Когда очередная игра остается позади, сюжетная линия пройдена, все возможные боссы и монстры побеждены, прекрасная принцесса наконец-то спасена, а дракон впал в глубокую спячку, всегда хочется пройти игру еще раз, но уже другим героем. King’s Bounty дает нам такую возможность, и остается только выбрать, кого из учеников рыцарской школы повысить, а кого оставить до следующего раза.
Давайте взглянем на все чудесные приключения глазами благородного паладина.
Как выгоднее сделать первые шаги?
В первом же бою может сломаться меч. Но воин обязан сделать так, чтобы его самого хватило надолго.
Пауло Коэльо, «Книга воина света»
Во-первых, примите на веру (или запишите на листке бумаги, чтобы периодически посматривать), что на маленьком уровне паладин довольно слаб, так как у него нет какой-либо одной сильной стороны. Поэтому рваться в драку с превосходящими по силе противниками нельзя. Рост до высоких уровней не будет коротким и легким. Зачастую будут возникать случаи, когда исход битвы решает правильно выбранная стратегия.
Пользу от класса вы ощутите на высоком уровне в Землях Нежити и в Демонисе (дополнительная награда к убийствам нежити). А проходить игру на сложном уровне поначалу будет, таки да, сложно.
Во-вторых, вместо бессмысленного улучшения навыков по порядку и бесполезной траты драгоценных рун задайте себе вопрос: «Какие умения понадобятся мне больше всего?» В качестве примера: для привлечения в армию большего количества существ стоит приобрести славу в ветке духа до второго уровня (+250 к лидерству).
На заметку: в начале игры вы имеете около 500 лидерства (если не учитывать большинство собранных флагов), что позволит вам приобрести (500/30=16 и 500/35= 14) 16 лучников и 14 мечников. При славе 2-го уровня вы можете купить 25 лучников и 21 мечника, что в сумме увеличивает урон на 32 у лучников и на 42 у мечников. А это можно приравнять к 3-4 рыцарям, что очень неплохо.
и думал...
Также приобретите тренировку в ветке силы. При относительно большом количестве лучников и мечников (которое дает нам умение слава) эта способность не раз окажет нам хорошую услугу. Обязательно пригодится способность повелитель духов. Если позволяют руны, изучите медитацию (восстановление маны) и один из профилей на выбор (Порядка, Искажения, Хаоса) в ветке магии. Замечу, что магия Порядка дешевле остальных.
Теперь вы можете колдовать. Заручитесь поддержкой стрелы дракона (лучники бьют по цели в три раза сильнее), секиры магии (удар топором) и боевого клича (повышение инициативы у отряда на 2, и его ход начинается раньше). Для развития магической стороны нам пригодится навык концентрации, но стоит он прилично (3 руны духа и 8 магии). Если вы решитесь на его приобретение, на время пожертвуете какими-либо другими умениями.
Однако с таким комплектом мы сможем пройти только первые три сюжетных задания (поиск плюгенов, доставка королевской печати, получение шкатулки ярости) и очистить территорию Дариона разве что от дракончиков и терний — при условии, что их не слишком много. Серьезные битвы начинать еще очень рано. Именно тут пригодится следующий прием, а именно: при первой же возможности призвать на службу одного духа ярости. Может возникнуть ситуация, в которой боевой магии будет не хватать или не будет вообще (в зависимости от того, каким стилем игры вы предпочитаете пользоваться), поэтому духи ярости необходимы.
На заметку: у вас есть два варианта: накормить Слиима или сразиться с магами Зерока. Первый вариант очень прост: либо сходить к графу Аргусу в Нетвилле и купить у него ядовитых пауков, либо побегать по болотам в поисках змей у ведьмы Марты. Второй вариант сложнее, да и армию придется укомплектовать под завязку.
Также имеет смысл максимально зачистить территорию от всяческих отрядов, существ, монстров (насколько это можно сделать при вашем наборе войск). Опыт, золото в битвах, награды около самих существ — все это обязательно пригодится нам в будущем.
