In an interstellar burst
I’m back to save the universe
Radiohead, «Airbag»
Тропа человека с имплантатами в Mass Effect нелегка. Здесь и исключительно трудные начальные часы игры, в которых силы героя еще невысоки, и необходимость подбирать напарников не по своему вкусу, а чтобы компенсировать две самые главные слабости — битвы на дистанции и технические навыки. А есть еще и трудности в разговорах... Если при всем этом выбрать уровень сложности «Невыносимый», игра действительно может оказаться непростой. Облегчить ее — задача этой статьи.
Магия умений
Сначала стоит разобраться с умениями, потому как без досконального знания того, что же может наш герой, далеко не уедешь. Да и навыков у нашего героя много, и практически все они активные, требующие применения прямо в бою. По части разнообразия у адепта все в порядке — немногие классы похвастаются столь большим набором уникальных способностей. Стоит сказать, что изначально биотик — существо слабое и ранимое и даже при грамотном развитии героя существует опасность, что какой-нибудь шальной снайпер одним выстрелом перечеркнет линию жизни персонажа. Панацея — призовые умения, которые игра щедро раздает после выполнения некоторых достижений (они же achievements). Их мы тоже рассмотрим. Итак...
Барьер. Прекрасный навык, отчасти нивелирующий неспособность адепта носить броню. Тут важно определиться со своим стилем игры — если вам нравится, размахивая шашкой, нестись прямо в толпу врагов, то, понятно, без защиты не обойдетесь. Барьер даже на первом уровне развития прибавляет довольно много энергии щитов, и на непродолжительную схватку хватит. Но коль скоро вам по душе сидеть в укрытии, делая редкие, но точные выстрелы, особенно много очков в умение можно и не вкладывать. Впрочем, совсем без него вы не обойдетесь, и крайне рекомендуется иметь хотя бы пятую ступень мастерства. На последнем уровне развития это добавит 1000 единиц (!) энергии с сорокасекундной перезарядкой.
Бросок. Многие считают это умение одним из лучших в игре. Навык прекрасно подходит для удержания врага на дистанции, разрушения укрытий, а уж в комбинации со способностью «Подъем» вытворяет совсем фантастические вещи. Кроме того, некоторые способности открываются только при развитии броска, так что советую не пренебрегать им. На максимальном уровне имеет радиус действия 6 метров и сорокасекундную перезарядку, вдобавок враги оказываются оглушены на пять секунд.
На заметку: можно провернуть следующий трюк: оглушаем недруга и пытаемся цинично запинать его, пока он оклемывается. Суть в том, что в ближнем бою Шепард также отбрасывает противника на землю, и тот уже никогда с нее не встанет. На синтетических гетов, что удивительно, тоже действует.
Деформация. Несмотря на то, что это первая способность у класса, она используется до конца игры. Очень хорошо помогает в схватках с «боссами» или просто сильными врагами — например, кроганами. На максимальном уровне развития наносит 10 единиц повреждения в секунду и снижает защиту врага на 75%.
Подъем. Прекрасное умение, чуть ли не на грани жульничества. Особенно хорошо комбинируется с дробовиком — вы поднимаете врагов в воздух и, пока они беззащитным грузом там висят, подбегаете и делаете несколько выстрелов в упор. Или можно попробовать вариант со снайперской винтовкой — недруги летают по предсказуемым траекториям, и попасть в них — дело техники. На максимальном уровне развития радиус достигает шести метров, время действия — двенадцати секунд. Перезарядка стандартная: сорок секунд.
На заметку: в сочетании с броском можно просто-напросто швырнуть врага в глубокую пропасть. Это повлечет повреждения, несовместимые с жизнью. Но никаких призов в инвентарь с такого противника уже не упадет.
