Начало партии. Все, как обычно, купили стандартные предметы и разошлись по линиям — один на центр и по двое на боковые дороги. Полное однообразие, один и тот же спектакль с разными актерами.
Но для победы в «Доте» необязательно играть по общепринятым канонам! Эта статья расскажет вам о необычных расстановках по линиям. Пробуйте нестандартные стратегии и получайте массу новых впечатлений от старой доброй «Доты».
Блок линии
Выберите Акса (Axe) и Варлока (Warlock) и сразу же идите на легкую линию противников между их первой и второй башнями. Преимущество, которое можно получить, колоссально. Вражеские монстры не будут доходить до первой башни, поэтому ваши уже на пятой минуте с ней расправятся. Сто процентов добиваемых Аксом монстров вытекают в неубиваемого Красного Орка, который может от души навалять всей вражеской команде.
Однако имейте в виду: если на вражескую линию пойдут два героя с дальней атакой, ваша комбинация станет легкой добычей. Тогда вам надо либо отказаться от своей затеи, либо попросить помощи у союзника, способного оглушать. Пока вражеский герой будет обездвижен, Акс может успеть подбежать к нему и крикнуть (Berserker’s Call). Вот тогда серьезные проблемы будут у вашего оппонента.
На заметку: легкая линия — нижняя дорога за Стражей и верхняя за Плеть. Она короче другой боковой линии, поэтому героев, стоящих на ней, не так легко подловить охотникам из леса. По этой причине туда обычно идут герои, сильные на поздних этапах игры, но слабые вначале. В этой статье мы используем именно легкую линию противников, так как между ее башнями можно пробраться незамеченным.
Закупаем Аксу два щитка (Stout Shield) и лечебную бутылку (Healing Salve) и просим Варлока купить несколько танго (Ancient of Tango of Essifation). Ему нужна будет постоянная регенерация жизни, так как впереди яростная перестрелка с обитателями линии, а заклинание лечения он будет тратить на Акса. Также Варлоку понадобится немного веток (Ironwood Branch) — чтобы не быть совсем слабым! В качестве второго навыка он может выбрать прибавку к характеристикам (Attribute Bonus).
Три + один
Интересно и во многих случаях полезно располагать героев по такой схеме. На первый взгляд комбинация кажется не очень удачной: три героя на линии получают меньше опыта с убитых монстров, чем два. А игроку- одиночке придется нелегко.
Все это верно, но зачастую получаемое преимущество с лихвой окупает эти недостатки. Двум героям противника настолько тяжело стоять против хорошей тройной связки, что вы сможете убивать их, даже если они не совершают ошибок. Яркий пример — связка Свен (Rogue Knight) + Лешрак (Tormented Soul) + Джаггернаут (Juggernaut), использованная словацкой командой SGC против титулованных MYM.dota. Последовательное применение Молота (Storm Bolt), Землетрясения (Split Earth) и Вихря клинков (Blade Fury) стабильно отправляло в таверну одного, а то и двух героев противника.
Безраздельно доминируя на линии, вы сможете добивать почти всех своих и вражеских монстров, что сводит на нет разницу в получаемом опыте, но зато дает большое преимущество в золоте.
Другие преимущества этой связки мы рассмотрим далее, а пока несколько слов о нашем союзнике, стоящем в одиночку против двух оппонентов. Отправится он на легкую линию, иначе его будут слишком часто убивать из леса. Лучшим выбором будет герой с дальней атакой, так как он сможет добивать монстров, не получая при этом много урона от врагов. Комфортнее всего будет себя чувствовать Варлок, изучивший Слово Тени (Shadow Word) Остальные очки умений советую потратить на прибавку к характеристикам (Attribute Bonus), дающие ощутимую прибавку к мане и здоровью. Идеально подходит и другой медик — Дриада (Enchantress).
Подходят Пак (Faerie Dragon) и Акаша (Queen of Pain), способные в случае опасности ретироваться с поля боя посредством заклинаний. Справится Дазл (Shadow Priest), так как его заклинание Теневая волна (Shadow Wave) не только лечит, но и наносит урон монстрам и героям врага. В баталиях между профессиональными командами роль героя-одиночки часто достается Медузе (Gorgon), так как умело используемое заклинание Мистическая змея (Mystic Snake) неплохо отгоняет врагов и добивает двух-трех вражеских монстров. Как ни странно, на роль одиночки подойдет и один из героев ближнего боя. Это Дэвион (Dragon Knight) с пассивной способностью Кровь дракона (Dragon Blood), дающей колоссальную выживаемость.
