Зимой врачи приходят к вам в халате белом,
А осенью они приходят как зимой.
А если к вам приходит врач в халате черном,
То это и не врач, а бабушка с косой.
ВИА «Менингит»
Как-то раз паладин Торвар отправился в рейд на Оргриммар, маленький городок, притаившийся среди скал и песков Дуротара. Ведомые легендами о зале, битком набитом награбленным у Альянса золотом, мы двинулись в поход. Орки и тролли разбегались кто куда, дым стоял коромыслом, и защитники города долго не могли собраться, чтобы дать нам отпор у задних ворот.
Но когда паладин с боем прорвался в тронный зал, то обнаружил, что он пуст — Тралл и его советники исчезли. Ни сокровищ, нам обещанных, ни трофеев — только дым ел глаза, врываясь сквозь распахнутые двери. Такие же, как и он, отставшие герои почесали затылки и приготовились седлать коней — дорога домой предстояла дальняя.
Но, подойдя к трону военачальника, паладин увидел, что у подножья лежит горстка листов — не иначе, секретные планы и донесения. Прихватим и их — как знать, может, это и есть главное наше сокровище, добытое в честном бою. Вдруг из этих записок мы узнаем, откуда грозит Штормовому беда или где расположены секретные базы Орды?
Но, прочтя первые строки, Торвар понял, что листки в стратегическом смысле не стоят ничего. Это не планы, и не донесения, и не карты сокровищ — а просто ряды странных букв, напоминающих язык ночных эльфов. Ночных ли? Нет, похоже, эти слова написаны эльфом крови. Полузнакомые слова — «здоровье», «лечить», «мана»...
Неужели ордынские священники, мертвые или ушастые, тоже заботятся о своих танках, копытных и рогатых, неужели лечат их и из последних сил держат под ударами зловещих боссов? Похоже, это действительно так. Расшифрованные полевые записки, щедро окропленные эльфийской кровью, дали исследователям богатые сведения о тайной жизни лекарей Орды.
...Думается, что именно этот листок был началом рукописи. Каракули с завитушками обернулись словами «день сегодня выдался просто чудесный!», и паладин углубился в чтение.
Добрые предзнаменования
...День сегодня выдался просто чудесный! Весенний ветер вился над Шаттратом, игриво преломляя магический свет над троном наару. Жизнерадостно пищала детвора в Нижнем городе, гоняя овец под крики престарелого пастуха.
В общем, в такой славный день хотелось любви, подвигов и свершений! И вот я вновь стою перед таким знакомым торговцем ветром по имени Жариим (в простонародье — «дядя Жарь»), ожидая задания на сегодняшний день.
Ничто не предвещало беды, и уже это должно было меня насторожить. Ведь если все идет подозрительно хорошо — жди неприятностей. И вот я смотрю на задание: надо навести порядок в пещерах Времени. У Медива беда.
Собралась нас небольшая команда: воин, маг, колдун, разбойник и священник. Колдун критически оглядел вооружение воина и зашептал мне на ухо:
— Ну, держись! Если ты его отлечишь, тебе нужно будет медаль давать!
— А что с ним?
— Просто не нравится мне он.
«Как ты одет? Хорошее ли у тебя оружие?» — спрашиваю я бойца.
— Да! — ответил воин. — Эпическое!
На том я и успокоилась. Порешили, что драконов помельче, летящих на Медива, станет отлавливать маг, а все остальные будут сражаться с Повелителями и Хранителями Вечности.
Сказано — сделано! Но кто же знал, что это простенькое дельце в затерянном во времени Черном болотце выйдет нам всем, и Медиву в том числе, боком? Как только открылся портал и драконы начали отвешивать нам первые зуботычины, я поняла — быть беде. Воин дрался как лев, бил щитом, махал мечом, топал ногами, размахивал руками, пригибался и парировал, но слабел с каждым ударом. Ведь вся его одежда, как оказалось, была выдана под расписку гладиаторскими интендантами. И если на арене воинские доспехи с красивыми вырезами на разных местах — это стильно и модно, то на настоящем поле брани это всего лишь кучка побрякушек, не дающая воинам никакой защиты.
«Ничего, — подумала я, ощупывая банки на поясе. — Пять, десять... еще и в сумке около двадцати. Маны должно хватить... если доживу».
Но занятие лекаря в Черных топях — это не только восстановление сил у воина. Есть еще трое человек, которые тоже хотят жить. Причем иногда попадаются те, кому жить хочется даже больше, чем обычно.
В этот раз мне повезло с магом, который подошел к делу творчески. Все ведь знают, что маги, как самые хрупкие и хлипкие, наделены врожденной сообразительностью. Вот и наш худосочный друг показал, что и он не исключение. Не успела я и глазом моргнуть, как наш волшебник куда-то девался, а его здоровье все падало! В панике бегала я сквозь трясину и искала умирающего, но так и не нашла. Воин был важнее, и, отчаявшись найти пропажу, я осталась у него. Маг захлебнулся криком и утих. Как показало дальнейшее воскрешение, маг выстроил логическую цепочку: «Я прячусь за вратами портала, заклинания драконов туда не долетают, я стреляю из-за арки, и все чудесно». Там он и окопался. Лишь одного он не учел — обиженные драконы полетят к нему кусаться, а мое лечение его за преградой не отыщет...
Колдун пытался заменить своего незадачливого собрата по посоху и набалдашнику, но ничего у него не вышло. Драконы плавной струей обтекали препятствия и устремлялись к Медиву. Впрочем, не все — те, что поактивнее, были удостоены особо цветастых проклятий. Оскорбленные в лучших чувствах, они разворачивались и возвращались к обидчику. Колдун — тоже очень сообразительный персонаж — смекнул, что если он обругает всех и каждого по порядку, никто к Медиву не полетит.
Но разве может колдун, даже самый подкованный в вопросах проклятий и темных заклинаний, что-то противопоставить быстро растущей толпе «почитателей»? Нет! Он не маг, потому дракончики выслушали его арию до конца и закусили самим исполнителем, оставив нас с воином вдвоем. И все бы еще ничего, но уже слабеют руки и нет больше духовных сил лечить остатки группы. Впрочем, куда это разбойник подевался?
Медленно и печально мы на пару с воином убили Хранителя Вечности. И тут рядом открылся портал, и вылетел Огромный Дракон. Последнее, что я помню, — за спиной выросли крылья, и я отчаянно пыталась что-то сделать... И больше ничего.
