В прошлых статьях мы разобрали тактику индивидуальных действий на примере IA и поведение оружия. Пришло время перейти к режиму Power Struggle (выживание), в котором нужно применять сразу комплекс навыков. О стратегии и тактике командного боя мы и поговорим.
Превосходство
Я уже не раз отмечал, что Crysis в сетевом режиме может поспорить с Battlefield и прочими подобными играми, где соревнование идет на удержание позиций. Здесь выигрывает команда, не просто удержавшая или захватившая точки. Множество раз я был свидетелем сражений, в которых мы долго не могли выйти из окружения или отбить волны атакующего противника, но, за пять минут до конца раунда перехватив инициативу, выигрывали, превратив базу врага в выгоревший кратер. Как достичь превосходства? Что нужно для победы? Куда лучше повести отряд? Давайте разберемся по порядку.
Очки престижа. Краеугольный камень режима «выживание». У кого есть деньги, у того есть возможность купить лучшую экипировку и оружие. Превосходство в обеспечении — уже хороший задел на победу. Зарабатывается превосходство несколькими путями.
Первый путь — быстрый захват дорогостоящих точек штурмовой группой. На практике это выглядит так. Небольшой отряд (не более пяти человек, обычно четверо) садится в джип и едет захватывать дорогие точки, а именно — заводы. Главное, не ввязываться в бой. Смерть — это потеря не только оружия (если оно куплено), но и времени, а значит, и превосходства.
Это интересно: теоретически штурмовая группа может не покупать оружие, ведь его всегда можно просто отобрать.
Захватив все (или большинство) точки на карте, пять человек могут позволить себе купить лучшее вооружение: начиная от машин поддержки пехоты и заканчивая гаусс-танками, VTOL и винтовками Гаусса. Четкая работа штурмовой группы должна компенсировать запаздывание в развитии остальной команды. В какой-то момент, пока противник предполагает, что ваши силы еще незначительны и ничего лучше SCAR вы позволить себе не можете, вы удивите его тотальным превосходством. Проверено на личном опыте: два VTOL и пара гаусс-танков при поддержке снайперов могут запросто запереть полтора десятка человек на основной базе. Уже спустя пять-десять минут вам откроются технологии массового поражения, а там и до победы недалеко.
Второй эффективный способ быстрого набора престижа — запереть противника в «узком месте». Примером может служить дальний бункер, который контролирует завод. Такой есть, к примеру, на карте Mesa. Если вы захватите и будете удерживать все бункеры за исключением одного, то сможете спокойно, с расстановкой истощать ресурсы врага.
Выглядит это следующим образом. Группа из трех-четырех человек с полным набором гранат и максимальным боезапасом (обязательно должно быть два вида оружия) занимает позицию на территории завода и бункера. Завод нужно обязательно захватить, чтобы привлечь внимание противника. Через какое-то время большая часть вражеской команды начнет возрождаться здесь же, чтобы отбить завод. Задача группы — гранатами и плотным огнем пресекать атаки, а потом уйти и отдать объект.
Это совет: можно не отдавать до конца, хватит и «середины» — то есть состояния, когда здание серое и не занято никем. В этом случае вы все равно получите очки престижа.
Вы увидите, насколько быстро вражеская команда потеряет интерес к сектору, где только что шел бой. Самое время захватить плацдарм. Начинайте с бункера, потом забирайте завод. Вместе с целой кучей очков престижа вы получите обратно сектор, а вместе с этим защищенный тыл. Особенно важны танковые заводы в тылу. Когда пехота осаждает какую-либо точку, даже один средний танк доставит очень много хлопот.
Третий способ подходит только в случае, если приходится играть «за себя» и команда слабо реагирует на ваши действия. Идеальный вариант для одиночки — быстрый захват нескольких точек и покупка снайперского оружия. Начинать можно с обычной снайперской винтовки (precision rifle), иначе есть шанс, что вы потратите драгоценное время на накопление капитала, а потом будете рисковать всем. Не стоит ставить все на карту, ведь чтобы окупить винтовку Гаусса, нужно как минимум пять убийств.
Однако опасность кроется не в этом. Пока вы копите на футуристическое оружие, противник купит винтовку попроще и займет хорошую позицию. Отличие снайперской винтовки и Гаусса только в том, что первая требует двух попаданий в тело (одного в голову), а вторая убивает сразу же в любом случае. Иными словами, пока вы подбираете позицию, вражеский снайпер успеет в вас выстрелить хотя бы раз до обнаружения, а после первого попадания ваши шансы уравниваются. Только он теряет не больше трехсот очков, а вы почти тысячу.
Бронетехника и авиация. Очень важный аспект игры, который многие почему-то недооценивают. Конечно, совершенно универсальной техники нет, у каждой есть свои уязвимости. Например, тяжелые танки не слишком мобильны, что позволяет пехоте противника спокойно заходить сзади и минировать самые слабые места. Легкие танки и бронетранспортеры в этом отношении несколько лучше, но тонкая броня едва ли выдержит четыре три-четыре ракеты.
С другой стороны, техника (особенно танки) обладает встроенными пулеметами, которые запросто подавляют любое плохо организованное наступление. Вдобавок танк — идеальный перехватчик легкой техники. Особенно страдают джипы, на которых проще всего проникнуть на базу, завод или укрепление. Для каждой карты, где есть заводы, существует несколько классических вариантов развития событий.
Первый — блицкриг. Группа из двух, иногда трех человек штурмует здания до тех пор, пока не накопит на машины поддержки пехоты, которым в начале партии абсолютно нечего противопоставить. Даже если противник успеет вооружиться, слаженные действия двух легких броневиков сведут на нет все сопротивление. Ставка делается на встроенную ракетницу, которая отлично справляется с бронетехникой, а мелкокалиберная пушка сможет и джип взорвать, и целый отряд пехоты положить.
Это интересно: лично мне легкий броневик не слишком нравится. Не только потому, что броня слаба, но и из-за отсутствия пулемета. Мелкокалиберная пушка хороша, но не может стрелять постоянно, а значит, никакого заградительного огня вы обеспечить не в состоянии. А если в команде противника найдется несколько достаточно опытных игроков, блицкриг быстро остановят ручными пусковыми установками.