Поговорим теперь о морских путешествиях. Приобретение лодки в Дарионе — вещь накладная. Интересен вариант призовой лодки (Шкипер Гек) либо покупка со скидкой до 500 золотых из-за авторитета и славы вашей персоны. Трата тысячи золотых (а иногда и двух-трех) абсолютно неоправданна. На эти деньги, конечно, снарядить сильное войско не получится, но зато вы можете приобрести пару-тройку флаконов с яростью или магией (которые порой очень необходимы).
На заметку: вам все равно придется расстаться с тремя тысячами золотых по приезде на Острова Свободы, чтобы купить лодку у рыбака-вымогателя. Но это уже другая история...
Любовь — вещь идеальная, супружество — реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
И. Гете
Золото стремительно уменьшается, армия бунтует и отказывает подчиняться, паладин в растерянности чешет затылок и страдает от одиночества. Появляется естественная необходимость найти спутницу жизни, чтобы как-то скрасить жизнь искателя сокровищ. Но вслед за необходимостью появляется довольно непростой вопрос: «А с кем связать себя узами брака?» В руководстве по игре мы уже рассказывали о женах, а теперь посмотрим на них с точки зрения паладина.
Рина — как вы знаете, прибавляет «мораль» пиратам и нежити. Если вам знакома природа паладинов, которые из принципа и убеждений не воюют на одной стороне с нежитью, то из плюсов остаются только пираты. Но прибавку пиратам, да еще и посильнее, дает Мирабелла. Вывод: выбрав Рину, вы получаете ненужный плюс пиратам и поощрения от рождения детей. Но, скорее всего, Рину заменит более достойная кандидатка (причем очень быстро). А детей вы, возможно, дождаться не успеете. |
Феанора — выгодный вариант в начале игры. Хоть мы не искусны в магическом профиле, от прибавки интеллекта мы получаем дополнительную силу к атакующим и разрушающим заклинаниям. |
Мирабелла — дама с огромными потребностями и «пиратским» поведением. Если ваша душа неравнодушна к эпохе корсаров и вы до конца игры решите оставить в своей армии войска пиратов (не используя все возможные плюсы паладина вкупе с инквизиторами), очевидно, даме стоит сделать предложение. |
Герда — ситуация до боли напоминает раздумывания на Островах Свободы. Нужна вашему гномьему братству «мораль» или нет, решать вам и только вам. От себя могу сказать, что после спасения Герды я остановил выбор на жене-интеллектуалке. |
Неока — третья ситуация из четырех, когда мы решаем, нужна «мораль» существам или нет. Положение вещей может улучшиться из-за наличия в здешних войсках друидов, которые могут послужить паладину отличными лекарями. Но со священниками и инквизиторами им тягаться трудновато. |
Ксеона — и, наконец, последний раз мы делаем выбор относительно дополнительной «морали». Решать этот вопрос рекомендуется при наличии терпимости. Здесь уже все зависит от того, как именно вы будете комплектовать свою армию (об этом разговор пойдет в следующих главах). Могу предположить, что пара демонов у вас может появиться. |
Победительница в конкурсе «Жена паладина-2008» по моей версии — это, конечно же, Феанора. Привет будущим головастикам!
Старт дан. Лидерство вашего героя увеличивается от тысячи и выше, в вашем распоряжении два духа ярости, и вы связали себя узами брака (пока, правда, еще выбираем из двух кандидаток). Советую погонять героя по дополнительным заданиям и, как уже упоминалось, зачистить территорию, чтобы к схватке с первым боссом быть во всеоружии.
Убьем боссов быстро и эффективно
Выход из беды найти не столь просто, как попасть в нее.
Эд Хау
Полное описание всех битв с ними мы не дадим, но разберем несколько примеров.
