Один союзник вышел из игры, второй умудрился умереть пять раз подряд. А ведь это только десятая минута сражения! Надоело? Тогда почему бы не найти хорошую команду, чтобы побеждать вместе? В этой статье мы расскажем о выборе героев для командных баталий и об основных стратегиях, а также подскажем, как найти единомышленников.
Лидеры
С опытным командиром, которого слушаются остальные игроки, команда обязательно добьется успеха. Классический пример — коллектив SK, где все держалось на умении и авторитете Loda. Год за годом под его руководством команда успешно выступала на чемпионатах. Но однажды у спонсоров закончились деньги, и команда распалась. Сейчас Лода снова оказался на вершине Олимпа, выступая за европейскую команду DDT. Помимо всего прочего, он был и основной надеждой команды в поздней игре. Для лидера это не обязательно, в первую очередь он должен сплотить игроков в единое целое.
Лидер выбирает героев так, чтобы они не только хорошо себя чувствовали на линиях, но и образовывали эффективную связку. Хороший лидер учитывает индивидуальные особенности игроков и их умение исполнять ту или иную роль. Допустим, в его команде два игрока неплохо играют героями поддержки, но один из них отлично отгоняет врага, а второй — опытный и терпеливый охотник. Тогда первого он поставит вместе с героем, слабым в начале партии, — например, со Спектрой (Spectre), а второго отправит охотиться с линии на линию.
Есть два основных пути поиска единомышленников. Почти в каждом матче есть несколько неплохих игроков. После партии мы можем написать им, добавить в друзья и сражаться вместе. Список друзей будет все расширяться, а значит, практически в любое время вам будет с кем поиграть.
Но серьезную команду так не соберешь, поэтому предлагаю второй вариант. На крупных форумах, посвященных Доте, есть темы о поиске игрока или команды, где все пишут свои пожелания и контакты. Например, сайты www.dotalife.ru/forum или www.goodgame.ru. Найти партнеров можно и в специальной теме на нашем форуме ЛКИ. И само собой — если вы собрались играть на серьезном уровне, советую купить микрофон и установить популярные программы голосовой связи — Skype и Ventrilo.
Сражения минувших дней
Несколько лет назад было известно не так много стратегий. Это была эпоха Даггера (Kelen’s Dagger), который позволял спастись из любого неудачно обернувшегося сражения. Помешать могло только оглушение, поэтому каждая команда стремилась взять как можно больше героев именно с такими способностями. Но, несмотря на это, именно тогда сформировались основные представления о командных сражениях; сейчас же они в основном совершенствуются, дополняются и расширяются. Поэтому начнем с основ и рассмотрим эти стратегии — как говорится, вспомним былое.
5 магов. Эта тактика была очень популярна. Заключалась она в том, что вся команда брала героев с оглушающими или поражающими заклинаниями. На эту роль хорошо подходит Зевс (Lord of Olympia) с заклинаниями Удар молнией (Lightning Bolt) и Цепная молния (Arc Lightning), Лина со Столпом огня и Ударом дракона, Лешрак (Tormented Soul) с Расколом земли (Split Earth), Дьявольским указом (Diabolic Edict) и Штормом молний (Lightning Storm) и другие. Собираясь вместе, маги моментально уничтожали несколько вражеских героев и принимались за башню. В итоге были быстрые игры «в одни ворота». Стратегия стала менее популярной, когда команды научились ставить «варды» (Observer Wards) — глаза-разведчики, подсвечивающие ключевые точки на карте. У магов мало жизни, так что они погибали в многочисленных засадах. Но еще хуже стало с появлением Худа (Hood of Defense) — недорогого артефакта, дающего тридцатипроцентную защиту от заклинаний и восстанавливающего 8 единиц здоровья в секунду. Магия потеряла эффективность, вражеская команда могла затянуть партию и развить героев эндшпиля, непобедимых в поздней игре. Сейчас маги используются в основном в качестве героев поддержки.
Быстрое уничтожение зданий. Стратегия аналогична первой и тоже предполагает либо быструю победу, либо поражение. Но ориентирована она не на убийство вражеских героев, а на разрушение башен и производящих зданий. Для этого нужны герои, вызывающие существ: Фарион (Prophet) с заклинанием Сила природы (Force of Nature), Арахна (Broodmother) с Вызовом паучков (Spawn Spiderlings), Чен, захватывающий монстров из леса (Holy Persuasion), и другие.