Второй вариант несколько сложнее в исполнении, так как требует минимум четверых. И двое должны накопить достаточно, чтобы позволить себе тяжелые танки. Все должны купить по ремонтному набору, чтобы в случае сопротивления экстренно отремонтировать танки. Ставка в этом случае делается на толщину брони.
Пока противник тратит ресурсы на ракетницы и пытается уничтожить танки, трое могут заниматься ремонтом под прикрытием брони. Четвертый участник атаки должен сидеть внутри машины и контролировать местность. В таком случае вам опасна лишь авиация, ведь при атаке тяжелой техники вы сможете вести концентрированный огонь и чиниться прямо в бою. Эта тактика направлена не на прорыв, а на истощение противника. В какой-то момент ему будет нечего вам противопоставить, а у вас будет запас ресурсов для покупки новой техники, плюс запас (и превосходство по энергии) для покупки ядерных танков и другого оружия «ужасающей мощи».
Авиация не менее важна. При относительно плохом бронировании «птицы» обладают огромной боевой мощью. VTOL вооружен наводящимися ракетами, которые отлично справляются как с техникой, так и с пехотой. Вертолет сложнее контролировать, зато его неуправляемые ракеты способны подавить целые механизированные отряды. Иной раз именно авиация позволяет переломить ход боя, ведь только с воздуха можно быстро уничтожить подкрепления и войска поддержки. Но справедливости ради стоит отметить, что одной авиацией победы не достичь. Господство в воздухе в лучшем случае позволит вам сыграть вничью. Для победы нужно атаковать по всем фронтам.
Пехота. Грамотные командные действия пехоты подчас могут скомпенсировать отсутствие техники на поле боя, но без огромных потерь не обойтись. Главное, что должна делать пехота, — поддерживать друг друга и ни в коем случае не ломиться в одну точку. Именно на этом и играют штурмовые отряды. Они не хотят захватывать бункер — наоборот, хорошо, если он остается во владении противника. Тот появляется там, тратит деньги, выходит и умирает. Нередко за одного убитого провокатора погибает до десяти-двадцати защитников. Что это значит? Если точку захватывают и там уже есть ваши союзники, лучше зайдите с тыла. Некоторое время придется провести в дороге, но вас, по крайней мере, не ждут.
Это интересно: в особенно удачных случаях вы подоспеете как раз к захвату фабрики или бункера и получите дополнительные деньги.
Конечно, легко сказать, что пехота должна действовать согласованно, но на публичных серверах такое вряд ли достижимо. Зато два-три человека при согласованных действиях могут запросто сдерживать десятерых.
Победа
Чтобы победить, вам нужно уничтожить базу противника, а чтобы не проиграть — сохранить свою базу в целости. По сути, в игре есть три этапа. На первом вы захватываете точки, строятся танки, вертолеты, покупается оружие. Примерно через десять минут после начала раунда складывается картина боя. Начинается борьба за энергию, так как первый получивший в свое распоряжение «оружие Судного дня» имеет больше шансов на победу. Даже если не получится взорвать штаб противника, вы сможете заметно отбросить его в развитии. Ведь чтобы накапливать энергию, нужно владеть фабрикой прототипов.
Существует несколько совершенно различных тактик победы. Первая — молниеносная атака: группа игроков захватывает фабрику прототипов и электростанции. Под контролем должна быть хотя бы одна станция, а остальные силы нужно сосредоточить на удержании фабрики прототипов. Электростанции легко захватывать и перехватывать.
В рамках этой тактики вы сможете накопить достаточно престижа, чтобы по достижении максимального уровня энергии купить ядерное или энергетическое оружие. Лучше всего сосредоточится на пехотном варианте пусковой установки. Она дешевле, да и небольшой группе будет проще подойти к базе врага. Танки, конечно, лучше, ведь есть броня, но они очень долго строятся, а это значит, что противник успеет подготовиться к отражению атаки. Атомный танк, по сути, тот же тяжелый, но с другим главным орудием. Четырех-пяти попаданий из пусковой установки хватит, чтобы уничтожить дорогостоящую технику.
Вторая тактика — массированная атака. Она возможна только тогда, когда вы тесните противника на всех фронтах и у многих в команде хватает денег на покупку танков (и вертолетов, если есть). Выглядит это так. Команда оставляет абсолютно все точки и собирает все силы в один большой кулак. В идеале несколько тяжелых или гаусс-танков должны прикрывать два-три танка с ядерным или энергетическим оружием. В отдельных случаях хватит и одного TAC-танка, но зачем рисковать? Если враг сконцентрирует атаку и выведет его из строя, все наступление теряет смысл. Пока прибудет подкрепление, вас уже наверняка уничтожат, а тот факт, что большинство точек осталось без защиты (и, скорее всего, перешло под контроль противника), ставит под угрозу вообще всю партию.
Третий вариант действия подходит в экстренных случаях, когда вас давит противник. Суть тактики в накоплении престижа и последующем переломе хода партии. Главное — обмануть противника. Для обманного маневра прекрасно подойдет одновременный захват нескольких точек. И неважно, сможете ли вы перехватить точки, главное — обратить внимание противника на них. Как только мстители соберутся отбивать свои здания обратно, вы быстро захватите фабрику прототипов и сразу же атакуете базу. Количество в этой тактике важнее, чем качество; хоть один заряд да упадет куда надо. Если же противник сможет отбить эту атаку или что-то пойдет не так, скорее всего, вы проиграете. Без ресурсов воевать очень сложно.
Четвертый вариант заключается в уничтожении оборонных турелей базы. Любая база защищена турелями, которые вооружены пулеметами и ракетами. Пулемет убивает пехоту моментально, а ракеты нейтрализуют любую технику практически за секунды. Если избавиться от турелей, вы сможете запереть вражескую команду на базе. И не просто запереть, а отстреливать сразу после возрождения. Выше я писал о тактике с приманкой. Здесь никакой приманки не будет, ведь возрождаться больше негде. Плюсы этого способа победы в том, что вы полностью контролируете ситуацию. Даже если враг попробует изменить ситуацию, вы сможете беспрепятственно сделать пару ядерных выстрелов по его штабу.
Эти методы победы справедливы почти для каждой карты, разве что там, где нет танков и авиации (например, на карте Plantation), все придется делать пехоте.
