Впервые на наших экранах Акума появился в Super Street Fighter 2 Turbo. Если вы набирали максимум очков, в конце игры вас поджидал не знакомый Бизон, а новый персонаж. Мало кому удавалось у него выиграть — победа над Акумой считалась признаком высокого класса. В SF 4 Гоуки (так нашего героя зовут по-японски) появился вновь, и управлять им очень непросто. Как же овладеть всей силой техники Setsui-no-Hado?
Акума начинается с четок
Введя специальный код, в SSF 2 можно было сыграть за Акуму, и тогда он носил почетное звание «смерть балансу». В новой инкарнации Гоуки получил целый багаж недостатков: тут вам и маленькое здоровье, и неудобное управление, и тяжелая в освоении ультракомбинация. Однако наш герой совсем не растерял бойцовых навыков, и ему есть чем ответить на такую несправедливость.
Во-первых, у Акумы лучшие огненные шары в игре. Его наземные метательные снаряды ничем не уступают аналогичным у Рю и Кена, а с помощью Shakunetsu Hadoken (далее просто Shakunetsu) можно победоносно закончить любую «войну огненных шаров». Щедрые разработчики одарили демона умением бросков Gohadoken’ов в воздухе — спешите видеть, так больше никто не умеет. Противник, попав под обстрел такой артиллерии, быстро тушуется и получает апперкот.
возможности для комбинаций у Гоуки неисчерпаемы.
Во-вторых, наш герой не просиживал зря штаны в додзё у Готецу — за несколько секунд он может нанести такое количество ударов, что у врага голова закружится. При этом если кулак Акумы встретил блок, то практически всегда есть возможность быстро ретироваться и сделать еще один заход.
В-третьих, из-за арсенала специальных атак тактики можно менять как перчатки. Враг сидит в глухой обороне в нижней стойке? Отлично, достанем его Gojin’ом. Ведет себя очень агрессивно? Напорется на Goshoryuken и Wrath of the Raging Demon (в дальнейшем — WotRD). Пытается достать героя резкими и неожиданными атаками? Отведает Tatsumaki.
Все эти богатства, конечно, не достались герою просто так. Вредный стиль боя, издержки профессии — при неаккуратной игре Гоуки пополнит список «сгоревших на работе». Использование Setsui-no-Hado сильно подкосило герою здоровье (малопочетное предпоследнее место среди всех персонажей), а также резко понизило его сопротивляемость к оглушению. Если враг умеет проводить сильные комбинации и вовремя ставить блок, то любая оплошность может стать для Акумы последней — раз, два, и противник уже победил.
Кроме того, свои Shakunetsu Hadoken’ы он заряжает очень медленно, шустрый враг за это время успеет тысячу раз занять выгодную позицию. Опасны и закидывания соперника снарядами сверху: если шары пойдут мимо, то по приземлении нас наверняка встретят апперкотом.
Убийственная комбинаторика
Акума — главный претендент на звание великого комбинатора ударов среди всех уличных бойцов. Основное сочетание под кодовым названием «Не выкрутишься» состоит из легкой версии Tatsumaki и «среднего» Goshoryuken — пока оппонент пытается оправиться от первого приема, он получает апперкот. Комбинация наносит неплохой урон, и, если враг получил первый удар Tatsu, ему уже не спастись.
К этому нас подводит большинство других сочетаний. Самый простой вариант — обработать врага несколькими «легкими» ударами из нижней стойки, а затем перейти в «Не выкрутишься». Если вы поднаторели в управлении, то можно попробовать комбинацию с тем же началом, но после Goshoryuken активировать фокус-атаку (на это расходуется два блока Ex-ресурса), выполнить Dash и попотчевать врага Shakunetsu. Второй прием куда как сложен в исполнении и потребует долгих тренировок, но урон того стоит. А уж что будет, если Shakunetsu сделать в Ex-версии...
Началом может послужить и «тяжелый» удар, но его следует выполнять на очень короткой дистанции — иначе Акума напорется на блок. Если такой вариант чем-то не подходит, можно попробовать «легкие» и «средние» пинки.