Но если вам тяжело стоять против двух оппонентов — попросите помощи у союзника с центра или тройной линии. Вместе вы сможете убить одного из вражеских героев или хотя бы отогнать их, что даст вам возможность получить еще более эффективное преимущество в опыте.
При выборе героев для тройной линии обычно пользуются принципом «чем больше оглушающих заклинаний, тем лучше». Герой противника вряд ли переживет те две-три секунды, которые он не сможет сдвинуться с места. А после того как один из оппонентов будет убит, а второй отступит, вы сможете приняться за вражескую башню.
Чтобы раскрыть весь потенциал тройной линии, один или два героя должны быть нацелены на более позднюю игру. Они будут добивать много вражеских монстров и наносить последний удар по героям врага. Поэтому у них будет много денег, а значит, и неплохие артефакты.
Иногда тройные линии создаются не только для того, чтобы постоянно убивать врагов. Тогда в связке обычно есть герой, которым сложно играть в начале партии, — такой как Геомансер (Geomancer). Союзники до поры до времени оберегают его, отгоняя врагов и позволяя получать много денег с убийств монстров. Геомансер с легкостью собирает Костыль (Power Treads) и Меку (Mekansm), становясь очень опасным. Если у врага мало героев с заклинаниями, бьющими по площади, можно взять персонажей, призывающих существ (Брудмазер (Broodmother), Фарион (Prophet), Энигма (Enigma)), и уничтожить обе вражеские башни за несколько минут.
В таблице приведены некоторые герои, которые отлично подходят для тройной линии.
Герои для тройной линии | ||
Герой | Заклинания | |
Венга (Vengeful spirit) |
Снежок (Magic Missile) оглушает, а Волна страха (Wave of Terror) снижает броню. К тому же оба заклинания наносят неплохой урон. | |
Кристал Мэйден (Crystal Maiden) |
Обморожение (Frostbite) останавливает противника, аура дает регенерацию маны. | |
Раста (Shadow Shaman) |
Все три заклинания отлично подходят для убийства героев. | |
Свен (Rogue Knight) |
Очень мощное оглушение (Storm Bolt). Крик (Warcry) ускоряет и позволяет нанести дополнительные два — три удара. | |
Скорпион (Sand King) |
Хорошее оглушение (Burrowstrike). Старайтесь попасть сразу в двух оппонентов. | |
Вич-Доктор (Witch Doctor) |
Опытный игрок превратит этого героя в настоящее орудие убийства. Используйте Паралич (Paralyzing Casks) и Проклятие (Maledict). | |
Лион (Demon Witch) |
Все три заклинания отлично подходят для наших целей. В первую очередь изучайте Шипы (Impale). | |
Тини (Stone Giant) |
Используйте Обвал (Avalanche) и Бросок (Toss). Помните, что противник получает больше урона от скал, когда он находится в воздухе. | |
Виндранер (Windrunner) |
Мощный выстрел (Powershot) наносит неплохой урон, а Сковывающий выстрел (Shackleshot) при грамотном использовании — одно из лучших оглушений в игре. | |
Леорик (Skeleton King) |
Отличное оглушение (Hellfire Blast). К тому же благодаря своей Ауре вампиризма (Vampiric Aura), Критическому удару (Critical Strike) и Перерождению (Reincarnation) Леорик — очень сильный герой поздней игры. | |
Лина (Slayer) |
Обратите внимание на Удар дракона (Dragon Slave) и Столп огня (Light Strike Array). Для сотворения последнего заклинания Лине требуется некоторое время, поэтому его применяют по уже оглушенному противнику. | |
Лешрак (Tormented Soul) |
Все заклинания этого героя наносят неплохой урон. Обязательно изучите Раскол земли (Split Earth). Эффект у него сходный со Столпом огня Лины. | |
Урса (Ursa Warrior) |
Никто не нанесет больше урона на начальной стадии игры. На тройной линии Урса быстро накопит на Даггер (Kelen’s Dagger) и Владимир (Vladamir’s Offering). | |
Алхимик (Alchemist) |
У этого героя своеобразное, но сильное оглушение (Unstable Concoction). Вторым заклинанием можно выбрать Ядовитое облако (Acid Spray), оно дает минус к броне оппонентов. | |
Шэйкер (Earthshaker) |
C помощью заклинания Борозда (Fissure) вы можете перекрыть путь к отступлению. |
Коварная засада
Преимуществами тройной линии можно пользоваться с самого начала матча. Возьмите трех героев с оглушающими заклинаниями — например, Свена, Лиона (Demon Witch) и Венгу (Vengiful Spirit), и вы сможете убить вражеского героя до того, как он дойдет до своей первой башни. Для этого Венга покупает «варды» (Observer Wards) и сразу же бежит ставить их между двух вражеских башен на легкую линию оппонентов. Все трое садятся в засаду в лесу неподалеку от глаза-разведчика.