Beach
Это одна из двух карт, где присутствует авиация. С одной стороны, боевые действия очень увлекательны из-за разнообразия тактик и оружия. С другой — есть один серьезный недостаток: VTOL до недавнего времени был практически бессмертен. Весь интерес (и весь смысл карты) сводился к одной простой цели — накопить на VTOL. Особенно остро это ощущалось, если за штурвал садился опытный игрок. Грамотное управление «птичкой» позволяет намертво запереть один или даже два бункера, а представьте, если летчиков в команде двое, а то и трое?
Это баг: против VTOL'а нет приема, если нет другого VTOL'а. Сбить этот футуристический транспортный реактивный полусамолет под силу лишь такому же, как он. Прекрасная маневренность машины ставит крест на любых попытках попасть ракетой с земли.
В любом случае, как я уже отмечал, доминирование в воздухе не гарантирует победу на карте. Пилот VTOL может захватить электростанцию, не вылезая из машины, но бункеры и заводы ему неподвластны. Поэтому все по-прежнему зависит от пехоты. Давайте рассмотрим карту с точки зрения каждой из сторон.
США
Силы США базируются на воде. Это, казалось бы, должно накладывать ряд ограничений, но нет. Во-первых, авианосец почти невозможно захватить. Враг просто не сможет уничтожить все оборонные турели, потому что по воде в этой игре танки не ездят. Во-вторых, у борта корабля бесплатно появляются лодки и катера на воздушной подушке. Последние, кстати, в умелых руках очень опасны. Вооружения у них нет, зато маневренность и скорость на высоте. А тот факт, что стоит лишь задеть противника, чтобы тот умер, делает катер прекрасным оружием на ранних этапах игры. Если, к примеру, толковой команды не подобралось, нужно собственноручно менять ход игры. Для этого быстро накопите как можно больше престижа, чтобы потом превосходить противника если не количеством, то качеством экипировки.
Главная ошибка США на этой карте — захват ближайшей электростанции. Смысла в этом очень мало, ведь за нее дают всего сто очков престижа, зато вы теряете время. Гораздо выгоднее начать захват с правой стороны карты. Во-первых, вы берете под контроль танковый завод, а потом продвигаетесь к еще одной точке возрождения на берегу, в то время как противник располагает только фабрикой прототипов и лодочной станцией. Ему будет нечего вам противопоставить, если вы вторгнетесь на центральный плацдарм при поддержке техники. К тому же ранний захват танкового завода позволит вам быстро купить средства ПВО. Далее лучше всего разделить силы на два фронта. Одна группа захватывает ближайший к вражеской базе танковый завод и начинает спешно строить тяжелые танки, чтобы уничтожить охранные турели, вторая берет под контроль фабрику прототипов и удерживает ее.
На заметку: можно не захватывать бункер, чтобы устроить «фрагоферму» не отходя от фабрики прототипов.
К слову, ближайшую к авианосцу электростанцию лучше всего брать в последнюю очередь, так как корейцы вряд ли посягнут на нее. Вода, остров, далеко от основной картины боя... В общем, эта точка на моей памяти переходила к корейцам всего несколько раз, да и то когда американцев разгоняли три VTOL. Убивали даже на самом авианосце.
На этой карте нет смысла покупать оружие с инопланетными технологиями, слишком уж она большая и открытая, зато можно бомбардировать корейскую базу прямо с крыши фабрики прототипов. Прыжок, выстрел, корректировка, прыжок, выстрел.
Теперь поговорим об обороне. Если враг давит вас со всех сторон, имеет смысл сосредоточить усилия на фабрике прототипов. Дело в том, что к ней ведут всего две дороги, связанные с танковыми заводами. Смело отдайте танки на откуп врагу и заминируйте мосты и дороги. Чем больше мин, тем лучше. Эта тактика хороша, к примеру, тем, что вы не рискуете проиграть, ведь ядерные танки продаются только на фабрике прототипов.
Если и фабрику прототипов вы удержать не можете, заминируйте берег, по крайней мере, в двух местах. Первое минное поле должно находиться на пирсе, у крана. Второе — на берегу, неподалеку от танкового завода. На карте всего две точки, откуда можно стрелять по авианосцу прямой наводкой. Из остальных точек либо сложно попасть, либо снаряд просто не долетит. Особенно это актуально, если противник выбирает энергетические танки, которые не требуют снарядов, но не умеют стрелять навесом.
Северная Корея
Северной Корее на этой карте играть объективно проще, она может намного быстрее американцев захватить дорогие точки. Яркий пример — можно построить бронетранспортер примерно на третьей минуте игры, когда американские катера только-только подбираются к берегам. Еще одно очень важное преимущество — подбитую авиацию можно прятать в глубине базы, а на авианосце ее прятать совсем негде. Однако это актуально только тогда, когда в небе есть вражеские вертолеты или VTOL, если их нет, «наземность» базы корейцев скорее минус, чем плюс. Например, вам придется следить за обороной базы, потому что с некоторых точек охранные турели прекрасно уничтожаются танками. Главное — не пускать это на самотек. Сколько раз я был свидетелем поражений Кореи в практически беспроигрышных ситуациях... Увлеченные боем, они не заметили гаусс-танка, который медленно, но верно разнес всю оборону базы. Один-единственный прорыв и захват фабрики прототипов привели к массированной ядерной атаке и победе США.
Приоритетная цель Северной Кореи — быстрый захват танкового завода. Накопление энергии и контроль над фабрикой прототипов в начале игры не важен, особенно на такой большой и богатой точками карте. К тому же лодочная станция выступает лишь как средство получения престижа, никакой стратегической пользы в ней нет. Захватив танковые заводы, можно продвигаться к фабрике прототипов и вытеснять американцев обратно в море. Не забывайте следить за небом. Авиация прекрасно компенсирует отставание в бронетехнике.
Если вы загнали американцев в море, сохраните сложившуюся ситуацию. Дело в том, что добираться до суши вплавь очень долго, воздушная подушка очень уязвима для танковых снарядов, а из пушки Гаусса она уничтожается чуть ли не моментально. В любом случае враг не сможет вам ничего противопоставить, ведь на лодках установлен лишь пулемет. А чтобы атаковать ракетами, нужно, как минимум, твердо стоять на ногах. Иными словами, воспользоваться ракетной установкой американец может либо с лодки, либо с берега. В первом случае вы уничтожите его вместе с лодкой, во втором — пускайте в дело пулемет. Если вы стоите прямо на берегу, никаких сложностей не возникнет. Пирс же охранять нужно очень внимательно, так как никакого берега нет и если враг подойдет достаточно близко, вы не сможете его атаковать. Идеальный вариант — танк плюс снайпер на кране.
