Как заработать на ездовую зверушку? Где взять денег, чтобы спокойно оплачивать ремонт, покупать еду и прочие необходимые предметы? Как заработать стартовые деньги для игры на аукционе? Эти вопросы сейчас особенно актуальны, ведь совсем недавно открылись русские серверы World of Warcraft.
Известно, что горное дело (mining) — лучший навык для первого персонажа. Почему? Все просто. Поднимаясь в уровнях, вы попутно будете добывать руду, которая отлично продается. Причем высокий спрос сохраняется, что на медь, что на адамантит.
В этой статье мы поговорим о тружениках кирки — как и где копать, куда складывать добро и почем все это продавать. Прощай, нищая жизнь, здравствуйте, деньги!
С чего начать?
Первым делом, конечно же, изучаем навык «mining» и покупаем кирку. Где учат заветному умению, проще всего узнать у ближайшего стражника. На данный момент навык развивается до отметки 375. Прирост происходит только тогда, когда вы совершаете подобающие по специальности действия: добываете или плавите руду. В первом случае прогресс идет очень живо, но каждая жила увеличивает навык в лучшем случае на единичку. Второй вариант актуален только ограниченное время, так как плавка руды быстро перестает влиять на рост навыка. Суть процесса в том, что вы получаете очки за переплавку только до определенного уровня. Потом он окрашивается в серый цвет и прироста не дает совсем. Очевидно, что если плавить руду тотчас же, то вы сможете быстрее развивать навык. Но хватит теории, пора работать. В забой!
У каждой руды есть предел эффективности при переплавке. Как я уже отметил, вы можете поднимать навык только до определенного уровня, а потом ископаемое станет «серым» и перестанет приносить очки профессии. Эта таблица поможет вам сориентироваться, когда и как стоит плавить ту или иную руду. В этот список попали только те материалы, которые принесут очки навыка при переплавке. Наример, корий можно выкапывать только при уровне навыка 375, поэтому никаких прибавок, конечно же, не будет.
В первом столбце — список руд. Во втором отмечен уровень навыка, когда можно выучить рецепт плавки этой руды. Остальные столбцы показывают цвет рецепта при применении. Оранжевый — гарантированный прирост; желтый — увеличение навыка весьма вероятно; зеленый — навык будет подниматься редко; серый — плавка не даст прироста при любых условиях.
Переплавка руды
Руда | Уровень навыка | Оранжевый | Желтый | Зеленый | Серый |
Медь (Copper) | 1 | 1 | 25 | 47 | 70 |
Олово (Tin) | 65 | х | 65 | 70 | 75 |
Бронза (Bronze) | 65 | х | 65 | 90 | 115 |
Серебро (Silver) | 75 | 75 | 115 | 122 | 130 |
Железо (Iron) | 125 | 125 | 130 | 145 | 160 |
Золото (Gold) | 155 | 155 | 170 | 177 | 185 |
Мифрил (Mithril) | 175 | х | 175 | 202 | 230 |
Истинное серебро (Truesilver) | 230 | 230 | 300 | 305 | 310 |
Торий (Thorium) | 250 | х | 250 | 270 | 290 |
Оскверненное железо (Fel Iron) | 300 | х | 300 | 307 | 315 |
Адамантит (Adamantite) | 325 | х | 325 | 332 | 340 |
Этерний (Eternium) | 350 | х | 350 | 357 | 365 |
Оскверненная сталь (Fel Steel) | 350 | 350 | 355 | 367 | 375 |
Медь
Медь — первая руда, с которой мы будем иметь дело. Чем же хороша медь? Во-первых, она пользуется огромнейшим спросом. Бьюсь об заклад, что в любой момент времени кто-нибудь развивает кузнечное дело и ему требуется огромное количество меди. Вы всегда сможете найти покупателя практически на любое количество этого металла, и вам не придется выставлять ее на аукцион заново.
Случай из практики: когда я только начинал игровой путь, ждать помощи было неоткуда. Да и не хотелось получать все слишком легко. Я наотрез отказался от подарков моих друзей семидесятого уровня. Чтобы заработать на первого кодо, я усиленно копал медь и однажды продал за раз 50 пачек слитков. Вырученных денег с лихвой хватило и на зверя, и на обучение. Примечательно, что все полсотни пачек продались уже на следующий день.