Помнится, в SF 2 были так называемые Touch-of-Death-комбинации. Они избавляли оппонента от половины здоровья и вдобавок оглушали — что давало возможность повторить всю связку и добить врага. Слабенькое их подобие есть и здесь: мастерам, овладевшим всеми премудростями управления, рекомендую переходить с «тяжелого» удара на такой же Gohadoken, оттуда в фокус-атаку и Dash, а дальше идти в «Не выкрутишься». Можно воспользоваться и «тяжелым» пинком в качестве начала. После — сразу использовать «Не выкрутишься» или же попробовать достать оппонента легкой версией приемов. И опять-таки нельзя забывать про фокус-атаку вкупе с Shakunetsu.
Любители попрыгать могут начать с «тяжелого» пинка, затем перейти в него же в нижней стойке и выполнить «Не выкрутишься». Shakunetsu с фокус-атакой по вкусу. Но я больше рекомендую Gojin с последующим исполнением «тяжелого» пинка и знакомым развитием событий. Второй прием можно заменить на что-нибудь более подходящее: например, «средний» удар или череду «легких». Еще варианты — связка из «тяжелого» пинка, такого же удара и «Не выкрутишься» или Ex-Gojin и продолжение нападения на земле с предсказуемым концом.
Поклонникам огненных шаров подойдет вариант «Бомбардировщик». Сначала — Hadoken с воздуха, затем переход в «тяжелый» пинок и «Не выкрутишься». Заменить ничего не получится, но для пущего усовершенствования можно использовать Ex-версию Hadoken. Тот же «тяжелый» пинок годится для продолжения фокус-атаки (не забудьте только сделать Dash) с выходом в базовую комбинацию.
Еще один претендент на Touch-of-Death таков: из «тяжелого» пинка с воздуха переходим в него же на земле, оттуда исполняем Ex-версию Tatsumaki и после нее — Ex-Goshoryuken. Выполняется, когда враг зажат в углу, и снимает чуть меньше половины здоровья. Вначале можно выполнить Ex-Gojin, а в середине можно добавить еще одну фокус-атаку с Dash'ем, но без окончания музыкальной школы по классу фортепиано выполнить комбинацию будет почти невозможно. Если вывихи пальцев вас не беспокоят, можете попробовать такой вариант: используем «средний» пинок в прыжке, причем так, чтобы после приема оказаться за вражеской спиной, там выдаем оппоненту «легкий» удар, а из него переходим в Tatsumaki. Сразу же после Tatsu — «средний» удар, затем Gojin, оттуда идем в «средний» пинок в нижней стойке и делаем Goshoryuken вместе с фокус-атакой, из которой мы выходим с помощью Dash. Затем можно сделать Shakunetsu или еще один Goshoryuken. Не игра, а просто тренажер для пальцев какой-то...
Наконец, стоит отметить совершенно безумное количество комбинаций, составленных из простых ударов. Если перечислять их все, никакого места не хватит, поэтому я лишь вкратце опишу, какие приемы можно соединять.
Между собой контактируют все виды ударов, кроме «тяжелого», они же подходят для компании «легкого» и «среднего» пинка. После таких связок лучше всего переходить в Gohadoken, а если враг нерасторопен, то в Ex-Shakunetsu. Закончить комбинацию можно Goshoryuken'ом. Особенно быстрые могут попробовать выйти из апперкота на фокус-атаку с Dash и встретить падающего неприятеля Shakunetsu.
Пинки лучше всего использовать для нападения с воздуха. Особенно хорош в этом плане «тяжелый» вариант, который на земле бьет два раза, а из него легко перейти в фокус-атаку. Чаще всего используется такая связка вкупе с Ex-Gojin'ом.
Не сердите демона!
Еще с давних времен даже самые умелые игроки, услышав звук начала WotRD (Wrath of the Raging Demon), нервно скрежетали зубами. Шутка ли — самая мощная комбинация в игре, которую невозможно заблокировать? Правда, уклониться от нее не составляло труда, но многие Акумы наизусть заучивали, как и когда применять прием против отдельных оппонентов, и в SF 4 положение вещей не изменилось. WotRD все так же сносит оппоненту две трети здоровья, и ни один блок против него не поможет. Но и Гоуки может пасть жертвой собственной комбинации — если враг сумеет уйти от удара. Даже на близком расстоянии противник всегда успеет перепрыгнуть, и это веский аргумент против новой инкарнации «Яростного демона».