Совет: ближе к середине раунда, когда американцы закрепятся на суше (если, конечно, смогут), захватите электростанцию на острове. Хитрость в том, что к ней придется плыть, а когда на суше есть точки, мало кто появляется на авианосце.
Plantation
«Плантация» — одна из самых маленьких карт в игре. Техника здесь отсутствует, поэтому ярко выраженного превосходства добиться нельзя. Успех зависит лишь от навыков стрельбы и от тактики. Ключ к победе — маленькие отряды. Скоординированная молниеносная атака отбивается только такой же скоординированной защитой. Смело пользуйтесь голосовым чатом (активируется клавишей Alt).
Бункеров здесь всего два, как и электростанций. В отличие от больших карт, на Plantation бой идет всегда и везде. Бункеры постоянно атакуются, захватываются и отбиваются. К слову, именно точки возрождения — главное на карте. Кто их контролирует, тот и выигрывает раунд.
США и Северная Корея
Карта очень маленькая и практически симметричная, поэтому разделять на две стороны смысла нет. Большинство тактических приемов прекрасно подходят для обеих сторон.
Итак, начало раунда. Как обычно, команда рассаживается по джипам и нацеливается на точки. Это характерно как для Кореи, так и для США. Точки близко, и хочется захватить сразу все. Однако так вы рассеиваете силы, и, сконцентрировав удар, противник сможет отобрать точки одну за другой. В итоге вас запрут либо на базе, либо в одном из бункеров. Нужно сразу наметить самые важные цели. К примеру, так: бункер, бункер, прототипы, энергия. Либо так: бункер, энергия, прототипы, энергия, удержание. Во втором варианте я умышленно не упоминаю бункер, так как там, как правило, возрождается сразу вся вражеская команда и захватить эту точку практически невозможно. Зато можно хорошенько заработать, если запастись гранатами.
В начале раунда, да и в середине тоже, не забывайте про джипы. Раз техники на карте нет, вряд ли кто-то будет вооружаться ракетными установками. Небольшой размер карты обеспечивает большую концентрацию противника. Так почему же в пути до фабрики прототипов или электростанции не задавить какого-нибудь зазевавшегося спецназовца?
Несколько слов об обороне точек. К примеру, ближайшую к базе Кореи электростанцию проще всего удерживать, прячась за бортиками на втором этаже. Лучше всего здесь работает штурмовая винтовка. Она обеспечивает мобильность, да и вы сразу можете атаковать несколько целей. Однако в случае Кореи точку проще оборонять именно снайперу. Он может залечь на крыше будки или спрятаться на дереве. За спиной база, а значит, никто не зайдет вам в тыл.
Ближайшая к США электростанция — самое трудное для Кореи место. Виной тому холм. Вы не увидите врага, пока он не выстрелит в вас. А появиться он может откуда угодно: и с холма, и с прохода, и даже приехать на джипе. Очень важно при обороне этой точки «пустить» противника, чтобы уравнять шансы. Американцам в этом плане легче. Снайпер на холме прямо около электростанции может просматривать всю карту и одновременно контролировать точку.
Бункеры, как самые важные строения на карте, нужно оборонять очень аккуратно и внимательно. Потеря даже одного резко портит всю ситуацию в целом. Правый (со стороны базы США) лучше всего защищать не с холма и не с крыши фабрики, а со стороны корейской базы. Для США ситуация совершенно иная. Лучше бугорка места не найти, также можно засесть на крыше фабрики прототипов — тогда никто мимо вас не проскочит.
Левый бункер отлично обороняется с позиции у холма, прямо за зданием. Залезть на возвышение нельзя, зато никто не зайдет вам в спину. К тому же отсюда можно пострелять из снайперской винтовки. Как минимум, в зоне поражения окажутся электростанция и противоположный холм. Этот метод справедлив для обеих команд.
И наконец, последнее здание — фабрика прототипов. В нее можно войти с двух сторон, и это делает оборону труднее. Нужно очень четко метать гранаты и правильно минировать. Не раз я наблюдал, как обороняющаяся команда уничтожала гранатами сама себя, а атакующие добивали израненных выживших. Старайтесь не допускать таких ошибок. Если вы не уверены, что попадете куда нужно, лучше подойдите поближе. Убитый вашей взрывчаткой союзник — риск потери здания. О штрафе в двести очков престижа и говорить не приходится.
Накопив энергию и престиж, покупайте «атомную рогатку» и, если вы кореец, уходите под землю. По туннелям можно подобраться к вражеской базе на достаточное для точного попадания расстояние. Если же вы играете за США, стрелять можно прямо с крыши фабрики прототипов.
Отдельно о снайперах
Снайперская винтовка — лучшее оружие на этой карте. Прятаться тут негде, укрытий толком нет, зато карта хорошо просматривается. Особенно повезло корейцам. Снайпер может засесть на крыше здания и отстреливать американцев совершенно безнаказанно. Американцам повезло куда меньше, их база в низине, прикрытой еще и холмом. Увидеть с базы кого-то невозможно. С холма кого-либо убить трудно, так как он просматривается, как минимум, с десятка точек и снайпер первым получит пулю в лоб. Или гранату, тут уж как «повезет».
На карте несколько удобных мест для снайпера. Нет, это не крыша купола фабрики прототипов. Туда лучше не суйтесь вообще. Чуть лучший обзор не стоит полной демаскировки, ведь по обе стороны столько прекрасных холмов с камушками, деревьями и высокой травой.
Первый холмик и, по совместительству, лучшая точка для снайперов находится около правого бункера (если смотреть со стороны базы США). Вся прелесть позиции в том, что вы контролируете и противоположный бункер, и холм базы США, и дальний проход, да еще и электростанцию. Два-три снайпера на этой позиции могут запросто сдерживать полтора десятка человек. Главное — заминировать подходы, и противотанковые мины тут как раз кстати. Танков на карте нет, зато есть джипы, под колесами которых снайперы мрут как мухи.
