Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений.
А. Барбюс
На этот раз мы поговорим о практическом применении стратегий: рассмотрим стандартные развития в противоборстве Альянса и нежити, а также эльфов и орков. На примере этих партий мы увидим всю динамику развития их «взаимоотношений», пронаблюдаем корректировку стратегий в зависимости от изменившейся ситуации, а также изучим несколько хитрых приемов, которые могут весьма пригодиться на виртуальных полях сражений.
Fury vs. Todd
Думаю, не ошибусь, если скажу что эта партия — классика жанра на тему «Альянс против нежити». Здесь мы рассмотрим одни из самых популярных для этих рас стратегий. Однако это будут не просто развития со стандартным порядком действий, а их модификации и использование непосредственно в бою двумя очень сильными игроками, представителями европейской школы Warcraft III: французом Todd и шведским киберспортсменом Fury.
На примере этой битвы вы не только получите заранее заготовленный план на игру (что, безусловно, крайне важно, но далеко не синоним победы), но и научитесь принимать максимально правильные решения в сжатые сроки, исходя из той или иной информации о противнике. Кроме того, в конце партии мы с вами проанализируем причины, которые позволили одному из игроков выиграть, и, соответственно, выявим факторы, предопределившие поражение второго.
Начало
Как вы все уже знаете, Альянс почти в любой партии ставит дополнительную базу. Чуда не произойдет и здесь: Альянс пойдет по проторенной дорожке. Нежить сперва попытается этому помешать, а затем догнать и поставить свою базу; Альянс успешно преодолевает эти преграды, но...
Карта: Низины
Альянс
Todd появляется на двух часах и отправляет двух рабочих (Peons) собирать золото. Еще один труженик возводит ферму (Farm), а оставшиеся двое сооружают алтарь королей (Altar of Kings), где будет тренироваться первый герой — верховный маг (Archmage). В ратуше француз начинает строить работников, доводя их количество до четырнадцати. Шестой труженик идет в золотую шахту, а седьмой и восьмой — на добычу древесины. После восьмого рабочего была заказана еще одна ферма. Первый рабочий после окончания строительства фермы идет возводить казармы (Barracks), в чем ему помогает девятый труженик.
Такой порядок строительства помогает Todd получить героя и бойцов раньше, а значит, дает возможность уничтожить крупных нейтральных монстров с помощью ополчения (Militia), не испытывая при этом помех со стороны героя противника. Как известно, нежить очень часто грешит такими набегами, и француз постарался использовать отведенное ему время с максимальной пользой.
Десятый рабочий отправляется на сбор дерева, а при появлении верховного мага Todd мобилизует семерых работников и отправляется уничтожать охранников обсерватории гоблинов во главе с големом недалеко от базы. К этому воинству Todd постепенно присоединяет всех построившихся новых пехотинцев (Footman). Одиннадцатый рабочий отправляется на добычу золота, так как после мобилизации их там осталось всего четверо. А после того как ополченцы становятся тружениками, их отправляют на сбор древесины. Двенадцатый рабочий строит еще одну ферму.
После уничтожения всех нейтральных монстров прибегает герой нежити и убивает двух рабочих, что заставляет Todd заказать их на базе. На 27-м лимите француз заказывает очередную ферму, башню (Tower) и лесопилку (Lumber Mill). Не теряя времени, Todd уничтожает маленьких гноллов поблизости. Француз не рискует идти на более сильных существ, так как враг уже неподалеку и может очень сильно проредить его армию. Имея в наличии пять пехотинцев, Todd мобилизует еще пять ополченцев и отправляется уничтожать огров в ближайшей от него и самой дальней от противника шахте. Уничтожив нейтральных монстров, он возводит башню и еще одну ратушу.
Нежить
Fury появляется на десяти часах и начинает традиционно: строит зиккурат (Ziggurat) и алтарь тьмы (Altar of Darkness), затем отправляет приспешников (Acolytes) на добычу золота, а вурдалака за древесиной. В главном здании он тренирует еще трех приспешников, чьи роли распределяются следующим образом: четвертый отправляется на добычу золота, а пятый возводит склеп (Crypt), где Fury тренирует трех вурдалаков. Шестой труженик строит древнее захоронение (Tomb of Relicts) и отправляется на разведку.
Для нежити очень важно знать местонахождение противника, чтобы рыцарь смерти (Death Knight), который как раз готовится появиться на свет, мог немедля отправляться к врагу для диверсионных операций, вместо того чтобы рыскать по всей карте. Как только у него оказывается достаточно средств, швед строит кладбище. Готовому рыцарю смерти покупается жезл некромантии, после чего он бежит к противнику (разведка показала, что место его появления находится на двух часах).
