В рецензионной части ЛКИ вы можете прочесть обзор League of Legends: Clash of Fates и базовое руководство вкупе с рекомендациями для начинающих. А здесь, на страницах «Советах мастеров», мы предлагаем вам основательные советы для тех, кто познакомился с игрой и жаждет не только играть, но и выигрывать! Сегодня мы поучимся основам для достижения побед в сражениях.
Связки героев
В играх 5 на 5 на центральную линию идет один герой, на боковые — по два. И желательно, чтобы на каждой дорожке был хоть один персонаж с дальней атакой. Он сможет безнаказанно атаковать вражеских героев, не давая им подходить к монстрам.
Есть несколько эффективных связок для двойной линии.
Перспективный герой с поддержкой. Более опытный игрок выбирает героя, который с хорошими артефактами может нанести много повреждений всей команде соперников. Таковы, например, Мастер Йи (Master Yi), Тристана (Tristana), Пантеон (Pantheon). Мастер Йи с Клинком бесконечности (Infinity Edge) и Кровопийцей (The Bloodthirster) — настоящий зверь. Но опытные оппоненты понимают это и будут всячески мешать ему, устроив настоящую охоту за его головой. Тут в дело и вступает напарник. Он берет героя поддержки и всегда вылечит вас в трудную минуту. Идеальный вариант — Сорака (Soraka) c заклинаниями Астральное благословение (Astral Blessing) и Зачарование (Infuse), она не только восстановит здоровье, но и восполнит ману.
Перспективный герой отлично чувствует себя на такой линии, получает много денег с убийства монстров и собирает хорошие артефакты. В любой момент он может уйти охотиться на врага с другой дорожки, а герой поддержки благодаря лечению с легкостью продержится до его возвращения.
Умелым игрокам, играющим за перспективных героев, полезно брать помощников с замедляющими и оглушающими заклинаниями. С подобным напарником не так просто стоять на линии, зато можно подрезать зазевавшегося оппонента.
Тяжелая линия. В League of Legends любой герой с отличными артефактами так или иначе силен в поздней игре. Поэтому выбираем сильную связку героев с оглушающими заклинаниями и устраиваем ад для оппонентов. Это, например, Моргана (Morgana) с Темными оковами (Dark Binding) и Поппи (Poppy) с Героическим рывком (Heroic Charge). Выстоять против такой линии крайне тяжело, поэтому оппоненты будут падать под вашим натиском. У вас будет много денег, а у противников — отставание в опыте и разлад в команде.
Противостоять такой связке может аналогичный дуэт с оглушениями либо герои с лечением.
Охота на оппонентов
На карте встречаются густые заросли зеленой травы. Они здесь не только для красоты, ведь в них герой может спрятаться от преследователей или устроить засаду. Дело в том, что существ, сидящих в траве, можно увидеть только из этих же самых зарослей. Поэтому опытные игроки активно используют эту растительность. Допустим, вы с малым количеством здоровья убегаете от врага. Забегите в кусты, и вы на мгновение исчезнете из виду. Оппонент понимает, что долго там не отсидеться, и может побежать за заросли. А вы в этот момент уйдете или телепортируетесь назад и выиграете немного времени. Главное — помигайте союзникам, что вы попали в беду (щелчок левой кнопкой мыши при зажатом Alt).
Бегая по кустам, можно запутать неопытных соперников и с легкостью спастись сразу от нескольких преследователей. К тому же, если герой с полным здоровьем заходит в заросли, это наводит на мысль о засаде и инстинктивно заставляет соперников отступить. Таким образом можно выиграть время и дождаться союзников.
Кстати, о засадах. Еще в самом начале игры можно вдвоем-втроем засесть в кустах на линии ждать появления противников. Как только они подойдут достаточно близко, выскакивайте и, пользуясь неожиданностью, попытайтесь убить одного из них. За первое убийство вы получите много денег и опыт, а значит, и преимущество над оппонентом. Такая охота будет успешна, если у вас есть заклинания оглушения или замедления. Как, например, у Райза (Ryze) с Рунной тюрьмой (Rune Prison).
Засады можно устраивать и на более поздних этапах игры. Они будут особенно эффективны, если вам удастся выловить ключевого героя соперников и убить его в нечестной битве впятером против одного.