Медь — это отправная точка в мир большого шахтерства. Этой руды очень много, и она есть на всех низкоуровневых локациях, поэтому мы не будем разбирать маршруты добычи на каждой конкретной местности. Вместо этого давайте разберем один показательный маршрут, который можно будет адаптировать практически к любой другой местности.
Как вы знаете, жизнь любого таурена начинается в Малгоре. Особенно хорошо, если этот таурен родился друидом. Дело в том, что способность прятаться и исчезать очень помогает в шахтерском деле. Вы можете не уничтожать врагов, которые обязательно будут шататься вокруг рудной жилы, да и риск получить по ушам от целой кучи монстров (или не монстров) куда меньше.
Где начать поиск ценных металлов? Чаще всего залежи появляются по краям локации и на склонах гор, если они, конечно есть. Очень советую обзавестись «шахтерской помощью», а именно набором дополнений, которые облегчают жизнь. Это Cartographer и Gatherer. Первый просто показывает, где руда может появиться, а второй запоминает, где и что вы выкопали (или собрали). Об этих дополнениях мы поговорим подробнее позже, а сейчас давайте вернемся к нашему бычку. Ему уже не терпится воспользоваться киркой и отковырнуть немного меди.
Честно говоря, для добычи меди родная земля тауренов не слишком подходит. Меди в Малгоре мало, куда лучше дела обстоят в Степях (они же Barrens). Вот уж где можно поставить добычу руды на поток. Если вы руководствуетесь правильным маршрутом, то к моменту возвращения к точке старта там уже появится новая руда.
Это важно: рудные жилы появляются вновь через некоторое время. Где-то они появляются быстрее, а где-то медленнее. В принципе, рассчитывать низшую руду нет смысла, ее и так много. А вот старшие залежи встречаются гораздо реже, и правильный временной маршрут будет очень кстати.
Допустим, наш путь начинается у Перекрестка. Куда лучше пойти? Конечно, к Забытым Прудам. Жилы можно найти и в самих водоемах, и на горе рядом. Дальше наш путь лежит на север, к краю локации. Не секрет, что больше всего точек появления находится именно на этих горах. Следующая точка — Нефтяное болото. Здесь находится еще одна возвышенность, которая богата медью. Следующая точка — Кабестан (он же Ratchet). На границе с Оргриммаром медной руды очень много, так что можно идти на юг до крепости Северной стражи. От крепости мы повернем направо и отправимся к лагерю Таурахо (Camp Taurajo). В южной части Степей руды уже не так много, а монстры гораздо сильнее. Поэтому лучше не тратьте время на бои с охранниками полезных ископаемых, а просто закончите круг. Тем более что осталась всего одна точка — пещера Стенаний. Отсюда вы можете либо двинуться к Перекрестку и переплавить там всю руду, либо пройти мимо него на север и продолжить добычу.
А что же делать с оловянной рудой, которая тоже водится в Степях? Вот о ней мы сейчас поговорим конкретнее, так как, на мой взгляд, олово — хороший металл для быстрого обогащения.
Добытую руду нужно куда-то складывать, и объема одного только рюкзака вам явно не хватит. На жизненном пути вы будете находить и получать за задания дополнительные сумки (коих можно повесить еще четыре), но раз уж копать мы начинаем сразу, то и задуматься о переноске сырья нужно заблаговременно.
Максимальное количество руды (или слитков) в одной ячейке — 20 штук. Если вы собираетесь добывать много руды и при этом не думать над местом под остальные предметы (в том числе и квестовые), то нужно сразу обзавестись полным набором дополнительных мешочков. Для старта подойдет набор коричневых кожаных сумок, которые вмещают в себя восемь ячеек предметов. Не экономьте, разница в 80 серебра с набором маленьких коричневых мешков (6 ячеек) отбивается при продаже первой же пачки руды, а восемь дополнительных ячеек на дороге не валяются. После первой продажи меди можно, в принципе, запастись комплектом тяжелых коричневых сумок. Восемь золотых не должны стать для вас проблемой.
Что дальше? Восьмиместных (или десятиместных) сумок вам хватит ровно до тех пор, пока вы не накопите примерно 30 золота на покупку комплекта сумок из пряжи Пустоты (16 ячеек). Почему не стоит обращать внимания на промежуточные варианты? Давайте разберемся. Первый набор из восьмиместных сумок мы купили за один золотой. Они продаются во всех крупных городах, и цена везде одинакова. Второй комплект из десятиместных сумок тоже продается у торговцев. Альтернативы ему почти нет, ведь всего три других мешка можно получить за задания. Все другие десятиместные альтернативы только выбиваются из монстров, а это слишком неопределенно.