Вторая снайперская точка подходит только для корейцев, так как находится прямо около их базы. Выходите в пролом в стене и поднимайтесь на холм, там вы увидите огромный камень, за которым можно отлично спрятаться. Однако хороша она только в том случае, если левый бункер и электростанция (со стороны базы США) либо захватываются, либо под контролем врага. В ином случае там делать нечего.
Третья хорошая точка — крыша ближайшей электростанции США. Она универсальна и подходит как для корейцев, так и для американцев. В первом случае вы просматриваете подходы к базе США и холмы. Во втором — бункеры и подходы к базе Кореи.
На заметку: если на полный набор снайпера не хватает, можете заменить оптику лазером. Правда, в этом случае вас будет проще обнаружить.
Mesa
Еще одна огромная карта с авиацией. Правда, в общую атмосферу игры местность не очень вписывается. Подумайте сами: зачем корейцам атаковать США ради инопланетных артефактов, если у них самих следы деятельности чужой цивилизации на каждом шагу? С другой стороны, пустыня располагает к размаху действия, ведь, кроме гор, здесь ничего и нет.
Mesa славится разрозненностью точек. К тому же здесь не так много по-настоящему открытых пространств, а точки соединены меж собой сетью туннелей. Туннели очень узкие, и на дороге помещается лишь один танк. А это значит, что их легко заминировать, полностью нейтрализовав бронетехнику врага. Ключевую роль играет авиация, ведь добираться своим ходом куда-либо достаточно долго. Мобильность и впечатляющая боевая мощь — главное на этой карте.
Важно помнить, что на открытой карте проще провести незаметную атаку, особенно когда противник связан боем где-то в центре. Так, к примеру, можно под шумок уничтожить все оборонительные турели, а это чревато победой. Как бы то ни было, тот, кто контролирует воздух, выигрывает — с помощью как быстрого отражения вражеских атак, так и переброски больших отрядов пехоты в гущу боя.
США
Приоритетная цель США на этой карте — быстрый захват фабрики прототипов, а потом перехват танкового завода в углу. Суть маневра в том, что благодаря близкой электростанции вы сможете уже в начале партии запасать энергию, а захватив крайний танковый, ускорить накопление. К тому же такая методика позволяет быстро обеспечить достойную оборону исследовательской фабрики, ведь противнику, чтобы приехать к вам на танке, нужно очень много времени, да и путь будет лежать через туннели, которые можно заминировать.
Центральная группа зданий (танковый, прототипы, бункер) будут самой жаркой зоной. Бои тут, по моим наблюдениям, не прекращаются ни на секунду. Поэтому очень важно обеспечить, во-первых, подкрепление бронетехникой. Во-вторых, обязательно прикрывать весь сектор снайперами, благо горы этому очень способствуют. К тому же можно занять позицию на крыше любой фабрики. Этот метод несколько опаснее, крыши фабрик — самое ожидаемое место для снайпера, и туда смотрят прежде всего. Самое же неожиданное место — башенка в стене. Дело в том, что обзор оттуда не слишком хорош, да и находится она на изрядном удалении от центральной площади, поэтому со штурмовой винтовкой там делать нечего. Снайпер же сможет вести прицельный огонь, хоть не по всем, и не бояться за свою жизнь.
Что касается авиации, ее имеет смысл строить, только когда все танковые заводы находятся под вашим контролем. С последней заплаткой все средства ПВО серьезно усилили, а вертолеты и VTOL ослабили. В частности, теперь ракеты не так эффективны против танков (особенно против АА), зато по-прежнему полезны при уничтожении пехоты. Имеет смысл обзавестись хотя бы одним VTOL, чтобы быстро отбивать или перезахватывать удаленные сектора (тот же танковый на севере).
С бронетехникой надо обращаться очень аккуратно. Из-за удаленности верхнего завода и опасной ситуации в центре покупка танков и БТР может стать сильным ударом по кошельку. В первом случае (покупка в верхней точке) вы не сможете получить быстрой отдачи, а во втором — быстро превратитесь в груду металла.
Это важно: старайтесь не погибать вместе с техникой. За уничтожение танка или машины поддержки пехоты противник все равно получит престиж, но, убив вас, он заработает куда больше. Выпрыгнув из танка, вы можете сохранить его (хоть и небоеспособным). Враг не получит престиж, а вы, возможно, сможете починить подбитую машину.
Как же действовать отрядам США на этой карте? Приоритет — центральный сектор, но и удаленные точки оставлять без внимания никак нельзя. В идеале нужно разделиться на три группы: атака, поддержка, энергия. Первая группа (атака) должна быть самой большой, как минимум, семь-восемь человек, чтобы уверенно захватить (или оборонять) центральный сектор. В первую очередь захватывайте бункер (с этим справится даже один) и фабрику прототипов. Вся стратегия строится на быстрой ядерной атаке. Следом захватывайте танковый завод и удерживайте сектор, пока не наберется достаточно энергии.
Вторая группа — поддержка. Ее задача — захватить и удерживать верхний танковый завод и силами бронетехники уничтожить оборонные турели северокорейской базы. Конечно, «оружие Судного дня» может атаковать с запредельных дистанций, но, к примеру, энергетический танк не умеет стрелять навесом. Чтобы обеспечить ему хорошую позицию для выстрела, уничтожайте турели.
Это совет: выстрел пушки чужих не уничтожает все вокруг и вас в том числе. Это удобно — нет риска взорваться вместе с целью.
Третья группа — энергия. В ней может быть даже один человек. Его задача — захватывать и отбирать электростанции, и для этого лучше всего подойдет VTOL из-за его феноменальной маневренности. К тому же, сидя в этой птичке, вы можете брать под контроль энерготочки прямо в воздухе.
Вторая интересная стратегия — бронеблокировка. Всего лишь пара танков под прикрытием ПВО и трех ремонтников может удерживать на базе полтора десятка игроков. Особенно уязвимы вертолеты, так как они очень чувствительны к главному калибру танка, а вы сможете обстреливать их прямо после взлета.
В этом случае захват точек нужно проводить так: сосредоточьте все силы на северном заводе и под прикрытием пехотных групп прорывайтесь к базе. Остальная часть команды должна взять под контроль центр, а если это невозможно, максимально осложнить врагу жизнь. Минируйте, стреляйте, забрасывайте гранатами.
На заметку: можно заминировать гаражи танкового завода. Этого, как правило, ожидают меньше всего.
