Сегодняшние наши гости редко становятся известными при жизни. Зато этих самых жизней у них зачастую больше одной. Вы можете смотреть на них и не видеть. Или видеть совсем другого человека. А если распознаете, то это будет последнее, что вы увидите. У них много имен: разведчики, шпионы, коммандос, а в Battlefield Heroes их знают как диверсантов.
Младший брат
Начнем, как водится, с отличий диверсанта от двух других классов: солдата и пулеметчика.
Сперва немного поругаем нашего избранника. Он дохлый. Очень дохлый, буквально как полпулеметчика. Поэтому долго под огнем нам не выжить. Кроме того, диверсант не может эффективно сражаться на средних дистанциях — автоматического оружия ему не дали. Все, больше недостатков нет. Зато достоинств — завались.
Прежде всего это, конечно, невидимость. Что можно творить с ее помощью, мы подробней рассмотрим в разделе тактик, а пока просто скажем, что без нее играть разведчиком пришлось бы совершенно по-другому. Взамен автоматов мы получили целых два уникальных оружия — нож и снайперскую винтовку. Несложно догадаться, что первый крошит всех и вся на близких дистанциях, а винтовка делает то же самое на сверхдальних. На закуску есть еще два умения, которые прекрасно себя показывают в командной игре, — обозначение цели и взрывчатка. С их помощью слаженные действия коллектива выйдут на качественно новый уровень. Не откладывая в долгий ящик, сразу перейдем к описанию способностей.
Это важно: различия между немцами и союзниками чисто косметические, так что выбирайте то, что вам ближе. На момент написания статьи немцев чуть меньше, так что иногда приходится играть в меньшинстве.
Талантливый во всем
У нас, в отличие от двух других классов, целых шесть способностей, а очков больше не стало. И, что самое обидное, все таланты полезны. Придется очень тщательно подходить к развитию персонажа.
Это важно: на вкладке, где вы распределяете свои таланты, есть кнопка сброса очков. Она позволяет менять стили игры, если один из них вам надоест.
Эликсир
Эликсир | |||||
Уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Время действия (секунды) | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Время восстановления (секунды) | 15 | 15 | 15 | 13 | 10 |
Процент поглощаемого урона | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Делает сразу две вещи: ускоряет вас и дает дополнительную защиту. У пулеметчика, между прочим, за это отвечают разные умения. Штука полезная, но в основном за счет ускорения. Щит слабоват, да и с нашим количеством здоровья он не сильно поможет. Так что большинству шпионов хватит одного уровня.
Это интересно: принятие эликсира позволяет вам не только быстро бегать, но и быстро плавать: диверсант даже меняет стиль плавания с брасса на кроль.
Отравленный клинок
Отравленный клинок | |||||
Уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Время действия (секунды) | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Время восстановления (секунды) | 15 | 15 | 13 | 13 | 10 |
Урон (со временем) | 15 | 21 | 27 | 36 | 45 |
Наносит врагу дополнительный урон, растянутый по времени. Способность довольно полезная, так как позволяет убивать противника с двух-трех ударов, в зависимости от класса. На максимальном уровне вашим коллегам зачастую хватит и одного пореза. Жаль только, что урон растянут по времени, так что отравить одного соперника несколько раз проблематично. А вот битва против группы врагов значительно упростится. Если предпочитаете ближний бой — берите обязательно.
Обозначение цели
Обозначение цели | |||||
Уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Время действия (секунды) | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Время восстановления (секунды) | 15 | 15 | 13 | 13 | 10 |
Первое умение, направленное на командную игру. Подсвечивает одного врага, позволяя всей команде видеть его даже сквозь стены. Разведчиков врага выводит из невидимости. Наложившему метку шпиону дается немного опыта сразу и еще по чуть-чуть за каждое попадание союзников по цели. Если вы планируете взять шефство над командой, то стоит развить до конца, иначе хватит и первого уровня.
Невидимость
Невидимость | |||||
Уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Время восстановления (секунды) | 25 | 23 | 20 | 17 | 12 |
Радиус обнаружения (метры) | 15 | 13 | 11 | 9 | 6 |
Прячет вас от глаз врагов. С ограничениями, конечно. Активировав способность, вы будете находиться в сумраке, до тех пор пока:
не используете оружие (пистолет, винтовку, нож или динамит);
вас не пометят прошлым умением;
вы не подойдете слишком близко к противнику.
