Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его...
Сунь-Цзы, «Искусство войны»
Эта статья будет полезна любителям всех семи рас. В ней описаны новейшие развития, действующие на современных полях виртуальных сражений. Мною был использован один из главных постулатов «Искусства войны» Сунь-Цзы — разрушение планов противника подчас бывает эффективней, чем реализация собственных.
Экономика и высокие технологии
Хаос против космодесанта
Большинство карт, на которых проходят рейтинговые бои, небольшого размера. Однако есть одна, позволяющая размахнуться по-крупному. На ней не бывает быстрых партий, чаще всего дело доходит до четвертого уровня технологий. Особая стратегия для получения высоких технологий Хаосом обусловлена тем, что его четвертый уровень намного слабее такого же уровня космодесанта. Необходимо не просто развивать свои технологии, но и всячески мешать противнику. Эта же карта — просто подарок для космодесанта, потому здесь особенно важны точный расчет и верность действий.
Первый еретик (Heretic) возводит постепенно два генератора. В главном здании нанимаем четыре отряда культистов (Cultist Squad) и еще одного рабочего. Первый и второй отряды культистов захватывают по одной стратегической точке и бегут к врагу. Все остальные отряды захватывают точки влияния, критические точки и реликты. Войска, отправленные к неприятелю, можно пополнить несколькими бойцами. Старайтесь их не потерять.
На всех захваченных точках влияния возводим посты, которые немедля улучшаем. После постройки четвертого строим оружейную Хаоса (Chaos Armory). Как только она будет готова, улучшаем главное здание. Уцелевшим отрядам культистов раздаем гранатометы и пополняем отряды. В это же время начинаем сооружать еще четыре генератора. Как только улучшение главного здания будет закончено, возводим жертвенный круг (Sacrificial Circle) и нанимаем чернокнижника (Chaos Sorcerer). В оружейной Хаоса делаем маскировку (Infiltration Skill) для наших культистов, а также тяжелое вооружение (Heavy Weapon Increase).
Так как стратегические пунктики мы тратим мало, у нас их достаточно, чтобы сделать улучшение на увеличение скорости добычи энергии. В жертвенном круге делаем усовершенствования оковы боли (Chains of Torment Research) и лидер-ветеран (Commander Veteran Upgrade). Самое время улучшить главное здание во второй раз. Невидимые отряды культистов с гранатометами и плазмами задержат противника. В это время строим врата машин (Machine Pit), а также храм Хаоса (Chaos Temple). У нас скопится достаточно энергии, чтобы сделать улучшение на увеличение скорости добычи стратегических пунктиков.
Вот и второе улучшение главного здания готово. Строим врата демонов (Daemon Pit), в них нанимаем апокалипсиса (Obliterator Squad), в жертвенном круге — одержимых (Possessed Squad), не забыв снабдить их огненным дыханием (Possessed Flamer). В яме машин нанимаем хищника (Chaos Predator), в храме Хаоса — владыку Хаоса (Chaos Lord). Дальше все просто — делаем улучшение на добычу всех ресурсов, переходим на четвертый уровень технологического развития и вызываем князя демонов (Demon Prince).
Очень важно грамотно использовать бойцов. Князь демонов лучше всего справится с десантниками противника. Одержимых можно направлять на командиров, а также на отряд серых рыцарей (Grey Knights). Апокалипсисы же должны расстрелять серых рыцарей. Перейдя на четвертый уровень развития, вызываем демона крови (Blood Daemon). Его первоочередная задача — вовсе не воевать с армией противника. Он просто бежит на базу неприятеля и уничтожает все строения.