Героические Черные топи — скоростное подземелье, где можно набрать быстрые три жетончика (а то и пять, если фаза луны подходящая). Но многие забывают, что это мирное на вид болотце — проверка на прочность всей группы: и танка, и лекаря, и основных монстробоев, и специалистов по связям с драконьей общественностью. И вопрос в способностях не только быстро делать дело, но и восстанавливаться в очень ограниченные промежутки времени. Если хоть одно звено оказывается слабым, все идет вразнос.
Мне-то, слава богу, слабые танки не встречаются по понятным причинам, но в этом подземелье вытянуть слабую группу на суровых гномьих плечах не выйдет. И затягивается убой драконов, и открываются не вовремя новые порталы, а группа в лучшем случае пьет и зализывает раны — и, когда я бросаюсь грудью на амбразуру, чтобы не пустить черных драконов к Медиву, то... я же и оказываюсь виноват.
К счастью, было такое всего один раз. Мало кто любит слышать горькую правду, и, сообщив команде: «Не тянете вы на Черную топь — максимум на подболотные подземелья Зангара», — я услышал от мага гневное: «Танковать надо лучше, гном!»
Непростое начало дня, но что поделать! Если вы выбрали стезю священника, крепитесь. Очень часто вы будете слышать в свой адрес упреки и почти никогда — благодарности. Если танк не выполнит свои обязанности, вы поплатитесь за это жизнью. Если глупый сотоварищ ударит магическую овцу, вы будете бежать с кладбища. Если колдун впадет в панику и напугает всех вокруг, а монстры своими криками перебудят подземелье — именно вы будете спешно поглощать бутылки маны.
И все же из года в год в земли Азерота вступают тысячи священников. Поскольку несмотря на то, что мы хрупки, ни один класс не дает такое чувство удовольствия от баланса между жизнью и смертью, как жрец.
Нехитрое дело — выжить закованным в броню паладинам.
Непросто срубить и шамана на лекарском посту.
Испуганного друида, превратившегося в мишку, тоже не так легко сровнять с землей.
А как же мы?
Вот о нас и пойдет речь.
Мальбрук в рейд собирался
Итак, осталась позади «дорейдовая» жизнь, полная лишений, выгоняний, квестов и подземелий. Впереди лишь один путь — в рейды на десять и двадцать пять человек. Но туда нас попросту не возьмут без соответствующего снаряжения. А ведь так хочется взглянуть на гору Хиджалу «тех времен», увидеть логово леди Важж и нашего, кровно-эльфийского, горе-предводителя Кэля. С чего же нам начать?
Начнем мы с момента, когда вами уже получены все награды за квесты и в сумке уже есть запас синенькой, редкой, одежды. Чтобы попасть в любой достойный упоминания рейд, вам понадобится хотя бы небольшой запас эпичности. И нам повезло, дамы и господа! Священники могут выкроить и сшить замечательные вещи, вложив в это минимум денег и усилий. Однако, как мы все помним, эпический комплект для героев-«тряпочников» можно сделать только для самого себя. А это означает, что, хотите вы того или нет, придется выбрать профессию храброго портняжки. Первый выходной костюм начинающего лекаря будет состоять из Лунной ткани. В этот комплект входят:
Платье — Primal Mooncloth Robe;
Поясок — Primal Mooncloth Belt;
Наплечники — Primal Mooncloth Shoulders.
Все три вещи, собранные вместе, кроме прибавки к лечению и атрибутам персонажа дают очень важную для нас, жрецов, вещь — дополнительные 5% к регенерации магической энергии в момент чтения заклинаний. Ясно, что это важно, но почему именно? Об этом я расскажу в свое время.
На этот замечательный комплект у вас уйдет некоторое количество денег и времени. Для шитья вам потребуются отрезки лунной материи. Сделать их вы сможете лишь раз в четыре дня, погрузив Первичную жизнь (Primal Life) и Первичную воду (Primal Water) в любой священный Лунный колодец. Умение делать больше материи за один заход вам дадут учителя-портные, но только при условии, что вы выбрали это направление.
Старт дан, но трех эпических вещей, как ни крути, мало. И тут на помощь нам придут жетоны Правосудия (Badge of Justice). Но позвольте, скажет проницательный читатель, самые завалящие штаны для нас стоят 75 жетонов, а это как минимум полтора десятка походов в жуткие и опасные подземелья! Прорва времени уйдет на это! Да, уйдет.
У других классов она уходит на полях сражений, в тех же подземельях, на аренах. Но священникам-лекарям грех жаловаться на жизнь, ибо мы нужны всегда и везде. И потом, если у вас завалялась пара тысяч золотых...
На аукционах часто можно найти все, вплоть до гнума в зеленой кепочке, — были бы золотые монеты в кармане. И больше всего нас на аукционе интересует рецепт «Дорожных» ботинок Boots of the Long Road — эта обувь великолепно носится, а рецепт падает из монстров Змеиного храма (SSC). Рецепт еще можно продать, а вот ботинки, будучи сшитыми, намертво прилипают к портному аки золотой гусь.
Точно так же, с аукциона, мы можем добыть комплект, равный лишь одежде четвертой линейки (Tier 4) эпических комплектов. Это белые лечебные штанишки (Whitemend Pants) и такой же белый капюшончик (Whitemend Hood) — некоторые носят их вплоть до того времени, когда количество здоровья у героя станет действительно критичным. Надетые вместе, эти две вещицы дают нам прибавку к лечению размером в одну десятую интеллекта — то есть 40-50 единиц дополнительного исцеления за просто так. И это не считая регенерации магии из лунного комплекта. Пять одежек — уже неплохой стартовый комплект.
До эпохи обновления 2.4 сшить такие вещи было, прямо скажем, непросто — рецепт на них падал в героических подземельях и сразу же прилипал к владельцу, а для шитья требовался первичный эфир (Primal Nether) — его достать было тоже непросто. Воспользоваться им мог только сам портной, а кроме него эфир нужен и кузнецам, и кожевникам — проще говоря, всем! Сейчас, когда Primal Nether поступает на аукцион и распродается как обычный ингредиент, шитье стало простым и приятным!
