Вольный торговец — самый «мирный» класс в игре, но и он чаще слышит грохот пушек, чем звон монет, сыплющихся в кошелек после очередного выкупленного на аукционе лота. Поэтому нашему купцу непременно нужны корабли с хорошими мореходными и боевыми качествами, а также набор умений для управления ими.
Торговые корабли
Для торговца, занимающегося перевозками, в корабле важнее всего вместимость трюма. Имеют значение и мореходные качества — скорость, ускорение, маневренность. Дополнительно можно учитывать боевые возможности, но лучше помимо торгового судна держать в доках снаряженный военный корабль, чем в попытках добиться оптимума получить нечто средненькое по всем показателям. С точки зрения названных критериев и рассмотрим подходящие варианты.
До шестнадцатого уровня задумываться о покупке специализированных судов рано. Во-первых, этот этап можно неторопливо пройти за один-два дня, а во-вторых, ничего интересного нам вначале и не предложат. Затем неплохо будет приобрести что-нибудь из перечисленного ниже. Но это вовсе не значит, что непременно нужно менять корабль всякий раз, как только становится доступна следующая модель. Вполне можно перескочить через один-два варианта, а если вы не собираетесь перевозить большие грузы, можете остановиться на подходящем судне из начального списка.
Мы перечислим здесь не все возможные модификации кораблей, а только основные модели. Странные классовые гибриды «все-в-одном», такие как торговец «Миньон» («Mignon» Indiaman), рассматривать не будем, поскольку это самое «все» получается весьма посредственным.
16 уровень
На шестнадцатом уровне необходимо приобрести торговую модификацию шлюпа «Бермуда» («Bermuda» Trader's Sloop) — классовый корабль вольного торговца. Отличия от обычной модели значительны — выше максимальная скорость и ускорение, больше прочность корпуса и парусов, а трюм расширен до двухсот двадцати единиц.
Шлюп станет лучшим другом торговца на протяжении всей игры. Пусть на нем нельзя перевозить большие грузы, но бывают ситуации, когда гораздо важнее скорость и маневренность юркого кораблика.
Но не торговлей единой жив купец. Особенно хороша «Бермуда» в групповой охоте на других игроков в PvP зонах, где опять-таки имеют значение скорость, маневренность и защита, а также совсем небольшая стоимость корабля. В сочетании с набором умений и оснасткой на скорость этот шлюп — едва ли не лучший перехватчик.
Рекомендуемая оснастка
Корпус. Улучшение Small Streamlined Hull 4, увеличивает скорость в бою на 7%. На двадцатом и двадцать пятом уровнях стоит заменить их пятым (8%) и шестым (9%) вариантами улучшений корпуса соответственно.
На заметку: стоит обращать внимание и на уникальные вещи, получаемые в награду за квесты и выпадающие из NPC. Например, Small Race-Built Hull добавляет целых 18% к скорости — правда, ценой снижения прочности брони на 8%. Но подобные предметы при гибели корабля уничтожаются точно так же, как и обычные, поэтому особо полагаться на них не стоит.
Пушки. Small Long-Barreled Gun 2, значительно (на 14,25%) увеличивается дальность ведения огня, а значит, возрастает и точность на прежних дистанциях. Но установить можно только одно такое орудие. Непосредственно влияет на выживаемость, ведь чем дальше от противника, тем меньше его ядер попадает в цель, а без этого усовершенствования придется подходить ближе чем на четыреста ярдов. Несколько возрастает время перезарядки, но если задача заключается в том, чтобы удержать противника в бою, это не критично. На двадцатом и двадцать пятом уровнях персонажа смена улучшений на третью и четвертую модификации пушек даст прирост дальности на 15,75% и 17,5% соответственно. Можно использовать и Small Accuracy Gun Rig 4, повышающие точность на 6 каждый (а пятый и шестой уровни — на 7 и 8). Неплохо, но дальность имеет приоритетное значение.
