Как научиться хорошо играть в игру? Если она не очень сбалансирована, то самое простое — в точности следовать инструкциям опытных людей. А если баланс делает слепое следование одному и тому же алгоритму невыгодным? Что ж, тогда стоит изучить игровую механику, разобравшись в тонкостях и нюансах, чтобы находить выход из любой ситуации самостоятельно. Но, так или иначе, рост мастерства неизбежен без опыта. А приобрести этот самый опыт можно... кто сказал: «На монстрах»? Приобрести его можно играя самостоятельно или наблюдая за игрой других сильных игроков.
В этой статье мы вместе с вами проследим за превращением Византии из отживающей свое дряхлой империи в одну из ведущих держав Нового времени. И не только проследим, но и на примере увидим, какие именно решения стали судьбоносными. Но не думайте, что статья посвящена игре за одну-единственную страну. Скорее, возвышение Ромеи станет примером для всех любителей перекраивать историю по своему почину. Но довольно слов, ближе к делу.
Руководство для императоров
Разумный план опаснее меча.
Федор Палеолог после взятия в плен турецкого султана, 1503 год
В суровый XV век Византия вступала не в самой лучшей форме. Богатства греческой казны привлекали алчные взоры турок-османов, а от некогда обширных владений остались считанные клочки — округа столицы да часть Пелопоннеса. Армии едва хватало даже для того, чтобы составлять достойный гарнизон огромного Константинополя.
На заметку: почему в качестве примера была взята именно Византия? Причина лежит на поверхности — в российской локализации дополнение In Nomine было названо «Византия». А между тем именно за Византию-то играть весьма и весьма сложно — слишком много всего складывается против нее. Для начинающих игроков спасти наследницу Римской империи на высшем уровне сложности очень тяжело.
Взглянем на карту, а также поглядим в казну и армейские ведомости. И не просто взглянем, а проведем полноценный анализ обстановки и перспектив. Нас интересует следующее — какова обороноспособность нашего государства? Складывается сей условный параметр из целого ряда факторов.
Запас прочности, складывающийся из числа рекрутов (узнать его можно на верхней информационной панели интерфейса) и общего числа провинций. Причем во втором случае важна не их прибыльность, а именно количество. Пускай шесть провинций где-нибудь в казахских степях и не сравнятся по доходности с одной только Фракией, зато страну из одной-двух провинций (пусть и очень богатых) легко уничтожить в... одной-двух войнах. Что же касается рекрутов, то чем их больше, тем лучше (в разумных пределах) — ведь, когда их меньше тысячи, обучать новые полки вы уже не сможете, а пополнение армий будет вестись черепашьими темпами.
В этом плане Византии не повезло. Две провинции — это очень мало, особенно учитывая, что провинции эти отделены друг от друга морем. Если бы государство наше находилось где-нибудь в центре Европы, в окружении братьев по вере, то был бы шанс наладить успешную дипломатию и использовать контроль над константинопольским торговым центром для развития торговли и ухода в технологический прорыв. Но рядом, увы, агрессивная Османская империя, а потому делаем вывод — раннее расширение нам жизненно необходимо.
Лимит содержания войск (в закладке военного дела в окне управления государством) и годовой доход (показывается, если навести указатель мыши на символ денег на верхней панели интерфейса). Оба этих параметра отвечают за то, насколько большой армией может обладать ваше государство, не надрывая свою экономику. Напомню, что лимит содержания войск можно запросто превысить при необходимости, но это приведет к тому, что расходы на содержание каждого отдельного полка возрастут на величину, пропорциональную превышению. Так что в ранней игре небольшие страны для содержания сильной армии вынуждены буквально рассчитывать бюджет по копейкам.
Тут у Византии, к счастью, все не так уж плохо. Конечно, лимит содержания войск невелик, но благодаря торговому центру годового дохода хватит на средних размеров армию. Одно огорчает — турки, наши заклятые враги, способны выставить в несколько раз больше солдат. Так что в случае войны не избежать займов или перечисления ежемесячных доходов в казну для повышения численности войск.
