Игра большинством классов в TF2 рано или поздно сводится к банальной стрельбе, закидыванию гранатами и поджогам. Фи. Мы же с вами интеллигентные люди! Не лучше ли воткнуть врагу нож между лопаток и элегантно отправить его на тот свет? Или деловито поставить жучок на пушку инженера и со спокойным видом удалиться, дерзко хихикая? Если вы думаете так же, добро пожаловать на инструктаж. Здесь мы будем говорить о следующих полезнейших и милых нашему сердцу вещах.
Револьвер
Первое, что у нас есть, — это револьвер. Некоторые думают, что эта большая стреляющая штуковина нам ни к чему — дескать, такое оружие не подходит ни к образу персонажа, ни к его тактикам. Однако это не так.
Револьвер — это одно из двух огнестрельных орудий шпиона. Соответственно, если враг от вас убегает (или вы от него, что бывает даже чаще), гораздо проще его пристрелить, чем пытаться зарезать, особенно если враг имеет наглость отстреливаться. Этому способствует и то, что револьвер — четвертое самое точное оружие после снайперской винтовки, лука и «Амбассадора».
Револьвер — лучшее оружие, когда вашу маскировку уже раскрыли. Ножом убить гоняющегося за вами персонажа сложно, он спину подставит, только если совсем новичок или если вам повезет на удар в лицо, сработавший как удар в спину. А вот аккуратно бежать от него спиной вперед и постреливать в голову — один из лучших вариантов. Есть еще одна полезная тактика — вырубаем вражескую постройку жучком и ждем. Инженер выскакивает как ошпаренный и несется к пушке, но он уже настороже и ударить его в спину сложно. Вот тут нам и пригодится револьвер. Три выстрела из-за угла — можно уносить технаря. А за ним в рай для конструкторов отправятся и постройки.
«Амбассадор»
Стреляет на 20% медленнее револьвера, урона наносит меньше на 15%, первый выстрел очень точный, но потом надо ждать, пока прицел соизволит восстановить свою былую точность (где-то 2 секунды). Главный плюс: дает гарантированный критический урон при попадании в голову (120 урона). При этом критический удар можно получить только тогда, когда прицел не увеличен от предыдущего выстрела. Вот мы выстрелили, не попали, прицел нагрелся, и, пока не остынет, стрелять критическими нельзя. А зачем, спрашивается, тогда «Амбассадор», если револьвер будет палить куда быстрее и точнее?
Лично я не вижу смысла создавать из шпиона «недоснайпера». Каждый должен делать свою работу. Поначалу кажется заманчивым снять врага с другого конца уровня, но сделать это сложно.
Жучок
Вот оборудование, которое и делает шпиона грозой инженера и его технических приспособлений. Все просто — достаточно встать рядом с постройкой и прикрепить. Ставится он мгновенно, при этом шпион не теряет маскировки.
Глушилка, она же саппер, — лучший способ действовать инженеру на нервы. Он прибегает на шум от искрящей техники и должен принять ответственное решение — убить ли сначала ухмыляющегося шпиона, чтобы не допустить повторной постановки жучка, или же убрать его двумя ударами гаечного ключа. Но наш подопечный тоже на месте не стоит, и, как только технарь кинется спасать свое детище, попробует его прирезать. Если не успеет, опять кинет жучок. И останется в выигрыше — пока стоит глушилка, технику не починить, и рано или поздно она таки развалится. В это время еще и товарищи могут подбежать и помочь.
Поэтому бывалые инженеры в первую очередь вас пристукнут, а потом уже безо всякой опаски будут снимать жучок — времени хватит. Правильный наш ход в подобной ситуации — сначала нужно убить инженера. Здоровье пушка, конечно, снимет, но не полностью. В общем, убиваем ножом инженера, быстрой клавишей переключаемся на саппер, мгновенно ставим ее на пушку, а затем и на все остальное. Желательно заходить со стороны, противоположной той, куда повернута пушка, — это даст вам еще немного времени.
Важный вопрос — что делать, если в одной комнате построено, допустим, три комплекта инженерных строений? Тут уже просто инженеров не переубиваешь — их трое, как и пушек. Выход — начать бегать по кругу и вырубать жучками все подряд. Инженеры сначала попробуют выключить жучки, надеясь реализовать количественное преимущество и полагая, что шпиона пристукнет их товарищ, но времени им уже не хватит.
