Война обязательно будет. Всегда. Не бывает, чтоб ее не было. Даже если кажется, что ее нет, она есть все равно. Люди в душе любят убивать друг друга. И убивают, пока хватает сил. Силы кончаются — они отдыхают немного. А потом опять продолжают убивать. Так устроено. Никому нельзя верить. И это никогда не изменится. И ничего тут не поделаешь. Не нравится — остается только убежать в другой мир.
Харуки Мураками, «Дэнс, Дэнс, Дэнс»
Вот и вышла новая часть игры Dawn of War: две новых расы, множество карт, дополнительных бойцов и улучшений для каждой из рас. Все это придает игре большую динамичность и разнообразие. Конечно, многие скажут, что девять рас — это, наверное, уже перебор. Сторонниками такого мнения будут почти все киберспортсмены, так как сделать хороший баланс при таком разнообразии — задача почти невыполнимая. А значит, мастерство игрока имеет меньший вес. Однако не наше это дело — спорить с разработчиками (а вместе с ними и с законами рынка), поэтому я буду по мере возможности стараться научить вас всем премудростям и тонкостям использования нового положения вещей.
Сестры битвы против космодесанта
Новая раса открывает перед нами невиданное многообразие новых возможностей. Возможных build order’ов на этапе формирования принципов игры за эту расу может быть множество, но далеко не все они успели доказать свою эффективность на полях сражений. Представленное ниже развитие — одно из самых популярных против всех рас. Сейчас оно используется если не повсеместно, то очень часто, и почти во всех просмотренных партиях игроки за эту расу выигрывали. Мы рассмотрим ее использование в противостоянии с наиболее часто выбираемой на полях виртуальных сражений расой — космодесантом. Ведь именно в таком поединке данная схема показывает себя с лучшей стороны.
Это важно: все названия строений и войск приведены по локализованной версии игры.
Первый служитель экклезиархии возводит кельи адепта Сороритас и святилище чистоты. В главном здании заказываем второго рабочего и двух миссионеров. Второй труженик начинает строить святилище, а затем оба работника вместе возводят генератор. Миссионера отправляйте захватывать близлежащие точки влияния, реликты и критические точки, и желательно их (миссионеров) не терять. Когда святилище чистоты будет готово, в кельях адепта Сороритас (а это, как вы догадались, наши казармы) нанимаем отряд серафимов, который сразу же отправляется к противнику. Главная задача — уничтожение зданий и убийство рабочих.
Возводите посты на захваченных точках влияния. При уровне дохода в 62 единицы улучшаем первый пост, а на 68 — еще один, а еще возводим генератор. Постепенно пополняем отряд серафимов. В кельях адепта Сороритас делаем улучшение полевая логистика и строим два отряда сестер битвы, а также делаем усовершенствование фосфорные гранаты. Пополняем имеющиеся отряды; главная задача на этом этапе партии — защищать территорию. Раздаем огнеметы и улучшаем еще один пост. Далее присоединяем к сестрам битвы миссионеров. Отряд серафимов все еще летает на базе у противника и наводит шороху, убивая рабочих. Набрав атакующий потенциал, берете двух тружеников и идете в атаку к ближайшему посту противника.
При помощи способности служителя экклезиархии взрываем строения, добиваем солдатами и снимаем флажки. При атаке превосходящих сил противника отступаем и используем фосфорные гранаты. Пока армия направляется в атаку, делаем два священных лика. Они дадут возможность исцеления армии в случае необходимости. Улучшаем главное здание и возводим два генератора. В святилище чистоты делаем улучшение пистолеты преисподней и совершенствуем еще один пост. После улучшения главного здания нам понадобятся усовершенствования: панцирная броня, прикосновение императора и противотанковые гранаты, после чего нужно модернизировать очередной пост.
Нанимаем третий отряд сестер битвы, ставим на автопополнение и снабжаем огнеметами, а также миссионером. И отправляемся в атаку, параллельно делая еще один священный лик. На данном этапе игры остановить атакующую мощь с учетом прикосновения императора противнику не удастся, противотанковые гранаты спасут вас от появления парочки единиц техники. Дома строим для перестраховки еще и завод и собираем самолетики.
На заметку: существует ошибка игры, связанная с усовершенствованием священный лик, которое улучшает запас максимального количества веры. Каждый следующий священный лик стоит дороже предыдущего как ограничитель, чтобы нельзя было получить много веры в начале партии. Вместе с этим появилась проблема: при заказе лика его цена возрастает. На практике это выглядит так: первый лик стоит 25 стратегических единиц, следующий по счету — уже 65 единиц и 25 единиц энергии. А так как это улучшение и за его отмену возвращается полная стоимость, при заказе вы тратите 25 единиц, а при отмене получаете энергию и 65 единиц, С учетом небольших погрешностей со связью вы сможете заказать и отменить около трех раз в секунду. Что даст вам прибыль в 75 единиц энергии и 120 единиц стратегических пунктиков. Согласитесь, более чем неплохой плюс к вашему экономическому развитию.