Национальные идеи (если есть). Практически любая идея из военной линейки очень заметно повышает обороноспособность вашего государства, хотя порой некоторые из них избыточны.
При игре за Византию так и хочется начать с национальных идей «Строевая подготовка» (плюсы к боевому духу) или «Рекрутские наборы» (больше запас призывников). Не исключено, что это придется сделать, чтобы первая же война с Османской империей не закончилась разгромом. Но сразу после окончания этой, хочется верить, победоносной войны уровень инфляции у вас будет зашкаливать за 10% (такова цена за военные расходы на старте), а потому вам придется быстро сменить идею на «Национальный банк».
Соседи. Как потенциальные союзники, так и потенциальные враги. Один из важнейших факторов, который следует учитывать. Если вы руководите скромным по размерам государством, то поинтересуйтесь, находятся ли в непосредственной близости от нас крупные государства, которые потенциально могут представлять для нас угрозу (для этого отслеживайте в меню дипломатии, кого эти страны считают своими врагами, кому доверяют, а также какие исторические миссии имеют). Если же ваша страна относится к числу мощнейших в военном отношении держав региона, то при осмотре соседей следует в первую очередь определить наиболее уязвимых и выгодных для «поглощения» потенциальных врагов. Особенно стоит присмотреться к странам с чужеродной государственной религией — объявление им войны не скажется на стабильности.
С соседями Византии одновременно и повезло, и не очень. С одной стороны, рядом крепкая Османская империя, имеющая со старта игры историческую миссию «Захватить Константинополь», а потому представляющая огромную угрозу. С другой стороны, если уж с Турцией удастся справиться, перед Византией вырисовывается великолепная перспектива расширения на восток. Ведь мусульманские страны отстанут от европейцев в развитии, и захват их территорий будет делом техники.
А каково состояние вашей экономики? Вот факторы, которые на это влияют.
Ежемесячный доход, определяемый производством, торговлей, ежемесячными налогами и некоторыми другими малозначительными параметрами. Фактически этот параметр очень важен в перспективе, т.к. он определяет интенсивное, технологическое развитие. Хотя торговля уже перестала быть выбором №1 для всех, кто желает вырваться в лидеры по изученным технологиям, она по-прежнему очень важна для любителей технологического превосходства. Особенно этот параметр важен для стран, которые по той или иной причине рискуют отстать в технологической гонке. Это относится к представителям индийской, восточноазиатской, африканской и индейской культурных групп.
Тут все вновь и хорошо, и плохо одновременно. Если бы не необходимость со старта бороться за существование, достижение технологического отрыва не составило бы для Византии проблем. Ведь на ее территории находится центр торговли, да и прирост числа торговцев позволяет успешно конкурировать с европейцами. Но, как всегда, все портят неравные войны с турками. Чтобы наверстать неизбежное отставание в развитии, придется бороться с инфляцией при помощи национальной идеи, а также во что бы то ни стало делать упор на торговлю (также при помощи идей «Национальной торговой политики» и «Практичной конкуренции»).
Годовой доход, уже упомянутый среди факторов обороноспособности. Тратится он не только на содержание и постройку войск, но и на строительство зданий, колонизацию и миссионерскую деятельность, а потому это очень важный фактор экстенсивного развития. Повышать его особенно важно небольшим торговым республикам, ведь рассылка купцов съедает и без того куцый бюджет. Самый распространенный способ — поступательное расширение с захватом прибыльных провинций. Это не только увеличит бюджет, но и укрепит обороноспособность. Другой весьма эффективный ход — ускоренное развитие до 20 уровня государственных технологий, когда вы получите возможность возводить в провинциях резиденцию констебля, увеличивающую прямые поступления в казну на 50%.