Северная Корея
Задача Кореи на этой карте несколько отлична. Дело в том, что расстояние до северной точки до базы США примерно равно, но ландшафт разный и корейцы имеют некоторое преимущество. В частности, им проще сровнять с землей американскую базу до обнаружения (или уничтожения). С другой стороны, северный завод и базу Кореи связывает прекрасное ровное шоссе, по которому можно быстро добраться до цели, но и спрятаться тут негде. Горы и туннели остались за спиной. Корея должна в первую очередь обеспечить господство в воздухе, а на бронетехнику временно не обращать внимания. При поддержке авиации нужно захватить и как можно дольше удерживать центральный сектор, а минирование туннелей обеспечит защиту от мобильных средств ПВО.
По сути, до середины игры корейцам нужно не дать врагу развиваться и только потом, накопив как можно больше престижа, атаковать. Господство в воздухе позволит быстро доставить отряды куда нужно (на север то есть) и прикрыть их от пехоты с ракетницами. Финальная атака Кореи должна выглядеть так: команда разбивается на две группы и заходит с двух сторон. Подходы к американской базе не слишком удобные — уклон, гора. Так вы сможете рассредоточить силы врага и одновременно сконцентрировать огонь.
Это важно: конечно, концентрация огня при осаде базы не так важна, как в «чистом» танковом бою. Противник может противопоставить лишь авиацию и переносные ракетницы. В первом случае вам запросто хватит АА, во втором — должны прикрыть VTOL и вертолеты.
Когда сопротивление будет подавлено, выводите на позицию танки из «прототипов» и уничтожайте штаб. Кстати, с помощью «индикаторов ядерной угрозы» можно обмануть врага. Допустим, вы атакуете базу и враг по метке видит, что у вас есть ядерное (или энергетическое) оружие. Естественно, главной целью будет именно атомный танк. Но в то же время простая «атомная рогатка» дает в точности такую же метку. Так вы сможете дезориентировать противника. Пока он ищет бронетехнику, вы сможете либо лично отправить ему «подарок», либо обезопасить настоящий танк.
Снайперам Кореи на этой карте приходится несколько туго. Удачные места нельзя занять «пешком» — нужно, как минимум, прыгнуть с парашютом. Однако при штурме базы или бункера прикрытие снайпера незаменимо. И неважно, какая винтовка у него в руках.
Применительно к Корее подойдет такая же тактика бронеблокировки, как и для США. Вся соль в том, что вы не сможете изолировать базу США одной группой, к тому же из-за неудачного ландшафта база просматривается только с одной точки, и верткий VTOL может успеть взлететь.
На заметку: чтобы починить VTOL, пользуйтесь шоссе справа от базы. Туда враг вряд ли заберется. Хотя если за вами погоня, лучше покружите над базой, чтобы отпугнуть врага.
Refinery
Еще одна очень маленькая карта. От Plantation она отличается тем, что в правой части работает танковый завод, хотя ездить на бронемашинах почти негде. Самые тяжелые бои будут разворачиваться в центре карты, где расположена фабрика прототипов. Здесь есть сразу два бункера. Левый ближе к базе США, поэтому почти всегда под контролем американцев. Центральная точка возрождения постоянно переходит из рук в руки, ведь всего в двух шагах от нее фабрика прототипов.
На мой взгляд, карта очень несбалансированна. Во-первых, почти все точки очень далеко от корейской базы, и первыми корейцы придут, пожалуй, только к прототипам. Американцы же имеют огромное преимущество, ведь ближайшая к ним группа точек — электростанция, танковый завод и бункер рядом с ним. Дело даже не в использовании бронетехники, а в быстром наборе престижа. Такой быстрый скачок позволяет многим игрокам вооружиться снайперскими винтовками и занять позиции на многочисленных крышах.
На заметку: позиция на кране не так хороша, как кажется на первый взгляд. Во-первых, там негде маневрировать — один неосторожный шаг, и вы упадете. Во-вторых, снайпера на кране легко вычислить и нейтрализовать, так как прятаться там тоже негде. В-третьих, на кран очень долго лезть, да и обзор оттуда неважный.
Танки и бронетранспортеры среди зданий не слишком полезны. Очень много точек, откуда вас могут накрыть ракетами. Какая бы ни была поддержка, вас вряд ли спасут. Да и нормальной дороги от танкового завода до фабрики прототипов нет. Техника здесь покупается, только чтобы переломить ход боя. Допустим, вы штурмуете точку, но враги раз за разом отбивают атаки. Патроны кончаются, гранат уже нет, и вы в лучшем случае отступаете для пополнения боезапаса. В такой ситуации танк может очень помочь. Крупнокалиберный пулемет убивает с пары попаданий, а главный калибр пригодится для уничтожения транспорта, который появляется рядом с бункерами. В иных случаях техника полезна только для «откорма» команды противника.
При общей несбалансированности карты у корейцев все же есть одно, но очень важное преимущество. Буквально один солдат может решить судьбу раунда, если накопит на ядерный танк и прорвется к базе США. Особенность штаба американцев в том, что он не прикрыт стенами и часть здания как бы выглядывает из-за заборов и оборонительных турелей. А это значит, что можно стрелять прямой наводкой и попасть в цель с первого же снаряда. Если враг промедлит и даст атомной пушке перезарядиться, второй выстрел станет последним.
США
Тактика игры за США относительно проста. Точки расположены очень близко к базе и сами просятся в руки. Лучше выберите правую дорогу — там вы сможете захватить электростанцию, бункер и танковый завод. У вас будет, как минимум, 450 очков престижа, а если не покупать ничего в начале — 550. С такой суммой в кармане вы можете позволить себе танк или снайперскую винтовку. Я советую купить винтовку, прицел и SMG или FY для ближнего боя. Займите позицию на крыше фабрики прототипов, а лучше на соседнем доме и отстреливайте корейцев.
Вариант с танком тоже неплох, но в условиях городского окружения вы очень уязвимы. Но все же можно успеть окупить машину и неплохо заработать. Как вариант, купите АА. Крупнокалиберный пулемет отлично справляется с пехотой и джипами, а если враг перехватит ваш завод, вы сможете уничтожать танки управляемыми ракетами.
Это важно: считается, что АА не может стрелять по целям, которые ниже брони. Это не совсем так; если использовать режим вида «от третьего лица» (он активируется клавишей F1), пушка все же опускается ниже. Единственное неудобство — радар, который мельтешит прямо перед камерой.