Вот, собственно, и все, что вы можете приобрести, не ступая ни одной ногой в подземелья. А дальше уже придется платить больше нервами, чем золотом.
Добыть на аукционе при желании можно еще пару интересных эпических вещей — древний одноручный скипетр Сью-Мина (Ancient Scepter of Sue-Min) и голубую юбочку Камаэль (Kamael’s Cerulean Skirt). Это не то чтобы топ-класс, и практикующий священник достаточно быстро заменит обе вещи уже в Каражане. Но при нынешней инфляции золото не стоит тех пикселей, на которых оно нарисовано, а увлеченный священник не упустит случая приобрести и зачаровать побольше эпических вещей.
Если же нужной вещи нет на вашем аукционе, можно попытаться раздобыть ее с вражеского рынка — но дело это непростое, особенно на PvP-серверах.
Итак, сейчас наш священник уже неплохо чувствует себя в половине героических подземелий. Их ему в жизни предстоит повидать немало, но прежде, чем мы пойдем дальше, давайте задумаемся, что мы можем получить с редких, синих, вещей, которые можно достать в простых подземельях.
Прежде всего нас интересуют два брелока, с которыми я не расстаюсь даже сейчас, когда есть из чего выбрать. Это серьга Bangle of Endless Blessings, которая падает из очень противного для нас на первых порах деревца в самой последней комнате подземелья Ботаника.
Брелок очень пригодится в затяжных боях. Прибавка в 130 единиц силы духа — это приличный кусочек регенерации маны, и не забывайте, что от нашей с вами силы духа зависят еще и объемы выдаваемого лечения!
Не обойдем вниманием также брелок из Черных топей, из дракона Эонуса; называется он замысловато — Scarab of the Infinite Cycle. Он не эпический, но скоростное чтение заклинаний нам никогда не будет лишним, и срабатывает эффект не так уж и редко.
На пути к башне Медива
Многие до сих пор еще не знают, что священники могут просто взять и попутешествовать по всем подземельям без группы, разве что потребуется взять кого-нибудь в команду «для вида», чтобы игровая механика пустила вас в рейдовое подземелье.
Конечно, монстров перебить он не сможет (в Мертвых шахтах сможет, и довольно легко. — Тимона), но любопытство удовлетворит. Секретное умение называется Mind Vision и позволяет взглянуть на мир «чужими глазами». Кое-кто и поныне недооценивает этот полезный навык, считая, что можно посмотреть лишь глазами цели, находящейся лишь в поле зрения.
Дескать, то ли дело колдунский «глаз Кил-Рогга» или шпионское зелье! Но глаз далеко не убежит — его быстро прикончат монстры. Действие зелья закончится, а наше ментальное зрение дает возможность «пройти» все подземелье из конца в конец. Есть лишь два условия: чтобы были монстры и не было закрытых дверей.
Делается это так: сначала священник, как обычно, использует умение ментального зрения на враге или союзнике, начиная видеть мир его глазами. Но уже после этого вы можете выделить любого другого монстра рядом с первым и использовать умение повторно. Так, «прыгая» от одного к другому, священник может дойти до самого последнего босса. Стены и углы — вам не преграда, ведь есть патрули, которые ходят из комнаты в комнату.
Особенно забавно бывает побродить при помощи «астральной проекции» по большим и красивым подземельям — таким, как Каражан. Даже сквозь запертую заднюю дверь можно без труда просочиться до самого Куратора, а то и дальше.
Кстати, если вы лечащий священник, найти команду для забегов в это симпатичное местечко будет очень легко — после того как в обновлении 2.4 разработчики отменили «вступительные» квесты, это подземелье стало чем-то вроде «героического на десять человек». Не нужно ни трудиться, ни даже покупать летающую скотинку, чтобы добраться до крепостей Урагана.
Для этого подземелья мы хотим все вещи, до которых можем дотянуться. Искать следует снаряжение с пометкой «прибавка к лечению», но при этом не стоит терять голову. Например, если вы возьмете ценные штанишки, но лишитесь преимущества от полного комплекта Whitemend, то больше потеряете, чем приобретете. В таких случаях лучше перебдеть и перед тем, как заменять «комплектную» вещь, взять бумагу, карандаш и тщательно все просчитать. Иногда после этого вопрос «брать или не брать» отпадает сам собой, вместе с вещью.
В Каражане нам следует сделать все квесты и получить в конце симпатичный эпический лечебный камень для будущих нужд. Заработав достаточное количество репутации у магов Фиолетовой цитадели, которые проводят около башни свои опыты, вы получите замечательное кольцо, которое потом, по мере роста репутации, можно будет обменивать на лучшие образцы.
Что именно искать в Каражане? Все, что лучше вашего снаряжения! Вещей для лекарей в подземелье падает очень много, и среди самых важных стоит отметить одноручный молот с князя Малчезаара, плащик с него же, шапку четвертой линейки с него же и перчатки четвертой линейки с робота Куратора (некоторые считают, что лучше брать перчатки наградные — те, что за жетоны Правосудия, — но тут вопрос, главным образом, в том, хватает ли жетонов у священника).
При сноровке и практике вы очень быстро освоите и Каражан, и Зуль-Аман, и, конечно же, все героические подземелье. Пришла пора переходить к главному вопросу — как подготовить себя к рейдам на 25 человек и максимально выгодно показать себя.
Делать бы жизнь с кого?
Первое, что мы должны решить, — вопрос распределения талантов. Есть много способов выпилить лобзиком профиль персонажа, а мы остановимся на двух вариантах — один с силой духа, другой с кругом Лечения (Circle of Healing).
В первом случае предполагается, что вы вложите очко талантов в заклинание ветки Discipline, усиливающее силу духа у персонажа, и еще два таланта — в его улучшенную версию, которая повышает урон и лечение на 10% от общей силы духа. Иными словами, если у мага силы духа 250, он получает дополнительно +25 к магическому урону.
Это не так много, но для нас, священников, крепких духом вплоть до 400 и более единиц, дополнительное лечение принимает ощутимые размеры. Считается, что в большом рейде хоть один священник должен иметь это благословляющее заклинание — для общей пользы.
Двое и больше — это уже перебор, так что другим священникам лучше уйти поглубже в Святость и изучить Круг лечения. Чем же столь замечателен этот самый кружочек? Ману он ест прилично, группу лечит... посредственно, да еще и лежит на самом дне дерева талантов...