Призванные слуги быстро уничтожают вражеские здания, но, как и в первом случае, эти герои очень слабы на поздних этапах, поэтому затянутая игра приводит к поражению. Стратегия слаба против героев с заклинаниями, бьющими по площади. Сейчас вряд ли можно победить профессиональную команду этой стратегией — они наберут героев с заклинаниями массового поражения и будут беречь их как зеницу ока. Середнячков победить можно, нужно контролировать перемещение с помощью «вардов» и устроить настоящую охоту за героями типа Шэйкера и Пугны (Oblivion).
Связки финальных заклинаний. Выбираем героев с финальными заклинаниями массового поражения. Например, Энигма (Enigma) затягивает врагов Черной дырой (Black Hole), а в самый центр Даггером телепортируется Скорпион (Sand King) с Эпицентром (Epicenter). Стратегия применяется и сейчас и имеет целый ряд достоинств и недостатков. Она эффективна как в начале, так и в конце игры, но от игроков требуется отточенное до мелочей командное взаимодействие. Ошибка или смерть одного из игроков приводит к срыву всего плана.
Пока перезаряжаются финальные заклинания, команда очень слаба, чем непременно воспользуются оппоненты. Враги могут поставить «варды» в вашем лесу и будут охотиться за главными героями комбинации. Уничтожайте их «глаза» посредством часовых (Sentry Wards) и держитесь вместе. Герои и их финальные заклинания приведены в таблице.
Герой | Финальное заклинание | |
Левиафан (Tidehunter) |
Наносит урон и оглушает соперников в большом радиусе вокруг героя. | |
Энигма (Enigma) |
Черная дыра затягивает оппонентов, лишая возможности двигаться, атаковать и произносить заклинания. Не спасут даже антимагические способности и артефакт БКБ (Black King Bar). Прерывается любым оглушением. До применения Черной дыры постарайтесь успеть наколдовать Розочки (Midnight Pulse). | |
Невермор (Shadow Fiend) |
Через секунду Невермор наносит урон всем вокруг. Урон зависит от числа похищенных душ — пассивная способность (Necromastery) — и тем больше, чем ближе жертва. Невермор может подготавливать заклинание, оставаясь невидимым. | |
Дерево (Treant Protector) |
Корни обездвиживают соперника, нанося урон, лишают возможности атаковать. Работает через БКБ. Но корни отпускают героя, если использовать БКБ после применения заклинания. | |
Дестроер (Obsidian Destroyer) |
Наносит серьезный урон в зависимости от разницы интеллекта Дестроера и жертвы. Отличное оружие против ловкачей и силовиков. | |
Скорпион (Sand King) |
Две секунды готовит заклинание, затем наносит урон всем вокруг. | |
Шэйкер (Earthshaker) |
Наносит урон в зависимости от числа монстров и героев врага, находящихся поблизости. | |
Войд (Faceless Void) |
Останавливает время в небольшой области. Все оказывающиеся там существа, кроме Войда, лишаются возможности двигаться. | |
Варлок (Warlock) |
Падающий Голем оглушает и наносит урон по большой площади. Отличный способ сбить вражеские «канальные» (Channeling) заклинания. Оглушение пробивает сквозь БКБ. | |
Магнус (Magnataur) |
Магнус притягивает к себе ближайших врагов, оглушает их и наносит урон. Если враг находится под действием БКБ или антимагии, то его все равно притянет и оглушит, но урона он не получит. | |
Волшебный дракончик (Faerie Dragon) |
Дракончик создает круг непостоянной магии, которая наносит урон и оглушает врагов, находящихся внутри. Если в течение пяти секунд кто-то из них вышел за пределы круга — он снова получает урон и оглушается. | |
Лич (Lich) |
Лич пускает ледяную волну, которая отскакивает от первой цели и прыгает еще семь раз. Смертельно опасно для двух или более героев, находящихся вдалеке от своих монстров. |
Герой поздней игры. Ставка делалась на одного героя, слабого вначале, но очень сильного в поздней игре. Вся команда старалась обеспечить ему легкую жизнь. Он собирал отличные артефакты и становился фактически непобедимым. Очень популярны были Спектра и Войд. Европейские команды сейчас отдают предпочтения тем героям поздней игры, которые могут постоять за себя и вначале. Зато у азиатов такая стратегия очень популярна.
Лина и Мэйден всю игру будут работать на Лансера.
Доктор и Венга — одни из лучших помощников в игре.
Медуза может выстоять и против двух оппонентов.
|
Наши дни
В этом разделе мы рассмотрим основные виды популярных стратегий.