Тут у Византии образца 1399 года будут заметные проблемы. Для мирной жизни и рассылки купцов годового дохода хватило бы с лихвой, но нас ждут неизбежные войны с заведомо более крепким противником. Без наемников в этих ранних войнах не обойтись, так что годового дохода скоро хватать перестанет. А потому будем готовы и к займам, и к перечислению ежемесячных доходов в казну. Впрочем, о борьбе с инфляцией мы уже сказали выше.
Перспективы колониальной политики. Это не игромеханический фактор, оценить который вам придется самостоятельно. Первое, что на него влияет, — это, конечно, доступ к пригодным для колонизации землям. И не простой доступ, а по возможности монопольный — это поможет избежать ненужных конфликтов, которые в колониях сопровождаются активным принудительным захватом слабо освоенных территорий. Как правило, о монопольном доступе можно уверенно говорить, когда вы сами выступили в роли первооткрывателя и имеете некоторую временную фору, прежде чем сведения о новых землях достанутся соседям. Еще более надежно — полностью отрезать соперников от возможности заселить конкретные земли (например, перекрыв своими поселениями все побережье и отрезав чужих колонистов от глубин материка). Наконец, нельзя забывать, что при любом раскладе наибольшие перспективы создать колониальную империю есть у богатых стран, способных тратиться и на отправку множества колонистов, и на поддержание множества развивающихся колоний. Хотя для небольших европейских государств постепенное освоение Нового Света может стать хорошим, хотя и требующим немалого расчета способом расширения.
У Византии в колониальной сфере перспективы невелики — она не относится к западноевропейской технологической группе, а потому будет узнавать об открытиях с запозданием, когда все лучшие места в Новом Свете и Африке уже заняты. Впрочем, немного побыть колонизаторами греки смогут в далекой (очень далекой) перспективе, но на старте задумываться об этом не стоит.
Какие направления развития приоритетны во внутренней политике? Вот что следует учитывать.
Изменение ползунков внутренней политики. Тут учитываются и приоритетные направления сдвигов, и начальные позиции ползунков. Наиболее часто важнейшими становятся сдвиги в сторону свободы личности, централизации и гибкости мышления — в сумме крайние значения этих шкал дают приличный рост доходов и ускоренное развитие технологий. Порядок движения по этим шкалам может быть различным. Например, в ранней игре за небольшое государство вы вряд ли извлечете много выгоды от централизации, тем более что расширение за счет аннексии вассалов будет на этом этапе сдвигать ползунки в сторону децентрализации. Но когда государство насчитывает около 10-15 провинций, стоит довести процесс централизации до крайнего значения, доступного при вашей форме правления. Так или иначе, эти три направления с высокой вероятностью станут основными для любого государства. Хотя бывают и исключения.
Что до нашей матушки Византии, то тут экспериментировать с ползунками не придется — сначала доводим до максимума гражданские свободы (это ускорит развитие технологий), затем осуществляем централизацию и только в самой поздней игре беремся за шкалу «Гибкость мышления — узколобие». При уклоне в сторону гибкости она хоть и ускоряет исследование технологий, но уменьшает число миссионеров. А они еще пригодятся нам в наших завоевательных войнах на Ближнем Востоке для обращения мусульман в православие.
Доступные государственные решения и религиозные эдикты. Для наиболее эффективного планирования принимаемых решений и эдиктов желательно ознакомиться с содержимым папки [папка с игрой]\decisions, где в текстовых файлах лежат все доступные в игре решения. Ведь в игре не указываются все теоретически возможные решения — например, очень полезная «Европеизация» (Westernization) не появится в списке гипотетически доступных госрешений, покуда ваша страна не будет иметь общей границы с одной из западноевропейских держав. Приводить разбор всего списка законов не стану, выделю только «Liberium Veto» и уже упомянутую «Европеизацию». Первый закон просто мгновенно дает вам в пользование неслабую армию, что на старте для не особо крепких стран может стать решающим аргументом в неравной войне. Второй же изменяет вашу технологическую группу, увеличивая скорость изучения технологий — это особенно полезно для индийских, восточноазиатских, африканских и индейских государств.
