Сложность в играх серии «День победы» всегда зависела в первую очередь от выбранной стороны. Какой интерес переписывать историю мира за США, с их невообразимой экономической мощью, или за СССР, никогда не испытывающий недостатка в ресурсах? Зная наперед ключевых участников, события и эффективные стратегии Второй мировой, перекроить историю под себя при игре за таких мастодонтов вовсе не сложно, а значит, и не очень интересно.
Другое дело — попытаться переписать известные события небольшим, но динамичным агрессором, жаждущим переломить старый мир о колено и установить новый порядок. И Япония из-за своего стратегического положения, подразумевающего возможность и даже необходимость морской и сухопутной войны со всеми соседями, — самый интересный выбор для этого.
После победы крепче затяни ремни шлема.
Японская пословица
Пока молчат пушки
На дворе вновь 1936 год. Огромный мир лежит перед нами, и люди наверняка надеются на лучшее... Но мы-то знаем, что скоро планета снова погрузится в хаос мировой войны. Предыдущая великая война не решила ничего, лишь обострила накопившиеся противоречия, и потому часы, отсчитывающие время до нового грандиозного конфликта, не остановить. Видные шестеренки этого механизма — политики и генералы — усердно работают, приближая день, когда все наконец-то решится. Может, среди них есть и такие, которые предпочли бы дать времени распутать клубок сложившихся противоречий, но те, кто жаждет разрубить этот узел с пользой для себя, — явно в выигрышном положении. Ведь чтобы договариваться, нужно согласие обеих сторон, а чтобы воевать — хватит и злой воли одной из них.
Японские политики и военные явно принадлежат ко второй группе. Их взгляды на жизнь и судьбу других предельно циничны — они не знают другой правды, кроме силы, и верят в то, что Япония должна силой добиться доминирующего положения в Азии, а затем и во всем мире. А значит, война — лишь вопрос времени...
На западе лежит огромная страна, тайную мечту о покорении которой самураи лелеяли веками, — Китай. И никогда за всю историю у японцев не было столь благоприятной возможности для вторжения.
Утопающий в коррупции цинский режим даже не пытался провести модернизацию страны и под разговоры о духовном превосходстве китайцев над «западными варварами» пришел к полному коллапсу. Революция обернулась хаосом и кровавой гражданской войной, которая продолжается уже десятилетия. И хотя сейчас партия Гоминьдан близко подошла к тому, чтобы объединить весь Китай в единую Китайскую республику (в игре — Нац. Китай), страна все еще слишком слаба и не сможет сопротивляться хорошо организованной агрессии.
А агрессия уже идет. В 1931-1932 годах японцы завоевали Маньчжурию, создав там марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с Пу И — последним императором Китая. Это государство, где каждый чиновник имеет своего японского «дублера», без согласия которого ни одно решение не вступит в силу, станет отличным плацдармом для вторжения. Теперь нужно лишь все подготовить и назначить день, когда война начнется.
Это важно: агрессору незачем строить заводы. Выгоднее потратить ресурсы на новые армейские дивизии, которые принесут вашему государству новые земли, ресурсы и производственные мощности.
Первое, что стоит учесть при создании армии, — Японии не придется вести войну на современный европейский манер. Азиатские дороги плохи, моторизированные части потеряют на них свои преимущества в скорости и, что важнее, потребуют снабжения бесценным топливом, которое будет трудно доставлять из-за слабой дорожной сети. В условиях Китая кавалерия справится ничуть не хуже и даже лучше. Поэтому сразу забываем об исследованиях в области мотопехоты и бронетехники. Весь интеллектуальный ресурс страны направляется в науку, и в первую очередь исследуется пехотное и кавалерийское вооружение, наземные военные доктрины и промышленные технологии, во вторую — техническое оснащение флота и авиации.
ниями не стоит пренебрегать.