Ну, во-первых, это заклинание — моментальное. Это означает, что вы можете скакать вокруг босса, падать или парить, убегать или догонять — в общем, делать все, что заблагорассудится, но при этом лечить, лечить, лечить!
Хорошо, допустим. Но зачем оно нам с эффектом в 500-600, когда есть Молитва об исцелении (Prayer of Healing), позволяющая поднять сразу 2000 здоровья у всей группы? Так-то оно так — в героических подземельях. Но когда они закончатся и пойдут большие рейды... вот тогда-то и вспомнит проницательный священник про целебный кружок, потому что он лечит в рейде игроков сразу из всех групп, а наша молитва и читается дольше, и лечит только нашу группу.
Кто еще, кроме шаманов, может лечить весь рейд сразу? Я вам скажу кто. Никто! Только мы! И когда мы впервые в Змеином храме потопчемся на ядовитой земле после убитого повелителя болот, после того как вылечим рейд, пострадавший от защитников крепости Ураганов, — мы поймем, что вот он, наш шанс показать себя и заслужить скупую похвалу от лидера рейда.
Ведь у лекарей зачастую в запасе всего пять-десять секунд перед следующим залпом по всему рейду — и если мы будем лечить героев по одному, почти вся команда (особенно таурены) отбросит копыта задолго до того, как мы исцелим даже двух-трех человек. И пусть к тому времени целебный круг будет исцелять всего около тысячи HP! Поверьте, лучше иметь эту самую тысячу, чем не иметь ее.
А когда мы будем в крепости Ураганов проходить группы птичек, использующих «онемение», и их хозяев, отбрасывающих весь рейд к стенам, — поверьте, мы с улыбкой взглянем на шаманов, пытающихся долгие две с половиной секунды читать заклинание целебной молнии и рыдающих в бессилии, когда их лечение будут сбивать птицы, летающие туда-сюда, туда-сюда, туда-сюда...
Впрочем, в Хиджале и Черном Храме шаманы все-таки вернут себе место самых лучших врачей массового лечения, но к тому времени у нашего брата от этой роли уже в глазах рябить будет. И даже тогда священнику с этим замечательным талантом всегда найдется место в рейде. Ведь плечом к плечу мы станем еще не однажды, и наш Круг засверкает гранями совершенства, теша наше честолюбие.
Альянсовский священник добавил бы «Круг засверкает во славу короля!» или там «во славу Азерота». Ордынцы попроще. Девиз «Убить всех людей» нам вполне подходит.
Критическая ситуация — как быть?
Иногда гурмански настроенные священники тратят талант на так называемый Колодец Света. По моему мнению, этот выбор неоправдан. На бумаге-то все очень даже гладко — любой человек из рейда может подбежать к колодцу, глотнуть водицы и выздороветь. Но на деле лишь очень организованный и четко слаженный рейд может позволить себе такое — чаще всего в критических ситуациях наши подопечные будут паниковать, кричать и старательно бежать в нашу сторону (или, что намного хуже, в противоположную от нас), нечаянно, но неотвратимо привлекая к нам внимание Тех, Кто Не Должен Быть Привлечен.
И тогда приходит время задумываться уже о том, как спасти собственную, такую драгоценную жизнь.
Края записки местами порваны, местами измочалены до нечитаемости, закапаны бурыми пятнами и заканчиваются припиской «Черный список». Начало абсолютно нечитаемое, но с трудом различаются слова «Цитадель», «задание», «мать».
...Занудно-заунывный паладин крови, звенящий четками и позвякивающий святой водой в обойме у пояса, возглавлял шествие. Следом шел его худощавый друг-колдун, который заплатил за обучение у некромантов принудительным донорством — если судить по изорванной одежде, другие варианты ему не светили. Тролль-охотник позади тянул за шкирку упирающегося полосатого кота. По выжженному кончику хвоста было сразу видно, что Тигр помнит Цитадель достаточно хорошо, чтобы стремиться попасть туда еще раз. Горделиво шествовал красавчик-маг.
Такой чудесный день должен — нет, просто обязан завершиться дележкой богатых трофеев! Хорошо бы урвать рецептик какой-нибудь... Впрочем, я и так счастлива — сегодня сделала новую модную нашивку на карманы штанов!
...Тут вырван кусок свитка...
...танк, хоть на стенку лезь, но даже с ним обязательно найдется тот, кто сделает прохождение каким угодно, но не скучным и быстрым. И этим замечательным утром такую роль на себя взял колдун. Класс этот, надо сказать, весьма специфический, и, думаю, многие из вас уже поняли, чем отличился наш темный друг.
Как только паладин завел группку монстров за уголок «прикурить» от святой землицы, откуда ни возьмись вылупился колдун и решил, что «вон того, крайнего, орка, которого себе пометил охотник, надо бы обругать как следует, а то еще застрянет в ловушке, и какой прок говорить с ледяной глыбой?»
На этой мажорной ноте поводырь чертей и мастер плевков взял и «для почину» наградил злого орка Разложением, парой добрых слов и уже собрался прочитать «болт Тени», перед тем как вражина попадет в ледяной капкан...
Орк, расчесывая начинающие подгнивать ранки, ломанулся к нашему незадачливому колдуну, сбил с ног охотника, перескочил ловушку в гигантском прыжке и схватил чернокнижника за шкирку.
Ох, как испугался колдун! Одно дело — прятаться за танка или, на худой конец, за широкую спину демонического стража. Другое дело, когда рядом только мелкий чертенок, у которого от испуга даже огнешар на лапках засох! Потряхиваемый орком чернокнижник впал в истерику, запричитал, а потом, не выдержав нервного напряжения, как завопит!
Даже паладин в углу притих. Даже орки из Цитадели промедлили с ударом. Казалось, что даже статуи вдоль стен дружно вздрогнули, и только эхо, эхо, эхо...
А потом время снова пошло, но уже с удвоенной скоростью. Из дальних залов прибежали еще орки, и было их... трое? Пятеро? Семеро во главе с офицером! Первым под топор пошел шумный чернокнижник. Его чертенок пропал с глаз долой так быстро, что мне показалось, будто он заранее прочитал «камень возврата в тихое местечко Ада».
Но потом орки оглянулись по сторонам. Их взор пал на нас, четырех неудачливых приключенцев, и, самое главное, на овцу! А у овцы были подозрительно знакомые клыки офицера третьего ранга.