Паруса. Лучшим выбором в большинстве случаев будут Small Speed Rig 4. Они дают увеличение скорости на 6% каждый (пятый и шестой уровни — на 7% и 8% соответственно). Пригодятся они и в активном PvP. Стоит рассмотреть и Small Stealth Sail 4, снижающие радиус обнаружения корабля в открытом море на 12% каждый (14% и 16% для пятого и шестого уровней). Но это вопрос вашего стиля игры. Кто-то предпочтет лишние десять миль скрытности, а кто-то — эти же десять миль, но добавленных к скорости.
Основные ячейки. Здесь выбрать посложнее. Улучшений этого типа множество, а ячеек три. В первую очередь стоит установить улучшение на скорость в бою Streamlined Structure. Начать придется с первого варианта, добавляющего всего 4% к скорости, и постепенно заменять на следующие, вплоть до четвертого (7%) или даже редкого необычного (9%). Здесь же могут пригодиться редкие вещи — некоторые награды за миссии и предметы, выпадающие из NPC, обладают еще большими плюсами, до 10%. А на пятидесятом нужно поставить улучшение на скорость, которое можно приобрести за победные марки, — Discordant Rigging 3. Оно добавляет десять процентов к скорости и в бою, и в открытом море. Вторую ячейку рекомендуем занять улучшением, повышающим прочность мачт (St. Elmo Mast Modification). Полезна уникальная маскировка Dark-Wrapped Gear, снижающая радиус обнаружения на треть; все же каперской скрытности у нас нет. Третьим номером могут стать и пушки на дальность или точность, но лучше всего, если выпадет такая возможность, поставить Large Golden Cross, одним из эффектов которого станут еще плюс три процента к скорости.
На заметку: одной лишь установкой названных улучшений (максимального уровня) можно поднять скорость с 17,5 до 25,55 узлов.
17 уровень
Становится доступна торговая модификация флейта «Лимбург» («Limburg» Trader's Flute). Это первый корабль, предназначенный для перевозки грузов, — трюм в 560 единиц поможет сократить число рейсов. Но на этом все его достоинства и заканчиваются. Низкая скорость и плохая маневренность — это просто баржа, а не полноценный корабль. Некоторые считают, что флейт может совмещать транспортные функции с боевыми, но бороться на равных он способен только с более мелкими противниками. Если вопрос перевозок у вас не стоит остро, стоит переждать два уровня и обратить внимание на следующую позицию.
Рекомендуемая оснастка
Корпус. Streamlined Hull увеличивает скорость корабля в бою, что повышает шансы выйти из сражения.
Пушки. Нет необходимости в установке.
Паруса. Лучше всего остановиться на паре Medium Rig Catharpins, дающих хорошую прибавку к скорости против ветра, в том числе и в открытом море.
Основные ячейки. Действительно необходимы только паруса на скорость в открытом море и усиление прочности или защиты мачт.
На заметку: для всех транспортных кораблей оснастка одинакова, меняется только размер (в зависимости от корпуса) и уровень. Подробностей приводить не будем.
19 уровень
Барк «Атлас» («Atlas» Bark) — самая настоящая баржа для транспортировки объемных грузов. Минимум вооружения и большой трюм в 720 единиц надолго, а может, и навсегда сделают его вашим основным транспортным кораблем. Но появляются первые болезни роста — маневренность и ускорение отвратительные, а малейшая смена курса приводит к серьезному падению скорости.
27 уровень
Становится доступен галеон «Сантьяго» («Santiago» Galleon). Его главное и, пожалуй, единственное преимущество перед «Атласом» — объем трюма в 870 единиц. Чуть больше скорость, прочность и вооружение; еще хуже маневренность и ускорение. На наш взгляд, менять «Атлас» на «Сантьяго» не имеет смысла, поскольку выигрыш невелик, а следующая ступень на пути совершенствования уже близко.