Почему не стоит ориентироваться на сумки в двенадцать ячеек? Их всего пять видов: две можно сшить, две выпадают из монстров, и только одна продается у торговцев в городах. Небольшое исследование рынков на пяти серверах (включая русский) показало, что младшие сумки из ткани Пустоты появляются очень редко. Цена, правда, не кусается: за такие сумочки просят не более трех-четырех золотых. О непостоянности выпадения из монстров мы уже говорили, так что выбивать что-то специально нет смысла. Проще продать руду и купить то, что нужно. Но стоит ли покупать сумки по двенадцать ячеек за десять золотых? Именно столько просят за них городские торговцы. Конечно, нет. Еще восемь дополнительных ячеек не стоят того.
Следующая категория — сумки по 14 ячеек. Здесь ситуация почти такая же, как и в предыдущей категории. Из шести сумок только одну можно сшить, остальные выдаются в награду или выпадают из монстров. Сумка из рунной ткани стоит на аукционе в среднем пять золотых, и эта цена делает ее покупку бессмысленной, так как уже за семь можно купить чемпиона по соотношению цена\эффективность — сумку из пряжи Пустоты. Средняя цена на нее — семь золотых, но можно найти и дешевле. Как бы то ни было, накопив 30 золотых, вы сможете купить целый комплект таких сумок и не думать о свободном месте еще очень долго. Настоятельно рекомендую обзавестись комплектом сумок из пряжи Пустоты при первой же возможности.
Следующая категория сумок (по 18 ячеек) уже стоит на следующей ступени. На рынке за такие мешочки просят от 45 до 70 золотых. Понятно, что вещи такого класса может позволить только достаточно успешный добытчик, который уже обучился путешествиям на летающих существах.
Самая вместительная сумка (22 ячейки) продается в Шаттрате (Shattrath) у некой Хэрис Пилтон (Haris Pilton). Просит она за нее ни много, ни мало 1400 золотом. Для кого-то возможность купить эти сумки стала новой целью зарабатывать игровое золото.
Отдельно стоит поговорить о специальных шахтерских мешочках. Задуматься о них стоит за Темным Порталом, где владельцы таверн сразу же предлагают сумки емкостью в 20 ячеек, но годные только для руды, металлов, инструментов и точильных камней. Если вы уже завели сумки из пряжи Пустоты, то добавление всего четырех ячеек вряд ли что-то даст. А вот мешок с 28 ячейками выглядит очень солидно. Правда, купить у продавцов его нельзя, но и выбивать из монстров тоже не надо. Просто попросите мастера кожевенного дела сшить вам эту сумочку или просто купите на аукционе (не более чем за 50 золотых). Если вы копаете не просто часто, а очень часто, то без такой сумки вам не обойтись. Особенно если походы затягиваются, а свободное место ценится на вес золота.
В новом дополнении появятся шахтерские сумки на 32 ячейки. В любом случае что сейчас, что в WotLK проблем с транспортировкой сырья у вас возникнуть не должно.
Олово, бронза и серебро
Олово — вещь неоднозначная. Чтобы расти в навыке, вам все равно придется добывать этот металл, но при этом дорого продать его не удастся. Иногда он стоит даже дешевле, чем медь. Объясняется это тем, что ремесленники вообще не используют олово в своей деятельности, а горняки, наоборот, должны добывать его, чтобы двигаться дальше. Поэтому спрос на олово не просто низок, а крайне низок. Этим и нужно пользоваться, ведь на уровне навыка 65 вы можете выучить рецепт сплава меди и олова — бронзы. Бронза хорошо продается и пользуется стабильным спросом. Ее можно плавить до уровня 115, но главная особенность в том, что из одного слитка меди и олова получается сразу два слитка бронзы. Иногда бывает выгодно купить по низкой цене и медь, и олово, а потом переплавить и продать дороже.
Случай из практики: как-то раз один делец решил сбыть целую партию олова (около 100 слитков). Из-за большого количества сырья он не хотел пользоваться хитростями рынка и выкладывал свое олово всем скопом по цене выше средней. Спустя несколько дней он так и не продал товар и выставил его практически за бесценок. Мне удалось выкупить сразу всю партию менее чем за четыре золотых. Переплавленную бронзу же я выставлял уже по пять-семь золотых и в итоге заработал солидную сумму.