редко какой турнир обходился без криков: «Нет, только не Raging Demon! Не-ет!»
Однако в качестве наказания за ошибки прием идеален. Практически за любую заблокированную комбинацию враг получит по полной программе. Взять, к примеру, Рю, Кена или Камми: их подловить не составит труда. В группу «отчаянные любители апперкотов» можно зачислить и Сагата, но для того, чтобы таец пошел на риск, придется сильно постараться. Если у вас быстрые пальцы, можно попытаться активировать «Демона» в ответ на такие приемы, как Psycho Crusher у Бизона или всевозможные кувырки у Бланки. Набивать необходимые клавиши нужно после блока, пока оппонент возвращается на исходную позицию.
Единственное сочетание приемов, в которое вписывается «Яростный демон», — выход из фокус-атаки в Dash и быстрая активация приема.
Неплохо действует WotRD и как защита от нападения с воздуха. Враг трижды подумает, прежде чем кидаться на Акуму с небес, ведь если герой увернется, то можно тушить свет. Правда, тут придется немного потренироваться во времени выполнения приема: очень обидно, когда добыча ускользает в нескольких сантиметрах от персонажа.
На заметку: во время выполнения «Яростного демона» Акума уязвим, поэтому на огненные шары кидаться не стоит.
Еще одно применение комбинации — симметричный ответ на заблокированный вражеский ультраприем. Найдите момент между ударами и активируйте WotRD.
Все те же правила применимы и к суперкомбинации, которую, кстати, можно использовать на близкой дистанции. Дело в том, что у WotRD анимация захвата врага занимает четыре кадра в секунду, а у ее младшего брата — ноль. С расстояния удара от Акумы никто не денется.
Акума против всех
В хороших руках Гоуки способен расправиться с любым противником: в его арсенале есть и мощные атаки против прыгунов, и контратаки, и телепортация. Однако несколько персонажей способны противостоять нашему герою на равных. Их, а также нескольких популярных героев, мы и рассмотрим.
Мы разобрали основные принципы при игре за демона — осталось понять, как и против кого все это богатство применять.
М. Бизон
Один из сложнейших матчей. У Бизона есть ответы на практически все наши приемы, он больно бьет и очень подвижен. Как ни странно, уязвимые стороны у него такие же, как у самого Акумы: при грамотном давлении и мощных прорывах обороны ему становится плохо.
Отдать инициативу на поле боя — смерти подобно. Это вам не Рю, церемониться не будет. Идеальный вариант кроется в... тактике Гокена, злейшего врага Гоуки. Нужно постепенно зажимать Бизона в угол, параллельно блокируя его удары и переходя в контратаки. Никаких самоубийственных приемов: просто медленно и аккуратно наращивайте давление на врага.
Как только вояка окажется зажат, нужно несколькими точечными контратаками снизить его здоровье насколько возможно. С того момента, как у оппонента появится в запасе ультракомбинация, сворачиваем активные боевые действия и начинаем обороняться. Теперь главное — поймать врага на ошибке и добить либо после заблокированного Knee Press Nightmare, либо еще до его использования.
Абель
Если с Зангиевым, главным приверженцем тактики «а сейчас ка-ак кину!», Акума расправляется без особых проблем, то при матче с еще одним апологетом игры бросками придется хорошенько вывихнуть пальцы. Бешеного русского можно было остановить на ходу, но у Абеля подвижность куда как выше, и при должном умении француз сумеет закончить бой за рекордно короткое время.
Закидывать Абеля шарами сверху опасно, по приземлении он нас встретит не хлебом-солью, а Fallen Sky. Shakunetsu слишком уж медленно выполняются, так что лучшим средством дальнего боя остается простой Gohadoken. Из рукопашных атак наш главный помощник — Goshoryuken, которым удобно ловить врага на неудачных перекатах и заблокированных ударах. Неплохо в этой же роли смотрится и Ex-версия Tatsumaki.
Главная задача — взять инициативу в свои руки. Многие Абели предсказуемы, и если вы сумеете зажать их в невыгодную позицию, то дальнейшее развитие событий будет легко предугадать. На перекаты отвечаем либо маневрированием и бросками, либо ультракомбинацией (Акума может схватить врага прямо в середине Marseilles Roll). И конечно, после блока его на Change of Direction не забудьте ответить одной из производных комбинаций «Не выкрутишься».