Нож
Лучшее оружие шпиона, которое вы будете использовать чаще всего. Убивает врага одним ударом, если попасть ему в спину. В основном для этого мы и маскируемся — подойти к врагу с тыла, чтобы он ничего не заподозрил до удара.
Если вы не попали в спину, стоит ли продолжать атаковать врага или лучше убежать? При атаке в лицо нож почти бесполезен: урон 30-50. Критического урона не наносит. Дорезать можно, но только если противник уже совсем изранен. Лучше уж переключиться на револьвер и сделать пару выстрелов в голову. Но вернее будет уйти в невидимость, тем самым деморализовав врага, и вновь возникнуть с верным ножом у него за спиной. Особенно это хорошо работает со «Звоном смерти» — враг думает, что наконец-то после тяжелой битвы он убил шпиона, а тот вдруг появляется у него за спиной.
Если враг двигается на нас, а мы стоим чуть выше — появляется еще один вариант. Когда противник подбегает близко, прыгаем через него и разворачиваемся в полете на 180 градусов, одновременно нажимая кнопку атаки. Противник неожиданно обнаруживает у себя в спине «бабочку» и успокаивается. Так можно удивить даже разведчика, которого сложно зарезать из-за разницы скоростей. Эту же тактику можно приспособить и к бою на ровной местности — ждем, пока враг пробежит мимо нас, резко поворачиваемся и наносим удар.
Это баг: существует еще и так называемый «фейсстаб» — удар в лицо, проходящий как удар в спину и гарантированно убивающий врага. Чтобы его выполнить, нужно сделать следующее: столкнуться с врагом и ударить ножом в нижнюю часть шеи, чуть выше спины.
Еще можно прыгать за спину оппоненту сверху (например, с башни на cp_orange) и неожиданно бить. Редко кто смотрит вверх, и редко кто ожидает увидеть пикирующего веселым Альтаиром шпиона... Так на моей памяти не делал никто, за что многие и поплатились. Также можно свалиться с какого-нибудь балкончика на голову врагу и насмерть его затыкать. Он будет вертеться по сторонам, но наверх вряд ли посмотрит. Да и удар в спину так нанести проще.
И самое раздолье наступает, когда враги идут друг за другом, например, на карте Badwater в туннеле, конвоируя тележку. Обстановку сзади практически никто не контролирует, поэтому посмертно все очень удивляются возникшему сзади шпиону, убившему восемь человек за раз. Главное тут — уметь делать упреждение, так как враги на месте не стоят и непрерывно перемещаются из стороны в сторону. Если враг смещается налево, имеет смысл сразу бить ножом чуть левее — так вы наверняка попадете.
Маскировочный набор
Скорость передвижения приравнивается к скорости того, под кого маскируемся, но выше не становится. Процесс маскировки длится одну секунду. В это время вокруг шпиона витает дымок, который видят все вокруг, кроме него самого. Его не будет, только если вы полностью ушли в невидимость.
Это важно: если вы замаскированы, то показатель количества вашего здоровья для врагов будет казаться неполным, потому что у шпиона максимум 125, а, допустим, у пулеметчика 300. Если вас вылечит медик, то количество здоровья, которое будет показываться врагам, будет выше. Но, поскольку здоровья у шпиона мало, слишком быстрое его восполнение может сильно насторожить вражеского медика.
Несложным подсчетом можно понять, что у нас 9 вариаций, правильно? Нет. Их у нас 17. Почему-то очень немногие знают о том, что можно маскироваться и под членов своей команды, и еще меньше людей это используют. А ведь это открывает невиданный простор для тактических маневров — двумя шпионами, выглядящими как пулеметчик и медик, забежать в какой-нибудь тайный проход, ведущий на вражескую базу, тем самым отвлекая врага от истинного нападения. Невидимый кинжал также послужит на благо — постоянно исчезающий и появляющийся поджигатель сильно деморализует врага. А может, даже заставит искать несуществующий телепорт на их базу. Под кого же из врагов лучше всего маскироваться?
Разведчик. Плохой выбор, так как шпион, выглядящий как бегун, передвигается со своей обычной скоростью, а это автоматически его выдает. С другой стороны, можно сделать ставку на неожиданность.
Солдат. Очень медленный, чуть ли не как пулеметчик. Догнать кого-то и воткнуть нож сложно. Впрочем, если вы добрались до вражеского укрепрайона, то можно стать и солдатом. Там бегать особо не надо.