Начнем с первого «легкого» босса — огромной черепахи. Здесь стоит упомянуть один важный момент. Бойцам рукопашного боя необходимо бить по ногам, тогда в ответ черепаха лишь отодвинет ваш отряд, а полученный урон будет довольно низким (в диапазоне 30-150). К сравнению, укус черепахи, при атаке по голове, наносит вашему отряду от 100 до 300 единиц повреждений. Но не стоит заходить за черепаху, то есть бить сбоку. Тогда она прыгнет на месте и нанесет массовый урон. Хоть он и невелик (от 50 единиц урона каждому существу), но при продолжительных прыжках может серьезно подпортить вашу армию. Ах да, и самое главное: готовьте, готовьте и еще раз готовьте свою армию к первому серьезному бою. И готовьтесь сами. Ниже 5 уровня и с лидерством ниже 1400 на острове Льяро делать нечего.
Если вы решили провести медовый месяц с Мирабеллой или вас тянет на морские подвиги, следующий достойный противник — владыка подводного пространства Островов Свободы, Кракен. Можно предположить, что он сильнее черепахи. И это действительно так. Воевать с ним будет намного труднее, так как Кракен не только атакует своими щупальцами ближайшие отряды, но и забрасывает на палубу нашего корабля морских дьяволов количеством до 250 штук за раз.
Один из вариантов тактики: вам понадобятся два отряда лучников (священников, архимагов, кого душа пожелает), а остальные вакансии оставим «танкам». Основной урон будет исходить от стрелков и заклинаний, а «танки» прикроют мастеров дальнего боя от назойливых морских дьяволов.
Конечно, вы можете сделать комбинацию из трех отрядов стрелков и двух отрядов «танков», но тогда один отряд лучников, скорее всего, попадет в засаду.
Еще один противник — Королева пауков в лаборатории 44 в Нижнем Хадаре. Ее нам предлагает «потравить, как маленького таракана» инспектор Бон Ган.
Отличий от предыдущего босса немного, но они довольно важные. Паук сильнее (его здоровье на 13000 единиц больше, чем у Кракена), он имеет привычку «уходить под землю» и появляться с другой стороны. Но не стоит беспокоиться. Сам Паук редко бьет по противнику, лишь отвечает на удары. Поэтому воздержитесь от близкого знакомства.
Стиль боя он решил украсть у Кракена, поэтому в начале каждого хода на нас спускаются от 500 до 700 ядовитых пауков, что, мягко говоря, вредно для здоровья. Впрочем, если уничтожать пауков до их хода, а босса бить лучниками, можно из этого сражения выйти победителем.
Приветствуется наличие четырех-пяти гигантов, с их массовым уроном с помощью прыжка. Боссу это сильно не повредит, но паучкам достанется, да еще как!
Случай из практики: в начале каждого раунда босс призывал три отряда пауков, общим количеством от 400 до 700. Потом начал чередовать количество отрядов между двумя-тремя. И так шесть-семь раундов. Эти раунды я провел без потерь. Но потом пауков стало больше, и появлялись они тремя отрядами. В итоге они заняли все пространство поля, и тут я начал получать серьезный урон.
Стоит выделить несколько моментов в битвах с этими тремя существами:
Выгоднее применять дальнобойные отряды и атакующие заклинания.
Бойцами рукопашной нужно прикрывать «ударную силу»
Идти в бой следует с сильным для данной территории войском.
Секреты подземных лабиринтов
Ввиду тяжелого военного положения ваш герой нередко будет нуждаться в золоте, лидерстве, рунах и прочей полезной ерунде. Достичь всего этого мы можем разными путями:
Искать сундуки с сокровищами и небольшие горстки золота, собирать флаги лидерства и находить руны на карте мира. Если обшарить все уголки Дариона, можно поднять авторитет и опыт на существенные цифры. Но путь этот слишком длинный, скучный, надоедающий... Так и хочется зевнуть!
Убивать всех возможных противников для получения опыта, а с ним, соответственно, и нового уровня. Но во время достижения этой «благородной» миссии вы потратите много денег на закупку войск.
Самый, я так считаю, выгодный вариант — посетить несколько шахт. В них таятся приятные сюрпризы. К примеру, вот один из них: флаги на поверхности дают от 10 до 50 пунктов лидерства, а в шахтах минимум 60-70. Нетрудно догадаться, что за пять-шесть таких флагов мы увеличим наше войско на пять-десять существ сверху для каждого отряда (кроме существ 5-го уровня).