Охотник изобразил опоссума и грохнулся на землю, задрав лапы. Маг подобрал юбки и приготовился продать жизнь подороже. Паладин лихорадочно начал считать, успеет ли он использовать щит, наложение рук и камень Божественного Вмешательства, перед тем как его свернут в рулетик с пряностями в железной фольге.
А я лихорадочно стала соображать, что же мне делать.
Итак, ситуация — хуже некуда. Хотя нет, если бы на месте паладина был танк другого класса, положение было бы еще немножко похуже. В условиях героического подземелья и небольшой группы или даже рейда алгоритм действий таков.
Сначала мы пытаемся тихо раствориться в тенях, используя Исчезновение. Иногда это помогает, но расслаблять уши не стоит. Fade временно снимает некоторое количество злости монстров по отношению к священнику, но как только действие заклинания закончится и священник сделает хоть что-то (обычно это лечение), вся злость, вся угроза вернутся на его счет — вместе с тем, что священник успел «налечить» за время, пока пропадал из виду. Так что это не панацея, а лишь небольшая отсрочка, шанс танку или контролирующему взять монстра в оборот. Если через пару секунд ничего не изменится к лучшему, священника ждет ужасная и нелепая смерть.
Бытует суеверие о том, что Fade, дескать, помогает пройти мимо злых монстров в подземелье, делая их беззлобными. Мотивируют это мнение тем, что появление вблизи монстров дает стартовую угрозу, которая равняется единице. Если вы заранее используете Исчезновение, монстр, который бы в обычных условиях разозлился на вас, посчитает, что он не настолько сердит, чтобы бросаться на священника, ведь в списке Aggro значение напротив священника будет равно нулю.
Это, конечно, всего лишь суеверие. Стартовое Aggro не девается никуда, и Fade поможет вам только в одном случае — если монстра кто-нибудь пнет, чтобы отвлечь от вас внимание. Если же в таблице никого, кроме вас, нет, дело может кончиться печально.
Но помереть священник успеет всегда, а пока прикроемся щитом-пузырем, быстро пьем бутылку, восстанавливающую жизнь (нам очень хорошо подходит зелье Mad Alchemist’s Potion), и используем умение Крик — делать это надо очень осторожно, чтобы не уподобиться колдуну, который умер парой абзацев выше.
С этого момента у вас будет еще пара-тройка секунд, чтобы встать на ловушку охотника, если она где-то валяется, подскочить к магу, который может приморозить монстров к земле, или ринуться прямиком к танку: дескать, ратуйте!
Конечно, в идеальном случае нужно сразу бежать к танку. Но если в течение нескольких секунд танк не проявляет признаков «защитника», следует надеяться только на себя. Помните, пока ваши обидчики бегают и кричат, вся группа теряет драгоценное здоровье. Вот вам еще одно применение нашего любимого Круга лечения — прыгаем вокруг танка, используя его в полную силу.
Однако, допустим, вам не слишком везет — танк занят своими делами, управляющие классы не могут вам помочь... Если на группу наседает один монстр в героическом подземелье, у вас есть еще один шанс отличиться — бросить защитный пузырь. Его можно использовать раз в десять секунд, но не дважды подряд на себя.
Помните, решив прикрыть пузырем танка во время боя, вы получаете угрозу, которая равна половине впитанного повреждения. В начале сражения делать этого обычно не стоит — если друида или воина не бьют, он не злится и не может использовать свои умения. Если паладина не бьют, он не восстанавливает магию через лечение и не отвечает монстрам пассивной генерацией угрозы.
Однако если бросить на танка щит перед началом боя, угроза не будет засчитана на ваш счет. А случаи, когда делать это имеет смысл, все же бывают — например, если танку предстоит тянуть монстров издалека, или если он бросается в атаку на такого босса, который гарантированно пробьет щит первым же ударом. Главное, чтобы к моменту, когда танк начнет наносить первые удары, щит с него, так или иначе, сняли.
Но сейчас бой уже идет, монстры бегают и грызут группу, а танк уже не держит Aggro в слабеющих руках. Если повезет, вы выиграете еще две-три секунды, защитник осознает свою ошибку и успеет вам помочь. А если нет...
...Это был кошмарный кошмар — кошмаристее не бывает. Наш охотник влетел на отвесную колонну, как кошка на дерево, и оттуда отстреливал поодиночке всех.
Особо рьяный орк никак не желал отставать от моей скромной персоны. Видимо, ему от меня нужен был не только скальп, но и что-нибудь посущественнее — например, пара ушей. Паладин уже израсходовал свои щиты, благословения и бутылки «на всякий пожарный случай». Он мысленно сочинял последнее стихотворение из трех строк, собираясь с духом, чтобы использовать Божественное Вмешательство.
Но пыль плавно осела, прибитая к полу брызгами орочьей слюны, — и мы заметили, что все-таки пересиливаем монстров! Мы можем победить! Но, взглянув на полоску магии, я ужаснулась — маны не осталось совсем! Безмозглые стражники не владеют волшебными энергиями, и под шумок утащить у них ману невозможно, а значит, мое расовое умение здесь бесполезно. Покрываясь потом и следя за тем, как ежепятисекундно в мои запасы вливаются крупицы маны, я лечила паладина и перебирала в памяти все, что могу сделать. От бутылок меня уже тошнит — хоть убейте, прямо тут и сейчас ни капли не выпью.
Но есть еще одно умение...
Когда-то давно мой гуру уговорил меня взять и выучить умение внутреннего сосредоточения (Inner Focus). Я почти не использую его, но, похоже, сегодня пришло время вспомнить заветы учителей. Сосредоточение позволяет произнести заклинание абсолютно бесплатно — раз мана не используется, значит, экономится, и это наш шанс использовать Большое Исцеление наивысшего ранга. Если удача нам улыбнется, критическое лечение может заставить зазеленеть даже самую пострадавшую полоску здоровья. В таком случае возрадуемся вдвойне, ибо мы только что вдохновили подопечного (Inspiration) и подарили ему дополнительную четверть брони на пятнадцать секунд.