Так как же максимально эффективно добраться до среднего уровня? Для Орды и нашего таурена-друида идеальным местом по-прежнему будут Степи. Приоритетной рудой останется медь, ее нужно выкапывать больше, так как олово запросто можно докупить по низкой цене.
Это интересно: покупать олово можно не только на аукционе. Регулярно извещайте торговый канал о желании приобрести металл. Не исключено, что найдется игрок, который продаст вам достаточное количество по низкой цене (существенно ниже аукциона).
Почему именно Степи, а не Ясеневый лес (Ashenvale)? Все просто. В Степях руды, во-первых, больше. Во-вторых, там всего два вида: медь и олово. В-третьих, меди там в два раза больше, чем олова. Вы сможете поднимать навык на бронзе, а недостающее олово просто покупать. В Ясеневом лесу рудных жил куда меньше, они не слишком удобно расположены, да и часть локации занимает железо, которое мы пока копать не умеем.
На заметку: Альянс тоже не остался обделенным. Локация Темные берега (Darkshore) богата как медью, так и оловом. Однако стоит заметить, что Степи для добычи несколько удобнее.
Когда плавка бронзы перестанет давать результат (уровень навыка 115), придется набить десять пунктов на олове, а если повезет, то и на серебре. Серебро — это редкий металл, который иногда появляется вместо олова. Рассчитывать на него не стоит, так как он встречается ну уж очень нечасто. Однако он хорош тем, что стабильно дает прирост при переплавке (до 130) и к тому же весьма дорого стоит. Продайте всего одну пачку (20 слитков) серебра, и вам может хватить на обучение верховой езде и покупку «лошадки».
С отметки 125 начнется средний этап: железо, сталь, золото и мифрил (Mithril). Металлы этой группы встречаются уже не так часто. Если железо найти еще достаточно просто, то мифрил зачастую лежит в спорных (или общих) территориях, а это чревато разборками за право добычи, если вы играете на PVP-сервере.
Вместе с рудой из жил нередко добываются драгоценные камни. Если на начальном этапе они ничего не стоят, то начиная с отметки 125 драгоценные камушки приносят дополнительный доход. Весьма неплохой, кстати. Камни используются для производства множества предметов, поэтому на них всегда хороший спрос. Иной раз какой-нибудь редкий кристалл можно продать за полсотни золотых, а то и дороже.
В приведенной ниже таблице вы найдете информацию о том, откуда какие камни выпадают и сколько они в среднем стоят на аукционе.
Драгоценные камни
Рудная жила | Тип камня |
Медь | Малый лунный камень (3g), малахит (40s), моховой агат (3g), камень теней (80s), тигровый глаз (70s) |
Олово | Малый лунный камень, малахит, моховой агат, камень теней, тигровый глаз |
Железо | Аквамарин (6g), цитрин (1g), нефрит (5g), малый лунный камень |
Мифрил | Аквамарин, черный купорос (70s), цитрин, нефрит, малый лунный камень, звездный рубин (7g) |
Малая ториевая |
Черный купорос, синий сапфир (10g), огромный изумруд (25g), большой опал (10g), звездный рубин |
Богатая ториевая |
Азеротский бриллиант (16g), чародейский кристалл (12g), синий сапфир, огромный изумруд, большой опал, звездный рубин |
Оскверненное железо |
Оливин (2g), пламенный спессарит (2g), сумрачный дренит (4g), кровавый гранат (6g), золотой дренит (5g), лазурный лунный камень (1g50s), животворный рубин (60g) |
Малая адамантитовая |
Оливин, пламенный спессарит, сумрачный дренит, кровавый гранат, золотой дренит, лазурный лунный камень |
Богатая адамантитовая |
Оливин, пламенный спессарит, сумрачный дренит, кровавый гранат, золотой дренит, лазурный лунный камень, животворный рубин |
Кориевая | Чародейский кристалл, оливин, пламенный спессарит, сумрачный дренит, кровавый гранат, золотой дренит, лазурный лунный камень, животворный рубин |
В Запределье (Outland) из жил можно добыть еще и частички элементов (они же mote). В частности, с помощью горного дела можно добывать частички земли и огня, которые потом объединяются в истинный огонь или землю. Эти предметы пользуются колоссальным спросом, так как нужны для всех более или менее сильных чар (enchanting). Средняя цена на истинные элементы варьируется в диапазоне от трех до пяти золотых.