Чтобы не становиться жертвами таких засад, нужно ставить «варды» в кустах и ключевых точках карты. Не экономьте на них, потраченные деньги с лихвой окупятся полезной информацией. Вы будете контролировать карту, и враг не застигнет вас врасплох.
Это интересно: в «Лиге легенд» два типа «вардов». Наряду с зельями их можно купить в разделе «потребляемых» товаров (Consumable). Наблюдатели (Sight Ward) открывают часть карты, а часовые (Vision Ward) еще и обнаруживают невидимых героев, таких как Эвелина (Evelynn) и Шако (Shaco).
Охотиться на оппонентов можно не только из зарослей. Если на вашей линии все спокойно, уйдите с нее и незаметно подкрадитесь к врагам с другой дороги. Воспользуйтесь численным преимуществом и набросьтесь на них вместе с союзниками. Завяжется битва, из которой ваша команда скорее всего выйдет победителем. Итак, один враг повержен, второго, если он не успел убежать, ждет та же участь. Не идите к раненым союзникам, а также на линию, где временно отсутствует один из союзников, — толку от таких нападений мало.
Охота очень эффективна, ведь основная проблема «Лиги легенд» — слабые союзники, которые «кормят» противников своими смертями. Благодаря охоте противники будут отставать в уровне и будут вынуждены играть более пассивно, что, несомненно, скажется на их развитии.
Хороший игрок, стоящий на центральной линии, просто обязан бегать на помощь к союзникам. Лучше всего уходить, когда ваш оппонент на линии, а монстры подошли к его башне. В этом случае вы потеряете меньше опыта. Аши (Ashe) может помочь союзникам, как говорится, не отходя от кассы. Ее Зачарованная стрела (Enchanted Crystal Arrow) может оглушить оппонента в любой части карты, главное — правильно выбрать момент и направление. Купите Философский камень (Philosopher's Stone); он дает регенерацию здоровья и призовых 5 единиц золота каждые 10 секунд и вдобавок повышает восстановление маны. Отправляйте стрелы на другие линии каждые 75 секунд. Стрелы заставляют оппонентов играть более осторожно, к тому же удачное попадание зачастую означает смерть врага.
Руны
В процессе игры в «Лигу легенд» вы развиваете не только героя. Раз за разом, из партии в партию, улучшается и ваш заклинатель — маг, стоящий за спиной героя и управляющий его действиями. Накапливая уровни своего заклинателя, вы открываете для себя новые возможности улучшений своего героя. Они представлены в виде рун, глобальных заклинаний и веток мастерства.
Сам по себе плюс от одной руны невелик, но при полностью снаряженной книге можно повысить характеристики героя на 20-30%, а это, согласитесь, неплохо. Руны здоровья — что на количество, что на регенерацию — подойдут любому герою и облегчат его жизнь на линии. Однако руны здоровья дают абсолютный, а не процентный прирост здоровья, поэтому «танку» уже к 6-8 уровню они будут как капля в море. Руны на количество маны почти бесполезны — на ранних стадиях игры лучше обеспечить повышенную регенерацию, а в эндшпиле ее будет более чем достаточно за счет артефактов и прироста маны с уровнем. К тому же многим героям руны маны не нужны в принципе. Троица ниндзя Шен (Shen) — Акали (Akali) — Кеннен (Kennen) колдует за счет энергии, а многие герои-бойцы обходятся вообще без маны и применяют способности, обращая внимание лишь на перезарядку.
Руны уклонения или критических ударов стоит брать только для героев, уже имеющих сходные умения или собирающих артефакты на эту характеристику. Например, руны уклонения для Джакса (Jax) — всегда отличный выбор. Только успешно увернувшись от атаки, Джакс может оглушать противников за счет умения Контратака (Counter-Strike), поэтому мы стремимся всеми способами повысить этот параметр. Он сможет чаще использовать Контратаку в бою, а также станет более живучим. На это и будут работать руны. А лишние 5% уклонения магу — не то, на что можно рассчитывать, а по сути — пустая трата слотов.
Очевидно, что руны силы способностей нужны героям, заклинания которых сильно от них зависят, то есть персонажам с пометкой «маг» в описании. То же самое и с силой атаки — бойцам она нужна, а магам не очень.