32 уровень
Появляется основная рабочая лошадка — торговая модификация галеона «Сантьяго» («Santiago» Trader's Galleon). Трюм увеличился, теперь его объем составляет 950 единиц. К тому же значительно возросла скорость — на целый узел по сравнению с обычной модификацией.
40 уровень
Галеон «Сан-Матео» со снятым вооружением («San Mateo» Stripped Galleon) — это целых 1400 единиц груза, а скорость все та же — семнадцать с половиной узлов. Этот корабль — лучший вариант по соотношению цены к объему трюма. Недостаток — полное отсутствие пушек, если таковыми не считать полуфунтовые фальконеты.
50 уровень
Выбор богатый, глаза разбегаются. Корабли на любой вкус, при этом все представленные варианты не только торговые, но и боевые.
Галеон «Сан-Матео» («San Mateo» Galleon) от безоружной модели отличается, что неудивительно, только несколькими орудийными палубами. Надо сказать, что огневая мощь у корабля сравнима с фрегатом начала сороковых уровней, так что его можно использовать и в качестве своего основного корабля для PvE. Да и в группе в PvP он очень неплох, его преимущества — скорость и орудия на носу и корме. Однако для линейного боя лучше предпочесть фрегат-пятидесятник.
Укрепленный галеон «Сан-Матео» («San Mateo» Heavy Galleon) отличается от обычного двумя характеристиками: немного большей защитой — прочностью и сопротивлением урону, а еще намного большей ценой. Ведь на его производство уже требуется специальный компонент линейных кораблей — lineship structure bundle, который сам по себе стоит как десяток обычных фрегатов или галеонов. В итоге стоимость судна подскакивает в несколько раз. За него придется выложить от 380 тысяч — при том, что строительство обычного обойдется немногим более 26.
Торговая модификация галеона «Сан-Матео» («San Mateo» Trader's Galleon) обладает самым большим трюмом в игре — 2250 единиц. Вооружение чуть хуже, вместо 12-тифунтовых орудий на оружейной палубе установлены десятифунтовки. Но ладно бы это было единственным недостатком! На этот вариант корабля требуется три lineship structure bundle, а это уже цена миллион триста и выше.
Галеон «Корона» («Couronne» Galleon) — в принципе, лучший корабль для торговца. Объем трюма только второй по величине, 2000 единиц, зато огневая мощь главного калибра сравнима с линейными кораблями четвертого класса (при том, что на корме и носу по восемь орудий), а скорость — все те же семнадцать с половиной узлов. Правда, если сравнивать с упомянутыми линкорами, у «Короны» более прочная оснастка, но слабее корпус. Но главное отличие от них опять-таки в цене: галеон стоит не 70 тысяч, а почти три миллиона, что никоим образом не компенсируется даже увеличением срока службы — четыре единицы вместо двух. Так что область применения «Короны» очень и очень ограничена.
Боевые корабли
Как мы уже выяснили, воевать купцу тоже доводится, и частенько. Но, как видите, специализированные корабли либо очень дороги, либо неспособны конкурировать в этом отношении с равными им по уровню у других профессий. Посмотрим, что же торговец может выбрать среди «внеклассовых» образцов. Подробный разбор начнем с тридцать второго уровня, поскольку более ранние варианты многочисленны, стоят дешево и заменяются быстро.
32 уровень
Один из лучших внеклассовых кораблей для начала тридцатых уровней — фрегат «Олень» («Raa» Frigate). Конечно, он не может сравниться с монстрами для сороковых — и броня тоньше, и пушек меньше, — поэтому его придется впоследствии менять. Но зато у него отличные ходовые качества — скорость шестнадцать с лишним узлов, отличная маневренность, выгодные курсы. Подойдет как для PvE, так и для PvP в открытом море.