Сингулярность. Посмотрели на работу навыка? А теперь забудьте. Сингулярность фактически делает то же самое, что и подъем, но действует меньше. А значит, и враги оклемаются быстрее, что непозволительно. На высоком уровне радиус равен восьми с половиной метрам, время действия — восемь секунд.
Стазис. Аналогично. Кроме того, что оглушает цель на двадцать одну секунду при максимальном уровне, ни на что больше не годно. Деформация, подъем и бросок в комбинации друг с другом могут сделать куда как больше. Так зачем тратить очки развития на бесполезный навык?
Стандартная броня. Вроде бы сей пункт хорош — как-никак, увеличивает защитные свойства, что в условиях хилости биотика исключительно полезно. Но, во-первых, у нас имеется барьер, а во-вторых, усилить свой щит можно и с помощью электроники. Поэтому броня попадает в категорию бесполезных навыков.
Пистолеты. Здесь никаких вопросов нет, пистолеты — основное оружие адепта. Разве что вы возьмете себе в качестве призового умения дробовик или штурмовую винтовку. На максимальном уровне развития дает следующие плюсы: 20% к урону и 30% к точности.
Как видно, с базовыми умениями особой каши не сваришь. Да, можно следовать по нормальному пути, не используя особые навыки, но это намного труднее. Даже несмотря на то, что недостатки защищенности отчасти нивелируются «Барьером», все равно адепт держит малопочетное предпоследнее место в хит-параде самых хилых классов. А защита нам нужна, так как силы героя на дальней дистанции не действуют.
Таинственные хранители остаются загадкой вплоть до самого финала.
Капитан Шепард — спортсменка, биотик и просто красавица.
Фонтан и герой. Фотография на память перед тем, как покинуть Цитадель.
|
Поэтому крайне рекомендуется пройти игру один раз, заработав некоторые премиальные навыки, и лишь потом браться за биотика. Лучше всего для должности первооткрывателя подходит класс разведчика, чтобы получить все нужные призы. Давайте взглянем на несколько оптимальных вариантов комбинаций адепта с другими классами.
Электроника. Самый популярный и довольно действенный вариант. Для получения умения нужно применить прием «Перегрузка» семьдесят пять раз. Дело в том, что электроника добавляет энергию щитов при развитии — немного, но остальное мы добьем с помощью «Барьера». При максимальном уровне добавляет двести семьдесят пунктов энергии на защиту. Минус в том, что вам придется на время забыть о родных биотических навыках и усиленно взяться за хакерские дела, которые не очень хорошо подходят персонажу. Но если вам просто и без прикрас нужна защита — это лучший вариант. Если же скомбинировать «Барьер», электронику и специальные улучшения на броню, вроде модулятора щитов, биотик мигом получит статус самого защищенного героя в игре.
Снайперская винтовка. Получается при убийстве ста пятидесяти противников из этого оружия. Замечательный вариант, когда вам нужен персонаж, не отвлекающийся на посторонние навыки. На дальних дистанциях расчехляете винтовку, а когда враги уже сообразили, откуда в них стреляют, и бегут к вам, обрушиваете всю мощь родных умений и верного пистолета. Другое дело, что не всегда можно использовать снайперскую винтовку с начала схватки, так что и здесь выбор совсем не очевиден. Но если планируете много странствовать по просторам далеких и неизведанных планет, никак не обойтись.
Дробовики. Уже имеются у штурмовиков, комбинации адепта и солдата. Другим же доступны при убийстве 150 врагов из этого оружия. Простая идея — заменить базовый пистолет на куда более мощный дробовик. Здесь все сходится — и дистанция (как раз такая, чтобы можно было использовать способности), и урон, и специальное умение «Резня». Но при этом ваш герой все так же незащищен (без электроники щиты не так уж и хорошо прикрывают) и не может отстреливаться на огромных пространствах необитаемых планет. Отчасти эти слабости нивелируется союзниками, но сильно опираться на команду я бы все же не советовал.