Когда врагов осталось не больше трех, охотник, слезая с колонны, подцепил еще патруль. Но есть, есть еще козыри в нашем матерчатом рукаве! И, обращаясь к своему внутреннему темному началу, я призываю Демона Тени. Эта чудная зверюшка, едва заметная среди груды грязных тел на полу, устремляется к танку и кусает за тапки цитадельных орков. И — о чудо! Весь урон, нанесенный зверем, превращается в чистую ману! Много маны!
Несколько секунд — и зверь умирает. Этот некрасивый демоненок только что спас жизнь мне и всей команде — у нас есть технология, у нас есть магия, и это значит, что я еще буду жить и лечить!
Но наш паладин, кажется, иссяк — у него совсем закончилась магическая сила, и святая земля больше не озаряет зал. И орки по одному, не обращая внимания на паладина, бредут в мою сторону.
Нет ничего хуже, когда монстры бредут к священникам, а у тебя нет маны — ни урона святого нанести, ни даже оглушить чудищ. Вообще, паладинам надо стараться не допускать таких ситуаций и в крайнем случае всегда держать под рукой зелье магии. Но если такое случилось, помочь паладин священнику хоть чем-то сможет не раньше, чем магия восстановится хотя бы на сотню для Праведной защиты.
Конечно, когда бой принимает нехороший оборот, мало кто сможет уследить за собственной полоской магии. В случаях, когда дефицит маны легко спрогнозировать, у танка есть способ ликвидировать проблему, пока ситуация не перешла в критическую. Если мало маны, значит, она не приходит от лечения — если она не приходит, значит, паладин получает слишком мало урона. С обычными монстрами ясно, что делать: надо просто хапнуть их как можно больше на один раз. Но когда идет сражение с боссом и он ну никак не может пробить защиту паладина, надо просто... сесть. Паладин тут же схватит критический удар, встанет и продолжит бой — а отлеченное здоровье обернется полезной маной. Ее танк потратит на дополнительную угрозу, классы-убивальники усилят свой напор, и боссу очень быстро придет край.
Главное, чтобы о намерениях танка («А я лягу-прилягу!») знали лекари — и в случае чего не зевали и не нервничали.
Одного орка стрелой под филейную часть отманил охотник. Второй заинтересовался огненным шаром мага, но еще двое упорно ползли ко мне, цепляясь заскорузлыми когтями за каменный пол. Охотник покрыл нападающих руганью и ливнем стрел — еще двое присоединились к погоне за «клыкастой занозой». Последнего заморозил маг, который совершил короткую нуль-телепортацию в мою сторону и прикрыл меня, получив пару увесистых пинков. А ведь каждого из героев, жертвующих собой, надо полечить...
Припоминаю еще одно расово-священническое тайное знание — «Поглощение магии» (Consume Magic). Поглотив собственную магию, я лишусь одного полезного благословения, но взамен получу ману! Осталось совсем немного — всего пара недорезанных цитадельных охранников! Но вот умер маг, и его убийца бросился ко мне. Охотник хотел перехватить орка метким выстрелом, но сзади на него кинулись еще двое. А паладин в это время тихо курил в углу и регенерировал свою драгоценную магию.
И тут я поняла, что мне пришел конец. Но я знала, что даже после смерти я еще могу устроить врагам маленький «армагеддончик». Я взглянула на орков искоса, низко голову наклоня, и шагнула навстречу смерти. Удар! Еще удар!
Перед удивленным орком вырос бесплотный ангел и распростер крылья над гибнущей группой. Исцеление пришло вовремя. Не чаявшие спасения паладин и охотник почувствовали себя бодрыми и отдохнувшими. Лечебное обновление коснулось их ран, которые мгновенно затянулись, — а орки, в бешенстве скакавшие вокруг бесплотного призрака, падали один за другим.
Но ничто не вечно. Воздев в последний раз длани и махнув на прощанье крылом, ангел обернулся бесчувственным телом священника.
И пусть все говорят, что священник хлипкий. Нет, мы можем пережить их всех. Просто вспомнить. Не испугаться. Дотерпеть — и тогда мы станем непобедимы.
Рейд неминуем как рассвет
Практика — штука очень хорошая, но теория, так называемый Theorycraft, тоже помогает в нашей жизни. Как вы уже, наверное, знаете, священник полезен, и даже очень, при одном условии — если у него есть магическая энергия. Как же нам заполучить и приумножить этот, без сомнения, ключевой элемент нашего с вами класса?
Есть два мнения по поводу того, что важнее для священника — интеллект или сила духа. Я скажу, что важен в первую очередь именно дух.
Интеллект дает нам целительную ману и повышает вероятность критического лечения. Да, полезно, не спорю. С хорошим запасом магии мы продержимся очень долго, в то время как лечебные заклинания укрепят танку броню и дополнительно снизят входящий урон. Но то, что хорошо танку, магу не поможет.
А дух «работает» иначе. Он отвечает за количество магии, которая восстанавливается у нас во время боя. На нем давайте остановимся подробнее, ибо именно он выигрывает сражения. Потратив пять талантов на Духовное наставление (Spiritual Guidance) из Святой ветви, вы получите прибавку в четверть к силе лечебных заклинаний. На первых порах и это сгодится, так что обратите на эти таланты пристальное внимание — особенно на то, что сила духа позволяет быстрее восстанавливать магию вне боя.
Тут и начинаются интересности, так как дух работает только вне правила пяти секунд. Что это за правило такое? Сразу после прочтения любого заклинания магия перестает поступать на ваш личный счет, и длится это безобразие ровно пять секунд. Когда драгоценные секунды истекают, магия вновь начинает вливаться в священника — начинает работать дух, который прибавляет нам ману каждые две секунды. Если вы только начали читать заклинание, вы еще «вне правила», но как только лечение сорвалось с ваших рук и полетело в сторону танка, правило снова начинает действовать, и священник вновь сидит на сухом пайке.
Понятно, чем это нам грозит: пусть у нас даже безумное количество маны, мы очень быстро ее сольем. И тут на помощь приходят таланты, вложенные в ветку Discipline, а именно в Медитацию (Meditation), которая дает нам 30% восстановления магии внутри правила пяти секунд.
Говорят, оно действует «во время чтения заклинаний», но это определение немного сбивает с толку, ведь правило срабатывает уже после того, как заклинание прочтено. Чтобы наглядно все увидеть, стоит поставить дополнение, которое показывает, действует ли правило. Можно использовать, к примеру, XPerl. Подключив его, обратите внимание на тоненькую полоску — сразу под синей полосой магии. Как только вы закончили читать заклинание, она начнет заполняться голубым цветом. Как только вы вернулись в режим обычного восстановления, голубой огонек гаснет.