Почти у любой руны есть две версии — с фиксированным или растущим от уровня плюсом. Руны, направленные на облегчение жизни на линии и игры на раннем этапе (например, регенерирующие здоровье), лучше брать в фиксированной версии — они дадут неплохой плюс вначале, а в поздней игре такие характеристики просто не будут играть большой роли. Однако руны, напрямую улучшающие ваши ключевые характеристики, необходимо брать в растущем варианте — к 8-10 уровню они уже обгонят плюсы «постоянных» версий.
На заметку: чем щедро раскидывать руны по принципу «всего понемногу», сосредоточьтесь на двух-трех параметрах, действительно важных для вашего героя.
Иметь комплект рун для ваших любимых ролей в команде, будь то «танк», убийца или маг, крайне выгодно, но дорого. Набирайте много таких комплектов, только если знаете, что будете часто пользоваться каждым из них. Но никогда не скупитесь на замену рун при переходе на следующую «ступень» — на 10-м и 20-м уровнях открываются новые, более мощные руны, а это моментальный прирост к силе героя.
Игрокам в «Доту» очень легко освоиться в «Лиге легенд». Но есть несколько важных отличий:
Другая система характеристик. Отсутствует привычная троица сила-ловкость-интеллект. Характеристики героя указываются полностью: здоровье, мана, урон, количество атак в секунду, скорость передвижения, броня и магическая защита. Артефакты и способности дают плюсы к параметрам героя напрямую. Например, все «танковые» артефакты увеличивают запас здоровья, без участия «промежуточной» характеристики — силы.
Облегчено развитие. В отличие от «Доты», нет возможности добивать союзных монстров. Ваше наличное золото не теряется в случае смерти. Поэтому вы можете уделять гораздо больше внимания поединкам с героями врага, чем добыче золота и опыта на линиях, тем более что за героев здесь дается больше золота, чем за десяток миньонов.
Альтернативы мане. В «Лиге легенд» существует несколько героев, не использующих ману для колдовства. Часть из них вовсе не имеет стоимости заклинаний, а часть колдует за счет энергии (Energy), которая имеет фиксированный запас, быстро расходуется и быстро восстанавливаемся.
Справедливый дележ. В отличие от «Доты», деньги выплачиваются не только за последний удар по герою, они частично делятся и между «ассистентами». Поэтому конфликты по поводу «украденных» убийств случаются редко. Но все призовые деньги за прерывание серии убийств идут тому, кто нанес последний удар, поэтому неопытные и жадные игроки иногда все же стремятся разрядить мощное заклинание в еле живого противника и пожать плоды чужих трудов.
Ингибиторы. Есть только один тип «казарм» — Ингибиторы. Их разрушение не усиливает существующих монстров, а добавляет новых суперминьонов. Разрушенный Ингибитор со временем восстановится, так что потеря одного из них не столь критична. Достаточно отбивать супермонстров по этой линии в течение нескольких минут — и после можно снова атаковать врага, не беспокоясь о тыле.
Нейтральные монстры. В лесу появилось три типа особых монстров. Убить их не так просто, зато победитель в награду получает не только несколько звонких монет, но и ценный плюс на две минуты. Победитель дракона получит увеличение урона, убивший голема обретет сильную регенерацию маны или энергии, а предсмертный хрип ящера-старейшины наделит убийцу способностью замедлять цель обычными атаками. Отдельно можно отметить местный эквивалент Рошана. Барон Нашер при смерти наделит всю вашу команду мощным плюсом к атаке и силе способностей, а также повышенной регенерацией и здоровья и маны, не говоря уже о приличной сумме денег.
Все включено. В «Лиге легенд» нет необходимости подвергаться лишней опасности, идя к нейтральному магазину за мощным артефактом. На карте их попросту нет, а все артефакты можно купить на базе, в комфорте и уюте.
Глобальные заклинания
Ваши возможности на поле боя не ограничиваются лишь набором способностей героя. Перед битвой можно взять два заклинания (Spell), которые будут добавлены к умениям вашего персонажа — для компенсации его недостатков либо, наоборот, для более глубокой специализации.