Поджигатель. Маскировка под вашего идеологического врага — один из лучших вариантов. Пироманьяк часто остается на базе, чтобы ловить таких, как вы, поэтому подозрения «а почему это вы ошиваетесь рядом со строениями инженера?» возникают редко. Поджигатель часто бегает за отрядом, но не выскакивает на передний план, готовясь к засаде на врагов. Вам только этого и надо. Пожалуй, бронзовый призер среди тех, под кого лучше всего маскироваться. И последний приятный плюс — приемлемая скорость передвижения.
Подрывник. Ни рыба ни мясо. Ему положено либо быть на передовой и запускать гранаты, либо стрелять навесом, либо минировать территорию. Этого наш шпион делать не может, что вызывает определенные подозрения.
Снайпер. Хороший выбор, когда убегаете от кого-нибудь, заворачивая за угол. Вряд ли кто-то что-то заподозрит, увидев снайпера на балконе в тылу.
Шпион. Неоднозначный выбор. Вычисляется элементарно — непривычно видеть шпиона без маски у себя на базе. Но с другой стороны ввиду последнего обновления появилось много наглых шпионов, которые даже не маскируются, а стреляют из револьвера издалека. К ним привыкли и проверяют редко. Возьмите на заметку.
Пулеметчик. Самый медленный класс. Он должен быть впереди всех и стрелять, стрелять и стрелять. Шпиону в его облике сложно заставить всех поверить, что он тот, за кого себя выдает. Хотя... пулеметчика часто лечат медики. Можно привлечь их внимание и тихонько зарезать.
Инженер. Наш серебряный призер. Раньше он был первым, но за эти годы все поняли, что двойному агенту в облике инженера проще всего подойти к пушкам, и обычно устраивают им профилактический пшик из огнемета. Есть еще один очень интересный момент — на инженерные строения могут залезать только построивший их технарь и игроки из противоположной команды, шпионы в том числе...
Медик. Вот, вот тот, за кого стоит маскироваться чаще всего! Основываться будем не на игровой механике, а на психологии игроков. Что есть медик? Медик — это такой класс, который лечит кого угодно, только не вас, что бы вы ни делали. Очень редко попадаются достойные индивиды, которые лечат не только какого-то одного игрока, но и стараются угодить всей команде. Поэтому никто не удивляется, если мимо пробежит медик, совершенно не реагируя на ваши просьбы вылечить. Мода на маскировку этим классом так и не появилась, поэтому наслаждайтесь, пока можно.
Если вы находитесь под маскировкой, то вас могут лечить вражеские медики, раздатчики и вагонетка. Полезно, но помните, что вокруг этих лечащих объектов постоянно находится большое число народу, с которыми можно столкнуться (при маскировке вы не проходите сквозь врагов), что приведет к вашей демаскировке.
Если по вам стреляет не огнеметчик, не подавайте виду, что чувствуете, как по вам стреляют. Поскольку режим огня по своим обычно отключен, урона от союзников игроки не получают, следовательно, дергаться они не должны. На это и делается расчет — увидев, что вы даже не почесались, враг подумает, что вы союзник, и отстанет.
Вражеский огнеметчик легко поймет, шпион ли вы. Для этого ему достаточно лишь раз поджарить вас из огнемета. Если вы загоритесь, значит, шпион. Можете попытаться выдать себя за жертву «вражеского» поджигателя и попытаться вылечиться у «своего» медика. У снайпера тоже есть подобная возможность — банкате. Достаточно попасть по вам в невидимости или в маскировке, и с вас закапают вполне определенные капельки. Радует только, что при маскировке капли будут стекать и по союзникам снайпера, поэтому банкате не дает 100% вероятности найти шпиона.
При маскировке имя игрока тоже меняется на одно из имен игрока чужой команды. Этот самый вражеский игрок очень разозлится, увидев своего двойника, поэтому не удивляйтесь, если в вас пальнут ракетой без всяких на то видимых причин. Шпион с некоторых пор может менять оружие маскировки, которое будет показываться врагам. Поэтому теперь любой встреченный вами персонаж — повод для подозрений. Даже если у него оружие, получаемое за достижения, — оно тоже доступно для маскировки.
Если вы находитесь на точке, которую захватывает вражеская команда, вы не будете входить в их число, то есть внизу, на пиктограмме точки с количеством атакующих, вас не покажут.
Плащ-невидимка старой модели
Все помнят фильм «Хищник»? Тогда вы знаете, что это такое. Нажимаете на правую кнопку мыши и входите в стелс-режим. Длится это чудо около десяти секунд. Полностью энергия восстанавливается за 30 секунд. Входить в состояние невидимости нужно одну секунду, и эту секунду вражеские пушки вас видят. Выходить из невидимости нужно две секунды.