На последнем остановимся чуть подробней. В зависимости от уровня способности в определенном радиусе от шпиона он становится виден. Не полностью, а в виде полупрозрачного силуэта, но большинству игроков достаточно и этого. Так что талант стоит развивать всем и как можно быстрее. Ведь кроме уменьшения радиуса обнаружения снижается еще и время восстановления, что позволит бегать не пойманным очень долго.
Мина-ловушка
Мина-ловушка | |||||
Уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Урон от взрыва | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
Время восстановления (секунды) | 23 | 21 | 18 | 15 | 12 |
Крайне полезное умение в командной игре. Мы кидаем мину, подойдя к которой враг подорвется, лишится части здоровья, отскочит и, благодаря звуку взрыва, обозначит свое местоположение. И каждое из этих свойств достойно отдельного умения. С ростом уровня значительно повышается урон и падает время восстановления, что позволит устанавливать смертельные минные заграждения. Как по мне, второе по важности умение, которое стоит развивать всем и полностью.
Концентрация на выстреле
Концентрация на выстреле | |||||
Уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Время действия (секунды) | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Дополнительный урон | 13 | 15 | 17 | 19 | 23 |
Время восстановления (секунды) | 15 | 15 | 13 | 13 | 10 |
Добавляет урона к выстрелу из снайперской винтовки. Мне это умение кажется расточительством очков, и вот почему. Прибавка смешная: на последнем уровне способность наносит урона меньше, чем мина. Постоянно включать умение неудобно. И кроме того, активированное, оно демаскирует вас лучше чем, что бы то ни было: над головой диверсанта загорается яркий желтый прицел. Не хватает только надписи «стрелять чуть ниже». Для хилого снайпера оставаться незамеченным — главное правило выживания. Следы от выстрела и так нам мешают, а метка от умения рушит все шансы на прятки. Как по мне, вреда почти всегда больше, чем пользы. Если все же решитесь применять, не забудьте развить невидимость до максимума, чтобы постоянно исчезать, и стрелять только из-за препятствий, причем не более, чем дважды за раз. Иначе вас убьют раньше.
Теперь самое время перейти к главной части: тактике.
Нож
Если не наше все, то добрая его треть. Отличный урон, быстрая атака, нет необходимости в перезарядке. На узких улочках практически незаменим, но вот в поле... в поле лучше врагу не попадайтесь!
Для эффективного разделывания противника нападайте на него со спины, еще лучше из невидимости. Когда столкновение перейдет в активную фазу, постоянно бегите вперед, машите лезвием и прыгайте из стороны в сторону. Так по вам будет очень сложно попасть, и вы легко победите. Проще всего зарезать коллегу, чуть сложнее пулеметчика. У него очень много здоровья, но в ближнем бою он, как ни странно, часто очень слаб за счет черепашьей скорости. Солдата убить тяжело за счет лечения, огонька и способности отталкивать вас куда подальше. Да и двигается он достаточно проворно.
Как действовать при групповой драке, смотрите в соответствующей главе.
Пистолеты
Делятся на три типа: по скорострельности и урону. К первой полагается вместительная обойма, ко второму — дальность эффективной стрельбы. Чем выше один параметр, тем, соответственно, ниже другой. Можете сделать упор на одну из пар параметров или выбрать нечто среднее.
Как по мне, пистолет — совершенно бесполезное оружие. Вблизи нож лучше, издалека винтовка, а посередине мы драться не обучены. Не стоит делать того, к чему боец не приспособлен. Много урона не нанесете, погибнете быстро. Лучше уж купите себе на эти очки красивую шапочку! А еще лучше аптечку.
Винтовки
Как и пистолеты, делятся на три типа. Что вам больше по душе: огромный урон с маленьким магазином и ужасающей отдачей или скорострельность и куча патронов? А может, нечто средне-бесплатное?
От выбранной винтовки напрямую зависит стиль игры. С крупным калибром вам надо реже стрелять и менять убежища, но лучше целиться. Зато враги будут мереть как мухи. А вот от усиления выстрела толку мало — он у нас и так до ужаса могуч. Скорострельный солдат, напротив, требует постоянного движения, так что это вариант для быстрых и суетливых. В первом случае вам понадобится невидимость, во втором пригодятся эликсир и концентрация на выстреле. Лично мне куда ближе первый вариант. Он позволяет, отсидевшись в хорошей позиции, в одиночку сорвать весь план врага. Постоянная беготня не к лицу настоящему снайперу. С другой стороны, с помощью маломощного собрата намного удобнее поддерживать собственное нападение. Можно сказать, что первая винтовка для одиночек, а вторая для людей, предпочитающих большие кучи. Выбор за вами.
