Жалок тот полководец, который по газетам ведет войну. Есть и другие вещи, которые знать ему надобно.
Александр Суворов
Сегодня мы с вами затронем очень важную тему, разобравшись в которой сможем лучше понимать ход игры, а в итоге — чаще выигрывать. Каждый из нас в силу характера обладает уникальным ведением боя: кто-то любит блицкриг, кто-то игру от обороны, другие — постоянное давление или «западлостроительство». В этой статье я познакомлю вас c основными игровыми стилями и подробно опишу некоторые из них, показав плюсы и минусы на конкретных примерах. Кроме этого, я дам ответы на домашнее задание, которое было в предыдущей статье, и задам новые вопросы. В общем, нам есть чем заняться!
Пассивная игра
Пожалуй, начнем с разбора пассивного стиля, ведь новички очень часто играют именно так. При этом игрок не совершает никаких разведывательных, диверсионных или полномасштабных боевых действий, а просто развивается и строит все, что ему придет в голову. За всю игру может произойти одно или два крупных сражения, и, как правило, такие игры получаются скучными и малоосмысленными. Главный минус пассивности в том, что вы даете своему противнику полную свободу действий и, как результат, теряете инициативу. Одна из причин такого стиля игры — отсутствия знаний и плана. Выводы: чтобы не играть пассивно, нужно знать, чего вы хотите, видеть весь путь партии от начала и до вашей победы. Конечно, ваш план может оказаться неудачным, может быть сорван противником, но даже плохой план лучше его отсутствия.
Вопрос: в Warcraft 3 в игре за людей кем и почему нужно осуществить разведку в начальной стадии игры?
Ответ: ополченцем, так как у него увеличивается скорость передвижения, и он быстро может добраться до стартовой позиции противника.
Вопрос: некоторые игроки в Starcraft строят на месте, предназначенном для вашего газа, свой собственный. Они тратят на это свои ресурсы, но считают, что это все равно может быть выгодно. Почему?
Ответ: они тормозят добычу газа и замедляют развитие технологий, для которых он необходим.
Вопрос: что надо сделать при игре за землян в Starcraft, чтобы чужой разведчик не проехал к вам на базу?
Ответ: грамотно застроить проход.
Вопрос: как нужно экипировать разведчиков в Counter-Strike?
Ответ: В Counter-Strike каждый игрок — это разведчик, а экипировка покупается в зависимости от наличных средств.
Вопрос: играя в Starcraft, вы приезжаете своим разведчиком к противнику и не находите у него других строений, кроме главного здания. Что это может значить? Каковы ваши дальнейшие действия?
Ответ: ваш противник решил пойти в быструю атаку, построив казармы в центре карты. Вам необходимо приготовится к нападению неприятеля, перекрыв проход своими бойцами, и построить защитное сооружение.
Вопрос: вы играете за зергов, к вам приезжает чужой разведчик и почти добивает вашего рабочего. Что нужно сделать, чтобы ваш раненый рабочий полностью восстановил свое здоровье?
Ответ: заказать этим рабочим постройку газового экстрактора и потом отменить его. После этого к вам вернется ваш полностью здоровый рабочий.
Агрессивный стиль
Мой любимый стиль. Действуя агрессивно, вы навязываете противнику свою игру и диктуете условия. Агрессия начинается с первого разведчика, который приходит на базу противника. Он может начать отвлекать от добычи ресурсов или атаковать постройки. Конечно, вы не нанесете разведчиком большого вреда, но сможете отвлечь внимание оппонента и продемонстрировать свои агрессивные намерения. Следующим шагом будет, продуманная атака вашими войсками. Поддерживая напряжение, вы заставляете противника ошибаться и сбиваете его планы. Человек хотел уйти в высокие технологии, а вы заставили его потратиться на защиту. Он хотел мирно развивать дополнительные базы, но не может себе этого позволить, если вы все время атакуете. Однако учтите, что от агрессора в RTS требуется высокая скорость игры.
Примеры
Пример такого стиля — постоянные набеги на базу противника в Warcraft 3. Стоит только куда-то отлучиться, как на базу сразу нападает чужая армия. И тотчас же начинается уничтожение зданий, рабочих и одиночных бойцов, которые выходят из казарм. Что делать? Срочно возвращаться на базу! А если расстояние большое, придется телепортироваться. Соперник, видя это, может отступить, и как только вы снова куда-то отойдете своим войском, ситуация повторится. Действует на нервы? Еще как!