На этой карте лучше всего максимально рассредоточить отряды. Дело в том, что сидящим на крышах снайперам проще пристрелить вас, если вы в большой группе. Скопление игроков хорошо видно, и снайперы на крыше быстро сделают из вас решето. Если же рассредоточиться и наступать именно по крышам, вы сможете избавиться от снайперов и получите выгодную позицию. К тому же никто не запрещает использовать трофейные винтовки. Как-то раз я, сидя на одной из крыш, набрал сорок «фрагов» только из-за того, что корейцы были свято уверены в своем снайпере. Который, к слову, давно штурмовал наши точки на земле.
Refinery — карта партизанской войны. Этому очень способствует окружение: мусор, вагоны, укрытия, здания, крыши. Старайтесь использовать эффект неожиданности. Пропустите врага вперед, а потом убейте его в спину. Не забывайте о гранатах! Они очень пригодятся для зачистки бункеров и заводов.
Для победы вам нужно сделать две вещи: сразу захватить фабрику прототипов и ближайшие электростанции. Схема захвата выглядит так: электростанция, бункер, танковый завод, бункер, фабрика прототипов, электростанция. После захвата фабрики прототипов можете совсем забыть про танковый завод, толку от него все равно мало. Часть команды уходит на крыши для поддержки группы «энергия», которая будет отбивать (защищать) электростанции, пока не накопится 100% энергии.
После этого нужно купить всего один атомный танк, чтобы прорвать стационарную оборону и нанести удар по штабу. Суть покупки всего одного танка в том, чтобы не дать противнику отбить атаку массовым ракетным залпом. Если атомный танк взорвут, кто-то из команды сможет купить другой. К тому же вы не будете мешать друг другу на узких улочках.
Если дело дойдет до позиционной войны, единственный путь к победе — бронеблокада. Вы должны занять все бункеры и контролировать их до тех пор, пока не запрете противника на базе. Затем захватите фабрику прототипов и соберите всю армаду в один кулак. Противник просто-напросто не успеет вам ответить прежде, чем вы уничтожите штаб. Главное — осторожно подходите к базе, чтобы всей группой не погибнуть под огнем оборонных турелей.
Третий хороший вариант — атомная атака из «рогаток». С крыш по штабу Кореи очень легко попасть, особенно если вы зайдете с двух, а то и трех сторон. Пока враг пытается нейтрализовать сразу несколько целей, хотя бы кто-то из вас попадет по штабу. Зачастую даже одного попадания хватает, чтобы победить.
Это интересно: на некоторых серверах временные рамки отсутствуют вовсе, зато оружие массового поражения в четыре раза дороже. Эти карты хороши для продвижения в статистике — очень много очков дают за звание «Генерал», а за час его получить сложно.
Северная Корея
Корея на этой карте в очень невыгодном положении. Как ни крути, быстро они могут добраться только до центрального бункера и фабрики прототипов. И к моменту захвата американцы, скорее всего, будут контролировать все точки по бокам карты. Получается, что войска СК оказываются как бы в тисках. Грамотное наступление американцев может запросто вытеснить корейцев. Давайте рассмотрим схемы обороны для Северной Кореи.
Лучшая защита — нападение. А нападать нужно на танковый завод, но не на ближайший к электростанции бункер. Дело в том, что танковый завод очень легко оборонять с помощью техники: АА и средние и легкие танки прекрасно подойдут для уничтожения джипов и пехоты. Крайний бункер же расположен очень близко к базе США, но проехать туда невозможно.
Захватив танковый завод, переходите к бункеру на другой стороне. Стоит лишь раз захватить его, и враг, скорее всего, сконцентрирует усилия именно на нем. Это очень удобно для снайперов, так как вы можете уничтожать американцев с трех точек сразу: крыша фабрики прототипов, крыша ближайшего к базе США дома и крыша рядом с электростанцией. Кстати, это и первая тактика — блокировка снайперами. Из-за специфики возрождения американцев вы можете отстреливать их с прямо на подходах к базе. Учтите, что авиации на карте нет, а джипы очень уязвимы. Поэтому, скорее всего, противник будет неорганизованно бежать к ближайшей точке. То есть к вам в руки (в прицел).
Вторая тактика — обман. Вы захватываете бункер и фабрику прототипов, а потом оставляете их без присмотра. Следующая цель — танковый завод. К тому моменту, как вы захватите его, у вас будет достаточно денег на покупку почти любого танка. Этим и нужно воспользоваться, чтобы отбить обратно фабрику прототипов. Давайте посчитаем: 250 за фабрику и 100 за бункер, еще столько же за танковый завод, да 350 за точки в центре. Итого 1450 очков престижа только за захват точек. Если вы убьете пару человек, вам хватит на танк и даже не на один.
Эта тактика строится на ядерной бомбардировке. У вас будет намного больше денег, чем у противника, и вы сможете без остановки поливать его базу «ядерными гранатами». Это, кстати, очень неплохой способ заработать, нужно лишь отбить у врага все бункеры. Не раз мне удавалось совершить сразу десять убийств, а это почти 1000 очков престижа (чем сильнее разница в звании, тем меньше престижа вы получаете)
Третья тактика — молниеносная атомная атака. Вам сразу нужно захватить центральный сектор и все электростанции. Команде неплохо бы разделиться на три отряда, чтобы удерживать все точки сразу. Главное — как можно быстрее запасти энергию, а заработать престиж вы сможете во время обороны точек. Эта тактика подходит, если американцы давят вас на всех фронтах, но она таит в себе немало опасностей. Если враг сможет перехватить оружие и захватит единственный бункер, вы не сможете вовремя отбить атаку.
Не забывайте, что атаковать базу США куда легче, чем корейскую. Пользуйтесь этим. Неожиданный наглый прорыв на танке прямо на базу и выстрел — способ быстрой победы.
Shore
Последняя в нашем списке карта сочетает в себе черты всех остальных. Во-первых, она очень большая и открытая. Присутствуют вода и техника, но нет авиации. К тому же роль базы играет подводная лодка, скрытая горами на островах. С одной стороны, Корее намного сложнее победить, а с другой — силам США придется намного дольше добираться до ключевых точек. Правда, замысел разработчиков на деле не совсем удался. Около подлодки появляются катера на воздушной подушке, которые обладают прекрасной маневренностью и которыми легко давить людей. В итоге корейцы оказываются в куда более неудобной ситуации, так как оборону их базы легко уничтожить с помощью танков. Как вы понимаете, по воде техника не ездит, поэтому американцам не нужно тратить силы на оборону.