Сестры битвы против всех
Это развитие можно назвать таковым лишь условно, так как основано оно на вышеупомянутой ошибке. Главной «сложностью» в данной «стратегии» будет получение первого поста, после чего все пойдет как по маслу. После его постройки настанет переломный момент в партии, и вы будете доминировать над противником до самого конца игры. Неограниченное количество ресурсов тоже нужно уметь с умом потратить, и здесь я проиллюстрирую, как это сделать с максимальной пользой.
Первый служитель экклезиархии возводит кельи адепта Сороритас и генератор. В главном здании тренируйте двух миссионеров и рабочего. Миссионер захватывает ближайшую точку влияния, а когда рабочий закончит постройку генератора, нужно отправить его на возведение того, чего мы так долго ждали, — поста. В казармах нанимаем канонистку. Когда пост будет готов, он начнет приносить нам ресурсы в нужном количестве. А понадобятся нам следующие вещи: улучшение главного здания, усовершенствование всех постов на захваченных стратегических позициях, святилище чистоты, где нужно будет сделать улучшения пистолеты преисподней и энергетическое оружие. Затем следует заказать два отряда сестер битвы и еще один генератор.
Все это время мы защищаемся, если противник атакует. После улучшения главного здания нужно построить фабрику адепта Сороритас, сделать улучшение на добычу ресурсов и энергии, дать всем подразделениям лидеров и раздать тяжелые болтеры. Затем делаем усовершенствование панцирная броня, а в фабрике — истребитель «Молния». После этого нужно переходить в атаку. Теперь самое время сделать еще улучшение главного здания. Постройте священный реликварий, а когда третий уровень развития будет достигнут, нанимайте машину покаяния и алтарь святой во плоти. После этого тратим ресурсы на все что заблагорассудится, включая и святую во плоти. Рабочих развлеките строительством генераторов.
Джетбайк «Ривер»
Темные эльдары против космодесанта
Новая раса в Warhammer уже завоевала популярность благодаря нескольким видам бойцов. Как видно из названия, один из этих родов войск — легкая техника, однако она доступна уже в самом начале. Эти бойцы очень мобильны и хорошо защищены (особенно для начала партии). Они также обладают прекрасной атакой, что позволяет вам захватить инициативу, а с ней и карту с самого начала игры. Раса дает возможность развиться до более сильных и высокоуровневых бойцов, побеждая противника экономически. Одна из самых популярных тактик выглядит следующим образом.
Первый измученный раб заказывает темную мастерскую и генератор. Особенность этих рабов в том, что они только запускают строительство, а дальше постройка делается сама. В крепости кабала нанимайте два отряда мандрагор, которые будут захватывать стратегические позиции, а затем оправляются к противнику, ведь это еще и неплохая боевая единица.
В темной мастерской нужно натренировать отряд геллионов, который также отправляется с визитом вежливости к неприятелю, а затем построить лабораторию гомункула. Когда лаборатория будет готова, в темной мастерской начинаем производить джетбайк «Ривер», однако не нужно бросать их против отрядов космодесанта и командора, пока этих бойцов не станет хотя бы четверо. Ожидая этого момента, снимаем флаги и убиваем разведчиков. Помните, их сила — в атаке. Чем больше «риверов» у вас будет, тем меньше шанс противника на противодействие. Когда третий «ривер» будет готов, возведите концлагерь и продолжайте копить «риверов» до тех пор, пока их не станет шестеро. Такое количество джетбайков позволит вам контролировать и карту, и ситуацию на ней, а также сильно подорвет боевые способности противника. Старайтесь уничтожать близлежащие посты и пехоту неприятеля. При уровне дохода в 68 закажите еще один генератор. Далее копим средства на планетарный побег, то есть переход на второй уровень технологического развития. Улучшаем один из постов.