Это интересно: фрегат «Raa», который послужил прототипом для игрового, принимал участие в сражении 24 апреля 1715 года. Битва датского и шведского флотов закончилась безоговорочной победой норвежцев, пять из шести кораблей противника были захвачены. Но надо отметить, что проигравшие значительно уступали в численности. Сражение относится к событиям Великой северной войны, и хотя оно не было переломным, но ослабило шведов и несколько облегчило выполнение дальнейших задач союзным флотам и армиям.
Рекомендуемая оснастка
Корпус. Для PvP предпочтительнее пара Large Streamlined Hull 3. Пусть они не сравнятся с улучшениями для малых кораблей, но даже 4% к скорости с каждого — не так уж мало. Затем стоит заменить их аналогичными четвертого уровня, прибавляющими по 5%. Для PvE лучше ставить и усиления брони Large Armor Planking 3, дающие 7% каждый. А на тридцать пятом заменить их такими же, только четвертой модификации, и получить прибавку 8,75% с каждого. Впрочем, «бронеплиты» можно использовать и для PvP, но, на наш взгляд, скорость предпочтительнее.
Пушки. В PvP необходимо использовать пушки на точность — Large Accuracy Gun Rig 3, повышающие точность на 4 единицы (на 5 для четвертого уровня). Это обязательное условие, поскольку бой идет на предельной дальности, а ближе подходят в основном небольшие корабли-охотники, такие как «Бермуда» и «Посредник». Для PvE лучше всего выбрать Large Speed Gun Rig 3, увеличивающие скорость перезарядки на 7%, а четвертый уровень еще быстрее — 8,75% (но итог считается несколько иначе, чем простое вычисление процентов от времени, поэтому финальные цифры для каждого случая надо смотреть отдельно). В сочетании со специальными умениями торговца на скорострельность можно повысить темп стрельбы почти в два раза. Забегая вперед, отметим, что улучшенные версии этого фрегата отличаются еще большей скорострельностью. А если настраивать корабль специально для выполнения миссий, где противники примерно равного уровня, более эффективными окажутся орудия Large Raider's Gun, увеличивающие урон на ближней дистанции (150 ярдов) на 6% каждое для третьего уровня и на 7,5% для четвертого.
Паруса. Преимущество «Оленя» — в быстроте, поэтому стоит использовать Large Speed Rig 3, добавляющий 4% к скорости. Замена на четвертый уровень даст прирост 5% за один. Но если ваш стиль игры — безудержный риск, обратите внимание на Large Tough Sails 3, повышающие прочность мачт (по сути, количество «здоровья» парусов, ведь скорость падает пропорционально повреждениям от текущего максимума) на 10%. Четвертый уровень укрепляет на 12,5%.
Основные ячейки. Для PvP в первую очередь интересны два параметра — защищенность и прочность мачт, а также скорость. Увеличить их можно с помощью трех типов улучшений — мачты, паруса и оснастка. С мачтами выбор однозначный — St. Elmo's Mast Modification 2, это целых 35% к прочности. Улучшение с типом «паруса» — Hardened Mast 2, добавляющее 11% сопротивления урону. А на скорость — Streamlined Structure 2, что добавляет 5% к скорости в бою; но на тридцать четвертом улучшение можно заменить аналогичным третьего уровня, оно дает уже 9%. Впрочем, вместо последнего можно использовать улучшения на прочность корпуса — Reinforced Gun Port 3 повышающее прочность бортов на 17,5%, или Poseidon's Hull Modification 2, увеличивающее сопротивление урону на 6%. В PvE ставку нужно делать на прочность корпуса и скорострельность.
34 уровень
Но имеет смысл подождать два уровня и взять укрепленный вариант фрегата «Олень» («Raa» Heavy Frigate) вместо обычного. Броня со всех сторон усилена более чем на четверть, и при том же количестве орудий примерно на шесть процентов возросла скорострельность. А мореходные качества нисколько не пострадали.
Рекомендации по оснастке почти те же самые, разве что в основную ячейку нужно сразу ставить Streamlined Structure 3.
