Не нужно скрывать своих возвышенных чувств — например, своей любви к власти.
Януш Васильковский
Год Господа нашего тысяча триста девяносто девятый. Священная Римская империя германской нации — формально единое государство, но фактически куча самостоятельных княжеств. Император может лишь бессильно наблюдать, как его подданные творят что хотят. Некогда принадлежавшие империи Бургундия и северная Италия потеряны, и уже больше века римского императора не коронуют в Риме. Габсбургам, новой императорской династии, предстоит укрепить положение императора, сделать империю сильным централизованным государством, вернуть утраченные земли и возродить былую славу.
Я бы в кайзеры пошел, пусть меня научат...
На императорский трон в Europa Universalis 3 может претендовать любой европейский монарх, даже правитель малой нации или государства, не входящего в империю. Лично я выбрал Австрию, ведь именно австрийская династия Габсбургов почти непрерывно правила Священной Римской империей с XV века и до ее роспуска. Можно начать играть за Богемию, чей король в 1399 году уже правит империей, или «передвинуть» начало игры вперед, но, на мой взгляд, интереснее самому заполучить престол.
Римский император — должность не наследственная, после его смерти курфюрсты, правители восьми из стран империи, выбирают нового. За их влияние мы и будем бороться. Посмотреть текущий состав курфюрстов и кого они поддерживают можно во вкладке «империя».
Для получения поддержки курфюрстов прежде всего нужно построить с ними хорошие отношения, это потом уже будем строить самих курфюрстов. Крайне желательны отношения не ниже ста пятидесяти и высокое доверие. Улучшению отношений способствуют различные договоры, дары, династические браки. Поддержка всех не обязательна, достаточно иметь больше голосов, чем конкуренты. Войн с курфюрстами лучше всячески избегать. Впрочем, если вы достаточно сильны, можно военным путем сделать кого-либо из курфюрстов вассалом — вассал всегда голосует за своего сюзерена.
Это важно: точно неизвестно, когда умрет старый император. Стоит почаще проверять, не отвернулся ли от вас кто-то из выборщиков.
Кроме хороших отношений, будущему императору необходимо сильное государство с высоким престижем. У Австрии на старте восемь провинций, лимит армии в двадцать тысяч и нулевой престиж. Неплохо для начала, но такой стране не тягаться с конкурентами за корону императора. Престиж можно понемногу повышать и мирным путем — например, при помощи национальной идеи «покровительство искусствам» или специального советника. Расширять территорию можно и дипломатически. Однако самым надежным средством показать, кто в Европе хозяин, была, есть и будет война.
И на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом
Нелегок нынче труд покорителя Европы — за присоединение к своим землям каждой провинции государство получает четыре очка дурной славы, а если это была единственная провинция врага — целых восемь. Даже принудить к вассалитету просто так нельзя. Стоит превысить лимит дурной славы, и каждый европейский правитель осознает: «Если не объединиться против агрессора сейчас, то завтра захвачена будет и моя страна». А это означает войну против всех. Государство-изгой может быть достаточно сильным, чтобы, подобно постреволюционной Франции, не только обороняться от коалиции, но и наступать. И все же рано или поздно иные враги уничтожат такую страну: истощение, бунты, инфляция. Но опытного захватчика это не принудит к миролюбию. Когда я слышу слово «миролюбие», я хватаюсь за шпагу!
На заметку: если стало совсем плохо с дурной славой, можно уменьшить ее, освободив несколько захваченных вами народов. Временно...
Захватническая война, война ради наживы — это, знаете ли, очень плохо. Мировая общественность это осуждает. Ну а если война справедливая? Совсем другое дело, соседи и слова не скажут, сами все понимают, ведь и они слопать пару провинций не прочь. В Heir to the Throne есть множество поводов для войны, уменьшающих полученную дурную славу в несколько раз, а в особых случаях вообще отменяющих ее. В зависимости от повода и соответствующих модификаторов можно условно разделить большинство войн на войны ради экспансии и войны только ради престижа.
Вот распространенные поводы для войны, которыми стоит воспользоваться для экспансии:
Миссии, связанные с захватом провинций или вассализацией. Присоединить север Италии, сделать Богемию вассалом, покорить Венгрию — такие и подобные им задачи могут встать перед австрийским монархом. Подобные миссии — одно из преимуществ больших наций перед малыми.
Религиозные поводы для войны, такие как отлучение монарха от церкви или священная война. Особенно выгодны, если вы контролируете папу и сами можете указать цель.
Превышение государством предела дурной славы даст возможность хорошо нажиться за его счет.