После того как главное здание будет улучшено, строим зал крови, еще одного рабочего и делаем камеру пыток. Второй рабочий будет собирать для нас темную энергию, чтобы мы могли использовать все заклинания, которые можно делать на этом уровне развития. В темной мастерской сделайте улучшение щиты ночи и закажите еще один генератор. На лишние средства усовершенствуйте добычи энергии. В зале крови нанимайте два отряда кароносцев и стройте арену. Также улучшите два имеющихся поста. Отряды кароносцев пополняем до максимума, снаряжаем и начинаем давить противника как можно жестче, уничтожая посты, генераторы, ключевые строения и пехоту. В это время копим деньги на переход на третий уровень технологического развития. Это улучшение носит название планетарный удар. В арене улучшаем здоровье командиров. Когда третий уровень будет достигнут, в зале крови нанимаем две своры чудовищ варпа. Присоединяем к ним дрессировщика и пополняем отряды до максимума, после чего отправляемся уничтожать строения и пехоту противника.
Наша цель: казармы, храм бога-машины и главное здание. Учитывая сложности с экономикой у противника, которые начались уже в начале игры, а также разрушенную инфраструктуру в середине партии, на карте должно вырисовываться ваше явное преимущество. Если неприятель все еще жив, улучшайте добычу энергии, стройте генераторы и идите на четвертый уровень технологического развития для получения абсолютного разрушителя и опустошителей. На этом все.
Экономическое доминирование
Темные эльдары против имперской гвардии
Предыдущее развитие хорошо на всех картах и почти со всеми противниками, особенно когда стратегические позиции находятся далеко друг от друга. Но что делать, если у противника «все схвачено» и позиции находятся близко? Ведь в таком случае ему не так уже и трудно их защитить! А значит, предыдущая тактика нуждается в существенной модификации. Мы рассмотрим вариант, когда враг в глухой обороне ждет появления высокотехнологических бойцов, а для более наглядной иллюстрации выберем самого неудобного противника в такой обороне — имперскую гвардию.
Первый замученный раб возводит темную мастерскую и два генератора. В главном здании нанимайте два отряда мандрагор, которые будут захватывать стратегические позиции. Когда мастерская будет готова, возводим лабораторию гомункула, после чего начинаем производить джетбайки «Ривер» и нанимаем командира — гомункула. С помощью такой армии мы контролируем карту, а также стараемся отбить хотя бы один дальний пост. Скорее всего, это будет реликтовая точка.
Улучшаем еще два поста, строим генератор и следующего рабочего. Самое время перейти на второй уровень технологического развития, улучшив главное здание. Вторым рабочим возводим концлагерь, который мы оснастим камерой пыток. Он позволит увеличить лимит на «риверов». Модернизируем еще два поста и начинаем строить генераторы до максимума (то есть до шести). Когда улучшение главного здания будет готово, улучшим модуль наведения «риверов», что повысит точность их стрельбы, а также одержимость демонов, что увеличит эффективность ваших мандрагор. Затем делаем усовершенствование на добычу ресурсов и энергии.
Самое время заказать зал крови, а затем арену и улучшить щиты ночи. Когда арена будет в вашем распоряжении, переходим на третий уровень технологического развития и начинаем строить кароносцев. Сейчас для вас наступает самый сложный этап игры, так как противник уже, скорее всего, достиг третьего уровня, а значит, скоро будет иметь серьезных бойцов. Потому нужно его как-то отвлечь и для этого провести полномасштабную атаку всеми имеющимися силами. Армию можно не жалеть — она вскоре будет заменена более высокотехнологичными отрядами. Делаем улучшение осколочные пушки и ищущие души патроны. Сразу за вторым улучшением главного здания в зале крови нанимаем две своры чудовищ варпа, а в темной мастерской — талосов. На лишнюю энергию можно сделать улучшение добычи ресурсов, на лишние ресурсы — усовершенствование добычи энергии. Теперь пришло время щитов тени; также не нужно забывать про отряды ведьм. Имеющимися силами начинаем атаковать противника, стараясь как можно сильнее повредить его экономику и производящие строения. В это время при первой же возможности закажите темницу душ, а с ее появлением — абсолютного разрушителя, который и обозначит конец партии.
Это интересно: хотя в описании заклинания пылающий гнев и сказано, что оно действует на отряды, однако оно также с легкостью перезаряжает свойства машин. А значит, луч смерти абсолютного разрушителя может быть использован подряд два раза, что не оставляет от армии или строений противника и мокрого места,
Адский коготь
Хаос против орков
Это развитие подходит почти против всех рас, причем оно не простое, а как бы альтернативное стандартному. Из всех необычных стратегий именно эта наиболее популярна. В первую очередь она вовсю эксплуатирует эффект неожиданности, так как неприятель, как правило, просто не рассчитывает на появление таких бойцов. Главная наша задача — как можно скорее получить в свое распоряжение самолет «адский коготь» и с его помощью разрушить экономику врага. В этой части статьи мы рассмотрим вариант развития против орков, так как их экономика почти полностью зависит от слабых агитпунктов Граа!, которые отвечают за уровень технологического развития. Поэтому против них наша тактика будет наиболее эффективна. Если все сделать правильно, противник с нулевой экономикой и отброшенным назад технологическим развитием не составит вам никакой конкуренции.