37 уровень
Вот мы уже выросли достаточно, чтобы поучаствовать в битвах за порты, а для этого нам понадобится фрегат «Непокорный» («Defiant» Frigate). Конечно, с линейными кораблями ему не сравниться — основной калибр малость подкачал, всего четырнадцать фунтов. Но пока что выбора у нас нет, а поддержка союзников групповыми умениями вольного торговца может компенсировать слабость корабля. Конечно, можно оттянуть удовольствие до последних уровней, как рекомендуют некоторые игроки, склонные к перфекционизму.
Но если так рассуждать, торговцы вообще не должны участвовать в сражениях за города, морские офицеры в любом случае много сильнее в линейном бою. А в боях в открытом море этому фрегату действительно делать нечего — скорость и маневренность у него как у раненой черепахи; это жертва, а не охотник. Найдется применение «Непокорному» и в PvE, все-таки огневая мощь у него много выше, чем у «Оленя». Но маневренность гораздо ниже.
Рекомендуемая оснастка
Для боя линиями самое главное — собственная прочность и наносимый урон, с таким расчетом и должна подбираться оснастка. А прочность парусов не так важна, как в PvP в открытом море, потому стоит делать ставку именно на скорость. Кстати, «Непокорный» относится к огромным кораблям. Приведенные настройки годятся для всех кораблей, использующихся для сражений в линию, меняются только размеры и уровни усовершенствований.
Корпус. Улучшение Huge Armor Planking 2 увеличивает толщину брони на 5,25% каждое, на сороковом можно заменить следующим в линейке — с плюсом в 7%.
Пушки. Huge Accuracy Gun Rig 2 — плюс четыре единицы к точности, а третий уровень усовершенствования — плюс пять единиц.
Паруса. Huge Speed Rig 2 поднимет скорость на 3%, а замена на более совершенную модификацию даст прирост 4%.
Основные ячейки. Обязательны Reinforced Gun Port 3, что повысит прочность корпуса на 17,5% (тип «обшивка»), и Teak Armor Planking 2 — поднимет параметр снижения повреждений бортов на единицу (тип «внешний»). В третью ячейку можно установить что-нибудь одно из множества улучшений на повышение точности или урона орудий.
39 уровень
Фрегат «Олень» мастерской работы («Raa» Mastercraft Frigate) используется для тех же задач, что и предыдущие образцы, — PvE и PvP в открытом море. Очень высокая скорострельность, одно лишь базовое улучшение по сравнению с обычным «Оленем» — почти семнадцать процентов, а в сочетании со специальными умениями торговца можно почти удвоить скорость. В PvE будет актуален и на пятидесятом, более низкая защита и меньшее количество орудий компенсируются маневренностью и частотой огня.
Улучшения те же самые, но уровень нашего персонажа позволяет использовать все специальные усовершенствования сразу с четвертой модификации.
43 уровень
Фрегат «Освобождение» («Deliverance» Frigate) — основной корабль для битв за порты вплоть до достижения пятидесятого уровня.
Рекомендации по оснастке те же самые, что и для «Непокорного», естественно, с поправкой на достижение персонажем сорокового уровня.
44 уровень
Потеснить торговую «Бермуду» на позиции охотника в открытом море может фрегат перехвата «Минерва» («Minerva» Interceptor Frigate). «Бермуда» при этом по-прежнему останется с нами в роли небольшого грузового судна. Минусов, по сравнению со шлюпом, у перехватчика несколько. При одинаковой базовой скорости максимальный предел значительно ниже — попросту потому, что у больших улучшений всего четыре уровня, а у маленьких шесть. Хуже и некоторые характеристики — ускорение и торможение, маневренность; к тому же больше красная зона на диаграмме движения. Но огромные преимущества «Минервы» — в броне и количестве пушек. Особенно стоит отметить наличие орудий на носу — они помогут удержать жертву в состоянии боя без лишних маневров.