Железо, сталь и золото
Вот мы достигли двадцатого уровня и уже умеем копать (и плавить) железо. На среднем этапе цены на руду поднимаются на новую отметку. В зависимости от сервера за железные слитки могут давать от 15 до 30 золотых (в пачках по 20).
На заметку: иногда выгоднее продавать руду, а не слитки. Проверьте аукцион. Разница может достигать 40-50%.
Где лучше всего добывать железо? Конечно же, в Нагорье Арати (Arathi Highlands) и в Мельнице Таррен (Tarren Mill). Железная руда здесь доминирует, но в Таррен добыча все же идет лучше, так как там олова практически нет (или оно лежит на границе с другими локациями) и почти вся местность богата железом. В Арати все немного сложнее. Здесь залежи железа перемешаны с оловом, а действительно богатое место всего одно — участок между деревней Сухокожих и крепостью Тяжелого Кулака.
Тут уж ничего не поделать, придется рисковать головой, так как добывать руду любят не только ордынцы, Альянс тоже не спит. Впрочем, рисковать головой придется теперь всегда. Железо, мифрил и все остальные средние и старшие металлы находятся в локациях, где присутствуют и Орда, и Альянс одновременно.
О стали стоит поговорить особо. Она продается за те же десять золота (в среднем), что и железо. Вернее, по такой цене ее выставляют на аукцион. Наблюдения показали, что спрос на сталь очень ограничен. Получается, что вы потеряете или вообще не получите денег за этот металл. Почему? Судя по всему, большинство кузнецов обходятся железом и золотом, а потом сразу же переходят к мифрилу. Сталь просто не нужна им в производстве, поэтому спрос создавать некому. Поэтому просто обойдите этот металл стороной.
Золото, как и серебро, очень редко заменяет собой железную (или мифрильную) жилу. Золото всегда пользуется спросом, поэтому на нем нужно зарабатывать как можно больше. Делите пачки на отдельные слитки, дожидайтесь обновления аукциона и выставляйте все по хорошим ценам. Купят все равно, поэтому не стесняйтесь.
Случай из практики: как-то раз я очень долго не заглядывал на аукцион, потому что цена на ториевые слитки упала до отметки 38 золотых (обычная 50-60). Терять по 100-200 золота из-за дисперсии рынка не хотелось, и я выжидал. Попутно с торием я выкапывал мифрил (на него цена была хорошей, 30 монет) и золото. Собрав ровно две пачки золотых слитков, я продал их в тот же день, заработав на этом 400 золотых. Перенасыщение рынка торием не мешало золоту быть в дефиците.
Мифрил и истинное серебро
Мы потихоньку добрались до завершающего этапа «рудного путешествия». Мифрил уже не такой дешевый металл, как железо, и продается обычно раза в два дороже. Копать же его — одно удовольствие. Он в изобилии залегает в Танарисе и Бесплодных землях. Именно в Танарисе мне довелось выкопать большую часть этого металла. В Бесплодных землях залежи не хуже, но так случилось, что там я оказался много позже, да и то случайно.
Танарис — одна из лучших локаций для добытчика. Судите сами: руда залегает ровно по краям локации. А это значит, что в большинстве случаев вам не будут мешать монстры. К тому же задания из Прибамбасска (Gadgetzan) будут водить вас по Танарису таким образом, что не копать мифрил просто не получится.
Истинное серебро — еще один интересный металл, который заменяет собой месторождения обычной руды. Оно хорошо тем, что за него можно выручить сравнительно много денег, а также хорошо поднять навык. Этап с мифрилом — один из самых долгих (нужно поднять почти 100 очков). Проще всего проскочить этот этап в Танарисе. Здесь все рядом, нет сильных монстров, которые мешали бы копать, да и заданий достаточно, чтобы не копать мифрил специально.
Новое дополнение уже совсем близко. Возможно, уже сейчас вы качаете первые патчи, которые вносят сотни исправлений в игровой баланс. Что же принесет горнякам Нортленд? Во-первых, горное дело можно будет развить до уровня 450 очков, выкапывая четыре новых вида руды: Cobalt, Saronite, Azurite и Titanium. Из этих металлов можно делать сплавы: Froststeel, Titansteel, Hardened Saronite, Hardened Azurite. Судя по рассказам очевидцев, новая руда будет использоваться сразу тремя профессиями, поэтому и спрос на нее будет очень хороший. Некоторые прогнозируют, что первые несколько недель новые металлы вообще будет не купить на аукционе, так как любой лот будет покупаться сразу же. Остается только гадать, что будет твориться в воздухе и на земле. Уверен, что драка за каждую жилу будет нешуточной.