Накопив достаточно древесины, Fury улучшает главное здание, а в склепе нанимает могильщика (Crypt fiend). Немного опоздав и успев убить только двух рабочих, не помешав при этом уничтожению нейтральных монстров, рыцарь смерти бегает по округе, пытаясь хоть как-то навредить Todd. В конечном итоге он замечает большую армию, идущую к дальней от него шахте, и направляется туда. Однако сил на то, чтобы помешать верховному магу с армией, у него не хватает, приходится отступить. Понимая, что там будет находиться дополнительная база, швед решает идти в быстрое развитие. После первого улучшения главного здания заказывается второе и строятся две бойни (Slaughterhouse). В них швед собирается строить сфинксов, чтобы задавить противника воздушными бойцами.
Альянс
Возводя вторую ратушу, Todd отбивается от напрасных наскоков рыцаря смерти. На дополнительной базе было восстановлено количество рабочих, затребованных с основной базы. Француз купил себе гоблинский резак, чтобы восполнять запасы древесины гораздо быстрее и не занимать ратушу строительством рабочих. А далее действовал по стандартному закону жанра: лучшая защита — нападение.
Собрав всех своих пехотинцев, он отправляется прямиком на базу к противнику с ответным визитом вежливости. Главная цель атаки — древнее захоронение, которое ему с легкостью удалось уничтожить. Заметив второе улучшение главного здания, а также готовые две бойни, которые наверняка уже производят обсидиановые статуи, он понял, что следует ожидать сфинксов (Destroyer). А значит, нужно срочно готовиться к отражению этой атаки.
Так как пехотинцы против сфинксов вообще не эффективны, Todd оставляет их на базе противника, по сути на верную смерть, стараясь нанести с их помощью максимальный урон. А сам делает усовершенствование ратуши, а в лесопилке — улучшения для укрепления строений, и все деньги тратит на возведение 16 башен, по 8 на каждой базе.
Нежить
Проведя небольшие разведывательные атаки на дополнительную базу противника, Fury в конечном счете отступает домой. Тем временем на базе он все готовит к основной, воздушной атаке. На кладбище он даже заказывает улучшение на атаку для сфинксов и начинает строить обсидиановые статуи. Однако, вернувшись домой, он обнаруживает, что его все это время преследовали, и первостепенной задачей становится отбиться от напавшего противника.
Fury старается не отстать в развитии и сразу же после второго улучшения главного здания заказывает усовершенствование для сфинкса. Так как пехотинцы и элементали — не особо серьезные противники, отбиться от них не представляло особого труда, было уничтожено только древнее захоронение. И он переходит в контрнаступление при помощи четырех обсидиановых статуй.
Подлетев к базе противника, он превратил трех статуй в сфинксов, предварительно выкачав ману из каждой. Но, явившись к врагу, увидел, что уже почти достроены восемь сторожевых башен, что немного охладило его пыл. Попытавшись уничтожить их (он не знал, сколько из них достроилось, и рассчитывал успеть их снести до того, как они все начнут функционировать) и потерпев неудачу, он отступает. Теперь швед нанимает второго героя — пандарийского пивовара (Pandaeran Brewmaster) — и при помощи своих высокоуровневых бойцов начинает с легкостью уничтожать нейтральных существ для получения опыта.
Подготовка к финальной битве
Альянс
Как и ожидал Todd, пробить такую оборону противнику не удалось. В процессе атаки было уничтожено три башни, которые он немедленно заменил новыми и, убедившись, что неприятель не может причинить ему вреда, перешел к развитию. Заметив большое количество сфинксов, он решил немного подождать, прежде чем выбрать тип бойцов, и посмотреть, что будет делать неприятель.
После завершения второго улучшения главного здания он нанял второго героя — горного короля (Mountain King). А когда тот появился на свет, присоединил пехотинцев и верховного мага и отправил нагло уничтожать нейтральных существ при помощи призванных бойцов. Первыми он уничтожил охранников лавки гоблинов вдалеке от своей базы, так как увидел, что гоблинов рядом с его базой уже уничтожил Fury.
Не теряя времени, француз переходит на третий уровень технологического развития и возводит кузницу (Blacksmith), чтобы сделать все возможные улучшения на атаку и защиту для стреляющих бойцов. После зачистки лавки гоблинов, где большую часть опыта получил горный король (для этого верховный маг был отведен немного в сторону), он пошел уничтожать существ на одном из предполагаемых мест появления на восьми часах. Но поскольку монстры на этом руднике слишком сильны для его слабой армии, Todd решил просто убить лишь главного монстра, украсть артефакт и убежать.