Давим вначале. Играя так, вы либо быстро побеждаете, либо проигрываете в поздней игре. Отлично работает, когда во вражеской команде мало заклинаний, бьющих по площади, либо много героев эндшпиля. Нужны герои с поражающими заклинаниями, либо с магией вызова: Чен, Тинкер (Tinker) и другие. Обязательно нужен один «танк», который будет стоять впереди и впитывать основной урон. На эту роль идеально подходит Панда (Pandaren Brewmaster), которая может поглотить много урона, а затем использовать финальное заклинание (Primal Split).
Один из примеров подобной игры — матч МYM.dota против TH. Мимы взяли Панду, Тинкера, Некролита (Necrolyte), Венгу и Чена, уничтожив соперника за тридцать пять минут.
Минус стратегии очевиден: не смогли продавить в начале — проиграли партию. А ведь вражеская команда будет тянуть игру всеми силами...
Азиатская Дота. Основное отличие азиатских стратегий — перспективный, но слабый вначале герой, например, Спектра (Spectre) или Лансер (Phantom Lancer). Иногда встречается даже Тролль (Troll Warlord) или Юрнеро (Juggernaut). На них работает практически вся команда. Первым артефактом часто собирается Вангард (Vanguard), с ним герою не так страшны охотники, и он может спокойно добивать массу монстров и зарабатывать на отличные артефакты.
Такого героя ставят на легкую линию вместе с героем поддержки вроде Мэйден (Crystal Maiden). Последний отводит монстров из леса — так его напарнику идет больше опыта. Цель основного героя — добивать как можно больше монстров врага и получать максимум опыта. Например, сложно что-то противопоставить Спектре с Вангардом и Сиянием (Radiance).
В центр обычно идет персонаж вроде Шторма (Storm Spirit) или Невера (Shadow Fiend), который вместе с основным героем будут тащить на своих плечах поздние этапы игры. Против вражеской легкой линии обычно ставят сильную комбинацию, которая будет мешать развитию вражеского героя эндшпиля. Благодаря доминированию на линии один из героев может временами помогать на центре или же основному герою.
За главную надежду команды должен играть сильный игрок, иначе он будет погибать в многочисленных засадах и не соберет необходимых артефактов. Но даже опытный боец может умереть от рук хороших охотников. Пример — игра ROX.KIS.dota против китайцев CH, когда Неруб (Nerubian Asassin) нашего соотечественника LightofHeaven каждые полторы минуты появлялся в самых неожиданных местах и буквально уничтожал вражеских героев.
К тому же вражеская команда может задавить вас на ранних этапах. Чтобы затянуть партию, необходимы герои с заклинаниями массового поражения. Отлично подходят связки финальных заклинаний. И если игра затянута, то вы фактически непобедимы!
Два героя эндшпиля. Отличие от азиатского стиля — обычный герой эндшпиля, не такой слабый вначале. В конце игры эти герои не столь сильны, зато не происходит серьезной потери инициативы, как в предыдущем варианте.
Тройная перспектива. Интересная и необычная стратегия. На три дороги берутся герои, нацеленные на максимальный заработок. Остальные двое ходят с линии на линию и помогают в трудную минуту. Идеальный состав этой тройки — Невермор + Шторм + Брудмазер (Broodmother). В первую очередь берем артефакты для дебюта. Например, Скади (Eye of Scady) для Невермора. Основной минус — уязвимость в начале партии.
Лесник. Игрок вместо линии идет во вражеский или свой лес. Одни из лучших лесников — Чен с Убеждением (Holy Persuasion) и Энигма с Призывом слуг (Conversion). Они быстро расправляются с нейтральными монстрами, неплохо зарабатывая и получая массу опыта.
Лесник в любой момент может выскочить и напасть на вражеских героев, либо спасти своих. Например, Энигма еще на ранних этапах игры своим заклинанием Зло (Malefice) поможет в охоте на вражеского героя. А с появлением финального заклинания ее приход будет ну очень болезненным для врага. К тому же лесная Энигма может уже к двадцатой минуте собрать Хекс (Guinsoo's Scythe of Vyse) и Даггер.
Герой может стоять в своем лесу около легкой линии. Вариант очень эффективен, когда вся команда работает на перспективного героя — например, Спектру. Ее соперники опасаются атаки из леса и теряют инициативу. Можно расположиться и у легкой линии врага. Там скорее всего будет стоять вражеский герой поздней игры, и мы постараемся всеми силами испортить ему жизнь. Раньше в лес мог отправиться и герой эндшпиля, но сейчас это практически не используется — слишком уж легко его там подловить. Лучше оставить на линии под опекой героя поддержки.
Тройная линия. Три героя идут на одну линию и быстро расправляются с героями и башнями врага. Очень интересный вариант, он подробно рассмотрен в предыдущем номере журнала.