Новые жилы так же, как и в Запределы, будут «выбрасывать» продвинутые аналоги частичек элементов (например, crystallized earth и другие). Судя по всему, новые ценные камни тоже будут добываться здесь. Есть и еще одна радостная новость: лучшие шахтеры (те, кто довел навык до 450) получат прибавку в 35 выносливости, хотя некоторые источники говорят только о здоровье, которого добавится ровно 500. Что ж, жизненная сила лишней не бывает, особенно бесплатно.
В странствиях мой друид (и вор) пользовался дополнениями, которые сильно облегчают жизнь любому старателю. Их всего два, но больше и не нужно. Это Cartographer и Gatherer. Первый отмечает на карте, где может залегать руда. Второй просто запоминает те места, где вы выкапывали руду (собирали травки или открывали сундуки). Честно говоря, Cartographer мне кажется удобнее, так как он отмечает все возможные места на локации. Иными словами, вы точно знаете, где может появиться жила. Это также означает, что руда не обязательно появится там, где отмечено. С Gatherer все проще. Ударили раз киркой — и координаты уже бережно сохранены в специальном меню. Запоминается не только местоположение, но и шансы выпадения кристаллов, точильных камней и прочих сопутствующих материалов. Можно сделать так, чтобы внесенная в базу данных руда (или трава и сундуки) подсвечивалась на карте или схематично отображалась прямо у вас на экране. Модификация содержит уйму настроек, и вы сможете все сделать так, как вам удобно.
Есть один незначительный недостаток: вы можете пропустить, не заметить жилу и пройдете мимо нее. Правда, это решается обменом базами данных между игроками (гильдия, рейд, партия), но лучше всего использовать оба расширения одновременно. Благодаря Cartographer вы не пропустите ни одну жилу, а Gatherer на всякий случай запомнит их.
Торий
Я считаю торий лучшим металлом в мире World of Warcraft. Чем он хорош? Да тем, что из одной единицы руды плавится ровно один слиток. Все остальные драгоценные металлы (из WotLK тоже) требуют на слиток двух единиц руды. Проверка показала, что цены на адамантит если не равны, то достаточно близки к ценам на торий. Да, в Азероте летать нельзя, но вам не нужно разбираться с многочисленными конкурентами. Я уж не говорю о том, что торий копать приятно и практически безопасно. А если вы умеете прятаться, то безопасно на все сто. Давайте разберемся, как можно эффективно добывать торий.
Торийные жилы бывают двух видов: обычные и богатые. Богатые жилы ничем не отличаются, только руды в них больше (иногда раза эдак в два). Богатые жилы чаще всего обитают группами. То есть по карте могут быть раскиданы залежи мифрила и обычного тория, но самые сочные залежи будут появляться только в пещерах или в особо опасных зонах. Самый простой пример — Зимние ключи (Winterspring). Мелкие жилы мифрила и тория раскиданы по всей локации, но богатые залежи можно встретить только в самых опасных местах: на севере, востоке и юге локации. В южном регионе вообще живут одни элитные монстры, поэтому не каждый шахтер решится добывать там руду. Этим стоит пользоваться.
Чем еще хороша эта локация? Например, тут все рядом. Вы прилетаете в Круговзор (он же Everlook) и сразу же отправляетесь на восток или на запад. С одной стороны заледеневшее озеро, а с другой — пещера йети. Потом вы можете отправиться на север к Уступу ледопардов (Frostsaber Rock). Добывать руду там просто, ведь препятствий и гор нет. Но, с другой стороны, сильно мешают эти самые ледопарды, будь они неладны, которые очень любят бродить в невидимости и нападать в самый неподходящий момент. Если вы еще не перешагнули отметку 60 уровней, то нужно держать ухо востро. Южная зона — Теснина Зловещего Шепота — вообще не слишком подходит для одиночных походов (если вы не умеете прятаться), потому как там почти возле каждой жилки или прохода гуляют один или два элитных монстра. Хотя, если немного подучить повадки здешних обитателей, можно копать руду и здесь.