Заряд можно восполнить, подбирая валяющееся оружие, ящики с боеприпасами и забирая запасы из склада на точке возрождения.
Без этого оборудования шпиону пришлось бы сложновато, ведь сей прибор дает ему возможность беспрепятственно проникнуть на вражескую территорию. Только не забывайте о том, что вас еще могут заметить на близкой дистанции или при столкновении. Грамотный снайпер может вас распознать и без этого — на «пустоте» появится точка прицела.
Вхождение и выход из невидимости сопровождаются звуком. Бывалым игрокам не нужно вас видеть, они просто повернутся, услышав вас, и убьют.
Если вас подожгли, снимайте ненужный плащ. Горящим воздухом может быть только вражеский шпион, а горящий пулеметчик может быть и своим. Попытайтесь выдать себя за жертву вражеской агрессии, а если поблизости нет вражеских медиков — прыгайте в воду или ищите аптечки.
Не телепортируйтесь под маскировкой. За вами еще несколько секунд будет оставаться шлейф из искорок цвета вашей команды, что вас непременно выдаст. Тот же принцип применяется и при погружении в воду — с вас некоторое время будет капать вода.
Это важно: при подборе документов вы теряете как маскировку, так и плащ. Поэтому не нужно думать, что вы маленькое привидение с мотором, которое тихо украдет документы на глазах у четырех обалдевших инженеров и их пушек.
Однако не только плащ-невидимка дает нам невидимость. В последнем глобальном обновлении появились невидимый кинжал и «Звон смерти», которые раскололи организацию шпионов на два лагеря.
Невидимый кинжал
В чем отличие этой модели от предыдущей? Большинство советов по прошлой версии подойдут и к невидимому кинжалу, но есть различие: если стоять на месте, невидимость бесконечна, так как восстанавливается, пока вы не движетесь. Это идеальное оружие для дежурства около вражеской точки возрождения и «выщелкивания» врагов по одному — убили, спрятались, ждете следующую жертву, а вас найти не могут, так как невидимость полная. Зачастую совершенно непонятно, куда делся шпион, который только что вылетел из невидимости с диким воплем «Right behind you!» и убил вас.
Другая функция — нахождение на опасном маршруте и доклады по голосовой связи. Вас по-прежнему не видят, найдут, только если столкнутся или случайно подпалят, а вы видите все, что происходит у них на базе.
Другое дело, что для активных действий кинжал подходит меньше — заряда при беге хватит только секунд на 7, а потом вы хоть и не потеряете полной невидимости, но останется весьма заметный силуэт, как будто вы столкнулись с врагом. А заряжаться от оружия и ящичков нельзя. Поэтому большую часть времени надо передвигаться на корточках — тогда заряда хватит чуть ли не на минуту бесперебойной невидимости. Когда время кончится, силуэт хоть и останется, но на корточках он почти невидим.
Невидимый кинжал убивает по одному противнику и нагнетает атмосферу, в отличие от «Звона смерти», который уничтожает врагов в промышленных масштабах и вызывает настоящую панику.
«Звон смерти»
Фактически это персональный убер-заряд для шпиона. Шутка ли — снижение повреждений при активации на 90 (девяносто) процентов. Это позволяет пережить полностью заряженный выстрел из снайперки в голову, попадание под поезд, циркулярную пилу, удар в спину вражеским шпионом... Вот только этот убер, в отличие от медика, легко восстановить. Заряжается он быстро, пополняется от ящичков с патронами.
Когда с вами «Звон смерти», бояться остается только двух вещей — огнеметчика и разведчика. Первого понятно почему — невидимость теряет свои преимущества из-за огня. Конечно, есть вариант включать часы уже после поджога, это вас потушит. Но поджигатели обычно не останавливаются и на всякий случай посылают вторую волну огня вам вслед, так что гореть будете все равно. А разведчик плох «Неумолимой силой» и оглушающим мячиком. Первая будет подкидывать даже в невидимости, что сильно вас выдает, а мяч просто оглушит шпиона.
Не бегите к вражеской базе со стороны врага на виду у всех — по этому вас можно распознать. У «Звона» нет невидимости по желанию, поэтому лучше подождать за углом, пока враг не пройдет, а потом уже проникать на их базу.