Другой пример — игроку не дают развить своего героя, буквально ходят за ним по пятам. Если вы начинаете убивать нейтральных троллей, на вас с тыла нападает армия неприятеля, и вам ничего не остается, кроме как использовать телепорт, а противник спокойно добьет нейтральных бойцов и получит опыт.
Случай из практики: мой противник построил быструю ресурсную базу и успел сделать большую армию. Я не хотел рисковать, нападая с фронта, и решил разделить его войска, сделав имитацию высадки мародеров. Враг отреагировал на это, как я и ожидал, после чего мне стоило лишь вернуть мародеров к основной армии и атаковать в лоб, пока часть войск противника защищала родную базу.
На этой картинке вы можете видеть четыре позиции, на которых расположены танки землян. По порядку от единицы до четырех будут расписаны подробные действия по прорыву такой обороны.
Самое главное будет высадить из челнока своих фанатиков прямо на танк, находящийся на первой позиции, тогда танки, стоящие на четвертой и второй позиции, начнут стрелять по фанатикам. В этот самый момент вам нужно совершить прорыв и напасть с фронта своими драгунами. Для этого необходимо разделить ударную группу на два отряда. Первым отрядом через щелчок мышкой убить танк, находящийся на второй позиции, а вторым отрядом как можно быстрее уничтожить танки, стоящие на третьей позиции. После этого добить оставшиеся два танка, стоящие на четвертой позиции, не составит большого труда.
Помните, что операцию нужно произвести молниеносно и синхронно.
Оборонительный стиль
Игра от обороны очень популярна. Почему? Все очень просто — так легче играть. При агрессивном стиле вам нужна большая скорость, отточенный микроконтроль, четкий «тайминг» и продуманная до мелочей экономика. А если мы используем оборонительный стиль, нам потребуется знание того, какие сюрпризы может преподнести соперник, и макроконтроль. То есть знания нужны и тут, но требования к скорости ниже! Как правило, игроки такого стиля разрабатывают развитие (build order) «на все случаи жизни», подавляют атаку и диверсии врага, при этом создавая сильную экономику и развивая технологии. Кроме того, такие игроки стараются избегать частых битв «стенка на стенку» и вместо этого постепенно укрепляют свое экономическое преимущество. Они стараются не дать сопернику захватить дополнительные ресурсы, периодически выходя своей армией в центр карты и контролируя ситуацию. Затем, уже с полным развитием технологий и мощным войском, игрок выходит с базы. Как правило, игра на этой стадии заканчивается, так как противнику нечего противопоставить технологиям и огромной боевой машине.
Такой стиль вводит соперника в ступор. Игрок вроде и не совершает никаких агрессивных действий, но шаг за шагом копит преимущество. Для успешного применения такой стратегии нужно хорошо продумать оборонительную линию, знать, как правильно построить здания, чтобы противник не пришел к вам в гости. Например, протоссы в Starcraft стараются так построить здания на дополнительной базе, чтобы там не пробежали «собачки» зергов, а открытые места прикрывают рабочими. И, несмотря на то, что вы теряете какое-то количество ресурсов из-за того, что рабочие помогают вашей обороне и закрывают проход, эта потеря — ничто по сравнению с потенциальными потерями от прорыва врагов на базу. А если противник, видя такую оборону, все-таки попытается пробежать, то он потеряет больше, чем приобретет.
Если соперник выбирает такой же стиль, как и у вас, то бишь игру от обороны, вы можете не опасаться непредсказуемых атак и биться «честно». Если оба игрока выбрали этот стиль, их игры наполнены красивыми зрелищными битвами и интересными ходами. Бои при этом получаются затяжными из-за больших армий и развития высоких технологий.
Примеры
Учтите, что нельзя играть только от обороны, иначе ваш стиль превратится в пассивный и вы утратите контроль над ситуацией. Игра от обороны — это стратегия, в которой, построив сильную экономику и развив технологии, вы рано или поздно сами становитесь агрессором!
Давайте приведем конкретные примеры. В сражении с зергами земляне очень часто используют стратегию с быстрой дополнительной базой. То есть, играя с одной казармой, они начинают постройку командного центра и ставят себе бункер для обороны. На этом этапе очень важно, чтобы вас не убили собаки, а чуть позже будьте готовы отбиться от муталисков. Для этого землянин вынужден строить много установок ПВО и одновременно копить армию, развивать технологии. После чего, собрав большую группировку войск, жители старушки Земли выдвигаются в атаку с целью убить зерга. В противном случае эти злобные мутанты захватят полкарты и начнут производство высокотехнологичных войск, которые будет практически невозможно остановить. В итоге уже зерг вынужден заниматься обороной, дабы пережить атаку землян и развить свои технологии дальше.