Далее он отправился зачищать нейтральных существ внизу карты. Однако по пути он встретил противника и, поняв, что на данный момент неприятель ощутимо сильнее и ввязываться в битву с ним будет безумием, отступил. Правда, убегал он также не слишком быстро, чтобы отвлечь внимание от происходящих на дополнительной базе нежити событий. В это время дирижабль-разведчик показал наличие проклятого рудника недалеко от базы Альянса, и француз просто купил два отряда подрывников-гоблинов и взорвал рудник.
Также встреча с противником дала ему ценную информацию о том, что Fury сделал основную ставку на сфинксов, с которыми лучше всего справляются вертолеты (Flying Machine). Поэтому на базе он заказал одну за другой три мастерские (Workshop). Как только второе улучшение главного здания было готово, француз нанял третьего героя — паладина (Paladin) — и двух рыцарей для более успешного сражения с монстрами. Собрав всю армию воедино, он пошел уничтожать оставшихся существ на карте, пока не выводя лимит за 50, чтобы получать больше денег. Накопив более 2500 золота, он запустил в производство вертолеты, и вскоре его лимит достиг 80.
Нежить
Выбор пандарийского пивовара был не случаен — швед собирался быстро получить пятый уровень, чтобы сжигать вертолеты противника, которых, как он предполагал, будет очень много. Так как вертолеты противника — это техника, король мертвых своей ледяной звездой (Frost Nova) не может им повредить. Нужен другой герой, способный своим заклинанием массово их убивать, и пандарийский пивовар на эту роль подходит как нельзя лучше. Хотя у медали есть и обратная сторона — рыцарь смерти не может его вылечить при помощи лика смерти.
Fury с легкостью уничтожил охранников лавки гоблинов, так как они обладают тяжелым типом брони, по которому сфинксы наносят двукратный урон. Затем поднялся к шахте, охраняемой ограми, уничтожил их и заказал там дополнительную базу. Потом спустился к охранникам на предполагаемом месте появления противника, где, как известно, находятся одни из самых сильных монстров на карте. Потом швед уничтожил огров на семи часах и там также решил обзавестись дополнительным источником доходов.
Встреча с Альянсом сразу после этого не уменьшила боеспособности его армии, однако все же отвлекла его силы, из-за чего дополнительная база была потеряна. Не отчаиваясь, Fury пошел уничтожать нейтральных монстров с левой стороны карты. Вскоре пандарийский пивовар получил долгожданный пятый уровень. На базе делались всевозможные улучшения на атаку и защиту и строились горгульи. Для укрепления боевой мощи швед решил купить одного ледяного змея. Однако последний бой произошел гораздо быстрее, чем ожидала нежить.
Финальная битва
Fury рассчитывал на то, что вертолеты противника будут кучковаться, и, значит, огненное дыхание пандарийского пивовара поможет уничтожить большую часть вертолетов, а микроконтроль позволит уберечь бойцов от наносимых вертолетами повреждений. Однако Todd также увидел пивовара и знал, чего можно ожидать от неприятеля. Поэтому он пустился на военную хитрость, на которую и попался швед: он поделил вертолеты на две группы: меньшую по размеру присоединил к армии, а чуть большую оставил на промежутке между базой противника и дополнительной базой в расчете на дальнейшее отступление.
После этого он атаковал дополнительную базу своей армией. Недолго думая игрок-нежить телепортировался и поджег первую партию вертолетов. Как только Fury начал маневрировать своей армией в сторону базы, на него неожиданно напала вторая группировка вертолетов; буквально в считанные секунды было уничтожено практически все. А горный король и рыцари убили пандарийского пивовара, что и положило конец партии.
На мой взгляд, основная ошибка нежити была в том, что она позволил Альянсу развить своих героев, которые и уничтожили пивовара. Если бы швед поделил свою армию на две части и отправил пару сфинксов и героя за маленькой армией Todd, мешая набирать нужные уровни, фортуна могла вполне повернуться к нему лицом. Кроме того, он сделал ставку исключительно на летающих бойцов, что также было неоправданно — вертолеты уничтожают их в максимально короткие сроки. Как мне кажется, в такой ситуации лучше бы смотрелась армия из нескольких типов разноплановых бойцов, чтобы у Альянса не было такой прекрасной возможности подготовиться к определенной стратегии нежити.
