Чем дольше живет герой, тем лучше всему королевству. Живые тратят деньги, ходят в походы за флагами, в промышленных масштабах поглощают целительные зелья. Значит, чем живее герой, тем больше денег он потратит, тем больше монстров сможет сразить! А случайно погибшие товарищи становятся серьезной обузой для казны. К тому же в местах скопления тел нередко возникают кладбища, которые плодят всякую нечисть. Как избежать смерти и продлить молодость? Вот настоящая задача для любого правителя!
Таков от природы
Способность сносить удары судьбы в игре определяется параметрами героя. Кто-то лучше переносит магию, кто-то хорошо справляется с обычными атаками. Иные вообще плюют на защиту в надежде убить врага быстрее, чем испустят дух сами. Неправильный выбор противодействия ведет к потере денег: вы нанимаете новых героев и теряете деньги от налогов (мертвые не могут защищать королевство). Круг повторяется — нанимать придется много и часто, так как на первом уровне никто не хвастается живучестью. Кого же выбрать?
Некоторые миссии ограничивают выбор игрока, зато другие позволяют делать все, что угодно. Первое здание для постройки — Gnome Hovel. Гномы хоть и хрупки, но если построить всего троих, они быстро получат несколько уровней и смогут купить целебные зелья. От природы коротыши наделены солидными показателями парирования и блокирования — по 75. Добавим сюда колечко защиты (+10 ко всем защитам и +2 к броне), купим (он сам купит, конечно же) хороший кинжал — и вот гном преображается на глазах.
Это важно: три гнома вместо девяти подойдут только тогда, когда вам не нужно поддерживать целостность зданий постоянно. Если есть возможность чиниться обычными крестьянами, то зачем плодить бесполезную ораву?
На высшую нежить или, скажем, минотавров малыши не пойдут, зато лихо очистят город от крыс и троллей. Жаль, что гномы не считаются за героев, поэтому для улучшения замка придется построить Ranger Guild. Бойцы из егерей никудышные, зато разведают окрестности да, может, от крыс спасут.
Это важно: показатель уклонения у егеря — 50. Достойно на первый взгляд, но на деле лесники мрут от кого попало. Воры, впрочем, тоже не лучше.
С Warrior’s Guild лучше повременить, так как воины — не лучший выбор. Они просто очень средние бойцы, которые медленно ходят и средне дерутся. Умирают они также средне. Чаще паладинов, но реже магов.
После улучшения открываются храмы и гильдия магов (Wizard’s Guild). Колдуны хорошо защищены от магических повреждений, но в остальных ситуациях умирают даже от испуга. Волшебство требует жертв, поэтому маги от природы хилы, трусливы и неповоротливы. Лучший способ продлить им жизнь — не выпускать, пока не будет прикрытия ближнего боя. С группой паладинов или адептов маги охотно выползают на прогулки и не умирают от первого же скелета, крысы или чего-нибудь еще.
Это интересно: кольцо защиты магу не поможет никак, будь он хоть на уровне выше тридцатого. Однако колдуны все равно покупают драгоценности, так что не закрывайте рынок лишний раз.
Кстати, о скелетах. Как показала практика, самые умирающие герои в Ардании — жрицы некой Krypta. Даже на высоких уровнях (10 и выше) они умудряются неожиданно отдать концы. Орды нежити и поглощение здоровья не спасают. Феномен жриц Крипты до сих пор остается загадкой, поэтому лучше не тратить на них деньги.
Это важно: воскрешение жриц не окупается. Несколько раз мне приходилось начинать миссию заново из-за двух жриц 15 уровня, которые умерли по три раза подряд. Виной тому был обычный минотавр.