В дипломатических вопросах поступаем просто — покупаем недостающие ресурсы (в первую очередь дефицитное сырье) у США и быстро дрейфуем в сторону Оси. Вступив в этот альянс, начинаем влиять на американцев дипломатически, удерживая их от сближения с союзниками.
Сразу же заказываем максимально возможное количество пехотных и кавалерийских дивизий. Поначалу они довольно дороги, но скоро ваши подчиненные накопят опыт в практике их формирования, и стоимость создания этих подразделений заметно упадет, а скорость — заметно вырастет. Дивизии формируются четырехбригадными в примерном соотношении одна кавалерийская на три пехотных. Каждую вторую-третью пехотную дивизию усиливайте одной бригадой тяжелой артиллерии, кавалерийские же дивизии должны состоять исключительно из конников, чтобы не потерять в своем главном козыре — скорости.
Учтите, что, хоть в северном Китае вам и придется интенсивно форсировать реки, тратиться на инженерные бригады не стоит. Дело в том, что они тоже потребляют горючее, что неоправданно — смело распускайте единственную инженерную бригаду, имеющуюся у вас в войсках. Куда более верным вложением средств станет формирование нескольких дивизий морской пехоты. Эти славные ребята отлично умеют переправляться через реки и, в отличие от инженеров, еще очень и очень вам пригодятся. Еще из специальных родов войск не помешают три-четыре горнострелковые дивизии.
Вы также можете спокойно снять все войска с северной границы Маньчжоу-го и перевести их на юг, усилив армию вторжения. Советский Союз в «Дне победы 3» очень пассивен и миролюбив. А раз нападения с севера можно не опасаться, зачем тогда держать там войска?
Это важно: членам Оси не стоит беспокоиться по поводу неминуемой войны с СССР после германского нападения. Германия объявляет СССР ограниченную войну, и потому члены Оси, не заинтересованные в такой войне, могут сохранять нейтралитет
Падение Китая
Силы, необходимые для покорения Китая, зависят от версии игры. В самых первых искусственный интеллект чрезвычайно пассивен, и потому война напоминает скорее прогулку. Но в более поздних версиях компьютерный противник отрастил зубы и стал опасен. В версиях 1.4 и 2.0 (то есть Semper Fi) китайцы очень грамотно и динамично защищаются, умело используя глубоко эшелонированную оборону и рельеф местности, имеют солидную поддержку своих младших союзников, и взять их голыми руками не выйдет — как бы еще в море не скинули.
Но даже в Semper Fi сорока дивизий при самом неудачном раскладе хватит, чтобы быстро захватить Шаньси и, с некоторыми трудностями, — Коммунистический Китай. Надежно закрепившись на захваченной территории, нужно оценить боевые возможности Нац. Китая и, если дальнейшее наступление невозможно, — заключить мир. Если же китайцы не окажут достойного сопротивления, войну можно будет и продолжить.
Собственно, именно так и делаем. Как только нужные силы скопятся на границе, а в резерве в одном из портов на Японских островах будет стоять еще десять готовых к бою дивизий — объявляете войну Шаньси и быстро выводите эту страну из игры, присоединяя ее к империи как провинцию. Никаких проблем тут не возникнет.
Возникнут они на юго-западе. Бойцы Мао немногочисленны, но хорошо знают свои горы и превратили их в крепость. Выкурить их оттуда будет трудно — горная местность и реки создают огромные проблемы, но массированные штурмы с горнострелками и морпехами на острие атаки плюс поддержка авиации сделают свое дело. Коммунистический Китай падет, и вы аннексируете его. Теперь по ситуации: либо продвигайтесь в глубь страны, либо закрепитесь на достигнутых рубежах, дав войскам немного отдохнуть и восстановить организацию, и оцените подошедшие силы Нац. Китая. Если дальнейшее наступление невозможно — предлагайте мир. Рано или поздно китайцы согласятся, и вы сможете сформировать еще десять дивизий, которые и решат дело. Если противник явно не сумеет вас остановить, начинайте вторую фазу завоевания без перемирия и предварительной подготовки.