Hot vs. Ghost
На этот раз мы рассмотрим классическое противостояние самых непримиримых соперников — Орды и ночных эльфов. Одна из самых стандартных, но в то же время непредсказуемых баталий, ведь от позиции, уровня героев, а также использования дополнительных бойцов ход игры может меняться кардинально. Хотя в процентном соотношении чаще выигрывают эльфы, это правило не распространяется на элиту — среди бойцов верхнего эшелона обычно выигрывают орки. Но, скорее всего, это обусловлено более высоким классом самих игроков, а не преимуществами орков. К примеру, эта партия — показательный пример того, как эльф заставляет орка плясать под свою дудку. И увидим мы это в непримиримом противостоянии двух очень сильных киберспортсменов, представителей украинской школы Warcraft, — Hot и Ghost.
Карта: Черепашьи скалы
Эльф
Эльф появляется на пяти часах и первым делом возводит лунный колодец (Moon Well), алтарь старейшин (Altar of Elders), а также древо войны (Ancient of War). Оно было построено не где попало, а рядом с рекой, где мирно пасутся черепашки. Затем в этом древе Hot производит одну лучницу (Archers) и вырывает его из земли. Приманивая выстрелом черепашек, он начинает убивать их при помощи лучницы и дерева.
Однако здесь эльф делает хитрый ход: чтобы не терять драгоценный опыт, он не убивает их полностью, а лишь доводит показатель здоровья до критического минимума. Затем на свет появляется герой, не теряя времени даром, их убивает и получает опыт сразу же после появления на свет. Из черепахи выпадает артефакт — плащ-невидимка, он сыграет свою роль чуть позже. Дерево зарывается обратно, но опять-таки не где попало, а ближе к базе, создавая при помощи дополнительных колодцев некий полукруг, который будет оберегать строящееся древо ветров (Ancient of Winds). Это делается для того, чтобы внезапно появившийся противник не заставил его отменить.
Разведка открыла местоположение врага, и туда направил свои стопы охотник на демонов (Demon Hunter). Однако он немного опоздал — противник успел уничтожить огров, которые были неподалеку от него. Единственное, что смог сделать охотник, — один раз сжечь ману. После этого он отступил к лавке гоблинов, так как наступила ночь и в продаже появились сапоги-скороходы, которые нужно успеть купить раньше, чем противник. Орк также бежит к лавке гоблинов, чтобы купить вожделенные сапоги.
Прибежав на место, охотник на демонов покупает порошок прозрения (скорее даже не для личного пользования, а чтобы неприятель его не купил и не смог обнаружить в невидимости) и сапоги-скороходы. Но получается так, что он оказался между тремя ограми и героем. Чтобы не вступать в неравное противостояние, он будит огров и уходит в невидимость.
Поскольку порошок прозрения приобрести не удается, мастер клинка (Blade Master) отступает. А охотник на демонов беспрепятственно убегает на свою базу, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье возле колодца. На базе он присоединяет к герою трех лучниц и возвращается в лавке гоблинов. Поскольку атакующей мощи его армии не хватает для того, чтобы уничтожить всю группу сразу, весь удар наносится по огру, чтобы украсть артефакт и поставить наблюдатель (Observer). Кроме того, убитые ранее черепашки и этот огр позволяют получить второй уровень героя. После этого эльф идет на базу, чтобы подлечить своего израненного персонажа.
Орк
А в это время орк возводит алтарь бурь (Altar of Storms), логово (Orc Burrow) и казармы (Barracks) и отправляет разведчика. С помощью первого бугая (Grunt) и появившегося героя — маcтера клинка — он начинает уничтожать огров и троллей.
При убийстве этих существ стоит отметить одну особенность: первым убивается тот монстр, у которого хранится артефакт. Это делается по двум причинам: во-первых, существует вероятность появления вражеского героя, который может украсть артефакт. Во-вторых, этот артефакт может помочь в уничтожении монстров: например, если выпадают перчатки скорости (которые, кстати, как раз и выпали в этой партии). Под конец уничтожения группы появился вражеский герой, который сразу же сжег ману и начал атаковать мастера клинка. Тому пришлось скрыться за бугаями и убежать на базу за лечебными эликсирами.
Подлечившись, орк срочно побежал к лавке гоблинов, куда стремился вражеский герой. Однако с наступлением ночи охотник на демонов разбудил огров, тем самым спугнув героя. Мастер клинка с армией отправился к черепахам, стоящим на реке на десяти часах, и убил их, а затем вернулся к лавке гоблинов, чтобы все же купить нужные ему сапоги-скороходы. Затем пришло время для убийства черепашек на его собственной базе, которая, кстати, находится на 13 часах.