Динамит
Динамит наш выделяется одним интересным свойством: он липнет к технике. Это позволяет легко уничтожать танки и джипы. Вокруг первых надо бегать и, уворачиваясь, прилепить две-три шашки, а вторые вообще достаточно подкараулить, быстро заминировать и наслаждаться эффектом.
Против пехоты практически неэффективен, но в толпу ради неразберихи и отбрасывания кинуть можно.
Боевые заготовки
Диверсант — класс универсальный. Но делать все и сразу, к сожалению, не получится. Поэтому придется специализироваться. Предлагаем вашему вниманию несколько архетипов.
Захватчик
Самый простой и понятный архетип. Ваша задача — пробираться в тыл к противнику и захватывать его точки. Если есть сопротивление — устраняйте, перед отходом как следует напакостите. Опыт приходит быстро благодаря постоянным захватам флага и стычкам, смертность невелика из-за отдаленности боевых действий, своей команде сильно помогаете, соперникам еще сильнее мешаете. Просто и элегантно. Только приготовьтесь к тому, что вы будете для врага целью номер один, так что лучше сразу убегать, а в бой вступать разве что один на один. И то — в крайнем случае.
Это важно: максимальный уровень в игре — тридцатый. Очко умений вы получаете на четных. Значит, пунктов таланта у вас будет максимум пятнадцать. Из этого числа мы и будем исходить.
Наиважнейшее умение при такой игре — невидимость. Берем сразу и до максимума. Эликсир пригодится для проворного отступления. Бегать мы будем часто, но больше одного-двух очков нам не надо. Мина-ловушка понадобится для двух вещей: защиты захваченной точки и помощи в отступлении. Так как только этим мы и занимаемся, учим до конца. Подсветка цели пригодится для проверки точки на наличие вражеских агентов, а также для указания команде, кто за вами гонится. Это зачастую позволит избежать справедливого возмездия. Пары уровней хватит. Оставшиеся умения вложите в ядовитый клинок — это поможет вам выжить в схватке, если избежать столкновения не удалось. А если вас все-таки убьют, то здоровье у врага будет уже не то.
Турель
Если вы предпочитаете сидеть на месте, предлагаем вам архетип, полностью противоположный предыдущему. Ваша задача — впиться в точку и не отдавать ее никому. Три талантливых турели в команде практически не оставляют шанса на победу оппонентам. Сразу оговоримся, что драться вам придется очень часто, ведь претендентов на точку мало не бывает. Итак, прежде всего нам нужны мины. Они в прямом смысле подорвут здоровье врага, слегка отодвинут от точки и не позволят ему подойти незамеченным. Берем все пять уровней. Невидимость тоже нужна, чтобы нас не отстрелили перед началом захвата. Максимум не обязателен, трех-четырех очков должно хватить. Отравленный клинок стоит развить до конца, так вы сможете обезвредить множество наглецов, одновременно покусившихся на точку. По очку вложим в эликсир (чтобы сократить дистанцию) и отметку цели, чтобы вывести вражеских агентов из сумрака.
Мясник
Этот архетип открывает темную сторону диверсанта. При желании хилый мужичок может стать настоящей машиной смерти. При игре в таком стиле мы берем нож и делаем всем очень больно. Сперва таланты. Яд — пять очков. Ловушки — четыре очка. Невидимость — пять очков. Эликсир и отметка — по одному. Действуем так: крадемся и выискиваем группу противника, которая забыла о правиле «больше двух не собираться». Подкрадываемся поближе. Теперь, кинув предварительно метку с целью вывести на свет божий шпионов врага (заодно можно и приоритетную цель пометить), активируем яд и бросаемся в толпу, размахивая ножом. Перво-наперво стараемся полоснуть всех, чтобы яд сработал, а потом начинаем уничтожение по приоритетам.
На заметку: как только отравленное лезвие перестанет быть таковым, активируем эликсир (одновременно они не действуют: один эффект исключает второй). Он даст немного защиты, но главное — скорость. Как можно быстрее сближайте дистанцию и постоянно прыгайте, чтобы по вам было трудно попасть.
Первыми режем солдат: они сильно помешают плану своим лечением. Дальше своих коллег, они и так уже при смерти от яда. Ну и наконец, пулеметчиков. Все это безобразие сопровождаем выбросом мин.
На заметку: подобный план очень требователен к качеству аптечек, так что приготовьтесь к затратам. С другой стороны, вы сэкономите на покупке оружия, так что баланс соблюден.