Аспиды
Эльдары против орков
Страшная кара пала на голову эльдаров: массовая популяризация стратегии орков с использованием бесплатных бойцов подкосила боевой дух, ряды и статистику бедной и честной расы. И это объяснимо, ведь орк с неплохой экономикой и дармовыми воинами в 95% случаев побеждает. Так как гонка вооружений в исполнении эльдаров не столь эффективна, большинство игроков переключилось на уничтожение экономики противника. Однако привычные способы — огненные драконы (Fire Dragons) — давно известны, и орк почти всегда готов к их появлению. Он просто оставляет один-два отряда для отвлечения. Поэтому эльдары вынуждены использовать другой тип воинов для уничтожения строений: аспидов (Vyper). Они мобильны, при помощи своих выстрелов могут помочь при атаке врага, разбрасывая его войско в разные стороны. Также они не дают рабочим чинить здания во время осады.
Скульптор (Bonesigner) отправляется возводить алтарь призывания (Aspect Portal) и генератор. В ассамблее (Webway Assembly) нанимаем второго рабочего, который будет помогать первому, два отряда стражей, а также делаем улучшение легкая поступь (Fleet of Foot Research). В готовом алтаре нанимайте отряд следопытов (Ranger Squad), а еще — видящую (Farseer). Следопыты вам понадобятся даже не для того, чтобы убивать вражеских бойцов, а чтобы сводить их боевой дух до уровня паники. Так они будут наносить лишь минимальный урон нашим строениям (следует учесть, что первую половину партии мы будем только защищаться). Видящая нам нужна для эффективного противодействия старшему сварщику (Bigmek).
Строим посты. Задача новоиспеченных следопытов — захватить пост поблизости, а затем они будут оборонять все наши строения. Не забудьте пополнить их отряд до максимума. После постройки четвертого поста заказываем камень аспекта баньши (Banshee Aspect Stone Add-on) и строим генератор. Стараемся держать все генераторы недалеко друг от друга, но не вплотную, рядом с каким-нибудь постом, который впоследствии будет улучшен. У орков уже давно есть привычка посылать один отряд громил (Stormboyz Squad) на базу к эльдарам и уничтожать генераторы. Их атака позволяет уничтожать здания очень быстро, но расположение генераторов невдалеке друг от друга позволит вам прикрыть их одним, максимум двумя минными полями (Mine Field), плюс атакующий пост. Это заставит неприятеля воздержаться от таких разрушительных действий.
Готовому отряду баньши, который также будет нас защищать, даем экзарха (Add leader: Howling Banshee Exarch). Улучшите два поста. В алтаре призвания сделайте маскировку (Infiltration Research) и возведите еще один генератор. После этого усовершенствуйте еще два поста и соорудите храм Духа (Soul Shrine). Примерно в это время вас могут навестить громилы. Если вы их заметите, постройте минные поля для охраны зданий. И возведите еще три генератора.
Если у вас есть реликт, улучшите последний пост. Как только храм Духа будет готов, увеличите добычу энергии и в ассамблее нанимайте арлекина (Harlequin); также сделайте улучшение зов войны (Call of War Research), при первой же возможности — усовершенствование на атаку. Одновременно с арлекином закажите технопортал (Support Portal). В нем мы будем производить аспидов столько, сколько позволят средства. Чтобы их стало трое, придется построить Варп-маяк (Webway Gate).
Арлекин поможет отбиться от атаки бойцов ближнего боя, а когда у вас появятся два аспида, быстренько отправляйте их к реликту противника, пусть уничтожат все, что там есть. Не забудьте при этом взять еще один отряд для снятия флага. Вскоре к ним присоединится еще один аспид, и они должны отправиться на базу противника, где будут уничтожать агитпункты Граа! (Waaahg! Banner) и посты (в первую очередь — неулучшенные агитпункты Граа!). Это позволит отбросить противника назад в развитии.
Если вы увидите ракетчиков, не обращайте особого внимания: стройте еще аспидов и потом зайдите с другой стороны базы. Пока ракетчики смогут переместиться, вам наверняка удастся уничтожить еще пару зданий.