Первый рабочий бежит к любой стратегической позиции недалеко от базы противника и возводит там станционный болтер (Heavy Bolter Turret), чтобы не дать врагу так просто занять дополнительный ресурс, пока вы развиваетесь. В главном здании тренируем двух еретиков (Heretic) и четыре отряда сектантов (Cultist Squad). Второй рабочий возводит оружейную Хаоса (Chaos Armory), а третий — генератор. Отряды сектантов начинают захватывать стратегические позиции — снабдите их гранатометами. Строим посты.
Если вы потеряли рабочего, который строил стационарный болтер, постройте нового. То же самое нужно сделать, если вы потеряли отряд сектантов: их должно быть не менее четырех. Возможно, понадобится стационарный болтер и в районе вашей базы; если там будет особо сильное давление, улучшайте пост. При уровне дохода в 80 единиц строим постепенно еще два генератора и улучшаем посты. Если противник не ведет агрессивных действий (а пока у него это и не выйдет, так как гранатометы сектантов запросто уничтожают легкую пехоту), следует перейти в наступление в каком-то районе; при этом постарайтесь уничтожить агитпункт Граа!. Когда третий генератор будет готов, улучшаем главное здание и продолжаем совершенствовать посты и строить генераторы (еще три штуки).
Сразу за улучшением главного здания делаем улучшение добычи ресурсов (улучшение прироста влияния) и маскировку культистов (Infiltration Skill), а также приступ ярости (Furious Charge Skill). Вот и пришло время строительства врат машин (Machine Pit) и чернокнижника (Chaos Sorcerer). Когда врата будут готовы, строим адский коготь, а в главном здании делам увеличение количества бронетехники. Строим второй адский коготь, а затем осквернителей (Defiler). После этого нам еще понадобится улучшение добычи энергии.
С помощью адских когтей и чернокнижника начинаем уничтожить агитпункты Граа! и посты противника. Это будет происходить очень быстро, так как агитпункты Граа! не имеют ни особых показателей здоровья, ни брони. Обезоруженный противник не составит вам конкуренции. Затем спокойно строим храм Хаоса, переходим на третий уровень, после достижения которого тренируем разрушителей (Destroyer) и одержимых (Possessed Squad) В храме Хаоса строим повелителя Хаоса (Chaos Lord), которого превратим в князя демонов (Demon Prince).
Воины и мандрагоры
Темные эльдары против орков
Хотя в большинстве партий темные эльдары используют вначале «риверов», есть и альтернативные дебюты. Они не менее эффективны, потому как непривычны для противника, и ему бывает тяжело подстроиться под новую тактику. Один из таких вариантов альтернативной игры и будет представлен ниже. Наш противник — орк. Конечно, одними мандрагорами и воинами выиграть не удастся, однако они могут задержать противника в развитии и дадут вам возможность добраться до самых сильных бойцов и победить.
Первый измученный раб строит зал крови и концлагерь. Отправляем его поближе к первому посту, который будет захвачен. В главном здании тренируем два отряда мандрагор. Они должны захватывать стратегические позиции в округе — желательно не упустить реликтовую точку. В готовом зале крови нанимаем два отряда воинов и архона. Готовых воинов отправляем к врагу, но пополнять их следует только после того, как мы закажем архона. Пока что их главная задача — посмотреть, занимает ли посты противник, и при возможности помешать ему. Однако на этом этапе не стоит вступать в серьезное противостояние.
Туда же отправляем и нашего командира, добавив к нему инкубов. Присоединяем к армии имеющихся мандрагор и переходим в масштабное наступление. Пополняем отряды до максимума. В атаку идти нужно всеми силами, но в глубь базы заходить не стоит. Противник не сможет выставить против вас значительную армию, поэтому почти наверняка выбранное вами место будет отбито. Если вы заметите, что строение, которое вы атакуете, чинят невидимые гретчины (Gretchin Squad), используйте заклинание острое зрение и в первую очередь убейте всех рабочих.
Тем временем на базе по накоплении достаточного количества ресурсов возводим два генератора, а затем лабораторию гомункула. Сразу после нее переходим на второй уровень технологического развития, делаем усовершенствование свиты архона и отравленные клинки. Улучшаем три имеющихся поста. Когда улучшение главного здания будет окончено, в лаборатории делаем боевые костюмы из костей духа и одержимость демонами. Затем возводим еще один генератор. Теперь пришло время возвести темную мастерскую и еще два генератора. Также не забудьте улучшить оставшиеся посты.
