винтовки рассматривать не рекомендую — они либо слишком тяжелы, либо медлительны. Есть и сочетания обоих неприятных качеств.
Зато какие варианты у российской оружейной промышленности! СВД и ее последователи, честно говоря, не очень радовали невысокой точностью и малым уроном. Уж очень часто приходилось добивать врагов. Диковатый вариант — СВУ-А с пламегасителем; пользоваться ею на близких дистанциях ночью рекомендуется с осторожностью — могут заметить или достаточно точно стрелять на звук. Однако в ее плюсы можно занести относительно невысокие время на подготовку и скорострельность.
«Винторез» позволял вспомнить о тех временах, когда мы бесшумными очередями косили врага.
К разряду своего рода экзотики стоит отнести СВ-98. Тяжелая, медленная, зато с глушителем. Кстати, убойность у нее вполне на уровне, редко кому удавалось пережить ее выстрел. Однако минусом СВ-98 можно назвать отсутствие ночного прицела. Так что SR-25 будет идеальным оружием снайпера с начала и до конца игры.
Это любопытно: по многочисленным просьбам игроков было урезано большое количество оружия, однако на SR-25 не поднялась рука даже у самых ярых защитников реализма. Протесты в ее адрес были робкими и одиночными.
Пулеметы
Пулемет — штука не самая простая в использовании. Он нужен для реализации перевеса в дальности стрельбы. С его помощью мы решаем несколько задач: заставляем вражескую пехоту залечь на нужном нам расстоянии, пугаем ее и привлекаем внимание к нашему пулеметчику. Если он еще и попадет в кого — вообще героем будет, но это не первоочередная задача для бойца поддержки. Главная проблема — найти хорошего пулеметчика. Он должен быть не только знатоком тяжелого оружия, но и силачом, надо ж вместе с пулеметом и тяжелый бронежилет тащить...
Совсем уж плохих пулеметов нет, есть только излишне тяжелые. Подбирать же их стоит, также исходя из максимального объема патронного короба: для пулемета обычное дело — очередь из десяти патрон, и боеприпасы быстро заканчиваются. Дело пулемета — подавление, а не в уничтожение, поэтому для него точность и убойная сила имеют вторичное значение. С этой точки зрения очень неплох MG36 — быстрое время подготовки, высокая скорострельность и магазин на сто патронов. Однако идеальны в этом отношении ПКМН и его модификация 6П41 «Печенег». Долгое время подготовки и большой вес компенсируются мощным патроном, очень высокой точностью, стабильностью очереди (малый разброс при стрельбе очередями) и высокой надежностью. К тому же они редко перегреваются, что для пулемета невероятно важно.
Гранаты
И еще немножко об этих лучших друзьях пехотинца и наемника. Прошло некоторое время, и данные о гранатах стали более систематизированными и понятными.
В «7.62» гранаты станут вашими первейшими союзниками. Пересеченная местность или плотная застройка в городах очень часто требуют выкурить врага из укрытия под точный выстрел стрелка. К тому же двух-трех врагов в состоянии шока после взрыва гранаты можно добить из пистолета.
О зарубежных гранатах, как о средстве поражения, стоит забыть сразу, так как прежде, чем она взорвется, враги успеют разбежаться. А из отечественных стоит обратить пристальное внимание на РГН из-за большого количества осколков и малого веса.
При нехватке гранат отлично работает трюк с броском невзведенной гранаты из кармана — враги разбегаются от такой не хуже, чем от взведенной.
В последней трети игры всегда надо иметь при себе дымовую гранату. В заплатке 1.11 большая часть проблем со стабильностью игры при их применении была решена, а жизнь они спасут не один раз.
Дальность броска гранаты зависит от силы бросающего (вес гранаты не учитывается), а точность попадания — от развития соответствующего навыка.
С оружием в игре мы разобрались. Но, возможно, после выхода дополнения мы вернемся к нему и определим, кто же стал новым лидером оружейного парада...