В случае с Византией оба этих закона обязательно себя окупят — первый во время ранних войн с Турцией, второй — когда придется нагонять технологическое отставание, вызванное инфляцией. Остальные решения могут принести определенную пользу в зависимости от ситуации, решающими станут именно названные выше.
Типы правления, которых вам желательно достичь в ходе развития. Учитывайте, что от типа правления зависят не только получаемые страной плюсы и минусы к некоторым характеристикам, но также и скорость изменения ползунков внутренней политики и предел максимальной централизации (выше этого предела централизация может продвинуться, но только ценой понижения стабильности либо с помощью исторических событий). Однозначного верного выбора тут нет.
Византия начинает игру со статусом империи, который дает плюсы к дисциплине армии. Настоящую пользу принесет лишь смена формы правления на административную и конституционную монархию, что даст значительную прибавку к производству. Но реализовать это можно будет только в поздней игре, так что сразу задумываться об этом нет смысла.
Время — назад!
Отсель грозить мы будем турку.
Константин X в день взятия Цезареи, 1497 год
Что ж, перспективы нашей Византии мы оценили. Без тяжелых войн на старте, увы, не обойтись, причем если мы в этих войнах не победим, то шансов увидеть нашу страну в эпохе Просвещения практически не останется. Так что дальние прогнозы оставим на будущее, а пока займемся разработкой экстренного плана по спасению Второго Рима от османских орд.
Первое, что стоит помнить, — с самого старта игры большая часть Балкан и Малой Азии, а также близлежащие острова считаются национальными территориями Византии. Это значит, что всеми силами нужно провоцировать восстания в них — с высокой вероятностью они отойдут к вам. Правда, к сожалению, на массовое использование шпионов у вас денег на старте просто не будет. Поэтому предлагаю использовать чуть более хитрую стратегию — в ходе мирных переговоров требуйте у противника те провинции, которые разрежут его территорию на части. Таким образом, в мирное время вашему недругу будет тяжело подавлять патриотические восстания в удаленных друг от друга провинциях, отчего те будут одна за другой переходить к вам.
Но что это мы уже заговорили о победных войнах, а как побеждать, пока не сказали? Тут, конечно, от игрока потребуется не только стратегическое чутье, но и капля удачи. В одиночку или даже с равными по силе союзниками ранняя Византия с Османской империей едва ли справится. Поэтому задумка состоит в том, чтобы поддерживать с турками мир, пока те не ввяжутся в тяжелую войну. Однозначно предсказать развитие событий нельзя, но сигналом к тому, что пора наносить туркам удар в спину, может стать высокий шанс восстания в турецких землях. Это значит, что казна врага, скорее всего, опустошена, да и «пятая колонна» вполне может сыграть вам на руку. К тому же следите за расположением турецких армий — если они в своих походах удалились от родины, то удар по незащищенным османским землям будет очень кстати. Но учтите — не стоит спешить, удар по туркам надо наносить лишь тогда, когда те серьезно завязнут в войне, потеряв часть своих городов.
Оптимальные направления экспансии, середина XVI века. Уничтожение Турции (красные стрелки) сделает турецкую культуру принятой (accepted). Провинции с греческим, грузинским и армянским населением (желтые стрелки) хороши тем, что эти культуры уже относятся к государственной культурной группе. Малая Азия и Палестина (зеленые стрелки) богаты рудами и приносят высокие доходы. Православные провинции (синие стрелки) не придется обращать в свою веру. |
Но представим, что момент для превентивного удара по Османской империи настал. Для небольшого государства конфликт с таким противником — испытание не из легких, поэтому уясним несколько принципов ведения боевых действий. Во-первых, в войне с заведомо более сильным соперником не полагайтесь только на те войска, которые есть у вас изначально, — сразу обучайте новые полки или набирайте в армию наемников. Это важно потому, что ИИ рассчитывает шансы победить в войне в первую очередь в зависимости от соотношения армий. Даже если вам позволят захватить львиную долю чужих владений, то, скорее всего, потом вражеское войско начнет отбивать захваченное с напором бульдозера.