Далее строим арену и призываем гомункула. В арене делаем улучшения жало и коктейль проклятий. В лаборатории гомункула — улучшение свита архона второго уровня, после чего возводим последний генератор. В темной мастерской делаем двух рейдеров. Возводим еще один концлагерь, который надо будет переоборудовать в камеру пыток и собирать из него темную энергию. Для этого произведите дополнительного рабочего и постройте два отряда ведьм.
Теперь тренируем талоса. Перегруппировав войско, переходим в наступление. После этого нам понадобится достижение третьего уровня. Делаем улучшение на добычу ресурсов, а также силовые клинки. Когда улучшение будет готово, нам потребуются один-два концлагеря; также нужно будет произвести две своры чудовищ, сделать третье улучшение свиты архона и накопить ресурсов на темницу душ. Если противник еще дышит, после темницы душ строим два опустошителя, а затем абсолютного разрушителя.
Глайдеры «Буря»
Космодесант против Хаоса
Самая большая сложность в игре против Хаоса заключается в умении подготовиться и отразить две главные атаки: атаку космодесантом Хаоса (Chaos Space Marines), чернокнижником и берсерками (Berserker Squard) — и вторую, одержимыми (Possessed Squad) и разрушителями. Это развитие основано на заблаговременном предугадывании обоих вариантов атаки и подготовке к ним. Главной нашей спасительной силой против первого нападения будут глайдеры «Буря», оснащенные осколочными ракетами, которые дают возможность легко уничтожать пехоту противника. А противостоять третьему уровню технологического развития будут терминаторы (Terminator Squard) и серые рыцари (Grey Knights).
Первый служитель (Space Marine Squad) возводит кельи-казармы (Chapel-Barracks). В главном здании тренируем четыре отряда разведчиков (Scout Marine Squad) и второго рабочего. В кельях заказываем командора (Force Commander). Первые два отряда разведчиков отправляются на захват стратегических позиций. Третий отправляется к врагу, чуть позже к нему присоединяется один из первых. Четвертый разведчик также идет на стратегическую позицию, чтобы поставить там флажок. Рабочие возводят посты от самых ближних к противнику к самым дальним. После заказа третьего поста нанимаем отряд космодесантников (Space Marine Squad), а при уровне дохода в 68 заказываем поочередно два генератора. Вместе с заказом первого генератора производим обучение снайперов.
Когда все это будет закончено, разведчикам необходимо раздать снайперские винтовки (Sniper Rifle). Строим один череп-разведчик и присоединяем его к отряду разведчиков. Пришло время улучшить один ключевой пост. При уровне дохода в 92 заказываем еще один отряд космодесанта и при помощи снайперов оттесняем армию на базу к врагу. Превращаем оплот веры (Stronghold) в монастырь. Строим еще один генератор и оружейную (Armory). Улучшаем еще один пост, нанимаем третий отряд космодесанта и производим осколочные гранаты (Wargear: Frag Grenades). После улучшения главного здания возводим термогенератор (Thermo-Plasma Generator), если негде — то еще три генератора. В оружейной делаем бионику первого уровня (Wargear: Bionics Level 1) и целеуказатель (Wargear: Target Finders) затем бионику второго уровня (Wargear: Bionics Level 2) и модифицированный целеуказатель (Wargear: Enhanced Target Finders). Ну и модернизируем оставшиеся посты. Отрядам раздаем сержантов (Add Leader: Sergeant) и тяжелые болтеры (Heavy Bolter). Третьему отряду космодесантников — ракетные установки (Missile Launcher).
Если есть возможность проникнуть на базу врага с тыла, посылаем туда этот отряд: он будет сносить ракетами строения. Дальше строим храм бога машины и увеличиваем количество техники. В храме первым делом строим два глайдера «Буря», оснащая их осколочными ракетами, что поможет либо в защите, либо в атаке. Также улучшаем добычу ресурсов. Строим капеллана, делаем тяжелое вооружение (Heavy Weapon Increase) и третий уровень развития. Пока он делается, строим дредноута (Dreadnought). После того как улучшение будет готово, делаем максимальный прирост влияния, улучшаем добычу энергии и возводим центр орбитальной связи (Orbital Relay). В кельях-казармах нанимаем терминаторов со штурмовыми орудиями (Assault Cannon), а также штурмовых терминаторов (Assault Terminator Squad). Если увидим князя демонов, нам понадобится еще и отряд серых рыцарей.