Что еще важно — это правильно рассчитать момент атаки. Нападать лучше в замкнутом пространстве (пример: палуба разбившегося корабля на карте Buccaneer’s Bay), чтобы враги не успели разбежаться и застрелить вас, и со спины. Понадобятся также точные и быстрые движения при атаке. Это требует некоторой практики, но результат того стоит. Горы поверженных врагов и очистка пути для команды обеспечена. Ну и конечно, море веселья.
Охотник
Если вам не по душе запах пота и крови врагов и постоянная опасность, можете воспользоваться следующим архетипом. Ваша задача — пристрелить как можно больше врагов, не подставляясь при этом под удар. То есть издалека и снайперской винтовки. Умения: невидимость — пять баллов; чем раньше спрячемся после выстрела, тем лучше. Ловушка — два-три балла, чтобы обезопасить тылы. Отметка цели для выведения коллег из невидимости — один балл. Концентрация на выстреле — пять баллов. Способность нам пригодится больше, чем все оставшиеся. На низких уровнях она совершенно бесполезна, поэтому и развиваем до максимума. Единичку в эликсир для отступления и маневров. Остаток можете вложить в яд, если хотите отбиваться от подкравшихся сзади, ловушку, если не хотите. Если же команда более или менее сыгранная, то усильте отметку.
На заметку: как выбрать подходящую винтовку, смотрите в «Арсенале».
Теперь непосредственно о тактике. Первая наша задача: занять неожиданную снайперскую позицию с хорошим видом на места пробегания врагов и, крайне желательно, укрытиями. Также очень хорошо, если вас что-нибудь будет прикрывать, хотя бы с двух сторон. Добираемся туда под невидимостью. Часто приходится плыть или прыгать с самолета. Теперь ждем. Если мы держим дорогу, то бьем всех врагов. Если точку, то лучше дождаться, когда их соберется несколько, — тогда меньше шансов на то, что к вам зайдут со спины. Концентрируемся на конкретной цели, чтобы она не успела убежать или спрятаться. Способность, увеличивающую урон, активируем постоянно. Перезаряжаемся за укрытиями, туда же прячемся, если по нам начали активно стрелять. В этом случае действуем просто: в режиме от третьего лица выбираем цель, включаем прицел, встаем, стреляем и опять садимся.
На заметку: вообще вид от третьего лица — ваш лучший друг. С его помощью мы можем заглядывать за углы и препятствия, чтобы убедиться, что там безопасно.
ти, знать, что происходит за стеной или углом. И встретить выбегающего противника ударом ножа.
Время от времени позицию надо менять — иначе достанут. Также бойтесь всевозможных гранат. При дуэли с коллегой отлично себя показывает шаг вбок во время стрельбы: вы знаете, в какую сторону корректировать прицел, а он нет. А вот прыгать, наоборот, не надо. Если надоест быть одному, вы можете отлично помочь своей команде, поддержав ее огнем из-за спин. Тут вам и цели обеспечены, и прикрытие, и лечение.
На заметку: кстати, о лечении. Оно, как и любой визуальный эффект (эликсир, яд, огонь, всплывающие циферки урона при попадании по вам), заметно, даже когда вы в невидимости, поэтому лечитесь в укромном месте.
Подобный стиль игры требует отличной меткости и творческого мышления при выборе позиции. Помните, что вас демаскируют визуальные эффекты, следы от пуль и, самое главное, смерть жертвы. Ведь после уничтожения враг видит вас и ваше местоположение и обязательно сообщит об этом команде. Так что хоть помашите ему напоследок!
Пилот
Диверсант вполне может поспорить с пулеметчиком за звание «специалиста по технике». Он отлично подходит на роль пилота благодаря невидимости, что позволяет покинуть место крушения. Крепость техники отлично компенсирует природную хрупкость шпиона. Рассказывать об управлении техникой в этой статье мы не будем, а вот как бороться — подскажем.
Для уничтожения машин у нас есть все та же невидимость, позволяющая подобраться поближе, специальная липкая взрывчатка с отличным уроном, не позволяющая врагу убежать от взрыва. А потом активируем эликсир, бегаем кругом и добиваем махину врага. Мины ловушке также отлично помогут. Это диктует набор талантов: невидимость и мины на максимум, единичку в отметку, чтобы подсказать команде, кого бить (или, наоборот, не бить), остальное вкладываем в эликсир и, если хотите сражаться не только с помощью техники, одно из оружейных умений. Умелые пилоты очень ценятся любыми командами, и к ним мы, возможно, вернемся в одной из следующих статей. При этом охотники на танки нужны не меньше. И не забудьте позаботиться об аптечках для себя и железного коня.
