Когда простые заклинания выстраиваются в эффектные комбинации — это «Дота». Когда каждый игрок вносит свою долю в общую победы — это тоже «Дота». Если же союзники беспрерывно мрут на своих дорожках и бесполезны в битвах — это не «Дота», а поломанные клавиатуры и разбитые об стену мышки.
Как же себя вести, когда по базовому снаряжению команды видно, что дело плохо? Мой совет прост — стойте на центральной линии. Обычно туда идут лучшие игроки команды. Они выбирают героев поздней игры, сильно зависящих от артефактов. Эта статья расскажет об основных типах героев, тактике и всяких хитростях игры в центре.
Герои эндшпиля
Предлагаю следующие универсальные варианты, актуальные при игре с соперником любого уровня.
Темная Охотница (Drow Ranger)
Снайпер (Dwarven Sniper)
Медуза (Medusa)
Арахна (Broodmother)
Невермор (Shadow fiend)
Свен (Rogue Knight)
Шторм (Storm spirit)
Некролит (Necrolyte)
Морф (Morpling)
Мирана (Priestess of the Moon)
Сразу договоритесь хотя бы с одним союзником, способным оглушать врагов, чтобы он приходил на помощь. На эту роль хорошо подходят Лион (Demon Witch), Венга (Vengeful spirit), Мирана и другие. Вместе вы сможете убить вражеского героя или заставить его отступить на базу залечивать раны.
Рассмотрим конкретный пример: вы играете за Темную Охотницу и стоите в центре. В вашей команде есть Венга, против вас играет Шторм.
Это важно: сразу предупредите команду, что Венга будет часто отсутствовать на своей линии. Желательно, чтобы с ней встал опытный игрок с героем, который может стоять в одиночку против двоих (Варлок, Пак). Лучше всего выбрать «легкую», более короткую линию (верхняя за нежить и нижняя за эльфов).
Охоту на Шторма стоит начать сразу, на первом уровне. В начале игры соперники могут судить о вас только по купленным предметам и ничего не знают о ваших навыках. Атакуйте оппонента, не обращая внимания на нейтральных монстров. Шторм может подумать, что вы неопытны. Вы получите больше урона от нейтральных монстров, чем нанесете ему, и он может позариться на «легкую» добычу — попытается атаковать.
В это время к нему приблизится Венга (если повезет — с руной ускорения или двойного урона) и, когда Шторм начнет убегать, оглушит его. Желательно, чтобы последний удар нанесли именно вы. Даже если противник спасется, он вынужден будет потратить банку лечения либо отступит, что даст возможность добить больше вражеских монстров. При первой возможности Венге стоит купить пустую бутыль (Empty bottle), так как она часто будет проходить через места появления рун.
На заметку: ледяные стрелы Темной Охотницы позволяют атаковать вражеского героя, не получая урона от его монстров. Для этого нужно нажать на криптограмму стрелы (или использовать горячую клавишу R) и левой кнопкой на вражеского героя. Вы выстрелите, но его монстры оставят вас без внимания. В данном случае мы не используем таких маневров, так как обычная реакция на них — отступление на свою горку. Нам же нужно отманить его как можно дальше от башни.
Кстати, Темная Охотница — из тех героев, что способны в одиночку убить Рошана уже на ранних этапах игры. Рошан — это огромный гранитный голем, обозначенный на карте большим красным кругом. Кроме артефактов, дающих пассивные усиления (Power Treads, Wraith Band), вам необходим Доминатор (Helm of the Dominator). Этот артефакт дает не только пять единиц брони, +20 к атаке и 15% вампиризма, но и способность подчинять нейтральных монстров. Захватите с его помощью Огра-мага (Ogre mage) — вам необходима способность Морозный щит (Frost armor). Следите за тем, чтобы Рошан бил героя, прикрытого щитом.
Вообще, устраивать подобные засады на врагов нужно как можно чаще. Ваш помощник получит меньше опыта, но основной герой будет получать больше золота, а в будущем это отразится на успехе команды. К тому же вы затормозите вражеского героя!
Учтите, что Невермор, Шторм, Свен Морф и Некролит намного успешнее стоят в центре с пустой бутылью, постоянно пополняемой рунами. Покупать ее первым артефактом накладно — ведь она не дает никаких пассивных усилений. Поэтому вам нужен курьер (Animal Courier), которого может купить помощник. Замечательно, если кто-нибудь из союзников будет ставить «варды» (Observer Ward) в месте появления одной из рун.
Охотники
Основная задача охотников — переход на другие линии и помощь союзникам в убийстве вражеских героев. Какие варианты хороши?