Рю
Очень простой матч, потребуется только ловкость рук. На большинство тактик Рю можно найти ответ, да и предугадать его действия не составляет труда.
Наша главная задача — обмануть соперника, заставить его поверить, что он полностью владеет полем боя. На руку в этом сыграет Shakunetsu, с помощью которого очень удобно прекращать войны огненных шаров. Так можно заставить Рю подойти ближе, а там пусть враг поверит, что побеждает, и пойдет рисковать. Он же не знает, что вместо победы его ждет несколько сокрушительных ударов.
Атаки с воздуха не рекомендуются, ведь даже начинающий Рю сумеет контратаковать Shoryuken'ом. Хотя если вы видите, что противник совсем увлекся швырянием огненных шаров, то можно попробовать Gojin, а после него приступить к выполнению «Не выкрутишься». Если вы заблокировали Shoryuken, а на руках есть «Яростный демон» — считайте, что удача сегодня на вашей стороне.
Спровоцировать оппонента на Metsu Hadoken, когда у вас есть WotRD, — тоже большая удача: схватить Рю, пока он пытается оклематься после выполнения приема, проще простого.
Сагат
Вот и победитель в номинации «Самый трудный оппонент для Акумы-2009». Все в Сагате создано, чтобы портить нам жизнь: и быстрые огненные шары, и отличные специальные атаки, которыми так удобно ловить на ошибках неосторожных Акум, и ультракомбинация, которая и Гоуки с потолка достанет. Справиться с Сагатом очень нелегко, но тем слаще победа.
Начало боя — практически всегда война огненных шаров. У Сагата нет аналогов Gojin или Demon Flip, поэтому перебрасываться Hadoken'ами можно, пока сопернику не надоест. Акума на этом этапе не должен лезть в атаку, и уж тем более не надо провоцировать врага. Причина кроется в очень быстрых приемах тайского боксера, предугадать которые очень сложно.
Как только Сагат вальяжной походкой направится к Гоуки, сложность боя заметно возрастет. Чтобы не пасть жертвой короля муай-тай, следует сидеть в глухой обороне и ловить оппонента на ошибках. Его Tiger Uppercut попался на блок? Отлично, пусть отведает «Не выкрутишься». Комбинация врага сорвалась из-за вашей телепортации? Goshoryuken’ом его. Неплохо действует «тяжелая» версия пинка. Если враг безрассудно активировал Tiger Destruction и попал на вашу защиту, то можно считать, что Акуме крупно повезло: WotRD Сагат не избежит.
И так — весь бой. Чуть Сагат отступает и начинается война огненных шаров, ждем, пока оппоненту не опостылеют ваши Hadoken'ы. Как только враг подходит на расстояние удара, ждем и контратакуем. Рисковые Акумы могут попробовать неожиданную атаку с помощью провокаций и телепортации, но такие попытки обычно очень больно пресекаются.
Бланка
Еще один непростой оппонент. Ex-версия всех специальных приемов Бланки позволяет ему проходить через наши огненные шары, а Demon Flip'ы он парирует электричеством.
Ключевое слово для победы в мачте — «осторожность». В начале боя лучше всего постепенно отступать назад, швыряя Hadoken'ы. Как только Бланка попытается подойти поближе и пробить комбинацию, телепортируемся и повторяем все снова. Так лучше делать, пока оппоненту все это не надоест и он не пойдет на риск. Тут-то мы его и...
Контратаковать следует очень аккуратно и ни в коем случае не с прыжка. Неплохо покажет себя «сильная нога» и Goshoryuken как мера против отчаянных вражеских бросков вперед. Идти на комбинацию следует лишь тогда, когда позиция у оппонента не из лучших, во всех остальных случаях лучше ограничиться одиночными ударами.
Когда у Бланки накопится энергия на ультракомбинацию, придется играть еще аккуратнее. Атаки лучше свести до минимума и ждать его быстрых кувырков, за которые он получит по полной программе. Обладатели тренированных пальцев могут попробовать активировать «Яростного демона» сразу после того, как вы заблокируете одну из его специальных атак.