Претензия на трон может быть предъявлена государству, с которым есть династический брак и которое имеет проблемы с наследованием. Главный минус — ухудшение отношений с другими венценосными родственниками. И хорошо подумайте перед тем, как заключить династический брак с более сильным государством.
Случайное событие.
Это важно: повод для войны может снижать дурную славу на захват строго определенных провинций.
Найти повод для войны ради престижа значительно легче, чем для войны захватнической. Перечень этих путей обширен:
Союзы. Союзники часто вступают в войны. Как им не помочь, если за это можно получить престиж и контрибуции? Впрочем, весьма рискованный способ. Вашего союзника вполне может угораздить воевать со страной, вступать в конфликт с которой вам вовсе не хочется. Отказ от помощи союзнику — это ощутимое падение престижа. И повод для войны против предателя.
Претензии, сфабрикованные шпионом.
Гарантии независимости странам, с которыми хотите дружить, и предупреждения странам, с которыми не хотите.
Расширение сферы влияния дает повод для войны за любое вмешательство в политику выбранного государства, но при этом стоит целых десять очков престижа. Польза спорная.
Еще много различных поводов.
Нанеся несколько поражений врагу и оккупировав солидную часть его территории, вы можете рассчитывать на хорошие уступки при заключении мира. Среди них будут особенно полезными освобождение наций и денежные контрибуции. Даже если некоторая уступка не принесет пользы сама по себе, она повысит престиж страны-победителя. Те уступки побежденного врага, с которыми связан повод для войны, обычно стоят меньше очков победы, престижа же дают больше.
Можно также присоединить пару провинций без уменьшающего дурную славу повода, если знать меру. Особенно ценны провинции с торговым центром, их стоит хватать в первую очередь. Дурную славу уменьшают дипломатические способности правителя и советники-дипломаты. Благо теперь не нужно ждать, когда нужный советник появится в списке, — высокие культурные традиции позволят нанимать самых умелых дипломатов.
Экспансивные войны есть смысл вести с соседями, остальные же войны — по всей Европе, куда сможете добраться, заручившись правом прохода. Выбирайте явно более слабых врагов, не имеющих много союзников. Войны должны быть не только победоносными, но и быстрыми. В случае затянувшейся войны лучше заключить плохой мир и начать готовиться к следующей кампании, чем накапливать истощение и инфляцию.
Если объявить войну одной из стран империи, велика вероятность войны с императором. Если же вы уверены в своих силах, можно бросить ему вызов. От проигравшего императора многие отвернутся, что ускорит ваше восшествие на трон.
Себя же от нападений можно обезопасить хорошими отношениями и династическими браками с сильными соседями. Есть смысл заключать союзы, но об их недостатках уже сказано выше.
Обобщая, можно сказать, что сначала стоит вести себя очень осторожно, но потом, по мере роста территории и армии, можно увеличивать число своих подданных все увереннее.
Дружных народов надежный оплот
Упорная борьба и долгие дипломатические игры были вознаграждены. Теперь вы — император. Посмотрим, какими преимуществами он пользуется. Радуют приятные мелочи, вроде повышения престижа и числа чиновников в год, не меньше радуют новые поводы для войны. Восторг у каждого истинного милитариста вызовет огромный лимит снабжения армии. Однако главное достоинство империи — имперские решения. Каждое из них приносит императору какую-либо пользу, зачастую за счет других стран империи. Решения могут удешевлять постройку зданий, повышать налоговые сборы, военные или культурные традиции, и так далее.
На принятие имперских решений тратится особый ресурс — имперская власть. Заработать власть можно, принуждая страны империи сменить религию на вашу, освобождая имперские провинции, отзываясь на призывы о помощи от имперских наций и добавляя провинции в империю. Не так часто есть возможность совершить что-либо подобное. К тому же имперская власть еще может падать, если вместо указанных выше событий происходить будет обратное.
На заметку: многие преимущества императора зависят от количества стран в империи.
Поистине судьбоносны последние два имперских решения. Одно из них делает все страны Священной Римской империи вашими вассалами, а другое присоединяет территорию народов империи к государству императора. Для принятия этих решений необходима безупречная репутация (дурная слава не выше трети от максимума), прекрасные отношения со странами империи и единая религия с ними. Но даже если все эти условия соблюдены, часть государств скорее всего не поймет радости единства. Они автоматически выйдут из состава империи и объявят императору войну. Однако к тому моменту такие страны уже не будут помехой.
Священная Римская империя германской нации сильна как никогда. Огромные территории, могучая армия на страже их границ и слава, звучащая по всему миру. Главные трудности и испытания позади, теперь важно не ополчить против себя всю Европу и сохранить приобретенное. Хорошей игры!