На заметку: решающими в этом вопросе будут действия клики Гуанси. Если они отправят свои войска помогать Гоминьдану отражать вторжение, дальнейшее наступление с севера будет крайне затруднительно. Если останутся пассивно сидеть у себя на юге — вы, скорее всего, добьетесь успеха.
Впрочем, в первом случае можно и схитрить — дождавшись, когда все войска южан подтянутся к линии фронта, вы быстро грузите резервные дивизии на транспорты, десантируетесь в Гуанси и фактически без сопротивления захватываете страну. Нац. Китай остается с вами наедине и долго не продержится.
Во втором — высаживаете резервные части возле Шанхая, захватываете город и быстро продвигаетесь на запад с целью взять Нанкин. Потеря столицы скажется на национальном духе китайцев, а также опустошит их склады — снабжение ведь идет из центра. Если же силы и ситуация позволяют — можно и нужно воплотить в жизнь оба этих варианта. Вынужденные распылять свои войска китайцы ослабят северную группировку, а наши войска на севере тем временем тоже перейдут в наступление. И если поначалу оно и будет буксовать, то когда вам удастся форсировать Хуанхэ (поможет большая концентрация сил и морская пехота), никаких проблем уже возникнуть не должно. Старайтесь действовать по обычному сценарию — пехота прорывает фронт, резервные кавалерийские части устремляются в прорыв и пытаются окружить войска противника.
Если китайцы начали отступать, а их фронт рушится — развивайте успех. На востоке двигайтесь на соединение с шанхайской группировкой, на западе минимальными силами удерживайте войска Северо-западных земель Ма, а основными — продвигайтесь на юг, в том же направлении наступает и центр. Очень скоро Нац. Китай падет, и вы не напрягаясь добьете его уцелевших союзников.
Поздравляю, огромная древняя страна лежит у ваших ног!
Восток-Запад
В принципе, на этом можно было бы и успокоиться.
В «Дне победы 3» мир очень спокойно относится к падению Китая. Никакого эмбарго от США (как оно было в реальности) вы за эти художества не получите и (если еще не присоединились к Оси) даже сможете спокойно дипломатически дрейфовать в сторону союзников. Японская империя и так только что откусила кусок, который, по-хорошему, можно переваривать еще сотню лет, экономика обеспечена достаточным притоком ресурсов, а каких не хватает — всегда можно купить у американцев... Огромные владения в Азии, мир, настороженное, но все же сотрудничество мировой общественности — что еще нужно империи, чтобы достойно встретить старость?
Но это же не наш метод — верно? Много вы помните великих завоевателей, которые сумели вовремя остановиться? Да и надо же чем-то занять ядро нашей армии — старый мир трещит по швам, кто успел, тот и съел, а у нас проверенные в деле дивизии простаивают.
Значит, новая агрессия — дело решенное, главный вопрос — ее направление.
Война на севере себя пока не окупит — дальневосточные части Красной армии мы, может, и разобьем, но на просторах огромной страны увязнем надолго, особо ценных ресурсов там не видать, к тому же, если Германия еще не начала войну с СССР, нам придется противостоять всей военной мощи русских, а к этому наша армия все-таки пока не готова.
Поход на запад выглядит намного перспективнее. Между нами и британской Индией лежит только Юньнань — последний обломок Китая, который японская армия сумеет покорить за три-четыре дня (сделайте это, как только войска сконцентрируются на границе). Так отчего бы не вырвать жемчужину британской короны и не вставить ее в корону божественного микадо? А там, покорив Индию и подчинив себе бассейн Индийского океана, мы сможем выйти на Ближний восток с его огромными запасами нефти. А оттуда недалеко и до Европы...