К примеру, отмена заклинания не вызывает срабатывания правила. Имея под рукой XPerl, вы быстро научитесь посматривать на полоску и рассчитывать максимально выигрышное время для лечения. Конечно, я говорю об упорядоченном целенаправленном лечении в четко слаженном рейде, а не в хаотичном разбрызгивании заклинаний в режиме паники.
Не забудьте про талант Святого сосредоточения (Holy Concentration). С ним вы время от времени (но омерзительно случайно), используя Flash Heal и Greater Heal, будете входить в состояние нирваны, бесплатно читая одно заклинание. Поскольку мана на него не тратится — это еще один шанс выйти из правила пяти секунд и восстановить немного волшебных сил.
Конечно, сейчас у нас уже есть кое-какая регенерация вне боя — и от талантов, и от комплектов одежды. Но в будущем ее понадобится очень много — и чем дальше, тем больше. Так что пора перейти к основному вопросу.
Сохранить и приумножить магию
Для начала — немного математики. В отношении восстановления маны для семидесятого уровня действует формула:
где MP5 — количество маны, поступающее каждые пять секунд. Почему именно пять? Наука этого пока не знает. Думаю, разработчики сделали это для того, чтобы проще было считать основную генерацию и призовую магию от одежды, где она тоже приходит ежепятисекундно.
Иногда придется менять вещи, расставаясь с регенерацией магии и обменивая ее на не менее важные вещи в рейдовой жизни. Например, на прочность (Stamina), то есть на здоровье. Поначалу, конечно, жаль расставаться с регенерацией магии, но чем дальше в лес, тем больше на одежде силы духа, а чтобы получить эту самую одежду, нужно как минимум пережить схватку с боссом, поскольку дохлый священник хоть и приносит пользу, но недолго.
Поэтому в процессе прохождения крепости Ураганов и Змеиного храма перед вами встанет вопрос о том, как увеличить столбик здоровья, ведь боссы начнут раздавать недетских пинков всему рейду без исключения, и наши любимые ползунки-чепчики, которые еще всегда спасали от злобной Солариан или подлого Леотераса Слепого, сегодня при виде высшего военачальника Наджентуса — первого босса в Черном храме — обратятся в пепел вместе с незадачливым священником в них. Чтобы одолеть Наджентуса, нужно десять-одиннадцать тысяч HP, да и другие требуют не намного меньше. Так что, вступая под своды Черного храма или в тенистые леса Хиджалы, священник должен иметь приличное «свое» здоровье, без всяких благословений, — иначе первое же массовое «тьфу» на рейд, и приехали.
Но как компенсировать регенерацию магии? К началу серьезных рейдовых подземелий — Хиджала, Черный храм, Солнечный колодец — священнику стоит иметь в своем рюкзаке несколько брелоков для восстановления магии.
Vial of the Sunwell — этот брелок, прямо скажем, лишь на первое время, но в некоторых случаях сгодится. Его главное достоинство — 15 единиц маны каждые 5 сек.
Earring of Soulful Meditation — увеличивает эффекты лечения на 66 и при использовании дает 300 силы духа на 20 секунд (делать это можно раз в две минуты). Конкурентов на сережку не будет, так как использовать ее могут только священники.
Redeemer's Alchemist Stone — новинка для алхимиков. Увеличивает на 119 эффекты лечения, а эффект всех выпитых зелий — на 40%. Рецепт можно приобрести у интендантов Shattered Sun Offensive, если репутация у героя идеальна. Заработать ее не так трудно, если ежедневно выполнять квесты на острове Квель-Данас и несколько раз сходить в героическое подземелье в тех же краях.
Что еще мы можем вложить в копилку регенерации маны? Наговоры, заплатки, фляжки (Flask), эликсиры, полезную еду — все, что священник может забрать с аукциона, сварить-скроить самостоятельно или потребовать у гильдии.
Заглянуть в волшебную книгу
Очень часто я наблюдаю, как молодые и зеленые священники используют быстрое лечение в паническом страхе не успеть долечить — при этом применяется наивысший и, соответственно, самый дорогой уровень заклинания. В результате они разбрасываются маной и почти не выходят из правила пяти секунд — не восстанавливают магию. Более того, очень часто, не наблюдая за действиями других целителей, они лечат больше, чем нужно. У нас это расточительство называется Overheal — чрезмерное лечение. Как избежать такой неприятности?
В нашем распоряжении восемь целебных заклинаний:
Flash Heal (Лечение-вспышка) — очень требовательная к мане блажь. Обычно используется в моменты «две секунды до смерти танка». Применяют его наивысшие уровни довольно редко — обычно лишь для того, чтобы вернуть подопечного из состоянии «при смерти» до «средней тяжести». После этого можно забрасывать танку уже более экономные заклинания. Чаще всего священники используют меньшие уровни Flash Heal, чтобы не допустить «сверхлечения» и банально сэкономить ману. Поэкспериментируйте и подберите тот уровень «вспышки», которая удобен лично вам в той или иной ситуации. Например, если вы знаете, что цель ваша будет получать в среднем по 1000 урона за удар, то без труда подберете нужную скорость лечения, при которой тратится не очень много магии.
Binding Heal (Связывающее лечение) — гурманское. Лечит и цель, и священника. Почти не используется.
Circle or Healing (Круг лечения) — одно из самых приятных наших умений. Исцеляет любого героя из любой группы, если он стоит в определенном радиусе вокруг священника. Если команда стоит плотно — отдача стопроцентная. Если группа рассеяна — Круг почти бесполезен.
Prayer of Healing (Молитва об исцелении) — применяется вплоть до героических подземелий, но в рейдах почти никогда не используется. Если вы лечите группу, то вы, скорее всего, рейдовый санитар и у вас есть Circle of Healing. Молиться в этом случае — себе дороже. На Свет, как говорится, надейся, а рейд удержи.
Renew (Обновление) — используется как дополнительное лечение.
Heal (Лечение) — мое любимое, почти бесплатное для тех, у кого неплохая регенерация маны. И лечит хорошо, только читается долго. Однако грех жаловаться.