Сделайте усовершенствование на добычу ресурсов. Переходите на третий уровень технологического развития, а в это время нанимайте отряд пауков Варпа. После того как вы получите третий уровень, сделайте второе улучшение на атаку для пауков Варпа, а также всевидящий трибунал (Seer Council). Он нам понадобится для уничтожения невидимых раздолбаев (TankBustaz Squad).
Противник почти наверняка дойдет до своих бесплатных бойцов, но не сможет их натренировать в достаточном количестве из-за отсутствия агитпунктов Граа!. А сделать полноценную армию ему не позволит подорванная экономика. На этом этапе вы сможете без особого труда дожать неприятеля.
Разведчики и экономика
Космический десант против космического десанта
Это, по сути своей, универсальная стратегия. Она основана на главных постулатах войны: лучшая защита — это нападение, а также — срыв стратегии врага. Стратегия не имеет особой привязки к противнику, однако описывать ее незначительные вариации слишком долго. Я решил разобрать самый пластичный вариант. Изучив это развитие, вы с легкостью сможете переделать его под кого угодно.
Первый имеющийся у вас служитель (Servitor) возводит плазменный генератор. В главном здании нанимаем пять отрядов разведчиков (Scout Marine Squad). Первый и второй отряды будут захватывать для нас все ближайшие точки влияния, а затем реликты и критические точки. Все остальные отряды: третий, четвертый и пятый, ставим на автопополнение и отправляем к врагу. Там они будут снимать флаги со стратегических точек и убивать служителей.
Как только ваш труженик освободится, пусть приступает к оборудованию захваченных точек постами (Listening Post). К нему присоедините еще одного служителя. По мере накопления средств улучшаем все имеющиеся посты и, когда будет улучшен четвертый по счету пост, возводим кельи-казармы (Chapel-Barracks) и генератор.
При накоплении достаточного количества средств заказываем улучшение главного здания. Теперь нам понадобятся еще один генератор и оружейная (Armory) — в ней следует сделать улучшение плазменные пистолеты (Plasma Gun). В казармах нанимаем отряд космодесантников (Space Marine Squad): они будут охранять границы нашей базы.
Когда улучшение главного здания завершится, раздаем всем отрядам разведчиков и отряду десанта плазмометы (Plasma Gun). В оружейной заказываем бионику первого уровня (WarGear:Bionics Level 1), а в казармах — серых рыцарей. Следующий в списке ваших приобретений — конечно же, священник (Chaplain).
Самое время отстроить священные покои (Sacred Artifact) и перейти на третий уровень технологического развития.
Не затягиваем!
Орки против Тау
В последнее время развитие орков до третьей ветки технологий стало настолько популярным, что почти во всех партиях противник уже готов к тому, что его ждут миллионы бесплатных бойцов, которые прикрывают немногочисленные высокотехнологичные войска. Исходя из этого, враг выбирает, как правило, два основных варианта развития: либо постараться сорвать планы противника и не дать получить заветное улучшение; либо войти в «гонку вооружений».
Предлагаю использовать эту тенденцию в своих целях. Возьмем самую большую карту, на которой происходит развитие до четвертого уровня технологий. Карта слишком обширная, и помешать противнику, ушедшему в глухую оборону, на ней очень сложно. Для врага остается единственный выбор: вступить в «гонку вооружений». Мы же будем вести себя как ни в чем не бывало, пока не сможем нанести сокрушительный удар в самый неподходящий момент!
Отряд гретчинов (Gretchin Squad) строит бараки (Da Boyz Hut), а затем агитпункт Грааа! В лагере (Settlement) нанимаем два отряда рубак (Slugga Boy) и второй отряд гретчинов. Первый отряд захватит две ближайших точки влияния и отправится к неприятелю срывать его планы. Второй пусть будет занимать для вас все возможные точки влияния, реликты и критические точки.
В готовых бараках нанимаем шоблу пострелов (Shoota Boy Squad) и старшего сварщика. Задачей стрелков будет захват одной ближайшей точки влияния, а затем — разведка боем у противника. К ним, конечно же, вскоре присоединится наш сварщик.