На заметку: можно рассмотреть и довольно масштабную альтернативу — быстрое вторжение в США. Если такая кампания пройдет успешно, судьбу мира можно будет считать решенной. Четырехкратное экономическое превосходство Штатов — самый большой вызов, с которым предстоит столкнуться островной империи, но если подчинить эту экономику себе...
Рецепт прост — после захвата Гавайев нагло высаживаем все доступные войска под Сан-Франциско и быстро продвигаемся в глубь страны по отличным американским дорогам, стараясь откусить сразу и побольше. В реальности такая операция была бы абсолютно невозможна без полного уничтожения флота США, но «День победы 3» позволяет осуществить этот сценарий, даже если большинство американских кораблей все еще плавают. Другое дело, что ваших сил может и не хватить, чтобы достаточно быстро взять под контроль огромную страну. А пространство между Гавайями и Сан-Франциско превратится в арену огромной битвы между японским императорским флотом и ВМФ США, и, если японцам не удастся добиться полного доминирования на этом участке (а это вряд ли получится), снабжение армии вторжения окажется под большим вопросом. Без надежного снабжения успех кампании становится делом случая, и ни за что поручиться нельзя. К тому же большая морская и воздушная война потребует огромного количества горючего, а обеспечить его приток без выхода к ближневосточным нефтяным месторождениям будет очень затруднительно.
Так что поход на запад куда надежнее.
Сердце льва
Все свое производство теперь направляем на усиление флота. Закажите четыре авианосца и соответствующее количество авианосных ударных групп к ним, легкие корабли (эсминцы или легкие крейсера — на ваш вкус), пару линкоров, несколько флотилий транспортных кораблей (тех, из которых формируются конвои снабжения) и судов охранения для них. Сильный флот нам очень понадобится, поэтому войну придется отложить до момента, когда эти корабли будут готовы. Постройка больших кораблей займет около двух лет и закончится в 1939-1940-м, но такая пауза даже нам даже на руку. Япония как член Оси сможет по историческому событию без единого выстрела присоединить к своим владениям французский Индокитай — Вьетнам, Лаос и Камбоджу, а также установить в королевстве Сиам прояпонский марионеточный режим. Это очень удобно, но возможно только после капитуляции Франции.
Когда новые корабли будут готовы, из основных сил флота формируем три ударные группы.
Один линкор, два авианосца, корабли сопровождения (возможно, один линейный крейсер) — группа ориентирована на прямое столкновение с противником и подавление его организации.
Два-три линкора (лучшие из доступных), пара линейных крейсеров, один авианосец (возможно, эскортный), корабли сопровождения — группа ориентирована на артиллерийский бой с дезорганизованными первой группой кораблями противника, их перехват и уничтожение. Также может оказать поддержку первой группе в случае, если та столкнулась со слишком серьезным противником.
Три-четыре авианосца, корабли сопровождения — группа ориентирована на нанесение воздушных ударов по кораблям противника, поддержку с воздуха первых двух групп.
Маловероятно, что вы обнаружите в Тихом или Индийском океане группировку английских кораблей, достаточно сильную для того, чтобы отправлять против нее такой флот, но борьба с ВМС США потребует от вас умелой координации действий этих трех соединений.
Наземные войска распределяем следующим образом — всю морскую пехоту и примерно треть пехотных дивизий отправляем в Шанхай, остальные части концентрируем на границах с британскими колониями, причем на сингапурском направлении (можно территории союзного Сиама, можно просто морским десантом) — не более трех дивизий.
кой империи, но защищен он из рук вон плохо, бывает, что вообще никак.
Это важно: во всех версиях оригинальной игры до 1.4 включительно умелой дипломатической работой страны Оси могут довольно долго удерживать США от присоединения к союзникам. Изредка получается даже склонить «арсенал демократии» на свою сторону. Возможность с исторической точки зрения странная, но ценная.