Во-вторых, чтобы поскорее склонить весы в свою пользу и не дать врагу пополнять армию, продвигайтесь вглубь чужих территорий, оставляя во всех провинциях небольшие осадные отряды. В ранней игре (в XV-XVI веках) штурмы крепостей слишком тяжелы, так что чем больше чужих городов мы осадим в первые дни, тем быстрее мы возьмем их измором. Кроме того, провинция, крепость которой осаждена вашими войсками, не может производить войска. Недостаток такого подхода к войне очевиден — вы дробите свои силы, упрощая врагу уничтожение их по частям. Именно поэтому нам и нужно было нанять сразу крупное войско (возможно, взяв для этого кредит или начав перечисление ежемесячных доходов в казну), предварительно дождавшись, пока основные вражеские силы выдвинутся в дальний поход. Иначе шансов у нас будет очень мало.
Но при должной внимательности и расчетливом планировании вы, скорее всего, добьетесь успеха. Ждать от врага безоговорочной капитуляции не стоит, наша задача — провести как можно более короткую завоевательную кампанию (экономике и так достанется с лихвой). Когда дело дойдет до переговоров, ограничьтесь одной-двумя провинциями, не забывая, что вражеские земли лучше разрезать на части. Особенно хорошо, если вдобавок удастся стребовать контрибуцию — она пригодится для выплаты займа.
И такие вот подлые войны повторяем до достижения комфортного геополитического положения. Сим победишь!
На заметку: Византия Византией, но описанная дебютная стратегия вполне подходит для большинства стран, обреченных на борьбу с сильными противниками в ранней игре. Примерно так же с некоторыми нюансами Шотландия может бороться с Англией, Бургундия — с Францией, а Гренада — с Кастилией.
Pax Romana
Где прошла фаланга Александра, пройдут и наши пушки.
Стратег Алексий Мелиссина, «Записки об Индийской войне», 1797 год
Но ошибается тот, кто думает, что советы нужны только по поводу того, как вывести страну из критического положения. Мастерство игрока зачастую проявляется именно тогда, когда наше государство обезопасило себя от грозящей ему скорой гибели. Ведь извлечь максимальную пользу из открывшихся широких возможностей — задача отнюдь не тривиальная.
Приведя свою страну на распутье исторического развития, игрок встает перед множеством отнюдь не тривиальных вопросов.
В каком направлении и в каких масштабах проводить экспансию? Какими способами?
Как выстраивать дипломатию? Какие цели при этом преследовать?
Каким образом развивать экономику?
Прежде чем отвечать на эти вопросы, определитесь, какие цели вы преследуете в игре. Ведь Europa Universalis III относится к разновидности игр, где цели игрок ставит перед собой сам. Кто-то хочет создать «империю от моря до моря», кто-то любит изменять внутриполитические реалии своей страны назло истории (сделать, например, Китай республикой) и т.п. Просто представьте, каким вы хотите видеть свое государство к XIX веку. Представили? Тогда идем дальше.
Для начала поговорим об экономике, потому что она, как показывает практика, служит основой всего. Если вы начали игру за одну из «обреченных на гибель» держав и сумели ее спасти, то экономика ваша с высокой вероятностью будет находиться не в лучшей форме.
Для выправления ситуации нам нужно не допустить технологического отставания. Для этого нам надо принять целый список мер.
Погасить инфляцию с помощью идеи «Национальный банк» или высокой централизации.