Со «Звоном смерти» шпион приобретает массу новых возможностей. Заблокировать вражеский убер? Не дать пройти волне вторжения? Встать напротив пушки, когда она целится в кого-то еще, дав тем самым вашим союзникам пройти? Пожалуйста. Даже солдаты и подрывники скорее убьются об вас собственными ракетами, чем вам повредят (экспериментально доказано).
«Звоном» нужно уметь пользоваться. Во-первых, когда бежите на врагов, нельзя включать прибор сразу же. Очень их удивляет, когда шпион внезапно умирает от одного пистолетного выстрела. Во-вторых, после активации надо спрятаться куда-нибудь далеко — при выключении прибор издает очень громкий звук, который не услышит только ленивый. В-третьих, при попадании по вам по-прежнему появляется ваш силуэт, поэтому Наташа — второй ваш злейший враг. Замедлит, да еще и проявит вас. В-четвертых, не врезайтесь во врагов — когда шпион только умер и тут же в вас что-то врезалось, это сильно пугает.
Как же понять, умер шпион или нет? Если он не умер, голограмму трупа выкинет с жуткой инерцией, даже если это был простой выстрел. При этом, если шпион был замаскирован под кого-нибудь, на нем останется маска. Повод насторожиться. Взрывы часто не разрывают шпиона на клочки, а просто его кидают куда-то вдаль. Слишком малое число выстрелов по шпиону, а он умер? Бойтесь. Любой шпион теперь вызывает панику.
Общие рекомендации по игре за шпиона
Сначала нужно проникнуть на вражескую базу. Появившись на старте, сразу же маскируемся под кого-нибудь из членов вражеской команды. Как правило, попасть к врагу проще всего инженеру — обычно никто не удивляется, видя, как технарь идет обратно. Попав внутрь под невидимостью, желательно переждать, пока не восстановится заряд плаща, и перемаскироваться.
Теперь можно начать заниматься подрывной деятельностью, в частности, уничтожать строения инженеров, особенно телепорты. Чем их меньше, тем дольше оппоненты будут идти к полю битвы. Разумеется, мы не ограничиваемся только этим. Убиваем вышедших с точки возрождения врагов. Любой из них — как минимум сбереженные нашей командой нервы. Для этого сильно пригодится невидимый кинжал — вряд ли вас увидят до их смерти.
Следующий этап подразумевает атаку по противнику не только на его базе, но и по всей карте. Но он не отменяет досаждение врагу на его главной точке — шпион должен туда прибежать, уничтожить все, что может, а потом, прикидываясь своим, сопровождать сзади отряд вторжения. Как только они оказываются вне досягаемости пушек, уничтожает их. Как определить, что пора мешать врагу везде? Если на базе противника выставили поджигателя, который проверяет всех и все углы, тогда пора, ибо там делать уже нечего. Тем не менее это дополнительный плюс — один игрок вынужден охранять место, где ни вас, ни кого бы то ни было еще нет. Для этого этапа лучше подойдет «Звон смерти» — опасности больше. По ходу игры нужно постоянно чередовать эти два этапа, тогда вы посеете панику в рядах врага и сможете сильно ему мешать. Чего мы и добиваемся.
Нет ничего страшного, если вас убили, но перед этим вы уничтожили инженера и его постройки. Это достойный размен, и ради этого стоит умереть. Остались живы? Не забывайте сменить вашу маскировку, иначе вас наверняка распознают.
Работайте с вашим медиком. Убедите его наложить на вас неуязвимость. Тогда вы сможете делать что захотите — и резать, и ставить жучки, и маскироваться. Вражеская команда не обрадуется неуязвимому тандему, убивающему любого с одного удара. Нужно только, чтобы участники дуэта были профессионалами.
Задача меняется, если нужно унести документы. Тут главное не захватить их, а протащить на себе как можно дальше, чтобы остальные члены вашей команды смогли прорваться и взять их. Все это добавит вам преимуществ. Для выноса документов лучше подойдет «Звон» — он может быть актирован, когда вы их подберете. Невидимым вместе с документами вы не станете, но можете внушить врагам ложную надежду о вашей смерти и безопасности их информации. Потом вы возникаете сзади, убиваете их, хватаете данные и вновь бежите.
Шпионом играть сложно, но весело. Это отличный класс для одиночек, которые не хотят или не умеют работать в команде. Плюс невидимость, неуязвимость и убийство одним ударом при соответствующем уровне игры — что еще нужно для счастья? Играйте, и да покорится вам мир.