Но наша цель — не только сбор флагов. Здесь, как и в пещерах, мы можем найти достаточно сундучков с сокровищами. Простые сундуки из шахты дают в два-три раза больше золота по сравнению с «потонувшими» сундуками на Островах Свободы.
Кроме того, сбор рун и статуй может превратиться в занятную игру с элементами детективного расследования, поскольку здесь можно найти больше вещей, чем на суше, но все это «больше» иногда спрятано. Чего только стоит «незаметный» фонтан в Крейстонских шахтах (правда, он не заметен при определенном ракурсе камеры, но то, что он находится под скалой, мы примем как секрет), прибавляющий нам интеллекта.
Попадаются иногда и неприятные сюрпризы. Например, снующие «смертоносные» герои в Нижнем Хадаре, вампир с легионом зомби (который охраняет не слишком ценную вещь, но нападает, стоит только зайти на его территорию), дракон, не дающий пройти к выходу на поверхность. Со всеми этими «личностями» нам еще придется схватиться, но это потребует немалого количества войск.
В очередь, пожалуйста!
Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания.
С.И. Хьюз
В вашей воле выбрать себе «хорошую компанию» по душе. Но не будем забывать, что мы играем за паладина. Это значит, что для достижения наилучших результатов вы сознательно забываете о наборе нежити (если только вы не любите добиваться победы невозможными путями). Это также значит, что категорически рекомендуется держать при себе священников (или инквизиторов), друидов и прочих лекарей.
При низком уровне можете особо не размышлять о составе армии — это не так принципиально. А когда вы накопите достаточно лидерства (больше 3000), стоит задуматься и над составом.
Выбираем, каких отрядов будет больше: стрелков (подразумеваются все существа, способные нанести урон выстрелом) или бойцов ближнего боя.
При сильных войсках вы «железно» побеждаете врага. Выбор доминирующих отрядов в целом влияет на то, как быстро вы выиграете битву, сколько урона нанесете и сколько союзников потеряете. В процессе битвы враг может получить существенный урон от стрелков, а выжившие отряды врага, сумевшие подобраться к вашим войскам, получат окончательный удар от «танков» (для этой тактики их следует приставить поближе к лучникам).
Определившись с выбором, решаем, кто именно будет исполнять роль стрелка, а кто «танка». Здесь идет расчет на наносимый урон и здоровье конкретного отряда. Если вы реализовали все (или большинство) предыдущие советы, с лидерством проблем у вас быть не должно.
Но если такие проблемы возникли, не беда. Вы можете заменить один отряд (предварительно отправив этот отряд в резерв) существами первого уровня. Лидерства они требуют немного, а суммарный урон у них довольно внушителен.
Сравнения конкретных отрядов, которые наиболее полезны в начале и в середине игры, при 3500 лидерства представлены в таблице
Отряд | Тип урона | Количество | Урон* |
Лучники | Дальний | 70 | 348-464 |
Мечники | Ближний | 100 | 500-600 |
Священники | Дальний | 70 | 140-280 |
Тернии-охотники | Дальний | 437 | 437-874 |
Ядовитые пауки | Ближний | 291 | 582-873 |
Шахтеры | Ближний | 175 | 525-700 |
Пушкари | Дальний | 15 | 96-160 |
Гномы | Ближний | 44 | 352-528 |
* Критический урон не указывается. |
Как видно из таблицы, есть существа, которые превосходят других по наносимому урону. Разберем способности некоторых отрядов:
Лучники — огненный залп «догоняет» урон к уровню мечников, но применяется раз в сражение.
Священник — хорош разве что против нежити.
Пушкарь — тройной залп увеличивает урон в два-три раза.
Вы думаете, что полезного все равно мало? Тогда предлагаю вам максимально выгодный вариант состава армии из этих отрядов: тернии, гномы, пауки, шахтеры, пушкари (подкопите побольше лидерства, и они себя окупят).