Мой любимый маршрут добычи тория прост. Начинаем в Зимних ключах, а потом отправляемся в Ан-Горо. Перелет на другой конец континента занимает пятнадцать минут. Плюс какое-то время уходит на добычу руды (допустим, минут двадцать). В Зимние ключи возвращаемся примерно через час, и к этому времени большинство (если не все) точек добычи уже появится вновь. Этот маршрут позволяет добывать руду спокойно, без суеты. К тому же вы можете делать паузы во время перелетов.
На заметку: существует много способов заработка денег. Вернее, очень много. Из всех мне больше всего понравилось заниматься горным делом (корни Ultima Online дали себя знать). Главное, чтобы заработок не успевал приедаться. Маршрут Ан-Горо — Зимние ключи в этом плане подходит лучше всего. Пока персонаж летал, я занимался своими делами. Всего две хороших ходки в день (вместе с полетами примерно два часа) обеспечивали мне прибыль до 300-400 золотых (иногда и 500, если попадается много камней). Если вы планируете зарабатывать на горном деле, то подбирайте оптимальный маршрут. Собирательные профессии в плане прибыли хоть и хороши, но очень быстро надоедают.
Последняя достойная упоминания локация — Восточное Лихоземье (Eastern Plaguelands). Ториевые жилы в некоторых местах там появляются очень быстро, но никаких интересных маршрутов с другими локациями тут не придумаешь. Мифрил и малые ториевые жилы, которые есть рядом в Западном Лихоземье (Western Plaguelands), оптимальным вариантом не назовешь — слишком малая цена за потраченное время.
Почем продать металлы и драгоценные камни? Какую цену установить и как правильно продавать руду и слитки? Давайте разберемся. Первое, что нужно сделать, — прицениться. Для этого нужно понаблюдать за аукционом несколько дней, чтобы проследить за ценами. Аукцион почти полностью обновляется спустя двое суток, поэтому в идеале надо подождать три-четыре дня и составить полную картину.
На заметку: если вы пользуетесь дополнением Auctioneer, то сканируйте рынок два раза в день в течение трех-четырех дней. Так вы получите полнейшую информацию о ценах на все товары.
Приводить цены, которые мне пришлось наблюдать более чем на десятке серверов, нет смысла — цены скачут достаточно активно. Сегодня вы можете продать что-либо с дополнительной прибылью 30%, а завтра цены упадут до половинной стоимости. За сколько продавать металл? Как не продешевить? Таблица примерных цен на металлы поможет вам не ошибиться и не потерять деньги. Не забывайте, что если на аукционе вообще нет какого-либо товара, то это, скорее всего, значит, что он в дефиците. Смело ставьте цены повыше — это отличная возможность неплохо заработать на пустом месте.
Это важно: в зависимости от населенности сервера цены могут (и будут) варьироваться. Где много игроков, там и много товаров. А если сервер еще полупустой, то и поставлять сырье некому.
Цены на металлы
Металл | Цена |
Медь | 3-4 |
Олово | 2-4,5 |
Бронза | 8-12 |
Серебро | 32-44 |
Железо | 17-24,5 |
Сталь | 12-20 |
Золото | 27-40 |
Мифрил | 28-35 |
Истинное серебро | 48-70 |
Торий | 46-60 |
Оскверненное железо | 42-50 |
Адамантит | 68-85 |
Корий | 130-170 |
Оскверненное железо
Вот мы и добрались до Запределья, где глаза разбегаются от точек появления всевозможной руды. Сразу же получите уровень мастера горного дела (это можно сделать в Траллмаре) и приступайте к... выкапыванию тория. Почему? Давайте разберемся. Навык будет расти все равно (я лично поднял уровень горного дела до 375 на маршруте Зимние ключи — Ан-Горо). Оскверненное железо почти всегда в избытке, так как многие копают его по пути к 70 уровню. Стоит оно едва ли больше, чем торий (а иногда и меньше). Добывать его труднее и дольше, ведь монстры будут куда сильнее, да и на слиток оскверненного железа нужно две единицы руды. Зачем вам все эти мучения?
Однако если душа требует новых открытий, то лучше места, чем Полуостров адского пламени (Hellfire Peninsula), не найти. Вся западная часть локации буквально нашпигована месторождениями металла. Но будьте готовы к драке. Не исключено, что неподалеку от вас найдется еще один шахтер.
Адамантит и корий
Адамантит — хлеб всех горняков в Запределье. За него постоянно идут бои: желающих заработать много, а жил мало. Этот металл лучше всего добывать в Награнде. Сосредоточьтесь на краях и центре локации — там шансы встретить рудную жилу максимально велики. К тому же вам не обязательно иметь летающую зверушку. В Награнде копать можно и так, хотя это гораздо опаснее.