Greater Heal (Большое лечение) — его применять следует с большой осторожностью. На высоких уровнях оно сожжет всю ману вмиг. На первом уровне лечит на треть эффективнее, чем Heal, но и маны тратит на треть больше. Обычно первый уровень Greater Heal лечит столько же, сколько последний уровень Heal. Если уж решились исцелять «по-крупному», имеет смысл и здесь подобрать ранг для экономии сил.
Prayer of Mending (Молитва о поправлении) — мгновенное заклинание, похожее на сгусток света, который «выстреливается» в танка и висит на нем пятнадцать секунд. Отлечивает небольшое количество здоровья и перепрыгивает на случайного участника группы или рейда и висит уже на нем — и так до пяти раз. Молитва не дает священнику угрозы, зачисляя все исправленное здоровье на счет «жертвы», — это удобно.
Новейшая медицинская техника
Есть разнообразные дополнения, которые позволяют не допустить сверхлечения, — например, CT_RaidAssist и подобные ему. В настройках вы можете указать, при каком общем проценте жизни вашей цели следует заранее обрывать заклинание, грозящее уйти в Overheal.
Например, танка лечите вы и приблудный паладин. Неожиданно случается приятный сюрприз — танка вылечил кто-то посторонний, или же повезло с критическим заклинанием, или даже ваша собственная молитва Prayer of Mending, срикошетившая в танка, поправила ему полоску здоровья. И вот уже дефицит HP, который еще секунду назад был равен 3000, сейчас уже не более 1000. Следовательно, все то, что вы сейчас оторвали от души, уходит в астрал вместе с вашей невинно загубленной маной и штрафом к регенерации в форме правила пяти секунд.
Дополнения обрывают заклинание очень быстро и эффективно — и без неизбежной задержки, которую вы потратите на принятие решения, нажатие клавиши Escape или прыжок (добавлю, что зачастую прыжок или движение не лучшие способы прекратить читать заклинание и могут порой вам выйти боком — например, в Каражане, в комнате Арана, где огненные круги могут сдетонировать при движении).
Однако если вы все же больше полагаетесь на свои руки и глаза, к вашим услугам замечательное дополнение HealBot. В нем сразу видно, когда в вашу цель вот-вот «влетит» чье-то лечение, и это дает вам возможность подумать — присоединиться к честной компании или не стоит. Это же дополнение поможет настроить «простой» режим лечения, развесив его на клавиши мыши. Правая клавиша лечит танка, левая — мага, и так далее. Вдобавок HealBot показывает, не слишком ли вы далеко от цели. Это очень удобно, когда в экстренной ситуации лидер рейда дает врачам команду «лечим всех, кто рядом».
Есть еще важное дополнение Decursive — оно показывает на экране ряд кубиков; если на каком-то участнике рейда повисла болезнь или нехороший магический эффект, загорится один из кубиков, и левым щелчком мыши эффект можно будет исцелить.
Я, впрочем, предпочитаю XPerl — очень уж удобно смотреть на строчку, показывающую, действует ли правило пяти секунд, не слишком ли я далеко от подопечных. Это дополнение вдобавок подсвечивает иконки в рейде разными цветами, если герои страдают магическими и обычными болезнями. Конечно, в XРerl отсутствует простота HealBot, но на вкус и цвет...
Священнику (да и любому участнику рейда) всегда следует иметь измеритель угрозы и агрессии — Omen или KTM. Конечно, священник почти никогда не злит монстров настолько, чтобы они забыли про танка, но, если рейду грозят неприятности из-за слишком ретивого мага, лучше знать об этом заранее.
Дополнение CoolDown наглядно покажет вам, сколько осталось до того времени, когда можно будет снова глотнуть зелье магии или активировать полезный брелок.
Другие модификации интерфейса — штука не обязательная, но иногда очень полезно бывает видеть перед собой сразу три-четыре ряда заклинаний, бутылок, еды, брелоков и других приятных вещей.
«Сестра — зажим!»
А теперь обратимся к нашим коллегам по профессии и напарникам по рейду. Чем они могут быть для нас полезны?
Паладины славны преимущественно благословениями (по одному на каждого паладина в рейде).
Wisdom (благословение Мудрости) — это прекрасная прибавка к регенерации в бою: 49 маны каждые 5 секунд.
Kings (благословение Королей) — 10% к каждой вашей характеристике.
Salvation (благословение Спасения) — снижает порождаемую героем угрозу на 30%.
Concentration Aura (аура Сосредоточения) — дополнительные 50% вероятности, что ваше заклинание не собьют. Если же героя «заткнут», длительность вынужденного «молчания» снизится на 30%.
Щит Blessing of Protection — экстренная защита. В течение десяти секунд щит не пропускает физический урон, но не мешает произносить заклинания.
Шаманы — ходячие раздатчики полезных тотемов (но не больше одного тотема одной стихии на шамана).
Mana Tide Totem (Тотем магического прилива) — дает каждые три секунды 6% магии. Использовать могут лишь шаманы, вложившиеся в этот талант ветки Restoration, и не чаще, чем раз в пять минут.
Mana Spring Totem (Тотем магического источника) — дополнительно 20 единиц маны каждые две секунды.
Wrath of Air Totem (Тотем ярости воздуха) — усиливает магический урон и лечение на 101.
Tranquill Air Totem (Тотем спокойного воздуха) — снижает на 20% угрозу героев, находящихся в зоне действия.
У друидов самое главное для нас умение — иннервация (Innervate). Дает 400% регенерации магии на 20 секунд и отменяет на это время правило пяти секунд. Использовать можно раз в шесть минут. Если сказать: «Друля, иннервируй меня!» — и в процессе использовать сережку на 300 силы духа, это почти всегда означает восстановление всего столба маны.
Кроме того, наши лесные братья дают «дикий подарочек» — Gift of the Wild, а это прибавка в 340 брони, +18 ко всем характеристикам и +33 к сопротивляемости всем школам магии. И конечно, не стоит списывать способность воскресить любого погибшего героя раз в двадцать минут.
Вот и подходит к концу мое повествование. Рейды уходят в походы изо дня в день. В героических подземельях все так же глупят соратники по команде. Но главное, что сегодня утром у меня снова замечательный день, и я опять стою перед торговцем Жариимом. Интересно, что он припас на этот раз?
Записки обрываются, продолжения нет. Интересно, можно ли считать их трофеем и использовать во славу Альянса?