Рекомендуемая оснастка
Корпус. В обе ячейки улучшения на скорость — Large Streamlined Hull 4 c плюсом к скорости 5% каждое.
Пушки. Пара Large Accuracy Gun Rig 4 c плюсом к точности в пять единиц каждая.
Паруса. Приоритет необходимо отдать все тем же улучшениям на скорость в бою — Large Speed Rig 4, с плюсом в 5%. Но можно использовать и усиления на прочность Large Tough Sails 4, увеличивающие «запас здоровья» парусов на 12,5%. Также никто не запрещает использовать по одному из улучшений каждого типа, немного увеличив и скорость, и прочность.
Основные ячейки. Обязательно к применению St. Elmo's Mast Modification 3 с плюсом на прочность мачт и парусов 40%. Дополнительно усилить их поможет установка Hardened Mast 3; тем самым сопротивление урону возрастет на 13,5%. А используя Streamlined Structure 4, мы получим прибавку к скорости 7%.
Для тех же целей можно использовать шебеку «Аркадия» мастерской работы («Arcadia» Mastercraft Xebec). Основное и уникальное преимущество шебеки в том, что для нее лучший курс — почти против ветра, что позволит нагонять в этом направлении противника на любых кораблях. В плюсы можно записать лучшее вооружение и хорошее ускорение. Но и недостатков хватает — меньшая базовая скорость и класс корабля «огромный», а не «большой», как у «Минервы», что влияет на улучшения и плюсы от них. Но каперам этот корабль подходит больше, поскольку у них есть умение увеличения скорости при движении по этому курсу.
Рекомендуемая оснастка
Аналогична «Минерве», но с поправкой на размер корабля.
Корпус. Каждое из Huge Streamlined Hull 3 увеличит скорость на 4%.
Пушки. Установка Huge Accuracy Gun Rig 3 даст по четыре единицы к точности.
Паруса. Huge Speed Rig 3 даст еще по 4%, а установка вместо них улучшений Huge Tough Sails 3 увеличит прочность мачт на 10% каждое.
50 уровень
Как и в случае с торговыми кораблями, доступных на последнем уровне боевых судов немало. Есть из чего выбрать.
Первым в списке идет укрепленная модификация фрегата «Освобождение» («Deliverance» Heavy Frigate). Это типичный корабль для сражений за порты, а потому снаряжать его нужно так же, как и обычное «Освобождение».
Самый тяжелый охотничий корабль из всех — быстрый фрегат «Конкистадор» («Conquistador» Sleek Frigate). По ходовым качествам он, безусловно, хуже «Минервы», выдает всего шестнадцать узлов. Да и приспособлен он для линейного боя — носовых орудий нет вообще, зато на орудийной палубе двадцать восемь четырнадцатифунтовых пушек. На сольные выступления «Конкистадор» не рассчитан, только на игру в группе и при наличии в составе последней легких кораблей-перехватчиков. Оснастка точно такая же, как для описанной чуть выше «Аркадии».
Фрегат «Каприз» мастерской работы («Capricieux» Mastercraft Frigate) имеет только одно преимущество перед всеми прочими — хорошие показатели ускорения, как линейного, так и поворота. Остальные характеристики несколько ниже, чем у упомянутого «Освобождения». Потому и область применения у него специфическая — только PvE. Приобретать его или нет — дело личных предпочтений и стиля игры.
Парусные корабли могут ходить практически по любому курсу относительно ветра. В морской терминологии курсы называются румбами. Всего их тридцать два с шагом в одиннадцать с четвертью градусов. За ноль принято значение по направлению ветра. Румбы разделены на восемь групп, шесть из которых — парные, правые и левые. Система перенесена в игру, но допущены некоторые вольности и условности в угоду игровому процессу. Так, за точку отсчета принят курс против ветра, а не по ветру, хотя упоминается это только при указании наиболее выгодного курса в данных корабля. А восемь курсов кораблей занимают примерно одинаковую долю окружности каждый, хотя в реальности это далеко не так. Для каждого типа кораблей есть своя диаграмма скоростей по каждому из курсов, и максимальная скорость возможна только по самому выгодному из них.