Второе место для добычи адамантита — Лезвийные горы. Никакого конкретного маршрута нет, ведь вы к этому моменту будете летать, поэтому сможете спокойно обходить все препятствия и менять маршрут как душе угодно. Замечу только, что больше всего руды появляется на склонах гор и во всяких труднодоступных местах. Да, не забывайте, что из залежей адамантита очень часто выпадают частицы земли и этерниевая руда. Частицы весьма дороги, а этерниевая руда хоть и стоит мало, но все же это дополнительный заработок, а лишних денег не бывает.
В этой главе уместились все мелкие (и не очень) нюансы шахтерской профессии, которые не соберешь в одну тему. Знали ли вы о шахтерской этике? В курсе, где копать квестовые металлы? А знаете, что навык горного дела можно поднять специальными вещами?
В мире World of Warcraft существует особенная шахтерская этика. Представим, что вы путешествуете большой компанией (пять человек). По дороге вы натыкаетесь на залежи руды. Прежде чем приступить к добыче, следует спросить: «Any miners?». Если положительного ответа не поступило, то можете спокойно копать. Но вдруг кто-то из товарищей тоже развивает горное дело? Тогда руду надо как-то делить. Например, можно копать по очереди. А можно бросать кубик (то есть сделать roll), как в случае дележки вещей. Главное — не забывайте, что на одной жиле могут подняться несколько игроков. Копать могут все, но руду забирать будет только один.
В природе существуют вещи, которые улучшают уровень горного дела. Это зачарование на перчатки и специальный шахтерский шлем (Goblin Mining Helmet). Зачарованные рукавицы дадут два очка к навыку, а шлем сразу пять. Развеем пару мифов. Во-первых, шанс выпадения магических камней и частиц от навыка не зависит вообще. Во-вторых, так или иначе, даже если выкопать руду не получилось, можно попробовать еще раз, и навык обязательно улучшится. Так для чего же нужны эти вещи? Ответ прост — чтобы выкапывать руду, до которой вы еще не доросли. Бывает, чтобы выкопать, к примеру, серебро, не хватает каких-то пяти очков навыка. Редкие металлы и так не часто встретишь, а тут еще приходится пройти мимо из-за нехватки навыка. Стильный шлем с фонариком позволит вам добывать новую руду чуть быстрее.
Не все знают, что высекать руду из породы можно не только стандартной покупной киркой. Существуют и другие инструменты. Выглядят они, по правде говоря, все одинаково, зато владеть нестандартным инструментом куда приятнее. Самый интересный экземпляр, на мой взгляд, — это Digmaster 5000. Вот уж настоящее орудие для серьезного шахтера. Кирка наносит 38-71 урона, добавляет четыре очка ловкости и честно требует 175 пунктов горного дела для использования. Ко всему прочему, чудо-кирка еще и умеет понижать броню при ударе. Вот только, насколько мне известно, рудные жилы от добытчиков защищаться не пытаются.
Не все знают, зачем нужен младший кровавый камень (lesser bloodstone), который в больших количествах водится в одной из пещерок в Арати. Из этого металла не делаются сплавы, да и выковать ничего не получится. Единственное применение этой руды — задание, которое выдает Krazek в Booty Bay. Жаль лишь, что квест выдается только сторонникам Альянса. Хотя я, как таурен, язвительно замечу, что награда за это поручение не особо ценна.
Редкую руду, которая помечается зеленым цветом, лучше продавать с рук. Так вы получите больше и не потеряете на выставлении лота. К тому же вы сможете продать металл дороже. Как показывает практика, спрос на редкие вещи очень часто превышает предложение. Сплавов же, наоборот, стоит избегать. Покупателей на такой товар найти нелегко, а затраченные материалы по отдельности стоят куда дороже.
Впереди нас ждут металлы нового дополнения, но, честно говоря, ничего принципиально не изменится. Wrath of the Lich King хоть и обещает целый букет новых материалов, но многие из них будут сплавами или крайне редкими видами обычной руды (как корий, например). Новые земли, как и Запределье, будут завалены рудой, ведь игроков-то много, а локации хоть и велики, но по размерам до Азерота все равно не дотягивают. Как бы то ни было, в Азероте горное дело куда интереснее, поэтому советую получить максимум впечатлений до того, как войдете в Темный Портал.