Титул самых живучих героев Ардании заслуженно получают лекари, которые обитают в Temple to Agrela. Крайне невыразительные характеристики могут ввести в заблуждение, но лекари — универсальны. Они воскрешаются (бесплатно!) столько же раз, сколько имеют уровней. Плюс они лечат друг друга и себя. Так, например, нападение крысы или любого среднего или слабого монстра может стать для лекаря (а то и для нескольких сразу) путевкой в жизнь. Монстр бьет героя, тот упорно лечится и растет в уровнях. А чем выше уровень, тем меньше шансов скончаться насовсем. Замечено, что лекари от 10 уровня и выше выживают даже в самых враждебных условиях.
Случай из практики: в одной из миссий к середине первого же дня на город нападали орды монстров. Я пробовал действовать по-разному, но ни одна стратегия не приносила победы. К десятому повторению я решил сделать ударный отряд паладинов (которым флаги и не нужны, сами ходят) и две группы поддержки лекарей, чтобы вообще никто не умирал. Первое же нападение монстров закончилось длительной тренировкой. Лекари добрались до 10-15 уровня, а потом «танковали» всех, кто жил на карте.
Выбор грубой силы между приверженцами Fervus и Dauros сделать легко. Хоть культисты и бегают быстрее монахов, но по боевым качествам сравнивать эти храмы нельзя. Задумчивые монахи отлично уворачиваются и парируют даже без кольца, а почти полная невосприимчивость к магии окончательно склоняет чашу весов на сторону добра. В виде дополнительного подарка «добряки» получают возможность нанимать в Warrior’s Guild паладинов, которые всегда славились отличными характеристиками. Пускай здоровья в разы меньше, чем у Warrior of Discord, зато паладин выживет и выйдет победителем в схватке с десятком пауков (при наличии хотя бы 5-6 уровня). Сильный, грозный и могучий воин хаоса вряд ли переживет сопоставимое столкновение.
Заключительная группа храмов представляет абсолютное противостояние тьмы и света. Адепты Lunord предпочитают скорость ветра и множественные, но слабые удары. Солнышки Helia носятся с нелегкой на вид дубиной и жгут неугодных пламенем. При сопоставимых стартовых характеристиках адепты выглядят привлекательнее, ведь они — самые быстрые герои во всей Ардании. Причем их скорость от природы больше, чем у остальных, а уж при наложении специального заклятья (которое они колдуют сами) ни догнать, ни обогнать адепта нельзя. Это критично, когда герои уходят в длительный поход, а на базу без приглашения вламывается орда гоблинов или незаметно подкрадываются йети. Показатели физической защиты к двадцатому уровню сравниваются, но по скорости приверженцы Temple to Helia будут проигрывать всегда. Кроме того, тройной удар адепта куда опаснее всех огненных заклятий.
Это интересно: Temple to Lunord — мой любимый храм. Я частенько слышал, как адептов называют бесполезными, но на самом деле они лучшие бойцы в игре! Кто еще с легкостью уворачивается от ударов, быстро бегает, часто пользуется амулетом телепортации и часто и больно бьет? Никто. А подняться в уровнях адепты смогут быстро (тройной удар появляется не сразу), только не забывайте о целебных снадобьях.
Магическая медицина
Не одними природными данными продлевается жизнь. Иногда небольшое вмешательство извне способно сэкономить кучу денег (о спасении жизни мы даже не говорим). Как монарху вмешаться, чтобы подопечным здоровее жилось? Во-первых, нужно построить рынок или, на худой конец, торговый пост (Trading Post) недалеко от замка.
Это важно: при недостатке денег рынок постоянно занят торговыми днями, а в это время герои там не закупаются. Положение может спасти торговый пост.
Лечебные зелья покупают почти все (варвары очень неохотно берут), и это единственный способ продлить жизнь героя до появления любой магии. Только обитатели Warrior’s Guild иногда могут спастись после применения призыва к оружию (Call to Arms). Все остальные предоставлены сами себе вплоть до появления Wizard’s Guild. Это замечательное здание позволяет накладывать на кого угодно невидимость (Invisibility) всего-то за 400 монет. Любой противник тут же теряет интерес к невидимке и переключается на другую цель. Порой исчезновение — единственный способ спасти героя, который впал в ярость и рубит все подряд. Герои со статусом Berserking очень редко отступают, а иногда даже не пьют зелья. Единственный недостаток — вся магия колдунов имеет ограниченный радиус действия, поэтому придется построить несколько ретрансляционных вышек. Если природа вокруг не очень агрессивная, то вы быстро заметите пользу.