Эльф
Подлечившись, эльф возвращается, чтобы провести небольшую рейд-атаку на противника. К тому времени первое улучшение главного здания окончено, и светлячок в центре карты нанимает второго героя — повелителя зверей (Beast Master). Вся армия устремляется на базу к противнику, а это достаточно внушительная сила: пять лучниц, два героя и призванный кабан.
По дороге он встречает четырех бугаев и мастера клинка. При помощи фокусировки огня эльф доводит уровень здоровья мастера клинка до красной отметки, заставив орка искать спасение в бегстве. Однако это происходило уже на подходе к базе, потому герою орков было сложно убежать. Из-за неудачного расположения строений на базе ему было тяжело уходить от дальних атак лучниц, следствием чего стала потеря двух бугаев и героя; эльф же потерял только двух лучниц.
Используя подвернувшуюся возможность, когда у противника нет ни одного героя, он возвращается к лавке и добивает оставшихся огров, используя как живую силу повелителя зверей и призванных бойцов. А тем временем на базе уже почти готовы два древа ветров и доделывается второе улучшение главного здания. Повелитель зверей получает второй уровень, вызывает сокола и идет искать противника. Задачу поиска ему облегчают разбросанные по карте светлячки (Wisps).
Сокол всем своим видом отбивает желание идти уничтожать нейтральных монстров, так как орк постоянно опасается несвоевременного для него удара с тыла. Ожидание опасности заставляет противника попросту ничего не предпринимать до появления волчьих всадников (Wolf Riders). Тем временем эльф вылечивает войска, а древо войны, выкопанное заранее после постройки древ ветров, медленно подходит к черепахам, охраняющим золотые шахты. И, используя его как щит, который постоянно кушает деревья и тем самым восстанавливает здоровье, эльф с помощью трех лучниц, друида-ворона (Druid of the Talon) и двух героев без особого для себя ущерба уничтожает достаточно сильных существ. На деньги от проданных артефактов он покупает зелье бессмертия и свиток исцеления, а также начинает массовое производство друидов-воронов с высшим посвящением (Master Training of Druid of the Talon).
Орк
Через некоторое время орк замечает уходящую армию противника и вступает с ней в противостояние. Однако буквально через несколько секунд прибегает повелитель зверей, и преимущество уже явно не на стороне орка. Здоровье немного замешкавшегося героя доведено до критического уровня. Видя, что расклад сил явно не в его пользу, он пытается убежать, но буквально через несколько секунд его настигает уже на базе эльф, и через некоторое время герой погибает. После этого на свет появляется второй герой, однако идти в атаку орк не решается, так как бугаев слишком мало, а противник ходит где-то рядом и ждет удобной возможности для атаки.
Через некоторое время армия пополнилась, но появился другой повод для беспокойства: прилетел сокол, что вынудило орка еще повременить с уничтожением существ. Пришлось дожидаться появления волчьих всадников; первый герой был восстановлен, а сокол убит. Ghost начал уничтожать черепашек, охраняющих шахту рядом с его базой, а затем решил обойти противника с тыла. Однако неприятель вовремя это заметил и поймал на подходе с базы. Сражаться с армией эльфа он не мог и телепортировался. Но это было затишье перед бурей.
И грянул гром...
Эльф купил третьего героя — механика (Tinker), лимит поднялся до 50, и вся эта армия пошла в атаку. Здесь Hot удался отличный тактический маневр: он подошел к противнику, пострелял по базе, а как только армия орка двинулась вперед, чуть отошел назад и встал в проходе. Так как все бойцы эльфа стреляют и только герои — воины ближнего боя, армия эльфа атаковала всей своей мощью, в то время как орк мог использовать лишь половину. Как следствие, даже призванные рабочие не смогли склонить чашу весов в пользу орка. Фокусировка огня, поднимание героев смерчем, а также свитки исцеления сделали свое дело, и орк был повержен.
Поражение орка во многом определило то, что он начал плясать под дудку эльфа. Череда ошибок началась с того, что он запутался в собственной базе и потерял несколько бугаев. К тому же он мог телепортироваться в глубь базы, однако понадеялся на то, что сможет уйти, и потерял героя, а вместе с ним, по сути, и стратегическую инициативу. На ошибки орка наложились очень удачные действия эльфа — быстрое и безболезненное получение героями высоких уровней, а также своевременные нападения на неприятеля.