Командир
Напоследок мы оставили наиболее интересный архетип. К сожалению, он требует слаженной команды, готовой вам подчиняться. Вы же, в свою очередь, должны обладать отличными лидерскими качествами, знанием карты и тактики, а также досконально изучить все классы, их способности и способы взаимодействия. Вашей главной задачей будет координация действий команды. План захвата точек, обозначение целей для атаки, оборона позиций — все лежит на вас. Голосовая связь практически обязательна. Для эффективного командования нам понадобятся пять уровней в отметке цели, пять уровней в минах, пять уровней в невидимости и уровень эликсира. Это позволит нам отмечать приоритетные цели для атаки команды, причем две подряд (время действия на пятом уровне превышает время восстановления), минировать стратегически важные маршруты, всегда успевать к месту боевых действий, и все это — не выходя из невидимости. То есть противник практически ничего не сможет сделать с главным действующим лицом вашей команды. Можно, конечно, вместо невидимости взять оружейное умение и командовать непосредственно из гущи боя, но, как показывает практика, такое руководство на порядок хуже не только из-за необходимости думать о том, как разить супостата, но и благодаря смертности лидера. Пока вы будете возрождаться, пока доберетесь до места боя, все планы уже могут рухнуть. Так что если уже решили командовать, то занимайтесь этим всерьез — разрабатывайте хитрые схемы и помогайте воплощать их мудрым руководством. Противник и не поймет, почему раз за разом проигрывает...
Архетип как нельзя лучше подходит ветеранам. Они отлично знают все тонкости игры. У них достаточно очков на развитие всех умений. И, возможно, самое обидное — такое поведение совсем не приносит опыта. Конечно же, имеются в виду игровые циферки, ведь играть вы таким образом будете учиться куда быстрее, чем при любом другом архетипе. Зато благодарность команды и число побед будут просто зашкаливать.
Как ни крути, а Battlefield Heroes — игра командная. Так что давайте разберем способы взаимодействия со своими сподвижниками по команде.
Солдат
Диверсант и солдат отлично дополняют друг друга. Он как раз специализируется на том, что нам неподвластно. Бои на средних дистанциях — пожалуйста, есть автомат и горящие пули. Драка с толпой — кидаем кучу гранат. Огонь отвлечет, если нас ранили, всегда подлечит. Мы же в это время можем помогать ему огнем из-за спины, обойти противника с фланга или тыла и начать кромсать, закидать его минами и динамитом, в общем, всячески уничтожать. Но еще лучше вы с солдатом сможете удерживать контрольную точку. Против одной такой умелой пары нужен минимум танк с поддержкой из пары-тройки пехотинцев. А если танк окажется у вас в руках, то, посадив солдата в башню, можно таких дел натворить, что врагу сразу станет грустно.
Пулеметчик
Уж слишком мы разные, и в результате складываются не достоинства, а недостатки. Мы бежим со скоростью пулеметчика, а дохнем со своей. Единственный вариант взаимодействия — на расстоянии. То есть мы выполняем одно и то же, но поодиночке. Тогда пулеметчик сможет прикрыть вас огнем и отвлечь внимание, а вы добьете врага. Для защиты точек такая команда не очень подходит, так как пара солдат выкосит вас на неудобном для обоих расстоянии. А вот с танком вы справитесь на «отлично».
Диверсант
Как известно еще с каменного века, сильнее мамонта только два мамонта. Так и с диверсантами. Крутить какие-то хитрые парные комбинации у вас вряд ли получится, разве что охотник + мясник. Другое дело, когда один из вас командир, но это уже не парное, командное взаимодействие. Зато если два шпиона делают одно и то же дело разом, то эффект зачастую превышает все ожидания. Ведь, например, спаренный выстрел из мощной винтовки способен на месте уложить солдата, который даже понять ничего не успеет. Две-четыре мины отлично остановят не только пехотинца, но и джип, два динамита, прилипших к танку, не оставят ему шанса, два... Ну, в общем, вы поняли.
Вот мы и закончили рассмотрение самого необычного, многообразного и интересного класса в Battlefield Heroes. Надеемся, что каждый сможет подобрать приятный себе стиль игры этим хилым, но очень умелым мужичком. Удачи на полях сражений, и да укроет вас невидимость от недружелюбных взглядов!