Как только покажется вражеский герой, выскакивайте из леса и, последовательно оглушая, добивайте его. Последний удар желательно нанести Свену, ведь ему, как герою поздней игры, очень нужны деньги.
Обиженный оппонент оказывается в очень сложной ситуации: денег на телепорт (Scroll of Town Portal) у него нет, на других линиях ему вряд ли обрадуются. Поэтому он либо пойдет на свою дорожку в обход, либо, понадеявшись на русский авось, снова двинется через опасное место.
Ждем в засаде около тридцати секунд и убеждаемся, что враг не избрал последний вариант. Теперь уделим внимание второму герою этой линии. Добивая наших монстров и не желая терять опыт, он может немного отойти от башни, чем вы незамедлительно и пользуйтесь. Соперник вряд ли сможет что-то противопоставить вашим оглушениям и скорее всего тоже отправится в таверну.
Благодаря полученному преимуществу Свен будет чувствовать себя уверенно и на двойной линии, поэтому Лион или Венга могут пойти помогать союзникам с других линий.
Непрерывная охота
Даже в любительских матчах некоторые игроки предупреждают союзников, что с его линии ушел вражеский герой. Но далеко не всегда это предостережение спасает союзников от неожиданной гибели. Даже если первое время они осторожничают и не отходят от башни, через некоторое время нежелание терять опыт и деньги все равно пересиливает страх.
Иногда самый большой вклад в победу вносят не герои поздней игры и даже не хорошо отработанные связки, а именно такие охотники. Благодаря им команда противников начинает играть пассивнее и терять инициативу. Лучше всего на роль охотника подходят герои с оглушающими или поражающими заклинаниями. Некоторое время назад знаменитые MYM.dota почти в каждой игре брали Левиафана (Tidehunter), который ходил с линии на линию и помогал союзникам убивать или отгонять вражеских героев. Основной минус стратегии в том, что, переходя с линии на линию, охотник теряет опыт. А один из наших героев будет очень часто оставаться в одиночку против двух оппонентов. Поэтому на роль охотников обычно берут героев, которым не нужен высокий уровень, — например, Венгу или Лиона. В командных сражениях от них потребуется только грамотное использование заклинаний, а не большой урон «с руки», так что не принципиально, какого они будут уровня, одиннадцатого или четырнадцатого.
В баталиях между профессиональными командами можно увидеть, как один или два охотника сидят в засаде две-три минуты. Они лишаются опыта, зато основной герой чувствует себя уверенно и не теряет инициативы. Но стоит только соперникам отойти от своей башни слишком далеко, охотники тут же на них набросятся. Допустим, вы играете за Шторма (Storm Spirit) и идете на легкую линию. Ваши друзья выбрали Венгу и Тайда и спрятались в лесу неподалеку. Играйте контактно, не отходите далеко от монстров, и оппоненты подумают, что вы легкая добыча. Как только противники пойдут в атаку, Тайд и Венга тут же выскочат и попытаются убить одного из них.
Это важно: очень полезна для охотников пустая бутыль (Empty Bottle). Они часто проходят места появления рун и могут брать их в бутыль на две минуты. После того как вы используете руну, бутыль вновь станет полной.
Квартет «А»
В этой главе речь пойдет о стратегии, аналогов которой я не встречал. Вся соль в том, что Акс со своей способностью Ответный удар (Counter Helix) будет добивать вражеских монстров сразу с двух линий. Встаем между легкой и центральной линией врага прямо у его базы. На картинке эти позиции для Стражей и Плети показаны красными кружками.
Для поддержки Акса вместе с ним идут три героя с заклинаниями лечения. Одно из лучших сочетаний — Абаддон (Lord of Avernus) со щитом (Aphotic Shield), Варлок и Дазл. Акс покупает два щитка, Варлок — улучшенную курицу (Animal Courier + Flying Courier), две ветки и пачку танго, Абаддон — кольцо Базилиуса и лечебную бутылку, а Дазл — три мантии Интеллекта (Mantle of Intelligence), ветку и пачку танго.