Истощение (Exhaust) — замедление и ослепление вражеского чемпиона на 4 секунды. Отличное заклинание для внезапных атак на вражеские линии или охоты на героев-одиночек. Обычно берется убийцами, например Мастером Йи или Акали, которые наносят неплохой урон и быстры, но не умеют замедлять или оглушать цели.
Призрак (Ghost) — увеличение скорости чемпиона на 14 секунд. Позволяет проходить сквозь миньонов и героев. Отличное заклинание как для внезапного нападения, так и для спасения себя любимого. Подходит героям, идущим на среднюю линию, так как длится гораздо дольше замедляющих заклинаний противников и чаще всего позволит ускользнуть под башню даже от пары алчущих вашей крови чемпионов.
Лечение (Heal) — хлеб и масло для большинства героев. Оно спасает в трудную минуту, а также дает преимущество в дуэлях. Легче назвать варианты, когда вам не стоит брать это заклинание, — либо если у вашего персонажа есть неплохое лечение, но вы не развиваетесь как герой поддержки, либо если вы целенаправленный убийца-охотник, предпочитающий два атакующих глобальных заклинания.
Оживление (Revive) — единственная возможность ожить сразу после смерти, если не считать дорогого артефакта Ангел-хранитель (Guardian Angel). Очень долгая перезарядка — 9 минут — делает это заклинание непопулярным, но оно пригодится герою эндшпиля при экстренной необходимости.
Сокрушение (Smite) — на первый взгляд, заклинание-мечта. Мгновенно наносит большой урон, быстро перезаряжается, доступно с первого уровня заклинателя... Но оно не колдуется на героев, а значит, может служить лишь вспомогательным заклинанием для убийства миньонов или для экстренного обезвреживания призванных врагом бойцов. Полезное заклятье для героев ближнего боя на сложных линиях, где иным способом убивать миньонов довольно опасно.
Это важно: приберегите это заклинание, чтобы быстро избавиться от мощного бойца, призванного врагом в бою. Финальная способность девочки-колдуньи Энни (Annie) — призыв ее «плюшевого мишки» (Summon: Tibbers) — эффективно отражается Сокрушением. Один тычок мышью, и косолапый дышит на ладан.
Телепорт (Teleport) — перенос вашего героя к любому дружественному субъекту. Крайне полезное заклинание для героев, которым нельзя терять время и опыт в начале партии, — возвращаемся на базу с помощью Отзыва (Recall), и после пяти секунд отдыха и лечения у магазина вы уже снова на линии — свежи, бодры и с обновками.
Это заклинание можно использовать и для поспешного ухода на базу из-под атаки, ведь оно в отличие от Отзыва не сбивается простыми повреждениями. Главное в таком случае — не мешкать, а то враг добьет вас прежде, чем телепорт сработает.
Очищение (Cleanse) — заклинание, требующее постоянного контроля ситуации и внимательности. Снимает любые негативные эффекты, уже наложенные на героя, и снижает длительность последующих в течение 3 секунд. Помогает героям-«танкам» и бойцам — первым, чтобы выживать в битвах и прикрывать союзников, а вторым — чтобы ничего не помешало вливать урон в незадачливого противника, понадеявшегося выиграть битву за счет оглушений и ослеплений.
Укрепление (Fortify) — иммунитет к урону всех союзных башен на несколько секунд. Неплохое заклинание для героя, стоящего на линии в одиночку против двоих противников либо против таких «убийц башен», как Хаймердингер (Heimerdinger) или Сивир (Sivir). Позволяет не потерять вышку в критические моменты вражеских атак.
Просветление (Clarity) — восстанавливает ману себе и союзным героям, которым посчастливилось находиться поблизости. Обычно используется на линии двумя магами для мгновенного перехода к атаке на раненого оппонента. Убийство почти гарантировано, если у одного из магов есть замедления или оглушения. Пара Райз (Ryze) — Чо’Гат (Cho’Gath) с «неизвестно откуда взявшейся» маной быстро отправляет к фонтану поленившегося подлечиться врага, чаще всего уже в гробу.
Ожог (Ignite) — единственное «оружие» в арсенале заклинателя, напрямую повреждающее вражеского героя. Урон невелик, но игнорирует магическое сопротивление и, что немаловажно, уменьшает получаемое жертвой лечение. Длится 5 секунд, часто используется для первой крови парой бойцов с Изнеможением и собственными замедлениями и оглушениями в классической для этой игры засаде в кустах.