И ни в коем случае не забывайте пользоваться телепортацией! Она ваш главный помощник как против вражеских ультра- и суперкомбинаций, так и против многих обычных приемов.
Гокен
Очень интересный противник — пусть не самый сложный, но матчи с хорошими Гокенами всегда полны азарта. Практически всегда противник будет стараться загнать вас в угол, встать на удобную позицию и медленно, но верно добивать и использовать ваши ошибки.
Этому можно противопоставить две тактики. Первый вариант — стать апологетом доктрины «кидаю Hadoken'ы, никого не трогаю» и держать почтительную дистанцию, попутно используя Shakunetsu и Gohadoken. Гокен будет стараться подойти поближе и закончить войну огненных шаров — чаще всего для этого используется Senkugoshoha и Gojin. Goshoryuken отобьет у врага охоту пользоваться и тем и другим. Против первого можно использовать телепортацию с последующей контратакой.
Из этой тактики посредством Gojin'а можно перейти к бою на близкой дистанции. У Гокена нет более или менее достойных ударов для нее, а те, что есть, легко заблокировать. Соперник будет пытаться отступать — пресекайте такие действия с помощью Ex-Gojin'а. Можете спровоцировать врага на Tatsumaki или Shin Shoryuken: после их блокирования очень удобно ловить врага «Яростным демоном».
На заметку: никогда не используйте WotRD, если Гокен только-только пытается встать после сильного удара и у него есть ресурс на Shin Shoryuken. Очень уж неприятно получить кулаком по подбородку.
Руфус
Для победы потребуется быстрая реакция и терпение. Весь бой должен проходить в горизонтальной плоскости: против наших атак с воздуха у Руфуса есть Snake Strike, наносящий нехилый урон. Про тактику дальней дистанции тоже стоит забыть: скорее всего, у американца не возникнет проблем с ее сокращением, а из-за быстрых специальных атак он сможет контратаковать Акуму сразу после телепортации.
Поэтому держаться лучше близко, но в атаку не лезть. Поймать Руфуса на заблокированной комбинации тяжело, но другого выхода нет. На первых порах лучше забыть про Tatsumaki (слишком уж медленное) и контратаковать исключительно Goshoryuken'ом. Не забывайте про обычные удары — пусть роль «тяжелого» пинка несколько снизилась, но он неплохо действует в нижней стойке.
Когда у оппонента накопится ресурс на ультракомбинацию, стоит начать маневрировать. Особо рисковые Акумы могут попробовать спровоцировать Руфуса на нее, но это далеко не тривиальная задача. Постепенно отступая, следите за оппонентом и, как только он провернет какую-нибудь глупость, хватайте его «Яростным демоном». После этого уже можно спокойно удлинять дистанцию и забрасывать его огненными шарами: с оставшимся количеством здоровья добить врага не составит труда.
Балрог
Еще одна ходячая головная боль для нашего героя. Пусть он не так быстр и техничен, как Руфус, но его атаки наносят куда как больше повреждений, комбинации быстро оглушают, а нападения с воздуха вновь бесполезны.
Как и в мачте против Гокена, можно использовать две тактики. Первая — защитная, знакомая нам по матчу с Руфусом. Правда, поймать Балрога на блоке чуточку проще. Вновь Goshoryuken и «тяжелый» пинок — наши лучшие друзья, Tatsumaki можно использовать только в Ex-версии. В отличие от предыдущего боя, телепортироваться здесь более или менее безопасно: только следите за тем, чтобы боксер не заряжал атаку в этот момент.
Агрессивная тактика более рискованна, но если вам удалось зажать Балрога в углу, то дело в шляпе. Неплохо для этого подходит комбинация «Бомбардировщик», а также телепортация вкупе с бросками назад. К агрессивному поведению располагает и уязвимость боксера к «Яростному демону». Перехватить Балрога можно буквально на каждой его специальной атаке, даже на Ex-версиях.
Акума — многогранный герой, и сегодня мы вряд ли рассмотрели и половину из всех его возможностей. Остались за бортом разборы партий опытных игроков и более детальный разбор «Яростного демона». Не исключено, что мы еще вернемся к Гоуки в следующих «Советах мастеров», когда будем рассказывать о других бойцах. Оставайтесь с нами!