Прячемся неподалеку от арены действий — например, в места, обозначенные зелеными кружками. Стойте вплотную друг к другу, чтобы вас не заметили раньше времени, а если вражеский герой и нарвется на вас, он может не пережить такую встречу.
Выходим из укрытия за пятнадцать секунд до выхода монстров. Акс и Абаддон сразу идут на исходную позицию, а Варлок и Дазл готовятся выманивать вражеских монстров. Для этого нужно атаковать одного из них с мест, обозначенных синими кружками, и бежать по направлению к Аксу. Как только его атакуют, Абаддон сразу защитит его своим заклинанием.
Противники обнаружат вас и пойдут в атаку, поэтому по возможности держитесь вместе. Противостоять им будет нелегко, но уж постарайтесь, ведь Акс получает около 600 золотых в минуту. На эти деньги он соберет быстрый Вангард (Vanguard) и костыль, а затем и Даггер (Kelen’s Dagger) и Блэйды (Blade Mail) либо Сердце тараска (Heart of Tarrasque) и Сияние (Radiance), в народе ласково именуемое «Радиком».
Если одного из героев убили, а остальных серьезно ранили, отступите на фонтан, подлечитесь — и снова в бой! Стратегия неприменима против слаженной команды либо против трех-четырех героев с оглушающими или поражающими заклинаниями.
Вопросы для контроля
На какую линию нужно идти напарнику охотника, который долгое время будет оставаться один?
Кто из перечисленных героев хуже всего подходит на роль помощника: Лина (Slayer), Слардар (Slithereen Guard) или Пурист (Omniknight)?
Герои с какой основной характеристикой (сила, интеллект, ловкость) обычно сильны в поздней игре?
В чем сила связки Лина + Скорпион (Sand King)?
Благодаря чему неплохой связкой может показаться Луна (Moon Rider) + Венга + Темная лучница (Drow Ranger)? Почему она не применима в играх против профессиональных команд?
Оригинальная парочка
А еще мы сегодня расскажем вам о нестандартной связке. Это один из немногих примеров удачного сочетания двух героев эндшпиля без оглушающих заклинаний. Герои, нацеленные на позднюю игру, слабы в начале партии, и обычно вместе с ними идет помощник, который в трудную минуту подлечит, поможет убить вражеских героев или выжить в тяжелой ситуации.
Герои этой главы, Бладсикер (Bloodseeker) и Сайленсер (Silencer), противоречат всем канонам. В «пабах» они отлично сочетаются и уверенно стоят на линии.
Это интересно: «пабами» (от англ. public — открытый, общедоступный) называются игры в «Доту», где команды состоят, в основном, из незнакомых друг с другом людей. Общий уровень игры невысок. Сражаются на модах -ap, -ar и -sd.
Их заклинания Кровавая ярость (Bloodrage) и Безмолвие (Curse of the Silent) отлично дополняют друг друга. Само по себе Безмолвие — не очень сильное заклинание, и его изучают довольно редко. Оно наносит жертве неплохой урон и сжигает ее ману, но снимается, когда проклятый герой произнесет какое-нибудь заклинание. Кровавая ярость, в свою очередь, не только наносит жертве урон и повышает ее атаку, но и запрещает какое-то время колдовать. Когда враг будет поражен сразу двумя заклинаниями, он неизбежно потеряет много жизни. Убить противников этими чарами тяжело, но заставить держать дистанцию — запросто! Ваши оппоненты потратят много денег на лечение, а вы сможете добивать почти всех монстров и собрать неплохие артефакты.
Не советую применять эту стратегию против слаженных команд: соперники запросят помощи, и по ваши души постоянно будут ходить один-два охотника. А у Бладсикера и Сайленсера очень мало жизни, и, как уже отмечалось, нет оглушающих заклинаний, поэтому вам придется крайне тяжко.
На старте обязательно купите кольцо Базилиуса и левым щелчком мышки по нему включите режим «только для героев» (Heroes), чтобы не давать своим монстрам +3 брони, иначе сражения будут постоянно проходить под вражеской башней. Первое время не изучайте Кровавую ярость выше первого уровня, иначе она даст слишком хорошую прибавку к атаке врага.
В следующей статье мы с вами подробно рассмотрим командные баталии, научимся подбирать героев и побеждать.