Случай из практики: по пришествии в земли Кордарана все собранное мной лидерство я мог купить только двух гигантов, которые в сумме наносили урон 200-300. Я с лихвой компенсировал их ядовитыми пауками. Получилось около 450 существ, которые наносили минимум 600-700 урона. И потери были маленькими, так как они прикрывали собой пушкарей и злобоглазов. Соответственно, враг подходил к стрелкам почти добитый.
готово к бою.
Продвигаемся вперед
Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет.
В. Пелевин, «Затворник и шестипалый»
Если первые два континента можно назвать легкими (зависит, кстати, от вашего навыка в подобных играх, в частности, в HoMM), то дальше придется довольно туго. При этом учтите, что в битве с бароном Ахеем вы, скорее всего, потеряете изрядную часть войск, которую придется восстанавливать в срочном порядке. А само прохождение сюжетной линии в Кордаре может занять у вас немало времени.
Но здесь кроме минусов наблюдаются нешуточные плюсы. К нам присоединяется Лина, а значит, мы получаем ледяной шар! Поскольку теперь противники пойдут в основном сильнее, чем в Дарионе, ярость будет заметно расти. Соответственно, вы сможете еще сильнее развить ваших духов. Здесь начинают чувствоваться определенные преимущества паладина по сравнению с магом, но и недостатки по сравнению с воином.
Самым, я так считаю, трудным моментом для паладина является именно территория гномов. Священники, если не бегать за пополнением в Дарион, быстро иссякают либо ждут своей участи в резерве. Как показывает практика, возможность повышать их до инквизиторов в этот момент еще не доступна.
Стоит заметить, что если по пришествии в Кордар вы до сих пор пользуетесь услугами лучников из Дариона, немедленно найдите им замену в лице злобоглазов (урон получится намного выше, в ущерб количеству новобранцев). Архимагов вполне можно заменить пушкарями или алхимиками (здесь разница невелика, выбирайте тех, к кому испытываете большую симпатию).
Резерв теперь всегда должен присутствовать вместе с вами. И вот зачем.
Мест, где можно обзавестись новобранцами, не так уж и много. К тому же поначалу они охраняются неслабыми отрядами. Один из вариантов содержания резерва: гиганты (вы можете приобрести три-четыре штуки, зависит от того, как тщательно вы исследовали прошлые территории). При этом они могут чередоваться в строю с существами 1-2 уровня (обычно это гиены или пауки) с низким уровнем здоровья.
Золото теперь особенно нужно. Магия в здешних местах не в моде, и все больше появляются на прилавках различные доспехи. Стоят они не дорого, но и не дешево. А прибавка к характеристикам нужна теперь как никогда.
Стоит также перед глобальным штурмом всех вражеских отрядов в горных территориях, поднакопить лидерства, поднять уровни на заданиях типа «Подай-принеси». Но не стоит забывать о развитии духов. Помимо здоровых вражеских героев на карте полно монстров, на которых можно «отыграться за тяжелую участь нашу». Сравнивая с вашим войском, их сила на уровне «слабый» и «немного слабее». А вот «равных по силам» и выше уже стоит немного опасаться: есть риск остаться с половиной войска. А ведь рыцари не так представляли себе геройское шествие...
Напоследок хочется сказать пару слов о битве с драконом Хаасом, который удерживает Амели. Как лучше всего к ней подготовиться?
Сперва уберите из отрядов всех лучников 1-3 уровней. Как показывает практика, в этом бою они практически бесполезны. Оставьте одну позицию для войск дальнего боя. Здесь возможны два варианта: либо эльфийские следопыты, либо инквизиторы (вы получаете возможность комбинировать воскрешение от инквизиторов и похищение души у Стража). Попробуйте поэкспериментировать. Остальные позиции оставьте «танкам», причем 4-5 уровня. Хорошо подойдут для этой цели рыцари и 3 отряда драконов (красные, зеленые, черные). Словом, готовьте огромную армию. Удачной игры!