После постройки пятого по счету поста нанимаем второй отряд стрелков и возводим генератор. Самое время за ним соорудить свалку пушек (Pile o Gunz!), а когда она будет окончена, нужно раздать отрядам стрелков болтеры (Bolters).
На данном этапе игры вы доминируете на карте и можете провести еще одну удачную атаку на врага и отбить какой-нибудь приглянувшийся вам пост. А тем временем на базе возводим еще два агитпункта Грааа!. У многих из вас может возникнуть вопрос — откуда на все это средства, раз мы не улучшали наши посты? Все просто: карта была подобрана не только с учетом того, что противник будет рассчитывать на долгую партию, а также потому, что здесь «ваших» точек влияния больше, чем на любой другой карте, и добыча ресурсов идет быстрей.
При первой же возможности сделайте улучшение брони своих воинов, а когда будет готов третий по счету агитпункт Грааа!, усовершенствуйте также и ваши болтеры. Теперь в бараках сделайте силовое поле (Kustom Force Field Research), и вы можете снова повторить атаку на врага. Не забудьте в это время заказать второй генератор и четвертый по счету агитпункт. Когда он будет готов, нанимайте подряд два отряда козырей (Nob Squad), а в свалке пушек делайте улучшение на ближний бой. Ставьте отряды козырей на автопополнение и отправляйтесь в полномасштабную атаку. Если у вас останутся средства, самое время построить еще один генератор, сделать улучшение на добычу ресурсов и начинать усовершенствовать посты.
Сюрприз
Имперская гвардия против космического десанта
Привычка — опасная штука. Как известно, сила имперской гвардии проявляется чаще всего только на высоких уровнях технологического развития. Противники уже к этому привыкли и опять будут готовиться к «звездным войнам». Я предлагаю вспомнить старую добрую тактику с использованием церберов и жрецов. А делать мы это будет так, чтобы неприятель до самого последнего момента был уверен, что игра закончится не скоро.
Первого техножреца (Techpriest engenseer) отправляем на строительство пехотного командования (Infantry command). В главном здании заказываем второго рабочего (он будет возводить генератор), два отряда гвардейцев (Guardsmen) и комиссара (Commissar).
Первый отряд гвардейцев отправляйте на захват двух ближайших точек влияния. К нему присоединяйте комиссара и с автопополнением отправляйте к врагу. Второй отряд захватит для вас все оставшиеся точки влияния, реликт и критические точки.
В готовом пехотном командовании нанимаем отряд командиров и отправляем его к врагу, не забыв попутно пополнить его целителем (Add Leader: Priest) и псиоником (Add Leader: Psyker).
Уже при уровне дохода в 68 стратегических пунктиков копим ресурсы для улучшения полевого командования (Field command). Затем переоборудуем один из постов и строим еще генератор. Повторяем эти две процедуры еще три раза. Сразу после завершения улучшения главного здания следует построить механизированное командование (Mechanized command) и сделать трех церберов (Hellhound). Поодиночке их в бой не пускайте, дождитесь, когда их будет хотя бы два, — так их эффективность будет намного выше.
В главном здании сделайте соответствующее улучшение для производства целителей и натренируйте максимально возможное количество. Они нам понадобятся для отвлечения ближним боем отрядов космодесанта, чтобы они не уничтожали наших гончих. Соединяем армию воедино и отправляемся в атаку. Неожиданное нападение сыграет свою роль.
Скажем «нет» бесплатным бойцам
Некроны против орков: быстрота и натиск
Орки любят использовать своих даровых бойцов в бою против любых рас и в любых количествах. Эта тактика проста, и она приобрела такую популярность, что ожидать чего-то иного от врага-орка не приходится. Как уже отмечалось выше, есть два варианта развития событий: мы вступаем с ним в технологическую гонку либо не позволяем полноценно воспользоваться преимуществом. Ниже речь пойдет именно о втором варианте. Эта стратегия также подойдет для отпора оркам, которые хотят воевать с вами при помощи козырей. Особенно эффективна она на маленьких картах, где противник может быстро развить молниеносную атаку.