В противостоянии протосс-зерг практически все протоссы предпочитают развиваться через быструю побочную базу, делая застройку из зданий, которые прикрывают фотонные пушки. Эту застройку вы можете увидеть на рисунке. Защитив дополнительную базу от лобового нападения и стартовую локацию от атаки с воздуха, протосс переходит к необходимым технологиям, выстраивает мощную армию и идет в атаку.
На заметку: зерг также может выбрать оборонительный стиль. Типичный пример такого стиля демонстрирует один из очень сильных зергов Европы, под псевдонимом Dimaga. Он практически идеально отточил оборонительный стиль игры против различных тактик протосса. И благодаря этому он одерживал и продолжает одерживать победы над многими сильными игроками на различных турнирах. Смысл его тактики заключается в том, чтобы как можно быстрее захватить третью побочную базу и, не тратя деньги на войска, построить большое количество рабочих. Дальше за счет отличной экономики он выстраивает непроходимую оборону, чтобы отбить всевозможные атаки противника, и развивает свои технологии до максимального уровня. После этого зерг начинает производить высокотехнологические войска с различными улучшениями, и победа становится вопросом времени.
Что касается игры землян против протоссв, тут первые используют стратегию с осадным танком и постройкой второго командного центра. Это развитие дает возможность отбиться от первой атаки протосса и быстро развить экономику, с которой можно построить сильную армию, а с ней увеличить свои шансы на победу.
Партизанский стиль и игра ва-банк
Иногда попадаются люди, действия которых практически нереально предугадать. Их стиль и тактические задумки настолько уникальны, что шокируют даже очень опытного игрока. О ком тут пойдет речь? Конечно же, об игроках-диверсантах.
Их «коронка» — оригинальные игровые развития, основанные на слабой экономике, но опережающие обычные агрессивные стратегии по многим параметрам. Кроме того, у них очень сильный микроконтроль — каждого бойца они стараются использовать с максимальной пользой. Обычно у таких игроков этих стратегий целый арсенал, и если вы сыграете с одним из представителей диверсионной школы много игр подряд, то уверяю вас, они не перестанут удивлять новыми ухищрениями.
Тут стоит упомянуть и о термине «all-in». Это тактики, которые при грамотном исполнении не оставят сопернику и шанса, но в случае провала шансов не будет у агрессора.
Важные моменты при подготовке опасных тактик
Если вы планируете что-нибудь экстраординарное, очень важно лишить соперника разведки. В случае провала тактики вам будет очень тяжело изменить свой план, в то время как противник, добавив оборонительных зданий, потеряет немного. Поэтому старайтесь уничтожать разведку как можно скорее. Кроме того, старайтесь нападать тогда, когда соперник не готов принять бой. Например, как только ваш оппонент выдвигается в вашу сторону, высадите войска на его родную базу или совершите обходной маневр — это заставит его вернуться, и вы не только нанесете ему ущерб, но и выиграете время для постройки своей армии. На тренировках как можно больше времени уделяйте оттачиванию вашей стратегии, ведь это один из самых важных моментов. Необходимо продумать все до мелочей, чтобы в нужный момент у вас не возникло проблем с лимитом и постройкой войск. Конечно, микроконтроль тоже требует тренировок.
Случай из практики: на одном крупном турнире в Китае мне попался очень сильный корейский прогеймер, играющий за землян. Мне нужно было придумать какой-то нестандартный ход против него, и я решил поставить свою первую казарму в центре карты, чтобы мои войска быстрее добирались до вражеской базы. Реализуя эту идею, я знал — если что-то пойдет не по плану, можно легко проиграть. Но благодаря неожиданности и хорошему микроконтролю тактика сработала, и я выиграл. Выводы? Нестандартные решения требуют высокой техники.
На заметку: пример подобной тактики в Warcraft 3 — застройка башнями. Если план не прошел, можно сдаваться.
В Starcraft в последнее время земляне сильно эволюционировали. Особый вклад в противостояние зергов и землян привнесло новое развитие, которое придумал корейский игрок Fantasy. Это очень эффективная стратегия, суть которой заключается в том, что зерга сначала напрягают стервятниками, затем к нему на родную базу прилетает транспорт и высаживает все тех же стервятников, начиная убивать рабочих. Параллельно с этим землянин заказывает побочную базу и готовится отразить атаку муталисков, встречая их валькириями с голиафами. Стратегия агрессивна, нестандартна, да и экономика в ней на должном уровне.