Фордевинд (running). Курс точно по ветру, когда тот дует прямо в корму. Вопреки распространенному мнению этот курс не самый выгодный в отношении скорости, на деле он доставляет ряд проблем при управлении. В игре угол значительно больше нуля, около тридцати процентов, но самым благоприятным курсом фордевинд от этого не стал.
Бакштаг (broad reach). Так называется курс, когда ветер дует под углом от десяти до восьмидесяти градусов, т.е. уже не по ветру, но и не под прямым углом к нему. Этот курс наиболее выгоден для большинства кораблей. Но самым лучшим считается полный бакштаг, около двадцати градусов. В игре бакштаг — лучший курс для всех кораблей с прямым парусным вооружением.
Галфвинд (beam reach). Полветра, курс почти под прямым углом, от восьмидесяти до ста градусов. В игре это лучший курс для кораблей с косым парусным вооружением.
Бейдевинд (close haul). Курс близко к курсу против ветра, от ста и больше градусов. На деле различают полный бейдевинд, до ста двадцати градусов, и крутой бейдевинд, с еще большим углом. Для большинства кораблей курс очень невыгоден, но бывают ситуации, когда от него никуда не деться. Однако некоторые суда с косыми парусами извлекают из этого пользу и могут идти в бейдевинд едва ли не с максимально возможной скоростью. Так это и перенесено в игру — курс, невыгодный для прямой оснастки и с минимальным штрафом для косой.
Левентик (upwind). Курс строго против ветра, в реальности не эффективен, поскольку корабль будет двигаться задним ходом. В игре этого не происходит, просто начисляется большой штраф на скорость, до восьмидесяти процентов. При этом угол вовсе не равен нулю, в зависимости от типа корабля он может составлять тридцать, сорок пять или шестьдесят градусов — хотя тут уже можно (сменив точку отсчета) посчитать курс крутым бейдевиндом.
Умения и специализации
У вольного торговца, в отличие от всех прочих классов, умения не только боевые. Потому условно их можно разделить на группы — боевые и небоевые, — а некоторые полезны в обоих случаях.
На заметку: до недавнего времени боевые возможности торговца были скудными по сравнению с капером и морским офицером. Ведь число умений такое же, но часть их — сугубо производственные. Но в заплатке 1.2 были внесены серьезные изменения, и теперь ремесленные умения торговца работают еще и как пассивные способности, давая небольшие плюсы к характеристикам корабля.
Одно из ключевых умений вольного торговца — торговые связи (trade connection). Доступно оно на седьмом уровне, но разумно взять его несколько позже, на одиннадцатом или тринадцатом, когда у персонажа появится стартовый капитал. Но пока вы его не приобрели, а только планируете сделать это в ближайшем будущем, нет смысла развивать боевые линейки, ориентированные на урон, — ведь в начале в них ничего особо полезного нет.
Лучше обратить внимание на универсальные способности, полезные и в бою, и в перевозках. Интересны умения на скорость — с попутным ветром первого уровня (before the wind 1) и оптимальная оснастка (optimal rigging) из контрабандной линейки и путешествие (travel) из одноименной линейки. Оптимальная оснастка будет добавлять только по четыре процента к максимальной скорости вместо пяти, зато даст дополнительные два к скорости по ветру. А «путешествие» увеличит скорость в открытом море на пятнадцать процентов вместо десяти.