Воодушевление (Rally) — средство переломить в свою пользу командные схватки или быстро снести незащищенную башню. Заклинание призывает флаг, действующий 15 секунд, который дает плюс к урону не только героям, но и миньонам. Подходит для молниеносного разрушения башни, но не особо популярен среди игроков.
Это важно: башня почти сразу начинает атаковать флаг и сокращает время его действия до 3-4 секунд вместо 15. Ставьте флаг вне зоны действия вышки.
Ясновидение (Clairvoyance) — заклинание-разведка. Просвечивает кусты, позволяет вовремя избежать внезапных атак, выследить врага-«лесника» и навести на него своих героев-охотников. При грамотном использовании может спасти не одну жизнь, а быстрая перезарядка этому способствует.
Вспышка (Flash) — это заклинание становится доступным для заклинателя самым последним — на 12-м уровне. Позволяет по мановению мышки перенести вашего героя на небольшое расстояние. Такая телепортация «танка» в гущу событий может позволить вам спасти кого-то из вашей команды и отвлечь огонь на себя. Например, Раммус (Rammus) сможет ворваться в битву, применить Насмешку (Puncturing Taunt), задеть всех противников землетрясением (Tremors) и, свернувшись в шар, дополнительно замедлить кого-нибудь из раненых врагов (Powerball). Вспышка даст возможность герою со способностями, бьющими по области или в ограниченном радиусе, сократить расстояние до врага. Это будет сюрпризом для противника, и он не успеет остановить вашего героя. Но будьте аккуратны — если вы неправильно выберете момент или команда не поддержит ваш рывок, вы останетесь один в гуще потрепанных вашими способностями, но живых и крайне агрессивных врагов. Поэтому зачастую неаккуратные акты спасения этим заклинанием превращаются в суициды.
Уход от погони посредством Вспышки, напротив, легок и приятен — навел, щелкнул мышкой, и злобные преследователи уже бессильно воют позади.
Строения
Строения в League of Legends не могут похвастать большим запасом здоровья. Вы можете с легкостью разрушить башни противника и начать охоту на беззащитных героев.
За третьей башней находится Ингибитор (Inhibitor) — круглый стол магов, которые сдерживают сильных монстров врага. Если он падет, маги больше не смогут справляться со своей задачей и у противоположной стороны на этой линии будут выходить суперминьоны.
Это сильные монстры, на которых постоянно приходится отвлекаться. Ингибиторы тоже довольно хрупкие, поэтому иногда имеет смысл напасть с нескольких сторон сразу и попытаться их разрушить. Но не увлекайтесь: слаженная команда нападет на обе группы по отдельности и очень быстро расправится с ними, а затем пойдет в ответную атаку.
Если вам попалась не очень сильная команда и ситуация складывается плачевно, то вы можете в одиночку совершать набеги на базу врага. Пока герои противника в другой части карты, можно разрушить башню, Ингибитор, а то и Нексус. Если большинство строений противника снесено, но вражеская команда все равно сильнее — отвлеките врагов и отправьте одного диверсанта на их базу. Нужен герой с высоким уроном и большой скоростью атаки. Отлично подходит Мастер Йи; благодаря своему заклинанию Горец (Highlander) он быстро расправится со зданием, а в случае опасности может отступить.
Но учтите, что башня наносит много повреждений. Поэтому ни в коем случае не лезьте под нее в начале партии. Если вы стоите в радиусе действия башни и атакуете героя, она переключится на вас и убьет несколькими выстрелами. Начинающие игроки часто не учитывают этого и потом удивляются, что так быстро умерли.
В следующем номере мы продолжим повествование об этой красочной и увлекательной игре. А сейчас мы предлагаем вам несколько тренировочных упражнений, закрепляющих материал статьи. Желаем успехов во всех ваших начинаниях!
Устройте засаду в начале игры и пролейте Первую кровь (First Blood).
Встаньте на центр и несколько раз сходите на помощь к союзникам.
Убейте 200 миньонов за игру.
Играя за мага, соберите артефактов на +400 силы способностей (Ability Power).
Заполните одну страницу книги рун.