Добиться, чтобы ежемесячные доходы от торговли были не меньше ежемесячных доходов от налогов. Достигается это с помощью идей «Национальная торговая политика» и «Практичная конкуренция», а также некоторых государственных решений.
Выжимать максимальную прибыль из вновь приобретенных территорий (обращая население в государственную религию, строя повышающие прибыль здания).
Не захватывать и не осваивать земли, которые заведомо приносят малую прибыль (каждая новая провинция государства увеличивает шкалу исследования технологии, поэтому она не будет тормозить науку только при условии, что предоставляемая ею прибыль окупит увеличение шкалы).
На заметку: научная гонка идет по нарастающей, а потому крупное технологическое отставание в XVI веке не столь критично, как в XVIII. Так что самые серьезные авантюры и реформы лучше всего проводить в ранней игре — тогда у вас будет шанс наверстать упущенное. А в XVIII веке отсталых просто съедают с потрохами.
С экономикой разобрались. Теперь давайте проследим за внешней политикой Византии. А заодно разберем логику действий.
Оптимальные направления экспансии, XVII век. Палестина, Аравия и Египет (красные стрелки) — богатые провинции и исторические события, дающие плюсы к престижу и миссионерской деятельности. Персия (желтые стрелки) — торговые центры и специи. Кавказ (синие стрелки) — поддержка персидских завоеваний. |
После разгрома Османской империи Византия оказалась в весьма выгодном для расширения положении: к востоку располагалось множество богатейших провинций, принадлежащих мусульманским государствам. Это означало, что восточные соседи отстанут в науке и, как следствие, в военном деле примерно к середине XVI века (они ведь принадлежат к мусульманской технологической группе, отчего все технологии у них изучаются на 20% медленнее). А объявлять им войну проще простого — штрафов к стабильности из-за религии и отсутствия повода не будет. Поэтому с XVI века началась новая эпоха византийских завоеваний.
Но бездумным захватом греки не занимались. Виток войн происходил только тогда, когда все земли уже приносили максимально возможную прибыль (т.е. были обращены в государственную религию и застроены дающими прибыль зданиями). Иначе греческая наука неизбежно отстала бы от западноевропейской. Особенно осторожно происходил захват торговых центров. Ведь обладание торговым центром в провинции, которая не считается национальной для страны-владельца, уменьшает его шансы на успешную конкуренцию на 15%, что очень больно бьет по экономике. Поэтому захват торговых центров происходил в двух случаях: когда по историческим событиям провинция стала национальной для Византии либо когда торговый центр можно было разрушить в первый же день захвата (для этого его обороты должны быть меньше 400 дукатов).
Другая важная задача — определиться с направлениями экспансии. В случае с Византией вариантов несколько. Продвижение в Персию через Южный Кавказ — безусловно приоритетное благодаря богатым провинциям, а также слабому сопротивлению, которое могут оказать страдающие от кризисов престолонаследия мусульманские страны этого региона. Продвижение через Сирию в сторону Египта и Аравии не столь прибыльно, но несет большую пользу благодаря двум факторам. Во-первых, владение Иерусалимом и Меккой дает христианской стране серьезные плюсы в религиозной и дипломатической сферах. Во-вторых, захват Египта и приобретение идеи «Поиск Нового Света» дадут нашей Византии выход к неосвоенным колонизаторами землям Судана. А вот продвижение на Балканах, в Поволжье и в России можно осуществлять только с оглядкой на последствия. Так, поглощение вассалов негативно сказывается на централизации, а объявление войны единоверцам бьет по стабильности — и то, и другое довольно болезненно для крупной державы. А потому для Византии, как и других расположенных на периферии христианского мира государств, выгоднее всего строить отношения с единоверцами с помощью дружественной дипломатии.
Вот и подошел к концу наш экскурс в альтернативную судьбу Византийской империи. Думаю, пользу из истории возрождения древней державы смогут извлечь и игроки, облюбовавшие другие государства, — опыт ее в некоторой мере универсален. Удачной вам истории!