Первый скарабей-строитель (Builder Scarab) идет захватывать точку влияния, затем строит на ней обелиск, а потом два генератора. В главном здании нанимайте еще двух рабочих, отряд некронов-воинов (Necron Warriors), некрона-лорда (Necron Lord), еще двух рабочих и еще два отряда некронов-воинов. Второй скарабей возводит два генератора, а третий — еще один генератор. Затем он отправляется на захват точек влияния и основывает на них обелиски. Когда четвертый генератор будет готов, сооружайте кладбище (Graveyard).
Четвертый и пятый рабочие также захватывают точки влияния и строят на них обелиски. В готовом кладбище исследуем грозовой фронт (Lightning Field). Теперь наш некрон-лорд сильнее старшего сварщика в схватке один на один, и, кроме того, он может серьезно калечить вражеские отряды своей молнией.
Теперь самое время построить систему пробуждения (Summoning Core) и еще один генератор. После того как система будет готова, нанимаем отряд свежевателей (Flayed Once) и возводим еще один генератор. Используем свежевателей, чтобы уничтожить один из постов врага на его территории и снять флажок. Вслед за свежевателями закажите двух духов, а если предчувствуете атаку противника, стоит улучшить фронтовые обелиски. В отрядах некронов-воинов держите не менее пяти бойцов.
Теперь пришло время улучшить некрон-монолит, затем сделать поле разрушения (Disruption Field) и заложить еще один генератор. Сразу после улучшения главного здания увеличиваем добычу ресурсов. Возводим улучшенную систему пробуждения (Great Summoning Core), заказываем защиту от дальних атак духам и некрону-лорду. Затем нужно сделать второе поле разрушения. В монолите строим некронов-воинов. Как только система пробуждения будет готова, делаем еще один монолит.
Нанимаем отряд бессмертных (Immortals) и двух разрушителей (Destroyers) и идем в полномасштабное наступление. Не стоит забывать о солнечном импульсе (Solar Pulse) для обезвреживания зданий противника. Скорее всего, партия будет выиграна уже сейчас, однако если этого не происходит, переходим на третий уровень развития и нанимаем парий (Pariahs).
Некроны против орков: «гонка технологий»
А сейчас мы рассмотрим иной возможный вариант действий — вступление в «гонку вооружений». Эта стратегия приемлема на картах, где расстояние от вашей базы до неприятельской значительно и возможность ее защиты гораздо выше. Чтобы эффективно противостоять бесплатным бойцам орка, нам понадобятся все возможные технологии. Орк на третьем уровне развития сможет задавить нас «пушечным мясом». Упор нужно делать не на них, а на те элитные войска, которые они прикрывают. Сделать это можно, разбрасывая их в разные стороны при помощи некрон-монолита.
Первый скарабей строитель строит подряд три генератора. В главном здании наймите еще четверых рабочих, отряд некронов-воинов, некрона-лорда и затем еще два отряда некронов-воинов. Второй рабочий строит два генератора, третий возводит пушку Гаусса (Gauss Cannon), а затем идет захватывать точки влияния. Четвертый и пятый также отправляются на захват точек влияния и возводят на них обелиски.
Пятый генератор (его начал строить первый рабочий) пусть сооружают две группы тружеников, пока не накопятся ресурсы на шестой. Самое время возвести систему пробуждения. Держим в отрядах некронов-воинов не менее пяти бойцов. Сразу же после создания системы переходим на второй уровень технологического развития и делаем поле разрушения.
После этого в главном здании нанимаем четырех фантомов, не забыв сделать им улучшения. Затем делаем усовершенствование пушки Гаусса, а также улучшаем добычу энергии. Зачем же, имея и так столько генераторов, еще увеличивать количество энергии? Все дело в том, что мы двигаемся к четвертому уровню развития, а для этого нам понадобится много разных улучшений. Кроме того, на самом четвертом уровне нам будут нужны очень дорогие бойцы.