Это важно: если в округе водятся гоблины, крысолюди, минотавры и им подобные существа, то вышки долго не проживут. Реже всего на них нападают звери: варги, пауки и медведи. Скелеты и зомби тоже предпочитают не трогать волшебные дома.
гов. Они ничего не смогут ему сделать, если не придет маг.
После постройки храмов игрок получает еще несколько способов влияния. Лечение за 200 монет гарантируют храмы Agrela и Fervus. Любой герой излечивается полностью, но статус берсерка при этом не снимается. Так можно всю казну просадить на «таблетки», а герой все равно умрет. Правда, иной раз выгодно помочь герою, который попал в переделку. Тысяча монет за пять-шесть уровней — хорошая цена.
Различные останавливающие и замедляющие заклинания (Petrify и Vines) тоже идут в ход, но цена кусается. Иной раз проще воскресить героя, чем спасать его, а потом все равно воскресить. В этой группе безоговорочным лидером считается Winged Feet. Это заклинание монарх может наложить на героя (или подданного, а то и на монстра) в ручном режиме. Крысолюд гонится за магом? Не беда. Сборщик налогов попал в плохую компанию? Все в порядке. Моментальное ускорение иногда оказывает критическое влияние на ход партии.
Это интересно: миссию The Siege без адептов пройти почти невозможно. Караваны, которые нужно ограбить, появляются далеко от базы. Окаменение останавливает их, но никто не успевает добраться. Решение квеста оказалось простым: окаменение плюс адепты с телепортацией.
Финальные заклинания храмов Krypta и Agrela позволяют вернуть многострадального героя к жизни в тот же момент. Фактически эти храмы нужно улучшать как можно скорее, ведь они дают самое дешевое воскрешение в игре. Маленькая хитрость: после смерти какого-либо героя (он даст вам знать) уменьшайте скорость игры и через меню гильдии ищите покойного. Так вы сможете воскресить героя до того, как его могила пропадет. Хитрость пригодится, когда разом погибают сразу несколько героев.
Еще один способ воскрешения — Mausoleum. Мертвые попадают в него через какое-то время, а цена возвращения составляет 2000 золотом. Если не успеваете воскрешать лично — постройте мавзолей. На всякий случай.
Это важно: «храмовые» заклинания можно накладывать по всей карте без ограничений.
Последний достойный внимания способ продлить жизнь вашим героям — Magic Bazaar. Рынок волшебных пузырьков радует королевство деньгами, а героев собственно магическими снадобьями. Сила и регенерация — конечно, хорошо, но бал правят три марки питья: Shapeshift, Tonic of Speed, Invisibility. С последним все ясно — это та же невидимость, что и у гильдии магов, но в мобильном варианте. Тоник скорости — аналог Winged Feet, что тоже очень полезно. Наконец, Shapeshift превращает героя в какое-то существо. Warrior of Discord, например, превращается в минотавра, но больше всех повезло колдунам. Приняв на грудь, они становятся медузами. Полная невосприимчивость к магии, дополнительное здоровье и улучшенные характеристики — чего еще надо? Жаль только, что все эти «покупные» средства герои применяют исключительно по собственному желанию, а это штука очень непредсказуемая.
Долгих лет жизни вашим героям. Поменьше кладбищ, побольше садов. Никогда не забывайте о магии, ведь без присмотра такого родного монарха все королевство чувствует себя незащищенным. И последний совет — никогда не закрывайте все рынки! Бессмертие героев кроется в обычных вещах, которые выпиваются что на первом уровне, что на тридцатом.