Далее обзаводимся уже упомянутыми «торговыми связями» и переходим к линейке логистики. Приобретаем умения экономика: добыча (economy: production) и экономика: производство (economy: manufacturing). После изменений, привнесенных заплаткой, они не только открывают доступ к улучшенным рецептам, но и действуют как пассивные боевые усиления. Первое добавит два процента к перезарядке, а второе на ту же величину увеличит урон. Кораблестроителю пригодится и четвертое умение в линейке, экономика: судостроение (economy: shipwright), хотя жизненно необходимым его назвать нельзя. Теперь оно дополнительно дает два процента сопротивления урону.
Очередь за боевыми умениями, однако здесь вам придется выбирать, чем вы намерены заняться в ближайшее время, и либо ориентироваться на PvP в роли охотника, либо на PvE. На наш взгляд, полезнее ориентация на PvP, ведь в PvE можно спокойно обходиться вовсе без умений, разве что процесс пойдет чуть медленнее. В любом случае на двадцать первом или двадцать третьем уровне необходимо приобрести скрепление (hold together) из линейки «управление кораблем». Можно это сделать раньше, но ремонт будет обходиться слишком дорого, ведь повреждения восстанавливаются в процентах от максимального значения прочности корпуса, брони и парусов. И здесь не обошлось без изменений — теперь для активации нужны не полотно с планками, а специальные ремонтные наборы, сделанные на верфи. Это намного удобнее, они меньше весят и не теряются при гибели корабля.
Для PvE достаточно полностью развить линейку «отчаяние» ради финального умения — беглого огня (hasty fire). Полезны из нее будут и порция рома (rum ration), хотя теперь это умение обходится дороговато — в пять бочонков, и отчаянная пальба второго уровня (desperation fire 2).
Способностей для PvP требуется больше. Поскольку на ранних и средних уровнях роль в группе может быть только одна — «догоняющего», — необходимо умение сбивать преследователей (deter pursuit), последнее в линейке «спасение». Оно замедляет цель на сорок пять процентов на полминуты. Пригодятся и более ранние способности — особенно ценно уклонение (evasion), поднимающее защиту на десять единиц, но требующее скорости более двух узлов.
Продолжаем поднимать скорость в бою. Для этого вернемся к линейке «путешествие» и выучим три подготовки к бою (battle preparation) — маневр (maneuver), защиту (defense) и скорость (speed). Особенно интересна последняя, она увеличит максимальную скорость на десять процентов. А защиту и маневр можно использовать при выполнении миссий. Еще один штрих к общей картине — сброс пушек за борт (dump guns), второе умение в линейке «отчаяние». Потеря пятой части орудий, критичная на больших кораблях, на шлюпе почти не ощущается, зато дает временную прибавку к максимальной скорости в пятнадцать процентов. Еще чуть-чуть можно повысить скорость после изучения улучшенного сосредоточения команды на парусном вооружении (crew focus: sailing) у тренера в столице нации — будет восемь процентов против шести.
Последнее обязательное для PvP умение — спасите меня! (rescue me!), первое из линейки «контрабанда». Оно на полминуты ускоряет союзника на четверть. Ведь нам необходимо не только догнать и затормозить противника, но и сократить дистанцию между ним и союзниками на тяжелых кораблях. А можно с помощью этого умения и спасти товарища.
Таким образом, преимущество в скорости будет реализовано полностью. Соперничать с подобным торговцем смогут только пираты, но не за счет быстроты своих кораблей, а благодаря замедляющим ослаблениям.
У нас останется шесть очков умений (пять, если изучено экономика: судостроение). Дальше — дело вкуса и стиля игры. Охотнику может оказаться полезна почти полная линейка «управление кораблем», ведь со вторым уровнем определения слабых мест (identify weakness 2) возрастает шанс попадания, что важно на больших дистанциях. А это пригодится и в PvP, и PvE. При игре преимущественно в группе можно потратить очки на полное изучение «снабжения». Если вы предпочитаете вести PvE в одиночку, стоит добрать полностью «отчаяние» ради скорострельности. А если приходится много курсировать по «красным» зонам, изученная «контрабанда» не единожды спасет вас от атаки.