Эта карта особенна тем, что вся хорошо просматривается с нескольких ключевых точек. Здесь нет плоских гор, как на Mesa, зарослей, как на Plantation или домов, как на Refinery. Карта не вытянута, как Beach, поэтому с ключевой снайперской позиции вы можете просматривать и фабрику прототипов, и танковый завод, и несколько бункеров.
В отличие от карты Refinery, техника здесь очень важна, так как места для боя очень много, а ремонтировать сломанные танки и БТР можно прямо на месте. Выигрывает тот, кто удерживает танковый завод и снайперские точки. Остальные здания не так важны. Судите сами: какой прок врагу от обладания ядерным оружием, если он не успеет его применить? С пехотой отлично справятся снайперы, а тяжелую технику возьмут на себя гаусс-танки.
Из-за несимметричности карты и разных баз тактика для Кореи и США сильно отличается. Давай разберем их по очереди.
США
Главная задача американского спецназа — быстро высадиться на берег и закрепиться. Желательно разделиться на две группы: одна захватит бункер на берегу, а вторая — центральный сектор. Следующая цель — танковый завод. Один человек в это время должен захватить электростанцию на отшибе. Практика показывает, что корейцы очень редко пользуются лодками, поэтому захваченная в начале раунда точка может простоять до конца игры нетронутой. К тому же, захватив танковый завод, бункер и электростанцию, вы будете контролировать, как минимум, 66% энергии на карте. Это, во-первых, позволит быстро накопить энергию. Во-вторых, если противник захватит фабрику прототипов, вы не дадите ему накапливать энергию.
Танковый завод исключительно важен. Он сам по себе — снайперская точка, а гора за электростанцией — вторая (и одна из лучших) точек на карте. Удерживая этот сектор, вы сможете просматривать остальную карту, к тому же в вашем распоряжении будет бронетехника.
На заметку: попробуйте одновременно начать прорыв какой-либо точки и атаковать базу на танке. Пока враг отбивается (перезахватывает позиции), вы успеете уничтожить добрую половину турелей.
О снайперских позициях нужно поговорить отдельно. Прикрытие очень важно, а убивая даже одного из пяти бегущих противников, вы дезориентируете их и подорвете боевой дух. А если снайперов несколько, они вполне могут взять на себя всю оборону, предоставив остальной команде возможность атаковать с максимальной эффективностью.
Первая отличная точка находится прямо у бункера на берегу. Повернитесь направо, и вы увидите холм, на котором все заросло различной тропической травой. Отсюда видны подъем к танковому заводу, его крыша, крыша фабрики прототипов. Удобная позиция для начала, особенно если враг дерзко атакует. Вы можете отбивать как простые пехотные атаки, так и атаки с поддержкой техники. Выстрел — и пулеметчик мертв. Еще выстрел — мертв ремонтник или просто сопровождающий. По мере продвижения ваших сил в глубь острова позиция теряет актуальность, так как обзор весьма ограничен.
Вторая позиция — на крыше танкового завода. Оттуда вы увидите все, что происходит рядом с фабрикой прототипов (мне даже удавалось убивать врагов, бежавших к атомным танкам), не останется без внимания и бункер на берегу. Но будьте осторожны, это место хорошо известно многим игрокам, и вас там будут искать в первую очередь. К тому же на крыше почти негде прятаться, а залезть туда стоит особых усилий.
Третья позиция — на горе рядом с электростанцией. Она хороша тем, что найти снайпера в зарослях очень сложно, можно маневрировать без угрозы обнаружения. Вам же откроется вид на танковый завод, электростанцию, бункер рядом с ним, фабрику прототипов, бункер на другой стороне реки и проход к фабрике прототипов. Единственное неудобство — точка легкодоступна, поэтому потрудитесь заминировать подходы к позиции. Также советую прислушиваться к звукам вокруг. Большинство игроков, увидев снайпера, переключается на силовой режим.
Есть несколько эффективных способов победы. Первый — уничтожение оборонных турелей и прямая атака на штаб. Второй — обстрел штаба издалека. Первый способ подходит в том случае, если вы уже разгромили врага либо смогли тайно уничтожить турели. Второй же — только в крайней ситуации, так как точно попасть по штабу Кореи очень сложно. В этом единственный, пожалуй, плюс СК. Их база расположена на возвышении и защищена самой природой.
Северная Корея
Основная задача корейцев как обороняющей стороны — удержать остров. И лучшим подспорьем в этом деле станут танки. Поэтому не стремитесь захватить цепочку «бункер-электростанция-бункер» в центре и слева, а сразу отправляйтесь к танковому заводу. Ваше цель — добраться туда быстрее американцев, а с захватом бункера вам будет куда проще удерживать точку, ведь силы США могут возрождаться только на берегу. Вы, в свою очередь, сможете с помощью снайперской винтовки отпугнуть врага и запереть его на берегу.
Следующая цель — фабрика прототипов. К этому моменту у вас уже должны быть под контролем две электростанции (ближайшая к базе и около танкового завода). Накапливайте энергию и переходите в нападение. За корейцев играть намного легче, ведь чтобы уничтожить подлодку, нужно всего два выстрела (выбирайте энергетический танк). Обогните фабрику прототипов и встаньте на конец пирса. С этой позиции вы увидите подлодку и сможете легко попасть в нее. Факт в том, что рядом с фабрикой прототипов нет бункеров, поэтому никто не сможет вам помешать.
Второй вариант — уничтожить оборонные турели с помощью танков и ракетниц, а потом нагло приплыть прямо на подлодку и взорвать себя вместе с ней. Правда, этот вариант работает лишь тогда, когда команда врага абсолютно бессильна.
Вот мы и разобрали сетевой режим полностью, но Crysis только-только набирает обороты на различных киберспортивных соревнованиях. Такие матчи играются небольшими командами (6 на 6), и тактика там совершенно другая. К тому же с каждым днем появляется все больше любительских карт, да и выход дополнения не за горами. Может статься, мы вернемся к Crysis уже совсем скоро.