Тинкер (Tinker)
Зевс (Lord of Olympia)
Лион (Demon Witch)
Мирана (Priestess of the Moon)
Магнус (Magnataur)
Тини (Stone Giant)
Рексар (Beastmaster)
Лина (Slayer)
Лешрак (Tormented Soul)
Лич (Lich)
Акаша (Queen of Pain)
Время от времени переходите на другие линии, желательно с руной. Ждите в лесу момента, когда вражеские герои отойдут от своей башни, и, предварительно предупредив союзников, атакуйте. Благодаря мощному урону и оглушению шанс убить вражеского героя, а то и двух во многих случаях близок к 100%.
Это важно: если ваша цель — герои, способные телепортироваться (Акаша, Магина), то оглушение становится особенно ценным.
Особенности игры за Тини и Магнуса: после покупки банки начинаем копить на Кинжал (Kelen’s Dagger). Подождите момента, когда вражеские герои окажутся рядом друг с другом, а потом прыгайте к ним и уничтожайте!
Благодаря пустой бутыли Магнус может устоять даже против Лича. Через пять минут он накопит на Кинжал, и начнется охота, не оставляющая противникам никаких шансов на выживание |
Плюсы варианта очевидны: в начале и середине игры всем противникам будет несладко. Минусы — ваши герои эндшпиля не смогут получать в два раза больше опыта.
Быстрое разрушение вражеских башен
На эту роль подходят: Арахна, Пугна (Oblivion), Энигма (Enigma), Варлок (Warlock), Фарион (Prophet) и Раста (Shadow Shaman). Они легко сносят башни благодаря силе или количеству призванных существ. После того как первые две башни падут, есть смысл собраться и подловить врагов оставшихся без защиты. Оставшись на некоторое время в большинстве, вы можете попытаться прорваться на базу и уничтожить бараки.
Если вы играете за Арахну, а против вас стоит герой с заклинаниями, бьющими по площади, то ваши паучки для него — опыт и деньги. Поэтому стоит отводить их в лес и убивать там нейтральных монстров. Уничтожить башню не получится, зато это даст вам небольшой приток золота. Как только противник уйдет с линии, сосредоточьтесь на башне.
Это важно: если на карте много вызванных существ, отлично работает кольцо Базилиуса (Ring of Bazilius), дающее три единицы брони всем союзником в некотором радиусе.
Играя за Варлока, постарайтесь к шестому уровню нанести максимально много урона вражескому герою. Ведь с появлением голема вы сможете добить врага, а затем и башню! Помощь союзника с оглушающим заклинанием приветствуется.
Пары героев
Очень часто в центре стоят два героя с одной либо с двух сторон. Обычно один из них ориентирован на позднюю игру, а второй — помощник. Ставка делается на героев, которыми тяжело играть на начальных этапах. Основные варианты приведены в таблице.
Основные варианты двойных линий | |||
Герои поздней игры | Помощники | ||
Лансер (Phantom lancer) |
Кристэл Мэйден (Crystal Maiden) |
Езалор (Keeper of the Light) |
Варлок (Warlock) |
Морф (Morphling) | |||
Юрнеро (Juggernaut) |
Даззл (Shadow Priest) |
||
Террорблэйд (Soul Keeper) |
Лич (Lich) |
||
Спектра (Spectre) |
В первом столбце представлены герои поздней игры. Во втором, третьем и четвертом — сочетающиеся с ними помощники. Просматривая строчки таблицы слева направо, мы видим, что Юрнеро, например, чувствует себя отлично в паре с Кристэл Мэйден, Дазлом или Варлоком.
Герой поздней игры старается забрать всех вражеских монстров, помощник же добивает союзных и постоянно атакует противника. Основной герой получает больше денег, но меньше опыта. Зато противнику придется нелегко.
Пример: Лансер, забрасывающий оппонента копьями, и Езалор, восстанавливающий ему ману. Противник не сможет помешать Лансеру добивать монстров, поэтому тот легко сможет накопить на быстрый Радианс (Radiance).
Недавно польская команда удивила мировое сообщество оригинальной стратегией. В битве с малазийской командой SoS игроки пошли на центральную дорогу всеми пятью героями. Это были Езалор, пускающий волну и восстанавливающий ману, Веном (Venomancer) со змейками, Некролит, лечащий всех союзников, Фарион, вызывающий энтов, и Пугна с заклинанием взрыва, наносящим урон башням. В результате поляки, разрушив стереотип о том, что «Дота» — долгая и многопозиционная игра, достигли буквально невозможного: уничтожили Ледяной трон меньше чем за десять минут!
Какую бы тактику вы ни выбрали, на каком бы уровне ни играли, мы желаем вам успехов, красивых побед и столько удовольствия от игры, сколько вы сможете утащить с собой. Ну а мы тем временем прощаемся, чтобы вернуться в мир «Доты» в ближайших номерах. Оставайтесь с нами!