Вот три самых популярных комбинации. Отчасти к ним можно добавить «Первую помощь», чтобы эффективно лечиться, но при этом герой по-прежнему останется плохо вооружен, незащищен и слаб. Есть еще один способ упростить себе жизнь — квест «Rogue VI», с помощью которого можно добавить к базовой специализации еще одну. Выполнять его, понятно, надо сразу же при получении, так как плюсы идут серьезные. Адептам предоставляются на выбор следующие варианты:
Мститель. Увеличивает продолжительность всех биотических умений; дает плюсы по повреждениям к броску, деформации и подъему. Применимо все это лишь в том случае, когда у вас и так есть заоблачный показатель защиты или вы настолько осторожны, что можете позволить обойтись и без «толстых» щитов. Замечательно комбинируется с дробовиками — штурмовикам на заметку.
Защитник. Усиливает умение «Барьер» по все параметрам, уменьшает перезарядку всех умений и при некотором развитии усовершенствует умение «Стазис» — теперь оглушенного врага можно бить. И это однозначно лучший вариант для тех, кто проходит игру на сложности «Невыносимый» или просто играет первый раз. Учитывая то, что «Барьер» и без специализации умение не слабое, с ней биотик уже способен конкурировать с боевыми классами по части открытого боя. Хотя даже штурмовик может стать защитником, чтобы получить уменьшенную перезарядку навыков. Впрочем, многие недостатки класса можно прикрыть правильной комбинацией союзников, и об этом мы поговорим в следующем разделе.
Дружная компания
нере знакомые по Oblivion черты.
При выборе соратников у адепта особых развилок нет — нужно брать тех, кто скомпенсирует ваши собственные слабости. Отчасти нивелировать это помогает правильный набор умений, но даже при самых лучших комбинациях есть товарищи, которых в путешествие брать точно нужно. Вот несколько самых популярных «компанейских» схем:
На схемах: на графических схемах определенный цвет подразумевает определенную команду напарникам. Зеленый — «держать позицию», красный — «атака». Стрелки тех же цветов по направлению к врагу обозначают дистанционную атаку (зеленый) и схватку на короткой дистанции (красный). Черная стрелка между членами партии — указание на то, кто кого должен прикрывать.
Кроганский гамбит. Рекс и Тали; этот вариант выбирается, когда у вас нет в запасе «Электроники» или дробовиков. Схема проста, как сибирский валенок: Тали помогает справляться с гетами с помощью технических умений, Рекс всех прикрывает. Главное тут — отключить автораспределение очков навыков у товарищей, нам от них нужны конкретные способности, и желательно поскорее. У кварианки первым делом надо добраться до «Взлома ИИ», отключающего систему «свой-чужой» у роботов. Ведь так приятно сгруппировать противников с помощью броска и смотреть, как они поливают друг друга огнем. Крогану обязательно надо развить до предела броню и дробовики и экипировать его соответственно. Рекс будет исполнять роль камикадзе, бросаясь в толпу врагов с включенной «Резней». Одно плохо у команды — в ней два специалиста в одной области, и это может негативно сказаться в некоторых ситуациях. Очень желательно для такой комбинации взять в качестве призового умения снайперскую винтовку, чтобы поддержать товарищей в опасной битве.