С помощью фантомов и некронов-воинов вы легко сможете отбить атаки орка на данном этапе игры. Как только позволят средства, закажите улучшенную систему пробуждения и постройте еще один монолит и, конечно же, генератор. После того как система будет готова, переходим на третий уровень технологического развития и делаем второе поле разрушения. А затем возводим здание, которое позволит нам перейти сразу же на четвертый уровень развития, а также кладбище.
Как только появится возможность, делаем живой монолит (Monolith). Затем еще раз улучшаем скорость добычи энергии. Ну и переходим в полномасштабную атаку. На кладбище делаем саван ужаса (Nightmare Shroud), солнечный импульс и защиту от дальних атак. Нанимаем отряд парий, строим технику, которая позволит уничтожать неприятельские машины. На все лишние ресурсы оборудуйте базу большим количеством улучшенных пушек Гаусса, чтобы противник не мог застигнуть вас врасплох, пока вашей армии не будет дома.
Выход из положения
Тау против некронов
Не секрет, что некроны — самые злостные враги Тау. У них много здоровья, хорошая атака, великолепные бойцы ближнего боя. Настоящий бич божий — духи, каждый из которых может взять на себя целый отряд воинов огня (Fire Warriors) и покрошить его в куски. Словом, картина для Тау вырисовывается безрадостная, особенно если добавить ко всему этому проблемы с уничтожением техники. Поэтому только четкая последовательность действий в сочетании с микроуправлением может дать реальный шанс на победу. Это развитие, хоть и простое по сути, — одно из самых ярких и в то же время эффективных в бою против некронов.
Первый строитель из касты земли (Caste Builder) строит казармы Тау (Tau Barracks) и генератор, затем отправляется (как и следующие труженики) на возведение постов. В главном здании строим второго рабочего, два отряда экзоскелетов XV-15 (Stealth team XV-15). Затем тренируем отряд жалокрылых веспидов, который ставим на автопополнение (Vespid Stingwing), и делаем улучшение реактивный ранец (Jetpack) — его, впрочем, можно сделать только тогда, когда будет готов генератор.
В готовых казармах нанимаем командира Тау (Tau Commander). Веспидов отправляем к неприятелю, чтобы они уничтожили генератор (это удастся практически наверняка). По пути следует пополнить их отряд до максимума. Туда же отправляем и командира. Вслед за ним в казармах нужно нанять два отряда воины огня (Fire Warriors), а затем отряд хищных круутов (Kroot Carnivore). Это бойцы, специализирующиеся на ближнем бою, они помогут убивать проказников-духов, которые будут атаковать наших огненных воинов. В дальнейшем нам понадобится еще один отряд огненных воинов.
После четвертого поста возводим еще один генератор. После второго генератора строим путь к просвещению (Path to Enlightenment). В нем нужно будет сделать улучшение улучшенная импульсная винтовка (Pulse Rifle) и залп (Missile Barrage). Как только путь к просвещению будет готов, возведите техническую станцию (Vehicle Beacon), в котором следует собрать три БТР «Скат» (Devilfish Troop Carrier) и установку «Небесный луч» (Skyray Missile Gunship).
Теперь нам понадобится еще энергия, потому нужно соорудить сразу четыре генератора. Вооружите вашего командира ракетно-пусковой установкой (Missile Launcher) и синтезным бластером (Fusion Blaster). Постепенно улучшайте посты, при накоплении ресурсов постройте командный пост Монт'ка (Mont'ka Command Post). Как только он будет готов, выдайте командиру плазменную винтовку (Plasma Rifle).
В казармах сделайте диверсионные боевые костюмы XV8 (Crisis Battlesuit Team), потом переходите в полномасштабное наступление. Для укрепления своего превосходства можете создать один-два отряда в экзоскелетах XV88 (XV88 Broadside Team).