Еще из новинок можно отметить активное применение крейсеров. Зергу, который дожил до высокотехнологических бойцов, очень неприятно видеть вылетевшие с базы землянина крейсера. А ведь они действуют не в одиночку, а при поддержке пехоты и научных судов. В последнее время так играют многие. Это говорит о том, что игроки продолжают придумывать все новые и новые фишки и противодействия к ним, несмотря на то, что игре уже десять лет! Что же говорить о более свежих играх?
Арсенал пакостей у зергов тоже очень богат. Это может быть и rush, очень эффективный против обнаглевших игроков, которые поздно строят войска или оборону. Неприятностью может стать массированная атака собаками с трех инкубаторов. Представьте, каково будет несчастному землянину или протоссу, ожидающему от зерга стандартного развития, когда он увидит у себя на базе множество злобных голодных собак, которые безжалостно все сгрызают! Очень часто, особенно на турнирах, используется так называемый гидра-rush с двух инкубаторов, и если зерг оставит протосса без разведки, то практически всегда убивает его.
Как показывает опыт, игрок, овладевший опасной тактикой, может победить гораздо более сильного и быстрого противника, играющего стандартно. Знание — сила!
Как правильно напасть в игре протоссов против землян, чтобы прорвать оборону, показанную на рисунке?
В какой момент нужно перейти из оборонительного стиля в агрессивный?
Каковы будут ваши действия, если армия противника намного больше вашей и он выдвинулся в вашу сторону?
Какова главная выгода от оборонительного стиля?
Ваш противник разгадал все ваши планы и приготовился к всевозможным диверсиям. Вы понимаете, что ваша задумка не принесет вам успеха. Ваши дальнейшие действия?
Если к вам на базу прорвался невидимый боец и у вас нет обнаружителя, каким способом можно его уничтожить?
Вы играете зергом против землян, и в атаку на вас выдвигается большой отряд, состоящий из двадцати пехотинцев и четырех медиков. У вас есть только три наблюдателя (Lurker) но если они начнут рано атаковать, то землянин кинет «сканер» и уничтожит их. Что нужно сделать, чтобы вы своими наблюдателями убили всю пехоту?
В каких случаях чаще всего делается «застройка»?
Что нужно сделать для того, чтобы ваша диверсия нанесла максимальный урон?
Заключение
Важно понимать, что игрок высокого уровня отличается от обычного игрока своей гибкостью. Если обычный игрок выбрал себе план на игру, он старается придерживаться его, несмотря ни на что. А настоящий профессионал может менять свою игру в зависимости от развития событий. Киберспортивные игры подобны шахматам. Каждый шаг необходимо хорошо обдумать, знать, что и когда делать. Кроме того, очень важно удивлять соперника, привносить в игру что-то новое, быть на шаг впереди. Поэтому важно менять стиль, быть непредсказуемым.
К примеру, начав партию с агрессивной стратегии, хороший игрок с легкостью переведет игру в макро-русло (экономическую войну), тем самым поставив соперника в тупик, так как тот будет ждать продолжения агрессии и отсиживаться в обороне. Затем, когда соперник свыкнется с мыслью о том, что игра пойдет в макро-стиле, он получит неожиданную атаку, будь то десантная операция или нападение с фланга. Это лишь пример изменения игровых стилей, таких вариаций может быть много, в зависимости от сложившейся ситуации.
Чтобы стать мастером своего дела, необходимо тренировать все аспекты игры по отдельности. Чтобы уметь быстро и эффективно переходить от одного стиля к другому, хорошего понимания игры и теории мало. Нужно еще много практиковаться, оттачивать мастерство. Вначале вы можете овладеть агрессивным стилем игры и тренировать только его, играя по многу партий каждый день. Затем переключайтесь на стиль от обороны, и так далее. Лишь получив опыт использования каждого из стилей, вы сможете чувствовать игру, знать, когда стоит атаковать, а когда нет. Несмотря на то, что вроде бы все уже изобретено, вы можете внести свой вклад в развитие каждой игры, научившись менять стили и придумывая разные вариации стратегий.
На этом наше небольшое исследование игровых стилей подошло к концу. Имейте в виду, что теория мертва без практики и творчества, поэтому, во что бы вы ни играли, постарайтесь нащупать свой стиль, придумать что-то новое и, самое главное, — получить от всего этого удовольствие!