Паровой каток. Эшли и Рекс; кроган продолжает изображать камикадзе, а воительница с Земли нам нужна для прикрытия тыла. Такая комбинация вообще не встречает проблем на своем пути, но вот вскрывать защищенные ящики с призами без затрат уни-геля вы не сможете (а некоторые останутся тайной за семью печатями, как бы вы ни старались). В этом случае берите «Электронику». |
Последняя линия защиты. Тали и Гаррус; развиваем у кварианки линейку дробовика и дешифровки, она будет играть роль эдакой мобильной турели — отгонять врагов с помощью «Резни» и портить им жизнь «Саботажем». Турианца учим на специалиста-снайпера, чтобы недругам жизнь медом на дальних дистанциях не казалась. А если кто-то все же доберется до собственно команды, там их встретите вы — весь в белом и с полным арсеналом биотических навыков. Недостаток в том, что прикрытие из Тали — откровенно среднее и долго стоять на своем посту она не сможет. Готовьте умение «Единство». |
За стеной. Гаррус и Рекс; вариант, схожий с предыдущим, вот только вместо кварианки идет Рекс. Из него выходит отменное прикрытие для Гарруса, а вы тем временем уже готовы встретить нападающих «Броском». Но контейнеры с броней и оружием все еще останутся недостижимой мечтой. |
Спасение утопающих. Лиара и Тали; интересный, но очень трудный в исполнении вариант. Тали вновь станет специалистом в дробовике, у Лиары же тренируем те биотические умения, которые у вас находятся на низком уровне развития. Как только враг подбирается на нужную дистанцию, его встречают два сильных мастера нулевого элемента, и ничего путного он сделать не сможет. В это же время беззащитного недруга поливает огнем кварианка. Но дело в том, что у всей компании откровенно слабое здоровье, и если противник выживет после «обработки», то не поздоровится уже вам. Отчасти эта проблема отступает при правильной подборке экипировки с плюсами к щитам и регенерации здоровья, но при открытом столкновении команда все равно откровенно слабовата. Зато если вы сможете умело управляться с напарниками при помощи тактической паузы, то никто не в силах будет помешать вам на пути к победе.
Как вы видите, здесь перечислены далеко не все комбинации, но пусть остальные останутся в качестве домашнего задания — посмотрите, например, на связку «Один выстрел — один труп» (Лиара и Гаррус) или пару из доктора Т'Сони и Эшли. Можете составить не защитную, а атакующую команду — простор для творчества огромен.
Иногда получается навести такую бучу в стане врага и в одиночку.
Один из астероидов.
Месторождения иридия по версии BioWare выглядят странновато.
|
О невозможном
Все вышесказанные варианты, конечно, хороши, но только на уровнях сложности от «Легкого» до «Тяжелого» включительно. Если же вы захотите получить медальку «Игра пройдена на невыносимом уровне сложности», приготовьтесь к тому, что развилок в развитии персонажа никаких быть не должно — выжить на «Невыносимом» можно только при строго определенной подборке умений и команды. Так как же получить заветную награду?
Пройдите игру персонажем один раз на «Нормальном» и лишь затем беритесь за тяжелейший режим. Выходить героем первого уровня против тяжеловооруженных гетов, конечно, весело, но не полезно для душевного здоровья. Причем прохождение в обоих случаях должно быть абсолютно полным — с посещением всех планет, выполнением всех заданий и даже некоторым манчкинством, вроде добивания врагов из табельного оружия вместо пушки «Мако», чтобы опыт не срезался. Да, это довольно нудно. Но подобранная вами на просторах далеких планет экипировка еще скажет свое веское слово в нелегкой борьбе против беглого Спектра.
Навыки. Из всех тех вариаций призовых умений, что стоят перед вами, нужно выбрать электронику. Щиты — единственное, за вычетом легкой брони, прикрытие хрупкой тушки героя, и пренебрегать ими не стоит ни в коем случае. Улучшения под броню — только модуляторы щита и ничего больше. Помните, что развивать «Бросок» и «Подъем» как средства оглушения недругов куда как выгоднее, чем «Стазис» и «Сингулярность». И дело не в том, что суммарная эффективность первых двух умений больше. Просто их герой выполняет пусть и ненамного, но быстрее, чем остальные, а скорость на «Невыносимом» значит очень много.
Специализация. Почти обязательна специализация «Защитник» по вышеуказанным причинам. Хилые мстители под плотным огнем долго не продержатся, а вот вы, под «Барьером» и с улучшениями щита, — вполне.