Если США уже присоединились к союзнической группировке, сразу же после объявления войны вторгаемся на Филиппины, перебросив туда всю скопившуюся в Шанхае пехоту. Морская пехота отправляется захватывать островные базы США в Тихом океане. Основная группа под прикрытием основных сил флота — по маршруту Уэйк-Мидуэй-Гонолулу. Вспомогательная (можно использовать обычную пехоту) — Джонстон-острова Рождества-Феникс. Кстати, еще перед началом войны рекомендую сконцентрировать в каком-нибудь из японских городов все гарнизонные дивизии, разбить их по две бригады и сразу после захвата островов заменить ими боевые части. Серьезные силы (до двух дивизий морской пехоты) стоит оставлять только на Гонолулу.
Американский флот в начале войны довольно пассивен, но скорее всего вы встретите его часть либо у Гавайев, либо у островов Рождества. Разбейте эту группировку своими основными силами и преследуйте, стараясь уничтожить как можно больше кораблей.
Это важно: единичные авианалеты на порт в игре, к сожалению, вовсе не так эффективны, как в нашей реальности. Устроить Перл-Харбор не выйдет, но уничтожение кораблей в портах серией налетов — неплохая идея. Стоит только учесть, что такие атаки здорово снижают организацию, надолго понижая боеспособность задействованных частей, поэтому старайтесь привлекать к подобным операциям авианосные ударные группы. Тактические и морские бомбардировщики потопят корабли противника ничуть не хуже, а для авианосцев найдется масса другой работы.
Тем временем ваши войска должны взять Сингапур и закончить захват Филиппин. Оставив незначительные силы для охраны важнейших портов, перебрасывайте десант южнее для захвата голландских и британских владений в Индонезии (то же самое, но сразу — если американцы все еще колеблются и не примкнули к союзникам).
Наступление на Индию не должно встретить сколь-нибудь ощутимого противодействия. Индийская армия англичан крайне немногочисленна и достойно сопротивляться не сможет. Однако вассалы британцев — Бутан и Непал — могут оказаться крепкими орешками, поэтому северная группировка войск вторжения должна быть достаточно сильной и, желательно, укомплектованной горнострелками. Как только эти небольшие страны будут разбиты, основная группа войск устремится к западным границам Индии, а несколько слабейших дивизий отправятся на юг, чтобы установить полный контроль над страной (они же потом займутся полицейской работой на оккупированных территориях, отлавливая всяческих повстанцев). Достигнув границ Персии... Правильно — с чего бы нашим войскам сейчас останавливаться, если перед нами богатейшие запасы нефти? Быстро захватываем Персию, Ирак и Суэцкий канал, если до нас этого еще не сделали союзники-итальянцы.
Поздравляю, японский солдат моет свои сапоги в Средиземном море.
Но ведь и это еще не конец. Если на Тихом океане спокойно, мы переводим в Средиземное море основные группы флота, воспользовавшись итальянскими портами, получаем перевалочную базу для атаки на Гибралтар. Захватив его при помощи морской пехоты, выходим в Атлантику и получаем возможность действовать непосредственно против Британских островов. Теперь главное — разбить основные силы Королевского флота.
Возможно, вторгаться непосредственно в метрополию даже не придется. В моей игре измученная войной, потерявшая важнейшие колонии и прекрасно понимающая, что это значит, Британия капитулировала после того, как я взял Белфаст. Самая большая империя из когда-либо созданных человечеством пришла к своему концу.
В восточном полушарии с союзниками покончено. Ну, или будет покончено, когда вы разобьете слабенькую австралийскую армию. Между вами и США — океан, и при умелом руководстве ваш постоянно растущий флот сумеет удержать американцев на «их» половинке земного шара. Если вам удастся обзавестись союзником в Южной Америке, вы сможете начать авантюрную, но от того еще более интересную кампанию на другом континенте. Хотя перед этим придется еще помочь Германии добить СССР.
Впрочем, это уже дело техники.