Радиус Истинного зрения (Truesight) башен больше, чем дальность их выстрела.
Если у героя есть Прочный щит (Stout Shield), Щит бедняка (Poor Man's Shield) и Вангард, то при получении физического урона проверяется один предмет (урон, возможно, уменьшается), затем проверяется второй (урон, возможно, уменьшается) и т.д.
Если Акс (Axe) с помощью финального заклинания (Culling Blade) добил героя, включившего Blademail, урон не возвратится.
Урон от Суицида (Suicide Squad, Attack!) Техника (Goblin Techies) ослабляется броней. Герой, находящийся в астрале, не получит повреждений.
У героев с дальней атакой эффект от Скади (Eye of Scady) сочетается с похищением жизни (Life Steal) от артефактов Сатаник (Satanic), Маска безумия (Mask of Madness) и других, а также с вылетающими молниями от Вихря (Maelstrom) и Мьёлльнира (Mjollnir).
Если Дриада (Enchantress) включит «Фэйзы» (Phase Boots) и поставит финальное заклинание (Impetus) на авто-использование, то эффект ускорения не пропадет.
Прыжок (Leap) Мираны (Priestess of the Moon) работает следующим образом: герою дается и тут же отнимается способность превращения в ворона (Друид Ворон в Warcraft). С ее помощью он может подниматься в воздух. После этого делается прыжок, а затем себе и всем окружающим союзникам придается 12%-ное ускорение. Само заклинание сделано на основе невидимости (Windwalk) Мастера Клинка (Blademaster). Герой мгновенно исчезает, но тут же появляется.. Благодаря этому прыжок позволяет уворачиваться от направленных заклинаний и атак.
Герои
Есть еще несколько героев, о которых обязательно стоит рассказать.
Медуза уникальна — она совмещает в себе и «танка», и «убийцу». Популярный на профессиональной сцене герой, который не боится практически ничего. Третье заклинание (Mana Shield) удваивает запас жизни. Собирают ей обычно Линкен (Linken's Sphere) и Манту (Manta Style). Главный враг Медузы — Антимаг (Magina) и его пассивная способность Сжигание маны (Mana Break).
Стоит вражеским героям зазеваться, как в толпу влетит Шэйкер и нанесет всем огромный урон своим финальным заклинанием, а потом еще и разделит команду на две части с помощью Борозды (Fissure). Шэйкеру просто необходим Даггер. У героя очень мало маны, поэтому заклинания нужно использовать редко и с умом. Основной враг — Зевс, который своим «ультом» помешает Шэйкеру использовать Даггер в нужный момент.
Мэйден, пожалуй, самый популярный герой на профессиональном уровне. И все благодаря Ауре магии (Brilliance Aura), которая снабжает маной всю команду. К тому же ее Обморожение (Frostbite) незаменимо при охоте на врага. Все свои деньги Мэйден обычно вкладывает в покупку «вардов». Минус героя — слабое здоровье. Мэйден — легкая добыча, поэтому нужно играть ею очень аккуратно.
Раста крайне полезен для команды. Сеть (Shackles) и Хекс (Voodoo) надолго выводят из строя самых опасных героев, а Змейки (Mass Serpent Ward) не только в мгновение уничтожат башни, но и нанесут неплохой урон героям. Но, к сожалению, у Расты небольшой запас здоровья, поэтому команде нужно его оберегать.
Благодаря своим заклинаниям Доктор — один из самых сильных героев поддержки. Грамотно использованное Проклятье (Maledict) равносильно смерти, а Паралич (Paralyzing Casks) надолго остановит вражеских героев. Заклинание Восстановление (Voodoo Restoration) восполняет 40 единиц здоровья в секунду у всех союзников поблизости. Финальное заклинание (Death ward) отлично сочетается с другими умениями. Минус тот же, что и у прошлых двух героев.
Желаем вам зрелищных и успешных командных баталий. А если вы так и не нашли полную команду — не беда, в следующем номере мы рассмотрим стратегии для двоих и троих игроков.
Имеет ли смысл команде высокого уровня брать сразу и Спектру и Войда?
На центральной линии стоит Шторм против Сайленсера (Silencer), оба — профессионалы. Кому из них потребуется помощь союзников?
Какое заклинание Дарксира (Dark Seer) отлично сочетается с финальными заклинаниями Невермора и Лича?
Какой артефакт нейтрализует действие антимагии (Repel) Пуриста?
Что нужно собирать Дереву, если в команде есть несколько героев с высоким уроном?