Команда. Из всех комбинаций команды тут действительно помогают лишь две — «Кроганский гамбит» и «Паровой каток». Первая подходит, если вы предпочитаете более безопасный подход к сражениям — в случае чего можно будет и товарищей подлечить с помощью заблаговременно развитой у Тали «Первой помощи», и прижать врагов к стенке мощным кроганским тараном. Вторая же — для тех, кто любит принимать активное участие в событиях — троица из сильного биотика и двоих солдат будет при правильном управлении просто сметать все живое и неживое.
Мировоззрение. Определенно стоит стать благородным героем. Такой вариант дает не только плюсы к регенерации здоровья, но и небольшое уменьшение времени перезарядки всех умений. А еще лучше — пройти игру первый раз за темную сторону Силы, чтобы получить полный комплект плюсов к характеристикам. С ролевой точки зрения, конечно, персонаж, у которого заполнены обе линейки мировоззрения, выглядит довольно абсурдно, но тут уж ничего не поделаешь.
Достижения. И наконец, очень желательно выполнить следующие игровые достижения: «Тактик», «Истребитель гетов», «Страж-союзник», «Союзник азари», «Солдат-союзник». Именно они дают премию к самым важным параметрам, и, скажем, без замечательных десяти процентов, что добавляются к характеристикам, если вы больше половины игры проходите с Эшли, воевать как-то неуютно.
Пример удачного применения схемы «Кроганский гамбит».
С «Нормандии» можно получить сотню–другую опыта, просто поглядев на ее вооружение.
День и ночь эти двое спорят о возврате денег.
|
Полезности в ассортименте
Напоследок хотелось бы рассказать о некоторых неочевидных игровых вещах, которые могут помочь в нелегком деле спасения Галактики.
Танки гетов сильны как прочностью, так и огневой мощью. На любом уровне сложности они убивают игрока с одного выстрела. И, как обычно, есть способ практически полностью избежать угрозы с их стороны. Для этого нужно их... задавить. Да, вы не ослышались. Просто разгоняемся на «Мако» и выполняем вышеуказанный трюк. После чего надо запрыгнуть прямо на противника, и дело в шляпе — теперь эти тяжелые бронированные роботы не причинят вам никакого вреда, а вы их можете расстреливать спокойно.
Или вот кроганы. Тоже мощны и толсты. Но они, как и гласит сюжет, не работают в команде, благодаря чему можно спокойно выманивать их по одному и доводить их здоровье до нуля. Ни с каким другим врагом подобный трюк не сработает.
Не все знают, что найти полезные ископаемые можно и на астероидах. При заходе в звездную систему на карте не торопитесь обследовать небесные тела, а проверьте астероидные поля. Через несколько секунд поиска курсор обычно наталкивается на пункт «Нет данных» — как раз наш случай. На подобных находках попадаются полезные ископаемые, записи матриарха Дилинаги и турианские эмблемы. Высадиться на астероиды нельзя.
Кроме того, у всех образцов брони имеются уникальные свойства для своей марки. Например, «Девлон индастриз» добавляет в свою продукцию защиту от токсинов, а «Фонд Сирта» — улучшения на регенерацию. Увы, не существует какого-либо единого списка подобных плюсов, а разработчики свято хранят молчание. Впрочем, обычно свойства прямо соответствует информации о компании (таковая скрывается за меню «Подробно» меню снаряжения) — раз написано, что производит биоусилители, скорее всего, будет плюс к перезарядке биотических умений.
Удивительно, но на каждой планете всегда имеется по подобному зонду. Похоже, это новая мода среди них — падать и быть разобранными на запчасти. |
Мы с вами разобрали умения, команду и тактику для чуть ли не самого интересного класса — адепта. Как показывает практика, ничего из того, что написано в этой статье, не выходит за рамки возможностей обычного игрока, и освоить биотика — не такая уж трудная задача, как кажется поначалу. Успехов на просторах Цитадели!